витебский вокзал что рядом
Витебский вокзал
Метро | ст. Пушкинская, Кировско-Выборгская линия |
Автобус | 39э (остановка Витебская площадь) |
Трамвай | ост. Витебский вокзал, 16 |
Троллейбус | ост. Витебский вокзал, 3, 8, 15, 17 |
Маршрутное такси | ост. Витебский вокзал, К25, К90, К124, К177, К258, К338 |
Витебский вокзал — старейший в Санкт-Петербурге и в России. Обслуживает пригородные направления, отправляет и принимает поезда дальнего следования (в том числе международные рейсы), обслуживая каждый час около тысячи человек.
Возле здания находится станция метро «Пушкинская» и пересадочная с ней станция «Звенигородская».
История, услуги, схема Витебского вокзала
Первое здание — деревянное, одноэтажное — было открыто в 1837 году.
Знакомое петербуржцам и гостям города нынешнее огромное здание в стиле модерн было создано в 1904 году по проекту архитектора С. А. Бржозовского. Уже тогда вокзал оборудовали лифтами и транспортерами.
В следующие годы вокзал не раз перестраивали и реставрировали, сохраняя исторический облик памятника.
В здании расположены зоны отдыха и комнаты длительного пребывания, камеры хранения, кафе и магазины, медпункт, другие социально значимые объекты.
Посмотреть расположение касс, кафе (зеленым), магазинов и сервисов (красным) можно на схеме Витебского вокзала, расположенной справа.
Расписание Витебского вокзала
Ниже представлено табло Витебского вокзала — указано время отправления и прибывания поездов и электричек. Оно кликабельно, можно перейти на сайт Яндекс. Расписания и посмотреть цены на билеты.
Популярные направления поездов и электричек с Витебского вокзала
Электричка Санкт-Петербург — Пушкин
В пути полчаса. Расписание электричек Витебский вокзал — Пушкин (вокзал Царское село) можно посмотреть онлайн, на сайте Яндекс.Расписания.
Электричка Санкт-Петербург — Павловск
Частые рейсы в течение дня. Дорога занимает около 40 минут. Узнать, как ходят электрички Витебский вокзал — Павловск можно на сайте Яндекс.Расписания.
Электричка Санкт-Петербург — Оредеж
Несколько рейсов в день, в пути примерно 2,5 часа. Расписание электричек Витебский вокзал — Оредеж смотрите на онлайн-табло Яндекс. Расписаний. Данное направление подходит и для того, чтобы добраться до станции 21 км — расписание электрички по ссылке.
Электричка Санкт-Петербург — Шушары
Можно сесть на пригородный поезд до Павловска, Новолисино, Оредежа и некоторых других населенных в пунктов. До нужной станции — всего 18–20 минут пути. Посмотреть полное расписание электричек Витебский вокзал — Шушары можно на Яндекс.Расписаниях.
Электричка Санкт-Петербург — Вырица
Электрички по маршруту Витебский вокзал — Вырица ходят часто. Расписание — по ссылке.
Электричка Санкт-Петербург — Купчино
В пути минут 15. Узнать, как часто ходит электричка Витебский вокзал — Купчино можно на сайте Яндекс.Расписания.
Электричка Санкт-Петербург — Антропшино
Много рейсов пригородных поездов в течение дня, в пути около 45 минут. Расписание электричек до Антропшино с Витебского вокзала смотрите на сайте Яндекс.Расписания.
Поезд Санкт-Петербург — Минск
Обычно несколько рейсов в день, в пути 13–18 часов. Самый быстрый — фирменный поезд «Звезда». Полное расписание — по ссылке.
Поезд Санкт-Петербург — Брест
Есть скорые поезда до Бреста (один рейс в день, в пути 18 ч.) и проходящие — до Праги, Вены. На скором можно также уехать в Витебск, Минск, Локню. Все рейсы — на сайте Яндекс.Расписания.
Поезд Санкт-Петербург — Вильнюс
Рейс ежедневный плюс несколько по специальным дням. В пути примерно 13,5 часов,15 остановок, в том числе в Пскове. Актуальное расписание по маршруту Витебский вокзал СПБ — Вильнюс смотрите на сайте Яндекс.Расписания.
Поезд Санкт-Петербург — Рига
Поезд до Риги идет почти 15 часов. Расписание — по ссылке.
Поезд Санкт-Петербург — Гомель
Рейсы есть практически каждый день. Время в пути 16–17 часов. Точное расписание можно посмотреть на сайте Яндекс.Расписания.
Поезд Санкт-Петербург — Днепропетровск
Рейсы до Днепропетровска — только по специальным дням, в пути 36 часов. Посмотреть расписание по маршруту Витебский ж/д вокзал — Днепропетровск можно на сайте Яндекс.Расписания.
Как добраться с Витебского вокзала до аэропорта и ж/д вокзалов
Витебский вокзал — Ладожский вокзал: на метро, 1 станция до «Владимирской» (пройти на пересадочную «Достоевскую»), 4 станции до «Ладожской».
Витебский — Московский вокзал: на метро без пересадок — 2 станции и выйти на «Пл. Восстания».
Витебский — Балтийский вокзал: пешком — чуть более 2 км; метро — от «Пушкинской» до «Балтийской» 2 станции.
Витебский — Финляндский вокзал: 4 станции без пересадок до метро «Площадь Ленина».
Добраться с Витебского вокзала до аэропорта Пулково можно примерно за 1–1,5 часа, с минимальным количеством пересадок маршрут следующий: 1 станция от «Пушкинской» до «Технического института», перейти на Московско-Петроградскую ветку, проехать 5 станций до метро «Московская», от которого от которого отходят экспресс-автобусы № 39, следующие до аэропорта Пулково.
Как доехать до Витебского вокзала Санкт-Петербурга
Вокзал расположен напротив Введенского сада, недалеко от ТЮЗа, Багратионовского сквера, Юсуповского и Польского садов, при желании можно прогуляться и от Сенной площади, Гостиного двора.
Из разных районов города удобно ехать на маршрутках автобусах. До здания также идут троллейбусы и трамваи, пригородные поезда.
Витебский вокзал в Санкт-Петербурге
Фотографии
Расписание: онлайн табло
Расписание электричек с Витебского вокзала на сегодня (онлайн табло)
Расписание поездов с Витебского вокзала на сегодня (онлайн табло)
Режим работы 2021
Как добраться
Ближайшая станция метро
Ещё ближайшее метро
Как доехать на метро?
Чтобы добраться до вокзала на метро, необходимо доехать лучше всего до станции «Пушкинская», либо «Звенигородская».
Стоимость и режим работы метро
Как попасть в метро?
Поезда прибывают на 2-й этаж вокзала. Чтобы попасть в метро, необходимо спуститься на 1-й этаж здания, потом выйти на улицу. Вход в метро расположен в отдельном павильоне, справа от вокзала.
Как добираться наземным транспортом?
С различными районами города вокзал соединяют троллейбусный маршруты под номерами №№ 3, 8, 15, 7, трамвайный маршрут № 14, автобусные маршруты под номерами №№ 15, 25, 34, 90 и 258. Стоимость проезда городским транспортом составляет 40 рублей;
Также до вокзала можно добраться из аэропортов Пулково-1: автобус № 39 и Пулково-2: автобус № 13, маршрутные такси К-3, К-39А и К-113. Автобусы и маршрутки из обоих аэропортов едут до станции метро «Московская». Длительность пути из обоих аэропортов составит примерно 50 минут с учётом пересадок.
Как добраться на такси?
Также можно добраться до железнодорожного вокзала на такси. В Санкт-Петербурге работает большое количество компаний, предоставляющих эту услугу. При желании пассажир может заказать автомобиль любой вместимости от эконом- до премиум-класса.
Современные автомобили оснащены всем необходимым для быстрой и комфортной поездки (кондиционеры, просторные багажники, кресла для детей).
Как ехать на личном авто?
Витебский вокзал расположен всего в 3 километрах от центра города. Добраться можно на личном транспорте.
Самый короткий путь – выехать на набережную реки Фонтанка, затем свернуть на Бородинскую улицу, а после – на Загородный проспект и двигаться по указателям.
Для пассажиров с личным авто рядом на территории вокзала оборудованы одна бесплатная и несколько платных автостоянок (краткосрочная и долгосрочная). Актуальную стоимость услуг по парковке автомобиля можно узнать по телефону круглосуточной справочной.
Поскольку вокзал находится в черте Санкт-Петербурга, то уехать обратно в город можно любым из перечисленных способов. Недалеко от вокзала есть остановки общественного транспорта, ближайшая станция метро – «Пушкинская».
Лайфхаки туристам
Не советуем добираться на вокзал наземным общественным или личным транспортом, либо даже на такси, так как движение в центре города достаточно напряжённое, в часы пик возможны огромные пробки. Можем порекомендовать использовать наземный транспорт или такси при большом запасе времени, либо ночью.
Петербургское метро является наиболее быстрым и недорогим способом добраться до вокзала, так как данный вид транспорта не зависит от пробок на дорогах.
Официальный сайт и контакты
Единая справочная
Центр содействия мобильности
Сервисы
Контакт-центр
Для жителей города и туристов, прибывающих в Санкт-Петербург, работает Контакт-центр. Его операторы проконсультируют о городских событиях, экскурсионных маршрутах, порядке работы транспорта, музеев и других учреждений, включая экстренную поддержку.
История
Витебский вокзал является одним из 5-ти действующих железнодорожных вокзалов Санкт-Петербурга и одним из 4-х вокзалов, которые обслуживают поезда дальнего следования.
Первый и старейший
Витебский вокзал – самый первый вокзал в России, старейший сохранившийся железнодорожный вокзал в городе на Неве и стране. Здание вокзала – объект культурного наследия народов России и охраняется государством.
Среди всех железнодорожных вокзалов Санкт-Петербурга – Витебский вокзал отличается тем, что перед ним нет большой привокзальной площади. Фасады здания выходят: центральный — на Загородный проспект; восточный — на Винокурцевский проезд; западный, который выходил на Введенский канал, теперь после его засыпки — на улицу Введенского канала.
Названия вокзала
Витебский вокзал носил название Санкт-Петербургский сразу после его открытия, с 1900 года его стали именовать «Царскосельским вокзалом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». В 1918 году он был переименован в «Детскосельский» одновременно с переименованием «Царского Села» в «Детское Село».
В 1920-е годы в справочных изданиях иногда встречалось двойное название «Детскосельский (Витебский)», а с 1935 года вокзал носит наименование «Витебский».
Строительство
Изначально планировалось построить каменное здание на берегу Фонтанки у Обуховского моста для станции в Санкт-Петербурге и экспериментальной, первой Царскосельской железной дороги в России. Однако выкупить землю у владельца не удалось.
Уже 7 июля 1836 года стартовало строительство Павловского железнодорожного вокзала. В 1837 году на Загородном проспекте был выделен небольшой участок земли, в августе началось строительство временного двухэтажного деревянного здания вокзала с расчетом на 1-2 года эксплуатации.
Открытие
Вокзал открыли 11 ноября 1837 года вместе с началом движения на участке Санкт-Петербург — Царское Село.
Первым поездом, отправившимся с новой станции, стал паровоз «Проворный». В качестве машиниста выступил руководитель строительства железной дороги, инженер Франц Герстнер. В поезде находились почётные пассажиры, среди которых был император Николай I.
Каменное здание
Новое двухэтажное каменное здание железнодорожного вокзала построили в 1849-1851 годах по проекту известного русского архитектора Константина Андреевича Тона.
В январе 1900 года Царскосельская железная дорога была приобретена Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
Требовалось новое, более представительное здание пассажирского вокзала. Рядом решили возвести Императорский павильон для поездок царской семьи. Сначала пришлось построить временный деревянный вокзал, уже 4-й по счёту, который назвали просто «Павильон».
Только после этого зодчие приступили к демонтажу старого здания вокзала и возведению Императорского павильона. К ноябрю 1901 года он был готов, в спустя год, началось строительство нового здания вокзала.
Новый вокзал в начале ХХ века
В 1904 году «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» завершило строительство линии от Павловска до Витебска.
В том же году – 1 августа состоялось открытие современного здания вокзала, возведённого в стиле «модерн» по проекту академика архитектуры Станислава Антоновича Бржозовского.
В строительстве приняли участие инженер-строитель Сима Исаакович Минаш и инженер Александр Григорьевич Голубков.
Реставрация здания
Несмотря на то, что зданию вокзала на момент принятия решения о проведении реставрационных работ не было и 100 лет, в ходе обследования специалисты пришли к выводу, что суровый петербургский климат и сложная экологическая обстановка в центре города в конце XX столетия причинили памятнику архитектуры немалый ущерб. До этого момента на вокзале не проводилось никаких комплексных восстановительных работ.
К 300-летию Санкт-Петербурга в 2001-2003 годах провели работы в рамках программы по реставрации и восстановлению железнодорожных вокзалов города на Неве. Они включали реконструкцию здания вокзала.
Строители выполнили следующее
Согласно результатам обследования состояния здания, сохранность внешнего металлического декора, подлежащего восстановлению, составила около 2%. По этой причине реставраторам пришлось заняться полной реконструкцией исторического памятника.
Специалисты компании «Гранит» воссоздали козырьки над входами, заново изготовили полностью утраченные детали по сохранившейся исторической документации. Они осуществили ковку элементов по образцу, аналогами которым служили и остальные детали.
Конструктивной особенностью здания было использование огромного количества заклёпок в качестве крепежа, минимально применялась сварка. Эти работы были повторены, для чего потребовалось использования большого ассортимента типоразмеров заклёпок, произведённых вручную.
Работы проводились под наблюдением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), что гарантирует сохранность памятника архитектуры, коим является Витебский вокзал в Санкт-Петербурге.
14 июля 2001 года состоялся рабочий ввод в эксплуатацию системы АСКОП – автоматизированной системы контроля оплаты проезда пассажирами в пригородных поездах.
Вокзал сегодня
В отличие от других железнодорожных вокзалов Санкт-Петербурга, перед Витебским вокзалом нет большой привокзальной площади.
Центральный фасад здания выходит на Загородный проспект, восточный фасад – на небольшой проезд, который после Великой Отечественной войны назвали в честь Винокурцева Павла Дмитриевича – милиционера, кто погиб, спасая жизнь ребёнку во время артобстрела в 1941 году.
Западный фасад здания вокзала после постройки выходил на Введенский канал, после его засыпки в 1965-1971 годах, он стал выходить на улицу Введенского канала.
Царскосельский железнодорожный мост был перекинут через Обводный канал по ходу следования железной дороги. Рядом с вокзалом в 1956 году построили наземный вестибюль станции метро «Пушкинская».
В 2008 году была открыта пересадочная с ней станция «Звенигородская». Напротив Витебского железнодорожного вокзала, на противоположной стороне Загородного проспекта, расположен Военно-медицинский музей, который является крупнейшим в России историко-медицинским музеем и даже музеем мирового уровня.
Перед ним находится сквер, в котором до сноса в 1933 году находился Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка.
Сегодня помимо пригородных поездов и поездов дальнего следования РЖД, от Витебского вокзала отправляются поезда белорусских, молдавских и украинских железных дорог.
В настоящее время, в связи с угрозой терактов, в здании Витебского вокзала действует только один вход – посередине, где пассажиры проходят через рамку металлодетектора. Левый действует только как выход, а правый закрыт.
Памятники и мемориалы
Памятник создан как дань уважения императору — весной 1841 года Николай I распорядился создать комиссию по проекту железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, которая стала первой двухпутной железной дорогой Российской империи и положила начало созданию железнодорожной сети государственного значения.
Архитектура и архитекторы
Проект основан на необычной для того времени архитектуре с обилием металла. Это здание является одним из первых общественных зданий, построенных в стиле «модерн».
Здание внутри: планировка
Необычная для начала XX века планировка здания чётко выражена, когда крупные объёмы сгруппированы асимметрично с учётом их функционального назначения.
В этой конструкции прослеживается основной принцип строительства современных зданий «изнутри – наружу». Внешний вид здания отражает его внутреннюю структуру, которая, в свою очередь, была создана на основе рациональных соображений.
На открытии станция получила восторженную оценку своих современников. У здания – оригинальное купольное завершение, башня с часами. Дебаркадер вокзала имеет арочное перекрытие.
Технические новинки
При строительстве вокзала широко использовались разные сложнейшие технические новинки, большинство решений были новаторскими для того времени: лифты для багажа и пассажиров; транспортёры; рельсовое полотно на 2-м этаже; электричество.
Элементы декора
Вокзал изначально художественно богато оформили: почти все части – балконы, лестницы и пролёты, витражи и фонари украшены художественной ковкой.
На часовой башне можно увидеть скульптурных сов, а в одном из залов вокзала – картины, посвящённые истории Царскосельской железной дороги. Авторы полотен – художники Николай Семёнович Самокиш и Елена Павловна Самокиш-Судковская.
Железные решётки балконов вокзала заполнены коваными изображениями, напоминающими лиру. Об этом во время открытия вокзала писали как о «своеобразном рисунке». Над многочисленными входами вокзала оригинальные ажурные козырьки выполнены по индивидуальным проектам.
Главный фасад
Главный зал вокзала представляет собой гигантский вестибюль с парадной лестницей. Его высота – более 20-ти метров, он увенчан металлическим куполом. Парадная лестница является доминантой зала, её украшают мраморные перила с декоративными бронзовыми вставками.
Освещение зала спланировано с использованием естественного освещения, дневной свет проникает через витражные окна, расположенные на всех стенах. Электрические светильники создают искусственное освещение. Они расположены по периметру зала, выполнены из железа и выкрашены в чёрный цвет.
Между окнами, в простенках, находятся лепные панно цвета старой бронзы, на которых изображены головы Меркурия и женские головки, украшенные стилизованными растительными орнаментами. Такой выбор не случаен: Меркурий – бог торговли и путешествий.
На фасаде вестибюля расположен масштабный ризалит с большой витражной аркой, оформление которой перекликается с аркой на здании магазина братьев купцов Елисеевых на Невском проспекте.
Главный вход вверху украшен гербами Санкт-Петербурга и Витебска, конечных пунктов Витебской линии на момент строительства вокзала.
Помимо вестибюля, вертикальной доминантой здания является высокая башня с часами, которая имеет эффектный живописный силуэт. Переход между фасадами украшен колоннами, стилизованными под дорический ордер.
Восточный и западный фасады
Большую часть восточного и западного фасадов занимает трёхсводчатый дебаркадер, который спроектировал инженер Войцех Герсон.
Арки дебаркадеров – металлические, клёпаные, изначально покрытые стеклом. Ограждениями служат решётки из листового железа, декорированные металлическими цветами. Дебаркадер не покрывает платформы полностью, около трети перронов расположены под открытым небом.
Восточный фасад здания имеет утилитарное назначение, он образован двумя объёмами — комплексом помещений центрального фасада, увенчанного башней с часами, и объёмом лестничного пролёта и лифта для пассажиров. После строительства станции метро с этой стороны здания многие пассажиров дальнего следования пользуются этой лестницей.
С западного фасада организовано отправление пригородных поездов, здесь находятся пригородные кассы. Для обеспечения работы автоматизированной системы контроля оплаты проезда пассажирами в пригородных поездах были установлены металлические решётки, что существенно изменило общий внешний вид здания.
Пути и платформы
Путевое развитие станции состоит из 8 путей, вокруг которых построены 5 высоких платформ. Первые 4 пути без электрификации и проходят под дебаркадер (восточный и центральный нефы).
Остальные 4 пути предназначены для пригородных поездов и электрифицированы, пути № 5 и № 6 примыкают к западному нефу дебаркадера, но не заходят под него. За пределами дебаркадер на платформах № 1-3 сооружены навесы.
Архитекторы, строители, художники
Интересные факты и кино
Витебский вокзал, благодаря своему колоритному дебаркадеру, очень часто «играет роли» других вокзалов. Здесь были сняты сцены многих кинолент, в том числе, где действия разворачиваются на вокзалах других городов и даже стран.
На Витебском вокзале снимали такие фильмы
И вот на горизонте Царскосельский вокзал
Встречает урков с мясом пирожками.