что нужно сделать для того чтобы причаститься

Истинное приготовление к Божественному причастию

Многие верующие ограничивают свое приготовление к Божественному причастию одним лишь постом. С помощью благословленного Церковью средства, каким является пост, диаволу удается обольстить православных христиан: одних – чтобы воспрепятствовать их частому причащению, других – чтобы причастие для них было «в суд или осуждение», «зане недостойне им причащатися». Такие не только диаволом обольщаемы, но и сами себя обольщают. Думая, что после того, как выдержали какой-то пост, не обязательно имеющий отношение к посту, установленному Церковью, то уже и подготовились ко причастию. У них возникает ложное ощущение, что они причащаются достойно.

Из свидетельств Священного Писания, канонов и святых отцов ясно, что обязательного поста перед Божественным причастием нет. Для тех, кто имеет сильное желание и подвизается, чтобы часто причащаться, не требуется никакого другого поста, кроме, естественно, установленных и освященных Церковью (среда, пятница, Великий, Рождественский и Успенский посты и прочие постные дни года). Пост соблюдают не с той целью, чтобы приступать к чаше жизни, как, к сожалению, полагают некоторые верующие и высказываются отдельные клирики, совершенно богословски не аргументируя свои утверждения. Если бы так было на самом деле, то мы должны были бы причащаться только после многодневных постов, то есть прийти к бесовской мысли о том, что христиане должны причащаться лишь четыре раза в году, а те, кто имеет препятствия, не постились бы совсем.

Итак, повторим истину, подтвержденную и Священным Писанием, и Преданием Церкви: пост – это одно, а Божественное причастие – другое. Мы постимся не для того, чтобы причаститься, а причащаемся не потому, что постились. Конечно, имеется в виду, что верующие приступают к чаше жизни с приготовлением. Но то, что для них необязателен не имеющий оснований ни в Священном Писании, ни в Предании Церкви трехдневный строгий пост без масла, не означает, что они могут приступать к Божественному причащению «как получится». Горе тем, кто подходит к чаше без подготовки. Должно подготовиться, и притом основательно.

Верующий не должен следовать легкому приготовлению – трехдневному строгому посту без масла, но должен пройти трудное духовное и основательное приготовление. Тех, кто приступает к Божественному причащению без подготовки, страха и веры, святитель Иоанн Златоуст уподобляет воинам, прободившим ребро Распятого Христа: «Как тогда воины прободили ребро не для того, чтобы напиться искупительной крови, но для того, чтобы ее излить, так и те, кто недостойно приступает, не получают от святой чаши никакой пользы».

В чем же заключается подлинное приготовление ко причастию?

Вера в таинство Божественного причастия, вера, что в святом потире телесно пребывает Сам Богочеловек Иисус Христос, и особенно в то, что Божественное причастие есть пища, необходимая для нашей духовной сущности, – эта вера рождает в душе горячее желание войти в прямую связь и стать единым с Господом нашим Иисусом Христом. Первые христиане «каждый день единодушно пребывали (по-греч. букв. – были все время наготове, ожидали) в храме» (Деян. 2: 46). Вот именно это ожидание, это пламенное желание и должно быть в сердце верующего. Мы с огромным нетерпением ждем встречи с друзьями, любимыми и родственниками, но несравнимо большим и более пламенным должно быть наше желание встречи с Иисусом Христом, Которого любим сильнее всех. В Божественном причастии мы не просто встречаемся с Ним, но соединяемся, становимся одним телом и одной кровью со Христом, становимся носителями Христа – христоносцами. Это сильное желание постоянного причащения возрастает в нас вместе с мыслью о том, что в настоящей жизни причастие есть залог нашего совершенного причастия – общения [1] – с Богом в будущей жизни. И основным условием того, чтобы мы могли наследовать Царствие Небесное, является наше участие в таинстве Божественной евхаристии.

Евхаристией называется Божественное причастие. Евхаристия (букв. – благодарение) есть наша благодарность «о всех яже на нас бывших». Мы благодарим за все блага, но вершиной их всех на земле являются честные дары. Мы благодарим и за Небесное Царствие, залог которого и есть Божественное причастие. Святитель Иоанн Златоуст говорит по этому поводу: «“Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой?” (1 Кор. 10: 16) Когда я говорю “благословение”, то имею в виду благодарение (евхаристию), а когда говорю о “благодарении”, то раскрываю всё сокровище благодеяний Божиих и вспоминаю обо всех Его (Бога) дарах. Поэтому и мы перед святым потиром вспоминаем неописанные благодеяния Божии и все, что имеем от Бога. Так мы приносим бескровную службу и причащаемся, принося благодарение о том, что Бог избавил род человеческий от прелести. Мы были далеко, а Он нас привел к Себе. В то время, когда мы не имели надежды и жили, как безбожники, Он сделал нас братьями и сонаследниками. Принося благодарение за это и многое подобное тому, мы и приступаем к чаше».

Если мы хотим причаститься, то должны подвергнуть самих себя испытанию, достойны ли мы причащения. Апостол Павел ясно заповедует: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего, и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29). Внимательное исследование самих себя в час размышления после молитвы покажет нам, можем ли мы приступать к Божественному причастию. Но помните! В этом исследовании самих себя мы не должны быть ни сверхчувствительными, ни бесчувственными. Уже неоднократно повторялось, что нет таковых, кто бы в полной мере был недостоин причащения. Божественное причастие не есть награда для тех, кто не грешит, но укрепление грешников, которые подвизаются для достижения святости. Мы причащаемся не потому, что достойны, а для того, чтобы стать достойными. Самоконтроль и самоисследование в том случае, если человек ведет духовную жизнь, никогда не может завершиться абсолютным оправданием. Всегда наша совесть, этот невидимый и неумолимый прокурор, произнесет нам «обвиняю» в тысячах прегрешений. Верующий, который обладает самопознанием и, прежде всего, богопознанием, всегда будет обвинять себя. Однако обвинение обвинению рознь.

Если в результате самоисследования верующий поймет, что виновен в тяжких грехах, которые препятствуют ему приступить к святой чаше, тогда он не может причаститься без исповеди. К таковым грехам относятся следующие: вспышки гнева, плотские падения, аборты, сребролюбие, антипатия к кому-либо, жестокость, серьезные ссоры, которые случаются и среди верующих. Конечно, мы говорим о сознательных христианах, которые имеют сильное желание причащаться часто, а не о тех, кто ведет жизнь мирскую, исполненную нечестия, которые подходят ко причастию лишь дважды или трижды в год.

Если, однако, верующий в результате самоанализа поймет, что виновен в «извинительных» грехах, «легко прощаемых», которые совершает и самый великий святой «яко плоть носяй и в мире живый», тогда, разумеется, с осознанием своей греховности может причащаться. В своей книге «О частом Божественном причащении» преподобный Никодим Святогорец приводит мнение святого Афанасия Антиохийского, который разделяет грехи на «легко прощаемые» и «тяжкие». Вот эти слова: «Если мы впали в малые – человеческие и “благопростительные” – грехи или, “увлекшись”, согрешили языком, слухом, зрением, тщеславием, унынием, гневом, то после того, как мы осознаем эти грехи и придем в истинное самоукорение, да причастимся святых таин, веруя, что причастие пречистых таин служит и для очищения подобных грехов. Если же мы тяжко согрешили плотскими, мерзкими и нечистыми грехами и держим в себе зло на ближнего, тогда да не приступаем к Божественным таинам до тех пор, пока воистину не покаемся».

Тот, кто имеет благословение духовника на частое причащение – каждое воскресение, пусть исследует свою совесть. Если совесть не обличает его в тяжких грехах, тогда пусть он переходит к другим стадиям подготовки к Божественному причастию. Тому, кто причащается не только каждое воскресенье, а очень часто и ежедневно, нет уже необходимости в том, чтобы исповедоваться перед каждым причастием. Конечно, никто не может сказать, что его совесть абсолютно чиста, но и не будем забывать, что Божественное причастие служит «во оставление грехов». Верующий причащается не потому, что его совесть свидетельствует о том, что он достоин этого. Подобное мнение было бы проявлением сильного эгоизма и, напротив, сделало бы такого человека еще более недостойным причастия. Все мы, люди, недостойны Божественного причастия. Верующий причащается, «дерзая на бесконечную милость и благодать Призывающего Господа», чтобы приять оставление своих грехов, войти в общение с Духом Святым, чтобы освятиться и укрепиться для продолжения своего подвига в миру с целью стяжания Царствия Небесного.

Если же самоанализ откроет, что верующий виновен в таких грехах, которые препятствуют ему подходить ко причастию, тогда исповедь является основным условием участия в Господней вечери. Как для того, чтобы принять вещественную пищу за общей трапезой, ты испытываешь необходимость предварительно вымыть руки, то насколько же больше должен ощущать потребность омыть в бане святой исповеди свою душу, чтобы участвовать в священной и духовной трапезе небесной пищи – таинстве Божественного причастия.

Трапеза Божия для орлов, а не для галок, как говорит святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 28: «Жертва требует, чтобы мы приступали к ней в согласии и с теплой любовью, как духовные орлы парили в небесном пространстве. Еще же более над небесами, потому что Господь говорит: “Где будет труп, там соберутся и орлы”. Под трупом разумеется тело Господне. Если бы Господь не был принесен в жертву, то мы бы не воскресли… Потому что трапеза для орлов, а не для галок. Когда же Он сойдет с небес, они (орлы), то есть достойно причащающиеся, встретят Его, а те, кто нечестиво причащается, понесут непоправимый вред».

На исповеди перед духовником кровь Иисуса Христа, «излитая за живот мира и спасение», соединяется с теплыми слезами верующего, который искренне кается, после чего следует очищение и убеление души. Необходимость исповеди до причастия ощущает каждый верующий. Перед священником он повторяет исповедальные слова блудного сына: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15: 21). С сокрушением сердца верующий исповедует свои грехи, слезами заявляет свое покаяние и слышит от духовника утешительное слово: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). Радость, испытываемая после исповеди, велика по той причине, что, во-первых, человек избавился от тяжести вины, а во-вторых, потому что получил разрешение от духовника приступить к Божественному причастию. К сожалению, большинство из приступающих ко причастию, особенно в дни великих праздников, до этого не исповедовались. Трепет охватывает, когда подумаешь, что люди, отягощенные страшными грехами, нечестиями и преступлениями, подходят ко причастию без исповеди. Многие благоговейные священники боятся Бога и трепещут, как бы не дать «святыню псам» и не пометать «жемчуг перед свиньями» (Мф. 7: 6). Поэтому в тех случаях, когда считают необходимым, они спрашивают у приступающих ко причастию, исповедовались ли те или нет. Многих такой подход удивляет, а собственно почему? Разве врач, прежде чем дать сильнодействующее лекарство, не спрашивает больного, подготовился ли тот для принятия его надлежащим образом. Почему же тогда священник, который преподает тело и кровь Христову, не может спросить причастника, приготовился ли тот как следует?

Но, возразят некоторые, такой вопрос может обидеть. Отвечаем: лучше пусть такой человек обижается временно, чем будет мучиться потом вечно!

Кроме того, этот вопрос священник задает не без рассуждения, но кротко и с любовью, причем не всем, но только тем, кто приступает в великие праздники без подготовки и о которых он знает, что те ведут соблазнительную жизнь и пребывают нераскаянными. Священник никогда не задаст такой вопрос тем, кто приступает к чаше жизни регулярно и о которых знает, что эти люди подготовили себя надлежащим образом.

Вот что заповедует святитель Василий Великий: «Ты, священник, не забывай заповедь Владыки Христа и святых апостолов – не давать святыни псам и не метать бисера перед свиньями. Смотри, чтобы не предать тебе Сына Божия в руки недостойных. Не думай в тот час о сильных земли, ни о носящих на главе венец. Кому божественные каноны запрещают преподавать пречистые таины, ты и не передавай». (Эта заповедь святителя содержится в Служебнике, изданном Апостольской диаконией. Афины, 1995.)

В те дни, когда наблюдается массовый наплыв причастников, многие из которых причащаются без надлежащего чувства, благочестивый священник должен сделать такое увещевание:

– Братия мои, те, кто не исповедовался недавно и не получил разрешение от священника, не подходите ко причастию. Вы должны сначала с помощью искреннего покаяния подготовиться духовно, а затем уже приступать. Если не успели исповедаться сейчас, то сделайте это после праздников. Когда вы причащаетесь подготовленными, тогда у вас и в душе праздник. Только тогда у вас может быть Рождество и Пасха, когда вы причащаетесь достойно. Если вы причащаетесь без подготовки и без исповеди, то собираете себе огонь на главу, потому что Божественное причастие «огнь есть, недостойные попаляяй». Очень вас прошу, сначала подготовьтесь, а потом приступайте.

[1] По-гречески слова «причастие» и «общение» выражаются одним словом – koinonia. – Здесь и далее примеч. переводчика.

Источник

Как подготовиться к причастию?

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Как готовиться к причастию ребенку? Какие молитвы нужно прочитать? Возможно ли соблюсти все требования беременным или кормящим мамам? Масса недоумений возникает у тех, кто впервые решился сам или с детьми участвовать в главном таинстве православной Церкви.

Мы попросили ответить на несколько самых популярных вопросов опытных священников.

Как готовиться к причастию: что читать?

В православном молитвослове, даже самом кратком, вы найдете последование ко Святому Причащению, состоящие из канона и нескольких молитв. Все это нужно прочитать накануне вечером или утром, перед Божественной литургией. Дополнительно читают три канона: Спасителю, Богородице и Ангелу-Хранителю. Их можно читать в течение нескольких дней перед Причастием. Молитвенное правило христианина может быть скорректировано священником, принимающим исповедь, в зависимости от жизненных обстоятельств. По окончании литургии нужно выслушать в храме или прочесть по молитвослову благодарственные молитвы по святом причащении.

Обычная подготовка к причастию включает пост (отказ от пищи животного происхождения, развлечений и супружеских отношений от 1 до 3-х дней), исповедь (раскаяние в грехах в присутствии священника и получение прощения), вечернее богослужение, чтение последования ко причащению и канонов. Тем, кто пришел в храм впервые, священник во время исповеди может скорректировать индивидуальную подготовку к причастию: меру поста или вид молитвенного правила.

Как готовиться ребенку к причастию?

что нужно сделать для того чтобы причаститься. Смотреть фото что нужно сделать для того чтобы причаститься. Смотреть картинку что нужно сделать для того чтобы причаститься. Картинка про что нужно сделать для того чтобы причаститься. Фото что нужно сделать для того чтобы причаститься

Иерей Александр Лаврухин, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице, директор Свято-Димитриевской школы, отец 9 детей, Москва

Чтобы подготовить детей к причастию, прежде всего важно объяснить им, что это такое. Здесь правильно будет говорить правду, а именно то, что причастие – это Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Это ребенку стоит объяснить с самого начала. Неправильными являются слова, которые употребляют некоторые родители: «хлебушек с вином», «сладкий хлебушек». Таких слов говорить детям не нужно, потому то это неправда.

Важно рассказать ребенку, что причастие – это Божественный свет, огонь Божественной любви, который может очистить и освятить душу. Если же приступать к причастию без специальной подготовки, то этот огонь может душу обжечь.

Подготовка ребенка к причастию состоит прежде всего из работы души: нужно примириться со всеми, попросить прощения за наши плохие поступки у Бога и людей. Если ребенок уже взрослый, то для того, чтобы просить прощения у Бога, он может участвовать в таинстве исповеди. Возраст, с которого дети начинают исповедоваться, и частота исповеди обсуждаются родителями с духовником семьи, без которого будет трудно найти правильное решение. В целом дети с 7 до 10 лет начинают участвовать в исповеди, но могут причащаться и без нее.

Многие вопросы, касающиеся подготовки ребенка к причастию, обсуждаются в документе, принятом архиерейским совещанием Русской Православной Церкви «Об участии верных в евхаристии». Особенно подчеркивается важность того, чтобы родители приступали к Чаше вместе с детьми. Правильному отношению ребенка к причастию способствует то, что он видит подготовку своих родителей, их благоговение к таинству. Детский пост перед причастием, конечно, отличается от взрослого. Начиная с трех лет юного христианина можно приучать к тому, что причащаться нужно натощак, чтобы к 7 годам он был готов к этому. Маленьким детям можно часто причащаться – каждое воскресенье или каждый раз, когда они приходят в храм. К переходному возрасту важно, чтобы причастие стало осознанным.

Важным элементом подготовки детей к причастию является личная молитва к Богу. С 7 лет стоит хотя бы одну молитву читать, можно начинать с тех, которые читает священник перед Чашей: «Верую, Господи, и исповедую…» и «Вечери твоея тайныя днесь». И обязательно объяснить их смысл, который может быть не всегда ими сразу воспринят. С возрастом молитвенное правило перед причастием может увеличиваться, с учётом возраста, духовного и интеллектуального развития ребенка.

Как готовиться к причастию беременной?

что нужно сделать для того чтобы причаститься. Смотреть фото что нужно сделать для того чтобы причаститься. Смотреть картинку что нужно сделать для того чтобы причаститься. Картинка про что нужно сделать для того чтобы причаститься. Фото что нужно сделать для того чтобы причаститься

Иерей Александр Лаврухин, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице, директор Свято-Димитриевской школы, отец 9 детей, Москва

Беременность – особый период в жизни семьи, в первую очередь женщины. В это время важна внутренняя жизнь беременной, поскольку то состояние, в котором она находится, в какой-то степени влияет и на развивающего в ее утробе младенца. Конечно, для христианки участие в таинстве причастия является важнейшей встречей со Христом, возможной здесь, на земле. Оно может происходить так часто, насколько это для нее посильно.

Если до наступления беременности женщина привыкла поститься строго, учитывать в молитвенном правиле не только последование ко причащению, но и три канона, то теперь это может оказаться невозможным. И вместо того, чтобы причащаться чаще, она, чувствуя, что не может исполнить все, станет причащаться реже, что, конечно, будет неправильно. Об этом говорится в документе, принятом архиерейским совещанием Русской православной Церкви 3 года назад, «Об участии верных в евхаристии». Для тех христиан, кто приступает к Чаще раз в неделю или раз в 2 недели, правило для подготовки должно быть несколько иным: достаточным считается пост в течение дня накануне причастия, а молитвенная подготовка включает проследование ко причастию (канон и молитвы). Если эта практика относится ко всем, кто часто причащается часто, то для женщины во время беременности возможны ещё бОльшие послабления: пост может быть вовсе отменен или же ограничиваться невкушением мясной пищи, если это не приводит к нежелательным последствиям для здоровья (если нет анемии, например).

Во время молитвы не обязательно стоять – будущей маме вполне можно молиться сидя. И приходя в храм нужно не стесняться и сесть. Если женщина чувствует себя нехорошо, задача близких помочь, чтобы ей было по силам присутствие в храме.

Если беременная христианка лежит на сохранении (дома или в больнице) и не имеет возможности прийти в храм на исповедь и причастие, то, конечно же, нужно пригласить священника. Очень важно, чтобы женщина могла исповедаться и причаститься, и не стоит думать, что это невозможно вне стен храма.

Как готовиться к причастию кормящей?

что нужно сделать для того чтобы причаститься. Смотреть фото что нужно сделать для того чтобы причаститься. Смотреть картинку что нужно сделать для того чтобы причаститься. Картинка про что нужно сделать для того чтобы причаститься. Фото что нужно сделать для того чтобы причаститься

Иерей Александр Лаврухин, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице, директор Свято-Димитриевской школы, отец 9 детей, Москва

Когда женщина становится матерью, для нее участие в богослужениях, таинствах, становится значительно более сложным, чем даже в период беременности, если, конечно, беременность протекала в штатном режиме. Для того, чтобы прийти на исповедь, причаститься, маме с ребенком нужно приложить особые усилия.

В идеале, конечно, было бы прийти на службу не в праздничный, а в будний день, заранее узнав расписание на сайте храма и уточнив по телефону, то в этот день будет исповедь. Договориться со священником об исповеди заранее проще, если есть духовник. Было бы здорово прийти в храм не одной, а с мужем или бабушкой, которые могли бы побыть с ребёночком, пока мама будет исповедоваться. Важно ребеночка приготовить к тому времени, чтобы ему было посильно провести эти 20 минут без мамы: хорошенько накормить, переодеть, чтобы он либо спал в коляске, либо в крайнем случае был на руках у мамы, сытым и довольным.

Нужно понимать, что для женщины рождение ребенка, его кормление и воспитание, является служением Богу и Церкви. Поэтому не нужно смущаться тем, что мало времени остается на молитву, не всегда успеваешь прочитать утреннее и вечернее правило, редко получается прийти целиком на литургию. Это время, когда женщине важно молиться Богу, помнить о Нем, и свою веру и любовь к Богу постараться ребеночку передать с молоком.

Мне кажется, что главное – желание мамы причаститься. Если оно есть, то можно все естественные сложности, связанные с материнством, преодолеть.

Как готовиться к причастию молодой маме?

что нужно сделать для того чтобы причаститься. Смотреть фото что нужно сделать для того чтобы причаститься. Смотреть картинку что нужно сделать для того чтобы причаститься. Картинка про что нужно сделать для того чтобы причаститься. Фото что нужно сделать для того чтобы причаститьсяПротоиерей Андрей Ромашко, клирик храма Казанской иконы Богородицы п. Краснообск, руководитель православного подросткового клуба «Ковчег», отец 8 детей, Новосибирская область

Подготовка к причастию мирян четко описана в документе «Об участии верных в Евхаристии». Например, перед причастием необходимо быть на вечернем богослужении и не опаздывать на литургию, а исключение возможно для инвалидов и родителей с маленькими детьми. А недавно родивших и кормящих мам, безусловно, можно отнести к ним.

Итак, звоним в храм (отправляем туда мужа, маму, свекровь) с вопросом: как причаститься молодой маме? Вы говорите, например, «я кормящая мама, у меня трое погодков, помощников нет, приду одна со всеми детьми!» Желательно услышать ответ от священника, а если его нет от библиотекаря, катехизатора или свечницы. Помните, что не все работники храма одинаково компетентны: сторож или уборщица могут сказать совсем не то, что нужно. А вам необходимо получить ответы на три принципиальных вопроса:

1. Когда прийти на исповедь? Реально ли в вашей конкретной ситуации (дети, кормление грудью, беременность) сделать исключение и исповедаться не во время богослужения, чтобы не оглашать храм плачем младенца?

2. Какие молитвы читать перед Причастием? Минимум это Последование ко Святому Причащению, как оно напечатано в Молитвослове. Если вам совсем некогда, найдите в планшете или смартфоне аудио этих молитв и слушайте. Можно сесть или прилечь, если кормите. Главное внимательно слушать и молиться.

3. Как поститься? Для беременных и кормящих мам есть послабления: только один день или вообще без поста. Что потребуется в вашей конкретной ситуации нужно выяснить заранее.

Если вы не беременны, не кормите, есть с кем оставить детей – действуйте как все, не давая себе лишних послаблений. Ну, а если вам реально сложно, а особых поблажек вам порекомендовали не делать – не расстраивайтесь, просто ваш батюшка в душе хирург. Вы справитесь, разберетесь или найдете батюшку-«терапевта». Главное начать, а дальше Господь поможет!

Источник

Как готовиться к Причастию

Если коротко, то готовиться надо так, как благословляет духовник. Есть очень много обстоятельств, которые делают невозможным применение общих правил. Тем не менее существует 4 основных этапа подготовки к Причастию: пост, молитвенное правило, исповедь, присутствие на вечернем богослужении и литургии. О них и еще нескольких моментах в Слайдах «Фомы».

Подробнее о подготовке к Причастию можно прочитать в церковном документе, утвержденном Архиерейским Совещанием Русской Православной Церкви, — «Об участии верных в Евхаристии».

Отказ от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты), супружеских отношений и развлечений. Срок — от 1 до 3 дней. Если литургия с утра, после 24.00 есть нельзя — это называется «евхаристический пост». Если литургия служится вечером или в обед, евхаристический пост длится не менее 6 часов. К Причастию подходят натощак.

Вечернее богослужение

Присутствие на вечернем богослужении обязательно. Например, вечером в субботу всегда совершается воскресная всенощная, на которую церковные люди стараются ходить неопустительно, даже когда не имеют возможности причаститься в воскресенье. Если нет возможности прийти на службу, нужно обязательно сказать об этом священнику. Здесь тоже может быть очень много исключений, но это не отменяет самой идеи участия в церковном богослужении как необходимой составляющей жизни христианина, вершиной которой является Евхаристия.

Исповедь

Таинство Православной Церкви, на котором человек в присутствии священника раскаивается в своих грехах и получает прощение. Исповедь перед Причастием обязательна, кроме тех случаев, когда верующий по благословению духовника причащается несколько раз в неделю. На исповеди священник может скорректировать индивидуальную подготовку к Причастию — продолжительность и строгость поста, вид молитвенного правила, присутствие на богослужениях. Исповедь проходит во время вечернего богослужения или утром перед литургией.

Молитвенное правило

Включает в себя последование ко святому Причащению: канон к Причастию и молитвы. Дополнительно иногда читаются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Они могут заменяться на другие молитвы или отменяться вовсе в зависимости от подготовленности и жизненных обстоятельств человека. Этот вопрос обсуждается с духовником, но если его нет, то просто со священником, который принимает исповедь. Это правило касается только взрослых и не подходит для детей, которым требуется другая молитвенная практика.

Исключения

Из любого пункта священник может сделать исключение: сократить, заменить или вовсе отменить какой-либо из них, а иногда увеличить. Это может быть единовременное решение, например, человек из-за работы не успел прийти на вечернее богослужение, или носить продолжительный характер: человек по болезни должен принимать с утра лекарства и не может причащаться натощак. Такие вопросы решаются индивидуально.

Кому нельзя причащаться?

Неподготовленным людям, не получившим благословение священника на принятие Святых Таин. Женщинам во время месячных — за исключением случаев смертной опасности или когда продолжительное кровотечение вызвано заболеванием. Нельзя причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид.

Продолжительность и содержание подготовки к Причастию определяют родители вместе с священником, учитывая возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Возраст совершения первой исповеди и частота ее совершения с 7 до 10 лет определяются совместно с духовником или священником, который принимает исповедь у родителей. Для детей до трех лет евхаристический пост не нужен. С трехлетнего возраста детей постепенно приучают к воздержанию от еды и питья перед Причастием. С 7 лет ребенок обычно может и должен причащаться натощак. С этого возраста ребенка следует учить читать подготовительные молитвы перед Причастием. Их объем и содержание определяют родители в соответствии с духовным и интеллектуальным развитием ребенка.

После Причастия

Христианин должен выслушать в храме благодарственные молитвы после Святого Причащения (их обычно читает чтец сразу после окончания службы) или прочесть их самостоятельно. Нужно стремиться к тому, чтобы сохранить принятый дар Причастия в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.

Светлая седмица

Христиане, соблюдавшие Великий пост, в период Светлой седмицы (неделя после Пасхи) ограничиваются евхаристическим постом. Аналогичная практика может соблюдаться в период между Рождеством и Богоявлением (7–19 января). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также последования ко Святому Причащению.

В итоге

Пост, исповедь, молитва, служба, но все по силам и по обстоятельствам каждого, все исключения — как послабления, так и большую строгость в подготовке — надо обсудить со священником.

| Читайте также:

Таинство радости

Причастие: благодарность Богу

Великий четверг

Кирилл, спасибо Вам за работу!

Огромная благодарность, Юрий, за Ваши советы и рекомендации. Очень подробно и глубоко.

Извините, уважаемый Юрий, но нужно учитывать, что существуют установленные правила для всего, что происходит в Церкви. При чем эти правила существуют уже очень давно, и мы должны их исполнять. Представьте, если каждый будет делать все, что ему вздумается: например, священнику вдруг не захотелось проводить службу в воскресенье, или поющие на клиросе решили вместо службы сходить на день рождения, что же тогда будет? Это касается и подготовки к Причастию, Исповеди, Крещению, Венчанию и т. д. Не сравнивайте наше время и то, что было 2000 лет назад. Тогда действительно люди особо не постились, но нужно учитывать, что в то время их вера была намного сильнее, чем наша и житейские правила были очень строгими. А мы живём в мире современных технологий и вседозволенности. И чтобы мы не ринулись с головой во всевозможные позволенные греховные дела, у нас, к счастью, есть эти 4 поста, которые избавляют или страхуют от всяких зависимостей.

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *