что нужно сделать для развития русского языка
Русский язык для взрослых: 10 способов устранить пробелы в грамотности
Русский язык, а также культура речи – это одни из основных предметов в школьных программах. Однако далеко не всегда знания усваиваются учащимися надлежащим образом, а еще чаще они просто теряются за последующие годы жизни. Между тем, знать русский язык и уметь не только грамотно выражаться, но и правильно писать очень важно. Смешно и грустно, когда слышишь, как телеведущие или политики несут какую-то белиберду, произнося слова совершенно неправильно, или когда читаешь в газетах, журналах или том же интернете вроде бы серьезные и полезные статьи, но видишь, что слова в них написаны как попало, например, вместо «налицо» пишут «на лицо», вместо «к маме» пишут «к мами», вместо «непогода» пишут «не погода» и т.д.
Не имеет значения, какие цели и задачи вы ставите перед собой, знать русский язык нужно, причем хотя бы по той простой причине, что тем самым вы выражаете уважение к родной речи и культуре, проявляете уважение к себе и окружающим людям. Больше про важность грамотности вы можете узнать из этого видео:
А сегодня мы поговорим на тему того, как можно повысить грамотность по русскому языку уже взрослому человеку. Но перед описанием подготовленных для вас десяти способов устранения пробелов в знаниях, мы хотели бы указать на один крайне важный момент.
На самом деле повысить свою грамотность достаточно просто, но следует понимать, что сделать это за неделю или две не получится. В лучшем случае этот процесс может занять у вас несколько месяцев, а то и лет. Поэтому, приняв решение о том, что вы действительно хотите в должной степени овладеть родным языком, позаботьтесь, чтобы такие книги как грамматический справочник и словарь русского языка стали вашими верными спутниками. Не обязательно, конечно, всегда иметь их с собой (хотя можно скачать на планшет, ноутбук или смартфон), но сделать своими настольными пособиями нужно обязательно.
И если вдруг в какой-то ситуации вы испытываете затруднение, к примеру, не уверены точно, как пишется слово или что оно означает, не пренебрегайте использованием словаря. Точно так же и когда узнаете новый термин, уделите минутку на выяснение его точного определения. Поступая так, вы всегда будете повышать свою грамотность и расширять словарный запас.
Итак, если вы готовы, предлагаем вашему вниманию способы устранения пробелов в грамотности по русскому языку.
10 способов устранить пробелы в грамотности
Каждый из представленных способов по-своему интересен. Использовать их вы можете как по-отдельности, так и в комплексе. К слову, если вы отдадите предпочтение второму варианту, ваши успехи будут более впечатляющими, а сам процесс будет проходить намного быстрее.
Способ первый – читать
Чтение – это, пожалуй, самый лучший и верный способ повышения грамотности по русскому языку. Но с учетом того, что многие люди привыкли интеллектуально лениться, большую часть информации они получают, слушая радио, смотря новости, тематические передачи, кино и т.п. Это, конечно, хорошо, но грамотнее (в прямом смысле этого слова), к сожалению, не делает. Повысить уровень знания родного языка и улучшить правописание вам поможет чтение.
Дело в том, что книги содержат в себе невероятное количество слов. И во время чтения человек получает сразу несколько преимуществ: во-первых, расширяется его словарный запас, во-вторых, развивается навык сочетания и комбинирования лексических единиц, и, в-третьих, при чтении мозг визуально фиксирует правильное написание различных терминов и понятий, благодаря чему уменьшается количество орфографических ошибок на письме (кстати, если вы ознакомитесь с нашим курсом по русском языку, вы сможете пройти небольшой тест на правописание). А еще одним существенным плюсом чтения является расширение кругозора.
Способ второй – писать
Несмотря на то, что уроки (сеансы) чтения крайне полезны, конкретно правописание можно улучшать, если больше писать. Уделяйте этому хотя бы по 30 минут каждый день, и уже совсем скоро вы заметите, что при написании различных слов у вас появилась уверенность. К тому же это позволяет изучить всевозможные тонкости пунктуации. Но, конечно, работать этот способ будет только в том случае, если написанное (правильность написания слов и расстановки знаков препинания) вы всегда будете проверять.
Если же вас волнует вопрос – что именно писать, то здесь подойдет абсолютно все. Можете написать небольшую историю из жизни, описать прошедший день, изложить в краткой форме содержание любимого фильма. Также полезно вести дневник. Кстати, если писать ручкой на бумаге вам почему-то не хочется, воспользуйтесь текстовым редактором на компьютере. При желании можно даже задаться целью вести собственный блог в интернете на интересную тему (а если вам понравится, со временем вы сможете сделать это одним из источников дохода или даже основным).
Способ третий – проверять и устранять сомнения
Хорошие способы изучения русского языка – это не только чтение и писательство, но и постоянная самопроверка и устранение своих сомнений. Вам наверняка знакома ситуация, когда вы пишите что-то или даже просто говорите о чем-то, а у вас возникают сомнения, что вы написали или произнесли это правильно (сюда же можно отнести вопрос смысловой правильности употребления терминов и понятий).
Так вот: такие ситуации не следует считать чем-то из ряда вон выходящим, с ними сталкивается каждый. Но вопрос в том, что вы будете делать с этим. Мы рекомендуем не жалеть времени и уделить его поиску ответов и устранению сомнений. Загляните в интернет или откройте словарь, чтобы удостовериться: не совершили ли вы ошибки. Кстати, именно такие случаи позволяют запоминать информацию лучше всего, ведь даже небольшая неуверенность в чем-то – это всегда микростресс, сопровождаемый эмоциональной реакцией. А, как известно, то, что вызывает у человека эмоции, запоминается надолго. Таким образом, устраняя сомнения, вы будете усваивать полученные уроки на всю жизнь.
Способ четвертый – использовать онлайн-сервисы
Доступ к интернету есть сегодня практически у каждого человека, и если еще лет десять назад это можно было назвать диковинкой, то сейчас иметь под рукой планшет, смартфон или ноутбук стало так же естественно, как чистить зубы по утрам. Кроме того, точки доступа к всемирной Паутине есть в настоящее время во множестве публичных мест и заведений.
Во-первых, в интернете можно найти специализированные курсы по русскому языку. К таким относится курс на 4brain, а также материалы таких платформ как «Универсариум», «Интуит», «Лекториум», «ПостНаука», «Лекторий» и другие (более подробно о них вы можете прочитать вот здесь). А во-вторых, существует немало «облегченных» сервисов, где есть возможность, например, просто ввести слово и узнать его правописание или значение. Также такие ресурсы зачастую предлагают проверку грамматики, пунктуации и т.д.
Поэтому, когда возникают какие-то затруднения, смело обращайтесь к таким сайтам как gramota.ru, therules.ru, online.orfo.ru, text.ru, languagetool.org и другим. Это, конечно, не уроки по русскому языку, но все равно хорошие способы изучения.
Способ пятый – установить приложение «Слово дня»
Приложение «Слово дня» представляет собой очень простой и в то же время эффективный инструмент для пополнения словарного запаса. Очень хорошо, кстати, о нем написал Игорь Манн в своей книге «Номер 1». Приложение совершенно просто устанавливается на компьютер или гаджет – вот здесь его можно скачать.
Когда вы установите его, ваш словарный запас будет увеличиваться на одно слово ежедневно. Кто-то может сказать, что в этом нет ничего особенного, но это будет неправильно. Дело в том, что ежедневно мы все общаемся, используя по большей части только знакомые нам слова, а новые узнаем лишь случайно. Поэтому «Слово дня» станет хорошей альтернативой этим «случайностям».
А если провести несложные математические расчеты, то за год вы узнаете 365 новых слов, за два года – 730, за пять лет – 1825 и т.д. Согласитесь, неплохой результат? Таким образом, уже по прошествии даже одного месяца вы заметите, что ваша речь стала богаче, а стиль письма – более совершенным. Плюс ко всему – глядя на высветившееся на экране слово, даже хорошо вам известное, вы будете запоминать его правописание.
Способ шестой – учить правила
Если уроки по русскому языку – уже пройденный вами этап, а, например, репетитор по какой-то причине неактуален, но повышать грамотность необходимо, учите правила самостоятельно. В идеале этот способ предполагает изучение одного правила ежедневно. Но если взять во внимание то, что, скорее всего, у вас есть работа, хобби, семейные дела и все прочее, а правила нужно не только зазубривать, но и усваивать, вы можете уделять на изучение чего-то одного два или три дня.
Можно, например, сегодня выучить, как пишется «О» и «Ё» после шипящих, немного попрактиковаться, а завтра повторить правило и снова попрактиковаться. А уже послезавтра – выполнить несколько упражнений без повторения правила.
Если подобные способы изучения правил русского языка станут неотъемлемой частью вашей жизни, со временем вы овладеете этим предметом в совершенстве. И если спешить вам некуда, занимайтесь спокойно, ведь даже медленно идущий достигнет своей цели, пока толпы зевак будут стоять и смотреть. А узнавать и изучать эти самые правила можно при помощи все тех же учебников, сборников правил и онлайн-сервисов.
Способ седьмой – перечитывать и редактировать
Это способ очень подходит тем, кто по какой-то причине вынужден или просто любит общаться с друзьями, родными, коллегами или партнерами через специальные программы наподобие Skype, ICQ, QIP, Viber, WhatsUp или даже в социальных сетях типа «Вконтакте» и «Одноклассники». Звучит несколько необычно, но даже из такого общения можно извлечь пользу, чтобы повысить свою грамотность.
В то время как большинство людей предпочитают изъясняться при помощи «пасибки», «мне нра», «спс», «прива» и «досвидос», мы советуем вам подходить к процессу онлайн-общения осознанно. Просто сформируйте у себя привычку писать грамотные и правильные сообщения. Как только написали что-то, не спешите жать на Enter, а перечитайте написанное, исправьте ошибки, поставьте соответствующие знаки препинания и только потом отправляйте.
Пусть на это вам потребуется немного больше времени, зато вы научитесь грамотно писать. А если копнуть немного глубже, то так горячо любимые многими новомодные сокращения просто-напросто ухудшают культуру речи, снижают активность головного мозга, пагубно сказываются на внимательности, концентрации и развитии мышления вообще.
Способ восьмой – заниматься с репетитором
Репетиторство – один из лучших способов повышения грамотности по любому предмету, в том числе и по русскому языку. Грамотный репетитор всегда использует индивидуальный подход в обучении, учитывает особенности своего ученика и имеющиеся у него знания и навыки. Если что-то непонятно, он доходчиво это объяснит, поможет устранить пробелы и разобраться с трудностями. Помимо прочего, профессиональный специалист может существенно ускорить образовательный процесс.
Заметим, что нанимать репетитора можно в любом возрасте, и в этом нет ничего зазорного. Напротив, если вам помогает репетитор, значит, вы заинтересованы в получении новой информации, исправлении ошибок, своем образовании, в конце концов. По этой причине, если вам не хочется заниматься самообучением, смело нанимайте личного педагога и занимайтесь с ним.
Но все же отметим, что подобные занятия могут ударить вам по карману, ведь услуги квалифицированных преподавателей стоят недешево. А если заниматься с неквалифицированными специалистами, это может закончиться выброшенными на ветер деньгами. Впрочем, если вопрос затрат вас не сильно беспокоит, найти профи не составит большого труда.
Способ девятый – курс по русскому языку от 4BRAIN
Отдельно о нашем курсе по русскому языку. Если рассматривать разные способы изучения предмета, он занимает среди них далеко не последнее и даже не девятое (как в этой статье) место. Он составлен профессионально – при создании использовались лучшие педагогические материалы и опыт наших коллег. Да и к его подготовке мы подходили со всей серьезностью и желанием сделать действительно полезный концентрированный материал.
Курс включает в себя пробное тестирование, позволяющее определить проблемные места во владении русским языком, индивидуальный график обучения, позволяющий оптимально распределять время и нагрузку, множество ежедневных непродолжительных занятий и различные способы промежуточного контроля усвоения материала. Всего же программа позволяет достаточно хорошо подтянуть русский язык всего за три недели.
Рассчитан курс по русскому языку от 4BRAIN на людей от 10-12 лет, знакомых с основными правилами, но испытывающих определенные затруднения. Чтобы узнать о курсе более подробно и получить дополнительную информацию, перейдите по этой ссылке. Мы с радостью предложим вам полноценную и адаптивную программу обучения.
Способ десятый – прочие варианты
В заключение скажем несколько слов о других вариантах устранения проблем с русским языком. Среди них такие способы изучения и проверки знаний как разгадывание кроссвордов и сканвордов – это позволяет не только узнавать новые слова, но и запоминать их правописание. Также сюда относятся всевозможные тесты, логические и интеллектуальные игры, ребусы, головоломки и анаграммы, развивающие когнитивные и интеллектуальные способности.
Еще один хороший вариант, подходящий тем, у кого есть проблемы с грамотностью устной речи, – это запись своей речи на диктофон. Данный метод помогает определять слова-паразиты, неправильное произношение, неверное смысловое использование терминов и понятий, а также улучшать правильность построения лексических конструкций.
А если хочется совместить приятное с полезным, нужно смотреть больше документальных фильмов, выступления ораторов и публичных людей. Так вы сможете учиться правильно говорить, узнавать новые слова и подмечать ошибки, которые совершают другие.
Помните о том, что не имеет значения, какие способы изучения русского языка вам нравятся больше: репетитор и частные уроки, онлайн занятия, чтение или что-то еще, самое главное – работать над собой и стремиться к улучшению своих результатов. Желаем вам в этом деле успеха и непоколебимой мотивации!
«Как сохранить родной язык в современном мире»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
на лучшее эссе «Как сохранить родной
язык в современном мире»
Конкурс на лучшее эссе
«Как сохранить родной язык в современном мире»
« Как сохранить родной язык в современном мире»
Ниматулаева Патимат Абдулхапизовна
Учитель родного языка и литературы
МБОУ «Кокрекская СОШ»
Хасавюртовского района с. Кокрек
Список использованной литературы …………………………………………. 10
И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть. (Р. Гамзатов)
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец. Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, а также средством выражения чувств, настроений. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык – ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, в развитии культуры, искусства. Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить молодежь к литературе, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться. Цивилизация, выступающая за глобализацию, безжалостна. Вместо культуры она несет механизм, а живое всегда проигрывает неживому. Нужна системная государственная политика по сохранению родного языка в современном мире. У меня зреет страх, что потихонечку родной язык теряет свой статус. Мои опасения обоснованы, они касаются многочисленных языков народов Дагестана, в том числе и аварского. Ведь большинство аварцев не знают родного языка. Хотя в Республике проводится немало мероприятий, чтобы сохранить родной язык, культуру, обычаи и традиции.
Однако результат школьного языкового образования зависит и от понимания детьми и родителями важности знания родного языка. Ведь родной язык – основа развития интеллекта человека, формирования его морального облика и эмоционального самосодержания, становления творческой личности, способной создавать материальные и духовные ценности. Начинаю урок с чтения мудрых мыслей, их много и для меня это книга Р. Гамзатова «Мой Дагестан». Думаю, на примере героев произведений выдающегося поэта можно воспитать по-настоящему мужественного, уважительного, мудрого человека, который будет стремиться сохранить свой родной язык. Сава
Дангулов «То своеобразное, что вошло в нашу литературу с именем Расула Гамзатова, вошло вместе с Гамзатом Цадаса, но одновременно вопреки ему.
Поэзия Расула обняла и те грани жизни, которых не коснулась гневная муза Гамзата Цадасы. Хотели отец и сын или нет, но своим поэтическим трудом они дополнили друг друга. По крайней мере наши потомки будут постигать современную жизнь Дагестана, слагая Гамзата Цадаса и Расула Гамзатова».
На каждом уроке можно приводить примеры из книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан», ибо они имеют большое значение для нравственного воспитания обучающихся. Дети становятся чище, добрее. Начинают относиться к друг другу с уважением, с пониманием. В книге очень много материала для инсценировок. На примере этого произведения ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик дагестанского человека. Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, и моя роль как учителя заключается в том, чтобы направить их мысли в нужное русло. Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье, о сохранении языка. А на уроках родного языка я очень часто провожу творческие работы: отгадывание ребусов, кроссвордов, чтение скороговорок, чтение вырезок из газет на аварском языке (рубрика «знаете ли вы», «Лъалищ нужеда»). Дети дома сами находят из газет интересные статьи о животных, об окружающем мире, о достопримечательностях и тд. Очень важно чтоб на уроке использовались игровые моменты, это уникальный способ заинтересовать ученика. Мотивируют детей к изучению языка также различные конкурсы это такие как: Викторины, «Говори на аварском», КВНы,
«Знатоки аварского языка» Что? Где? Когда? (Щиб? Киб? Кида?). И очень важно поощрять учеников грамотами, подписанными именно на родном (аварском языке). Прививать любовь к языку должны конечно и родители, чтобы они общались с детьми должным образом. Но они даже не читают сказки на родном языке. Дети остаются одни с телевизором или компьютером. Семья играет немаловажную роль в сохранении родного языка. Родители хотят всё упростить; ребёнок не хочет говорить на родном – им это не надо. На уроках родного языка и литературы я стараюсь показать бережное отношение к родному слову, потому как родное слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться с особенностями дагестанского быта, понять и познать себя как представителя своего народа. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя. В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках родного языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию. Чтобы было все интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать нравственность в сердцах учеников. Дать понять каждому ученику, что человек смолоду должен понимать, что пришёл на эту землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и куда бы не забросила его судьба, он должен быть достойным сыном гор, почитающим традиции. Книга «Мой Дагестан» может изменить человека и его отношение к людям, ведь она о главных человеческих ценностях: доброте, честности, милосердии, уважении, любви к родному языку. «Мой Дагестан» книга- шкатулка, переполненная через край жизненной мудростью, лиризмом, любовью к своей Отчизне. По-моему, это главная книга жизни поэта-исповедь любви к Родине, природе, обычаям, традициям, взаимоотношениям людей, к сохранению родного языка. Уже сам эпиграф «Моего Дагестана» вызывает большое любопытство: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
Расул Гамзатов обладал необычайным умением подбирать эпиграф к каждому разделу так, что читатель чувствует
его прочитают тысячи дагестанских школьников, которые ещё не знают о
книге «Мой Дагестан». Это произведение может изменить человека и его отношение к людям, ведь она о главных человеческих ценностях: доброте, честности, милосердии, уважении, любви к родному языку.
Для сохранения родного языка проводится достаточно много: это и флэш-мобы, и конкурсы: «Второе дыхание родным языкам», «Язык предков», «Лучший учитель родного языка», это и конференции, и семинары, и олимпиады и многое другое. Каждое лето ассоциация учителей аварского языка, во главе с Баху Шамиловной, проводит слёт. На слёт приезжают тысячи людей, которые неравнодушны к родному языку. Фонд Родные Языки России проводит очень многое. Я думаю, такие мероприятия очень актуальны для сохранения родного языка. Я предложила бы проводить ещё следующие мероприятия:
1. В школах проводить живые уроки (классные часы) родного языка.
2. Устраивать этнические концерты, месячники, фестивали, организовывать выезды молодых исполнителей на фестиваль.
3. Проводить мастер-классы по народному творчеству.
4. Конференции в области этнографии, археологии, истории, культуры, творчества классиков дагестанской прозы, поэзии. Могут быть и такие темы: «Особенности промысла народов Дагестана», «Сохранение уклада жизни и языка», «Семейные ценности и воспитание подрастающего поколения», «Свадебные традиции», «История национального костюма».
5. Возродить «институт бабушек», все народное творчество раньше передавалось из уст в уста, грамоты никто не знал. Уверена, что есть еще бабушки-сказительницы, чья память хранит жемчужины народного творчества. К сбору этноматериала привлекать волонтеров.
6. Создавать больше музеев под открытым небом.
7. Пропагандировать народные промыслы.
8.Коллективное чтение произведений литературных классиков на телевидении, в образовательных учреждениях, библиотеках, во Дворцах культуры.
9.На уровне правительства создать Программу посещения школьниками Национального музея и театра.
10. Создавать театральные студии, любительские спектакли по произведениям классиков дагестанской литературы в школах, других образовательных учреждениях, Дворцах культуры.
11. Использовать Интернет-ресурсы: Олимпиады, викторины, клубы знатоков…
12. Сделать привлекательным Дагестан для отечественного и международного туризма.
13. Знакомство с современными писателями, поэтами через библиотеки, через Интернет-сообщества, через Центры культуры, через живое общение с писателями, через факультативы, элективные курсы, через подписку на газеты, журналы.
Для современного человека, живущего в Республике Дагестан, главной целью должно стать знание сохранение богатства родного языка. И красной нитью в нашем сознании должны звучать слова Р. Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть», С. Я. Маршака: «Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись» [Маршак, 1971 С.157].
Еще Ушинский Н.Д. отмечал, что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложение и взаимодействие, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Значит, интеллект и мышление ребенка, прежде всего, должны развиваться на родном языке. [Ушинский,1988. С.122]. Кроме того, Н.Д. Ушинский выдвинул идею о методической последовательности в обучении языку. Он высказывался против обучения иностранному языку раньше, чем ребенок окрепнет в своем родном
языковом сознании. В родном языке воплощено все родное в психологии человека. Все психологические механизмы развиваются средствами родного языка. По словам Л.В. Щербы, назначение родного языка следует
рассматривать шире, чем его усвоение, а именно: как основу, как фундамент, на котором закладывается и обучение русскому и иностранному языкам [Щерба,1974. С. 88]. У каждой эпохи имеются определенные ценности, нормы жизни, которые заложены в содержании слова, словосочетания, предложения, текста. Этнос создал язык для общения и познания мира, мира идей, на основе языка возникла и развивается его культура, в которой воплощены смысл жизни народа, его мировоззрение, его назначение в созвездии мировой цивилизации. Из сказанного выше следует вывод о том, что родной язык мы должны беречь, сохранить его для подрастающего поколения.
И мы призываем всех и каждого любить и хранить родной язык. Кто если не мы может предотвратить исчезновение нашего родного языка. Давайте, учить правильно излагать свои мысли на родном языке, красиво говорить и думать. Думаю, вместе мы справимся.