что нужно сделать чтобы поменять счетчики воды в квартире
Как сделать поверку счетчика воды и не стать жертвой мошенников
Это проверка счетчика на точность измерения, чтобы он не завышал и не занижал показания.
Это обязательно?
Что будет, если не делать поверку?
Первые три месяца после истечения межповерочного интервала расход воды будет начисляться по среднему значению за последние полгода, с четвертого месяца — по нормативу с коэффициентом 1,5.
Нормативы в Москве: 6,9 м 3 холодной и 4,7 м 3 горячей воды на каждого зарегистрированного.
Как узнать, когда делать поверку?
Дата следующей поверки каждого счетчика указана в ежемесячной квитанции за ЖКУ и в личном кабинете, через который передаются показания. Поверку нужно сделать до этой даты. Но обычно необходимость поверки обнаруживается при невозможности передать показания счетчика как раз из-за истечения межповерочного интервала. Ничего страшного: после поверки возможность передачи показаний снова появится.
Если вам звонят и сообщают о необходимости сделать поверку счетчика, лучше не соглашаться. Сначала проверьте дату поверки в счете за ЖКУ или личном кабинете. И если поверка действительно необходима, сами выбирайте фирму.
Как осуществить поверку?
Необходимо обратиться в организацию, имеющую аккредитацию. Для выбора конкретной фирмы можно попросить совет в управляющей компании, у знакомых, кто недавно делал поверку, либо найти в интернете. Лично я вбиваю в поисковике: «Поверка счетчиков рейтинг», открываю, например, этот сайт и звоню в одну из организаций, находящихся на верхних строчках. Главное — проверить наличие аккредитации.
На что обратить внимание?
Перед визитом мастера стоит еще раз проверить, какой именно счетчик требует поверки, проверить целостность (и сфотографировать) пломбы на счетчике — проволочка должна быть целой.
Когда придет мастер, спросить у него номер заявки — он должен назвать тот же номер, что сообщит вам оператор. Обычно поверка производится без снятия прибора.
При подписании документов: проверить реквизиты организации, что они совпадают с размещенными на сайте и внесенными в реестр. Номер в заполненном акте должен совпадать с номером счетчика на его корпусе. Дата следующей поверки зависит от межпроверочного интервала, который указан в техническом паспорте устройства, и обычно составляет от 4 до 6 лет.
Что делать после поверки?
После поверки мастер обычно оставляет три документа: договор на оказание услуг, акт о выполнении поверки, квитанцию об оплате. Главное — фирма, осуществившая поверку, должна в течение 40* рабочих дней внести информацию о поверке в электронную базу Росстандарта (ФГИС «Аршин»). Найти информацию о поверке своего счетчика можно по номеру прибора. Встречал публикации, что информацию о поверке во ФГИС «Аршин» нужно внести в течение суток, но в п. 21 приказа Минпромторга № 2510 от 31.07.20 указаны именно 40 рабочих дней.
Копию акта о поверке стоит отправить через сайт или на электронную почту в управляющую компанию с просьбой разблокировать передачу через личный кабинет показаний поверенного счетчика.
Результат
В квитанции за ЖКУ и в личном кабинете для передачи показаний указана новая дата следующей поверки — все сделано правильно.
Как мастера аккредитованных организаций пытаются обмануть
Расскажу три истории из опыта моих знакомых.
Случай №1. Мастер незаметно сорвал пломбу, после чего сказал, что помимо поверки необходимо опломбировать счетчик. А это дополнительная платная услуга.
Наличие фотографии целой пломбы непосредственно перед поверкой и внимание к манипуляциям мастера позволит защититься от подобной схемы обмана.
Случай №2. Мастер сказал, что счетчик («Алексеевский») устаревший, так как на нем нет чисел после запятой и такого счетчика нет в электронной базе. В результате он предложил замену — а это 3500 рублей вместо 1500 рублей за поверку.
Это оказалось неправдой. После вежливого отказа и просьбы сделать именно поверку, мастер все сделал, результат в итоге был внесен в электронную базу.
Случай №3. Мастер сказал, что на счетчиках отсутствуют антимагнитные пломбы (помимо обычной пломбы, которая была). Сослался на постановление правительства, в котором говорится об их установке, и предложил установить пломбы за 500 рублей на каждый счетчик. Иначе, говорил, ставить их все равно потребуется, но придется оплачивать дополнительный выезд мастера.
В пункте 81 постановления правительства № 354 действительно указана возможность установки антимагнитных пломб. Но там же написано: «Плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается». Если управляющая компания решит поставить такие пломбы — она имеет право, но за свой счет.
И главное: ни у меня, ни у моих знакомых мастер саму поверку счетчика не проводил, только заполнил документы. Если какие-то фирмы все-таки осуществляют поверку, то важно знать, что у счетчика есть допустимая погрешность, которая указана в техническом паспорте устройства. Если при проведении поверки выяснится, что счетчик завышает или занижает показания больше допустимой погрешности, то счетчик придется менять.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Возможна ли и как проводится замена счетчика воды самостоятельно по закону?
С помощью индивидуальных приборов учета осуществляется контроль водоснабжения в домах и квартирах. Каждое устройство обладает своим эксплуатационным периодом.
При истечении срока требуется замена. Переустановка также может понадобиться, если ИПУ вышел из строя. В таком случае встает вопрос о том, можно ли поставить новое оборудование самостоятельно, и в каких случаях требуется привлечение представителя ЖЭУ для согласования процедуры.
В этой статье расскажем, как осуществляется замена счетчика воды в квартире самостоятельно по закону, что будет за самовольную процедуру, предусмотрен ли штраф и в каком размере.
Можно ли поменять устройство в квартире самому?
Опломбированный водосчетчик нельзя заменить самостоятельно без уведомления УК.
В соответствии с п.п. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства № 354 от 2011 года, собственники жилых помещений не могут нарушать пломбу без разрешения уполномоченной организации.
Поэтому обязательно придется вызывать сотрудника ЖЭУ, чтобы он снял пломбу. Только после этого можно самостоятельно выполнять замену счетчика воды.
Что касается первичной установки, когда прибор не опломбирован, то нет необходимости в вызове специалиста перед демонтажем оборудования. Место для устройства должно соответствовать техническим требованиям. Впоследствии потребуется вызвать сотрудника ЖЭУ.
Представитель уполномоченной организации проведет осмотр на предмет отсутствия нарушений правил эксплуатации. Если никаких претензий нет, ставится отметка в техпаспорте на ИПУ и пломба на счетчик.
Что будет за самовольную процедуру, предусмотрен ли штраф?
Самовольной заменой признается нарушение контрольных пломб и демонтаж устройства самостоятельно собственником помещения или лицом, которые не является исполнителем коммунальных услуг.
В дополнение факт нарушения пломбы сопровождается перерасчетом платежей за пользование услуг ЖКХ.
Правила и порядок переустановки прибора учета своими руками
Последовательность действий, особенности переустановки и введения прибора в эксплуатацию определяются с учетом одного важного факта: опломбировано устройство или нет.
Опломбированный
Общая последовательность действий по замене опломбированного счетчика включает в себя такие шаги:
Для более полного понимания особенностей процедуры следует разобрать каждый этап в отдельности.
Какие существуют виды водомеров?
Для жилья в России рекомендуется выбрать тахометрический счетчик. Его преимущества:
Как подготовиться?
Изначально владельцу квартиру потребуется уведомить управляющую компанию о выполнении замены прибора.
С учетом позиции руководства УК ее представители могут настоять на привлечении специалистов.
Нужно понимать, что самостоятельная переустановка ИПУ с пломбой без согласования с уполномоченной организацией подразумевает привлечение к административной ответственности.
Поэтому вызов сотрудника ЖЭУ необходим. Его обязанность заключается в снятии пломбы и создании специального акта о замене оборудования. Также он нужен для перекрытия воды.
В большинстве современных квартир предусмотрены краны на входных трубах, что позволяет самостоятельно заниматься сантехникой. Однако не во всех помещения они есть. Собственникам в этом случае нужно обратиться в ЖЭУ и уточнить, когда можно будет остановить подачу воды.
Какие нужны инструменты и материалы?
Для выполнения работ, не отвлекаясь на поиск нужных инструментов, следует заранее подготовить:
Как демонтировать старый?
Избавление от старого ИПУ реализуется при соблюдении конкретной последовательности действий:
Также нужно заранее прочистить сетчатый фильтр, который используется для защиты механизмов ИПУ от риска попадания крупных соединений и для предотвращения возникновения нарушений в работе прибора.
Как установить новый?
Перед установкой ИПУ в обязательном порядке нужно сменить прокладки на новые:
Сам процесс монтажа включает в себя следующие шаги:
При установке важно правильно определить стороны для ввода-вывода воды. На приборе указывается направление стрелкой.
Что нужно для ввода ИПУ в эксплуатацию?
После окончания установки включается водоснабжение – либо самостоятельно, либо с привлечением сантехника ЖЭУ. Наличие капель на местах соединения ИПУ и трубы свидетельствует о допущении ошибок при монтаже.
После замены нужно в любом случае вызвать представителя ЖЭУ для постановки пломбы и оформления техпаспорта устройства. Нужно учитывать, что услуги специалиста платные и оплачиваются в соответствии с тарифами организации.
Неопломбированный
Инструкция для замены неопломбированного счетчика воды практически не имеет разницы с указанной выше последовательностью действий.
В остальном же установка осуществляется аналогичным образом.
Возможные ошибки при монтаже
Несмотря на кажущуюся простоту процедуры замены, в процессе самостоятельной установки могут возникнуть определенные сложности:
Даже при отсутствии явных признаков проблем с работой устройства, допущение ошибок при установке могут проявиться в дальнейшем в виде сокращенного срока эксплуатации прибора.
Поэтому важно либо больше внимания уделить особенностям монтажа, либо воспользоваться услугами специалиста.
Есть ли разница между водосчетчиками ХВС и ГВС?
Между приборами учета ХВС и ГВС отсутствует разница, касающаяся их замены.
Влияет ли на порядок действий причина смены?
В качестве возможных причин замены могут выступать следующие факторы:
Что делать со демонтированным?
В паспорте каждого прибора учета содержится информация, определяющая способ утилизации. Как правило, водомеры подлежат разборке. Сделать это можно самостоятельно, так как никакого документального оформления не предусмотрено.
Заключение
Теоретически замена счетчика воды самостоятельно возможна, но во избежание проблем с ЖЭУ придется обеспечить соблюдение регламента.
Основной нюанс касается необходимости привлечения представителя управляющей компании для снятия/постановки пломбы. В остальном же процесс не представляет сложностей – для переустановки требуются минимальные навыки в сантехнике.
Сломался счётчик горячей воды. Что делать? К кому обращаться?
Почти в каждой квартире установлены индивидуальные приборы учёта коммунальных ресурсов. Это помогает экономить на оплате ЖКУ. Но куда бежать, когда счётчик ломается? Если у вас сломался счётчик горячей воды, что делать, вы узнаете из этой статьи.
Как выбрать счётчик горячей воды?
При замене счётчика горячей воды главное – не перепутать счётчик горячей и холодной воды. Определить их просто: счётчик холодной воды отмечен поясом синего цвета, а счётчик горячей воды – красного. Синий счётчик, установленный на трубу с горячей водой, не допустят к эксплуатации.
Счётчики горячей воды чаще всего комплектуются запорными кранами, на котором расположено ушко под опломбировку. Впрочем, если вы боитесь что-то упустить и купить не подходящий прибор, лучше заказать прибор у того, кто будет его устанавливать.
Сломался счетчик горячей воды. Что делать?
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. №354), собственник помещения, в котором установлен счётчик, обязан сообщить о его неисправности в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя коммунальных услугу или в другую службу, которую указал исполнитель КУ в документах на счётчик.
При обращении в диспетчерскую службу, необходимо сообщить показания прибора учёта на тот момент, когда он вышел из строя. Неисправность должна быть устранена в течение 30 дней со дня обнаружения поломки. При ремонте счётчика исполнитель коммунальной услуги обязан предупредить собственника квартиры за 2 дня до того, как сотрудники компании придут переустанавливать счётчик.
После переустановки представитель управляющей организации или ресурсоснабжающей компании (в зависимости от того, кто является исполнителем услуг), должен провести поверку и опломбировать счётчик.
Если неисправность счётчика была выявлена во время очередной поверки прибора, то плата за горячую воду будет начисляться собственнику квартиры по нормативу, вплоть до момента замены неисправного счётчика.
Основные причины поломки счётчика горячей воды
Некоторые неисправности можно выявить при визуальном осмотре счётчика. Прибор учёта точно сломан, если его стрелка не крутится в то время, когда из крана течёт вода. Если стекло счётчика запотело изнутри, скорее всего, произошла разгерметизация.
Если вы не увеличивали расход воды, никуда не уезжали, а показания прибора говорят, что объём потреблённой воды резко увеличился или уменьшился, то это также свидетельствует о неисправности прибора. Причиной резкого увеличения объёма потреблённой воды могут стать также и протечки. Проверьте внутриквартирные инженерные сети и устраните поломку.
На исправную работу счётчика может повлиять и качество подаваемой в дом воды. Мусор, частицы песка и ржавчины могут вывести счётчик из строя. Поэтому при установке прибора нужно поставить специальный фильтр на участке трубы, куда устанавливается счётчик. Индивидуальный прибор учёта может вывести из строя слишком сильно нагретая вода. Все ИПУ горячей воды рассчитаны на работу при температуре не выше 90 градусов Цельсия.
Кто платит за ремонт счётчика горячей воды?
Индивидуальный прибор учёта горячей воды – это собственность владельца квартиры. Кроме того, согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ собственники помещений в МКД несёт ответственности за установку и эксплуатацию внутриквартирных счётчиков. Поэтому и платить за ремонт счётчика придётся владельцу квартиры. Однако, если счётчик новый и гарантийный срок ещё не прошёл, то производитель должен бесплатно предоставить новый исправный прибор.
Помимо установки и ремонта ИПУ в случае его неисправности, владелец квартиры должен обеспечить своевременную поверку прибора. Частота поверок устанавливается производителем прибора. Информация об этом должна быть указана в техническом паспорте изделия. Если владелец ИПУ пропустил срок поверки прибора, то его показания будут считаться недействительными, а оплачивать потреблённые коммунальные ресурсы придётся по нормативам, принятым в регионе.
Подводные камни замены старых счётчиков
Если собственник помещения решил поменять старый счётчик в кваритре самостоятельно, то делать это он должен с умом. Иначе всё может обернуться заключением «нелегальная установка счётчиков».
Что в этой ситуации имеет право сделать исполнитель коммунальных услуг, расскажем сегодня.
Кто устанавливает счётчики
Допустим, собственник решил заменить старый счётчик. Он нашёл мастера, который переустановил его за деньги. Казалось бы, всё хорошо. Но управляющая компания квалифицировала эти действия как нелегальную установку счётчика. И правильно сделала.
Собственник не согласовал свои действия с управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией. Они не сделали поверку, и теперь собственнику нужно выплатить штраф.
Согласно п. 1 ст. 543 ГК РФ абонент следит за безопасностью и исправной работой приборов учёта. Если они выходят из строя или ломаются, он незамедлительно сообщает об этом в РСО.
В РСО на каждое обращение составляют акт с подписью специалистов. Этот акт – важная часть защиты в случае претензий.
Лицензии на установку счётчиков не нужно, собственники могут сделать это самостоятельно. Главное, предупредить ресурсоснабжающую организацию и получить разрешение.
Напомним, что если речь идёт об ОДПУ, за их установку платят собственники. Изначально за свой счёт общедомовые приборы учёта устанавливает РСО, а затем собственники по факту оплачивают их установку равными долями в течение пяти лет.
Если РСО обязывает возместить расходы управляющую организацию, то последняя имеет право потребовать компенсацию от собственников помещений.
Согласно п. п. 80–81 Правил N 354 использовать можно приборы учёта, которые официально зарегистрированы и поверены. Ответственность зарегистрировать счётчик лежит на потребителе.
Он пишет заявление в РСО и предоставляет документы на счётчик. Поставщик коммунального ресурса проверяет документы и, если всё в порядке, ставит прибор на учёта.
Что будет, если счётчик заменили без разрешения
В этом случае есть основание для доначисления платы за коммунальную услугу. Делается это согласно и по п. 62 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Управляющая компания после обнаружения нарушения составляет акт о выявлении несанкционированного подключения. На основании этого акта УО направляет потребителю уведомление о необходимости устранить нарушение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя.
Для этого берутся все приборы, которые работают в квартире и вычисляется их мощность, будто они работают круглосуточно с момента несанкционированной замены счётчика.
Если невозможно установить, когда потребитель заменил счётчик, плату доначисляют за три предыдущих месяца. Если не получится рассчитать мощность приборов, берётся норматив в десятикратном размере на каждого жильца или собственника.
Потребитель попытался оспорить абзац 4 п. 62 Правил. Он полагал, что незаконно определять объёма потребленного коммунального ресурса с учётом круглосуточной работы имеющегося в квартире оборудования. Но Верховный суд РФ признал такой порядок законным.
Как установить счетчики на воду?
Получил в наследство бабушкину квартиру и хочу установить в ней водяные счетчики. Бабушка не хотела их ставить, а мне переплачивать водоканалу неохота.
Спросил соседей — все говорят разное: то иди в управляющую компанию, то в водоканал, то вообще в какую-то третью организацию, которая делает поверку. Но мне пока поверять нечего.
Расскажите, куда все-таки обратиться, чтобы мне поставили счетчики и все правильно оформили. А то я читал в интернете, что если неправильно оформить, то водоканал потом требует какие-то сумасшедшие деньги.
Сергей, вы не зря хотите установить счетчики на воду: это полезная вещь, которая поможет немало сэкономить. Вот как это сделать.
Правила установки счетчиков
Приборы учета воды — счетчики — в квартирах устанавливают на вводах трубопроводов холодного и горячего водопровода. При этом должен обеспечиваться раздельный учет водоразбора, то есть счетчики ставят отдельно для холодной и горячей воды.
В помещении, где устанавливают счетчики, должно быть искусственное или естественное освещение и температура воздуха не ниже 5 °C. Счетчики нужно размещать так, чтобы можно было без проблем снять с них показания, обслужить и разобрать на месте установки, а также провести метрологическую поверку.
Кроме того, счетчики воды должны быть защищены от вибрации. Их можно поставить на горизонтальных, вертикальных или наклонных участках трубопроводов, если такая установка предусмотрена паспортом счетчика.
Иногда водоканалы требуют, чтобы счетчики устанавливали в комплекте со встроенным обратным клапаном и дополнительной защитой от манипулирования их показаниями. Обратный клапан предотвращает перетекание воды из системы холодного водоснабжения в трубы горячего водоснабжения и наоборот, а также снижает вероятность гидравлического удара. Дополнительная защита не дает абонентам вмешиваться в работу счетчика, чтобы снизить показания.
Проверить, требует ли ваш водоканал устанавливать обратный клапан и защиту от манипулирования, можно на официальном сайте организации или по телефону. Если не знаете, какая организация обслуживает ваш дом, спросите в своей УК или ТСЖ или посмотрите на сайте «Реформа ЖКХ».