что нужно сделать чтобы перейти в другую школу
Как перевести ребенка в другую школу
Если меняете место жительства или не сложились отношения в классе
Я расспросила знакомых и узнала, что перевести ребенка в хорошую школу непросто. В Петербурге в первый класс детей принимают по прописке, но в другие классы попасть можно только на свободные места. В сильных школах могут быть и свои критерии приема.
В итоге мы очень удачно перевели сына и не жалеем. Хотя нас пугали, что ребенок будет тяжело адаптироваться к новой школе. Расскажу, как все происходит в процессе перевода из одной школы в другую и какие есть нюансы.
Как устроен процесс
Я напишу, как все происходит, на примере Санкт-Петербурга. В других регионах все может быть немного иначе.
В первый класс в Петербурге зачисляют в три волны:
Проживание определяется по регистрации ребенка, постоянной или временной. В первый класс наш сын поступал по прописке, и документы мы подавали во вторую волну как «приписные». У нас была обычная дворовая школа.
После того как ребенка зачислили в школу, перевести его в другую можно, только если есть свободные места. Территориальный признак, например когда семья переехала в другой район, и ребенка в обязательном порядке возьмут в ближайшую «приписную» школу, уже не работает.
Но у некоторых категорий семей и тут есть преимущественное право на зачисление детей в школы. Например, военнослужащие, у которых изменилось место службы, могут переводить детей в ближайшие к новому месту военной службы или жительства образовательные организации. Их обязаны взять в школы или детские сады в первую очередь.
Для перевода родителям нужно подать в новую школу заявление на прием. Это можно сделать через МФЦ, портал госуслуг или лично. После этого школа должна прислать или выдать в течение месяца документ, что она готова взять ребенка. В народе его называют «приглашение». С ним нужно прийти в школу и принести документы для зачисления. Если в школе нет мест, она может отказаться взять ребенка и не выдать приглашение.
Я переговорила со знакомыми родителями, которые переводили детей в питерские школы из другого региона. Они сказали, что если подавать заявление через сайт госуслуг, то, скорее всего, хорошая школа откажет. Обосновывали это так: в заявлении на сайте госуслуг нет информации об успеваемости ребенка. Школам, которые следят за оценками и общим рейтингом, неинтересно брать «кота в мешке». И если в первом классе они в принципе не могут сортировать детей, то брать позже двоечников и троечников из других школ им неинтересно. Что называется, и своих хватает.
Еще отказывают, если школа специализированная. Например, в ней со второго класса углубленно изучают испанский или французский язык. Дети, которые до этого не учили эти языки, не смогут там учиться — брать таких нет смысла.
Мне посоветовали походить по школам лично и узнать, где есть свободные места. А также поговорить с завучем о подаче заявления на прием в школу. Так шанс попасть в нужную школу выше.
Вот как я действовала.
Мы живем в огромном спальном районе Санкт-Петербурга. Переезжать собирались в рамках своего района, но с одного конца на другой. Планировали все сделать летом 2020 года.
Мы сразу поняли, что оставлять сына в старой школе не будем. Удобнее, когда в школу можно ходить пешком, а не ездить на общественном транспорте. Тем более, в нашем случае путь от школы до дома составил бы больше 10 км. Поэтому я начала присматриваться к школам в будущем микрорайоне проживания.
У нас был выбор среди пяти школ. Теперь нужно было понять, на какую целиться.
Рейтинги школ. Раньше рейтинги школ выстраивались в зависимости от того, как выпускники сдали ЕГЭ. С 2014 года официальных сводных данных результатов единых госэкзаменов по школам нет, зато Комитет по образованию Санкт-Петербурга стал публиковать рейтинги школ по другим критериям:
Я посмотрела эти рейтинги и поняла, что судить по ним об уровне школы сложно. Например, в рейтинг образовательных результатов и достижений попадают результаты олимпиад. Есть школы, где детей специально натаскивают к олимпиадам, поэтому в рейтинге такие школы будут выше за счет олимпиадников. При этом это вообще не гарантирует качество обычного образования.
В интернете я нашла рейтинг, который составили энтузиасты. Он основан на данных за 2018 год, которые публиковали сами школы. Но там было всего 20 школ, а нужных мне не было вообще.
Отзывы. Есть сайты, где о школах пишут отзывы дети и их родители. Судить по ним однозначно тоже сложно. Например, по опыту я знаю, что если человек недоволен, то шансов, что он оставит плохой отзыв, много. А довольные родители напишут свои впечатления о школе, только если их очень попросят. Но я честно просмотрела все отзывы, что нашла.
Еще я зашла на петербургский форум для родителей и прочитала все, что там пишут о нужных школах. На форуме можно написать напрямую кому-то из пользователей. Я написала троим, кто писал о школах, которые я рассматривала. Двое мне ответили и рассказали свои впечатления. Такие отзывы я считаю более ценными, потому что это точно не отписка, а реальное мнение. К тому же можно было задать уточняющие вопросы.
Личное общение. Я стала спрашивать о школах знакомых мам в кружках и секциях, куда ходит сын. И так по цепочке нашла маму, у которой старший ребенок учился в одной из школ, что я рассматривала. Она рассказала, что педагогический состав в школе сильный, а параллель классов большая. Учителя ребенку нравились, и он с удовольствием ходил в школу.
В итоге это и сыграло решающую роль — я решила попробовать перевести сына в эту школу. Территориально она нам подходила, отзывы у нее были хорошие.
На все размышления, поиски и переписки у меня ушел где-то месяц. Я начала присматриваться к школам в сентябре 2019 года, когда мы решили переезжать, а определилась уже в октябре.
Теперь нужно было узнать, есть ли в выбранной школе свободные места. Такая информация есть на сайте образовательного учреждения. Но уже потом я поняла, что ее обновляют редко. Чаще всего написано, что вакантных мест нет. Например, из класса, откуда мы переводили сына, за три года ушло несколько человек. Но на сайте старой школы информации о свободных местах не было.
В таких случаях можно позвонить в канцелярию школы и узнать о вакантных местах по телефону. Правда, в сильных школах секретари обычно отвечают, что мест нет, или предлагают прийти и узнать лично.
На сайте новой школы я удостоверилась, что мест нет, и решила съездить туда лично. Поехала в день открытых дверей в октябре 2019 года — в этот день родителям проще попасть в школу, а завуч специально выделяет время на общение с родителями. Поскольку сын должен был переходить в среднее звено, то есть в пятый класс, я разговаривала с завучем среднего звена.
Вот что мне рассказала завуч:
Когда лучше переходить в новую школу: в конце года или в середине
Изначально мы собирались переводить сына в новую школу, когда он закончит четвертый класс в старой. Но информация о тестировании меня насторожила. Сын учился в обычной школе, а новая школа была лицеем. Программа и требования могли отличаться, а значит, шансов на хорошие баллы за тестирование было меньше. Чтобы готовиться с репетиторами, нужно знать, по какой программе идут классы и на что делается упор.
Поэтому в следующий день открытых дверей нового лицея, в ноябре, я поехала к завучу начальной школы. Я собиралась узнать, какая программа у нынешних четвертых классов и на какие темы сделать упор при подготовке к тестированию. И тут в дело вмешался случай — в разговоре завуч упомянула, что сейчас у них есть свободные места. Я подумала, что можно попробовать перевести сына в новую школу уже в этом учебном году, не дожидаясь окончания четвертого класса. А в пятый класс он бы перешел уже автоматом с новым классом.
Здесь были свои плюсы. Обычно в пятом классе дети уже не сидят в одном кабинете, а ходят по разным — ученику и без того непросто привыкнуть к новому процессу обучения. А если он новенький и не знает школу и своих одноклассников, то это двойной стресс для ребенка.
В начальной школе один учитель на все предметы. Он поможет новичку освоиться и присмотрит, чтобы все было в порядке. В пятом классе на каждый предмет свой учитель — такого присмотра уже нет.
Но были и минусы: нужно было решать проблему с дорогой до школы на то время, пока мы не переехали.
Я вернулась домой и переговорила с сыном. До этого мы обсуждали, что будем переезжать и нужно будет переводиться в новую школу. Но такой скорый перевод он воспринял болезненно. Сын хотел доучиться год в старой школе и сходить на выпускной с одноклассниками. Я рассказала ему о плюсах и минусах и предложила подумать.
Сначала сын отказался, но через день подошел и сказал, что готов попробовать.
С дорогой мы тоже все продумали: от школы шел прямой автобус до дома, а по утрам я бы подвозила его сама на машине. С выпускными решили, что сын пойдет на оба — и в старом классе, и в новом.
В разговоре завуч сказала, в каком классе есть место, поэтому в ноябрьский день открытых дверей я подошла прямо к учительнице этого класса. Она рассказала, по какой программе они идут и что изучают. Мы договорились, что через несколько недель — в конце ноября или начале декабря — подъедем в понедельник во второй половине дня, чтобы сын написал тесты по математике и по русскому языку.
Параллельно в эти недели мы усиленно занимались — писали диктанты по русскому языку и делали разборы, поскольку именно с этим у сына была главная проблема. Тут нам очень помогла учительница в старой школе. Она сказала, где у ребенка слабые места и что нужно подтянуть. Еще она разобрала с ребенком сложные темы, в которых он «плавал».
В начале декабря мы приехали на тестирование. По математике это была обычная срезовая контрольная работа. По русскому сын писал диктант, делал морфологический и фонетический разборы.
Тесты он написал прилично: математику вообще без ошибок, русский немного хуже. Учительница сказала, что обсудит результаты с завучем, и нам скажут ответ. Также нас попросили показать текущие тетради сына по математике и русскому. По ним смотрят, как ребенок учится в целом.
Через неделю я приехала в школу, и мне сказали, что сына берут. Завуч выдала мне приглашение, которое я должна была отдать в старую школу. На основании него там мне должны были отдать документы.
На некоторых форумах пишут, что школы охотно берут детей, у кого много дипломов, грамот и достижений. У меня обычный ребенок. Он занимается биатлоном, ходил в бассейн и на моделирование, но призовых мест нигде не занимал. В олимпиадах сын тоже не участвовал, поэтому похвастаться нам было бы нечем. Но у меня ничего и не спрашивали — новая школа ориентировалась только на результаты тестов.
Забрать документы оказалось непросто. В конце декабря я позвонила в канцелярию старой школы и спросила, когда можно прийти. Мне сказали, что документы смогут выдать только после Нового года, поскольку переводы до конца года закрыты. Но это значило, что в первый день после каникул в новую школу сын не попадет. Мне такой вариант не подходил, и я пошла в школу лично.
Меня не пустили дальше порога. Охранник позвонил в канцелярию — секретарь сказала, что документы она не выдает, а значит, говорить нам не о чем. Дозвониться до директора я не смогла.
Тогда я поехала на прием в районный отдел народного образования, РОНО. Приемные часы я посмотрела на сайте администрации нашего района. Сотрудник отдела образования выслушал меня и удивился. Он сказал, что даже если переводы уже закрыты, забрать документы я все равно могу. Никаких письменных распоряжений от РОНО в школы на этот счет не поступало. Он при мне позвонил директору старой школы и все обсудил.
На следующий день утром я пришла в школу, и мне разрешили подняться в канцелярию. Там мне выдали обходной лист. На нем нужно поставить подписи о том, что нет долгов в школьной библиотеке и бухгалтерии. После этого отдают личное дело ребенка и табель с текущими оценками.
Отдельно нужно зайти в медкабинет и забрать медкарту, которую сдают при поступлении в школу. Она похожа на ту, которую делают для поступления в детский сад.
Медсестра предупредила меня, что нужно еще получить форму № 063/у о прививках в поликлинике, к которой относилась старая школа. Эту форму нужно передать в медкабинет новой школы, которая, в свою очередь, отдаст ее в ту поликлинику, к которой прикреплена. Возможно, где-то это уже делается электронно, но мне пришлось лично съездить в картотеку поликлиники и забрать форму. Приезжать пришлось в рабочий день утром. Очередей не было, все сделали за 5 минут.
В новой школе меня попросили принести такие документы:
В школе я заполнила заявление о приеме и согласие на обработку персональных данных, а также еще несколько бумаг типа заявления на питание.
После этого я зашла к новой учительнице сына со списком вопросов. Вот какие моменты меня волновали:
Отдельно я спросила о том, как класс встречает новичков, и об общей атмосфере в коллективе. Выяснилось, что класс неплохой, между собой ребята дружат, парий и изгоев нет. В начале года в класс пришло несколько новичков, и их встретили нормально. Меня это успокоило.
О чем нужно не забыть
Электронный дневник. В старой школе я была подключена к электронному дневнику сына. Как только забрала документы, меня отключили. Чтобы подключиться в новой школе, я подала заявление через сайт госуслуг и через день еще зашла лично к бухгалтеру лицея, чтобы подписать бумаги. Дневник заработал на второй день обучения.
Без электронного дневника было бы сложно, поскольку телефонов новых одноклассников сын еще не знал — спросить или уточнить что-то по учебе было бы не у кого.
Проездной. Ученики в Петербурге могут купить бесконтактный электронный проездной — БЭПК — на все виды транспорта по льготной цене. Но для этого нужно в первый раз в кассе метрополитена предъявить ученический и свидетельство о рождении. Кроме того, ребенок должен быть в электронной базе, реестры для которой школы подают ежемесячно.
Новый ученический я оформила сыну через учителя спустя несколько дней после начала четверти. Ученический нельзя оформить, пока ребенка официально не зачислили в школу. Тогда же школа добавила сына в реестр учащихся школы. Но обновления электронной базы в метрополитене пришлось подождать несколько дней. Примерно неделю сын ездил на транспорте за наличные.
Возможно, стоило оформить сыну проездной на месяц, пока он еще числился в старой школе. Тогда обновления реестров мы бы не почувствовали, а потом сразу бы купили проездной на следующий месяц как ученики новой школы. Но я об этом вовремя не подумала.
Поскольку автобусами сын пользоваться не умел, мне пришлось проехать с ним два раза на общественном транспорте и показать, где садиться и выходить. Изначально сын ездил на прямом автобусе до дома, а потом наловчился и даже стал ездить с пересадками, если прямого долго не было.
Родительский комитет. Обычно в каждом классе есть свой родительский чатик, где можно спросить домашку или узнать о будущих поездках класса. Также в этом чатике обсуждают расходы и подарки. Я узнала у учителя, кто из родителей состоит в родительском комитете, и их телефоны. Позднее меня добавили в чат в «Вотсапе».
Питание. Чтобы ребенок мог ходить со всеми в столовую, его должны поставить на питание. Но было понятно, что в первый день в столовой завтрака на сына еще не будет, потому что приказ о зачислении в бухгалтерию поступит чуть позже. Поэтому в первые дни я давала ребенку с собой наличные и собирала небольшой перекус. Сын так привык брать еду с собой, что потом сам уже отказался от школьных завтраков.
Сколько времени и денег я потратила на перевод ребенка в новую школу
Я начала присматриваться к новой школе в сентябре 2019 года, а в конце декабря сына официально перевели. Он пошел в новый лицей сразу после новогодних каникул 2020 года.
Самое долгое в этом процессе — найти школу и узнать о свободных местах и условиях. Перекинуть документы из школы в школу, если постараться, можно даже за день.
Мне кажется, нам повезло, потому что поймать свободное место в хорошей школе не так просто. Я знаю тех, кто приходил в нужную школу в конце августа и переводил детей за день, поскольку были свободные места. А наши соседи по дому полгода ждали места в школе, куда хотели перевести ребенка.
Помимо этого приобрела новые тетради и дневник, а также обложки, поскольку старые к тому моменту уже истрепались. По английскому языку класс пользовался рабочими тетрадями и решебниками. Я купила их сама через интернет.
По ИЗО и технологии в старой школе у нас все закупал родительский комитет на весь класс. Например, на рисовании учительница выдавала каждому лист бумаги, а краски были одни на парту. В новой школе у каждого все было свое. Поэтому я закупила все сама: новые краски и гуашь, альбом, кисточки, клей, цветную бумагу и картон. Большую часть этого сын не израсходовал до конца года, и мы забрали остатки домой.
Хотим перевести ребенка в другую школу: как это сделать «без травм»?
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Всегда ли переход в новую школу — стресс для ребенка? Как его смягчить, на что обратить внимание? Какова пошаговая программа действий — и до перехода, и после? Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова.
Дело непростое
Бывает так, что ребенок сам хочет поменять школу, и тогда все проще, тогда трудности адоптации пережить легче. Но, как правило, смена школы происходит по инициативе родителей. Иногда это объективные причины — семья переезжает, иногда субъективные — родителям кажется, что новая школа гораздо лучше старой. Если при этом мнение ребенка и спрашивают, то его голос не становится решающим. Решают все равно родители.
Но для ребенка переход в новую школу — трудное дело. Родителям может очень не нравиться школа, из которой они его забирают, но ребенок-то привык к ней. И если для родителей важнее всего уровень образования, квалификация учителей, то для ребенка — отношение с ровесниками, с одноклассниками, с детьми из соседних классов. Очень часто шок и стресс ребенка связаны не с тем, что в новой школе другие учителя, не с новыми учебными требованиями, а с тем, что здесь он поначалу для одноклассников никто, его не ценят, не понимают, не принимают в свою компанию, у него нет здесь друзей. Иначе говоря, он выпадает из социального контекста. А чтобы ребенок в новый контекст врос, пустил, так сказать, корни — требуется время.
Родители с самого начала должны понимать: переход в новую школу — это не одномоментное действие, а длительный процесс. В лучшем случае адаптация занимает от полутора до трех месяцев. А в тяжелом случае — от полугода до года. У ребенка в старой школе может остаться лучший друг или лучшая подруга, с которыми проводили много времени, и нет никакой возможности эти связи сохранить: например, семья переехала в другой город. Общение в соцсетях — не выход, детям необходимо живое общение. Когда оно разрывается, ребенок переживает дополнительный стресс (помимо обычных трудностей адаптации). Ребенок имеет право горевать, это абсолютно нормально. К этому его гореванию родители должны относиться предельно серьезно, фразы «ну ничего, найдешь тут себе новых друзей» могут лишь подлить масла в огонь.
Любимый друг или любимый хороший учитель, классный руководитель или предметник, или даже просто привычная дорога до школы — это все может быть точками привязки, которые придется постепенно «отпускать». Если родители были инициаторами перехода, то радости со стороны ребенка ждать не стоит. Если обошлось без явного протеста, без пассивно-агрессивного поведения — это уже хорошо. И вообще учитывайте, что плюсы перехода в новую школу — плюсы, очевидные для взрослых — ребенок, скорее всего, оценит очень нескоро, если вообще оценит, а вот минусы ему гораздо заметнее, чем вам. Это ведь не вы, а он вынужден находиться там шесть дней в неделю по несколько часов. Учитывайте и то, что не обо всех этих минусах ребенок вам расскажет.
Как смягчить переход
Тем не менее, если менять школу все-таки надо, если деваться некуда — то к этому надо предварительно подготовиться. Вот несколько основных способов такой подготовки.
1 Перед переходом в другую школу хорошо поговорить с кем-то из родителей, кто в силу обстоятельств много переезжает. Часто это семьи военных. У какого-то кадрового военного бывает очень много переездов, а ребенок каждый раз — в положении «новенького». Возможно, их опыт, их советы пригодятся и вам.
Имейте в виду, что дети начальных и средних классов не то чтобы злы и жестоки, но взыскательны и требовательны к новеньким. У детей в этом возрасте формируется идентичность группы, и как среагирует на эту идентичность коллективное сознание — впустить новенького или отторгнуть — очень большой вопрос. Если у вас есть выбор, в какой класс отдавать ребенка, то пусть это будет более слабый, но с лучшим психологическим климатом. Коллективы с очень большой конкуренцией, с выраженным жестким лидером или с травлей в анамнезе — опасны для новичка.
Огромная разница, попадает ребенок в сложившийся коллектив или поступает в школу, где класс только-только сформирован. То, о чем говорилось выше, скорее относится к ситуации, где класс уже сформирован давно, все ученики знают друг друга и учатся вместе не один год. Но есть лицеи и гимназии, которые набирают целиком новый пятый или девятый классы. И здесь ребенок словно снова идет в первый класс: он попадает в коллектив, где всё в состоянии брожения, где коллектив только начинает складываться, распределяются роли. Это совсем другая история, более легкая.
2 Если вы знаете, что у вашего ребенка коммуникативные трудности, то ему нужно поработать с психологом, сходить на тренинги или в отправиться в летний лагерь, чтобы он получил навык вживания в новые для себя социальные роли (но только в такой лагерь, в котором вы уверены, в котором педагоги умеют поддерживать правильный моральный климат. От первого попавшегося лагеря может быть не польза, а вред).
3 Важно предупредить ребенка, что сначала будет непросто, придется привыкать. Если он тревожный, мнительный, делать это надо или очень заранее, или, наоборот, — не слишком, в зависимости от ребенка. Каждый родитель такого ребенка знает, как он реагирует, скажем, на планируемый поход к зубному. Кого-то нужно подготовить заранее, чтобы он подготовился к ситуации, успокоился и принял, а кого-то — почти накануне, чтобы не накрутил себя. Ребенку надо объяснять, что такое адаптация, как происходит привыкание. Полезно рассказать о своем опыте, об опыте знакомых: как проходили через подобное, какие возникали трудности, как эти трудности преодолевали.
Но кроме того, ребенка надо максимально замотивировать, объяснить, чем эта школа лучше — с образовательной точки зрения, с точки зрения престижа. Попытайтесь отыскать что-то хорошее о новой школе, причем не рекламного характера, а правдивое.
4 Обязательно сходить с ребенком посмотреть новую школу. Посмотреть на учителей и, если это возможно, познакомиться с учениками, чтобы у него появилось хоть какое представление о школе. Чтобы это сделать, надо заранее связаться с администрацией новой школы и договориться о таком визите.
5 Если отношения с учениками в старой школе хорошие, надо устроить прощальную вечеринку, а также постараться максимально сохранить те связи, которые ребенку хочется сохранить: записать телефоны, контакты родителей, договориться о встречах, особенно в те три-четыре месяца, пока ребенок будет привыкать. То есть не доверять записывание контактов ребенку (даже подросткового возраста), а продублировать. Ведь от эмоций и от стеснения ребенок может что-нибудь не написать. Первые месяцы надо максимально поддерживать встречи со старыми одноклассниками, предлагать пойти погулять с ними, сходить в кино или театр.
6 Хорошо, когда при смене школы у ребенка сохраняется внешкольный круг общения: его друзья из детства, друзья по даче, дети ваших друзей, друзья из студии, кружка или скаутского отряда. Бывает, что даже одного такого внешкольного друга достаточно, чтобы в новой школе ребенок чувствовал себя уверенно. А уверенно он будет себя чувствовать, потому что знает: у него крепкие тылы, он не одинок, ему есть у кого искать понимания и поддержки. Это своего рода гарантия безопасности.
7 Нужно максимально подробно узнать порядки в новой школе, какие-то режимные моменты, отличие в программе и так далее. Порой родители гонятся за престижем школы, не понимая, насколько там огромная нагрузка и что она ребенку не под силу. Если вы собираетесь перейти в школу, где действительно больше требований, лучше хотя бы три месяца ходить туда на подготовительные курсы, решать все задания, заниматься с репетиторами из этой школы, чтобы и ребенок представлял себе объем нагрузки на практике, учился по тем учебникам, по которым занимаются в этой школе.
Обычно все более сильные школы имеют либо подготовительные курсы, либо факультативы, или можно индивидуально договориться с преподавателем о занятиях. Это полезно еще и как окончательная проверка: стоит ли все-таки сюда переходить? Ведь может выясниться, что разрыв в подготовке капитальный, что его не преодолеть, что ребенок не сможет на этом уровне учиться, либо сможет, но с огромным трудом.
Чтобы ребенок хорошо учился в новой школе, важно, чтобы не было гигантского перепада в уровне обучения. Плохо, если новая школа гораздо сложнее прежней, но плохо и если она гораздо проще. То есть важно, чтобы ребенок не ощущал себя аутсайдером, но и если он вдруг в слабой школе внезапно ощутит себя успешным лидером — это тоже плохо. Если разрыв в уровне между старой и новой школой кардинален, то основные трудности адаптации как раз будут не в социальной сфере, а в учебной. Если вы поняли, что ребенок явно не потянет учебную программу новой школы — наймите репетитора, чтобы подтянул его насколько это возможно за ограниченное время. Важно, что подтягивать должен профессионал, сами вы, скорее всего, в случае огромного разрыва не справитесь.
8 Надо сделать все для того, чтобы ребенок максимально вписывался в рейтинг по социальным клише — улучшить одежду, модель телефона, обувь, рюкзак. К сожалению, все это важно, и принимают по одежке. Особенно в детской среде.
9 Можно воплотить в жизнь какое-нибудь давнее желание ребенка — купить велосипед другой модели, гироскутор, что-то для компьютера. То, что со школой не связано и что доставит ему радость. Эта радость станет для него поддержкой в трудные первые месяцы, когда ему придется потратить силы на привыкание.
Началась учеба
Но вот свершилось — ребенок уже начал учиться в новой школе. Что должны делать родители?
Первые недели в новой школе нужно максимально быть на связи с ребенком. Речь не о том, конечно, чтобы уволиться с работы или взять отпуск, но, по возможности, постарайтесь сделать так, чтобы ваш график позволял активно общаться с ним, присматриваться, каково ему в новой школе. Самые неприятные вещи вылезают в первые полтора месяца, но при этом первые дни могут быть обманчиво хороши. Только потом могут начаться проблемы — кто-то из учеников или учителей его невзлюбил, обнаружились сложности по каким-то предметам. Ошибкой было бы думать, что раз ребенок поступил, то можно уже расслабиться.
Нужно выбирать время, гулять, разговаривать, смотреть какие-то старые фильмы о школе, с тем, чтобы была возможность каким-то образом быть в курсе переживаний ребенка. Если речь о младшей школе – там может быть какая-то рисовальная терапия, игровая, чтобы помочь ему выразить свои переживания.
Родители, переводя ребенка в более сильную школу, зачастую строят у себя в голове идеальную картинку — как там все будет идеально. Но оказывается, что все не идеально, а просто нормально. Другая школа, и что-то в ней лучше, что-то хуже. Например, вроде все нормально, а еда невкусная, или раздевалка неудобная, или физрук сумасшедший. Везде есть минусы и плюсы, и всегда можно помочь выделить минусы и плюсы, спрашивая, что больше нравится, что меньше нравится, что удачней было в старой школе, а что — здесь.
Повторяю, сейчас речь о трудных вариантах. Иногда ребенок бывает по-настоящему счастлив, что поменял школу, он хотел этого сам, был заинтересован в учебе или в программе, в новых ребятах. Тогда адаптация будет легкой. Конечно, надо порадоваться, что нет трудностей, конфликтов, слез, нежелания идти, хвостов в учебе. Но в целом расслабиться можно не раньше чем спустя полгода или даже через год. Тогда будет окончательно ясно, что ребенок вписался в систему, у него появились друзья.
Переход в новую школу часто влечет за собой изменение режима дня. И здесь порой требуется пересмотреть общую нагрузку. Если прежняя школа была рядом с домом, а сейчас надо тратить час с лишним на дорогу — значит, нужно понять, что из внешкольных занятий вы можете оставить, а что лучше отменить. Надо понять, как организовать дополнительное питание ребенка, какие продукты давать с собой, где подвозить, где разрешать взять такси, решить, может быть, вы будете раз в две недели пропускать занятия — по договоренности с учителями.
Если ребенку предстоит самостоятельно ездить по маршруту — нужно несколько раз проехать вместе с ним заранее, чтобы он привык. Хорошо подчеркивать плюсы такой дороги: ты едешь сам, у тебя больше карманных денег. В таких школах часто все ездят издалека, не он один, так что все воспринимается совершенно нормально.
Иногда родители спрашивают: надо ли ходить знакомиться со всеми новыми учителями, рассказывать им об особенностях ребенка. Ответ на этот вопрос зависит от того, в какую именно ступень вы перешли. Если речь идет о средней школе, там обычно при поступлении предполагается обязательное собеседование либо с психологом, либо с учителями-предметниками. Надо играть по правилам заведения, куда вы поступили. Как правило, педагоги в школе исходят из того, что ребенок сам выстраивает отношения. За исключением тех случаев, когда у него есть какие-то особенности характера, здоровья или поведения, о которых обязательно нужно предупредить. Если же таких нюансов нет, то лучше не слишком надоедать учителям — чтобы не заработать репутацию тревожных родителей. Потому что все-таки в сильных школах учителя предполагают, что дети могут учиться сами и что это не родители пришли учиться. Но если не было никакого конкурса, никакого собеседования — нужно прийти и понять: готовы ли вас слышать.
Родителям следует ходить на все собрания, чтобы быть в курсе ситуации. Знакомиться с классом можно, активно участвуя в коллективных поездках, в организации разных внутришкольных мероприятий — утренников, соревнований, походов. Это и вам поможет яснее понять атмосферу в классе, и ребенку дает ощущение защищенности. Но при этом важно не выделять своего сына или дочку из прочих детей, со всеми вести себя одинаково.
Общий вывод: к переходу в новую школу следует относиться серьезно: проблемы вполне возможны, но зная о них заранее, можно их максимально сгладить. Также не стоит думать, будто переход чудесным образом решит все прежние проблемы. Если избегать излишнего оптимизма и излишней паники, все в итоге будет нормально.
Подготовила Оксана Головко
На заставке: фрагмент фото Александра Анисимова, фотопроект «Так сказать»