что нужно писать в сопроводительном письме к резюме
Как написать сопроводительное письмо
1. Для начала узнайте как можно больше информации об организации, чтобы в сопроводительном письме указать, почему вы хотите работать именно на этой должности и какой вклад готовы внести в развитие компании. Менеджер по подбору персонала должен увидеть вашу заинтересованность.
2. Кратко обоснуйте (а не просто укажите), почему ваши умения и опыт подходят для предлагаемой работы. Вы должны указать причину, по которой рекрутеру необходимо рассмотреть именно вашу кандидатуру на данную позицию.
3. Резюме и сопроводительное письмо должны дополнять друг друга. Нельзя повторять в письме содержание резюме, но и разногласий в этих двух документах быть не должно.
4. Соблюдайте этикет. Не стоит писать подобные фразы: «Привет, вот это мое резюме. Всего доброго и до скорой встречи». Во всем следует придерживаться делового стиля общения! Вместо стандартной формулы «Я откликаюсь на вакансию, которая была размещена на таком-то сайте. » используйте, к примеру, такое обращение: «Будучи менеджером по продажам с десятилетним опытом, я заинтересован в данной позиции, потому что. » и четко объясните свои мотивы.
5. Выделитесь из толпы. Постарайтесь, не покидая профессионального контекста, ввести в текст одну-две фразы, которые в глазах работодателя сделают вас особенным. К примеру, претендуя на позицию менеджера интернет-проектов, отметьте, что вы в свободное время создали русский веб-сайт поклонников такой-то известной группы.
6. В конце письма попытайтесь инициировать контакт. Можно просто написать: «Надеюсь на ответ с вашей стороны». И обязательно поблагодарите вашего визави за уделенное вам время.
Составляем сопроводительное письмо с HR-специалистом
Сопроводительные письма читают перед анализом самого резюме, поэтому они играют главную роль в трактовке и восприятии последующей информации. Письмо непременно должно быть составлено грамотно, тогда оно расположит к себе читающего и отвлечет от критического восприятия. Неудачное письмо — повод отправить в мусорную корзину даже идеальное резюме: 36% HR-менеджеров признались, что отказывались от кандидатов из-за некорректных сопроводительных писем.
Практика написания сопроводительных писем больше распространена среди менеджеров высшего и среднего звена. На этих позициях письмо требует и принципиально иного качества исполнения. Давайте рассмотрим основные черты успешных сопроводительных писем.
Строгая структура
Сопроводительное письмо содержит в себе:
Важно помнить, что все пункты, кроме 2.3 — это наработанные клише, созданные успешными кандидатами за многолетнюю практику. Они стандартны, очевидны, уже являются этикетом при общении через сопроводительные письма, не должны превышать одного — двух предложений и пишутся строго с нового абзаца с отступом.
Приведем пример из письма руководителя отдела продаж крупной западной FMCG компании. Оно довольно длинное, но для руководящей должности это вполне допустимо.
пишу вам относительно вакансии «Руководитель отдела продаж канала современной торговли».
Описанные обязанности и цели данной позиции представляются мне чрезвычайно интересными. Меня всегда привлекали сложные и амбициозные проекты.
Хочу сразу заметить, что опыта работы именно с бытовой техникой у меня нет, но в отличие от большинства кандидатов у меня есть следующие сильные стороны:
Мой профессиональный опыт также включает в себя:
В случае взаимного интереса предлагаю созвониться в любое удобное для Вас время.
С уважением,
Алексей Х,
Тел.»
Хотя в большинстве случаев имя получателя неизвестно, очень важно соблюсти персонализированное и обдуманное обращение. Помните, что скопированное шаблонное сопроводительное письмо скорее всего оставит ваше резюме непрочтенным. Возможными обращениями на hh.ru могут быть: «Уважаемый отдел персонала компании Х», «Уважаемые сотрудники отдела подбора персонала компании Х», «Уважаемый менеджер по подбору персонала компании Х», «Я внимательно изучил позицию Руководитель отдела продаж канала современной торговли и т.д.»
Небольшое, но емкое
Помните, что сопроводительное письмо должно читаться за 10 секунд. К сожалению, частая практика российской культуры – это вписать в сопроводительное письмо абсолютно все проекты и опыты жизни, которые совсем не имеют отношения к вакансии. Такие письма открывают тотальное непонимание как позиции, так и ее роли в компании.
Постарайтесь написать небольшое, но информативное и полезное письмо только с качественной информацией.
Деловой стиль
Сопроводительное письмо по стилю должно соответствовать отрасли компании и корпоративной культуре.
Для большинства инжиниринговых, медицинских, банковских, консалтинговых и других работодателей подойдет выдержанный деловой стиль, описанный выше. Он беспроигрышно подходит для 95% вакансий, размещенных в интернете. Его отличает максимально легкая и информативная форма письма: простая структура, терминология, отсутствие громоздких придаточных и сложноподчиненных предложений.
Остальные 5% — области Hi-tech, креатив, IT start-up, частные и небольшие компании c нишевыми продуктами — допускают более свободное и эмоциональное обращение.
Ошибки
Креатив в письме и юмор уместны, если только рассматриваемая компания входит в тот малый процент работодателей, для которых оригинальность и юмор являются частью профессиональной деятельности и соответствует внутренней корпоративной культуре.
Итак, в чем же секрет удачных сопроводительных писем? Они структурированы, небольшие по объему, но крайне емкие, стилизованы под культуру компании и не содержат ошибок. А самое главное — такие сопроводительные письма фокусируются на интересах компании, а не на персональном интересе кандидата. Покажите, что вы знаете, в чем нуждается компания и как ей помочь.
Как написать сопроводительное письмо
1. Используйте правильное приветствие
Казалось бы, маленькая деталь, но по приветствию в письме можно сказать многое о кандидате. «Доброго времени суток» настораживает безграничностью, «доброго дня» — неуместным пожеланием, «приветствую» — патетикой.
Используйте для сопроводительного письма приветствие, укладывающееся в правила деловой переписки: «Добрый день» или «Здравствуйте». Это сразу задаст доброжелательный тон, при этом не будет навязчиво.
2. Расскажите о своей заинтересованности
Рекрутерам приходится сталкиваться с кандидатами, которые нажали кнопку «Откликнуться» только потому, что вакансия «вроде бы ничего». При этом непонятно, действительно ли соискатель хочет получить эту должность или он откликается на все объявления подряд.
Буквально одним предложением в сопроводительном письме расскажите, почему эта вакансия вам понравилась. Например, ищут руководителя отдела по продаже недвижимости: «Я больше четырех лет управлял командой менеджеров по продаже стройматериалов. Продажа недвижимости всегда казалась мне более привлекательной, и ваша вакансия — это возможность сменить сферу деятельности на более подходящую для меня».
3. Добавьте конкретики
В сопроводительном письме важно ответить на вопрос, почему вы идеально подходите под эту вакансию. Для этого в одном абзаце опишите значимые достижения и навыки, о которых работодатель подробнее прочитает в резюме.
Если вас заинтересовала вакансия дизайнера, можно написать так: «В последний год я больше работаю с векторной графикой, в основном, наружной рекламой. Работа, которой я горжусь — корпоративный календарь на год (ссылка): мне помогали коллеги, и, кажется, нам удалось сделать его нескучным, мы получили много хороших отзывов от клиентов и от пользователей behance.net. Также два года назад я делал анимационные заставки для одного из телеканалов, вот ссылки на них».
4. Что там с ценностями?
Прежде чем составлять сопроводительное письмо, изучите страницу компании, чтобы понять особенности ее корпоративной культуры. Если есть прямые совпадения с вашими ценностями, то об этом также стоит указать при отклике на вакансию.
Допустим, в офисе компании организован раздельный сбор мусора, и вам очень нравится эта идея. Тогда в сопроводительном письме можно написать: «Здорово, что вы думаете об экологии планеты. Я каждый год участвую в посадке деревьев и отдельно сдаю пластик и стекло: для меня важно, что компания разделяет мои взгляды».
5. Завершите призывом к действию
Фактически с помощью сопроводительного письма вы пытаетесь продать рекрутеру вашу кандидатуру. Поэтому в конце письма уместен призыв к действию: «посмотрите мое резюме», «рассмотрите мою кандидатуру на вакансию», «готов ответить на ваши вопросы». При этом не упрашивайте и не умоляйте — поверьте, рекрутеры многое повидали за годы работы, поэтому они оценят ненавязчивое общение.
6. Сократите письмо
Часто в сопроводительных письмах много лишнего. Одни добавляют автобиографию, другие слишком долго распинаются о своей мотивации. Оставляйте только важную и интересную информацию: например, добавьте ссылки на свое портфолио, если оно необходимо для вашей профессии. Это расскажет о вас лучше слов.
7. Проверьте грамотность
На всякий случай перечитайте письмо еще раз: случайные опечатки могут испортить впечатление.
Как написать сопроводительное письмо к резюме
Без лишней информации и по делу
Каждый раз при отклике на вакансию я прикладываю к резюме сопроводительное письмо.
Кажется, именно оно однажды помогло мне получить приглашение на собеседование. Хотя опыта работы в той должности, на которую я претендовала, у меня не было. Расскажу, что обычно пишут в таких письмах и какие рекомендации по составлению таких писем дают рекрутеры.
Что такое сопроводительное письмо
Сопроводительное, или мотивационное, письмо — это письмо, которое можно приложить к резюме, чтобы объяснить, почему вы подходите на вакантную должность, какую пользу можете принести компании и почему должны выбрать именно вас. Можно сказать, что это рассказ кандидата о себе как о специалисте, но с прицелом на будущее. Если кандидатов на должность много, мотивационное письмо может решить, кого пригласят на собеседование в первую очередь, а кого — во вторую.
В большинстве случаев сопроводительное письмо — это не обязательное условие отклика. Но именно этим оно и ценно — с ним можно выделиться на фоне других кандидатов. Иногда в вакансии прямо указано, что от кандидата ждут такое письмо. Например, есть фраза: «Без сопроводительного письма резюме не рассматриваем». Еще без сопроводительного письма часто невозможно откликнуться на вакансию на специализированном портале. Например, так устроен сайт поиска работы hh.ru. Чтобы откликнуться на вакансию, нужно написать хотя бы пару предложений.
Сопроводительное письмо — это не гарантия, что ваше резюме откроют и прочитают. Но хорошее письмо может заставить потенциального работодателя обратить на вас внимание. Особенно если в вашей сфере высокая конкуренция.
Но есть исключения. Так, писать сопроводительное письмо часто не имеет смысла, если вы претендуете на должность линейного персонала, например продавца или кассира. Как правило, поток откликов на подобные вакансии большой, и рекрутер может не успевать читать письма всех кандидатов. Писать в таком случае письмо или нет — решать вам. Если опыт работы продавцом или кассиром большой, лучше отразить его в резюме. В таком случае можно обойтись формальным коротким письмом.
Цель составления
Основная задача сопроводительного письма — привлечь внимание рекрутера к резюме. Хорошее письмо поможет кандидату выделиться на фоне остальных, особенно если претендентов на одну позицию много и опыт их работы похож. Или наоборот: если все кандидаты без опыта, письмо может сыграть решающую роль.
Сопроводительное письмо позволяет продемонстрировать навыки писательства и то, как человек умеет формулировать мысли. Это важно, если кандидат претендует на должность, для которой нужны навыки работы с текстом. Например, писать сопроводительное письмо всегда стоит копирайтерам, маркетологам и дизайнерам.
Сопроводительное письмо пригодится, если информацию из резюме нужно пояснить. Например, вы решили сменить профессию и не имеете подходящего опыта работы. Тогда в сопроводительном письме нужно объяснить, почему вы решились на перемены и как видите себя в новой сфере.
Плюсы для резюме от сопроводительного письма в том, что таким образом вы показываете работодателю свою заинтересованность в вакансии и рассказываете о себе больше, чем позволяет это сделать резюме.
Требования к письму
Размер. Оптимальный размер сопроводительного письма — это 3—5 небольших абзацев. Письмо не должно занимать больше одной страницы. Лучше — примерно половину. Но письмо должно выглядеть цельным и законченным.
Стиль сопроводительного письма должен быть деловым, но не слишком формальным. Лучше не использовать шаблоны и канцеляризмы — сложные речевые обороты. Например, самое распространенное вводное предложение звучит так: «Прошу вас рассмотреть мое резюме на позицию…» — это шаблон, который уже приелся. Лучше заменить его чем-то похожим. Например, можно написать так: «Хочу работать в компании „Электроник“», или «Меня заинтересовала вакансия менеджера по продажам в вашей компании», или «Хочу стать частью команды „Электроник“, а именно — занять должность юриста».
Структура и содержание
Сопроводительное письмо должно быть построено вокруг преимуществ для работодателя. То есть в нем важно рассказать, что получит компания, если наймет именно этого кандидата.
С чего начать. Поприветствуйте потенциального работодателя и представьтесь. Напишите, на какую вакансию откликаетесь и откуда о ней узнали. Укажите название компании и должность, на которую откликаетесь, так, как они написаны в вакансии. Это покажет то, что вы пишете адресно, то есть в определенную компанию, а не массово рассылаете письма всем работодателям.
Если в вакансии указано имя рекрутера, в сопроводительном письме обратитесь к нему по имени. Рекрутер оценит вашу внимательность. Если отправляете резюме и сопроводительное письмо на специализированном портале, например hh.ru или superjob.ru, писать, откуда узнали о вакансии, не нужно, потому что это и так понятно.
Основная часть. Объясните, почему хотите работать в этой компании и что именно вас привлекает в вакансии. Далее расскажите о своих профессиональных качествах, которые будут полезны компании.
Как соотнести основные требования работодателя и ваш опыт или знания
В вакансии | В сопроводительном письме |
---|---|
Высшее юридическое образование | Хорошо разбираюсь в праве, поскольку окончил юрфак и работал помощником адвоката три года |
Английский язык | Свободно общаюсь на английском и веду деловую переписку, поскольку знаю английский язык на уровне Advanced |
Отличное знание гражданского законодательства РФ | Отлично разбираюсь в гражданском законодательстве — работал помощником юриста по гражданским вопросам пять лет |
Если соответствуете не всем требованиям вакансии, лучше написать об этом прямо и добавить, что планируете с этим делать.
Как писать сопроводительное письмо, если соответствуете не всем требованиям вакансии
В вакансии | В сопроводительном письме |
---|---|
Опыт работы юристом в рекламном агентстве | У меня нет опыта работы юристом в рекламном агентстве, но я знаком с законом о рекламе в теории и готов использовать эти знания в деле |
Опыт разработки юридических документов | Никогда не разрабатывал юридические документы, но хорошо ориентируюсь в законодательстве и знаком с требованиями к делопроизводству |
Объем основной части сопроводительного письма зависит в том числе и от объема вакансии. Например, если требований много, постарайтесь уделить внимание каждому из них и описать, подходите ли вы под них. Если вакансия описана коротко и банально, общими словами, приводите примеры. Например, такое требование, как внимательность, можно подкрепить тем, что за год работы с базой данных вы ни разу не ошиблись при вводе информации. Вашу внимательность может подтвердить рекомендательное письмо от прошлого руководителя.
Заключительная часть. Поблагодарите потенциального работодателя за то, что прочитал ваше письмо до конца. Напишите, что готовы приехать на собеседование, если вы, как кандидат, понравитесь и можете подойти на должность. В конце оставьте свои контакты — имя, телефон и почтовый адрес, по которым работодатель может с вами связаться.
В маркетинге есть понятие «кол ту экшен», или призыв к действию. Это когда в конце рекламного текста пишут, что делать с полученной информацией дальше. Такой прием можно использовать и в сопроводительном письме. Например, в конце призвать потенциального работодателя позвонить вам или пригласить на встречу. Например, написать так: «Звоните — буду рад пообщаться по телефону или на личной встрече».
Ошибки при составлении
Повторение резюме. Сопроводительное письмо не должно дублировать информацию из резюме. Правильно, если оно будет его дополнять. Например, если в резюме указан небольшой опыт работы или есть перерывы в несколько месяцев, в сопроводительном письме можно объяснить, почему так случилось. Например, при недостатке опыта рассказать больше о знаниях и навыках и как они помогут справляться с задачами на новом месте. Если в работе был перерыв, объяснить, чем занимались в это время. Например, повышали квалификацию или получали новую профессию.
Лучше быть честным с работодателем. Если причина длительного перерыва кроется в семейных обстоятельствах или в чем-то личном, напишите пару слов об этом. Изливать душу не нужно, просто коротко объясните, почему вы не работали последнее время. Например, если переехали в новый город — что не работали в последний год из-за переезда, так как обустраивались на новом месте. Или что путешествовали и работали на временном проекте.
Длинный текст о себе. Читать длинные сопроводительные письма сложно, и никто не хочет этим заниматься. Как правило, рекрутеры сканируют письма по диагонали и смотрят отдельные части, на основе которых решают, работать с кандидатом дальше или нет. Более того, у рекрутера может не быть времени вчитываться в длинные письма кандидатов.
Если письмо больше страницы, часть придется удалить, чтобы в итоге остались 3—5 стройных абзацев. Разделяйте сопроводительное письмо на небольшие части, чтобы работодателю было легко быстро по нему пробежаться. В одном абзаце одна мысль. Например, в первом — приветствие и вводная информация по вакансии. Во втором — преимущества кандидата для компании. В третьем — благодарность и контакты.
Личная жизнь. В сопроводительном письме нет места информации о личном. Например, сколько у вас детей или собак, как вы любите проводить выходные или где отдыхали прошлым летом. Текст должен быть посвящен тому, чем вы, как специалист, будете полезны компании.
Опечатки и грамматические ошибки. Меньшее из всех зол, но тем не менее старайтесь их избегать. Прогоните сопроводительное письмо через специальные сервисы проверки на ошибки. Например, через «Текст-ру» или «Орфограммку». Еще можно проверить письмо через сервис «Главред» на чистоту и читаемость.
Не забывайте про оформление сопроводительного письма. Если пишете письмо на специальном сайте поиска работы, достаточно отбить абзацы друг от друга пустой строкой и убедиться, что в тексте нет двойных пробелов. Если оформляете письмо в отдельном документе, используйте выравнивание текста по левому краю, поля и заголовки.
Сопроводительное письмо должно быть аккуратным и приятным на глаз. Таким, чтобы его хотелось прочитать. Советую вычитывать письмо несколько раз, прежде чем отправить потенциальному работодателю, чтобы убедиться, что мысли в нем изложены логично и последовательно, а в тексте нет ошибок.
Я пишу сопроводительное письмо в отдельном гугл-документе. Сначала копирую туда текст вакансии, затем выбираю требования к кандидату и пишу под каждым из них то, как мои навыки и опыт соотносятся с требованиями работодателя. Затем несколько раз читаю письмо вслух, чтобы убедиться, что оно написано простым языком, исправляю ошибки и опечатки. Затем копирую письмо куда нужно, например в специальное поле на hh.ru, и отправляю работодателю.
Почему нужно писать сопроводительное письмо
Хотя примерно половина работодателей не читает сопроводительные письма, писать их все-таки стоит.
Сопроводительное письмо — это шанс отстроиться от других кандидатов с похожими на ваше резюме. Основная цель сопроводительного письма — убедить рекрутера открыть и прочитать ваше резюме. То, что вы потратили время и написали такое письмо, говорит о ваших серьезных намерениях в качестве кандидата.
Если вы отправляете резюме по собственной инициативе, например потому, что давно хотите работать в этой компании, без сопроводительного письма этого точно делать не стоит.
В каких случаях еще необходимо писать сопроводительные письма:
Объем сопроводительного письма не должен превышать половины страницы А4. Исключение для тех, кто претендует на высокие позиции. В таких случаях допустим и даже необходим объем на страницу А4.
Резюме фокусируется на прошлом и настоящем. Сопроводительное письмо направлено на будущее. Расскажите специалисту по подбору персонала, какую пользу вы можете принести компании в будущем и почему они должны выбрать именно вас.
Рекомендации по улучшению
Сопроводительное письмо должно быть адресным, то есть обращаться к конкретному работодателю. Например, при отклике на вакансию юриста в письме стоит написать, в какой именно компании хотите работать. У работодателя не должно создаться ощущение, что вы рассылаете одно и то же письмо всем компаниям, в которых есть похожие должности.
Не оценивайте результаты своей работы, а приводите конкретные доказательства и результаты. Например, конкретные цифры, если это возможно.
Сопроводительное письмо: когда оно действительно нужно?
Когда сопроводительное письмо очень желательно
Начало карьеры. Вас еще не знают как профессионала, и вы пока мало что можете предложить работодателю. В такой ситуации письмо может повысить шансы на трудоустройство. Пусть в резюме еще нет больших достижений или названий известных компаний — в сопроводительном письме можно обозначить интерес к конкретной профессиональной сфере, коротко рассказать об учебных достижениях, которые характеризуют вас в положительном ключе.
Молодые специалисты могут использовать сопроводительное письмо как дополнительный ресурс, чтобы убедить потенциального работодателя в осознанном выборе должности. Самый большой риск работы с выпускниками — кратковременное сотрудничество и опасения, что молодой специалист решит сменить направление деятельности. Сопроводительное письмо поможет привлечь внимание к вашей кандидатуре, выглядеть убедительнее в глазах работодателя и, соответственно, минимизировать риск отказа. Полина Брежнева, эксперт сервиса «Готовое резюме»
Смена профессии. Сопроводительное письмо будет полезно, если вы решили сменить сферу деятельности. Эта ситуация похожа на начало карьеры, но с той разницей, что вы не совсем «чистый лист», ваш опыт по прежней профессии может быть чем-то полезен и на новой стезе. Главное — правильно его преподнести. Резюме расскажет о прежней карьере, а в письме вы как раз сможете пояснить значение этого опыта для новой сферы деятельности. Например, внимательность и аккуратность при работе с документами, умение быстро переключаться между несколькими задачами, сильные коммуникативные навыки ценятся независимо от профессиональной области.
Более высокая позиция. Если вы отправляете резюме на более высокую должность, чем занимаете сейчас, сопроводительный текст будет очень важен. Стоит рассказать о том, как бы вы могли расширить свою сферу ответственности, какой управленческий опыт у вас уже есть и какие задачи на прежней работе можно оценивать с точки зрения вашего потенциала как руководителя. Здесь цель сопроводительного письма — убедить возможного работодателя в том, что у вас есть все необходимые качества для перехода на новую ступень.
Неполное соответствие требованиям вакансии. Вам очень нравится вакансия, вы чувствуете, что функционал вам по плечу, но формально соответствуете не всем требованиям, перечисленным в вакансии. Подчеркнем: речь не о случае, когда у вас совсем нет релевантного опыта (такие отклики работодатели сразу отвергают). А о ситуации, когда вы лишь частично не соответствуете описанному в вакансии портрету идеального кандидата. Тогда шанс есть, потому что иногда у работодателей бывают завышенные требования. Через месяц-другой безуспешных поисков работодатель понимает, что кандидатов с таким набором опыта и навыков нет, и снижает планку ожиданий.
Кратко перечислите в сопроводительном письме, какой ваш опыт идеально подходит под эту вакансию, а каких навыков вам не хватает, и почему вы считаете, что это восполнимо (например, это навык, которому вы готовы научиться за пару месяцев).
Творческие профессии. Для соискателей творческих профессий свободный рассказ о себе и портфолио бывает даже важнее резюме. «Письмо позволяет выйти за рамки принятого формата составления резюме, продемонстрировать собственный стиль и креативность», — объясняет Полина Брежнева, эксперт сервиса «Готовое резюме».
Если вакансия предполагает работу с текстами (журналист, PR-менеджер, копирайтер), сопроводительное письмо — хорошая возможность показать свои способности.
Иногда работодатели прямо указывают, что ждут информацию о кандидате в свободной форме. Например, Артемий Лебедев рассказал, что, на вакансии в своей студии даже не рассматривает отклики в виде стандартного резюме с перечислением прежних мест работы. Достаточно небольшого рассказа о себе со ссылками на конкретные примеры работ и хорошо выполненного тестового задания.
Топовая позиция. По словам Полины Брежневой, эксперта сервиса «Готовое резюме», отклик на вакансию из категории высшего менеджмента традиционно предполагает наличие сопроводительного письма, это нечто само собой разумеющееся. Управленец должен уметь презентовать себя. «Иногда соискатели на топовые должности пишут слишком развернутые письма, — говорит Полина. — Но на самом деле хорошее письмо руководителя должно содержать только конструктивную информацию: перечислять проекты, которые он осуществил, и давать в цифрах как можно больше показателей, чего в этих проектах удалось достигнуть».
Когда можно обойтись без письма
Для линейных позиций в ретейле и операционных специалистов, которые не работают с клиентами напрямую, наличие сопроводительного письма совсем не обязательно. Например, оператору кол-центра достаточно отправить только резюме, без дополнительного рассказа о себе.
Массовый подбор сотрудников не предполагает оценки кандидатов через сопроводительные письма. Если крупная торговая сеть одновременно нанимает 70 кассиров, то менеджеры по подбору в первую очередь обратят внимание на подходящий опыт и отсутствие замечаний со стороны службы безопасности. У них даже, скорее всего, не будет физической возможности на чтение сопроводительных писем. Поэтому дополнительный рассказ о себе при отклике на такие позиции не требуется.
Сопроводительное письмо — шанс обратить на себя внимание
Если ваш случай не из тех, когда сопроводительное письмо очень желательно, и не из тех, когда точно можно обойтись без него, значит, оно просто будет вам полезно как дополнительный плюс.
Во-первых, в нем стоит очень кратко перечислить основные аргументы, чем ваш опыт подходит конкретно для этой вакансии.
Да, разумеется, рекрутер и так может это оценить по более подробной информации в вашем резюме. Но такое письмо заставит рекрутера прочитать ваше резюме внимательнее, ведь вы уже выделили главное.
К тому же это выгодно отличит вас от большинства соискателей, которые либо не отправляют сопроводительные письма, либо ограничиваются в них общими фразами вроде «Прошу рассмотреть мою кандидатуру!» или «Хочу работать в вашей компании». Содержательное письмо в духе «Я подхожу для этой вакансии, потому что…» показывает, что вы внимательно ознакомились с перечисленными в вакансии требованиями и соотнесли их со своим опытом, то есть откликаетесь осознанно. Это уже само по себе преимущество, потому что многие соискатели рассылают отклики на все вакансии подряд, даже не прочитав их до конца.
Во-вторых, письмо — это возможность упомянуть про важные для этой вакансии детали вашего опыта, о которых в резюме не говорится. Например, вы хотите отправить отклик как можно быстрее, но у вас нет времени адаптировать свое резюме конкретно под эту вакансию. Сделайте важные акценты в письме.
Показательный пример — рядовой бухгалтер. Вроде бы про весь бухгалтерский опыт и навыки можно рассказать в резюме, умение креативно презентовать себя бухгалтеру для работы не требуется — так зачем ему сопроводительное письмо? В нем можно уточнить, например, про:
В-третьих, в письме уместно написать про то, о чем в резюме обычно не пишут. Например — какие из тех функций, которые вы выполняли, нравилось вам больше всего. Или чем вас привлекает именно эта компания.
По шаблону или своими словами
С грамотностью может помочь любой онлайн-сервис проверки орфографии и пунктуации. С содержательной частью сопроводительного письма ситуация сложнее. Особенно для тех, кто не может похвастаться талантом в области сторителлинга — а таких большинство.
Стоит ли использовать шаблоны, которые легко найти в разных интернет-источниках? Разве что в качестве стартовой точки, отталкиваясь от которой вы напишете свой текст.
«Письмо должно быть живым и индивидуальным. В этом его главная ценность, только в этом случае оно убедительно и действительно срабатывает, — объясняет Полина Брежнева, эксперт сервиса «Готовое резюме». — Письмо — это ваша прямая речь. Писать его нужно тезисно, но с харизмой и в то же время без лишней лирики».
Что можно посоветовать тем, кто не уверен в своих способностях к составлению удачных фраз: подумайте, какая информация нужна в сопроводительном письме именно в вашем случае (набросайте что-то вроде плана), а потом попробуйте несколько разных вариантов, с помощью которых эту информацию можно сформулировать. Попросите кого-то, кому вы доверяете, оценить текст объективно и выбрать лучший вариант формулировок или посоветовать другой.