что нужно ответить на иншааллах
Что нужно ответить на иншааллах
Как правильно использовать арабские слова и выражения? (фото: freepik.com)
Когда новый мусульманин делает первые шаги в Исламе, вокруг него много непонятных вещей и, в частности, он слышит вокруг себя много новых слов и выражений, значения которых он точно не знает. Поскольку он хочет как можно скорее стать своим в новом обществе, он тоже начинает использовать эти слова, но часто не совсем правильно.
Здесь мы хотим дать несколько советов людям, которые только начинают овладевать новой информацией, чтобы не попасть в неловкое положение.
Для начала запомните несколько самых распространенных фраз и что они значат:
Особенно благочестивые люди используют полную фразу: «Ассаляму алейкум ва рахматуллах» или «Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух» («Мир вам и милость Аллаха», «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение»). Если к вам так обращаются, отвечать следует также полным ответом: «Ва алейкум ассалям ва рахматуллах» или «Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух».
3. Иногда вы можете услышать такую фразу, которая она также означает благодарность:
Отвечают на это: «Ва йака (мужчине), «Ва йаки» (женщине), «Ва йакум» (группе людей). Если вам это трудно запомнить сразу, ответьте просто: «Ва йак».
4. Запомните также значение коротких арабских слов, которые вы часто будете слышать рядом с собой:
«Бисмиллях» или «Бисмилляхи р-рахмани р-рахим». Этими словами обычно начинают какое-то дело, их говорят перед едой.
Полный список всех молитв и пожеланий на разные случаи жизни можете узнать в сборниках мусульманских молитв (дуа).
Не стесняйтесь переспрашивать, что ваш собеседник имел в виду, если не понимаете какого-то слова или выражения. Иначе вы рискуете попасть впросак – решив, что поняли смысл фразы по ее контексту, хотя это может быть совсем не так.
Как это случилось с одной новой мусульманкой. Услышав, как ее новые подруги, увидев что-то неприятное, говорят: «Астагфируллах!», она решила, что эти слова означают нечто вроде: «Безобразие!», «Как плохо!».
Не стоит переживать, что ваш родной язык – не арабский, и стесняться этого. Если бы Всевышний захотел, Он создал бы всех людей одним народом, который говорил бы на одном языке. Но раз Он пожелал, чтобы мы все говорили на множестве языков, значит, в этом тоже есть мудрость и польза.
«Воистину Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (сура «Худжарат» 49:13).
Новые мусульмане склонны иногда впадать в другую крайность. Они уже знают, что говорят, здороваясь и прощаясь, что такое «баракят», «салават», «зикр», «дуа», «фард» и «сунна» и тому подобное. Чтобы показать, что они уже стали своими среди других верующих, а также желая подчеркнуть свое отличие от окружающих, они начинают «щеголять» этими словами, даже когда общаются с немусульманами или мусульманами, далекими от религии.
Этого делать не следует – с каждым человеком нужно говорить на таком языке, который будет ему понятен. Иначе получится, что вы ведете себя неуважительно по отношению к нему.
Что значит «иншалла»? Перевод. Как правильно говорить?
Когда говорят «иншалла»?
Мусульмане непременно добавляют «иншалла», когда говорят о том, что намерены сделать в ближайшем или отдаленном будущем. И вообще, если речь о чем-то желаемом.
Произнести можно в любом месте, до или после озвученного намерения.
Некоторые мусульмане шутят, что если не хочешь отвечать на вопрос определенно, то сказав «иншалла», снимаешь с себя ответственность.
Например: «Хабиби, помоешь посуду? – Иншалла». И думай, помоет или не помоет.
Зачем говорить «иншалла»?
Так велит Коран: «И никогда не говори: «Я сделаю это завтра» без того, чтобы сказать: «Если только на то будет воля Аллаха»» (сура 18, аяты 23-24).
Как правильно писать и произносить? Где ставить ударение?
По-арабски слова «ин шаа Алла(х)» произносятся слитно, но гласные не сокращаются – сохраняется и долгое «аа» в слове «шаа», и начальное «а» в слове «Аллах». А вот конечная «х» практически не слышна (как если бы вы собирались выдохнуть через горло, но едва начав, передумали).
Послушайте, как учит правильному произношению известный лондонский имам шейх Хасан Али:
Что касается русского написания, то по нынешним временам строгой нормы нет. В разных словарях встречаются разные варианты.
Например, в орфографическом словаре на сайте ТекстоЛогия.ру (на основе самого полного академического издания «Pyccкого opфoгpaфичecкого cлoвapя» Ивановой и Лопатина, 2004 г.) – иншaAллax (именно так, с заглавной А посередине слова).
Иншааллах, машаллах и аль-хамдулиллях
Пожалуй, в каждом языке есть свои устойчивые выражения, и, конечно же, самый богатый словарным запасом арабский язык не исключение. В арабском языке есть фразеологизмы, пользующиеся широкой популярностью в виду того, что имеют религиозную основу. Речь идёт о таких устойчивых выражениях, как: иншааллах, машаллах и аль-хамдулиллях. Их устное использование не вызывает никаких вопросов в отличие от их отображения на письме. Причиной этому является то, что в русском языке нет тех букв и звуков, что есть в арабском. И поэтому, прежде всего, нужно понимать, что не все арабские слова можно правильно написать и прочитать русским языком.
Машаллах. Это словосочетание тоже состоит из трёх слов: ( ما شاء الله ). Поэтому более верными будут следующие варианты: «машаа-л-Лаh» и «машаа Аллаh» или с небольшим искажением «машаа-л-Лах» и «машаа Аллах». Значение у этого фразеологизма следующее «[как же прекрасно] то, что пожелал Аллах».
Аль-хамдулиллях. Это словосочетание состоит из двух слов: الحمد لله, которое переводится как «вся хвала Аллаху». В слове الحمد («вся хвала»), есть буква «ха» ( ح ), которой нет ни в русском, ни в английском языках. Поэтому здесь без искажения, как минимум, при писании вообще не обойтись. Близким к правильному будет – «аль-хамду ли-л-Ляh» или с небольшим искажением «аль-хамду ли-л-Лях».
Хочется ещё раз отметить, что написание этих слов (буквами русского алфавита) – вопрос не принципиальный. Писать не так, как здесь предложено, не будет ни грехом, ни даже не нежелательным действием. Самое главное, чтобы при писании или произнесении не было пренебрежения.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Вернем смысл «иншаллах», научившись говорить «нет»
«Чаще всего фраза «иншаллах» («если пожелает Аллах») используется в мусульманских общинах, чтобы избежать самоанализа, тяжелого труда, долгосрочных планов и возложить эти обязанности на некую всесильную сущность, которая каким-то образом в один прекрасный момент вмешается и решит наши общие проблемы».
Так написал Ваджахат Али (Wajahat Ali), автор статьи «Иншаллах – благо для всех» в «Нью-Йорк Таймс», в которой он высказал сожаление по поводу того, какой смысл эти слова приобрели в наши дни.
Если спросить немусульманина, живущего в мусульманской стране, он признается, что ему страшно услышать слова «иншаллах» от государственных чиновников или коллег, потому что это значит провал дела. Однажды я был свидетелем того, как один немусульманин умолял коллегу: «Нет, я не хочу слышать «иншаллах»! Скажи, ты сделаешь это или нет?». На что получил ответ: «Иншаллах».
Так как же выражение «иншаллах» оказалось в таком положении? Почему им бессмысленно злоупотребляют? Каково истинное значение этого восклицания, и почему его произносят? Как нам вернуть «иншаллах» на подобающее ему место? Об этом мы поговорим в этой статье.
История «иншаллах»
В первые годы проповеди ислама Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был встречен мекканскими племенами с невероятной враждебностью, они не хотели ничего знать о таухиде (единобожии). Посланника Аллаха (мир ему и благословение) называли лжецом, сумасшедшим, чародеем и то и дело придумывали, как прекратить его проповедь.
Однажды курайшиты отправили гонцов в иудейские племена, жившие в Аравии, и спросили, как им проверить нового Пророка. Мекканский клан, хоть и был языческим, верил, что иудеи как народ Книги сведущи в Писаниях. Раввины предложили курайшитам задать Мухаммаду три вопроса. Если он ответит на два, значит он истинный Пророк, если же найдет ответ на все три, значит, он лжет.
Курайшиты были в восторге! Наконец-то они поставят Мухаммада в тупик, ведь он не знает ответов, так как он не из людей Книги и к тому же неграмотен. Вопросы были такими: Что случилось с юношами в пещере? Кем был царь, правивший на востоке и западе? Что такое дух, каков он?
Когда они задали эти вопросы Мухаммаду (мир ему и благословение), он сказал: «Я отвечу завтра», но не добавил «иншаллах».
Мухаммад (мир ему и благословение) ждал откровения две недели, но оно не приходило. Между тем враждебность к нему росла, курайшиты злорадствовали: «Видите! Мы же говорили! Он лжец! Он обещал ответить завтра, а прошло уже две недели!».
Но на 15-й день Пророку (мир ему и благословение) была явлена прекрасная сура Корана, которую мусульманам рекомендуется читать каждую пятницу. Она давала ответы на два вопроса, но оставляла без ответа третий.
Интересно, что почти вначале суры Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) дано ясное указание, что не следует давать обещание, не прибавляя к этому «иншаллах». Аллах сказал ему: «И ни о чем никогда не говори: «Я непременно сделаю это завтра», [не добавив]: «если захочет Аллах». Если же ты забыл об этом, то вспомни Господа своего и скажи: «Быть может, Господь мой направит меня короче к прямому пути, чем тот [путь], что я задумал»» (Коран, 18:23-24).
Таким образом, восклицание «иншаллах» стало неотъемлемой частью языка мусульман.
Мудрость слов «иншаллах»
После размышлений над этой историей ученые пришли к выводу, что в выражении «иншаллах» содержится три жемчужины мудрости:
1. Говоря «иншаллах» мы избегаем лжи
Когда мы говорим: «Я сделаю это завтра», и по каким-то причинам не можем этого сделать, получается, что мы соврали и нарушили обещание, пусть и не по своей воле. Чтобы не изменять своему слову, мы говорим «иншаллах», подразумевая, что могут возникнуть любые непредвиденные обстоятельства, но это уже от нас не зависит, таким образом, как бы то ни было, в наших словах нет лжи.
2. Говоря «иншаллах», мы избегаем сожалений
Представим, что завтра мы планируем важный день, нам предстоит много дел, но, почему-то, когда наступает завтра, все идет не по плану. В результате мы начинаем чувствовать сожаление и угрызения совести за то, что не сделали намеченное. Но если, планируя свои дела, мы говорим «иншаллах», мы спокойно соглашаемся с тем, что Аллаху (хвала Ему) могут быть и неугодны наши планы, поэтому им и не суждено было сбыться. Таким образом, нет необходимости о чем-то жалеть, а можно перенести все дела на другой день.
3. Говоря «иншаллах», мы просим разрешения у Аллаха
Когда мы произносим «иншаллах», это значит, что мы, в сущности, просим разрешения у Аллаха сделать так, чтобы наши планы реализовались. (Каждый раз, когда я планирую дела на следующую неделю, я обязательно от всей души добавляю «иншаллах», потому что глубоко верю, что без Его помощи и поддержки у меня мало что получится). Это молитвенное восклицание связывает наши планы с Божественной Волей.
Принимая все это во внимание, понятно, насколько мы злоупотребляем выражением «иншаллах». Давайте спросим себя: почему это происходит? Почему мы так часто говорим «иншаллах», не задумываясь?
Главная причина злоупотребления «иншаллах» – страх сказать «нет»
Никто не любит говорить «нет». Это производит впечатление неуважения, вызывает у людей дискомфорт, да и мы сами выглядим не лучшим образом. Поэтому мы, мусульмане, нашли «гениальный» способ сказать «нет»: мы просто говорим «иншаллах».
Когда мы не намерены что-то делать, мы довольно находчиво отвечаем: «Ну, Аллах этого не хочет, поэтому мне не надо чувствовать себя виноватым».
Но давайте посмотрим на это по-другому, глубже. Когда мы говорим «иншаллах» и действительно не имеем искреннего намерения или решимости сделать то, что обещаем, по сути, мы проявляем неуважение к Аллаху. Почему? Потому что если мы говорим «иншаллах» и не прилагаем никаких усилий к тому, чтобы исполнить обещанное, это значит, что мы по определению возлагаем вину за нашу лень на Аллаха!
Как мусульмане мы верим, что Аллах дал нам свободу воли и выбора, а также наделил сознанием и телом для дел и свершений. Если что-то, от нас не зависящее, мешает нам сделать обещанное, тогда да, Аллах этого не хочет. Но если мы даже не приложили никаких усилий, то как нам знать, хотел ли этого Аллах?
Научиться говорить «нет» вместо того, чтобы злоупотреблять «иншаллах»
Нам надо по-настоящему серьезно пересмотреть свое отношение к фразе «иншаллах», чтобы, когда кто-то слышит от нас «иншаллах», это звучало не как шутка, а как «Да, конечно! Я сделаю все возможное». А чтобы так и было, мы должны научиться говорить «нет».
Есть три основных приема, чтобы сказать «нет» вместо «иншаллах» и при этом не казаться грубым:
1. Взять отсрочку
Встретившись в лифте с коллегой, который настойчиво предлагает встретиться в тот же день, вы обычно говорите «иншаллах» (это значит, мы оба понимаем, что я не приду). Вместо этого попробуйте сказать: «Я посмотрю мое расписание и дам ответ».
2. Переключить внимание
Когда начальник вдруг предлагает работу над проектом, который нам совсем неинтересен или у нас нет нужного опыта, мы обычно хотим как-то уклониться. Вместо того чтобы сказать «иншаллах», можно ответить: «Я не самый подходящий кандидат для работы над этим проектом по следующим причинам…» и предложить кого-то, кто справится лучше.
3. Урезать время
Вам сказали быть на встрече с важным клиентом, которая продлится не меньше трех часов, при этом общение с вами лично займет не более получаса. Вместо того чтобы пообещать придти и добавить «иншаллах», можно просто предложить, чтобы вы пришли на первые полчаса, потому что остальной разговор не имеет к вам отношения, а у вас и так много работы.
Достаточно попробовать раз-другой, и окажется, что говорить «нет» не так уж трудно. По сути, это даже больше нравится людям, чем нарушение обещаний и злоупотребление выражением «иншаллах».
Если каждый из нас задумается, как он употребляет «иншаллах», это уже будет хорошим стартом для того, чтобы вернуть этим словам истинный смысл!
Но если это будет происходить в коллективе, на работе, то это действительно будет настоящая культурная трансформация. И не последнюю роль в ней сыграют люди, которые возьмут на себя ответственность за то, чтобы научить коллектив правильно употреблять «иншаллах» и говорить «нет».
Несколько практических советов менеджерам и руководящим работникам на этот счет:
1. Рассказывайте об истинном смысле выражения «иншаллах»
Обсудите с коллегами, подчиненными и т.д. то, как мы злоупотребляем «иншаллах» и что можно с этим сделать. Постарайтесь донести до них, во что выливается злоупотребление этими словами не только с духовной, но и с практической точки зрения (под последней мы подразумеваем потерю продуктивности из-за отсутствия ясной коммуникации). Приведите примеры злоупотребления «иншаллах», в случае необходимости стоит сделать замечание (с глазу на глаз или открыто), чтобы дать понять: не стоит разбрасываться словами «иншаллах», нужно держать свое слово.
2. Сделайте так, чтобы подчиненным было легче сказать «нет»
В некоторых компаниях сказать боссу «нет» значит поставить крест на своей карьере. Ослабьте давление на сотрудников, пусть они знают, что иногда сказать законное «нет» лучше, чем лгать и злоупотреблять «иншаллах».
Итак, «иншаллах» — это мощное и глубоко духовное выражение, которое при правильном употреблении действительно помогает понять связь между нашими делами и жизнью и непостижимой волей Аллаха (хвала Ему). Мы молим о том, чтобы этот материал пролил свет на правильное употребление «иншаллах» и оно не превратилось в бессмысленную расхожую фразу, а снова обрело бы свое высокое достоинство и сакральный смысл.