что нужно на урок технологии в 5 классе для девочек

Что изучают на уроках технологии в школе

Содержание статьи

что нужно на урок технологии в 5 классе для девочек. Смотреть фото что нужно на урок технологии в 5 классе для девочек. Смотреть картинку что нужно на урок технологии в 5 классе для девочек. Картинка про что нужно на урок технологии в 5 классе для девочек. Фото что нужно на урок технологии в 5 классе для девочек

Разделение классов на группы

На уроке технологии классы делят на две группы: мальчики и девочки. Происходит это в силу понятных причин. Уроки технологии обучают ребят ручному труду, который пригодится им в дальнейшей жизни. Труд девочек значительно отличается от труда мальчиков. Чтобы не смешивать две разные сферы деятельности, классы делят на подгруппы.

Технология для девочек

Домоводством принято называть уроки технологии для девочек, еще с советских времен. Свое название предмет получил за то, чему он обучает. Задачей домоводства считается помочь девочкам обучиться знаниям и практическим навыкам, которые пригодятся в хозяйстве и в быту, а также развить у детей самостоятельность и многие другие качества, которыми необходимо владеть каждой девушке и женщине.

Программа домоводства включает в себя несколько разделов: уход за помещением, кройка и шитье, кулинария, уход за одеждой. Вся программа разработана на семь лет: начиная с 5 класса и заканчивая 11. Занятия проходят 1 раз в неделю и длятся 1 час.

В первом полугодии 5 класса девочки знакомятся с устройством швейной машины, делают выкройки и самостоятельно пробуют шить простейшие вещи. С каждым годом сложность повышается. На кройку и шитье в каждом классе отводится от 23 до 58 часов.

Начиная со второго полугодия каждого учебного года девочек учат готовить пищу. Сначала происходит знакомство с кухонным оборудованием, а также с посудой. С каждым годом программа становится сложнее и учит готовить блюда различной сложности: начиная от овощных бутербродов и заканчивая простейшими рыбными и мясными блюдами. Обязательным составляющим каждого занятия является теоретическая часть, во время которой преподаватель знакомит учениц с техникой безопасности, а также демонстрирует изделия.

Технология для мальчиков

Уроки технологии для мальчиков и девочек кардинально различаются. Начиная с 5 класса, в мальчиках воспитывают настоящих мужчин, которые будут мастерами на все руки.

С 5 по 11 класс мальчиков учат работать с различными материалами и инструментами. Изначально их знакомят с материалами в принципе. Рассказывают свойства дерева и металлов, а также показывают, какими инструментами их обрабатывают.

Начиная с 6 класса, под руководством учителя мальчики начинают самостоятельно работать с материалами. Изначально происходит знакомство с деревом. На практических занятиях преподаватель учит делать табуретки, а также обучает приемам, которыми лучше всего пользоваться при работе с деревом.

К концу 11 класса мальчики могут самостоятельно сделать деревянный самолет, выточить какие-либо игрушки на специальном станке, а также выполнить декоративную резьбу по дереву. Они владеют навыками обработки материалов и работы с ними.

Источник

Конспект урока технологии для девочек, 5 класс. Вводное занятие

Описание: Конспект занятия предназначен для учащихся 5-х классов делимых классов (девочки). В конспекте раскрыты все основные моменты вводного занятия:Знакомство с учителем, с новым предметом, Инструктаж по технике безопасности, Начата первая тема.

Цель урока:
• Дать учащимся представление о предмете «Технология».
• Знакомство с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены. Инструктаж по технике безопасности.
• Знакомство с разделом «Кулинария»

что нужно на урок технологии в 5 классе для девочек. Смотреть фото что нужно на урок технологии в 5 классе для девочек. Смотреть картинку что нужно на урок технологии в 5 классе для девочек. Картинка про что нужно на урок технологии в 5 классе для девочек. Фото что нужно на урок технологии в 5 классе для девочек

5 лепесток – Инструктаж
6 лепесток – Знакомство с кухней
7 лепесток – Самоконтроль
8 лепесток – До скорой встречи!

Здравствуйте, девочки! Для начала, давайте проверим, все ли у нас готово к уроку? Проверьте книжки, ручки, тетрадки и дневнички (отрывается лепесток №1)!
Давайте познакомимся! Меня зовут Дарина Васильевна (перекличка). Я буду вести у вас этот интересный предмет до 9 класса (отрывается лепесток №2).
Не желаете ли узнать, что это за предмет? С чем я хочу вас познакомить? Какие трудности могут возникнуть, и как их решать?

3.1. Инструктаж
Но для того, чтобы работать в кабинете, этих знаний нам мало! Самое основное, что необходимо соблюдать в мастерской – это правила безопасности. В последующем, каждый новый урок будет начинаться именно с них! Знание и соблюдение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев и травматизма.
Первый раздел, который мы с вами начнем изучать – это один из самых интересных, и называется он … (ответы детей), правильно – Кулинария.
На этих уроках, мы с вами должны овладеть необходимыми навыками для работы с различными продуктами, посудой.
Как вы считаете, какими необходимыми ЗУН мы должны овладеть на уроках кулинарии? (ответы детей)
• Правила сервировки стола;
• Правила приготовления блюд;
• Свойства продуктов.
Правильно. Но мы не можем приступить к изучению новой темы, пока не ознакомимся с основными правилами безопасной работы при выполнении кулинарных работ (детям раздаются листы, которые они должны вклеить в тетради, после чего зачитываются правила безопасности):
1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
• Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
• Проверить исправность кухонного инвентаря.
• Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.
• Включить вытяжную вентиляцию.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
• Перед включением кухонной электроплиты убедиться в наличии и исправности защитного заземления ее корпуса и встать на диэлектрический коврик.
• Перед включением любого кухонного электроприбора в сеть, проверить исправность шнура питания и вилки.
• Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.
• Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу – скребком.
• Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
• При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальным деревянным пестиком.
• Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.
• Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.
• Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
• При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить об этом учителю.
• При разливе жидкости, жира немедленно убирать ее с пола.
• В случае, если разбилась столовая посуда, осколки ее не убирать с пола руками, а пользоваться веником или щеткой и совком.
4. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
• Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур.
• Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
• Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
• Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.
Умницы (отрывается лепесток №5).

3.2. Оборудование кухни
Пришло время знакомиться с новым первым разделом – КУЛИНАРИЯ. Давайте откроем наши тетрадочки, и запишем несколько определений.
Кухня – специально оборудованное помещение, служащее для приготовления пищи (запись в тетрадях) (отрывается лепесток №6).
Чтобы приготовить пищу, нам мало иметь 1 комнату, что еще для этого необходимо (ответы детей)? Правильно, надо иметь продукты, кухонную посуду, инструменты и приспособления, нагревательные приборы. Для подачи готовых блюд на стол нужна столовая и чайная посуда, столовые приборы.
Как вы думаете, что у нас относится к столовым приборам (ответы детей)?
К столовым приборам относятся ножи, вилки, ложки, лопатки, щипцы (запись в тетрадях). В зависимости от назначения они могут иметь различную форму и размер. Например:
• Ложки бывают столовые, десертные, разливательные, чайные, кофейные, для соли и др.
• Вилки бывают столовые, десертные, для рыбы, для фруктов;
• Ножи – столовые, десертные, для масла, для рыбы, для фруктов (отрывается лепесток №6).

5. Подведение итогов.
Умнички. Вот и подходит к завершению наше путешествие в новую страну с которой мы сегодня познакомились, называется она … (ответы детей), правильно, «Технология». Выставляются оценки за урок. В дневниках записывается домашнее задание:
— принести спецодежду для занятий.
И отрывается последний лепесток, в котором пишется «До следующей встречи!» (отрывается лепесток №8).

Источник

Рабочая программа по технологии 5 класс (девочки)

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:

Директор школы Зам. Директора по УР На заседании МС

_______/__________ ________/_________ ______/_________

«___»______ 2020 г «__»__________2020 г. « __»_____2020 г.

по технологии 5 класс средняя школа

(предмет, класс, ступень обучения)

Лоскутова Ирина Анатольевна

учитель технологии первая категория

(должность, категория, разряд)

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Срок реализации программы – 1 год.

Рабочая программа имеет базовый уровень и направлена на достижение следующих целей:

· формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;

· освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

· овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимым для поиска и использования технологической информации, проектирование и создание продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

· развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

· воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

· получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

· освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включений обучающихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

· освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, проектно-исследовательской).

Общая характеристика учебного предмета

Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырех разделов программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремесла», а к концу учебного года – комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу. Содержание раздела «Электротехника» в 5 классе изучается в рамках раздела «Оформление интерьера».

По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.

В обучении школьников используются информационные и коммуникационные технологии, позволяющие расширить кругозор обучающихся за счет обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, создавать электронные презентации.

В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.

Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся.

В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие школьников при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства.

При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.

Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.

В раздел «Художественные ремесла» включены новые технологии росписи ткани, ранее не изучавшиеся в школе.

При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.

Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.

Программа содержит четыре раздела программы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Оформление интерьера» и «Художественные ремёсла»; к концу учебного года – комплексный творческий проект.

Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность — профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

1. «Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий»

2. «Приготовление салатов из сырых и вареных овощей»

3. «Воскресный завтрак для всей семьи»

4. «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»

5. «Определение направления долевой нити в ткани»

6. «Изучение свойств тканей из хлопка и льна»

7. «Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия»

8. «Построение чертежа швейного изделия»

9. «Раскрой швейного изделия»

10. «Выполнение образцов машинных швов»

11. «Обработка накладного кармана»

12. «Обработка нижнего и боковых срезов фартука»

13. «Обработка верхнего среза фартука. Изготовление пояса»

14. . «Изготовление образца изделия из лоскутов»

15. «Стачивание деталей изделия»

1. «Кухня моей мечты»

2. «Воскресный завтрак в моей семье»

3. «Фартук для работы на кухне»

4. «Лоскутное изделие для кухни»

Рабочая программа ориентирована на формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения учащиеся овладеют:

• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:

• с основными технологическими понятиями и характеристиками;

• с назначением и технологическими свойствами материалов;

• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

• рационально организовывать рабочее место;

• находить необходимую информацию в различных источниках;

• применять конструкторскую и технологическую документацию;

• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

• находить и устранять допущенные дефекты;

• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

• распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

• формирования эстетической среды бытия;

• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

• построения планов профессионального образования и трудоустройства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения курса технологии 5 класса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.

Личностные результаты изучения предмета:

· проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;

· мотивация учебной деятельности;

· овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

· самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

· смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);

· самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации;

· реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

· развитие готовности к самостоятельным действиям;

· развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

· гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности)

· проявление технико-технологического и экономического мышления;

· экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).

Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкций, выполнение изделий в соответствии с правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого спектра УУД.

Метапредметные результаты изучения курса:

· алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

· определение адекватных имеющимся организационным и материально техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

· самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

· моделирование технических объектов и технологических процессов;

· выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

· диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

· общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);

· исследовательские и проектные действия;

· осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

· выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;

· формулирование определений понятий;

· соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

· соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

· умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;

· целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;

· самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);

Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность следующих умений:

· осуществлять поиска и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;

· разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;

· работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

· определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;

· наматывать нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитку, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка;

· выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом;

· читать и строить чертеж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;

· выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;

· подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы.

Контроль знаний и умений учащихся подразделяется на вводный, текущий и итоговый, он дает возможность совершенствовать учебный контроль.

Текущий контроль проводится систематически при выполнении практических работ с целью установления правильности понимания учащимися учебного материала и уровня овладения им. Проверка усвоения теоретического материала проводится в виде контрольных вопросов перед каждой темой при повторении пройденного материала, выполнения «тестов», решения «кроссвордов» др.

Итоговый контроль проводится учителем при завершении темы, блока тем или защите творческого проекта.

Проверка знаний учащихся осуществляется путем устного опроса и текущих или итоговых письменных контрольных работ (контрольных заданий, тестов, задач, кроссвордов). Проверка умений учащихся проводится путем анализа практических работ, тестов, упражнений.

Участие в выставках и олимпиадах различного уровня.

Контрольная работа №1

Тесты по технологии 5-7 кл. «Обслуживающий труд» Издательство «Экзамен» Москва 2006 стр 42-44.30-33.

Контрольная работа №2

Занимательные уроки по технологииМосква «Школьная пресса» 2006стр стр.5-10 Оценка качества подготовки выпускников основной школы М «Дрофа»2000 стр.84-89,90-91

Итоговая контрольная работа №3

Метод.пособие «Обучение технологии в средней школе» М,2003 стр 4-6

Тесты по технологии стр.5-7 кл. «Обслуживающий труд» Издательство «Экзамен» Москва стр.9-10

Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся основной школы по технологии

Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

Оценка устных ответов

ü полностью усвоил учебный материал;

ü умеет изложить его своими словами;

ü самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

ü правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ü в основном усвоил учебный материал;

ü допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

ü подтверждает ответ конкретными примерами;

ü правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ü не усвоил существенную часть учебного материала;

ü допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

ü затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

ü слабо отвечает на дополнительные вопросы.

ü почти не усвоил учебный материал;

ü не может изложить его своими словами;

ü не может подтвердить ответ конкретными примерами;

ü не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка выполнения практических работ

ü тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

ü правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

ü изделие изготовлено с учетом установленных требований;

ü полностью соблюдались правила техники безопасности.

ü допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

ü в основном правильно выполняются приемы труда;

ü работа выполнялась самостоятельно;

ü норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

ü изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

ü полностью соблюдались правила техники безопасности.

ü имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

ü отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

ü самостоятельность в работе была низкой;

ü норма времени недовыполнена на 15-20 %;

ü изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

ü не полностью соблюдались правила техники безопасности.

ü имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

ü неправильно выполнялись многие приемы труда;

ü самостоятельность в работе почти отсутствовала;

ü норма времени недовыполнена на 20-30 %;

ü изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

ü не соблюдались многие правила техники безопасности.

Приоритет отдается активным формам преподавания:

· Практическим: упражнения, практические работы, тренинги;

· Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

· Нестандартным: конкурсы, презентация, творческие проекты

Формы, методы и средства обучения технологии, используемые при организации учебного процесса:

Описание порядка использования в практической деятельности

Учебного проектирования (метод проектов) (Дж.Дьюи, У.Киллпатрик, С.Т.Шацкий)

Организация самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся.

Формирование широкого спектра познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД, личностных результатов

Учитель в роли консультанта, мотивирующего и направляющего учащегося. Учащийся самостоятельно выбирает единственный путь решения проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности.

Овладение учащимися алгоритмом и умениями выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса, умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельности и самоорганизации учебной деятельности. Реализуется творческий потенциал в духовной и предметно-продуктивной деятельности.

Личностно ориентированного обучения (И.С.Якиманская, Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич)

Развитие индивидуальности, становление способностей в процессе органического слияния воспитания и обучения.

Формирование познавательной мотивации, жизненного и личностного самоопределения.

Специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Путь от обучения как нормативно построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержке

Источником становления способа учебной работы является ученик. Овладение учащимися приемами целеполагания, планирования, рефлексии создает основу для самообразования, самоорганизации.

Формируются личностные, регулятивные коммуникативные УУД.

Развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин)

Формирование системы научных понятий, мышления, способов и системы умственных действий (принятие учебной задачи, преобразование ситуации, входящей в данную задачу, моделирование).

Наличие у учащегося цели сознательного самоизмерения.

Коллективная учебная деятельность: диалоги, дискуссии, постоянное «социальное взаимодействие».

Коллективное взаимодействие: проекты, соревнования, дискуссии, решение учебных задач, проблем.

Возникает желание и умение учиться – формируется индивидуальная учебная деятельность, происходит становление субъекта учения.

Формируются основные познавательные УУД.

(М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, М.Н.Скаткин)

Создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овла-дение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблематизация учебного материала: постановка и решение теоретических учебных проблем, решение практических проблем – поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение, создание художественных решений на основе творческого воображения.

Связь обучения с жизнью, игрой, трудом.

Возрастает уровень творческой активности, характеризующейся выполнением самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения проблемы, самостоятельного доказательства.

Игровые технологии: деловая игра, имитационная игра

Создание учебных ситуаций, имитирующих систему общественных отношений и способствующих усвоению общественного опыта, социализация и самореализация учащихся в игре.

Творческая развивающая деятельность носит импровизационный характер, создает положительный эмоциональный фон для усвоения учебной информации.

Дидактическая цель представляется учащимся как игровая задача, реализуемая в рамках определенных правил в отведенные временные сроки.

Формируется стойкий познавательный интерес к предмету, перерастающий в творческий поиск нетрадиционной реализации познавательных и учебных задач.

Формируются умения работать в коллективе, проявлять инициативу, принимать решения, волевая регуляция, самокоррекция, рефлексия, личностное самоопределение.

Технологии групповой деятельности: обучение в сотрудничестве методом проектов (Р.Славин, Р.иД.Джонсон, Дж.Аронсон)

Обеспечение активизации учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения знаний через организацию совместных действий учащихся

Организация коллективной деятельности учащихся на основе распределения первоначальных ролей и заданий, адекватных учебным целям. Коллективное достижение планируемого результата на основе взаимопонимания, обмена способами деятельности и сотрудничества.

Реализация индивидуального обучения дифференцированного подхода, позволяющего максимально реализовать учебные возможности каждого ученика.

Информационные образовательные технологии: технологии в сфере образования, использующие технические информационные средства для достижения педагогических целей

Формирование информационной культуры (умения получения, обработки, хранения и передачи информации), компьютерной грамотности, формирование умений создавать компьютерные, информационные продукты.

Реализация дифференцированного подхода, индивидуализация обучения. Использование компьютера как дидактического средства, а также для диагностики и контроля знаний, умений, навыков

Конструирование урока с учетом использования информационных технических средств (персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийное оборудование) для достижения целей обучения.

Создание информационно-образовательной среды. Овладение учащимися компьютером – одна из ключевых компетенций для их будущей профессиональной деятельности

Содержание тем учебного курса.

Содержание и задачи курса. ТБ и санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»

Тема 1. Интерьер кухни, столовой

Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформление кухни. Планирование кухни с помощью ПК.

Лабораторно-практические и практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой

Тема 2. Бытовые электроприборы

Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.

Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне.

Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами.

Тема 1. Санитария и гигиена на кухне

Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.

Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.

Безопасные приемы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями.

Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Лабораторно-практические и практические работы.

Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Тема 2. Физиология питания

Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.

Лабораторно-практические и практические работы.

Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.

Тема 3. Бутерброды и горячие напитки

Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека.

Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов.

Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка.

Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Лабораторно-практические и практические работы.

Приготовление и оформление бутербродов.

Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао).

Дегустация блюд. Оценка качества.

Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.

Тема 4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема5. Блюда из овощей и фруктов

Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях.

Способы удаления лишних нитратов из овощей.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.

Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.

Определение содержания нитратов в овощах.

Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.

Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема 6. Блюда из яиц

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека.

Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема 7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продук тов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Лабораторно-практические и практические работы.

Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака.

Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.

Контрольная работа по разделу «Кулинария»

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Тема 1. Свойства текстильных материалов

Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани.

Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент.

Профессии оператор прядильного производства, ткач.

Лабораторно-практические и практические работы.

Определение направления долевой нити в ткани.

Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.

Сравнительный анализ прочности окраски тканей.

Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

Тема 2. Конструирование швейных изделий

Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие ме рок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа.

Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.

Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема 3. Швейная машина

Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы.

Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Лабораторно-практические и практические работы.

Упражнение в шитье на швейной машине, незаправленной нитками.

Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.

Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.

Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.

Упражнение в выполнении закрепок.

Тема 4. Технология изготовления швейных изделий

Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити.

Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы.

Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.

Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.

Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.

Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.

Лабораторно-практические и практические работы.

Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.

Изготовление образцов ручных и машинных работ.

Проведение влажно-тепловых работ.

Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

Контрольная работа №2 по разделам «Швейная машина», »Создание изделий из текстильных материалов», «Кулинария»

Раздел «Художественные ремёсла»

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство

Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись подереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.

Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Лабораторно-практические и практические работы.

Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей).

Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.

Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.

Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм.

Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.

Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.

Лабораторно-практические и практические работы.

Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация.

Создание графической композиции

Тема 3. Лоскутное шитьё

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.

Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе.

Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье.

Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

Итоговая контрольная работа по разделам: «Швейная машина», »Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремёсла»

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.

Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия.

Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.

Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».

Творческий проект по разделу «Кулинария».

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».

Составление портфолио и разработка электронной презентации.

Презентация и защита творческого проекта.

Варианты творческих проектов: «Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.

Согласно требованиям к оснащению:

Разделы и темы программы

Технологии домашнего хозяйства

Интерьер кухни, столовой.

Санитария и гигиена на кухне

Бутерброды и горячие напитки

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Блюда из овощей и фруктов

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

Создание изделий из текстильных материалов.

Свойства текстильных материалов

Конструирование швейных изделий

Технология изготовления швейных изделий.

Декоративно – прикладное творчество

Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

Технологии творческой и опытнической деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся 5 класса должны знать:

· правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине;

· принцип изготовления пряжи, нитей, тканей из натуральных растительных волокон, их свойства;

· устройство швейной машины с ручным приводом, виды приводов;

· виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, области, инструменты и материалы, применяемые для вышивки;

· правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;

· требования к рабочей одежде, правила построения чертежа фартука, правила снятия мерок, их условные обозначения;

· способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою, правила раскроя изделия;

· технологию изготовления фартука, приемы ВТО;

· способы ремонта одежды и пришивания фурнитуры, правила ухода за одеждой из х/б и льняных тканей;

· сведения из истории архитектуры и интерьера, современные системы фильтрации воды.

· санитарные требования к помещению кухни и столовой; пра­ вила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды;

· общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

· виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и на­резки овощей;

· правила санитарии и гигиены при санитарной обработке про­дуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудовани­ем, горячими жидкостями;

· способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, оборудование, посуда и инвентарь для варки; технологию при­готовления блюд из сырых и вареных овощей, изменение содер­жания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимо­сти от способа кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;

· способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;

· виды бутербродов и горячих напитков, технологию их при­готовления, правила сервировки стола к завтраку;

· общие сведения из истории интерьера, требования, предъяв­ляемые к интерьеру кухни, столовой, способы отделки интерье­ра

Учащиеся должны уметь:

· рационально организовывать рабочее место

· проводить примерку изделия;

· соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием ;

· осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты;

· снимать мерки с фигуры человека;

· разрабатывать интерьер кухни и столовой, оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой.

· уметь выполнять творческий проект.

1. Литература для учащихся:

· Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2015

2. Литература для учителя:

· Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014.

· Сборник нормативно-методических материалов по технологии / Авт.-сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. – М.: Вентана-Граф, 2007.

· Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии (вариант для девочек): 5 класс. – М.ВАКО, 2011.

· Технология. 5 класс. Швейное дело: разработки уроков /авт.-сост. Л.В. Боброва. – Волгоград: Учитель, 2011.

· Большая книга салатов и закусок / Авт.-сост.: И. Родионова.– М.: Эксмо, 2010.

· информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда //

· Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru

· Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru

· Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru

· Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru

· Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //

· Академия школы дизайна // www.designacademy.ru

· Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru

· Интернет-портал, посвященный рекламе, маркетингу // www.sostav.ru

· Современное экономическое образование // www.spb-economics.narod.ru

· Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru

· Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства // www.webvernisage.com http://farisagi.ru

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *