что нужно на урок обж
Как проводить практические занятия по основам безопасности жизнедеятельности
Что включает практическое занятие по ОБЖ?
Примеры практики на уроках ОБЖ
«Пищевая пирамида»
Деловая игра «Укус пчелы»
Другие темы для деловых игр: «Аварийная посадка самолета», «Встреча с сотрудником дорожно-транспортной службы (риски скейтбординга, бокинга)», «Нападение на улице», «Пожар», «Случай на рыбалке», «Ссора в турпоходе».
Учебный диалог «Поход через лед»
Дима: Хорошо зимой. Путь до школы по льду сокращается вдвое.
Марина: В этом году зима теплая, лед тонкий. Лучше обойти, чем рисковать.
Алеша: Если на реке есть рыбаки, верная примета, что лед толстый.
Оля: Среди рыбаков тоже легкомысленных людей много. Лучше не рисковать.
Коля: Если группой идти, то можно: если что- то случится, друзья выручат.
Дискуссия «Игра в небезопасном месте»
Дискуссия «Как вести себя при пожаре»
электропроводка, игры, печка, утюг, сигарета, газ, шашлык, гроза, беспечность, небрежность, отсутствие дисциплины и предвидения.
Требования к содержанию урока ОБЖ
Требования к содержанию урока ОБЖ.
Урок – это видимая часть работы учителя. Ей предшествует большая подготовительная деятельность, продиктованная требованиями к содержанию урока и технике его ведения.
Существуют определенные требования к содержанию урока и процессу учения:
— урок должен быть воспитывающим. Это означает, что материал урока необходимо использовать в целях воспитания учащихся. В процессе учебы учащиеся должны осознавать себя гражданами общества;
— обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью). Система уроков должна постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение учащихся к учению, ориентировать их в выборе профессии;
— процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и преподавателя доказательными;
— в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.
Требования к технике проведения современного урока можно сформулировать так:
1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.
2. Темы и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и учащихся завершенными.
3. Необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся).
4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
5.Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.
6. Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.
Современные требования к уроку бывают трёх видов:
— чёткое определение места урока среди других уроков;
— соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся;
— учёт принципов целостного педагогического процесса;
— выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения;
— наличие межпредметных связей.
2. Воспитательные и развивающие:
— формирование памяти, внимания и мышления учащихся;
— воспитание нравственных качеств личности;
— развитие познавательного интереса и мотивов;
— соблюдение преподавателем педагогического такта, выдержки и терпения;
— развитие творческих способностей;
— создание проблемной ситуации.
— наличие продуманного плана проведения урока;
— чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока);
— создание рабочей дисциплины;
— использование средств обучения и информационных технологий;
— завершённость урока, его гибкость и подвижность.
Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Содержательные характеристики урока.
Важным структурным компонентом для всех типов уроков является содержание учебного материала, которое влияет на строение урока, уровень усвоения знаний учащихся, уровень понимания знаний и их применение.
Современные школьные знания представлены насыщенными, яркими фактами и требуют особых приемов как для передачи знаний, так и для их осмысления. Содержание учебного материала все еще зависит от стандартной формы урока. Содержание учебного материала на уроке ОБЖ представляет собой сочетание знаний разных сфер деятельности людей, это могут быть далеко не научные факты, о них порой не говорится ни в одном учебнике средней школы.
Теоретическое положение учебника ОБЖ отражает в сущности деятельность или конкретные действия в чрезвычайных ситуациях. Это своеобразный микроучебник, отражающий сложный мир взаимодействия человека и природы. Для детей, не имеющих жизненного опыта, это первое знакомство с деятельностью человека и явлениями природы, начинающееся с негативных факторов. С психолого-педагогической точки зрения, подобное содержание учебного материала формирует у детей страх по отношению к данным процессам.
Для того чтобы избежать этой ситуации, необходимо дополнительно ввести знания о целенаправленной благородной деятельности человека. Особенно надо подчеркнуть достоинство человека в окружающем мире, целеустремленность, разумные действия, возможность регулировать различные процессы в природе при помощи планирования, экономики, международного права и т.д. Поэтому в содержании учебного материала на уроках ОБЖ необходимо рассматривать в первую очередь положительные стороны жизнедеятельности человека как фактора необходимого взаимодействия с окружающей средой, а затем отмечать негативные явления взаимодействий и меры безопасности в данных ситуациях.
Знания о целенаправленной деятельности человека вводятся с целью научить детей видеть достоинство и недостатки жизнедеятельности человека. Знания ОБЖ должны отражать смысл и значение жизни человека на Земле.
Здесь необходимо отметить, что знания подобного рода не требуют особых математических или астрономических расчетов, это знания социальной сферы деятельности, они специфичны и требуют к себе нового подхода к усвоению и применению их не только на уроке, а прежде всего в повседневной жизни. Если сравнить знания, усвояемые на традиционном уроке, имеющие определенный объем, доступность, логику изложения, тренировочные (обязательные) упражнения, то знания ОБЖ могут быть недостаточно объемными; значимыми и незначимыми; знания, одновременно охватывающие несколько сфер человеческой деятельности. Знания ОБЖ имеют свой характер изложения, усвоения, применения. При таком составе знаний разного рода необходимо определиться в предмете изучения.
Что изучает ОБЖ как предмет? Научный анализ показал, что самым доступным предметом для детского понимания и уяснения является деятельность (действия) человека при каких-либо условиях. Таким образом, предмет исследования ОБЖ — деятельность людей в разных условиях жизни. Это конкретные действия человека в постоянно возникающих противоречиях природы и общества. Предмет ОБЖ изучает принципы и закономерности, изменения и развития действий человека в экстремальных ситуациях, а также признаки возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, связанных с явлениями в природе и обществе. ОБЖ изучает деятельность человека как предмет, систему мер безопасности и специфические приемы, способы индивидуальной и групповой работы. В разнообразной деятельности человека формируются понятия и функции основ безопасности жизни — такие, как медицинские, психологические, производственные, социальные, юридические.
Следовательно, содержанием предмета ОБЖ являются знания о деятельности людей в разных сферах природы и общества с целью самосохранения, саморегуляции, саморазвития человека и с учетом характера окружающей среды.
Дидактическое время — это определенное, конкретное время, в течение которого осуществляется какое-либо действие. Урок ОБЖ располагает такими возможностями, а именно обучать детей конкретным действиям можно при помощи дидактического времени. Например, вовремя оказать медицинскую помощь, вовремя позвонить в службу безопасности, вовремя убрать предметы от возгорания. Содержание учебного материала урока ОБЖ отражает целенаправленную организацию деятельности людей, зависимую от времени исполнения своих обязанностей в экстремальных ситуациях. Поэтому обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности связано с приобретением навыков и умений ориентироваться во времени. Данному учебному действию не учит ни один школьный предмет. Дидактическое время на уроке ОБЖ является необходимым условием для закрепления приемов самоорганизации индивидуальной и групповой деятельности. Таким образом, из вышерассмотренного содержания урока ОБЖ общеобразовательной школы выявляются педагогические свойства нетипичного, нестандартного, нетрадиционного урока. Современный урок ОБЖ — это психология воспитания личности. Это единственный урок общеобразовательной школы, который ставит практические цели и осуществляет практические действия для воспитания личностных качеств ребенка.
Урок ОБЖ создает реальные педагогические условия, в которых ребенок может проявить решительность, самостоятельность, целеустремленность, самоорганизацию и ответственность за свои поступки. Педагогические условия урока позволяют почувствовать разные сферы деятельности человека, в которых можно реально научиться чувствовать меру и норму своих действии, желаний. Учебная ситуация урока позволяет детям показать наглядно и в действии признаки развивающихся чрезвычайных ситуаций. Дети впервые сталкиваются с новыми ощущениями, с которыми должны научиться жить, чувствами, которые надо научиться регулировать и использовать как основу для моральных действий, направленных на благо общества, семьи, коллектива
Именно на уроке ОБЖ дети должны научиться выбирать действия: физические, психические, физиологические. На уроке появляется возможность детям пережить разные виды психических состояний, а у взрослых (учителей) появляется возможность для практического осуществления психолого-педагогической коррекции. Условия урока ОБЖ позволяют ребенку принять и осуществить сознательные волевые решения. В течение урока можно решить самую актуальную проблему современности — научиться организовывать деятельность группы и индивидуальности в условиях чрезвычайной ситуации с целью предотвращения паники, хаоса и непредсказуемых действий отдельных личностей. На уроке есть возможность распределения целенаправленных действий детей на основе их возрастных особенностей. Конкретное распределение ролей в группе, с последующей ответственной деятельностью, обеспечивает относительные упорядоченные действия конкретной личности.
Требования к уроку ОБЖ заключаются в следующем: полноценность содержания, педагогического замысла урока, его соответствие поставленным задачам; научность знаний; достоверность фактов и событий; применение разнообразных источников знаний; отбор главного для формирования базовых знаний, ключевых проблем; мотивация и дифференцированность обучения; высокая степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, их познавательной активности; охват работой всех учащихся; воспитание безопасного отношения к себе и окружающим; правильный выбор типа урока, средств и методов его проведения; соответствие приемов учебной работы педагогическому замыслу, содержанию и познавательным возможностям учащихся; единство деятельности учителя и учащихся.
Таким образом, урок ОБЖ по своим содержательным характеристикам является уроком нового типа.
Почему нужно изучать предмет ОБЖ
Урок 1. ОБЖ 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Почему нужно изучать предмет ОБЖ»
«Основы безопасности жизнедеятельности» — эти три слова известны практически всем.
Основы — это то главное, на чём держится, строится что-нибудь. Применительно к предмету «ОБЖ» — это ответ на вопрос: «Что должен делать человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье?»
Безопасность — это состояние защищённости, когда человеку или ничего не угрожает, или он легко может справиться с опасностью.
Жизнедеятельность — это повседневная деятельность (жизнь) человека.
Таким образом, изучая предмет «ОБЖ», вы узнаете о различных опасностях, угрожающих человеку в повседневной жизни, о формах их проявления и способах защиты от них.
Мир, в котором мы живём, полон опасностей, постоянно угрожающих нашему здоровью и самой жизни. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио, интернет и телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном происшествии, повлёкших за собой гибель людей и огромный материальный ущерб. А сколько совершается менее масштабных происшествий, связанных с физическим и психическим травмированием людей различных профессий и возрастов?
Скажем откровенно, опасностей вокруг хватает. И наша задача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении.
Наверное, за это мы и любим отважных героев книг и фильмов. Задумайся, ведь Добрыню Никитича и Илью Муромца, Герду и Элли, Робинзона и Робин Гуда мы ценим за смелость, находчивость, умение преодолевать трудности и находить выходы из сложных жизненных ситуаций.
А как вы думаете, с детства ли были умелыми и отважными люди, которые потом стали полководцами и космонавтами, героями моряками и танкистами, спасателями и пожарными? Конечно же нет. Они сначала были такими же девочками и мальчиками, как вы и ваши друзья. Просто они лучше подготовились к жизни, больше работали над собой, умели уберечь себя от ошибок и опасностей.
Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события. Тогда наше здоровье, а иногда и жизнь будут зависеть исключительно от наших своевременных и грамотных действий.
Чтобы как-то защитить себя от опасностей, необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями — наблюдательностью, умением анализировать свои и чужие ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчёт о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.
Мы часто упоминаем слова «опасность» и «опасная ситуация». Но что они означают? Опасность — это угроза чего-либо плохого, какого-нибудь несчастья.
С опасностями человек знаком с момента появления на Земле. Вначале это были природные опасности: холод, жара, атмосферные осадки, встречи с дикими животными, ядовитыми растениями и насекомыми, стихийные явления природы и так далее. Эти опасности порой вызывали у древних людей панический ужас, разоряли их жилища, приводили к гибели целые племена. Со временем человек понял сущность этих явлений. Но они не перестали представлять для него опасность. И сейчас мы постоянно узнаем о гибели людей в результате стихийных бедствий, отравлений ядовитыми растениями и грибами, встреч с дикими животными.
С развитием человеческого общества изменялись виды и характер опасностей. В условиях современного мира к природным опасностям прибавились многочисленные опасности техногенного происхождения, рождённые техникой. Это электрический ток, электромагнитные поля, повышенный уровень радиации, шум и вибрация, взрывчатые и токсичные (ядовитые) вещества и тому подобное.
Техногенные опасности, кроме непосредственного воздействия на человека, могут проявляться в форме аварий технических устройств, пожаров, взрывов и других событий. Люди, попадая в зону действия этих событий, рискуют получить заболевание или травмы различной степени тяжести.
Наконец, необходимо сказать и о человеке как носителе опасностей. Ведь он сам нередко становится источником опасности для других людей. Например, человек может создать опасные условия для окружающих своими ошибочными действиями, труднопредсказуемым, зачастую социально-опасным поведением. Опасности, носителями которых являются люди, называют социальными.
Социальные опасности весьма разнообразны и многочисленны. Например, к социальным опасностям относятся все противоправные (незаконные) формы физического насилия (хулиганство, разбой, бандитизм, террор), употребление веществ, разрушающих организм человека (наркомания, алкоголизм и курение), и другие социальные явления, способные нанести ущерб здоровью людей.
Итак, многочисленные опасности окружающего мира мы условно разделили на три группы: природные, техногенные и социальные. Однако, несмотря на их многообразие и несхожесть, все они имеют общий признак — способность наносить ущерб здоровью человека. Ущерб здоровью может выражаться в форме заболевания, травм, смертельного исхода.
Существование вокруг нас многочисленных опасностей вовсе не означает, что несчастный случай непременно произойдёт. Для этого ещё нужны какие-то условия, обстоятельства. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как о скрытых, потенциальных (потенциальный в переводе с латинского означает «скрытая сила»).
Сочетание условий и обстоятельств, при которых существует угроза возникновения несчастного случая, угрожающего здоровью, жизни человека, его имуществу и окружающей его среде, принято называть опасной ситуацией. Если вовремя её не заметить и не принять соответствующих защитных мер, то она может закончиться причинением ущерба здоровью человека.
Человек попал в аварию или стал жертвой преступления, оказался без воды и продуктов питания, упал или простудился. Всё это опасные ситуации, но некоторые из них могут стать экстремальными.
Экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые могут угрожать человеку и требуют от него для защиты жизни и здоровья напряжения всех физических и духовных сил. Например, это когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих или истекает кровью. Действия в экстремальных ситуациях требуют хорошей физической подготовки, собранности и силы воли.
Вы наверняка слышали или уже знаете, что в жизни случаются большие беды, например эпидемии, когда заболевает много людей смертельными болезнями. Продолжительные ливневые дожди могут привести к наводнениям, и в результате оказываются затопленными большие территории и населённые пункты. Землетрясения, ураганы, цунами, разливы нефти, аварии на атомных станциях могут привести к большим человеческим и материальным потерям. Такие ситуации называются чрезвычайными.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определённой территории (на суше) или акватории (в водном пространстве), сложившаяся в результате аварии, катастрофы, какого-либо опасного природного явления или иного события. Она влечёт за собой человеческие жертвы, наносит ущерб здоровью людей или окружающей среде, и всё это сопровождается значительными материальными потерями.
Давно замечено, какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют потенциальные опасности, представляющие для него угрозу. Об этом надо помнить всегда, для того чтобы не оказаться застигнутым врасплох.
Как мы уже упоминали, любая потенциальная опасность реализуется, нанося ущерб здоровью человека, благодаря какой-то одной или нескольким причинам. Без причины нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасности базируется на знании её источников и причин возникновения опасных ситуаций.
Причины возникновения опасных ситуаций могут порождаться не зависящими от человека природными и техногенными факторами. Но чаще всего они возникают потому, что человек, находясь в опасной зоне, что-то не предвидел, забыл, чего-то не заметил, где-то поторопился, а то и промедлил.
Более того, люди нередко нарушают хорошо известные им правила, прямо-таки подставляя себя под опасности (то есть сами создают опасные ситуации). Характерный пример пренебрежительного отношения к опасности — нарушение правил дорожного движения. Вряд ли найдётся пешеход, не знающий, для чего установлены светофоры. И тем не менее многие идут на красный свет. Итог этому — примерно половина дорожных происшествий происходит по вине пешеходов.
Итак, как же избежать опасности? Главное — без особой надобности не находиться в опасной зоне. А находясь в ней, не совершать рискованных, необдуманных поступков, выполнять общепринятые правила поведения в ситуациях различного характера, а также постоянно проявлять бдительность к возможным внешним угрозам, способным создать опасную ситуацию.
Если человек умеет распознавать источники опасности и быть всегда начеку, ему легче защитить себя или, по крайней мере, он не будет застигнут врасплох.
Поэтому мы советуем усвоить ряд рекомендаций, которые можно назвать главными правилами ОБЖ. Вот они:
изучай виды и причины опасностей, умей распознавать их;
учись предвидеть опасные ситуации;
не допускай опасных ситуаций, избегай их, обходи опасные места, напрасно не рискуй;
не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях;
столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно;
обращайся за советом и помощью к родителям, специалистам;
выбирай самый безопасный способ действий;
а в трудной ситуации борись за себя.
Эти правила ОБЖ появились благодаря опыту наших предков, отважных людей, военных, спасателей, пожарных, спортсменов и путешественников.
Как избежать опасности, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты разных профессий выработали множество подсказок, рекомендаций и требований, которые многие из вас наверняка видели в транспорте и на улицах города. Вспомним некоторые из них:
Такие подсказки и рекомендации напоминают нам об опасностях, помогают поступать разумно, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь!
А что такое безопасность? Есть множество определений понятия «безопасность», каждое из которых по-своему раскрывает природу этого явления. Так, в словаре русского языка Ожегова сказано: «Безопасность — это положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». А один из героев романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» говорит: «Безопасность — это если знаешь, как увернуться от опасности».
И хотя приведённые слова не представляют собой научное определение понятия, но они раскрывают на индивидуально-бытовом уровне суть поведения человека в целях сохранения своего здоровья и самой жизни.
С давних времён старшие поколения передавали младшим правила безопасного поведения, стараясь уберечь потомков от бед и несчастий. Одна из самых древних форм «рекомендаций по ОБЖ» заключена в пословицах и поговорках о безопасном поведении. Вспомним некоторые из них:
«Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся».
«От глупого риска до беды близко».
Надо учиться на чужих ошибках, понимать их. Это поможет предвидеть, чем обернётся та или иная ситуация. Задумаемся ещё раз о том, чему нас учит народная мудрость.
«Не зная броду, не суйся в воду».
«Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает».
«Не дразни собаку, так не укусит».
В заключение ещё раз отметим, что для того, чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности, нужно развивать наблюдательность, постоянно пополнять свои знания о законах окружающего мира, внимательно изучать дисциплину ОБЖ, советоваться по всем сложным вопросам с родителями и профессионалами, анализировать свои ошибки и соблюдать рекомендации по безопасному поведению.