что нужно на урок химии 8 класс
Что нужно на урок химии 8 класс
Схема. Химические формулы в 8 классе
4. Основные определения в 8 классе
АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ
1. Существуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением.
2. Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры.
3. Молекулы находятся в непрерывном движении.
4. Молекулы состоят из атомов.
6. Атомы характеризуются определённой массой и размерами.
При физических явлениях молекулы сохраняются, при химических, как правило, разрушаются. Атомы при химических явлениях перегруппировываются, образуя молекулы новых веществ.
ЗАКОН ПОСТОЯНСТВА СОСТАВА ВЕЩЕСТВА
Каждое химически чистое вещество молекулярного строения независимо от способа получения имеет постоянный качественный и количественный состав.
ВАЛЕНТНОСТЬ
Валентность — свойство атома химического элемента присоединять или замещать определённое число атомов другого элемента.
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция — явление, в результате которого из одних веществ образуются другие. Реагенты — вещества, вступающие в химическую реакцию. Продукты реакции — вещества, образующиеся в результате реакции.
Признаки химических реакций:
1. Выделение теплоты (света).
2. Изменение окраски.
3. Появление запаха.
4. Образование осадка.
5. Выделение газа.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВ
Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции. В результате химических реакций атомы не исчезают и не возникают, а происходит их перегруппировка.
Уроки по предмету Химия 8 класс
Урок 1
Предметы и задачи Химии
Ярко и красиво! Мы начинаем изучать Химию- одну из самых увлекательных наук!
Урок 2
Основы химии
Сегодня вы узнаете основные понятия, без которых невозможно представить себе химию как науку!
Урок 3
Атомы. Молекулы
На этом уроке мы поговорим о атомно- молекулярном учении
Урок 4
Периодический закон
Сейчас мы рассмотрим основной закон в химии- Периодический
Урок 5
Валентность. Степень окисления. Количество вещества
На этой странице мы поговорим о базовых химических понятиях, без которых дальнейшее изучение химии бесполезно
Урок 6
Вещества в окружающей нас природе и в технике
Что такое чистота вещества? Здравый смысл подсказывает, что это количество примесей в смеси.
Урок 7
Химическая реакция
Одно из самых увлекательных занятий в химии это Химическая реакция!
Урок 8
Химическая реакция- уравнение и типы
Продолжим изучение химической реакции как одной из основ химической науки!
Урок 9
Химия как экспериментальная наука
В повседневной жизни нам приходится решать множество задач, так или иначе связанных с химией – выбрать подходящий клей, правильно разбавить уксус, подобрать пятновыводитель
Урок 10
Понятие о газах
Сейчас мы поговорим о газах и о их роли в природе
Урок 11
Кислород
Кислород – самый распространенный на Земле химический элемент!
Урок 12
Основные классы неорганических соединений
Ты уже неоднократно встречался с различными типами соединений.
На этом уроке мы приведём эти знания в единую систему
Урок 13
Строение атома
Из них состоит все!
Урок 14
Химическая связь
После подробного изучения строения атома и состояния электронных оболочек можно приступать к вопросу о том, каким же образом происходит соединение атомов в молекулы.
Урок 15
Кристаллическое состояние веществ
В этом разделе мы поговорим об одних из самых красивых предметах- кристаллах!
Урок 16
Окислительно-восстановительные реакции
Когда мы видим ржавчину на железе или темный налет на серебре, мы часто можем услышать фразу – «металл окислился».
Разберём подробнее, что значит это выражение с точки зрения химии
Урок 17
Водород
На этом уроке мы поговорим о водороде – химическом элементе и простом веществе. Ты узнаешь о его роли в космосе и в нашей жизни, почему люди отказались использовать водород в дирижаблях, можно ли бензобак заменить на водородобак и другие интересные факты
Урок 18
Галогены
В этом уроке мы познакомимся с немногочисленной, но очень важной группой химических элементов
Урок 19
Скорость химической реакции
Согласись, полезно знать как быстро будут проходить твои опыты!
Урок 20
Сера
В этом уроке вы узнаете про серу, чем она вредна и чем полезна, как между собой связано Чёрное море и тухлые яйца, как правильно разбавлять электролит для аккумулятора и ещё много полезного и интересного
Урок 21
Азот. Аммиак
«Азот» в переводе с греческого – «безжизненный». Однако в наше время всем и каждому хорошо известно, что это далеко не так. На этом уроке мы по полочкам разложим всё самое интересное и полезное про этот элемент с самым, пожалуй, противоречивым названием.
Урок 22
Оксиды азота. Азотная кислота
Азот образует оксиды, в которых проявляет степени окисления от +1 до +5.
Урок 23
Фосфор
Фосфор- один из самых распространенных и жизненно важных химических элементов
Урок 24
Углерод
Углерод – химический элемент IV группы периодической системы химических элементов
Урок 25
Кремний и его соединения
Кремний – химический элемент IV группы периодической системы.
Это самый распространённый после кислорода элемент в земной коре (26 % по массе).
Урок 26
Металлы. Общая характеристика
Из всех химических элементов металлы представляют абсолютное большинство – ученые выделяют 94 металла
Урок 27
Алюминий
Алюминий – химический элемент III группы периодической системы элементов.
Урок 28
Железо. Часть первая
Без этого металла прогресс человечества был бы невозможен!
Урок 29
Железо. Часть вторая
Поговорим о сплавах железа и каким химическим воздействиям оно подвергается в природе. Роль железа в живых организмах и у человека
Урок 30
Щелочные металлы
Урок 31
Щелочноземельные металлы
Лэйдл предлагает пройти уроки химии за 8 класс в режиме онлайн и быстро освоить школьную программу. Курс включает в себя не только теоретические, но и практические занятия, которые научат ребенка пользоваться формулами и решать даже сложные задачи. Сама же программа хорошо структурирована – темы раскрываются последовательно, что упрощает изучение материала.
Онлайн-уроки включают в себя основополагающие сведения о химии как науке, предмете и методах ее изучения. Кроме того, школьнику предстоит изучить свойства атомов и молекул, валентность вещества, основные химические реакции, элементы из таблицы Менделеева.
3 причины изучать уроки с Лэйдл
Начните изучение химии прямо сейчас – пройдите пробный урок и оформите подписку на Лэйдл!
Методика преподавания химии в 8-х классах общеобразовательных школ (I полугодие)
Разделы: Химия
Вашему вниманию предлагается методическое пособие для учителей по программе 8-го класса общеобразовательных школ по химии в виде кратких конспектов уроков, обобщенных по соответствующим темам. В качестве методического обеспечения курса могут быть использованы любые учебники, рекомендованные для 8-го класса. Кроме того, для лучшего усвоения материала учащимися, желательно использовать такие компьютерные пособия, как “Химия. Виртуальная лаборатория”, “Химия. XXI век”. Контроль освоения материала ведется путем проведения еженедельных фронтальных опросов класса, самостоятельных работ и индивидуальных заданий, ежечетвертных проверок домашних тетрадей. Контрольные работы проводятся по сборнику тестовых заданий для тематического и итогового контроля “Химия 8-9” (“Интеллект-центр”, Москва, 2007). Для более удобного проведения учебного процесса каждый ученик имеет 4 тетради: для контрольных работ, для самостоятельных (практических) работ (эти две тетради хранятся в школе), для домашних работ и лекционную (классную) тетрадь.
В течение двух лет данная методика используется в ГОУ СОШ № 102 (ЮЗАО). Средние показатели по четвертям для двух классов ИРВ = 72- 86%, ИУСВ = 50-88%.
ЧАСТЬ 1. ТЕЛО. ВЕЩЕСТВО И ЕГО СВОЙСТВА.
Окружающие нас предметы называются физическими телами. Физические тела характеризуются формой и веществом, из которого они состоят. Вещества характеризуются физическими и химическими свойствами. Свойства – это признаки, по которым одно вещество отличается от другого или сходны между собой.
Физические свойства веществ удобно сравнивать по определенному алгоритму:
1.Агрегатное состояние вещества (твердое, жидкое или газообразное ) при нормальных условиях: температуре t 0 С=0 0 и давлении P = 1 атм = 101325 Па.
2.Температуры фазовых переходов (температура плавления – кристаллизации, температура кипения-конденсации).
3.Органолептические свойства (цвет, запах, вкус, звук, прочность)
4.Отношение к воде. Воду можно рассматривать с 3 точек зрения:
5.Специфические свойства (электро- и теплопроводимость; спектры излучения или поглощения различных электромагнитных волн и т.п.).
Далее проводится фронтальный опрос №1 (Приложение №1)
Для лучшего освоения материала, можно провести практическую работу по определению физических свойств разных веществ (или ограничиться демонстрационным опытом), использовать разные виды коллекций веществ. Так как учащиеся впервые сталкиваются с выполнением практических работ, если позволяет время, необходимо провести их ознакомление с лабораторным оборудованием либо непосредственно в классе, либо с использованием видеофрагментов (“Химия. Виртуальная лаборатория”, папка “Оборудование лаборатории”). Результат опытов и просмотров необходимо фиксировать в тетрадях для самостоятельных работ в виде кратких записей или таблиц.
Используя разные, сугубо индивидуальные физические свойства веществ, можно производить разделение смесей веществ. Способы разделения смесей определяются характером смеси. Различают неоднородные (четко видно границу раздела фаз: песок-вода, масло-вода, газ-вода) и однородные (граница раздела фаз отсутствует: раствор сахара в воде, раствор спирта в воде, раствор хлороводорода в воде). Неоднородные смеси разделяют путем отстаивания, фильтрации, декантации, центрифугирования, магнитного разделения. Однородные смеси разделяют путем выпаривания или дистилляции (перегонки). На данном этапе необходимо провести практическую работу либо просмотреть соответствующие видеофрагменты. На этом этапе обучения необходимо провести практическую работу “Разделение смесей”.
Химические свойства – признаки, которые определяют способность данного вещества изменять свой состав и строение, т.е. превращаться в другие вещества при взаимодействии друг с другом или под воздействием внешних факторов.
ЧАСТЬ 2. СТРУКТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ ВЕЩЕСТВА.
На данном этапе изложения материала необходимо установить четкую связь: “структура вещества – его свойства”, напомнить учащимся сведения о разных физических свойствах аморфных и кристаллических веществ, привести примеры (не упоминая термин “аллотропия”) о свойствах, например алмаза и графита.
Всего в природе существует 3 структурные единицы вещества: атом, молекула и ион. Поэтому все вещества делятся на вещества с атомной, молекулярной или ионной структурой.
1. Атом – наименьшая электронейтральная частица химического элемента и простого вещества, обладающая всеми его химическими свойствами и далее ни химически и ни физически неделимая.
Строение атома достаточно просто: в центре находится тяжелое ядро, в котором сосредоточена вся масса атома, а вокруг ядра вращаются электроны (электронная оболочка).
Ядро атома заряжено положительно, т.к. оно включает в себя два типа нуклонов – протоны, каждый из которых несет 1 положительный заряд, и нейтроны, нейтральные частицы, каждая из которых по массе равна протону. Т.е. масса атома складывается из суммы масс всех протонов и нейтронов, входящих в состав ядра атома. Из определения атома понятно, что, поскольку атом электронейтральная частица, то электронная оболочка несет отрицательный заряд, полностью компенсирующий положительный заряд ядра. Электронная оболочка атома включает в себя электроны – частицы, имеющие ничтожную массу (которой пренебрегают в расчетах) и каждая из которых несет 1 отрицательный заряд. Атомы отличаются друг от друга по количеству протонов в ядре атома, т.е. по величине положительного заряда ядра. Именно поэтому каждый вид атомов с определенным зарядом ядра и называется химическим элементом.
Все химические элементы, известные на сегодняшний день, приведены в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева (110 видов атомов). Каждый вид имеет свое название (латинское и соответственное русское), обозначается определенным символом (одна или две буквы, соответствующие латинскому названию) и располагается в таблице под определенным номером. Физический смысл порядкового номера элемента – это число протонов в ядре данного вида атомов (положительный заряд ядра атома) и соответственно число электронов в электронной оболочке атома.
Кроме номера атома, в ячейке указана еще одна физическая величина, являющаяся одной из основных характеристик атома – относительная атомная масса.
2. Вторая структурная единица вещества – это молекула, состоящая из двух или более атомов. Если вещество состоит из атомов одного элемента или из молекул, состоящих из атомов одного элемента, то вещество называется простым. Если в молекулу вещества входят атомы разных элементов, то вещество называется сложным.
Молекула – наименьшая электронейтральная частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами и далее физически неделимая, но химически делимая.
Простые вещества называют по названию атомов элемента, из которого они состоят. Необходимо отметить, что чаще всего твердые вещества записывают символом данного элемента – железо, сера, кремний, натрий. Газообразные и жидкие вещества записывают двухатомной формулой – хлор, водород, бром, кислород, азот и т.д. Молекулы простых веществ в некоторых случаях могут содержать и более двух атомов (например, озон или белый фосфор). В каждом индивидуальном случае будут даны пояснения. На данном этапе возможно провести фронтальный опрос №3 (Приложение №3).
Элементы металлы расположены в Периодической таблице под условной диагональю берилий-астат и в побочных подгруппах. Элементы-неметаллы располагаются над этой диагональю в главных подгруппах
При прочтении химических формул элементы-металлы называют полным названием, а элементы неметаллы – латинской буквой. Исключение составляют только элементы – галогены (фтор, хлор, бром, иод), а также благородные газы (гелий, неон, аргон, криптон, радон).
Сложные вещества (соединения) записываются в виде химической формулы – условной записи состава молекулы. Эта запись включает в себя символы элементов и индексы – числа, показывающие, сколько атомов данного элемента содержится в молекуле. Таким образом, формула вещества выражает его состав: она показывает, какие атомы и в каком соотношении соединяются, друг с другом, образуя данное вещество.
Каждая молекула обладает собственной массой, которая складывается из всех масс атомов, входящих в ее состав, с учетом их количества. Поэтому, пользуясь относительными массами элементов, мы можем рассчитать и относительную массу каждой молекулы. Относительная молекулярная масса показывает, во сколько раз масса данной молекулы больше 1 атомной единицы массы. Для закрепления данного материала рекомендуется учащимся в виде домашнего задания выполнить индивидуальное задание (Приложение №4)
Химическая формула вещества дает возможность рассчитать относительное содержание каждого элемента в образце данного вещества. Подобные расчеты необходимы при определении целесообразности переработки этого вещества для извлечения полезной составляющей, например железа из красного железняка.
Массовой долей элемента в веществе называется отношение массы данного элемента ко всей массе молекулы. Массовая доля может быть выражена либо в долях от единицы, либо в процентах. Но тогда при формулировке вопроса указывается не “массовая доля элемента”, а “процентное содержание элемента в веществе”.
, где
(Э) – массовая доля элемента в веществе,
Аr(Э) – относительная атомная масса определяемого элемента,
Мr – относительная молекулярная масса вещества
Для проверки понимания учащимися материала необходимо провести самостоятельнуюработу (Приложение №5)
Почему каждое вещество обладает определенным качественным и количественным составом? В чем причина? Дело все в том, что каждый атом обладает удивительной способностью – образовывать определенное число химических связей с другими атомами. Это свойство атома называют валентностью и записывают ее в виде простого целого числа латинскими цифрами над символом элемента.
Величину валентности каждого элемента можно узнать исходя из его положения в Периодической таблице Д.И.Менделеева. Элементы-металлы проявляют валентность, равную номеру группы, в которой находится элемент. Элементы – неметаллы, как, правило, проявляют переменную валентность. Высшая равна номеру группы, в которой находится элемент. Низшая равна разности между числом 8 и номером группы.
Бинарными (двухэлементными) соединениями называют сложные вещества, в состав молекулы которых входят только 2 элемента.
Существует несколько простых правил при составлении формул бинарных (состоящих из двух элементов) веществ:
Алгоритм составления формулы бинарного вещества
Последовательность действий
Характер элементов, образующих молекулу
Записать символы элементов
Определить валентность каждого элемента*
Найти наименьшее общее кратное двух этих значений**
Найти соотношение содержания атомов элементов в молекуле
Записать формулу вещества
*Al – элемент-металл, находится в III группе, проявляет В=III
О – элемент-неметалл, находится в VI группе; проявляет В=II (8-6=2)
**Наименьшее общее кратное – число, делящееся без остатка на оба числа. В данном случае оно показывает общее количество связей, образовавшихся между атомами этих элементов.
*** Элемент сера находится в Периодической системе ниже, чем элемент кислород, поэтому она проявляет высшую валентность (VI), кислород проявляет всегда валентность (II)
Проявление атомами определенных по величине валентностей приводит к тому, что атомы соединяются друг с другом в некоторых определенных соотношениях, которые и определяют состав молекулы вещества, и, в конечном счете, весь комплекс физических и химических свойств вещества.
На основании этих закономерностей был сформулирован закон постоянства состава вещества: Вещества имеют постоянный состав независимо от способов их получения.
На данном этапе обучения необходимо ознакомить учащихся с номенклатурой бинарных соединений (Приложение №6), а затем предложить выполнить индивидуальное задание №2 (Приложение №7).
Эта увлекательная химия
Полюбить химию с первого урока…
Химия – наука непростая, ведь недаром ее начинают изучать только в 8-м классе, когда школьники уже имеют определенные знания по математике, физике, биологии, географии и др. Но и сердца школьников тоже успели завоевать другие предметы и их преподаватели. Поэтому учитель химии находится в такой ситуации, когда нужно влюбить школьников в свою науку с первого взгляда, с первого урока.
Я предлагаю разработку первого урока химии в 8-м классе. Этот урок должен показать учащимся, что химия – наука интересная, увлекательная, но в то же время требует серьезного отношения, большого трудолюбия. На уроке я использую различные формы работы с учащимися: беседу, викторину, игру, лабораторные опыты, демонстрационный эксперимент, рассказ, просмотр видео. Урок сопровождается компьютерной презентацией, демонстрацией видеофрагментов из истории науки, инсценировками в исполнении членов химической секции НОУ (научное объединение учащихся).
Во время урока необходимо задействовать как можно больше учащихся класса, дать им возможность что-то ответить, выполнить задание или опыт – проявить себя. Для восьмиклассников характерно восприятие материала через образы, через собственные впечатления от самостоятельной деятельности, что важно использовать для развития устойчивого интереса к предмету. Чем больше каналов восприятия предлагаемого материала будет использовано, тем больше информации будет усвоено, возрастет и эффективность обучения. Поэтому уже на первом уроке следует обратить внимание учащихся на то, что лучшему усвоению материала будет способствовать развитие умений наблюдать, слушать, говорить, думать, анализировать, делать выводы и др.
Только одного первого урока химии в 8-м классе недостаточно для достижения поставленных целей, поэтому следует периодически проводить уроки-праздники в разных классах. Самое удобное для этого время – последний урок четверти или полугодия. У учителя должна быть разработана целая система мероприятий, способствующих развитию познавательного интереса к предмету: первые и последние уроки в учебном году, неделя химии, внеклассные мероприятия, экскурсии, НОУ, участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах и др.
Задачи урока. Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии; дать представление о химии как о точной науке, не лишенной лирики; представить точки зрения на происхождение слова “химия”; показать взаимосвязь химии с другими науками.
Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство обучающихся с достижениями современной науки, с биографиями великих химиков.
Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за достижения и успехи нашей страны в области науки; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.
Оборудование и реактивы. Компьютер, видеофрагменты из коллекции модулей ОМС, карточки с вопросами викторины и описанием веществ, портреты Й.Я.Берцелиуса, Д.И.Менделеева, Р.Бунзена, Ф.А.Кекуле, Н.Н.Бекетова, С.Аррениуса, Р.Вуда, Н.Н.Зинина; штативы с пробирками, химические стаканчики, тигельные щипцы, спиртовка, фарфоровая чашка, коническая колба, лучинка; вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин, поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата, речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера, растворы KI, Pb(NO3)2, KOH, CuSO4, NaOH, FeCl3, Na2SO4, BaCl2, HCl, Na2CO3, CaCl2, лакмус, фенолфталеин, дихромат аммония.
1. Организационный момент.
Знакомство с классом.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?
К какой группе наук относится наука “химия”?
Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а как переводится слово “химия”?
Учитель. Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.
Демонстрируются видеофрагменты из коллекции модулей ОМС (RNMC – программный продукт министерства образования, http://www.shkola.edu.ru).
Учитель. Мы посмотрим фрагмент “История развития химии” (mmlab.chemistry.002i.oms), в котором даны версии перевода слова “химия”.
а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.
б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).
в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.
г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.
Учитель. Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Мы убедимся в этом сами: вам предлагаются карточки с вопросами из различных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов. Кто желает ответить?
Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?”
• Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?
(В выдыхаемом воздухе содержится СО2.)
• Почему горящий бензин нельзя тушить водой?
(Бензин легче воды и не смешивается с ней.)
• Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?
• Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?
• В каком море нельзя утонуть? Почему?
(В Мертвом море, оно очень соленое.)
• Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?
• Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?
• Можно ли заполнить воздухом только половину баллона?
• Что означает выражение “как с гуся вода”?
(Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.)
• Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?
• Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1 л. Что при этом произойдет?
(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)
Учитель после каждого ответа говорит, к какой теме и классу относится вопрос.
За правильный ответ ученик получает на память таблицу растворимости или периодическую таблицу небольших размеров.
Вопросы можно использовать не все, в зависимости от времени ответов на них, но нужно обязательно сказать детям, что их новые знания будут основываться на уже имеющихся, полученных на других уроках, а с трудными вопросами поможет разобраться учитель.
5. Игра “Угадайте вещество”.
Учитель. Какая химия без опытов? Конечно, вам самим хочется “похимичить”! А знаете ли вы вещества? Можете ли их отличить друг от друга? Давайте проверим…
На демонстрационном столе учителя стоят три лотка c веществами – в одном только бесцветные прозрачные жидкости, в другом только белые твердые вещества, а в третьем – разноцветные твердые вещества.
1-й лоток. В маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин.
2-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата.
3-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера.
Учитель. Нам нужны три добровольца в качестве экспериментаторов, которые и попробуют определить предложенные вещества, обязательно поясняя свои действия.
Учитель предупреждает учащихся о соблюдении правил техники безопасности при выполнении эксперимента.
Ученики пробуют определить вещества.
Демонстрируется видеофрагмент – модуль “Алхимическая лаборатория” (mmlab.chemistry.003i.oms), дающий представление о жизни и работе алхимиков.
6. Информация. Интересные факты из жизни ученых-химиков.
Разыгрываются инсценировки, заранее подготовленные учениками – членами НОУ.
Демонстрируются портреты ученых.