что нужно маркировать в 2021 году список
Какие товары надо маркировать в 2021 году
В 2021 году расширили список товаров, которые надо маркировать. Но маркировать нужно не все виды продукции, а только определенные позиции. Например, одежда подлежит маркировке, но юбки и брюки пока маркировать не надо.
Евгений Бельский
В 2021 году расширили список товаров, которые надо маркировать. Теперь туда добавили товары легкой промышленности, шины и некоторые виды молочной продукции.
Правда, маркировке подлежат не все виды продукции, а только определенные позиции. Поэтому, если работаете с одной из этих групп, не торопитесь. Возможно, ваши товары пока не надо маркировать. Проверить точный перечень товаров можно на сайте системы «Честный знак».
В статье разберемся, какие товары надо маркировать сейчас и как отслеживать новые изменения, чтобы не получить штраф.
Группы товаров для обязательной маркировки
Сейчас надо маркировать такие группы товаров: табак, шубы, обувь, лекарства, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и покрышки, товары легкой промышленности, духи и туалетная вода, молочная продукция.
Категория | С какого числа маркировка обязательна | Время на маркировку остатков | Особенности |
---|---|---|---|
Табак | 01.07.2019 | Сигареты и папиросы — закончилось. Другие табачные изделия — до 01.07.2021 | С 01.07.2021 надо маркировать всю табачную продукцию |
Меховые изделия | 12.08.2016 | Закончилось | Исключений для предметов одежды из меха нет |
Обувь | 01.07.2020 | Закончилось | Исключений для вида обуви нет |
Одежда, постельное и кухонное белье | 01.01.2021 | до 01.05.2021 | Не вся одежда подлежит обязательной маркировке. К примеру, не надо маркировать футболки, юбки и брюки. А кожаную одежду, пальто и куртки, женские блузки или постельное белье маркировать обязательно |
Лекарства | 01.07.2020 | Закончилось | Лекарства, произведенные до 01.07.2020, можно продавать без маркировки до окончания срока годности — п. 7.1 ст. 67 Закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ |
Фотоаппараты и лампы-вспышки | 01.10.2020 | Закончилось | Маркировать надо все фотокамеры |
Шины и покрышки | 01.11.2020 | до 01.03.2021 | Для шин и покрышек нет исключений |
Духи и туалетная вода | 31.03.2020 | до 31.10.2021 | Все товары этой товарной группы маркировать обязательно |
Для молочной продукции маркировка вводится поэтапно.
Ситуация с молочными товарами быстро меняется. Актуальные даты и изменения надо отслеживать на сайте «Честный знак».
Молочная продукция | С какого числа маркируют |
---|---|
Мороженое и сыры | С 01.06.2021 |
Молочные продукты со сроком годности более 40 дней | С 01.09.2021 |
Молочные продукты со сроком годности менее 40 дней | С 01.12.2021 |
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Маркировка товаров в экспериментальном режиме
Для некоторых групп товаров маркировка проходит в экспериментальном режиме. Это значит, что их, возможно, добавят к списку обязательных, но пока компания сама решает, маркировать товары или нет. Это такие группы:
Если ваши товары есть в этом списке, стоит отслеживать ситуацию: когда сроки эксперимента закончатся, маркировку могут сделать обязательной.
Где смотреть обновления в законах о маркировке товаров
Ситуация с маркировкой меняется постоянно. Государство регулярно добавляет новые виды продукции и товарные группы. Важно отслеживать и проверять актуальную информацию по своему виду продукции. Вот как это сделать:
Шаг 1. Зайти на сайт системы «Честный знак». На главной странице сайта перечислены группы товаров, которые надо маркировать.
Шаг 2. Открыть свою группу и посмотреть детали. Например, «Товары легкой промышленности».
В разделе надо посмотреть, с какой даты началась маркировка данной группы товаров и когда заканчивается.
Шаг 3. В разделе «Товары, подлежащие маркировке» надо посмотреть точный перечень товаров. В таблице будут указаны конкретные товары, которые надо маркировать, и их коды ОКПД 2 (для произведенных в России) и ТН ВЭД ЕАЭС (для ввезенных границы).
Шаг 4. Проверить коды товаров в справочнике. Чтобы проверить, попадает ли ваш товар под обязательную маркировку, сравните его код с кодами товаров, опубликованных на сайте «Честный знак» в вашей товарной группе.
Товар по кодам ТН ВЭД ЕАЭС можно проверить в справочнике «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза». Там будет подробное описание каждого типа товара.
Товар по кодам ОКПД 2 можно проверить в справочнике «ОКПД 2 с расшифровкой по видам деятельности». Там также будет подробное описание каждого типа товара.
Какие товары подлежат обязательной маркировке с 2021 года
На кого возложена обязанность по маркировке товаров
Во-первых, разберемся, кого закон обязал заниматься маркировкой товаров с 2021 года. Это должны делать все участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке. В п. 19 ст. 2 федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ указано, что к таким участникам приравниваются все хозсубьекты, которые взаимодействуют с товаром:
Об организационно-правовой форме ничего не сказано, поэтому эта обязанность относится как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям.
О продаже маркированных и немаркированных товаров одновременно мы писали здесь.
Как совмещать УСН и ПСН, можно прочитать в статье.
Кто не должен заниматься товарной маркировкой в 2021 году:
За счет процедуры маркировки будет отслеживаться весь путь товара от производителя до конечного потребителя.
Остановимся на перечне товаров, подлежащих маркировке с 2021 года.
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке
Не все товары входят в перечень товаров, подлежащих маркировке. Да и сроки, когда маркировка станет непременным атрибутом производства и продаж, варьируются в зависимости от вида товара. Ниже приведем перечень товаров с обязательной маркировкой в 2021 году:
Далее в таблице приведем данные о том, какие товары подлежат обязательной маркировке в течение 2021 года.
Также следует иметь в виду, что для некоторых видов товаров есть свои законы о маркировке товаров с 2021 года — это различные распоряжения и постановления Правительства РФ.
Например, в список товаров для маркировки в 2021 году также входят:
Наравне с обязательной маркировкой товаров проводятся экспериментальные маркировки. Какие товары подлежат маркировке в виде эксперимента, посмотрите в таблице:
Отметим, что список для ИП маркировки товаров с 2021 года не отличается от аналогичного списка для организаций. То есть в части маркировки товаров никаких поблажек для ИП нет.
Что относится к одежде, подлежащей маркировке
Много вопросов вызывает обязательная маркировка одежды с 2021 года. Рассмотрим подробнее, что относится к одежде, подлежащей маркировке.
Как видим, маркировка одежды с 2021 года обязательна не вообще для всей одежды, а лишь для некоторой ее части. То же самое относится к обязательной маркировке детской одежды: ей подлежит не вся детская одежда, а лишь перечисленная в таблице.
При определении, входит ли одежда в перечень товаров для маркировки с 2021 года, необходимо руководствоваться технической документацией к товару, а не ее внешним видом. Производителям следует внимательно и максимально точно выбрать код ТН ВЭД и соотнести его с кодами, указанными в распоряжении об обязательной маркировке.
Порядок маркировки товаров подробно описан в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и узнайте алгоритм маркировки.
Переходные периоды для некоторых видов товаров
Для того чтобы товары, подлежащие маркировке, правильно оформить, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и нанести на товары специальные коды. Кроме того, розничные продавцы обязаны указывать в чеке код товара в любом случае. До 20 апреля было послабление в этой части при продаже товаров через курьера или по почте.
Даже после введения обязательной маркировки были установлены переходные периоды, в течение которых допускалось маркировать остатки товаров и еще торговать непромаркированными изделиями. Для каждого вида продукции свой срок, установленный постановлениями Правительства РФ.
Какие именно товары входят в список с переходным периодом и каков этот переходный период, смотрите в таблице:
Итоги
Список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, утвержден Правительством РФ. Переход на обязательную маркировку происходит постепенно, в течение продолжительного времени, с разными сроками маркировки разной продукции и с установленным плавным переходным периодом.
Обязательная маркировка товаров на 2021 год
Предпринимателям придется изучить все изменения, требования «от и до», чтобы безошибочно внедрить ее в свой бизнес. За неправильное или несвоевременное внедрение процессов в установленные сроки, грозят штрафы. Как этого избежать и сделать все правильно мы расскажем в данном обзоре. Разберемся, что такое маркировка товаров с 2021 года: перечень, понятия, должны ли вы участвовать и многое другое.
Для экономии Вашего времени
Что означает маркировка товаров
Обязательная маркировка товаров — это система внедренная государством для мониторинга движения каждого товара и выявления контрафакта посредством нанесения цифровых средств идентификации, запрета оборота без идентификаторов и передачи сведений бизнесом о движении товара.
Теперь производителям и импортерам необходимо заказывать коды маркировки на продукцию. Нужно заносить информацию о широкой группе изделий в национальную систему «Честный Знак» от оператора «ЦРПТ» или ГИИС ДМДК от оператора «Гознак», для государственного учета и возможности продавать их легально в магазине населению или в секторе B2B. Каждый участник логистической цепочки обязан регистрировать свои действия (вводить в оборот, выводить, передавать и другое), сканируя этикетку со специальным кодом на упаковке. Условия придется выполнять оффлайн магазину (рознице), интернет-магазинам, аптекам, оптовым продавцам, производителям и импортерам духов и другой продукции. К сведению: с самого начала было внедрено только чипирование шуб (с момента старта прошло уже 4 года).
Маркировка — это идентификационный знак (средство идентификации), наносимый на упаковку, ярлык, товар, этикетку, палет или тару в виде RFID (метки радиочастотной идентификации), DataMatrix, КИТУ (код идентификации транспортной упаковки) или АТК (агрегированный таможенный код). Маркировка товаров — это процесс нанесения средств идентификации, содержащие код маркировки выданный оператором, на товары подлежащие отслеживанию обращения и сбыта. Код маркировки — это последовательность символов подразделяющиеся на группы данных, которые кодируются в штрих-код DataMatrix, в нём зашифрована информация о товаре. Его можно отсканировать например 2D сканером или приложением (например для бизнеса «GetMark», для населения «Честный Знак»), благодаря которому происходит идентификация каждой единицы. Внешне метка похожа на QR-код, но обладает более высокой степенью защиты. QR-код чаще используют для коммерческих целей, например, для размещения на рекламных баннерах.
ДатаМатрикс генерируется в виде квадрата с черными и белыми элементами, в котором закодирована последовательность символов позволяющая получить информацию о том, кто, где и когда произвел товар, а также некоторые его характеристики. Подделать их не получится и повторно использовать тоже нельзя. Чтобы зашифровать эти данные в Дата Матрикс, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный Знак», внести туда данные из товарной номенклатуры и получить эти графические идентификаторы для печати. При маркировке по упрощенной схеме нужно указать 4 показателя, а для полной — 16. Сканирует Data Matrix сотрудник организации при продаже покупателю или поступлении, а также физическое лицо для проверки подлинности. В России его начали использовать с 01.07.2018 для марок системы прослеживания ЕГАИС, а затем и ЦРПТ переняла данную технологию.
Обязательная маркировка товаров в 2021 году
С 2019 года в России вводится обязательная маркировка товаров. Процесс идет вперед, набирая обороты, и в 2020 году к нему присоединились очередные группы товаров. К 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.
Рассказываем, как работает маркировка, зачем она нужна и что нужно для подготовки.
Что вы узнаете
Закон о маркировке товаров
В декабре 2017 года правительство объявило о создании Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Государство планирует полностью внедрить маркировку к 2024 году.
Процесс регулируют сразу несколько законов:
Распоряжение правительства от 28.12.2018 № 2963-р утверждает Концепцию создания и функционирования системы маркировки. В документе определены цели, задачи и принципы функционирования, описаны требования к маркировке товаров.
Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ внес изменения в 381-ФЗ о торговле и 54-ФЗ о кассах:
Специалисты Роспотребнадзора, Честного знака и компании «Тензор», расскажут как работать с маркировкой в полном соответствии с законом.
Зачем нужна маркировка
Маркировка нужна, чтобы государство могло отслеживать полный цикл движения товаров от производителя или импортера до покупателя. Предполагается, что так c рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные товары.
Как работает маркировка товаров
1. Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на упаковку или ярлык каждого товара.
2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору по ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) со списком всех кодов.
3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды, указанные в документе, и на товарах, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
4. Оформление отгрузки дистрибьютором и приемка в рознице проходят аналогично.
5. При продаже кассир сканирует код маркировки с товара, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
6. В итоге контролирующие органы в любой момент могут установить, где находится определенная товарная единица, а покупатель, считав код через мобильное приложение, быстро удостоверится в легальности покупки.
Ответственность за нарушения
Оператор системы маркировки
Правительство определило оператором системы маркировки товаров — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). На основе государственно-частного партнерства центр создает Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров — «Честный знак».
ЦРПТ генерирует коды, обеспечивает их защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы, ведет список всех участников оборота. А также работает над созданием единого каталога товаров и разрабатывает цифровую платформу для беспрепятственного обмена товарами со странами Евразийского союза.
Что такое Национальный каталог товаров
Национальный каталог товаров – это часть системы «Честный знак». Его задача собрать полную базу товаров, представленных на российском рынке, и защитить потребителей от фальсификата. Каталог открыт, бесплатен и доступен для всех участников оборота.
Из-за отсутствия единства в описаниях товаров, один и тот же продукт в магазинах может называться по-разному, покупателям непонятно – это подделка или просто неверное описание. А с помощью единого каталога у каждого товара появится свой унифицированный профайл с сопроводительными документами, что исключит появление «двойников». Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.
В пилотном режиме каталог товаров был запущен в июне 2018. Сейчас в нем уже более десяти тысяч наименований товаров, и их число день ото дня растет.
Код маркировки: что это и как выглядит?
Каждый товар маркируют уникальным двумерным Data Matrix кодом, его наносят на упаковку, ярлык или прямо на товар. Код выдается ЦРПТ, и он содержит информацию о продукции в базе данных системы маркировки.
Data Matrix код состоит из двух частей:
По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код нельзя подделать, так как в него вложены сложные криптографические технологии.
Перечень товаров, подлежащих маркировке
Обязательная маркировка с 2019 года
Обязательная маркировка с 2020 года
Обязательная маркировка с 2021 года
Эксперименты
Как подключиться к системе маркировки?
Всем участникам оборота необходимо зарегистрироваться на сайте Честныйзнак.рф.
Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе Рутокен.
Установите необходимое ПО:
Откройте сайт Честный знак и нажмите «Зарегистрируйтесь». Убедитесь, что вы все настроили правильно, и нажмите «Продолжить».
Выберите электронную подпись, укажите контактный телефон и email и нажмите «Отправить заявку». В течение 24 часов на электронную почту придет письмо со ссылкой на подтверждение регистрации.
Перейдите по ссылке из письма и укажите:
Заполните данные в профиле, ознакомьтесь с договорами с оператором и подпишите согласие с условиями.
Розничный магазин
Что нужно для маркировки
Подключение к ЭДО, чтобы получать электронные УПД
Подключение к системе маркировки для передачи кодов в нее. Например, СБИС Маркировка
2D-сканер для считывания марок
Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек
Подключение кассы к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в систему маркировки
Маркировка под ключ
Как принимать
Магазин получает от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, сканируете все коды товаров. Если все хорошо, подтверждаете УПД, если есть расхождения – отклоняете или ожидаете исправленный УПД.
Как продавать
Продавать маркированный товар нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир сканирует код, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.
Дистрибьюторы
Что нужно для маркировки
Подключение к ЭДО для отправки и получения электронных УПД
Подключение к системе маркировки для передачи кодов в нее. Например, СБИС Маркировка
Оборудование для сканирования марок: терминал сбора данных или сканер
Как принимать
Процедура приемки маркированных товаров в опте аналогична рознице. Дистрибьюторы получают от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, сканируют все коды с товаров. Если все хорошо, подтверждаете УПД, если есть расхождения – отклоняете или ожидаете исправленный УПД. Если хотите, можете сразу подтвердить получение без проверки.
Как продавать
Оптовику нужно передать коды с отгружаемых товаров и сведения о том, кто и кому отгрузил товар, в Честный знак. А также отправить покупателю электронный УПД со всеми кодами.
Производители
Что нужно для маркировки
Как маркировать
Производитель заказывает коды маркировки на выпускаемые товары в нужном количестве и печатает этикетки. Наклеивает этикетки на товары и отчитывается в Честный знак о вводе в оборот. Если нужно, создает коды транспортных упаковок и печатает этикетки для них, формирует агрегаты и отчитывается в Честный знак о кодах внутри упаковок.
Как продавать
Производителю нужно отправить покупателю электронный УПД со всеми кодами отгружаемых товаров, а затем дождаться подписания УПД по ЭДО. После этого оператор ЭДО сам отправляет УПД в Честный знак и коды переходят на баланс покупателя.
В СБИС, чтобы наполнить УПД кодами перед отгрузкой, достаточно отсканировать их с товаров в документ реализации.
Импортеры
Что нужно для маркировки
Как маркировать
Импортёр заказывает коды маркировки на выпускаемые товары в нужном количестве и отправляет за границу файл для печати или готовые этикетки. Экспортёр наклеивает этикетки на товары и отгружает. Импортёр после прохождения таможни отчитывается в Честный знак о вводе в оборот. Если нужно, создает коды транспортных упаковок и печатает этикетки для них, формирует агрегаты и отчитывается в Честный знак о кодах внутри упаковок.
Как продавать
Импортёр отгружает товары аналогично, как производители. Нужно лишь отправить покупателю электронный УПД с кодами отгружаемых товаров, а затем дождаться подписания УПД по ЭДО. После этого оператор ЭДО сам отправляет УПД в Честный знак и коды переходят на баланс покупателя.
В СБИС, чтобы наполнить УПД кодами перед отгрузкой, достаточно отсканировать их с товаров в документ реализации.
Обязательная маркировка товара в 2021 году: список товаров и правила маркировки
Содержание статьи
Предприниматели обязаны маркировать одежду и обувь, лекарства, парфюмерию, шубы и покрышки. Правительство обещает, что в дальнейшем максимально расширит этот список. Но есть ли польза для бизнеса и потребителей? Мы поговорили с предпринимателями и узнали, как работает этот процесс на самом деле.
Что такое обязательная маркировка товаров и зачем она нужна
Маркировка — это способ защитить рынок от контрафакта. Государство хочет, чтобы в обороте остались товары, которые официально зарегистрированы, и с продажи которых платятся налоги. Это продолжение политики контроля за всеми операциями в торговле, которая началась с внедрения онлайн-касс. Давайте рассмотрим на примере обуви, как это работает в реальной жизни.
Фабрика производит кроссовки. Для начала она регистрируется в системе «Честный знак».
Затем шьет 100 пар кроссовок. На каждую пару наносят код DataMatrix. Эти коды вводят в «Честный знак». В системе появилась информация, что скоро в продажу поступят эти кроссовки. Вносят каждую пару, а не партию обуви.
На фабрику приезжает поставщик, чтобы забрать кроссовки. Между поставщиком и производителем действует электронный документооборот. В системе появляется информация, что часть кроссовок перешла к другому юридическому лицу.
Где-нибудь в России работает магазин кроссовок. Он берет у поставщика кроссовки, и в «Честном знаке» появляется отметка, что кроссовки с определенными кодами теперь в этом магазине.
В магазин приходит покупатель и приобретает обувь, а продавец с помощью сканера считывает код и выводит пару кроссовок из оборота. Покупатель, в свою очередь, в приложении убеждается, что покупает настоящие кроссовки.
То есть в процессе маркировки товаров участвуют все звенья цепочки продаж. Все проходят регистрацию в «Честном знаке», и каждый предприниматель покупает специальное оборудование. Предполагается, что даже продавцы сланцев на рынке должны продавать маркированную обувь и одежду.
Можно провести параллели с продажей алкоголя, где действует система ЕГАИС. Когда покупаешь бутылку водки в магазине, есть уверенность, что ее разлили на заводе, а не в подвале. Так и с маркированной обувью. При покупке есть уверенность, что это «Adidas», а не «Abibas».
Какие товары нужно маркировать
Уже сегодня маркировка нужна для таких категорий товаров:
В этом году маркировка товаров ждет и других предпринимателей:
В стадии эксперимента маркировка для пива и пивных напитков, бутилированной воды.
Это вообще законно?
Конечно, любой предприниматель задаст вопрос, а обязательно ли это делать? Да, это требование закона 487-ФЗ, который начал действовать 1 января 2019 года. Нарушения и штрафы прописаны в КоАП в статье 15.12.:
За нарушения правил маркировки: неправильная информация в чеке, ценниках и документах — ИП заплатят до 30 000 рублей, а юридические лица выложат до 300 000 рублей.
Но это еще не все. Если нарушать правила маркировки товаров, то можно нарваться на уголовное наказание. Это произойдет, если на складе немаркированные товары в крупном или особо крупном размере.
Получается, к маркировке стоит относиться со всей серьезностью. В России уже были случаи, когда предприниматели получали штрафы.
Что нужно для маркировки товаров и сколько это стоит
Стандартный набор для маркировки выглядит так:
На рынке есть разные решения, и цена за такой набор зависит от вида бизнеса. Сооснователь магазина «Ячей» Юрий Спирин рассказала про свои затраты на маркировку:
«У нас и так была онлайн-касса, поэтому купили 2D-сканер. Он обошелся в сумму около 3 тысяч рублей. Некоторые покупают на Aliexpress, но я не рекомендую этого делать. Дешевые сканеры иногда просто не считывают коды. Еще пришлось потратиться на самоклеящуюся бумагу для принтера. Часть обуви мы маркировали сами, потому что государство разрешило сделать так с остатками. Принтер у нас был, а бумагу докупали. Она дороже обычной. Ну и печать кодов создает дополнительную нагрузку на картриджи. Они кончались быстрее обычного»
Но если бизнес связан с производством, то затраты увеличиваются. Придется покупать принтеры и пленку для печати кодов. Кроме этого, чтобы занести один код в «Честный знак», нужно потратить 50 копеек без НДС. Соответственно, если объемы большие, то и затраты — тоже.
Основатель бренда «Воронцовские сыры» Александр Воронцов пока даже не может прикинуть, сколько потратит на маркировку:
«Сыры надо маркировать с 1 июня, и мы пока не считали затраты. Но мы производители, и наша продукция продается в магазинах по всей России. Поэтому мне сказали, что нам это обойдется где-то в 500 тысяч со всей техникой и программным обеспечением. Думаю, что так и будет»
Большие затраты понесли и компании, которые совмещают розничную и оптовую торговлю. Основатель кальянного магазина «Вдох в город» Элчин Гадиев потратил 500 000 за 3 месяца:
«У нас 8 магазинов, для каждого нужно купить сканер. Причем эта техника должна быть современной, чтобы считывать актуальные коды. Мы нанимали программистов, которые настраивали систему электронного документооборота. Мы же продаем товар контрагентам, а у них разные операторы. Поэтому потратились на настройку работы в роуминге ЭДО. Кроме этого, проводили обучение персонала. В эту сумму я не включаю потери, которые получились из-за неликвидного товара. У нас не было возможности самостоятельно маркировать товары. И если производитель прислал товар без кода, то непромаркированный товар продать уже не смогли»
С какими проблемами сталкивается бизнес при маркировке
1. Проблемы интеграции между сервисами
Маркировка товаров не так давно действует в России. Широкое распространение началось в прошлом году и сначала пользователи жаловались на проблемы. Представитель магазина «Бином» Алексей Яркашев вспоминает, как стартовала маркировка шин:
«Для нас все началось не очень хорошо. Были проблемы интеграции 1С с «Честным знаком», и мы не могли вывести из оборота шины. В итоге на 2 недели розничная торговля просто встала. Еще мы самостоятельно маркировали остатки. Распечатали коды на простой бумаге. Если эти марки слетят и потеряются, то появятся дополнительные проблемы. А это вполне вероятно, ведь некоторые шины продаются по 3-4 года»
2. Несовершенство кодов
Сканеры не всегда корректно считывают коды или выдают ошибку, что такого товара нет. Хотя он настоящий. Также при возврате товара бывает затруднительно вернуть код в оборот.
В чатах производителей часто жалуются, что тормозит и «Честный знак». Например, нужно промаркировать 1000 пар кроссовок, а система дает несколько десятков кодов в час. Приходится долго ждать, пока промаркируется вся партия.
Одна из проблем маркировки — сами коды. Их наносят на товары, но даже хорошая бумага не гарантирует, что они хорошо закреплены. Особенно в магазинах одежды. Пока вещь примерят 10 покупателей, марка запросто слетит и потеряется.
3. Неотлаженность процессов
Встречаются ошибки, на которые влияет человеческий фактор. Юрий Спирин говорит, что у оптовиков не всегда хватает сил промаркировать все товары:
«Бывает, приходит партия кроссовок, а кодов нет. Мы спрашиваем, в чем дело. Курьеры пожимают плечами и кивают на it-отдел поставщика. А ответственность лежит на нас, поэтому не принимаем такую партию и ждем промаркированную»
В целом, маркировка товаров проходит обычные проблемы любого нововведения. Когда внедряли систему ЕГАИС для алкоголя, были такие же проблемы. Поставщики сначала долго распродавали остатки, а после этого постепенно стали заводить в продажу новые позиции алкоголя.
Если открываете бизнес, в котором товары нужно маркировать, заложите время для тестов системы. И имейте в виду, что поставщики онлайн-касс или онлайн-бухгалтерии предлагают клиентам сервисы для упрощенной работы в системе маркировки.
Даже приложение системы Честный знак считает, что маркировка не гарантирует, что товар оригинальный.
Спасает ли маркировка потребителя
Изначально процесс создан для потребителя. Предполагается, что покупатели ответственно относятся к выбору и хотят знать, что покупают. Но в реальности это не всегда так.
Например, сооснователь магазина «Ячей» Александр Мясников пока не видел этих проверок и интереса со стороны покупателя:
«За год работы мы ни разу не видели, чтобы клиент удостоверился в легальности нашей продукции. Ни разу не было и проверок, даже как-то ждём: хоть проверьте нас, мы для кого так постарались»
В плане защиты рынка от контрафакта тоже не все логично. Например, Алексей Яркашев считает, что на рынке шин такой проблемы нет:
«Честно говоря, мы не встречали контрафактные шины. На этот товар очень низкая наценка и делать шины самому нерентабельно. Да и сами производители отслеживают этот процесс. Поэтому для нас маркировка не является каким-то спасением»
Элчин Гадеев считает, что в сфере табака эта проблема уже решена:
«На нашем рынке есть акцизы. Это полностью защищает покупателя от контрафакта. Вообще, я думаю, что вряд ли кто-то будет покупать какой-то табак из-под полы»
Александр Воронцов поддерживает мнение коллег, хотя он производит продукты, и плохое качество может прямо повлиять на здоровье человека:
«Я в принципе понимаю логику государства. Но контролирующие органы и так достаточно защищают потребителя. Например, у нас есть система Меркурий, которая показывает цепочку от поставщика до производителя. Есть ветеринарные проверки. Ну вот в России уже много лет можно посмотреть, откуда та или иная бутылка алкоголя. Мне кажется, что я пользовался этим один раз и то по приколу»
Юрий Спирин в целом видит пользу от маркировки. Рынок обуви и одежды переполнен фальшивой продукцией, и маркировка станет спасением для продавцов оригинальных брендов. Но есть свои нюансы:
«Мне нравится идея, что с рынка уйдет контрафакт. Для нашего бизнеса — это хорошо. Но вот смотрите. Был коридор, когда продавцы маркировали остатки. Это сыграло на руку мошенникам. Я захожу в торговые центры и вижу кроссовки New Balance или кеды Vans по 2000 рублей. И они промаркированы! Поэтому я думаю, что пройдет лет 5, пока распродадут все эти запасы с кодами»
Как проходит маркировка за границей и что будет в России
Международный опыт маркировки тоже неоднозначный. В США несколько центров маркировки, которые конкурируют между собой. В Китае маркировка проходит добровольно. По сути, предприниматели сами хотят, чтобы их товар считали настоящим. В странах ЕС это больше напоминает сертификацию, она свидетельствует о том, что товар соответствует стандартам качества.
Год назад «Научно-исследовательский финансовый институт» при Министерстве финансов Российской Федерации провел исследование о влиянии маркировки на рынок и бизнес. Исследователи пришли к выводам, что идея не принесет эффекта в борьбе с контрафактом, а «обелит» бизнес и увеличит расходы на организацию процесса.
Пока маркировка проводится как эксперимент. Вполне вероятно, что в ближайшие годы процесс может измениться. Например, «Опора России» просит правительство вводить маркировку в отраслях, где доказан большой процент контрафакта.
Представители «Центра развития перспективных технологий», который выполняет роль оператора в маркировке, отвечают, что маркировка помогла открыть 18 новых табачных предприятий (50% от общего числа), а производство шуб выросло в 10 раз. Но и они признают, что пока нельзя оценить эффект в деньгах. Поэтому предпринимателям остается работать и не нарушать закон.