что нужно говорить при входе на кладбище по исламу
Дуа на кладбище
Посещение наших умерших, которые покоятся на кладбище, является сунной. В самом начале своего призыва посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал зияраты (посещение) на кладбища, так как в то время посещение кладбищ было переплетено с различными ложными верованиями.
Цель этого запрета состояла в том, чтобы люди, только недавно принявшие Ислам, не говорили у могил то, что было принято говорить во времена джахилии. Однако впоследствии, когда исламская вера укрепилась в сердцах последователей Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), он разрешил своим сподвижникам (да будет доволен ими всеми Аллах) посещать кладбища, чтобы живые могли извлекать из этого уроки и делать дуа за умерших.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не только разрешил, но и указал на желательность зиярата к усопшим. Подтверждая это, он и сам посещал кладбища.
Передают со слов Бурайды (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
كُنْتُ نَهَيْتُكُمْ عن زِيَارَةِ القُبُورِ فَزُوروها
«Раньше я запрещал вам посещать кладбища, но отныне посещайте их». (Муслим)
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
فَمَنْ أرَادَ أَنْ يَزُورَ القُبُورَ فَلْيَزُرْ؛ فإنَّهَا تُذَكِّرُنَا الآخِرَةَ
«. а кто пожелает посещать могилы, пусть посещает, ибо, поистине, они напомнят ему о смерти».
Как указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), в посещении кладбищ заключена большая мудрость. Это напоминает человеку о смерти, об Ахирате, и он делает там дуа для умерших.
Для посещения кладбищ нет какого-то определённого времени, поэтому их можно посещать в любое время. Человеку, пришедшему на зиярат к могиле, следует вести себя так же, как если бы он посещал этого человека до того, как тот умер.
Пришедшему на кладбище или тому, кто проходит мимо него, первым делом следует приветствовать обитателей могил. После этого желательно обращаться к Всевышнему с мольбами за умерших.
Передают со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что в конце каждой ночи, которую у неё проводил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он выходил на кладбище Аль-Баки’ и говорил:
السَّلامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنينَ، وَأتاكُمْ ما تُوعدُون، غَداً مُؤَجَّلُونَ، وَإنَّا إنْ شاءَ اللَّهُ بِكُمْ لاحقُونَ؛ اللَّهُمَّ اغْفِرْ لأهْلِ بَقِيعِ الغَرْقَدِ
«Ас-саламу ‘аляй-кум, дара кавмин му’минина, ва ата-кум ма ту’адуна, гадан муаджжалуна, ва инна, ин шаа-Ллаху, би-кум ляхикуна. Аллахумма-гфир ли-ахли Баки‘и-ль-Гаркад».
«Мир вам, о пребывающие в обители верующих, пришло к вам то, что было вам обещано, а завтра наступит наш срок, и, поистине, если будет угодно Всевышнему Аллаху, мы присоединимся к вам. О Аллах, прости усопшим на Баки’ аль-Гаркад!» (Муслим)
Также от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды она спросила: «О Посланник Аллаха, что мне говорить?» − имея в виду посещение кладбища. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
قُولي: السَّلامُ على أهْلِ الدّيارِ مِنَ المُؤْمنينَ وَالمُسْلمينَ، وَيَرْحَمُ اللَّهُ المستقدمين منّا والمستأخرين، إنا إن شاء الله بكم لاحقون
«Говори: «Ас-саламу ‘аля ахли-д-дияри мина-ль-муъминина ва-ль-муслимина, ва ярхаму- Ллаху-ль-мустакдимина мин-на ва-ль-мустаъхирина, ва инна ин ша’а-Ллаху би-кум ляхыкун«.
«Мир лежащим здесь верующим и мусульманам, да помилует Аллах тех из вас и нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам»». (Муслим)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), пришедший на кладбище, сказал:
السلامُ عليكم دار قوم مؤمنين، وإنا إن شاء الله بكم لاحقون
«Ас-саламу ‘аляйкум, дара каумин муъминина, ва инна ин шаа-Ллаху би-кум лахикун».
«Мир вам, о пребывающие в обители верующих, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам». (Абу Давуд, Ибн Маджа)
Передают со слов ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими Аллах), что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), проходя мимо могил в Медине, повернулся к ним лицом и сказал:
السَّلامُ عَلَيْكُمْ يا أهْلَ القُبُورِ، يَغْفِرُ اللَّهُ لَنا وَلَكُمْ، أنْتُمْ سَلَفُنا وَنَحْنُ بالأثَرِ
«Ас-саляму ‘аляй-кум, я ахля-ль-кубур! Ягфиру-Ллаху ля-на ва ля-кум! Антум салафу-на, ва нахну би-ль-асар».
«Мир вам, о лежащие в могилах! Да простит Аллах нас и вас! Вы ушли раньше нас, а мы скоро последуем за вами». (Тирмизи)
Тому, кто придёт на кладбище, желательно как можно больше читать Коран, поминать Аллаха и обращаться к Нему с мольбами за тех, кто похоронен на этом кладбище, за других покойных и за всех мусульман. Желательно также часто посещать кладбища и как можно больше стоять у могил достойных людей.
Также тому, кто посещает могилы, желательно делать искреннее намерение и проявить адаб к тем кто, погребён в этих могилах.
Целью посещения кладбищ должно быть довольство Всевышнего; улучшение состояния своего сердца благодаря отдалению от мирского и мыслям об Ахирате, смерти и месте, куда человек отправится после смерти; а также польза для умершего благодаря мольбам за него, чтению Корана и зикра.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Мусульманские кладбища и их посещение
Мусульманские кладбища – это специальная территория (участок земли) для захоронения умерших, придерживавшихся в жизни исламской религии; при этом не имеет значения их расовая или национальная принадлежность.
Особенностью мусульманских кладбищ является то, что они, как правило, находятся за чертой населённого пункта и окружены забором, служащим ограждением от животных.
Согласно Шариату, разрешается установка на могилах надмогильных плит для того, чтобы люди знали, что это могила, и не ходили по ней, а также для того, чтобы можно было узнать могилу близкого человека. Указанием на это служит следующий хадис, в котором сообщается, что когда похоронили Усмана ибн Мазуна, Пророк (мир ему и благословение) повелел одному человеку принести камень, но тот не смог. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пошёл и сам принёс этот камень и, положив его у изголовья, сказал: «Благодаря этому я узнаю могилу своего брата и буду хоронить здесь тех, кто умрёт из числа членов моей семьи».
Следует помнить об умерших родственниках, посещать их могилы, просить прощения за их грехи. Следует также по возможности ухаживать за могилами всех других мусульман, приучать к этому своих детей и родственников.
Хоронить мусульманина на немусульманском кладбище, а немусульманина – на мусульманском строго запрещено.
Требования в отношении мусульманского кладбища:
1. На мусульманском кладбище не могут быть захоронены представители других религий.
2. Выделение на мусульманском кладбище отдельного участка для захоронения членов одной семьи допускается, если это не ведёт к затруднениям при захоронении других людей.
3. Между могилами на кладбище необходимо предусмотреть проходы, чтобы люди, посещающие кладбище, могли легко подходить к могилам, не переступая и не наступая на соседние могилы мусульман. Не следует также сидеть на могилах верующих.
4. Могила сооружается таким образом, чтобы было возможным положить в неё умершего лицом в сторону Каабы.
5. Рекомендуется, чтобы могила была скромной, на могильном камне (плите) указывают имя того, кто в ней похоронен.
Обычно, придя на кладбище, приветствуют мусульман, похороненных на нём, следующими словами:
«Приветствие вам, о обитатели могил! Да простит Аллах вам и нам грехи! Вы ушли раньше нас, а мы следуем за вами».
В хадисе, переданном Ибн Аббасом, сказано:
«Если мусульманин, проходящий мимо могилы своего брата (мусульманина), которого знал при жизни, передаёт ему салям, то умерший узнаёт его и отвечает на это приветствие». Этот хадис передал Ибн Абд аль-Барр.
Мусульманам, проходящим по кладбищу, желательно читать суры из Корaна, ибо умершему приносят пользу многие добрые деяния мусульман, если их совершают с намерением передать вознаграждение за них умершему. К таким благодеяниям относятся милостыня (садака), намаз и др. Обо всём этом более подробно мы расскажем ниже.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) советовал нам посещать кладбища, т. к. это напоминает о смерти и Конце Света. При посещении могил нельзя совершать такие греховные деяния, как потреблять спиртное, ставить свечи и т. п.
О сидении на могиле, наступании на неё ногой и т. п.
Сидеть на могиле мусульманина и наступать на неё Шариат запрещает. В соответствии с этим же нежелательно и ложиться на неё.
В достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Вам лучше сидеть на раскалённых углях, которые сожгут вам одежду и дойдут до вашей плоти, чем сидеть на могиле».
Однако при возникновении необходимости, например, если невозможно дойти до могилы родственника или другого, которого вы хотите посетить, кроме как путём перехода через другие могилы, тогда это не возбраняется.
Не возбраняется и ходить между могилами в обуви. Если на обуви имеются нечистоты, то нежелательно в них переходить через могилы.
Испускать мочу возле могилы возбраняемо, а делать это на могилу – запрещено. Также греховно (харам) справлять малую нужду на землю, которая смешалась с частями тела покойного.
Высокочтимые времена и этика посещения кладбища
Наилучшим и наиболее вознаграждаемым временем для посещения кладбищ (зиярат) является время после совершения третьей, предвечерней молитвы аль-аср в четверг, вечер в пятницу, весь пятничный день и утро субботнего дня. Некоторые учёные считают, что вечер с воскресенья на понедельник также является хорошим временем для посещения могил усопших.
Богослов имам аль-Куртуби, ссылаясь на одного из познавших (ариф) Всевышнего Аллаха, приводит мнение, что покойные знают тех, кто их посещает в указанные времена. Теолог аль-Кальюби также пишет: «Дух, душа усопшего всегда бывает связана с его могилой и никогда не теряет связь с ней. Но начиная с послеполуденного времени четверга до восхода солнца в субботу связь душ с могилами очень усиливается».
Именно поэтому наши предки традиционно посещали могилы в предвечернее время четверга и утром в пятницу.
Мухаммад бин Васи говорил, что до него дошло, что покойные знают о людях, которые их посещают в пятницу, в предшествующий и последующий дни.
Ибн Каййим также сказал, что хадисы и предания свидетельствуют о том, что когда бы человек ни посетил могилы покойных, они знают об этом, слышат его речь, утешаются их сердца благодаря ему, и они отвечают ему (на приветствие), и что всё это касается не только шахидов, но и других покойных, и что для этого нет отдельного, особого времени.
В хадисах говорится: «Любому, кто посетит в пятницу могилы родителей и прочтёт для них суру «Ясин», прощается столько грехов, сколько букв и слов в этой суре. Если кто-то при жизни досаждал родителям, а после их смерти раскаялся и просил Всевышнего простить им грехи, то он будет подобен тому, кто радовал родителей при жизни. Если кто-либо прочтёт аят «Аль-Курсий» и попросит Создателя дать вознаграждение всем, кто похоронен на кладбище, то в каждую из могил входит 40 сияний (нур) и могилы расширяются.
Также, если кто-то прочтёт суру «Ясин» и передаст вознаграждение за неё усопшим, то всем им будут облегчены муки, а прочитавшему её запишется столько вознаграждений, сколько похоронено людей на этом кладбище». Да поможет Аллах!
Этические нормы посещения кладбища
Человеку, который намерен посетить могилы покойных, следует изучить и этические нормы посещения кладбища, вспомнить о том, что и сам он тоже умрёт и отправится туда, стремиться добиться довольства Всевышнего Аллаха, оживить своё чёрствое и порочное сердце, принести пользу покойному, прочитать возле него Священный Коран, совершить омовение прежде чем отправиться на зиярат, надеясь на то, что Всевышний примет его мольбу, прочитанную в состоянии ритуальной чистоты.
Дойдя до кладбища, необходимо остерегаться наступать на могилы ногой, следует вспомнить о тех, кто покоится в этой земле, и размышлять над этим. Размышлять над тем, как они покинули своих любимых людей и родственников, как истлели их органы тела в могилах, как их жёны овдовели и дети осиротели. Необходимо вести себя с ними так же почтительно, как вели и при их жизни. Необходимо поприветствовать их, прочитать там что-либо из Корана и затем мольбу. Приветствовать их, согласно книге «Хашиятуль Баджури», необходимо следующим образом:
السلام عليكم دار قوم مؤمنين وإنا إن شاء الله بكم لاحقوننسأل الله لنا ولكم العافية ا للهم لا تحرمنا أجرهم ولا تفتنـا بعـدهمواغفر لنا ولهم
«Мир Аллаха вам, о обитель верующих людей! И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам. Мы просим у Всевышнего Аллаха благополучия, прощения вам и нам. О Аллах, одари нас вознаграждением за посещение их, и не ввергай нас после них в смуту, и прости нам и им грехи!»
Передано от госпожи Айши (да будет доволен ею Аллах), что она спросила Пророка (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха, когда я посещаю кладбище, то как мне сказать?» Пророк (мир ему и благословение) ответил:
السلام علي اهل الدار من المؤمنين والمسلمين ويرحم الله من المستقدمين والمستاخرين وانا ان شاء الله بكم لاحقون
«Ты скажи: “Мир Аллаха вам, о обитель верующих людей! Да смилуется Аллах над предыдущими и последующими за ними мусульманами! И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”» Этот хадис привёл имам Муслим.
Также передано, что Абу Разин сказал: «О Посланник Аллаха, моя дорога пролегает рядом с могилами умерших. Проходя мимо них, можно ли мне обращаться к ним с речью?» Пророк (мир ему и благословение) ответил:
السلام عليكم يا اهل القبور من المسلمين والمؤمنين انتم لنا سلف ونحن لكم تبع وانا ان شاء الله بكم لاحقون
«Ты скажи: “Мир Аллаха вам, о верующие обитатели могил! Вы опередили нас, и мы остались после вас. И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”» Тогда Абу Разин спросил, слышат ли они, и Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, они слышат, но только не могут отвечать (т. е. не могут отвечать так, чтобы слышали живые). О Абу Разин, не хочешь ли ты, чтобы столько же ангелов, сколько людей похоронены на этом кладбище, отвечали тебе»?
В другом хадисе приводится такое приветствие:
السلام علي اهل لا اله الا الله يا اهل لا اله الا الله كيف وجدتم قول لا اله الا الله يا لا اله الا الله اغفر لمن قال لا اله الا الله واحشرنا في زمرة من قال لا اله الا الله
«Мир Аллаха людям “ля иляха илляллах”! О люди “ля иляха илляллах”, каким вы нашли выражение “ля иляха илляллах”? О Аллах, кроме которого нет более ничего, достойного поклонения, Ты прости грехи тем, кто сказал “ля иляха илляллах”, и воскреси нас вместе с группой говорящих “ля иляха илляллах”!»
Благородный хадис гласит, что прочитавшему эту мольбу простят грехи пятидесяти лет. Когда же Пророка (мир ему и благословение) спросили: «О Посланник Аллаха, а если ему ещё нет пятидесяти лет?», Пророк (мир ему и благословение) ответил, что в таком случае грехи прощаются и его родителям, родным и близким, а также другим мусульманам.
Абу Шайба передал со слов Хасана, что прочитавшему при вступлении на кладбище нижеследующую мольбу запишут столько благих деяний, сколько людей похоронено на этом кладбище:
اللهم رب هذه الاجساد البالية والعظام النخرة اللتي خرجت من الدنيا وهي بك مؤمنة أدخل عليها روحا منك وسلاما مني
«О мой Аллах, Господь этих истлевших тел и рассыпавшихся костей, которые покинули этот мир, искренне уверовав в Тебя, одари их милостью со Своей стороны и приветствием с моей стороны!»
В другой версии говорится, что прочитавшему эту мольбу простят столько грехов, сколько насчитывается умерших верующих со дня сотворения Пророка Адама (мир ему).
В версии, переданной Ибн Аби ад-Дунья, сказано: «Ему напишут столько же благих деяний, сколько насчитывается умерших людей, начиная с Пророка Адама (мир ему) до наступления Судного дня». Также в хадисе говорится, что если, прочитав аят «Аль-Курсий», посвятить вознаграждение за него тем, кто похоронен на кладбище, то Всевышний введёт в каждую могилу от востока до запада по 40 нуров (сияний) и расширит усопшим могилы.
В другом изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что если, отправившись на кладбище, прочитать там суру «Ясин», то в этот день покойным делают облегчение и прочитавшему её запишут столько же благих деяний, сколько там похоронено людей. Пророк (мир ему и благословение) ещё говорил, что если, прочитав 11 раз суру «Аль-Ихлас», отдать вознаграждение за это похороненным на кладбище, то Всевышний простит читающему соответствующее числу погребённых там количество грехов. В другой версии сказано, что его одарят воздаянием, соответствующим количеству погребённых. Ещё передали, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Умерший подобен тому, кто утопает. Подобно тому, как утопающий просит о помощи, и усопший находится в ожидании хорошей мольбы от сына, брата, друга. А когда же он получает такую мольбу, то он возлюбит её больше, чем весь этот мир и всё, что находится в нём». Этот хадис передал ад-Дайлами.
Также передано, что дарами живых для покойных является совершение для них мольбы и стремление добиться прощения их грехов. При обращении с мольбами за умерших можно также поднять руки, поскольку так делал Пророк (мир ему и благословение). От Айши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что, «обратившись с мольбами за умерших, покоившихся на кладбище аль-Баки, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поднял руки». Этот хадис приводят имамы Малик и Ахмад.
Посещающему родных и близких, доходя до их могил, следует приблизиться к ним и становиться с той стороны, куда обращены лица покойных, на таком же расстоянии, на каком вы стояли обычно, когда он был живой. Рядом с могилой лучше быть в стоячем положении или можно сесть на той стороне, куда обращено лицо покойного. Затем следует произнести: «Алайка-ссалям» или: «Ас-саляму алайкум» – и далее прочесть из Корана что-либо, например суру «Аль-Фатиха», начало суры «Аль-Бакара», аят «Аль-Курсий», аят «Амана-ррасулю», суру «Ясин», «Аль-Мульк» («Табарака»), «Ат-Такасур», 12, 11, 7 или 3 раза суру «Аль-Ихлас» – по возможности прочесть что-либо из упомянутого.
Учёные-богословы утверждают, что читать Коран предпочтительнее сидя, и поэтому посещающему могилы, если он намерен читать Коран, лучше делать это сидя.
Азизи в комментарии к книге «Аль-Джами ас-сагир» пишет, что совершающему зиярат к могиле покойного следует приветствовать его, повернувшись лицом к нему, а спиной – к Кибле. А читая мольбу, необходимо обратиться лицом в сторону Киблы. Некоторые учёные приводят это мнение от Ибн Имада.
Учёный Аль-Кальюби также пишет, что при чтении Корана и мольбы сунной является быть обращённым в сторону покойного, и, совершая мольбу, следует воздеть руки к небу и желательно при этом стоять. Аль-Буджайрими в субкомментарии к книге «Минхадж» пишет, что при чтении Корана и мольбы следует обратиться к Кибле.
Посещение покойных родителей, родных и близких
Посещение могил родных и близких, и в особенности родителей, является важной сунной. Передано от Посланника Аллаха (мир ему и благословение), что самым утешительным для покойного является время, когда его посещает человек, которого он любил в мирской жизни. В другом достоверном хадисе, переданном Ибн Абд аль-Барри, говорится, что если кто-либо посетит покойного, которого он знал в миру, и поприветствует его, то усопший его узнает и ответит на его приветствие.
Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит, что кто бы ни был посещающий в каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читающий возле них суру «Ясин» – Всевышний простит ему грехи и запишет его среди тех, кто повинуется родителям. Этот хадис передал аль-Хаким.
В другой версии сказано, что ему запишется вознаграждение, равное количеству букв в суре «Ясин». В ещё одной версии говорится, что ему запишется такое же воздаяние, как за принятый хадж.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что бывают некоторые люди, которые при жизни родителей мучают их до тех пор, пока они не умрут. Но если после их смерти такой человек непрестанно будет совершать для них мольбу, то Всевышний Аллах может простить и записать его имя среди тех, кто был покорен своим родителям. Из этого тоже явствует, что человек, посещающий могилы своих родителей, является повинующимся им, не причиняющим им вред и мучения и исполняющим свой долг перед ними.
Посещая могилы родителей, необходимо вести себя подобающим образом, соблюдая этические нормы. Необходимо становиться рядом с ними на таком же расстоянии, на каком становились и при их жизни, проявляя к ним уважение и почёт. Не следует возвышать голос рядом с ними. Стучать по их могилам, обнимать их, совершать обход вокруг них не следует, и, уходя, необходимо вести себя так же прилично и уважительно, как вы вели себя с ними и при жизни.
Адабы, которые необходимо изучить перед посещением кладбища
Адабы посещения могил. (Источник фото: dumrt.ru)
Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), проходя мимо кладбища, увидел женщину, которая рыдала возле могилы близкого ей человека. Пророк сделал ей наставление: «Побойся Аллаха и прояви достойное терпение».
Женщина не узнала Пророка и в сердцах сказала ему: «Уйди, ведь тебя не постигло то, что постигло меня!». Ничего не сказав, Посланник ушел. Ей рассказали о том, что это был Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), после чего она поспешила к нему домой и сказала: «Я не узнала тебя тогда». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Воистину, терпение надо проявлять в самый трудный момент» (аль-Бухари, Муслим).
Эти и другие хадисы показывают нам, что при посещении кладбища нужно придерживаться определенных правил.
Прежде чем говорить об адабах, следует сперва упомянуть достоинство посещения кладбища, ведь это деяние напоминает людям о неизбежности смерти. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Посещайте могилы, ведь это напомнит вам о жизни вечной».
Многие ученые говорили, что посещение могил является сунной муаккада (то есть, сильной сунной). Сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) периодически посещал могилы своих сподвижников, просил за них прощения у Аллаха и молился за них. Причем, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посещал кладбище в любое время суток: днем и ночью, не ограничивая это каким-либо промежутком времени.
Один из мудрецов говорил: «Если дела твои плохи, то наведайся на кладбище, ведь это смягчает сердце и напоминает о Вечности». Сообщается, что когда при Усмане (да будет доволен им Аллах) говорили об Аде и Рае, он не плакал. Когда же ему напоминали о могилах и загробной жизни, он начинал плакать. Однажды его спросили о причине этого, и он сказал: «Могила – первая обитель человека в Вечности. Если он спасется в ней от наказания, то остальные этапы будут легче для него. Если же он не спасется, то дальше будет только хуже».
Адабы посещения кладбища:
1. Искреннее намерение.
Самым главным адабом посещения могил, конечно же, является правильное намерение. Какое бы поклонение ни совершал человек, без искреннего намерения он может не получить обещанных наград или даже заработать грех. Человек, отправляющийся на кладбище, должен стремиться этим выполнить сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сделать добро для верующих душ, которые ожидают от нас дуа.
2. Приветствие при входе на кладбище.
Пришедшему на кладбище первым делом нужно поприветствовать обитателей могил так, как делал это Посланник Аллаха (мир ему). В одном из хадисов Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщила, что на ее вопрос: «Что мне говорить при посещении кладбища?», Пророк ответил ей: «Говори следующие слова:
السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ الله بِكُمْ لَاحِقُونْ
«Ас-саламу галя ахль ад-дияр мин аль-му’минина ва аль-муслимина. Ва ярхаму-л-Лаху аль-мустакдимина минна ва аль-муста’хирина, ва инна ин ша Аллаху бикум лахикун».
«Мир лежащим здесь верующим и мусульманам. Да помилует Аллах тех из нас, кто ушел раньше, а также тех, кто задержался. Мы, если Аллах пожелает, скоро присоединимся к вам» (Муслим).
3. Запрещено сидеть на могилах.
К очередному правилу посещения кладбища относится запрет на ходьбу над могилами. Запрещается также сидеть на могилах или опершись на них. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Сидеть на горящем угле, который прожжет вашу кожу и одежду, куда лучше для вас, чем сидеть на могилах» (Муслим).
Также о запрете ходьбы над могилами посланник Аллаха говорил: «Я бы предпочел пройтись по горящему углю или мечу, чем ходить по могиле мусульманина» (Ибн Маджа).
Эти слова Пророка указывают на то, что могилы людей достойны уважения. Возле них не следует заниматься пустой болтовней, бесполезными делами и тем более переходить границы, установленные посланником Аллаха.
4. Чтение Корана возле могил.
Множество ученых из предшественников Уммы говорили о том, что нет ничего дурного в чтении Корана возле могил. Имам аш-Шафии (да помилует его Аллах) писал: «Желательно после погребения прочитать часть Корана возле могилы усопшего. Если же люди сделают хатм (то есть, прочтут весь Коран), то это будет лучше».
Также ученые высказывались о желательности посвящения наград за чтение Корана усопшим. На дозволенность этого указывают различные хадисы и высказывания сподвижников (да будет доволен ими Аллах). И позволяется посвящать усопшим награду не только за чтение Корана, но и за любые другие благодеяния. Имам Ахмад (да помилует его Аллах) сказал: «В соответствии с текстами, пришедшими в этом вопросе, любое из добрых деяний доходит до умершего».
5. Запрещено ругать покойных.
Желательно упоминать хорошие качества умерших и запрещено ругать их и вспоминать об их грехах. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в своем хадисе запретил ругать покойных мусульман: «Не поносите мертвецов, ведь они уже завершили свой срок пребывания (в этом мире)» (аль-Бухари).
В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не поминайте умерших, кроме как благими словами!» (ан-Насаи).