что нужно говорить при поминании усопшего в поминальный день
Молитвы поминальной трапезы
Время совершения: поминовение усопших
Перед началом трапезы:
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (3 раза)
Тропари
Помяни́, Го́споди, я́ко Благ, рабы́ Твоя́, и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́; никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты, моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй и поле́зная всем подава́яй, Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшей рабы́ Твое́й), на Тя бо упова́ние возложи́, Творца́, и Зижди́теля, и Бо́га на́шего.
Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твое́й), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Тебе́ и Сте́ну, и Приста́нище и́мамы, и Моли́твенницу благоприя́тную к Бо́гу, Его́же родила́ еси́, Богоро́дице Безневе́стная, ве́рных спасе́ние.
Упоко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшей рабы́ Твое́й) (имяре́к) [поклон], и, ели́ка в житии́ свое́м, я́ко челове́к, согреши́, Ты же, я́ко Человеколю́бец Бог, прости́ его́ (ея́) и поми́луй [поклон], и ве́чныя му́ки изба́ви [поклон], Небе́сному Ца́рствию прича́стника (прича́стницу) учини́ [поклон] и душа́м на́шим поле́зная сотвори́ [поклон].
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́; да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́, и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. Яко Твое́ есть ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Го́споди, поми́луй. (3 раза) Благослови́.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, благослови́ я́стие и питие́ рабо́м Твои́м, я́ко свят еси́ всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
В начале поминальной трапезы, прежде другой пищи, предлагается всем кутия. Перед последним сладким блюдом, каким традиционно подаётся кисель (с молоком или без него), приносится сладкий неалкогольный напиток. Все встают, и старший читает молитву об упокоении:
Помяни́, Го́споди Бо́же, в ве́ре и наде́жди жизни ве́чныя усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́) (имяре́к), и, я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́ и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, прости́ вся́ во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я того́ (ту́) во Свято́е Второ́е Прише́ствие Твое́, в приобще́ние ве́чных Твои́х благ, о ни́хже в Тя, Еди́наго, ве́рова, И́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца. Я́ко Ты еси́ воскресе́ние, и жизнь, и поко́й Твоему́ рабу́ (Твое́й рабе́), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Рабу́ Бо́жию (рабе́ Бо́жией) преста́вльшемуся (преста́вльшейся) (имяре́к), о нем (о ней) же и помина́ние твори́м, ве́чная па́мять.
Все: Ве́чная па́мять. (3 раза)
Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо (кисель с молоком). Трапеза оканчивается обычным благодарением:
Благодари́м Тя, Христе́ Бо́же наш, я́ко насы́тил еси́ нас земны́х Твои́х благ! Не лиши́ нас и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но, я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, мир дая́ им, прииди́ и к нам и спаси́ нас.
Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Го́споди, поми́луй. (3 раза) Благослови́.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Дни особого поминовения усопшего
Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.
Панихида на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Фото: Православие.Ru |
Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.
Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.
Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.
Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.
ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)
Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:
Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».
Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.
Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).
К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.
ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ
Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.
После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!
Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.
Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ
Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений. »
Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.
Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.
Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.
От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.
Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.
«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» — «Да, конечно». — «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».
Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.
В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».
Православные традиции поминовения усопших и заупокойные молебны в 2021 году
Часто горе от потери близкого человека занимает все мысли родственников, и они растворяются в нем, забывая о самом умершем. Но нужно найти в себе силы и отнестись к похоронам и поминовению усопших с особым вниманием. Отдавая последнюю дань, следует учитывать волю самого покойного и проводить ритуалы в соответствии с христианскими верованиями и традициями.
Как можно проводить поминовение усопших в православии
В христианских традициях есть четко прописанные правила поминовения, соблюдать которые необходимо. Обязательно к ним относится подаяние и чтение молитв за упокой.
Молитва «Успокой, Господи, душу усопшего…»
Существует несколько вариантов молитв по усопшему. Сокращенный вариант общепринятой молитвы выглядит так:
«Упокой, Господи, усопшего, Раба Божьего (имя), отпусти все его грехи и даруй надежду на воскресение. Помоги его душе, Господи, найти покой в Царствии Божьем и избавь от мук вечных. Аминь».
Нужно читать молитву искренне, неспешно, вдумываясь в смысл слов. Нельзя отвлекаться и прерываться.
Ежедневное чтение молитв
У православных христиан есть обязательный ежедневный свод молитв, его читают на утренней и вечерней зоре. Если в семье не принято читать молитвы ежедневно, заупокойные молитвы нужно произносить хотя бы 40 дней после смерти. Это поможет усопшему выдержать испытания, уготованные ему Небесным Судом.
Заказ поминальных богослужений
Обряды в церкви имеют такую же силу, как и искренняя молитва родственников. Заказать их можно в любой церкви. К ним относятся молебен, панихида и сорокоуст. Если есть возможность – нужно пригласить батюшку заранее, чтобы он успел исповедать умирающего человека.
В случае внезапной смерти, следует пригласить священника провести заупокойную службу на 3 день после смерти и только после этого хоронить покойного.
Милостыня за упокой души
Милостыня, как и молитва – просьба за усопшего, облегчение его загробной жизни. Ее нужно подавать по правилам: после похорон, в дни поминальных родительских суббот, больших церковных праздников. Можно отдать подаяние малоимущим родственникам или соседям, если таких нет – нищим, которые стоят возле церкви. Лучше подавать не деньги, а еду или одежду. Отдавая милостыню, нужно обязательно называть имя усопшего, чтобы тот, кто принимает подаяние, мог помянуть его.
Панихида
Церковное богослужение, которое состоит из молитв о прощении грехов, называют панихидой. Ее проводят в день смерти, на 3, 9 и 40 дни. Панихиду можно служить на кладбище или дома, читая краткий чин (собрание молитв). Краткая панихида длится 7 минут, длинная – до 20 минут. После прочтения молитвы поминают усопшего кануном (кутьей) – кашей из риса или пшена и меда.
Сильные молитвы
Как едино Тело Христово, так едины все православные христиане. Совместная молитва – один из способов выразить это единение, получить поддержку. Через молитву можно просить милости для души новопреставленного и получить утешение в горе и отчаянии. Важны как личные прошения от родственников, так и молитва в церкви.
В православной церкви
Священнослужители поминают имена усопших на панихидах, но православные христиане также сами отмаливают грехи своих усопших родственников. Для совершения обряда нужно купить в церкви свечу. Ее ставят на канунный стол (он стоит рядом с распятием). Зажигая свечу, нужно просить Господа упокоить души усопших, прочитать «Отче наш», трижды перекреститься и поклониться распятию. Также можно читать молитвы из Молитвослова, например, «Псалом 90-й».
Для поминовения умершего, дома обязательно читать церковные молитвы, достаточно просто произносить краткую форму:
«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя)».
Важно знать крещеное имя человека, поскольку получив его, он стал частью православной церкви. Обязательно ежедневное чтение в течение 40 дней, но строгого ограничения нет. Всякий раз, когда возникает потребность, можно сотворить краткую молитву. Бытует мнение, что стремление к молитве – попытка усопшего обратиться к душам живых.
На кладбище
Обязательной частью поминовения является чтение молитвы над могилой. Возложение еды на могильный холмик – распространенная традиция, но необходимости в этом нет. Милостыню едой лучше подавать прямо в руки нищим, называя имя покойного. А над самой могилой нужно читать молитву, прося милости у Отца Небесного:
«Во блаженном успении, вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память. Вечная память (3 раза)».
Также можно читать псалмы, Тропарь глас 4-й, Седален глас 5-й, Кондак глас 8-й.
О помощи самоубийце
Согласно Библии, жизнь – Божий дар, который нужно принимать с благодарностью и проходить через все испытания с верой и смирением. В христианской традиции самоубийство считается тяжким грехом. Люди, покончившие с собой, бросают вызов самому Богу, отказываясь от его дара, перечат его воле. Их не хоронят на территории кладбища и не отпевают в церкви. Но родные могут помолиться об усопшем сами. Нужно читать специальные молитвы, например, обращение к старцу Льву Оптинскому.
Молитвы можно читать каждый день. Проговаривая слова, нужно думать об усопшем, искренне просить у Бога прощения для его души.
Записки об умершем в храм
Прошения об упокое души, которые зачитывают на общей молитве, можно подать в любой церкви. В записке нужно перечислить имена всех усопших, в последнюю очередь указав новопреставленных родственников. Нужно писать не мирское имя, а то, которое человеку дали при крещении. Если некоторые крещеные имена не известны, нужно в конце списка указать просто «и всех сродников».
Записку можно взять у служащего в специально отведенном месте в храме – там, где продаются иконы и свечи. Заполнив записку, нужно опустить ее в ящичек, а если его нет – отдать обратно служащему и он сам добавит ее к другим.
Сорокоуст на 40 дней
Сакральное значение 3, 9 и 40 дней после смерти связано с представлениями христиан о загробном мире. Чтение молитв на литургии длится все 40 дней. В день последней поминальной службы священник просит Господа смилостивиться над усопшим, простить его и допустить в Рай. Читая молитвы, он отламывает от просфоры кусочки и погружает их в вино. Это – символическое изображение жертвы Иисуса Христа. Просфора – его тело, а вино – его кровь. Повторение жертвенного ритуала означает победу жизни над смертью. Ведь как Христос умер и воскрес вновь, так умрут и будут жить вечно в Раю все праведники.
Поминовение на литургии очень важно. Сорокоуст поддерживает душу во время прохождения мытарств, давая ей силы не поддаваться искушению.
Заупокойный молебен
Служба, на которой читают канонические тексты, молитвы и тропари, называется заупокойным молебном. Священник вымаливает милость для новопреставленной души, обращаясь не только к Господу, но и ко всем почитаемым святым. Читают заупокойный молебен над телом, перед самым погребением.
Стол на поминки
Поминание усопшего едой – одна их христианских традиций. Поминальный обед устраивают сразу после захоронения, чтобы душе легче было покинуть мир живых. Церковный устав определяет примерный перечень блюд, которые можно ставить на поминальный стол. Среди них обязательно должны быть:
Также на стол выставляют салаты и канун. Отдельные правила есть для алкоголя. Поминать усопших водкой не запрещено, но не желательно. Лучше, чтобы на столе из алкогольных напитков было только церковное вино – кагор.
Календарь церковного поминовения
В любой день можно поминать милостыней и молитвой, зажигать свечу перед домашней иконой. Но также есть календарь поминовения, составленный церковью, которого необходимо придерживаться:
Поминальные дни выделены церковью для объединения верующих и сотворения общей молитвы. Она имеет большую силу и приносит успокоение всем усопшим, а живым – надежду на встречу в Царствии Небесном.
Ответы на популярные вопросы
Люди, далекие от посещения церкви, столкнувшись с необходимостью проводить человека в иной мир, часто не знают, как правильно это сделать. Лучше заранее ознакомиться с основными правилами поминовения и особенностями христианского взгляда на загробную жизнь.
Почему люди умирают
Что происходит с душой после смерти
Когда тело умирает, душа отделяется от него и некоторое время остается рядом с ним. Она может видеть и слышать живых, но заговорить с ними или прикоснуться – нет. Праведные души могут даже путешествовать по Земле, дожидаясь своей возможности подняться к Богу. Они способны посетить святые места, чтобы в последний раз прикоснуться к святыням.
После отпевания к душе спускается ангел-хранитель. Вместе с ним она предстает перед очами Бога и он показывает ей всю ее жизнь: добрые дела и прегрешения. От Господа ничего нельзя скрыть, и души, видя не только свои дела, но и даже мысли, стыдятся своих грехов и желают их искупить. Души праведников могут попасть с Рай сразу, и поселиться в больших светлых обителях. А душе грешника придется пройти испытания, искупая свои грехи.
Значение третьего, девятого и сорокового дней после кончины
На 3 день душа попадает на первый Божий суд. С 4 по 9 день душа гуляет по Раю, смотрит на ангелов и праведников. Покаявшиеся перед смертью и получившие прощение могут остаться в Раю после 9 дня. А грешникам предстоит пройти мытарства – испытания, которые устраивают ей бесы, стремясь забрать их души в Ад. Мытарства бывают разными: от убийства и содомских грехов до чревоугодия и празднословия и длятся до 40 дня.
Если душа поддается соблазну, бесы радуются – каждый грех приближает душу к Аду. Если она проходит испытание достойно, ангелы ликуют, готовясь вознести усопшего на небо. На 40 день душа в последний раз предстает перед Божественным судом, и Бог определяет, куда она направится – В Ад или Рай.
Какая душа не проходит мытарств после смерти
Избежать обязательного прохождения мытарств могут только невинные души. Таковыми считаются:
Душа взрослого человека может попасть в Рай сразу, только если жизнь была истинно праведной и он раскаялся во всех грехах. Так, разбойник, покаявшийся на кресте, после смерти вместе с Иисусом сразу смог войти в Рай, не проходя мытарства.
Понятие Рая
За прекрасными золочеными вратами скрыты небеса, где ангелы поют во славу Господа, а души праведников наслаждаются вечным счастьем. Это – Рай, истинное Царство Божие. В нем есть обители – светлые просторные жилища, в которых души обитают.
Господь создал рай, чтобы души праведников могли вечно пребывать рядом со своим Спасителем и прославлять его. Рядом с Богом обитают души праведников и святых, в отдаленных обителях – менее достойные, но все же допущенные в Рай. Они поют прославляющие Господа гимны, творят прекрасные картины, сочиняют мелодии. В господних обителях есть возможность трудиться и отдыхать. Души могут ходить друг к другу в гости и видеть издалека, что происходит на земле.
Души праведников могут стать ангелами-хранителями для своих родственников и после смерти физического тела встретить их, чтобы сопроводить в Рай.
Что нужно знать про Ад
В Аду Сатана и подчиненные ему бесы истязают души грешников. Они вынуждены вечно поддаваться страшным мучениям, искупая грехи, сотворенные при жизни. В Ад попадают преступники, нарушившие Божьи заповеди:
Ад, как и Рай, разделен на уровни. В верхних находятся души, чьи грехи не так тяжелы. У этих душ есть шанс покинуть Ад, если их родственники смогут молитвами и милостыней искупить грехи усопших. На нижних уровнях находятся грешники, совершившие страшные преступления, и испытывают ужасные муки.
Как выдержать горе от потери
Утрата близкого человека всегда причиняет боль и приносит скорбь даже истинно верующим. Хотя человек надеется встретить своих близких в Царстве Божием, разлука будет длиться всю его земную жизнь. Люди, подвергшись горю, могут не справиться с ним и попытаться лишить себя жизни. Это ошибка и страшный грех. Надеясь снова оказаться рядом с усопшим, самоубийцы губят свою душу, обрекая ее на вечные страдания в Аду.
Помочь себе или близким пережить горе потери можно с помощью молитвы. Чтение молитв, посещение церкви и сотворение добрых дел в память о покойном укрепляют веру и дарят надежду.
Что делать, если мучает совесть
Часто бывает так, что родственники не успевают попрощаться с усопшим и попросить у него прощения за вольные и невольные обиды. В этом случае нужно поставить в храме свечи за упокой и подать милостыню от лица покойного. Его душа ощутит поддержку и это будет лучшим способом примирения с уже умершим человеком.
Что делать, если снится покойник
Сны, в которых присутствует покойный, пугают многих людей. Но нужно обращать внимание не сам факт такого сна, а на его сюжет. Если усопший выглядит счастливым, значит, его душа находится в Небесной обители и просто хочет навестить живых. Если умерший выглядит больным и усталым, на нем старая грязная одежда – это плохой знак. После такого сна нужно идти в Церковь и заказывать поминальную службу.
Сколько дней носят траур по усопшему
В старину траурные черные одежды носили как минимум 1 год. Современные люди часто игнорируют это и надевают траур только на похороны. Это неправильно, поскольку так они выказывают неуважение покойному. Черную одежду нужно носить 40 дней. Женщинам также нужно надевать платок или повязку на голову. Во время траура нельзя устраивать праздники, слушать музыку и смотреть телевизор.
Что делать с иконой после отпевания
Во время отпевания на грудь усопшего кладут икону: Богородицу женщинам и Спасителя мужчинам. Прощаясь с покойным, родственники должны поцеловать святой лик. После обряда, перед забиванием крышки гроба, икону можно вынуть и впоследствии отдать в церковь. Но можно и оставить икону в гробу – это не грех, ведь на поминальном саване также есть лик Христа.
Что можно сделать, если погребение произошло без отпевания
Если похороны прошли не по христианским канонам и тело предали земле без отпевания, можно заказать заочную службу. Сделать это необходимо, иначе душа не найдет успокоения. Также можно пригласить батюшку провести службу над могилой.
Можно ли кремировать
У православных христиан есть строгие традиции проведения похоронного обряда. По преданию, тело человека было создано из праха (земли) и после смерти должно снова стать частью земли. Поэтому кремировать или бальзамировать его нельзя.
Что такое канун
На поминальный стол среди прочих блюд выставляют канун (в простонародье – кутья). Это зерновая каша с добавлением меда и изюма. Зерно символизирует земную жизнь, а мед – жизнь в Раю. Съедая канун, поминают усопшего за упокой и желают ему вечной жизни в Небесном Царстве.
Зачем нужно приносить в храм продукты
После поминальных молитв служители церкви проводят поминальную трапезу. Ее готовят из продуктов, которые приносят родственники усопших. По сути, это такой же помин, который проводят после похорон. Он нужен, чтобы облегчить переход души в загробный мир.
Самое важное поминовение
Главный ритуал поминовения усопших – проскомидия. Это последняя литургия сорокоуста, во время которой читаются особые молитвы. Во время проскомидии священники вымаливают для души возможность поселиться в обители в Раю. Искренняя молитва спасает даже грешника, а праведникам помогает достойно выдержать последний суд Божий.
Что такое родительская суббота
Дни родительских суббот в церковном календаре – это дни поминовения всех усопших, а не только тех, что преставились в текущем году. Даты родительских суббот зависят от Пасхи, поэтому каждый год церковный календарь обновляется.
В какие дни нужно идти на кладбище
Посещение кладбища обязательно в дни родительских суббот. Перед ними нужно проведать могилку, убрать сорняки и мусор. А на сам поминальный день – прийти с семьей и почтить усопших молитвой. Если есть потребность, не нужно ждать особого дня. Прийти на кладбище, чтобы прочитать молитву, можно в любой момент, когда возникает желание. Но слишком часто делать это не стоит. У многих людей кладбище вызывает уныние и тревогу, а слишком долгая печаль по усопшим – грех.
Если прошло полгода после смерти, а человек все еще продолжает ходить на кладбище, ему необходимо обратиться за помощью в церковь.
Что делать после посещения кладбища
Вернувшись домой, необходимо вымыть руки, тщательно вытереть подошвы обуви и переодеться в чистую одежду. Так можно символически смыть с себя негативную кладбищенскую энергетику. После следует накрыть поминальный стол, чтобы уважить усопших.
Можно ли делать поминки на кладбище
Приносить еду на саму могилку не желательно. Лучше отдать милостыню нищим, что стоят у входа на кладбище, или принести продукты к поминальному столу в церковь. Над могилой нельзя выпивать спиртное или оставлять полную рюмку на могильном холмике – это грех и оскорбление усопшего.
Можно ли помещать фотографию на могильном кресте
Крест – один из основных символов христианской веры, который обязательно устанавливают на могилу. Традиция помещать на местах захоронения памятники с фотографиями зародилась в 1917 г., когда православные традиции запретили, а на церковнослужителей начались гонения. После распада СССР на могилах по незнанию стали устанавливать и кресты, и памятники.
Это не грех, но лучше не размещать на кресте фото. На кладбище приходят, чтобы помолиться о покое души, а фотографии побуждают родственников вспоминать земную жизнь человека.
Можно ли брать собаку при посещении кладбища
Животных на кладбище брать не желательно. Они могут повредить могилы и будут мешать другим людям. Исключение – собаки-поводыри, помогающие слепым. Также можно брать с собой собаку в качестве охраны, отправляясь на заброшенное кладбище.
Нужно следить, чтобы животное не съело еду, которую оставляют на могилках усопших в качестве помина. Если это все же произошло, необходимо покаяться в невольном прегрешении на исповеди и подать милостыню от имени усопшего, чью могилу потревожила собака.
Как служить панихиду по младенцам
Усопших младенцев можно отпевать и служить по ним панихиды. Но поскольку их души безгрешны, они попадают в Рай без прохождения мытарств. При отпевании просят не об отпущении грехов, а обращаются к Господу с мольбой сподобить душу в Царствие Небесное. Родителям нужно успеть крестить младенца, чтобы священник мог провести обряд отпевания. Если ребенок умер без отпевания, хоронить его на кладбище без особого разрешения церкви нельзя.
Можно ли заочно отпеть погибшего на войне
Если в момент захоронения не было возможности позвать священника или не получилось отыскать тело погибшего, можно провести заочное отпевание. Часто павших воинов хоронят в братских могилах и читают общую молитву. Это неправильно, ведь обряд похорон должен быть отдельным для каждого человека. В этом случае допустимо провести заочное отпевание после похорон, чтобы упокоить душу конкретного человека. Главное, чтобы он был крещеным, и факт смерти был точно установлен.
После отпевания священник отдаст заказавшим службу родственникам землю, над которой он читал молитвы. Ее нужно отнести на кладбище и высыпать крестообразно на любую могилу. Так усопший сможет получить упокоение.
Как заказать панихиду по не отпетому погребенному усопшему
Без ритуала отпевания душа не может полностью оторваться от земной жизни. Не получив покоя, она пребывает между небом и землей. Помочь душе можно, заказав заочную панихиду. Если родным стало известно о смерти человека после похорон, нужно пойти в церковь и заказать заочное отпевание и панихиду. Важно, чтобы усопший был крещеным и не был самоубийцей.
Во время заочного отпевания священник читает особые молитвы, просит для усопшего отпущения грехов. Родственникам следует не просто заказать панихиду, а присутствовать на ней. Это поможет душе усопшего приблизиться к Богу.
В каких случаях можно отпеть самоубийцу
В отдельных случаях самоубийцу могут отпеть и похоронить на кладбище. Чтобы получить разрешение, нужно подавать прошение Правящему Архиерею. Если он сочтет, что обстоятельства самоубийства допускают отпевание, то оно будет проведено заочно. Прощение за самоубийство получают усопшие с психическими заболеваниями, не способные отвечать за свои действия. Также прощаются люди, совершившие самоубийство случайно, например, по ошибке выпившие слишком большую дозу лекарства. После заочного отпевания можно заказать храмовую молитву об упокоении. За души самоубийц также нужно подавать милостыни: это поможет облегчить их пребывание в загробном мире.
Панихида по католику
Хотя католики и разделяют основные христианские верования, отпевать в православных традициях их нельзя. Поэтому заказывать панихиду по усопшему католику в церкви запрещено. Обманывать церковнослужителей, скрывая принадлежность усопшего к другой вере – большой грех. Этого делать нельзя ни в коем случае, поскольку так человек не только грешит сам, но и вовлекает в грех священника. Усопших иноверцев можно упоминать только в домашних молитвах.
Записки в храм про некрещеных
Усопший, не прошедший обряд крещения, не принадлежит к православной церкви, и упоминать его во время чтения молитвы в храме нельзя. В церкви поминают только людей, которые принадлежали православной вере, поэтому имена некрещеных вписывать в поминальные записки нельзя.
Если человек по незнанию добавлял в записку имя некрещеного, нужно покаяться в этом на исповеди и больше так не делать.
Можно ли праздновать день рождения умершего человека
В дни рождения устраивать пышные праздники не нужно: не стоит приглашать гостей и накрывать стол. Лучше заказать панихиду в церкви, принести продукты к поминальному столу или подать милостыню. Дома нужно зажечь свечи, отдавая дань памяти усопшему и помянуть его в молитве.
Развенчание популярных мифов
С похоронами и поминовением связано много мифов и суеверий, в которые не следует верить людям, соблюдающим православные традиции:
Главное в тяжелое время скорби – соблюдать последование богослужений и не поддаваться отчаянию. Это поможет душе обрести покой, а живым – смириться с потерей.