что нужно говорить на венчании жениху и невесте
что говорит на свадьбе священник? И в какой последовательности?
На венчании: Обряд начинается с того, что священник помахивает кадилом и курит фимиамом, а затем читает молитву. После этого начинаются молитвословия о вступающих в церковный брак. Затем священник берет золотое кольцо и трижды произносит:
При каждом произнесении этих слов священник творит крестное знамение над головой жениха, после этого он надевает ему кольцо на безымянный палец руки. Затем тот же обряд совершают с невестой. После священник произносит молитву, в которой испрашивается благославление и утверждение обрученным. Неслучайно обручальные кольца надеваются на правую руку. Этой рукой люди приносят крестное знамение. Жених и невеста принимают эти кольца как священный залог и знак нерушимости супружеского союза.
Когда обручение завершено, переходят к венчанию. Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи выходят на середину храма. Впереди них ступает священник. Жених и невеста становятся перед аналоем. На аналой, где уже лежат Крест и Евангелие, кладут венцы. Молодожены еще раз подтверждают свое желание вступить в брак. Священник вновь обращается к жениху:
— Не связан ли ты обещанием с другой?
После чтения молитв батюшка берет венец, знаменует им крестообразно жениха и дает поцеловать образ Спасителя, прикрепленный на передней части венца со словами:
Так же батюшка благословляет и невесту, давая ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, и произносит:
Венцы над головами венчающихся держат свидетели. Священник произносит:
— Господи, Боже наш, славою и честию венчай их.
Считается, что с этими словами молодая семья отождествляется с малой церковью, а им самим открывается путь в Царство Божие. Батюшка вновь произносит:
— Восприми венцы их в Царствии Твоем.
Затем он читает строки из послания святого апостола Павла к Ефесянам и поет молитву «Отче наш». Ее должны петь вместе со всеми молодые. В знак покорности молодые преклоняют головы под венцами.
Сакральное таинство: как проходит венчание в церкви – подробное описание этапов
Венчание – самая торжественная и трогательная часть свадьбы. Чтобы церемония прошла успешно и не была испорчена досадными мелочами, к ней нужно подготовиться. Необходимо знать, что представляет собой обряд, и какие правила таинства следует соблюдать.
Особенности обряда
Для истинно верующих обряд не дань моде. Это освящение союза людей, решивших соединить свою судьбу перед Богом.
В браке благодать Святого Духа объединяет супругов в единое целое. Любовь, нравственная связь, уважение и взаимопонимание четы становятся настолько крепкими, что их не смогут ослабить никакие жизненные трудности. Церковь дает благословение на счастливую семейную жизнь.
Атрибуты ритуала и их символика
Использование атрибутов во время таинства имеет сакральный смысл, символика которого уходит в глубину веков.
Обручальные кольца
Обручальные кольца – символ того, что брачный союз нельзя расторгнуть. Обменивающиеся кольцам молодожены подтверждают готовность к полному доверию и единению друг с другом.
Раньше кольцо жениха делалось из золота. Это значило, что муж, как солнце, будет освещать жену благочестием. Колечко новобрачной – из серебра. Подобно луне, жена будет отражать свет солнца и покоряться ему.
Сейчас материал для колец выбирают не так строго, поэтому они могут быть изготовлены из любых металлов, но предпочтение все же отдают золотым или серебряным колечкам.
Венчальные свечи и венцы
Свечи означают, что венчающиеся чисты и целомудренны перед Богом, а их желание сочетаться браком является искренним.
Пламя венчальной свечи символизирует начало новой жизни, освященной благодатью.
Венцы символизирует корону, а их надевание – коронование. Молодые знаменуют собой венец творения Божьего – первых людей, Адама и Еву.
Также венцы надеваются в качестве награды за целомудрие и стремление к освященному союзу. И еще они напоминают о мученичестве, о том, что супружеская жизнь – это добровольное несение трудностей, умение прощать и понимать супруга.
Рушники, кагор, каравай
В ритуале обязательно используют два белых полотенца или два отреза белой ткани. Одно из них обрамляет иконы. На другое – встают молодые во время таинства. Рушники символизируют такую же чистоту мыслей четы, как и белоснежный плат на голове новобрачной.
Кагор олицетворяет кровь Христа. Сладкое крепленое вино молодожены троекратно испивают из чаши в конце церемонии.
Каравай олицетворяет тело Христа. Батюшка в конце церемонии благословляет его. Обычно каравай оставляют в храме в знак благодарности.
Прочие
В набор для венчания входят и другие обязательные атрибуты:
Особенности процедуры
Рекомендуется записаться на церемонию заранее, минимум за неделю, чтобы выбрать подходящий день и обсудить со священником все детали.
В России венчают тех, кто предварительно заключил официальный брак в загсе. Только церковный брак в России не имеет юридической силы. В храм нужно принести паспорта и брачное свидетельство. Будет ли официальная регистрация и венчание в один день или в разные – это решают брачующиеся.
В качестве редкого исключения возможно венчание без официальной регистрации. Священнослужители могут пойти навстречу, если сложились экстремальные обстоятельства. Например, одному из желающих заключить брак предстоит срочная опасная операция. Тогда разрешение сможет выдать епархиальный архиерей.
Запретные дни
Дни, когда нельзя венчаться:
Кого не обвенчают?
Венчанный брак не заключается в случаях:
Подготовка к церемонии
Для начала будущим супругам надо подойти в церковь и побеседовать с батюшкой. Это нужно, чтобы решить организационные моменты и получить ответы на интересующие вопросы. Батюшка обязательно спросит, состоят ли люди в официальном браке, а если нет, то когда собираются его заключить. Он непременно поинтересуется, по доброй ли воле решено обвенчаться, а также уточнить взгляды на семейную жизнь.
В течение минимум трех суток до обряда следует выдержать пост. Надо отказаться от скоромных продуктов (мясной, молочной пищи, яиц), алкоголя, курения, а также воздержаться от сексуальных отношений.
Требуется пройти исповедь и принять причастие. Это можно сделать как накануне венчания, так и непосредственно перед ним. Главное для будущей четы в эти дни – сохранять светлое, радостное настроение в ожидании благодати.
Этапы процесса
Таинство совершается последовательно и состоит из нескольких плавно сменяющих друг друга этапов.
Обручение
Начинается, когда завершится Божественная Литургия. Жениху нужно встать по правую руку от батюшки, невесте – по левую.
Начало обряда – каждение. Батюшка трижды благословляет молодоженов по очереди. Молодые крестятся, и священнослужитель вручает им горящие свечи.
Далее идет молитва об обручающихся, спасении их души, благословении на благодеяния. Затем батюшка надевает кольцо жениху, дальше невесте, три раза крестообразно осеняет их.
Кольца предварительно освящаются на святом престоле данной церкви. Молодожены трижды меняются кольцами, и батюшка читает молитву о благословении и обручении Господом этой пары.
Обручиться можно заранее. Обычно это делается за месяц до венчания. Некоторые пары считают, что в этом случае совершается настоящее таинство, ведь на обряде не присутствуют посторонние люди. Кроме того, в дальнейшем значительно сокращается общее время церемонии. Это может оказаться важным, если среди гостей будет много детей и пожилых людей.
Брачные обеты
Молодожены с горящими свечами выходят на середину храма, встают на белое полотенце возле аналоя.
Священник задает вопросы, добровольно ли молодые заключают брак, не держат ли они друг друга в заблуждении относительно своих намерений.
Венчание
Звучат три молитвы, где испрашивается благословение для брачующихся.
Затем наступает самый торжественный момент – батюшка, взяв венец, благословляет жениха, далее невесту со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их».
Чтение Священного Писания и Общая чаша
Зачитывается отрывок послания апостола Павла, где говорится об обязанностях супругов в семье. Затем читают Евангелие, и снова возносится молитва о новобрачных.
Потом все читают молитву «Отче наш». Ее лучше выучить заранее. Молодожены в ней свидетельствуют о готовности служить Господу и выполнять Его волю в семье.
Батюшка подает чашу с вином. Новобрачные поочередно тремя глотками должны из нее испить.
Обхождение аналоя
Священнослужитель скрепляет правые руки четы и накрывает их концом епитрахили (длинной ленты) в олицетворение того, что жена вручается мужу.
Затем он, держа крест, троекратно обводит пару вокруг аналоя. Круг является символом нерасторжимости заключенного союза. В это время поются церковные тропари, которые воссылают благодарение за заключение брака.
Затем с супругов снимаются венцы. Они преклоняют головы и скрепляют союз целомудренным поцелуем.
Какие слова говорит священник?
Батюшка торжественно приветствует вновь созданную семью. Жениху предписывается «умножаться и ходить в мире», а невесте – заботиться о «веселии мужа».
Затем молодоженов ведут к царским вратам. Там они целуют крест и им вручаются венчальные иконы. Батюшка обращается с напутствием. Суть его в том, что для сохранения любви надо вести праведную жизнь, уважать и почитать супруга.
Что делают свидетели?
Присутствие свидетелей необязательно, но желательно. После совершения обряда они становятся духовными наставниками свежеиспеченной семьи.
Как помогают свидетели:
Свидетелям лучше подстраховаться и предварительно обсудить со священником детали церемонии. Это надо, чтобы не возникло мелких накладок.
Сколько длится?
В древние времена венцы снимали только на восьмой день. Сейчас обычно длительность обряда составляет от 40 минут до часа.
Если венчает священник, хорошо знающий пару, его напутственное слово может быть более развернутым. Тогда церемония продлится несколько дольше.
Фото и видеосъемка
О том, можно ли снимать церемонию, надо узнать заранее. Необходимо выяснить, можно ли использовать вспышку, так как она может испортить старинные иконы. Фотографу нельзя ходить по коврам, проходить между священником и иконостасом, вставать на амвон.
Если благословение на съемку не дано, молодым не следует расстраиваться. Отлично получаются эффектные снимки на фоне самой церкви.
Полезное видео
Венчание в православной церкви – это не только красивая, но и ответственная церемония. В процессе таинства следует строго соблюдать установленные правила и следовать церковным рекомендациям. Пошаговая инструкция — в видео:
Заключение
Венчание – это не шумная и разгульная свадьба, поэтому важно знать, что происходит после таинства. После церемонии уместна скромная трапеза. Молодые и гости должны провести остаток этого торжественного дня, посылая благодарение Господу за создание новой семьи.
Похожие записи
Постигаем вечное: в чем смысл венчания в православной церкви
Счастливые часов не наблюдают: сколько длится венчание и от чего зависит продолжительность обряда?
Как выбрать торт на венчание: советы кондитеров и фото образцов
Дружок и дружка: кого выбирают в свидетели на венчание – обязанности, правила и дресс-код
Что нужно знать про правила венчания в церкви в России: дресс-код, подготовка, атрибуты
Милостью Божией: как получить развод после венчания
6 комментариев
Полностью соглашусь с Алиной, что венчание должны проходить люди, которые истинноверующие, а не как просто красивый обряд. Ведь в нем (венчании) заключены сокральные тайннства церкви, а не просто пришли, постояли, покрасовались со всей толпой гостей.
Очень удивила информация в статье, что венчаться можно три раза. Я всегда считала, что венчаться можно только один раз и на всю жизнь, а иначе это просто, как ЗАГС.
Считаю что венчаться должны только те люди, которые фанатично верят в господа бога, посещают церкви, соблюдают посты, имеют долгий опыт семейной жизни. Это обряд религиозного направления, брак заключенный на небесах, поэтому тут ни место тем людям кто не проповедует вообще никакого вероисповедания. Таинство состоит из двух частей. Обручение и венчание. Супруги читают молитвы вместе со священником, держат в руках зажженные свечи, пьют церковное вино Кагор. Вообще выглядит эта процедура благородно, многие только ради картинки устраивают венчание, не понимают всей серьезности
Венчание очень ответственный шаг. Мы с мужем еще не венчаные, но из информации в статье я решила, что на нашем венчании будут только самые близкие люди.
А присутствие фотографа как по мне это вообще лишнее. Он только будет отвлекать от процесса. Ведь когда мы находимся на божественной литургии не хочется ни о чем плохом думать, только молиться. А тут фотограф со своей камерой,так и нарвется на плохие мысли.
Венчаться христианам надо обязательно. Ваша пара будет прописана в страсе Божьем. С небес вам будет не зримая помощь, во всех делах. После смерти, есть шанс встретиться на небе. Даже разведённые супруги, но венчанные, обязаны помогать друг другу, и уже находящиеся в других браках.
Венчались мы с мужем после 14 лет официального брака. Венчались осознанно, оба имели за плечами первый брак. Супруг мой был венчан в первом браке, женился молоденьким, в 91-м году, тогда было» модно» венчаться в церкви, делали это не ради следования церковным канонам, а просто ради красивого обряда. Поэтому разрешение на венчание далось нам нелегко. Мы прошли две духовно-канонические комиссии, после их положительного ответа наше прошение было передано в епархиальное управление преподобному Лонгину митрополиту Саратовскому и Вольскому. Только после его одобрения нам разрешили обвенчаться. Данный обряд мы провели очень скромно, не было свидетелей, не было гостей, только священник и мы, венчающися. Небольшая церковка на краю города. Вся церемония была очень красивой, запомнилась на всю жизнь. Венчальные свечи, полотенце и платье я храню. Свечи вообще играют большую роль в супружестве. Если муж уезжает надолго, следует зажечь венчальную свечу и помолиться за его здоровье и благополучие. Свечи зажигают при радостных событиях и если кто-либо из супругов заболевает.
Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии
Венчание брака – это особое благословение Церкви на семейную жизнь. Очень важно приступить к венчанию подготовленным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во благо.
Принимая решение венчаться, прежде всего, нужно понимать, что венчание не «привязывает» супругов друг к другу. Супруги всегда будут свободны в своем выборе: строить жизнь семьи на заповедях Божиих или строить ее на эгоизме. Смысл венчания именно в том и состоит, чтобы естественную человеческую любовь преобразить в любовь христианскую, которая изливается в сердца Духом Святым. Главным образом, именно в этом и состоит тот дар, которым Господь благословляет супружеский союз. Если сами новобрачные желают, ищут такой любви, то тогда их семейная жизнь будет иметь прочное основание, и все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.
Возлагая венцы на главы жениха и невесты, Церковь тем самым воздает им особую честь за чистоту и сохраненную до брака девственность. Тот же смысл имеет и подвенечное платье невесты, и белоснежная ткань, которая кладется под ноги новобрачных. Не сохранивших себя в чистоте до брака Господь призывает к искреннему покаянию, для чего в Церкви предусмотрена исповедь в присутствии священника с последующим Причащением.
Разумеется, к моменту венчания новобрачные должны быть зарегистрированы в ЗАГСе.
Основные правила
Венчающиеся должны быть крещенными, верующими христианами. Между ними не допускается родство, включая троюродное.
При этом Церковь не благословляет брак, если один из новобрачных (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Также нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
Четвертый брак не венчается и не признается Церковью ни при каких условиях.
Кроме того, венчание не совершается:
При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.
Перед венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься, соблюдая перед этим пост в течение, как минимум, трех дней. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству венчания с чистой совестью перед Богом. Идеально — причаститься в день венчания на Литургии, после которой и будет совершаться чин венчания. Невоцерковленным же людям, возможно, лучше будет причаститься заранее.
Перед венчанием родители молодых благословляют своих детей святыми иконами. Родители крестят иконами своих детей, дают поцеловать им святые образа, преподавая, таким образом, свое родительское благословение на брак.
О дне и времени венчания необходимо заблаговременно договориться в храме. А в день счастливого события нужно прийти в храм в назначенное время в одежде, соответствующей традиционным нормам приличия. Желательно наличие свидетелей — мужчины и женщины,
крещенных в Православии. В случае необходимости, они будут держать венцы над головами новобрачных. Для венчания также необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя и БожьейМатери, а также белое полотно или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся. Для обоих супругов обязательны нательные крестики.
При этом невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию в венчании, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день, чтобы этих препятствий не было. То же самое касается и всех остальных церковных таинств.
Пожелания к внешнему виду невесты:
СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА БРАКА
Обручение
Современный обряд обручения по своему смыслу повторяет основные моменты гражданской регистрации брака, за исключением сугубо юридической стороны. Перед началом обручения жених становится по правую руку, а невеста — по левую. Священник вручает новобрачным горящие свечи, называемые венчальными, которые не гасятся в продолжение всего времени венчания. Горящие свечи новобрачных символизируют духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящей на них. Свечи в их руках говорят о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих. Свечи эти после венчания можно хранить вместе с иконами как семейную реликвию.
В своих последующих молитвах Церковь испрашивает благословения у Бога на обручение жениха и невесты, чтобы “союз любви положить им неразрушимый”. Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле этой церкви. В знак твердости их взаимных обещаний священник надевает на пальцы обручающихся освященные кольца. В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество — все.
Священник снова молит Господа о том, чтобы Он благословил и утвердил обручение, послал обручающимся Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни.
Венчание
При пении псалма царя Давида “Блаженны все боящиеся Господа…” жених и невеста с возжженными свечами выходят на середину храма и становятся пред аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не продолжает ли кто из них держать кого-либо в заблуждении своим обещанием вступить в брачный союз? Ответы жениха и невесты подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений.
После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового
Заветов. Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы “утверждают основания домов” (Сир.3,9).
И вот наступает главный момент Таинства, когда священник благословляет брачный союз во имя Пресвятой Троицы. Взяв венец, священник благословляет им жениха и говорит: «Венчается раб Божий (называет имя) рабе Божией (называет имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Таким же образом священник венчает и голову невесты. При возгласе “Господи Боже наш, славою и честию венчай их”, священник воздевает руки к небу и благословляет жениха и невесту, как бы печатью утверждая Таинство брака.
Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то, если это необходимо, принимают и держат их свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом — друг. В идеале они должны быть молитвенными хранителями этого брака, а потому должны быть православными и боголюбивыми. При обхождении аналоя свидетелю нужно следить за тем, чтобы не наступить на шлейф невесты.
Чтение Священного Писания и общая чаша
Далее читается отрывок из послания апостола Павла, в котором указываются главные обязанности супругов по отношению друг к другу: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5,24-25). Далее читается Евангелие, рассказывающее о том, как Господь Своим присутствием благословил брак в Кане Галилейской, разделил простую человеческую радость и претворил воду в вино.
После чтения Евангелия Церковь вновь возносит свои молитвы о новобрачных, прося Бога сохранить сочетавшихся браком в мире и единомыслии, сподобить их непорочной жизни в неукоснительном соблюдении заповедей Божиих. Церковь особенно молится о «благочадии», что в переводе с церковно-славянского языка означает «многодетность». Необходимо понимать, что намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные просят Господа укрепить их на путях жизни по воле Божией, они испивают общую чашу красного вина, которую благословляет священник и подает новобрачным. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее до дна, в знак того, что с этих пор они должны разделить жизнь друг друга до самого конца, деля вместе радость и горе, помогая и поддерживая друг друга.
Троекратное обхождение аналоя во славу Святой Троицы
Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу жены чрез руки священника от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды во славу Святой Троицы обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг символизирует вечность и нерасторжимость заключенного союза: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф.19,6).
При этом торжественном шествии поются церковные тропари:
“Исаия, ликуй, Дева име во чреве, и роди сына Эммануила, Бога же и человека, восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем”. Прославляется самое радостное событие во Вселенной — Рождество Христово. Это песнопение в контексте происходящего в храме раскрывает новобрачным, что рождение их семьи находится теперь в череде священных событий истории и имеет ту же цель, что и Боговоплощение — спасение человека для вечной жизни.
Тропарь “Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим”. Это молитва к тем, кто принял добровольное страдание за Христа и сподобился через это Царства Небесного. «Святии мученицы…» — это и напоминание о том, что семейная жизнь — жизнь исповедническая, требующая терпения, смирения, умения переносить скорби и искушения. За свою любовь супругам придется бороться. И эта борьба заключается, прежде всего, в преодолении своего эгоизма, в том, чтобы научиться жертвовать самим собой в пользу любимого, перестать существовать для самого себя. На это и нужно настраиваться молодым людям перед свадьбой.
В завершении поется тропарь “Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь Троица Единосущная”. В этом песнопении воссылается благодарение за благословление брака и звучит напоминание о том, что каждая христианская семья призвана своей жизнью свидетельствовать о Христе. Затем священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия.
В заключение, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы, и обращается к ним с пастырским напутствием: для того, чтобы сохранить любовь, обоим супругам необходимо вести реальную практическую христианскую жизнь. Любовь требует для себя духовной жизни и возрастает по мере преуспевания супругов в духовности.
Недоуменные вопросы нашего времени
— Как относится Церковь к невенчанному браку?
— Церковь с уважением относится к браку, заключенному по законам данного государства, и не считает его блудным сожительством, однако православная семья начинает свою полноценную жизнь лишь после Таинства Венчания. Для верующего человека единственной уважительной причиной состоять в невенчанном браке является отсутствие веры в Бога у супруга(ги), даже если имеет место формальный факт его крещения в детстве.
— Так ли уж важна регистрация, если люди уже много лет фактически являются супругами, имеют детей?
Если вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, не доверяете своему избраннику (избраннице). Вы не любите его по настоящему и не готовы разделить с ним все возможные жизненные проблемы и катаклизмы. В любой момент вы готовы расстаться друг с другом, даже если у вас есть общие дети. Когда речь идет о постели, вы – «муж и жена»; когда речь заходит о реальной ответственности друг за друга, включая ваших детей, вы – чужие люди. В глубине души вы прекрасно понимаете, что то, что вы называете «гражданским браком», является всего лишь временным сожительством, которое всегда осуждается в нормальном обществе, а Богом – тем более.
— Но порой родители сами толкают детей на это: “Поживите, присмотритесь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет — разойдетесь”.
Это уже не просто грех блуда, в который в прошлые времена отдельные молодые люди впадали по неосторожности, не справившись с бушующими в них страстями. В данном случае речь идет о сознательном блудном сожительстве, в котором молодые люди якобы «узнают друг друга», а, в действительности, всего лишь удовлетворяют свои физиологические потребности, пользуясь друг другом как вещью.
Кроме того, этот грех безмерно отягчается еще и тем, что для надежного предохранения от беременности используются, как правило, гормональные контрацептивы, которые все без исключения имеют абортивный эффект. (Если речь идет о разведенных рожавших женщинах, то они используют внутриматочный спирали, которые являются 100% абортивным средством). Таким образом, грех блуда отягчается еще и грехом убийства, вполне возможно, зачавшегося ребенка. И тягчайший грех тем родителям, которые советуют своим детям “пожить — посмотреть — присмотреться”. На Страшном Суде Божием их ждет заслуженное воздаяние за подобные советы.
Канонические правила Церкви говорят: “Блуд не есть брак и не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожителя, то да примут епитимию за блуд, но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет”. А епитимия в древности была такой: отлучение от Причастия на 7 лет.
Сейчас грех побеждает многих людей, которые вместо покаяния и борьбы с грехом, пытаются обвинять Православную Церковь в том, что ее нравственные правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Церковь не будет Церковью Христовой, это будет церковь Антихриста. Церковь может лишь смягчить покаянную дисциплину за сожительство до брака, учитывая, что современные молодые люди не просто совершают грех, но являются жертвами целенаправленной пропаганды греха, дозволенной в нашей стране. Как и во все времена, сегодня от согрешивших до брака Господь ожидает покаяния. Реальным плодом покаяния станет воздержание от интимных отношений до момента венчания (или, по крайней мере, до момента заключения брака в ЗАГСе). Чтобы честно приступить к благословению брака, молодые люди должны хотя бы некоторое время по-настоящему побыть женихом и невестой. Этот период станет последней проверкой их чувств и намерений. Молодые люди должны сами себе ответить на очень важный вопрос: что связывает их еще, кроме интимных отношений, которые в браке будут всего лишь частью семейной жизни.
Отдел религиозного образования Уфимской епархии www.didaskal.ru
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка
Ваша помощь сайту и приходу
П равославный просветительский сайт нашего прихода является некоммерческим проектом. Для развития, расширения и совершенствования нам требуется финансовая поддержка. Если Вы обладаете возможностью поддержать нас, молитвенно просим вас не оставаться в стороне. Любая сумма, которую Вы сможете перечислить крайне важна для нас.
Календарь — архив записей
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Апр | Июн » | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Рождественский пост (подборка материалов сайта)
Поиск по сайту
Рубрики сайта
Православный календарь
Седмица 27-я по Пятидесятнице (ев. чтения 29-й седмицы). Свт. Амвросия, еп. Медиоланского (397). Прп. Нила Столобе́нского (1554). Прп. Антония Сийского (1556).
Прп. Иоанна, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мч. Афинодора (ок. 304). Прп. Павла Послушли́вого. Мц. Филофеи (1060) (Румын.).
Прмчч. Сергия Гальковского, Андроника Барсукова (1917); сщмч. Антония Попова пресвитера (1918); сщмчч. Сергия Голощапова, Михаила Успенского, Сергия Успенского пресвитеров, Никифора Литвинова диакона, прмчч. Галактиона Урбановича-Новикова и Гурия Самойлова, мч. Иоанна Демидова (1937); сщмчч. Петра Крестова и Василия Мирожина пресвитеров (1941).
Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери.
1_Тим., 285 зач. (от полу’), V, 1–10.Лк., 102 зач., XX, 27–44.Прп.:2_Кор., 176 зач., IV, 6–15.Лк., 24 зач., VI, 17–23156.
З дравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 20 декабря, Православная Церковь совершает празднование в честь иконы Божией Матери Владимирской (Селигерской) (1554).
В семи верстах от Осташкова в Тверской епархии существует общежительная Нилова пустынь, расположенная при озере Селигер и получившая свое наименование от имени преподобного Нила Столобенского. При мощах этого святого в его обители хранится чудотворный образ Владимирской Богоматери, принесенный сюда преподобным Нилом в 1528 году.
Сначала эта икона находилась в пустынной келье этого подвижника. Однажды преподобный находился вне своей кельи за работой. В это время на него напали разбойники. Угрожая святому, они требовали от него, чтобы он отдал им свои сокровища. Преподобный же в ответ на все их вымогательства спокойно сказал им: «Сокровище мое находится в углу кельи; войдите туда и возьмите его».
В углу же находилась икона Богоматери с Богомладенцем. И гнев Божий поразил дерзновенных насильников: лишь только разбойники вошли в келью подвижника, все они были поражены слепотой. Но эта тьма просветила их сердца покаянием. Со слезами они стали умолять Нила о прощении их поступка. Преподобный помолился Господу о заблудших и раскаявшихся преступниках, и все они прозрели.
Затем преподобный долго еще поучал их в своей келье о душевном спасении, убеждая навсегда оставить порочное дело и вернуться к спокойной и трудолюбивой жизни. Разбойники с сердечным сокрушением слушали речи духовного своего вразумителя и дали слово никогда не возвращаться к своему прежнему занятию. В заключение своей беседы преподобный Нил просил их никому не рассказывать о своем дивном обращении на путь добродетельной жизни. И они никому не поведали о случившемся с ними. Но после кончины святого Нила они рассказали о явленной к ним милости Божией.
Преподобный Нил преставился в седьмой день декабря (по старому стилю) 1554 года, в воспоминание чего в это число и установлено празднование прославившемуся образу Богоматери Селигерской, называемой иначе еще Келейной Владимирской иконой. Накануне дня памяти преподобного, то есть в навечерии на 7 декабря, перед этой чудотворной иконой совершается молебен.
26 мая – также день праздника в честь Селигерской иконы.
В сех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи Божией во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей! Будьте хранимы Богом и Его Пречистой Матерью! Многая вам и благая лета!
Икона дня
Преподобный Нил Столобенский, Селигерский
Дни памяти: 27 мая, 26 июня (перенесение мощей), 7 декабря
Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна – центр погоста или волости). Благочестивые родители воспитали его в страхе Божием, в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого († 1495; память 28 августа). После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа.
Чтобы избежать мирской славы, преподобный Нил в 1515 году испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Полагаясь на указание Божие, преподобный прошел много необитаемых мест и наконец, придя в Ржевскую землю, избрал пустынное лесистое место близ реки Серемхи (или Черемхи). Поставив небольшую келью, святой предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания. Пищей служили желуди и другие плоды леса. Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред. Однажды к святому отшельнику пришли разбойники, думая найти у него какие-либо сокровища. Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел им навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром.
Через 13 лет, по устроению Промысла Божия, имя преподобного Нила стало известно во многих окрестных селениях. Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов.
Однажды в тонком сне преподобный услышал повеление идти на остров Столобный, расположенный на озере Селигер. Переселение преподобного Нила на этот пустынный остров произошло в 1528 году. Первую зиму святой прожил в выкопанной им в горе пещере, а затем построил небольшую деревянную келью и часовню. Враг рода человеческого попытался изгнать святого и из этого места, являясь ему и угрожая бедами. Он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нем лес и распахать пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келлия святого. Но когда огонь бушевал по острову и приблизился к жилищу преподобного Нила, по молитве святого пламя погасло. Как и в Серемской пустыни, на преподобного Нила напали разбойники, требуя сокровищ. Святой сказал им, что его сокровище находится в углу келлии – там стояла икона Божией Матери. Бросившись туда, разбойники ослепли. Раскаявшись в злых замыслах, они по молитве святого прозрели.
После продолжительной и усиленной борьбы со страстями и диаволом преподобный Нил удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям преподобного многие люди исправляли свою жизнь, по его молитвам они получали помощь от Бога и утешение. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти. 27 лет прожил преподобный Нил на Столобном, с великим терпением перенося всякие напасти, скорби и лишения. Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, оперевшись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену келлии. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи.
Преподобному Нилу было открыто время его кончины – 7 декабря 1554 года. Незадолго пред тем святого посетил его духовник – игумен Раковского Николаевского монастыря Сергий и причастил преподобного Нила Святых Христовых Тайн. Преподобный предсказал возникновение иноческой обители на месте своих подвигов. Перед блаженной кончиной он окадил келлию, а затем мирно почил сидя, оперевшись на деревянные крюки. Когда пришли братия Рожковской обители, то в келлии святого почувствовали благоухание, а лик почившего сиял необыкновенным светом. Его погребли в приготовленном им гробе.
После кончины преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келлии некоторое время. Игуменом Антонием и иноком Германом над могилой преподобного была устроена гробница, у которой еще до основания обители совершались исцеления болящих. Около 1590 года инок Герман поселился на острове, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра (1576–1591) они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца († 1557; память 2 августа).
Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был иеромонах Герман.
В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу преподобного. В 1598–1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.
В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного Нила. По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672, затем – патриарх Всероссийский; † 1673) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее – крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Ныне святые мощи преподобного Нила почивают в Богоявленском соборе Нило-Столобенской пустыни.
Тропарь преподобному Нилу Столобенскому
Я́ко светильник всесве́тел/ яви́лся еси́ во о́строве Селиге́ра е́зера,/ преподо́бне о́тче Ни́ле:/ ты бо Крест Христо́в от ю́ности своея́ на ра́мо взем,/ усе́рдно Тому́ после́довал еси́,/ чистото́ю Бо́гови прибли́жився,/ отону́дуже и чуде́с дарова́нием обогати́лся еси́./ Тем и мы, притека́юще к ра́це моще́й твои́х, уми́льно глаго́лем:/ о́тче преподо́бне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Как преяркий светильник явился ты на острове озера Селигер, преподобный отче Нил, ибо ты с юности, подняв на плечи Крест Христов, с усердием Ему последовал и чистотой приблизился к Богу, потому и обогатился дарованием чудес. Вот и мы, приходя к раке с мощами твоими, в сердечном сокрушении взываем: «Отче преподобный, моли Христа Бога о спасении наших душ».
Кондак преподобному Нилу Столобенскому
Оте́чества, преподо́бне, удали́вся,/ в пусты́ню всели́лся еси́,/ и на о́стров Селиге́ра е́зера возше́д,/ жесто́ко житие́ показа́л еси́,/ и мно́гих доброде́тельми удиви́в,/ дарова́ния чуде́с от Христа́ прия́л еси́./ Помина́й нас, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Ни́ле, о́тче наш.
Перевод: Покинув свою родину, преподобный, ты поселился в пустыни и, взойдя на остров озера Селигер, явил суровую жизнь и, удивив многих добродетелями, принял от Христа дарования чудес. Вспоминай нас, почитающих память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, Нил, отче наш».
Молитва преподобному Нилу Столобенскому
О вели́кий уго́дниче, пресла́вный чудотво́рче, собра́нного зде о тебе́ ста́да Христо́ва бо́дрый па́стырю и оби́тели сея́ Бо́гом да́нный нача́льниче, Ни́ле всеблаже́нне! Душе́ю на Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́й и Тро́ичныя сла́вы наслажда́яйся, те́лом же на земли́ в Боже́ственном хра́ме сем почива́яй и от него́ да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чная источа́яй чудеса́, при́зри ми́лостивым о́ком на предстоя́щия честне́й твое́й ра́це лю́ди и прося́щия си́льныя твоея́ по́мощи. Се бо мы в безме́рных согреше́ниях оскверни́вшиися и в ти́не страсте́й при́сно валя́ющиися, пра́ведный гнев Бо́жий на себе́ наведо́хом и вся́кия ми́лости недосто́йны сотвори́хомся; те́мже и не сме́юще возвести́ оче́с на́ших к высоте́ Небе́сней, ниже́ вознести́ моле́бный глас, се́рдцем сокруше́нным и ду́хом смире́нным тебе́ в хода́тайство и посо́бие призыва́ем. Ты у́бо, я́ко стяжа́вый дерзнове́ние, воздви́гни горе́ преподо́бныя твоя́ ру́це, я́коже иногда́ чу́дный о́ный Моисе́й Богови́дец Амали́ка побежда́яй, и просте́р к Го́споду Творцу́ всех и Бо́гу те́плую свою́ моли́тву, испроси́ Це́ркви благостоя́ние, возду́ха благорастворе́ние, земли́ плодоно́сие. Изба́ви же всех, ве́рою несумне́нною к Бо́гу приходя́щих и многоцеле́бныя мо́щи твоя́ благогове́йно почита́ющих, от вся́ких бед душе́вных и теле́сных, от всех томле́ний и прило́гов диа́вольских. Бу́ди печа́льным уте́шитель, неду́гующим врач, напа́ствуемым помо́щник, наги́м покрови́тель, вдови́цам засту́пник, си́рым защи́тник, младе́нцем пита́тель, ста́рым укрепи́тель, стра́нствующим путево́ждь, пла́вающим ко́рмчий и исхода́тайствуй всем, кре́пкия по́мощи твоея́ усе́рдне тре́бующим, вся я́же ко спасе́нию поле́зная. Я́ко да твои́ми моли́твами наставля́еми, путь на земли́ маловре́меннаго жития́ на́шего безбе́дне соверши́м, улучи́м же на Небеси́ несконча́емый поко́й и просла́вим ку́пно с тобо́ю всех благи́х Да́теля, еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Читаем Евангелие вместе с Церковью
З дравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в понедельник, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 20, 27–44).
20.27. Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
20.28. Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
20.29. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
20.30. взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
20.31. взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
20.32. после всех умерла и жена;
20.33. итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
20.34. Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
20.35. а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
20.36. и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
20.37. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
20.38. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
20.39. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
20.40. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
20.41. как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
20.42. а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
20.43. доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
20.44. Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
В о времена земной жизни Спасителя иудеи задавались вопросом будущего воскресения мертвых. И, как мы видим в сегодняшнем евангельском чтении, их мнения по этому предмету разделялись.
Б еседа Господа с саддукеями произошла в тот же день и, по-видимому, вскоре после беседы с фарисеями и иродианами о подати кесарю. Когда Господь заставил замолчать посланцев синедриона, появились саддукеи. Их вопрос касался вероучения и закона о браке. Саддукеи и фарисеи часто упоминаются вместе, но их вероучения во многом были противоположны друг другу.
Б лаженный Иероним Стридонский отмечает: «У иудеев было две ереси (разделения): одна – фарисеев, другая – саддукеев. В то время как первые веровали в воскресение тела и души и учили о бытии ангелов и духа, вторые (по свидетельству Деяний апостолов) отрицали все».
И если фарисеи верили в воскресение мертвых, в ангелов и духов, то саддукеи вели с ними постоянные споры, стремясь доказать, что в книгах Моисеевых не только нет никаких указаний на бессмертие души, но содержатся даже такие постановления, которые противоречат учению о воскресении мертвых, приводя в пример закон левирата или ужичества.
Е вфимий (Зигабен) поясняет: «В законе Моисеевом они только находят предлог для вымысла, чтобы просьба их заслуживала большего внимания. В Книге Второзаконие (25, 5) Моисей повелел, чтобы на жене умершего бездетным опять женился брат его (закон левирата) и чтобы первенец, которого она родит, назывался сыном умершего брата в память о нем».
Э тот спор саддукеи и представили на разрешение Господа Иисуса Христа, измыслив историю о семи братьях, которые поочередно брали за себя одну и ту же жену и затем умирали. С их точки зрения, это постановление закона Моисеева опровергало учение о будущей жизни, ибо в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? (Лк. 20, 33).
Г осподь дал саддукеям мудрый ответ, обличив их в том, что они не понимают будущей вечной жизни, в которой уже не будет ничего чувственного. Люди будут жить иною жизнью, духовною, ангельскою, так что ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20, 35–36).
И так как саддукеи принимали только книги Моисея, отвергая пророчества, то неразумно было бы заимствовать свидетельства из таких источников, авторитета которых они не признавали. Именно поэтому Господь говорит: А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова (Лк. 20, 37).
А лександр Павлович Лопухин отмечает: «Если в законе Моисеевом сказано, что Бог называл Себя Богом прежде живших, но потом умерших людей, то это значит, что они и теперь живы, потому что истинный и живой Бог не может быть Богом мертвых и несуществующих лиц».
О бращаясь к явлению Бога Моисею при купине, Христос говорит, что воскресение – реальность, потому что таков Бог. Бог не есть Бог мертвых, но живых, и у Него все живы. Следовательно, источником воскресения является для людей Сам Бог, а не те или иные явления земной жизни. Это ключевая, центральная мысль в учении Нового Завета о спасении. Христос предлагает людям искать прежде Царства Божиего и правды Его, искать Самого Бога, причем не в будущем, а здесь и сейчас.
П омогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Иеромонах Игнатий (Шестаков): Слово на Покров Божией Матери
В о имя Отца и Сына и Святаго Духа!
С егодняшний воскресный день совпадает с праздником Покрова Пресвятой Богородицы — одним из самых любимых праздников на Руси. Эти слова — «Покров», «Покровская» — очень родные и близкие, очень русские. Много городов, улиц, в том числе и в Москве носят это теплое и родное имя.
В далеком X веке блаженный юродивый Андрей в Константинополе, столице христианского мира, узрел в видении Божию Матерь, взывающую к Своему Сыну и простирающую покров над молящимися. Это было в тот момент, когда Константинополю угрожало нашествие язычников. И по молитвам Божией Матери они рассеялись, не нанесли никакого вреда столице и святыням, находящимся в ней. Одни считают, что это были сарацины, но чаще всего говорят о том, что эти невежественные язычники были наши предки, славяне, даже связывают это с именем князя Олега, героя, в том числе, русской поэзии. Эта версия очень близка нашему сердцу и очень поучительна.
В спомните, каким был человеком апостол Павел. Он был воспитан при ногах Гамалиила (Деян. 22, 3), был иудеем, ученым. Был гонителем Церкви, гнал христиан. Когда над ними творились кровавые расправы, он охранял одежду истязателей и одобрял происходящее. Он был таким ревностным гонителем, что даже направлялся в разные города в поиске христиан. И вот однажды по дороге в Дамаск ему явился Сам Господь Иисус Христос и сказал: Трудно тебе идти против рожна (Деян. 26, 14) .
И Павел таким образом был приведен к вере. Он ослеп и понял, что он — ничто перед Творцом, перед Истинным Богом, перед Сыном Божиим. И каким ревностным христианином он стал — первоверховным апостолом! Человек, который не ходил с апостолами во время жизни Христа, не видел многих Его чудес, стал одним из самых ревностных проповедников Спасения.
С лавяне, которые в невежестве своем, но при этом одаренные разными талантами, в том числе воинским, пытались покорить, захватить и разграбить христианскую столицу, сейчас превратились в одних из самых ревностных почитателей Покрова Божий Матери. Известно, что в Греции этот праздник был практически забыт, да и сейчас особенно не имеет такого места в церковной жизни, как у нас на Руси. В этом виден какой-то особый Промысел, особый урок для нас всех, потому что каждого человека и каждый народ Господь особым образом приводит к Себе. И может быть это поражение в водах Босфора было для наших предков залогом того, что наша земля станет особым уделом Божией Матери, и с особой ревностью мы будем почитать этот прекрасный праздник.
Б ожия Матерь простирает свое милосердие на всех. Вообще человеку свойственно в первую очередь искать в Церкви какой-то помощи. Часто люди, совершая смертные грехи, живя в блуде, в невежестве, обращаются к Истинному Богу, когда видят какое-то несчастье в своей семье или у близких или в Отечестве или тяжело заболев, и Господь, несмотря на их грехи, посылает им особую милость, и Матерь Божья тоже простирает свою милость и свою молитву ко Господу за всех нас. Конечно, мы своими грехами отталкиваем Ее, но тем не менее, милосердие Божией Матери касается сердец, жизни и судеб даже самых закоренелых грешников.
Э тот день по традиции является днем особого милосердия. Нам дается возможность разделить эту милосердную любовь с Божией Матерью.
В этот день мы особо помогаем людям, томящимся в темницах, людям, находящимся в тяжелых условиях, часто лишенных элементарных удобств; тысячи людей возможно забыты своими родными или уже лишились их и томятся в суровых условиях.
С егодня мы вспоминаем о них и вместе с Божией Матерью и несем им небольшой кусочек этого Покрова, этой Божественной благодати. Каким образом? Своим милосердием.
А постол Павел говорит нам сегодня: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И Господь то же самое говорит в Евангелии (см.: Мф. 7, 12). Это самый простой, элементарный закон нашей жизни. Никто не знает, что ждет нас завтра, никто не знает, если сегодня у нас не хватит милосердия и любви для какого-то человека, хватит ли для нас чьего-то милосердия и любви завтра?
А постол Павел говорит: и грешники дают взаймы грешникам. Да, очень часто мы помогаем людям, которых мы знаем. Почему? Потому что вроде бы неудобно не помочь, что они про нас скажут; или мы понимаем, что если мы им сейчас не поможем, они обидятся, оскорбятся, про нас будут что-то говорить. Но при этом мы не помогаем миллионам людей, которых просто не знаем.
И вот апостол Павел сегодня как раз нас призывает к тому, чтобы творить милосердие, не ожидая никакой награды в этом мире и оставаясь очень часто безвестными милосердными людьми. Когда наша рука не знает, что творит другая, по Евангелию (см.: Мф. 6, 3), это и есть настоящая милостыня, настоящее милосердие которого от нас ждут тысячи людей, томящихся в темницах, и которого от нас ждет Господь, для того, чтобы мы были милосердные как Отец наш Небесный.
А минь.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 8:19 мин. Размер 6 Mb)
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
14 октября 2012 года
Подготовка к таинству святого Крещения
В разделе «Подготовка ко Крещению» сайта » Воскресная школа: on-line курсы » протоиерея Андрея Федосова, руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.
Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.
О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.