что нужно говорить мусульманину когда он чихает
Адабы чихания
Кому, когда и что говорить?
Попросить у Аллаха милости для чихнувшего – одна из пяти обязанностей, возложенных на мусульман Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение.
Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда кто-нибудь из вас чихнет, то пусть скажет: «Альхамдулиллях (Вся хвала Аллаху)», и пусть его брат или друг ответит ему: «Ярхамукаллах (Да помилует тебя Аллах)». Если он скажет: «Ярхамукаллах», то пусть (чихающий) скажет: «Яхдикум Аллах ва йуслиху балаакум (Да наставит вас Аллах и улучшит ваше состояние)» (Бухари, 6224)
Что говорить чихнувшему?
Тот, кто чихнул, должен обязательно (ваджиб) восхвалить Всевышнего Аллаха. В достоверных хадисах были переданы разные формы восхвалений:
Альхамдулиллях – Вся хвала Аллаху
Альхамдулилляхи аля кулли халь – Хвала Аллаху в любом случае
Альхамдулилляхи Раббиль алямин – Хвала Аллаху Господу миров
Не стоит забывать, что при чихании следует обязательно прикрывать рот рукой или платком. Нужно стараться не издавать при этом громких звуков. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, при чихании всегда прикрывал рот рукой или платком. И при этом всегда понижал голос (Абу Дауд, Адаб, 98).
Что отвечать чихнувшему?
Если человек чихнул и сказал: «Альхамдулиллях», услышавший его должен сказать: «Ярхамукаллах» (да смилостивится над тобой Аллах). Тот, кто не скажет «Ярхамукаллах» чихнувшему, после того как тот восхвалит Всевышнего фразой «Альхамдулиллях», тот совершит греховное. Кроме того, если чихнувшего услышит много людей, и никто ему не ответит, то бремя греха падет на всех присутствующих.
Когда не следует отвечать чихнувшему?
1) если чихнувший – немусульманин
Абу Дауд передал такие слова Абу Мусы Аль-Ашари, да будет доволен им Аллах: “Евреи чихали в присутствии Пророка, мир ему и благословение, а он [хотя и] мог призвать на них милость Аллаха, на их чихание отвечал словами: «Да направит вас Всевышний Аллах на путь истинный и да наставит Он на истину ваш разум”.
По мнению Ибн Дакика Аль-`Ида, если учитывать, что ответ чихающему означает пожелание ему добра, то мусульмане могут отвечать немусульманам, которые чихают, но по-другому. Они должны попросить, чтобы Всемогущий Аллах направил их [немусульман] на истинный путь, как поступал Пророк, мир ему и благословение.
Нет ничего плохого в том, чтобы сказать: «Будь здоров!», поскольку, говоря так, мы желаем хорошего — здоровья. Однако лучше всего все делать соответственно Сунне Пророка, мир ему и благословение.
2) если мусульманин не восхвалил Всемогущего Аллаха после чихания
В воспоминаниях Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, говорится, что как-то сразу два человека одновременно чихнули. Одному Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал «Ярхамукаллах», а второму нет. Тот, кому Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, ничего не сказал, спросил у него:
— О Посланник Аллаха! Тот чихнул, вы ему пожелали милости Аллаха, а мне вы ничего не сказали?
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, ответил:
— Тот сказал «Альхамдулиллях», а ты ничего не сказал. Вот почему я тебе ничего не пожелал (Бухари, Адаб, 127)
3) если чихнувший простужен и чихает постоянно
«Если ваш товарищ чихнет три раза, скажите ему «Ярхамукаллах». Если он чихает больше трех раз, значит, у него насморк» (Абу Дауд, Адаб, 92).
В случае, когда человек чихает несколько раз, то первые три раза мы говорим: «Ярхамукаллах». После четвертого – просим Аллаха об исцелении для этого человека. Ученые расходятся во мнениях о том, сколько раз (один или три) надлежит ответить тому, кто [трижды] чихнул последовательно и после этого неоднократно восхвалил Аллаха. Самое надежное мнение – за него можно вознести мольбу трижды.
4) если кто-либо чихнул во время произнесения молитвы Всемогущему Аллаху
5) если чихнувший присутствует на пятничной проповеди
Как отвечать на «Ярхамукаллах»?
Ответом человеку, который помолился за чихнувшего, может быть:
Все эти варианты достоверны, и мусульманин может выбирать из них.
Хадисы по этой теме можно почитать на Fatwa Online
Что говорить чухнувшему во время намаза?
Если человек чихнет во время намаза и скажет «Альхамдулиллях», его молитва не становится недействительной (Хашияту т-Тахтави, с. 324). Однако, будет лучше, если он воздержится от произнесения каких-то лишних слов во время молитвы. Когда он завершит молитву, тогда он может сказать: «Альхамдулиллях» (Табиинуль Хака’ик, том 1, с. 168).
Если же человек чихнет в намазе, и кто-то скажет ему: «Альхамдулиллях», а он ответит: «Ярхамукаллах», его намаз будет считаться недействительным. Аналогичным образом, если чихающий человек ответит на сказанные ему кем-то слова «Ярхамукаллах», сказав «Яхдикумуллах ва юслих баалякум», его намаз также будет недействительным (Хашияту т-Тахтави, стр. 325).
В этом хадисе Пророк, мир ему и благословение, не упрекнул чихнувшего за то, что он сказал: «Альхамдулиллях». Тем самым, это указывает на то, что если человек чихнёт в намазе, то ему дозволено сказать: «Альхамдулиллях» (Фетвы ибн Усеймина, 13/342).
Всевышний Аллах знает лучше
При копировании этой статьи гиперссылка на MuslimClub.ru обязательна
Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь в социальных сетях!
Три золотых правила при чихании!
Как часто вы чихаете? Какие слова вы говорите при этом? А что вы желаете тому, кто чихнул?Казалось бы, что же такого важного в чиханье, но в исламе уделяется очень внимательное внимание даже этому действию. Есть целое правило того, как нужно «правильно» чихать. Давайте узнаем о них.
Во-первых, если вы часто чихаете, то примите наши поздравления. Вы делаете то, что любимо Аллахом, ведь в хадисе говорится: «Аллах любит чиханье и не любит зевание» (Имам аль-Бухари). Учёные видят мудрость этого высказывания в том, что чихание указывает на лёгкость в теле, а зевание – на вялость и леность. Но Аллах знает лучше.
Во-вторых, при чихании необходимо соблюсти строгий этикет, который нам знаком с детства. Необходимо прикрыть рот платком или левой рукой, чтобы выделения из носоглотки не попали на окружающих. Также следует отвернуться от людей, а, будучи за столом, рекомендуется отвернуться от еды в другую сторону.
В-третьих, после чихания следует восхвалить Аллаха, сказав «Альхамду лиллях!» («Хвала Аллаху»), а тот, кто рядом, должен ответить: «Ярхамукаллах!» («Да смилуется над тобой Аллах!»). Чихнувший должен в свою очередь ответить: «Яхдиикумул-ла ва юслих баалякум» («да наставит вас Господь на верный путь и улучшит мысль вашу (ум, память; душу»)
Если человек чихнул более трёх раз подряд, то тем, кто услышал это не обязательно говорить «Ярхамукаллах», ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
Но в этом случае человеку можно пожелать исцеления словами «Ишфикаллах», что означает «Да исцелит тебя Аллах».
Что нужно говорить, если при тебе чихнули?
Дуа, читаемая за чихнувшего (Источник фото: freepik.com)
«Если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его; если он пригласит тебя, ответь на его (приглашение); если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его; а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)» (Муслим).
7 правил, которые мусульманин обязан соблюдать по отношению к другому мусульманину
Совершение дуа за чихнувшего мусульманина является обязанностью каждого верующего. Однако у данной обязанности есть детали. Исламский этикет предписывает поведение и для чихнувшего. Он обязательно должен вознести хвалу Всевышнему. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:
«Если кто-либо из вас чихнет и восхвалит Аллаха, то обратитесь за него с мольбой, а если он не восхвалит Аллаха, то не обращайтесь» (Муслим).
Также передается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Двое чихнули возле Пророка (мир ему). Одному он сказал «Ярхамукял лаах», а другому не сказал. Когда спросили о причине, он ответил: «Этот чихнув, поблагодарил Аллаха словами «Альхамдулиллях», а другой не поблагодарил. (Бухари, Муслим, Абу Дауд и Тирмизи).
Давайте рассмотрим порядок совершения данного дуа.
Мольба за чихнувшего:
Услышавший это должен сказать:
«Да помилует тебя Аллах!»
На что чихнувший должен ответить:
يَهْـديكُـمُ اللهُ وَيُصْـلِحُ بالَـكُم
«Яхьдиикумул лааху ва юслиху баалякум».
«Пусть Всевышний направит вас на правильный путь и приведет в порядок все ваши дела!»
Этикет чихания
В Исламе принято соблюдать правила поведения в любой ситуации, заложенные Пророком Аллаха (мир ему и благословение). У чихания, как и у всего важного по Исламу, есть свой этикет, который желательно знать верующему, так как многие могут чихнуть не только в безлюдном месте, но и в обществе. В Исламе чихание считается хорошим признаком, указывающим на любовь Аллаха к этому человеку, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن الله يحب العطاس ويكره التثاؤب
Смысл: «Аллах любит чиханье и не любит зевание» (Имам аль-Бухари). Учёные видят мудрость этого высказывания в том, что чихание указывает на лёгкость в теле, а зевание – на вялость и леность. Но чихание, которое указывает на любовь Аллаха, должно возникнуть не по причине каких-то внешних воздействий (например, пыль попала в ноздри), а само по себе.
Если человека тянет чихнуть, то не нужно сдерживаться, однако не желательно поднимать голос, потому как:
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا عطس وضع يده أو ثوبه على فيه وخفض أو غض من صوته
Смысл: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда чихал, подставлял ко рту руку или одежду, чтобы уменьшить звук» (Абу Давуд, ат-Тирмизи), некрасиво, когда человек издаёт сильные звуки при чихании. Также желательно восхвалить Аллаха во время чихания, потому как в хадисе сказано:
فإذا عطس أحدكم وحمد الله
Смысл: «…и если кто-либо из вас чихнул и воздал хвалу Аллаху», это продолжение начатого выше хадиса. Не нужно каких-то лишних и некрасивых высказываний, как некоторые позволяют себе.
По мазхабу имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) воздать хвалу Аллаху чихнувшему является сунной (желательным), однако в мазхабе имама Малика (да смилуется над ним Аллах) некоторые учёные считают, что воздать хвалу Аллаху после чихания является обязательным.
Что делать окружающим?
Если рядом кто-то чихнул и произнёс «альхамдулилях», то желательно ответить со словами «Ярхамукаллах», что означает «Да смилуется над тобой Аллах», как сказано в хадисе:
فإذا عطس أحدكم وحمد الله، كان حقًا على كل مسلم سمعه أن يقول له: يرحمك الله
Смысл: «Если кто-либо из вас чихнул и произнёс хвалу Аллаху, то долг услышавшего ответить словами: «Да смилуется Аллах над тобой»» (Имам аль-Бухари). Если рядом группа из двух или более мусульман, то довольно ответа одного из них. Если же чихнувший не произнёс хвалу Аллаху, то не нужно ничего говорить, Ибн аль-Араби (да смилуется над ним Аллах) по этому поводу сказал:
«Не нужно отвечать тому человеку, который не сказал слова хвалы Аллаху, возможно, он произнёс их очень тихо, поэтому окружающие просто не услышали его».
В таком случае желательно напомнить чихнувшему восхваление Аллаха, произнеся вслух «Альхамдуллилях» так, чтобы тот услышал и повторил.
После того, как чихнувшему ответили на его восхваление Аллаха, ему желательно произнести «Яхдиякумуллах», что означает «Да наставит вас Аллах», так как Пророк (мир ему и благословение) сказал:
فإذا قال له يرحمك الله فليقل : يهديكم الله و يصلح بالكم
Смысл: «Если ему (чихнувшему) сказали: «Да смилостивится над тобой Аллах», то пусть скажет чихнувший: «Да наставит вас Аллах и улучшит ваши намерения»» (Имам аль-Бухари).
Если чихнул более трёх раз
Если человек чихнул более трёх раз подряд, то уже желательно тем, кто услышал, сказать «Ишфикаллах», что означает «Да исцелит тебя Аллах», вместо «Ярхамукаллах», ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
فهو مزكوم إذا عطس أحدكم فليشمته جليسه ، وإن زاد على ثلاث فهو مزكوم ، ولا تشميت بعد ثلاث مرات
Смысл: «Если кто-то из вас чихнул, то пусть рядом сидящий ответит ему (см. выше), а если же чихнул более трёх раз, то пусть уже не отвечает, потому что этот человек уже простуженный» (имам Муслим). То есть, если чихнул более трёх раз, то уже желательно пожелать излечения.
Если чихнул в молитве и при исправлении нужд
В молитве желательно постараться не допустить чихание или зевание, но, если человек чихнул в молитве, пусть произнесёт «альхамдулиллях» сердцем, мысленно. Если же чихнул при исправлении малой или большой нужды, при выполнении супружеского долга, то восхваление произнесёт так же, мысленно.
Действия родителей за маленьких детей при чихании и зевании
Ответ: Уа алейкум салям.
Детей следует с детства приучать к этим адабам Ислама, как произнесение слов «альхамду ли-Ллях» при чиханье, после еды, слов «бисми-Ллях» перед едой, прикрывание рта рукой при зевании и т.п.
Что касается зевания маленьких детей, которые не понимают еще толком ничего, то родитель может закрыть ему рот своей рукой, так как смысл этого в том, чтобы шайтан не проник внутрь. А на счет восхваление Аллаха словами «альхамду ли-Ллях» при чиханье младенца за него, то лучше этого не делать, хоть некоторые ученые и считали, что нет в этом проблем. См. «Фатауа Ибн Джибрин» № 163.
Имам Ибн Муфлих в «аль-Адаб аш-шар’ия» 1/498 говорил, что не следует кому-либо говорить «альхамду ли-Ллях» за младенца или сумасшедшего, так как на них это не распространяется, и говорил, что саляфы такого не делали.
Спросили шейха Яхью аль-Хаджури: «Должен ли родитель, когда зевает его маленький ребенок закрывать ему своей рукой рот, а также восхвалять за него Аллаха, когда он чихнет?»
Он ответил: «Что касается закрывания ему рта при зеванье, то наш Господь говорит: «Творите добро, быть может, вы преуспеете» (аль-Хадж 22: 77).
И также Он говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (аль-Маида 5: 2).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас будет зевать, то пусть прикроет рот рукой, ибо шайтан входит». Муслим 2995.
И несмотря на то, маленький зевает или большой, шайтан может войти в момент зевания. Поэтому пусть отец помогает ему в отражении козней шайтана, насколько он может, он или мать ребенка, прикрывая ему рот своей рукой, чтобы не проник шайтан.
Что же касается слов «альхамду ли-Ллях» за ребенка, то это новоизобретенное деяние, на указание которого нет довода, и в хадисе сказано: «Если кто-либо из вас чихнет, то пусть восхвалит Аллаха». аль-Бухари 6224.
Поэтому не следует восхвалять Аллаха за другого человека, ни за жену, ни за ребенка, будь он маленький или взрослый. Также ему не говорят: «ярхамука-Ллах» (Да помилует тебя Аллах) при его чиханье, так как он не сказал в этот момент: «альхамду ли-Ллях». Однажды при пророке (мир ему и благословение Аллаха) чихнули двое, и одному пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал «ярхамука-Ллах», а другому он ничего не сказал. Тот спросил: «Ты это сказал, а мне нет, о посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Этот восхвалил Аллаха, поэтому я сказал, а ты не восхвалил Аллаха»». аль-Бухари 6221, Муслим 2991.