что нужно говорить когда заходишь в мечеть
Какое дуа следует читать при входе в мечеть? Видео
Всевышний Аллах предписал нам каждый день совершать пятикратную молитву. Эти молитвы желательно совершать коллективно, а лучше всего – в мечети. Это сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), за которую верующий получает большую награду.
Душа искреннего верующего находит в мечети покой и отдых от беспрерывных мирских сует. Ведь мечети считаются домами Всевышнего, а те, кто заходит в мечети, являются гостями Аллаха. Поэтому, заходя в дома Аллаха, человек должен определённым образом выказывать уважение.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ غَدَا إِلَى المَسْجِدِ وَرَاحَ، أَعَدَّ اللَّهُ لَهُ نُزُلَهُ مِنَ الجَنَّةِ كُلَّمَا غَدَا أَوْ رَاحَ
«Для того, кто утром или вечером отправляется в мечеть, Всевышний Аллах готовит угощение (еду и всё то, чем встречают гостя) в Раю каждый раз, как он делает это». (Бухари, 662; Муслим, 669; Ибн Хиббан, 2037)
Помимо проявления уважения к мечети желательно возносить дуа при входе в мечеть, а также при выходе из неё. Начинать вход в дом Аллаха с упоминания Его имени и имени Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также с мольбы к нему также является одним из способов проявления уважения.
Как и в любых подобных случаях, здесь можно обращаться к Всевышнему с мольбой своими словами. Однако лучше возносить именно те мольбы, на желательность которых в это время и в этом месте указал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники, их последователи и большие учёные (да будет доволен ими всеми Аллах).
От Абу Хумайда и Абу Усайда (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إذَا دَخَلَ أحَدُكُمُ المَسْجِدَ فَلْيُسَلِّم على النَّبيّ صلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، ثُم ليَقُلِ: اللَّهُمَّ افْتَحْ لي أبْوَابَ رَحْمَتِكَ، وَإذَا خَرَجَ فَلْيَقُلِ: اللَّهُمَّ إني أسألُكَ مِنْ فَضْلِكَ
«Когда кто-либо из вас будет входить в мечеть, пусть поприветствует Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а потом скажет: «Аллаhумма-фтах’ ли абваба рах’мати-ка (О Аллах, открой для меня врата Твоего милосердия)» Когда же он будет выходить из мечети, пусть скажет: «Аллаhумма, инни асъалю-ка мин фазли-ка (О Аллах, поистине, я прошу Тебя о милости Твоей)»». (Имам Ахмад, 16057; Муслим 713; Абу Дауд, 465, Ибн Маджах, 772)
В той версии этого хадиса, которую приводит Ибн Маджах, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) также сказал:
وَإِذَا خَرَجَ، فَلْيُسَلِّمْ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَلْيَقُلْ: اللَّهُمَّ اعْصِمْنِي مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
«Когда же он будет выходить из мечети, пусть поприветствует Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и скажет: «Аллахумма, а‘сим-ни мин аш-шайтани-р-раджим (О Аллах, защити меня от проклятого шайтана)»». (Ибн Маджах, 773; Ибн Хиббан, 2050)
Также от ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что, входя в мечеть, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
أَعُوذُ بِاللَّهِ الْعَظِيمِ، وَبِوَجْهِهِ الْكَرِيمِ، وَسُلْطَانِهِ الْقَدِيمِ، مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
«А‘узу би-Лляhи-ль-‘Азим, ва би-ваджhи-hи-ль-карим, ва сульт’ани-һи-ль-кадим мин аш-шайт’ани-р-раджим (Прибегаю к Аллаху Великому и Благородному, Его предвечной власти от проклятого шайтана)». (Абу Дауд, 466)
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн аль-Хасан передавал со слов своей матери, что его бабушка Фатима, дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), сказала:
«Обычно, входя в мечеть, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Би-ми-Лляhи ва-с-саляму ‘аля Расули-Лляhи Аллаhумма-гфир ли зунуби ва ифтах’ ли абваба рах’мати-ка (С именем Аллаха, и приветствие Посланнику Аллаха. О Аллах, прости мне мои грехи и отвори мне врата Твоего милосердия)». Когда же он выходил из мечети, он говорил: «Би-ми-Лляhи ва-с-саляму ‘аля Расули-Лляhи Аллаhумма-фтах’ ли абваба фазлика (С именем Аллаха, и приветствие Посланнику Аллаха. О Аллах, прости мне мои грехи и отвори мне врата Твоей милости)»». (Имам Ахмад, 26416; Ибн Маджах, 771; Тирмизи, 314)
Передаётся ещё много хадисов, в которых приводятся молитвы, которые желательно читать при входе в мечеть и при выходе. Все эти дуа имеют практически один и тот же смысл, и человек при входе в мечеть и при выходе может прочитать любую из этих молитв.
Будем благодарны за репост!
Мухаммад Султанов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Этикет вхождения в мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха),
1.Перед тем, как отправиться в мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха) (по возможности) нужно искупаться (а если не удалось, то можно делать таяммум), постричь волосы и ногти и надеть самую лучшую и красивую одежду и надушиться благовониями.
Нужно иметь огромную надежду на милость к тебе от Аллаха, за вступление в это место.
Вступать в мечеть нужно смиренно, покорно и сохраняя все этические нормы этого места.
Увайсуль Карани, когда увидел могилу Пророка (мир ему и благословение Аллаха), упал, потеряв сознание. Это место, где должны выражаться смиренность и покорность всех мусульман и где с их глаз должны течь слезы («Ихяъ«).
3. Перед тем, как посетить могилу Посланника (мир ему и благословение Аллаха) можно что-нибудь раздать в садака (при возможности).
4. Дойдя до ворот мечети заново нужно покаяться и нужно задержаться возле входа связав это мысленно с очищением от грехов. При виде мечети нужно вспомнить, что она стала достойной из-за достоинства и ценности Пророка (мир ему и благословение Аллаха). На миг задержавшись у дверей нужно сердцем у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просить позволения войти.
5. Входить нужно с правой ноги и при этом читать дуа, которую желательно читать при входе и в другие мечети:
Перевод: «Я прошу защиты у Великого Аллаха, Его сущность достойного, и изначальным Его правлением, от сатаны изгнанного от Его милости. Именем Аллаха, я прошу помощи и вся хвала Ему, нет мощи и силы кроме как от Всевышнего Аллаха. О, мой Аллах, Ты благослови нашего господина Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), его семью, его сподвижников и всех. О, мой Аллах, Ты смой мои грехи и открой врата Милости. О, мой Аллах, Ты помоги мне и направь по истинному пути, улучши мой нрав, помоги мне сделать то, чем ты бываешь доволен, помилуй меня тем, что заставишь уважать это достоинство. Да благословит тебя Всевышний, о, Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и ниспошлет Тебе милости и блага. Да благословит Всевышний нас и праведных рабов Аллаха. « Фатхуль Аллам», т. 4., с. 499.
Если до Равзы не удалось дойти, то где будет удобно совершают два ракаата тахийята. После
Тот, кто наизусть не знает » Къул я айюгьал « то в обоих рака-атах после » АлхIама « читают «Къулгьу». После намаза надо сердцем и языком воздать хвалу Аллаху за это благо, и просить Аллахапринять их зиярат и исполнения блага. Потом надо попытаться подойти к могиле.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
15 правил посещения мечети
Правило посещения мечети №1: омовение и купание
Перед отправкой в мечеть желательно совершить омовение, надеть чистую одежду, надушиться благовониями, особенно в пятничный день.
В хадисе говорится: «Тот из вас, кто совершит дома как следует малое омовение, а затем с целью совершить намаз отправится в мечеть, тому Всевышний Аллах за каждый проделанный шаг возвеличит ему степень и сотрёт ему один грех. И это будет продолжаться вплоть до того, как человек войдёт в мечеть. Пришедший в мечеть и ожидающий намаз получает награду как за совершение намаза» (Ибн Маджа).
Запретно заходить в мечеть в состоянии джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание после полового осквернения), а также женщинам в период месячных или послеродовых выделений).
Пророк ﷺ изрёк: «Мечеть запрещена для женщин с месячными и всех, кто находится в состояние джанабы» (имамы Абу Давуд, Ибн Маджа, аль-Байхаки)
Правило посещения мечети №2: удаление неприятного запаха
Тому, кто намерен отправиться в мечеть, порицается употребление лука, чеснока, редьки и других продуктов, имеющих специфический запах.
Посланник Господа ﷺ изрёк: «Пусть не приближается к нашей мечети тот, кто поел лука или чеснока. Ведь, поистине, ангелы испытывают неприязнь к тому же, к чему испытывают неприязнь потомки Адама» (имам Муслим).
Правило посещения мечети №3: дуа по дороге
Пророк ﷺ при отправлении в мечеть читал следующую мольбу:
اَللَّهُمَّ اجْعَلْ فِي قَلْبِي نُوراً، وَفِي لِسَانِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي سَمْعِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي بَصَرِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ خَلْفِي نُوراً، وَمِنْ أَمَامِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ فَوْقِي نُوراً وَمِنْ تَحْتِي نُوراً، اَللَّهُمَّ أَعْطِنِي نُوراً
«Аллаhумма, идж‘аль фи ḱальби нуран, ва фи лисани нуран, ва-дж‘аль фи сам‘и нуран, ва-дж‘аль фи баĉари нуран, ва-дж‘аль мин хальфи нуран, ва мин амами нуран, ва-дж‘аль мин фавḱи нуран, ва мин таẍти нуран. Аллаhумма, а‘ҭыни нуран»
«О Аллах, помести в сердце моё свет, и в язык мой свет, и в слух мой свет, и в зрение моё свет, и позади меня свет, и передо мной свет, и надо мной свет, и подо мной свет. О Аллах, даруй мне свет» (имам Муслим).
Правило посещения мечети №4: не бежать на намаз
Идти в мечеть на молитву следует спокойным размеренным шагом. Посланник Божий ﷺ изрёк: «Когда услышите, как объявляют о начале намаза, ступайте на намаз. (Направляясь на намаз), вам следует хранить спокойствие и вести себя достойно. Не спешите, и совершите (вместе со всеми ту часть) намаза, на которую вы успеете, а пропущенное вами — восполняйте (самостоятельно)» (имам аль-Бухари).
Но если мы опаздываем на пятничную молитву, то мы должны спешить по мере возможности, успеть вступить в намаз за имамом.
Правило посещения мечети №5: дуа при входе
Входят в мечеть с правой ноги и читают следующую молитву:
أَعُوذُ بِاللهِ الْعَظِيـمِ وَبِوَجْهِـهِ الْكَرِيـمِ وَسُلْطَانِهِ الْقَدِيـمِ مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيمِ، بِسْـمِ الله، وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ افْتَـحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتـِكَ
«А’уҙубилляhи-ль-‘Аӟыми, ва би-ваджhиhи-ль-Карими ва сульҭаниhи-ль-ḱадими мина-ш-шайҭани-р-раджими. Бисмилляhи, ва-ĉ—ĉаляту ва-с-саляму ‘аля расули-Лляhи. Аллаhумма-фтаẍ ли абваба раẍматика».
«Прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику и Его предвечной власти от проклятого шайтана. С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха. О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего».
Правило посещения мечети №6: намерение на итикаф
При входе в мечеть желательно совершить намерение пребывать в итикафе: «Я буду пребывать в (состоянии) итикафа всё время, пока я нахожусь в мечети». Итикаф – это пребывание в мечети с соответствующим намерением. Даже если мусульманин не будет делать ничего особенного, все равно он получит вознаграждение за нахождение в мечети с таким намерением.
Основанием данному виду поклонения служит аят Корана, в котором говорится:
لَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِد
« и не приближайтесь к своим жёнам, будучи совершающими итикаф. » (смысл 187 аята суры «аль-Бакара»).
Кроме того, основанием для такого поклонения служит хадис, который передала супруга Посланника Всевышнего ﷺ Айша (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится: «Пророк ﷺ совершал итикаф в последние десять дней месяца Рамадан» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Правило посещения мечети №7: намаз приветствия мечети
Перед тем как сесть в мечети, совершают двухракаатный намаз-тахият. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».
Намерение для этой молитвы: «Я намерен совершить дувухракатную желательную молитву приветствия». Так же можно прочитать любой другой намаз и вы получите вознаграждение как и за намаз-тахият.
Если нет возможности совершить намаз, то произносят: «Субханаллаhи вальхамду лилляhи ва ля иляhа илля-ллаhу валлаhу акбар ва ля хавля ва ля куввата илля биллаhиль ‘алиййиль-‘азим».
Правило посещения мечети №8: не перешагивать через людей
Если вы пришли в мечеть на коллективное богослужение, то лучше всего занять место в переднем ряду. Но если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдёте свободное место. Категорически недопустимо проходить вперёд, перешагивая через людей. Посланник Господа ﷺ изрёк: «Тот, кто в пятницу продвигается вперёд сквозь ряды (в мечети, расталкивая и переступая через людей), прокладывает себе мост в геенну!» (имам ат-Тирмизи).
Правило посещения мечети №9: не проходить перед молящимися
Находясь в мечети, следует быть внимательным и не проходить перед человеком, читающим намаз. Пророк ﷺ изрёк: «Если бы проходящий перед молящимся человек знал, какой (грех он берёт) на себя, он (понял бы), что ему лучше простоять на месте сорок, чем пройти перед (тем, кто совершает молитву)!» (имам Муслим). Разъясняя этот хадис, один из его передатчиков, Абу ан-Надр, сказал: «И я не знаю, что именно Пророк ﷺ сказал – сорок дней, месяцев или лет».
Чтобы не подвергать людей подобным затруднениям, тому, кто собирается прочитать сунна или нафиль-намаз в мечети, следует выбрать место, где перед ним может пройти наименьшее количество людей.
Правило посещения мечети №10: отказ от пустословия
Не одобряется в мечети отвлекаться на то, что отдаляет от поминания Всевышнего, например, на смех, ненужные разговоры и т.д.
Ибну Хиббан привёл хадис от Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Ближе к Концу света некоторые люди будут обсуждать в мечетях нерелигиозные вопросы».
Правило посещения мечети №11: не повышать голос
Нельзя в мечети повышать голос, кричать, ругаться, ссориться. Передаётся от Абу Саида аль-Худри, что Пророк ﷺ проводил время в мечети и услышал, как люди громко читают. Он открыл занавеску и сказал: «Разве вы все не беседуете с Господом? Не мешайте друг другу и не повышайте свои голоса над другими в чтении» (имамы Абу Давуд, ан-Насаи, аль-Байхаки, аль-Хаким).
Правило посещения мечети №12: отказ от торговли
Нельзя в мечети заключать торговые сделки и объявлять о пропаже чего-либо. Пророк ﷺ изрёк: «Если вы увидите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: «Да не даст успеха Аллах в твоей торговле!»» (имам ат-Тирмизи). В другом хадисе говорится: «Если вы услышите, как кто-то возвещает в мечети о пропаже, то скажите ему: «Пусть Аллах не вернет тебе потерянное!» – ибо не для этого были построены мечети!» (имам Муслим).
Правило посещения мечети №13: соблюдать чистоту, беречь имущество мечети
Необходимо бережно относиться к имуществу мечети, соблюдать чистоту. Одобряется выносить мусор или соринки из мечети. Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: «Мне были показаны вознаграждения, уготовленные для членов моей уммы, (и среди них была награда) даже за соринку, которую человек выносит из мечети…» (имамы ат-Тирмизи, Абу Давуд, аль-Байхаки).
Правило посещения мечети №14: не выходить после азана
Без крайней необходимости порицается, когда прозвучал азан, не дожидаясь совершения намаза коллективом, выйти из мечети. Даже несмотря на то, что вы уже прочитали намаз, лучше остаться, чтобы прочитать его с джамаатом.
Пророк ﷺ изрёк: «Если вы в мечети, когда провозглашается азан, никто из вас не должен уходить до тех пор, пока не совершит молитву» (имам Ахмад). Также в другом хадисе говорится: «Тот, кто находится в мечети после призыва на молитву (азана), а затем уходит, не по нужде и без намерения вернуться, – лицемер» (Ибн Маджа).
Правило посещения мечети №15: дуа при выходе
Выходят из мечети с левой ноги и читают следующую молитву:
بِسمِ الله وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ إِنّـي أَسْأَلُكَ مِـنْ فَضْـلِك، اَللَّهُـمَّ اعْصِمْنِـي مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيم
«Бисмилляhи, ва-ĉ—ĉаляту ва-с-саляму ‘аля расулилляhи, Аллаhумма, инни ас’алюка мин фаḓлика, Аллаhумма-‘ĉимни мина-ш-шайҭани-р-раджим».
«С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о милости Твоей, о Аллах, защити меня от проклятого шайтана».
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
12 правил посещения мечети
При входе в мечеть произносить: «Аллахумма ифтах ли абваба рахматика»
Мечеть – дом Всевышнего Аллаха на земле, поэтому при посещении мечети должны соблюдаться определенные правила:
1. При намерении посетить мечеть надо совершить дуа, которое читал посланник Аллаха (мир ему)
«Аллахумма-дж’аль фи кальби нуран, ва фи лисами нуран, ва фи сам’и нуран, ва фи басари нуран, ва мин фауки нуран, ва мин тахти нуран, ва ‘ан йамини нуран, ва ‘ан шимали нуран, ва мин ама-ми нуран, ва мин хальфи нуран, ва-дж’аль фи нафси нуран, ва а’зым ли нуран, ва аззым ли нуран, ва-дж’аль ли нуран, ва-дж’аль-ни нуран, Аллахумма-‘ты-ни нуран, ва-дж’аль фи ‘асаби нуран, ва фи ляхми нуран, ва фи дами нуран, ва Фи ша’ри нуран ва фи башари нуран!»
«О Аллах, помести в сердце мое свет, и в язык мой свет, и в слух мой свет и в зрение мое свет, и помести надо мной свет, и подо мной свет, и справа от меня свет, и слева от меня свет, и передо мной свет и позади меня свет, и помести свет в душу мою, и сделай свет для меня великим, и сделай свет для меня большим, и зажги для меня свет, и сделай меня светом. О Аллах, даруй мне свет, и помести в мои сухожилия свет, и помести в мою плоть свет, и в мою кровь свет, и в мои волосы свет и в мою кожу свет».
2. Войти в мечеть с правой ноги и произнести:
«Аллахумма ифтах ли абваба рахматика».
«О Аллах, открой мне врата своей милости».
В хадисе сказано: «…и когда один из вас заходит в мечеть пусть приветствует пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и говорит: «Аллахумма ифтах ли абуаба рахматик».
3. Является обязательным для мусульманина, когда он заходит в мечеть и хочет сесть в ней, чтобы он прочитал два ракаата.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если один из вас зашел в мечеть, то пусть помолиться в два рака’ата прежде чем сядет в ней».
4. Не повышать голос в мечети.
Пророк (мир ему) сказал: «Не пускайте в ваши мечети ваших малых детей и безумцев, не занимайтесь в мечетях торговлей, не повышайте там голос, не обнажайте мечи и не подвергайте в них наказанию (виновных), но окуривайте их благовониями и ставьте у дверей (мечетей) сосуды с водой для очищения».
5. Выходить из мечети следует с левой ноги, произнося:
بِسمِ الله وَالصّلاةُ وَالسّلامُ عَلى رَسولِ الله، اللّهُـمَّ إِنّـي أَسْأَلُكَ مِـنْ فَضْـلِك، اللّهُـمَّ اعصِمْنـي مِنَ الشَّيْـطانِ الرَّجـيم
«Би-сми Лляхи, ва-с-саляту ва-с-саляму ‘аля расули Лляхи, Аллахумма, инни ас’алю-кя мин фадли-кя, Аллахум-ма-‘сым-ни мин аш-шайтани-р-раджими».
«С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о милости Твоей, о Аллах, защити меня от проклятого шайтана».
6. Запрещено перед походом в мечеть употреблять лук или чеснок.
Пророк (мир ему) говорил: «Кто поест лук, чеснок или лук-порей, пусть не приближается к нашей мечети, потому что ангелов раздражает то, что раздражает сынов Адама».
7. Если вы опоздали на намаз, не вбегайте в мечеть.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если намаз уже начался (то для того, чтобы участвовать в нем), не приходите бегом, а идите медленно, спокойно присоединяйтесь к нему, и на какую часть успеете, прочитайте за имамом, и то, что пропустили, то дочитайте» (Бухари, Муслим).
8. Запрещено проходить перед человеком, совершающим намаз.
В хадисе сказано: «Если бы проходящий непосредственно перед молящимся знал, что он совершает, то простоять сорок лет было бы лучше для него, чем пройти непосредственно перед ним».
9. Во время коллективного намаза мусульманин должен сесть там, где он найдет свободное место, и не должен доставлять неудобств уже сидящим людям.
10. Женщинам запрещено посещать мечеть в ее особенные дни.
11. Если прозвучал азан, не стоит покидать мечеть, не прочитав намаз, даже несмотря на то, что вы его прочитали. Совершите нафль намаз вместе с джамаатом.
12. Запрещается сидеть, направив ноги в сторону Каабы.
Намаз приветствия мечети (тахийят)
Намаз-тахийят – это двухракаатный намаз, совершаемый после входа в мечеть.
При входе в мечеть произносят салават – формулу благословения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), затем читают:
اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك
Перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости».
В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.
Этот намаз следует совершать всякий раз при входе в мечеть, даже если вы вошли ненадолго. Если вы вышли на короткое время и снова зашли, то и в этом случае следует совершить тахийят. Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.
Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.). Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.
Если мусульманин сядет в мечети, то время совершения намаза-тахийят заканчивается. Так же заканчивается его время при отказе его совершения. Но если он сел по забывчивости и не прошло времени больше, чем нужно для совершения двухракаатного намаза, то время намаза-тахийят не считается законченным. Время его не заканчивается и в том случае, если присесть, с намерением тут же встать, например, из-за усталости или присесть, чтобы испить воды. Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить, то ему желательно четыре раза произнести:
سُبْحَانَ اللَّهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَاَللَّهُ أَكْبَرُ وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّهِ الْعَلِيِّ الْعَظِيمِ
Перевод: «Пречист Аллах, всякая хвала Аллаху, нет божества, которому следовало бы поклонятся кроме Аллаха, Аллах велик и нет силы оставить плохое и нет мощи совершить хорошее, кроме как от Аллаха Великого и Величественного».
Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха. Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.
Если в пятницу мусульманин войдёт в мечеть во время чтения проповеди (хутбы) имамом, то и тогда ему следует совершить намаз-тахийят.
В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».
Намаз-тахийят – это настоятельная сунна (суннатун муаккадатун). Его разрешают совершать и в периоды, когда совершать намазы нежелательно. Но если его пропустили, то возмещать уже не надо.
Намерение произносится так: «Я вознамерился совершить намаз-тахийят».
Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается. При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.
Мухаммад Халиков
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.