что нужно говорить когда идет дождь по исламу
Намаз прошения дождя (салат аль-истиска)
Различают два вида желательного намаза (суннат-намаза): первый вид – это суннат-намазы, которые желательно совершить в одиночестве, например, ратибат, зуха, аввабин и др. Второй вид – это суннат-намазы, которые желательно совершать коллективно, то есть в джамаате. Об этом втором виде намаза и пойдёт речь в нашей статье. Одним из них является суннат-намаз, который совершается для прошения дождя.
Совершать намаз прошения дождя при необходимости является настоятельно рекомендованной сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Даже если мусульмане одного города не лишены дождя и не испытывают трудностей из-за засухи, им желательно совершать намаз прошения дождя, если где-то в другом городе мусульман настигла засуха. Совершая этот намаз, они будут просить Всевышнего послать страдающим от засухи мусульманам дождь и приумножить собственные блага.
Этот намаз можно совершить несколько раз, в зависимости от нужды. Если после подготовки к совершению намаза пойдёт дождь, то в любом случае желательно собраться для мольбы (дуа) и воздания хвалы Всевышнему. С этой целью совершают и намаз, после него также читается и соответствующая хутба с выражением благодарности Аллаху.
Имам повелевает людям до совершения намаза поститься три дня, каяться в грехах и совершать благие деяния. Рекомендуется также просить прощения друг у друга за причинённые обиды и т.п. После этого на четвертый день весь джамаат населенного пункта выходит на открытое место, смиренно, соблюдая и в этот день очередной пост. Они выходят в старой рабочей одежде. Вместе с мужчинами рекомендуется выходить детям и старикам, ибо их мольба имеет больше шансов быть принятой. Если среди мусульман проживают иноверцы, которые находятся под опекой мусульман (зиммий), им тоже разрешают выйти на собрание о прошении дождя. Но они совершают свои обряды отдельно от мусульман.
Что касается самого намаза, то он состоит из двух ракаатов, совершаемых так же, как праздничные суннат-намазы. Но, в отличие от праздничного намаза, для намаза прошения дождя нет определённого времени. Следовательно, его можно совершать как днём, так и ночью.
После завершения намаза, так же, как и в праздничном намазе, читается хутба, но вместо каждого такбира, который читается в хутбе праздничного намаза столько же раз соответственно, здесь читается истигфар:
أستغفر الله الذي لا إله إلا هو الحي القيوم وأتوب إليه
«Астагфиру Ллаха ллязи ла иляха илля хува ль-хайю ль-каййум ва атубу илайх».
Следовательно, в первой хутбе этот истигфар читается девять раз, а во второй – семь. В период чтения хутбы желательно многократно повторять истигфар и читать следующие аяты:
اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ إِنَّهُ كَانَ غَفَّارًا ، يُرْسِلِ السَّمَاءَ عَلَيْكُمْ مِدْرَارًا
Когда имам прочтёт примерно треть второй хутбы, ему желательно повернуться в сторону Киблы и усердно обращаться к Аллаху с мольбой, читая дуа про себя и вслух. Когда имам просит что-то вслух, люди говорят «Амин», подняв руки ладонями вниз. Так руки держат, когда просят у Всевышнего отвести беду, а когда просят дать что-либо, просят, подняв руки ладонями вверх.
После того, как имам повернётся в сторону Киблы, ему и остальным людям следует вывернуть верхнюю одежду (халат, куртку и т.д.) наизнанку, а также вдеть правую руку в левый рукав, а левую – в правый. Мудрость этого заключается в хорошем предзнаменовании об изменении бедствующего положения мусульман к лучшему. Ибо в хадисе, переданном имамом Ахмадом и другими мухаддисами, говорится:
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يحب الفأل الحسن ، رواه الإمام أحمد وغيره
«Посланник Аллаха любил хорошее предзнаменование».
В таком состоянии одежду оставляют до тех пор, пока люди не сменят её на другую.
Если имам не будет совершать намаз прошения дождя, люди имеют право совершить его самостоятельно.
Желательные действия при дожде
Во время дождя, который пойдёт после намаза прошения, желательно открыть тело, кроме аврата, чтобы на него попал дождь. Особенно желательно сделать это при первом дожде. Также желательно при отсутствии опасности для жизни и здоровья купаться в селевых потоках. При громе и молнии желательно произносить:
سُبْحَانَ الَّذِي يُسَبِّحُ الرَّعْدُ بِحَمْدِهِ وَالْمَلَائِكَةُ مِنْ خِيفَتِه
«Субхана ллази йусаббиху ррааду бихамди ва ль-малаикату мин хифатих».
Но на саму молнию смотреть нежелательно.
Когда идёт дождь, желательно сказать:
اللهم صَيِّبًا نَافِعًا
«Аллахумма саййибан нафиган».
Также желательно просить что-либо другое у Всевышнего, ибо время дождя считается временем ниспослания милости Аллаха.
После дождя желательно сказать, что этот дождь пошёл по милости Аллаха. Если же люди испытают неудобства из-за чрезмерных дождей, то желательно просить у Аллаха прекращения дождя, но специального намаза для этого не совершают.
По материалам книги Имама Ан-Навави «Минхадж ат-талибин»
Подготовил: Ахмад Магомедов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Какое благо таит в себе дождь
فَانْظُرْ إِلَى آثَارِ رَحْمَةِ اللَّهِ كَيْفَ يُحْيِي الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا
« посмотри на последствия милости Аллаха (посредством дождя), как Он оживляет (заставляет произрастать и цвести) землю после её смерти (засухи)» (сура «Ар-Рум», аят 50).
Дождь – спасительная влага для почвы, вода, образующаяся при конденсации водяного пара, выпадающая из облаков и достигающая земной поверхности в виде капель жидкости. Диаметр дождевых капель колеблется от 0,5 до 6 мм. Капли мельче 0,5 мм называются моросью. Капли крупнее 6 мм сильно деформируются и разбиваются при падении на землю. В зависимости от объёма осадков, выпадающих за определённый промежуток времени, по интенсивности различают слабые, умеренные и сильные (ливневые) дожди.
За один сильный грозовой ливень продолжительностью всего 20–30 мин. может выпасть до 25 мм осадков. Среднее годовое количество осадков на всей поверхности Земли – ок. 910 мм. В тропических регионах среднегодовое количество осадков не менее 2500 мм, в умеренных широтах – ок. 900 мм, а в приполярных районах – ок. 300 мм.
С каждой каплей дождя и каждой снежинкой, падающей с неба, спускается ангел, чтобы не дать им коснуться друг друга, что мы видим своими глазами.
В книге «Аль-Мукадимату аль-Хадрамия» пишется, что во время первого дождя нового года (по Хиджре) желательно открыть своё тело (кроме аврата), встать под дождём и купаться под ним, также совершать омовение стекающей дождевой водой. Если не получается искупаться, то хотя бы сделать омовение. Также желательно во время грома и молний поминать Аллаха. Но нежелательно смотреть на молнию.
Имам Малик (да будет доволен им Аллах) в своём сборнике хадисов «Мувата» приводит хадис с достоверной цепочкой от Абдулаха бин Зубайра (да будет доволен им Аллах): «Он (Пророк) (мир ему и благословение Аллаха) во время грома и молнии прекращал разговор и произносил:
سبحان من يسبّح الرّعد بحمده, والملائكة من خيفته
«Пречист Аллах от всего неподобающего, приписываемого Ему, Он – Тот, Которого восхваляют гром и ангелы, испытывая страх перед Ним».
Также во время дождя желательно сказать:
اللّهمَّ صَيِّبَاً هنئا و سَيباً نافعاً
«О Аллах, одари нас обильным дождём и полезным потоком».
После дождя желательно сказать:
مطرنا بفضل الله ورحمته
«Мы удостоились дождя по щедрости и милости Аллаха».
Если есть опасность от сильных ливней, желательно сказать:
اللّهمَّ حوالينا ولا علينا
«О Аллах, пролей дождь не на нас, а на наши окрестности».
Есть много времён, ситуаций и мест, в которых Всевышний принимает дуа. Упоминается, что велика вероятность принятия мольбы во время дождя.
ثنتان ما تردان الدعاء عند النداء وتحت المطر
«В двух ситуациях Аллах непременно принимает мольбу: во время азана на молитву и во время дождя» («Джамиуль-ахадис», № 11324).
Лечебные свойства дождевой воды
При чтении на воду аятов Корана или иных молитв она приобретает лечебные свойства. К примеру, мусульманские специалисты широко используют воду, на которую читаются аяты Корана, для лечения от всевозможных заболеваний, для улучшения памяти, даже для лечения одержимых духами, именуемыми в исламской традиции джиннами.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение), обращаясь к сподвижникам, спросил их: «Хотите, я обучу вас молитве, которой обучил меня ангел Джабраил (мир ему) и посредством которой у вас не будет нужды в лекарстве?» После того как сподвижники дали утвердительный ответ, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Берётся дождевая вода, и на неё читается сура «аль-Фатиха» семьдесят раз, «аль-Фаляк» – семьдесят раз, «Ан-Нас» – семьдесят раз, затем читается благословение на Пророка (мир ему и благословение) – семьдесят раз, произносятся слова «субханаллах» – семьдесят раз. Эту воду пьют утром и вечером семь дней подряд».
Молитва о прошении дождя
Иногда по воле Аллаха дождей не бывает длительный период и устанавливается высокая температура воздуха, в результате чего снижаются влагозапасы почвы и возникает почвенная засуха. Постепенно, по мере усиления жары, пересыхают пруды, реки, озёра, родники, – возникает опасность гибели растений и животных.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), ниспосланный как милость для миров, научил нас, как вести себя во время засухи. Сунной является часто просить о дожде у Всевышнего Аллаха, особенно после намазов и во время пятничной хутбы (проповеди). Молитва о дожде, то есть намаз, совершаемый при засухе, является настоятельной сунной (суннатун-муаккадатун).
Если после первой молитвы (намаза) дождь не пошёл, необходимо молиться ещё и ещё. Если дождь пошёл перед началом намаза, следует воздать хвалу Аллаху, прочитать молитвы, дуа, а затем совершить намаз. Перед намазом имам призывает джамаат (общину) готовиться к нему: в течение трёх дней соблюдать пост, раскаяться в совершённых грехах, оплатить долги у кого они есть, просить прощения у обиженных, дать бедным и сиротам милостыню (садака), простить друг другу обиды, совершать как можно больше добрых дел и тем самым постараться приблизиться к Аллаху. На четвёртый день поста, надев старую одежду, с благоговейной боязнью перед Аллахом все выходят на поле. С собой приводят и детей, и стариков, и даже скот. Молитва о дожде состоит из двух ракаатов, и совершают её так же, как и праздничные молитвы (намаз-ид). Для молитвы о дожде нет фиксированного времени. После намаза читается хутба, а вместо праздничного такбира читается истигфар (просьба о прощении грехов с произнесением «Астагфируллах»). В первую часть хутбы включается и следующее дуа:
اللَّهمَّ اسقِناغَيْثاً مُغِيثاً هَنيئاً مَريأً مَريعاً غَدَقاً مُجَلِّلاً سَحَّا عَامّاً طَبَقاً دَائِماً اللَّهمَّ اسْقِنا الْغَيثَ و لا تَجْعَلْنا مِن القَانِطِينَ. اللَّهمَّ أِنّا نَسْتَغْفِرُكَ انَّكَ كُنْتَ غَفَّاراً فَأَرْسلِ السَّماءَ علينا مدْراراً
«О мой Аллах, пошли нам дождь, такой, который спасает от бедствий, дождь добрый, благодатный, у которого результат похвальный (который даст хороший урожай), дождь обильный, охватывающий все земли, пропитывающий и покрывающий землю, постоянный. О мой Аллах, пошли нам дождь и не сделай нас потерявшими надежду. О мой Аллах, мы просим Тебя, чтобы Ты простил нам наши грехи, ведь Ты лучший из прощающих; пошли нам обильный дождь».
В начале второй части хутбы имам поворачивается в сторону Киблы, при повороте выворачивает верхнюю одежду наизнанку, и все присутствующие следуют в этом за ним. Это символизирует надежду на изменение. Не выворачивать одежду таким образом является нежелательным. Верхняя одежда остаётся вывернутой наизнанку до вечера, т. е. пока не лягут спать.
Если имам по какой-либо причине не совершает этот намаз, люди могут совершить его сами. Согласно мазхабу имама Абу-Ханифы (да будет доволен им Аллах), молитву прошения дождя можно совершать и индивидуально.
Курамухаммад-хаджи Рамазанов в своей книге «Суннат-намазы» отмечает, что в последнее время и в сёлах, и в городах редко можно видеть людей, совершающих намаз прошения дождя, все забросили эту высокочтимую сунну Пророка (мир ему и благословение). Ответственность за это перед Аллахом ложится на имамов мечетей и алимов. Невозможно представить себе всю величину приобретения Божественного дара тем, кто оживляет заброшенную людьми сунну Пророка (мир ему и благословение).
В хадисе, приводимом аль-Байхаки, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто держится моей сунны в то время, когда разложилась моя умма, получит воздаяние, равное воздаянию ста шахидов (т. е. погибших в борьбе на пути Аллаха)».
В достоверном хадисе, который приводят Ибну Маджа и ат-Тирмизи, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто бы ни оживил хоть одну мою сунну, заброшенную людьми после меня, тот получит столько вознаграждения, сколько получают все последовавшие этой сунне люди, ничуть не уменьшая их вознаграждения».
Совершить молитву о дожде надо хотя бы потому, что это сунна дорогого нам Пророка (мир ему и благословение), что в ней мы читаем дуа и предстаём перед Господом миров – Аллахом, признавая, что мы нуждаемся в Нём, в Его милости и помощи. Даже если дождя не будет, в этом случае мы хотя бы проявим покорность Аллаху и исполним сунну, за что будет воздаяние на Том свете.
Самым малым при выпрашивании дождя является чтение дуа, т. е. мольбы о ниспослании дождя, затем – прошение дождя в обязательном намазе, читая молитву «Кунут» («Махдина») в последнем ракаате, выпрямившись после поясного поклона. Но лучше всего совершить намаз так, как было описано выше. Да поможет нам в этом Аллах! Амин!
Молитва о дожде (салату-ль-истискаи)
Молитва о дожде, т. е. намаз, совершаемый при засухе, является настоятельной сунной (суннатун-муаккадатун). Если после первой молитвы (намаза) дождь не пошёл, необходимо молиться ещё и ещё. Если дождь пошёл перед началом намаза, следует воздать хвалу Аллаху, прочитать молитвы, дуа, а затем совершить намаз.
Перед намазом имам призывает джамаат (общину) готовиться к нему: в течение трёх дней соблюдать пост, раскаяться в совершённых грехах, оплатить долги, у кого они есть, просить прощения у обиженных, раздать бедным и сиротам милостыню, простить друг другу обиды, совершать как можно больше добрых дел и тем самым постараться приблизиться к Аллаху. На четвёртый день поста, надев старую одежду, с благоговейной боязнью перед Аллахом все выходят на поле. С собой приводят и детей, и стариков, и даже скот. Молитва о дожде состоит из двух ракаатов, и совершают её так же, как и праздничные молитвы (намаз-ид). Для молитвы о дожде нет фиксированного времени. После намаза читается хутба, а вместо праздничного такбира читается истигфар.
В первую часть хутбы включается и следующее дуа: «Аллахумма-скинагайсанмугисан, ханианмариан, мари‘ангадакан, муджаллилан, саххан ‘аммантабакан, даиман. Аллахум-ма-скиналь- гайса валятадж‘альнаминаль-канитина. Аллахумма иннанастагфирукаиннакакунта, гаффаран, фаарсили-ссамаа ‘алайнамидраран». (О мой Аллах, пошли нам дождь, такой, который спасает от бедствий, дождь добрый, благодатный, у которого результат похвальный (который даст хороший урожай), дождь обильный, охватывающий все земли, пропитывающий и покрывающий землю, постоянный. О мой Аллах, пошли нам дождь и не сделай нас потерявшими надежду. О мой Аллах, мы просим Тебя, чтобы Ты простил нам наши грехи, ведь Ты лучший из Прощающих, пошли нам обильный дождь.)
اللَّهمَّ اسقِناغَيْثاً مُغِيثاً هَنيئاً مَريأً مَريعاً غَدَقاً مُجَلِّلاً سَحَّا عَامّاً طَبَقاً دَائِماً اللَّهمَّ اسْقِنا الْغَيثَ و لا تَجْعَلْنا مِن القَانِطِينَ. اللَّهمَّ أِنّا نَسْتَغْفِرُكَ انَّكَ كُنْتَ غَفَّاراً فَأَرْسلِ السَّماءَ علينا مدْراراً
В начале второй части хутбы имам поворачивается в сторону Каабы, при повороте выворачивает халат (плащ) наизнанку, и все молящиеся следуют в этом за ним. Верхняя одежда остаётся вывернутой наизнанку до вечера, т.е., пока не лягут спать.
Если имам по какой-либо причине не совершает этот намаз, люди могут совершить его сами. Самым малым при выспрашивании дождя является чтение дуа, то есть, мольба о ниспослании дождя, затем – выпрашивание дождя в обязательном намазе, читая молитву «Кунут» («Махдина») в последнем ракаате, выпрямившись после поясного поклона. Но лучше всего совершить намаз так, как было описано выше.
Как исцелиться дождевой водой?
Как мы знаем из Корана и Сунны, дождевая вода является целебной как для организма человека, так и для всего живого на земле.
وَهُوَ الَّذِي أَرْسَلَ الرِّيَاحَ بُشْرًا بَيْنَ يَدَيْ رَحْمَتِهِ وَأَنزَلْنَا مِنَ السَّمَاءِ مَاءً طَهُورًا.
«Аллах подчинил Себе ветры, заставив их двигать облака и передавать людям радостную весть о дожде – проявлении милосердия Аллаха. Мы низвели с неба чистую воду, которая очищает от грехов и от грязи» (смысл 48 аятат суры «аль-Фуркан», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
Купание дождевой водой является исцелением от колдовства и сглаза. Доводом того, что дождевая вода изгоняет сатану, служит следующий аят Корана:
إِذْ يُغَشِّيكُمُ النُّعَاسَ أَمَنَةً مِّنْهُ وَيُنَزِّلُ عَلَيْكُم مِّنَ السَّمَاءِ مَاءً لِّيُطَهِّرَكُم بِهِ وَيُذْهِبَ عَنكُمْ رِجْزَ الشَّيْطَانِ وَلِيَرْبِطَ عَلَى قُلُوبِكُمْ وَيُثَبِّتَ بِهِ الْأَقْدَامَ.
«Вспомните, о верующие, как вы боялись нехватки воды для питья и страшились врагов. Аллах даровал вам мир, безопасность, погрузил вас в глубокий, спокойный сон. Аллах низвёл также дождь с неба, чтобы очистить вас дождевой водой и удалить с вас скверну шайтана. Аллах укрепил ваши сердца, наполнив их уверенностью в Его помощь, и утвердил ваши стопы, чтобы вы могли твёрдо стоять на ногах» (смысл 11 аятат сура «аль-Анфаль», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
Несомненно, что колдовство и сглаз являются из нечистот сатаны, а дождевая вода помогает исцелиться от этого.
وَأَنْزَلْنَا مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَنْبَتْنَا فِيهَا مِنْ كُلِّ زَوْجٍ كَرِيمٍ.
«…Мы низвели с неба дождь и взрастили благодаря ему всякого рода благородные, полезные растения» (смысл 10 аятат суры «Лукман», тафсир «Аль-Мунтахаб»).
1. Во время дождя желательно читать следующую мольбу (дуа):
اللَّهُمَّ صَيِّبًا نَافِعًا.
«О Аллах одари нас обильным дождём и полезным потоком».
2. Желательным также является купание в дождевой воде.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Нас постиг дождь, когда мы находились с Божьим Посланником ﷺ и он оголил часть тела, чтоб дождевая вода омыла её. Когда мы спросили Пророка ﷺ о причине такого поступка, он ответил: «Потому что он (дождь) близок к ответу на мольбу, обращённую ко Всевышнему»» (имам Муслим, 898).
Время, когда идёт дождь – это время благодати, которая ниспосылается от Господа, а место выпадения осадков становится местом, где высока вероятность, что Творец ответит на мольбу. В хадисе говорится: «В двух ситуациях Аллах непременно принимает мольбу: во время азана на молитву и во время дождя» (аль-Хаким «Мустадрак», ат-Табарани «Му’джам-уль-кабир»).
3. Когда дождь усиливается, следует прочитать следующую мольбу (дуа):
اللهم حوالينا ولا علينا، اللهم على الآكام والضراب وبطون الأودية ومنابت الشجر.
«О Аллах, пролей дождь не на нас, а на наши окрестности. О Аллах, пролей на холмы, а также на долины и места, где растут деревья».
4. По окончании дождя рекомендуется прочесть мольбу (дуа), которую читал Посланник Аллаха ﷺ :
مطرنا بفضل الله ورحمته.
«Мы удостоились дождя по щедрости и милости Аллаха» (имам аль-Бухари, 846).
При чтении на воду аятов Корана или иных молитв, она приобретает лечебные свойства. К примеру, мусульманские специалисты широко используют воду, на которую читаются аяты Корана, для лечения от всевозможных заболеваний, для улучшения памяти, даже для лечения одержимых духами, именуемыми в исламской традиции джиннами.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Во время дождя
Аллахумма саййибан нафи‘ан. Перевод: «О Аллах! Пусть этот дождь принесёт пользу».
Хаким рисовал с таким увлечением, что какое-то время даже не замечал, что на улице начался дождь. И только когда капли стали настойчиво барабанить по стеклу, мальчик оторвался наконец от своего интересного занятия.
А тут ещё и сестра позвала:
— Хаким! Иди посмотри, какой дождь на улице.
Хаким спрыгнул со стула и побежал к сестре, которая уже стояла у окна, глядя на разбушевавшуюся погоду.
Хаким прижался лбом к оконному стеклу. Посмотреть действительно было на что. Дождь лил стеной. Внизу люди спешили куда-то с зонтами, асфальт превратился в одну большую лужу.
Хаким любил дождь. И любил попадать под дождь. Хотя потом приходилось переодеваться и вытирать волосы полотенцем.
— Расскажи ещё раз про этот… как его… — попросил он сестру, которая заботливо пригладила взъерошенные волосы на его затылке.
— Про круговорот воды в природе? — подсказала она мальчику.
— Хорошо, — кивнула Ая. — Слушай. Вода рек, озёр и морей испаряется и поднимается вверх в виде пара. Он состоит из крошечных капелек…
Хаким вздохнул и начал живо представлять себе это удивительное путешествие такой маленькой, такой обыкновенной на вид капельки воды.
Вот она поднялась с поверхности какого-нибудь озера. Далеко-далеко. Где-нибудь… ну… где-нибудь в Гималаях… или в Африке. Хаким ещё не придумал, где было это большое чудесное озеро. Знал только, что где-то очень далеко.
И вот вода испаряется, капелька летит вверх. Всё выше и выше. Как тот наполненный гелием шарик, который папа купил ему в парке и который он потом отпустил в небо. Шарик полетел вверх и поднимался всё выше и выше. А Хаким наблюдал за ним до тех пор, пока шарик совсем не скрылся из виду.
И мальчик ещё некоторое время стоял и смотрел в небо, прикрыв ладонью глаза от солнца: вдруг шарик покажется ещё раз, мелькнёт где-нибудь там высоко-высоко, среди белых облаков.
— Потом вода поднимается. Поднимается очень высоко, туда, где намного холоднее… — продолжала тем временем Ая, глядевшая на дождь за окном вместе с Хакимом.
И вот эти капельки собираются в огромную тучу. Такую огромную, что её хватит, чтобы полить целый город. И вся она состоит из таких вот малюсеньких, микроскопических капелек.
— Аллах всё так чудесно устроил, правда? — сказала Ая.
Хаким молча кивнул.
— А потом эти капельки снова падают на землю, — продолжила Ая свой рассказ, который Хаким слышал, наверное, уже тысячу раз, но всё равно не уставал слушать.
И Хаким представил, как капелька из большого озера, проделавшая огромный путь вместе с тучей и повидавшая много разных стран, вдруг срывается с высоты и летит обратно на землю.
Но падает она, конечно же, совсем не там, где было её место когда-то. Она падает например, в пустыню, где помогает расти какой-нибудь верблюжьей колючке. Или в реку. Наверное, в Амазонку. Или сразу в Миссисипи. Или… Какие там ещё реки он видел на большой географической карте, которая висела на стене в комнате его сестры.
А может, она улетит далеко на север, превратится в снежинку и упадёт где-нибудь на Северном полюсе среди множества других снежинок. А может, угодит прямо на тёплый нос тюленя…
А может, прольётся вместе с дождём где-нибудь в джунглях, где, как рассказывала ему Ая, растут чудесные орхидеи и длинные лианы.
А потом капелька испарится опять. И снова поднимется в небо и отправится в очередное путешествие.
И так до бесконечности. Вверх, в небеса, а потом обратно на землю, раз за разом, день за днём, год за годом…
Брат с сестрой долго смотрели на дождь, забыв про все дела.
— А знаешь, что нужно говорить, когда идёт дождь? — спросила Ая брата.
— Что? — спросил Хаким.
— «О Аллах! Пусть этот дождь принесёт пользу /Аллахумма саййибан нафи‘ан». Это такое дуа на случай дождя. Вот такого, какой идёт у нас сегодня.
Хаким повторил за сестрой. Надо же, подумал он. Оказывается, дуа есть на все случаи жизни. Он решил поделиться этой мыслью с сестрой.
— Конечно, — кивнула Ая. — Всё так и есть. И эти дуа помогают нам никогда не забывать об Аллахе.
Хаким вздохнул и снова посмотрел в окно, по которому стекали крупные капли дождевой воды.
С кухни доносился аппетитный запах остывающего мясного пирога, который Хаким очень любил. Уже скоро должны были вернуться мама с папой. И тогда можно будет есть пирог, пить чай и разговаривать. Обо всём на свете. И, конечно же, о дожде.
— А знаешь, что я сейчас сделаю? — вдруг спросил Хаким.
— Что? — с улыбкой посмотрела на него Ая.
— Я пойду и нарисую дождь, — сказал Хаким, обрадовавшись этой неожиданной идее.
Она помолчала немного, а потом сказала:
— А знаешь, что? Я, пожалуй, тоже дождь нарисую. Только сначала намаз совершим.
Они вместе совершили намаз. А потом Хаким взял цветные карандаши и фломастеры, а Ая — акварельные краски и кисти, и оба они отправились рисовать этот замечательный дождь, который Аллах таким чудесным образом посылал на землю.