что нужно говорить доктору

Как правильно жаловаться врачу? 6 «шпаргалок» на приеме у доктора

«Я думал, что это не важно», «Я подождал пару недель, надеялась, что пройдет», «А точно стоит принимать это, а не вот то?» – в этих словах настоящий вызов для доктора. «Боль колющая? Режущая? Смыкающая?», «А раньше таких симптомов точно не бывало?», «Вы уверенны, что болит, а не просто печет?» – слова, вызывающие панику у пациента. Практические рекомендации по поводу того, как жаловаться врачу — собрала редакция Doc.ua

Рассказывает коллега: «Собираясь на прием к врачу я десятки раз повторяю себе, что «я буду спокойно и рационально объяснять, что со мной происходит я буду спокойно и рационально объяснять, что со мной происходит – я буду…. ». И, конечно же, захожу в кабинет и выдаю что-то вроде: «Посмотрите, что с веком! Как жить с аллергией? Почему всем лето, а мне вот так мучиться!» Доктор хороший и расспрашивает, задает вопросы, вытягивает факты, разрешает мне вот так разговаривать, но, выходя из кабинета, я не в ладах с собой, думаю, что рассказала не все и не так, как есть на самом деле». Вот несколько приемов, которые помогут вам результативно поговорить с врачом. Обращаем ваше внимание на то, что есть исключительные случаи и направления медицины, потому не всегда советы могут подходить

Пугает слово «анамнез»? Подготовьтесь к приему дома

Лишняя бдительность? Нет, в медицине это работает. То, что стоит взять с собой все возможные записи и анализы – очевидно. Но подготовить нужно и память, а если она подводит – карандаш.

Вопросы, на которые нужно ответить себе перед тем, как идти к врачу

Психолог Олеся Мазур, «Клиника выходного дня»: «Работа психолога и клиента – это одинаковая ответственность 50/50, поэтому, идя на прием к психологу, нужно очень четко сформулировать свой вопрос, чтобы в конце получить на него ответ и понимать, за что вы платите. То же можно сказать и про консультации у врачей других специальностей.»

Источник

Не бойтесь спрашивать: как правильно задавать вопросы врачу

Время чтения: 4 мин.

Если ваш близкий тяжело болен, вы наверняка уже не раз общались с его лечащим врачом. Но если лечение не помогает, возможности медицинской реабилитации исчерпаны, а состояние человека ухудшается все сильнее, врач может предложить задуматься о паллиативной помощи. Это обсуждается во время очередной консультации.

Химиотерапевт, врач-онколог клиники «Луч» Мария Степанова рассказывает, как подготовиться к такой встрече, какие вопросы стоит задать врачу и что взять с собой на запланированный визит к доктору.

Нужно ли до консультации все рассказать близкому?

Не пытайтесь оградить больного человека от правдивой информации о его прогнозе, но помните: вы можете не говорить ему об этом сами. Лучше сказать: «Давай сходим к специалисту вместе?». Это нормально — не знать, что делать в такой ситуации. Оставьте это врачу.

Обычно я вхожу в положение, объясняю: «Давайте я буду сейчас разговаривать. Это лучше услышать от меня, а не от вас. Какие бы хорошие вы ни были, какими бы замечательными ни были ваши отношения, негативные эмоции польются на того, кто сообщил о прогнозе, кто рассказал плохую новость. Когда мы ударяемся об косяк, мы инстинктивно злимся на него, потому что нам кажется, что это он сделал нам больно».

Пациенту лучше приходить с родственниками или одному?

Если ваш близкий не возражает, а вы уверены, что сможете его поддержать, идите на консультацию вместе с ним — человеку нужны «вторые уши», из-за волнения он может пропускать важную информацию. Вы можете прийти на консультацию и без вашего близкого. Тогда с собой нужно иметь нотариальную доверенность о том, что вы представляете его интересы. Без нее врач не может принять вас — это нарушение врачебной тайны.

Какие вопросы задать врачу?

Скорее всего, у вас уже есть специальный блокнот (или электронный файл) с информацией о вашем близком. Перед консультацией запишите, что беспокоит человека и не забудьте отметить важные вопросы. Для этого можно воспользоваться нашим чек-листом.

Чек-лист вопросов врачу

Что взять с собой на консультацию?

Лучше задавать этот вопрос лечащему врачу заранее, но обычно нужны:

Диски с результатами помогут и врачу, и вам: специалист наглядно объяснит, что происходит в организме больного и почему появляются тяжелые симптомы болезни. Если что-то непонятно, не стесняйтесь переспрашивать, уточнять, просить объяснить.

Как подготовиться к встрече?

Как минимум неделю перед консультацией обязательно записывайте:

Ко мне на консультацию по поводу мамы с канцероматозом брюшины пришла девушка. На вопрос о состоянии мамы отвечает: «У нее периодически бывает рвота, вчера была с мелкими черными крупинками». Значит, это не просто рвота: возможно, было кровотечение, и с этим надо разбираться. Поэтому так важно записывать и передавать врачу все «бытовые» детали, даже самые маленькие: это позволит избежать ухудшения состояния человека и назначить эффективную терапию.

Можно ли просить личные контакты врача?

Уместно будет задать вопрос: «Могу ли я связаться с вами, если возникнут какие-то вопросы?». Связаться с врачом можно не только по телефону, но и с помощью электронной почты, мессенджера. Обговорите, в какое время это удобно врачу. Например, с утра он может быть на обходе и не сможет вам ответить.

Есть ли какие-то правила этикета?

Иногда люди боятся спросить врача, кого он бы мог порекомендовать для получения «второго мнения». Им кажется, что так они выскажут сомнения в его квалификации. На самом деле, спрашивать об этом нормально. Не стесняйтесь задать такой вопрос специалисту.

Если вы решили вести запись консультации на диктофон, заранее предупредите об этом врача, объясните, для чего вы хотите это сделать и спросите разрешения.

Основные правила, как вести себя на консультации

Вам может быть интересно:

Утаивание болезни от близких – забота, героизм, страх? Как и зачем говорить близким о неизлечимой болезни.

Как разговаривать с человеком, который не может говорить. Если человек утратил способность устной речи, это не значит, что он перестал понимать и чувствовать.

Как помочь пожилым людям занять свободное время. Несколько идей, как разнообразить досуг пожилых родственников.

Бояться — это нормально. Как рассказать ребёнку о его тяжёлой болезни. Зачем нужен этот разговор и как подготовиться к такой беседе?

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Использовано стоковое изображение от Depositphotos.

Источник

«Комсомолка» разобралась, что приодеть на прием и зачем тащить с собой диктофон.

Недавно в свет вышла книга «Как болел бы врач. Маленькие хитрости большой медицины». Мы встретились с ее автором – врачом-терапевтом Ольгой Кашубиной – и выведали все профессиональные фишки медиков. Ведь они тоже люди. И хворают, и ходят в поликлинику, и ложатся в больничку. Но шансов поправиться у них при этом больше.

— Есть такой перегиб: мы надеемся, что само пройдёт. Люди не идут к доктору, потому что боятся высокомерия врачей, боятся, что у них найдут какую-то страшную болезнь. На самом деле лучше нарваться на недовольство бабушки в регистратуре поликлиники, чем рисковать своим здоровьем. И корить себя потом, если страшное все-таки стрясется.

Поликлиника: платная или по ОМС?

— То есть, качество лечения не зависит от заведения?

Академик Лядов, у которого я брала интервью для книги, сказал: если будут проблемы с сердцем, я точно пойду в госцентр, где лечить могут с закрытыми глазами, потому что колоссальная практика.

— Ну а когда все-таки нужно идти в платную клинику?

— Когда вам нужно выяснить диагноз побыстрее. Вы входите на сайт единой записи к врачам и понимаете, что запись по ОМС займёт много времени, в платное учреждение вы запишетесь в тот же день и недалеко от дома.

Дома или в больнице?

— Где болеть лучше, дома или в палате, под присмотром медиков?

Признаки хорошего доктора

— Доверяйте своему настроению: вам с доктором должно быть спокойно. Вам ещё ничего не назначили, а уже чувствуете: жизнь улучшилась!

— Врач ничего от вас не скрывает, говорит, что думает, куда он планирует вас направить и как лечить. И не отмахивается от вопросов, все готов объяснить.

— Дает свой телефон и почту, приглашает быть на связи.

— Не осуждает вас, не критикует, если вы нарушили режим или диету.

— Не прописывает гомеопатию и лекарств с недоказанной эффективностью. Хотя не нужно обвинять врачей в сговоре с фармацевтической мафией. С этим борются. Фармпредставителям запретили лично контактировать с медиками. По закону врач имеет право выписывать препараты только по действующему веществу, без указания бренда. То есть, не аспирин, а ацетилсалициловую кислоту.

Как подружиться с белым халатом

— Записывайтесь пораньше, пока доктор ещё не «замылился». Начинается приём с 8 утра, на 8 и записывайтесь.

— Обращайтесь к врачу по имени-отчеству.

— Продумайте костюм, чтобы не тратить время на одевание-раздевание: поменьше шнурков и пуговиц.

— Включайте диктофон: «Доктор, я боюсь забыть ваши рекомендации!» Врач напряжется, но не будет говорить вам ерунды. Диктофон дисциплинирует.

Вопрос ребром

Когда срочно звоним 003

— Высокая температура при незнакомых симптомах. Не насморк-кашель, а судороги, например.

— Внезапно онемела половина лица: это признак инсульта. Но не только это. Иногда бывают такие промежуточные состояния: транзиторная ишемическая атака. Грубо говоря, инсульт «собирался» случиться, но не случился. Однако само по себе это настолько грозное состояние, что лучше тысячу раз перестраховаться. Словом, если внезапно поплохело, и вы не понимаете, что это такое – срочно звоните.

— Нехватка воздуха при ОРЗ, при остром гриппе. Это может быть лёгочная недостаточность. Причины разные, но это состояние очень быстро развивается, и в домашних условиях не поможешь ничем. Нужно срочно вызывать скорую и ехать в ближайший стационар.

Больной вопрос

Так простужаются ли от сквозняков и кондиционеров?

— Чем лечиться, если уже заболел?

Как распознать врача-вредителя?

— С конца девяностых ходят самые разные байки о докторах-вредителях. Есть даже реальная история о маммологе, который давал здоровым женщинам направление на удаление молочной железы, потому что операция стоила несколько тысяч долларов. Вот типы докторов, которых нужно остерегаться:

Неграмотный. Ну, плохо учился человек. Бывает. Кажется, будто в последние годы «глупых» врачей стало больше. На самом деле, это не так. Наоборот, медицинское образование стало чуть-чуть лучше. Однако у всех нас появился интернет, и все могут погуглить назначения, рецепты, проверить компетентность доктора. Если знания врача вызывают сомнения, «пробейте» его советы по Сети. Но только не на форумах, а в статьях настоящих специалистов. Если текст без автора, сразу закрывайте. В медицине сведения очень быстро обновляются, поэтому текст должен быть не «старше» пяти лет. Если это не интервью с известным доктором, должны быть ссылки на источники. Я, как врач, вообще не против, чтобы пациенты гуглили: хорошее подспорье.

Источник

Вызвали врача на дом? Как подготовиться к приему?

Предлагаем памятку, написанную педиатром для родителей.

Несколько советов, как правильно и с максимальной пользой принять врача, вызванного на дом, для того чтобы:

«Итак, я рекомендую Вам научиться подготавливаться к приходу врача на дом таким образом:

1) Создайте для доктора максимальный комфорт и ускорение работы, чтоб она/он не терял(а) драгоценные минуты на такие пустяки:

2) Спрячьте куда-нибудь собак/кошек.

Я все понимаю, они у вас милые и не кусаются. Но доктор пришел не к ним, а к ребенку. Мне вот две премилые маленькие породистые собачки однажды на радостях капроновые колготки порвали — вот «весело»-то было. И не кусали вроде, а просто у них коготки такие хорошие, а сами они людей любят, передними лапками на них встают. А еще у доктора может быть аллергия на их шерсть/слюну. Да, и если Вы спрятали их ванной, то мыло и полотенце для врача заранее приготовьте на кухне.

3) Соберитесь с мыслями.

Очень много времени уходит на ненужную болтовню. Приведу пример наглядный. Как надо говорить: «вчера во столько-то поднялась температура до стольки-то, сбилась на столько-то часов после такого-то лекарства, потом снова наросла до такой-то цифры. Также со вчерашнего дня беспокоит такой-то кашель, с сегодняшнего — насморк с такими-то соплями и т. д.». А теперь как не надо рассказывать, ибо это ненужная пустая болтовня, отнимающая время: «Вчера звонит мне воспитатель, Ваш ребёнок, мол, заболел. Прихожу: ба! Никакой, температура под 40, весь вялый, вызвала такси, приехали домой, дома напоила тем-то и тем-то, жду, жду, температура не спадает. Вызвали скорую, а там такой хамоватый врач!….» ну и т. д. Уловили суть? Врачу не важно, что Вы испытывали, как Вы удивлялись, как добирались до дома, какие хамоватые врачи вас смотрели; врачу нужны симптомы и их динамика, а также какие препараты и в какой дозе ребёнок принимал. Не обижайтесь, если врач вас перебил и задает свои наводящие вопросы — это, поверьте, повысит эффективность диагностики и скорость осмотра ребёнка. Ещё лучше, заранее напишите на бумаге краткий анамнез, симптомы и названия с дозами принимаемых препаратов. Если у вас проблемы с речью, вы теряетесь, забываете, то эта шпаргалка вам поможет, и врачу пригодится, чтоб не терять время на запись у вас дома. Заранее подготовьте список вопросов, если они есть (это особенно касается малышей, когда к ним приходят на патронаж), чтобы не забыть ничего спросить. Не стесняйтесь спрашивать о дозировках, длительности и правилах приёма препарата, иногда по запарке врач может не указать такие важные вещи, просто забыть, особенно на 10–20-м вызове.

4) Постарайтесь не задавать вопросов, не касающихся данного заболевания, по которому сделан вызов.

Вызовов обычно много, времени мало. Если очень нужны ответы на эти вопросы, запишитесь отдельно на консультативный приём по времени, придите и спросите.

5) Если у вас дома болеет более одного ребёнка, то и вызов оформляйте на всех.

Доктор ведь планирует свое время. Часто бывает, приходишь на 1 вызов, а там просят еще 5 детей посмотреть, а ты уже распланировал скорее бежать туда-то и туда-то. Да и потом на каждого из этих 5 детей статталон отдельно распечатывать, карточку искать — уйма времени уходит.

6) Ну и по мелочам:

По своему опыту скажу, от таких вот разумных пациентов даже уходить не хочется, пока с ног до головы не посмотришь ребёнка и не расскажешь всё об их болезни. Приятно, когда кто-то уважает твой труд и экономит твоё драгоценное время. И всегда хочется ответить взаимной вежливостью».

Источник

Врач — врачу: Как общаться с пациентом, чтобы он захотел лечиться

Врачи часто сетуют на нерадивость своих пациентов, низкий уровень культуры заботы о здоровье. А в подтверждение приводят шокирующие истории самолечения или полное игнорирование болезни со стороны своих подопечных. А умеют ли врачи донести до своих пациентов аргументы в пользу выполнения их рекомендаций, то есть сформировать у них приверженность лечению?

Статистика говорит о том, что уровень приверженности лечению у пациентов очень низкий, особенно при хронических заболеваниях. По оптимистичным оценкам, прислушиваются к врачебным предписаниям не более половины больных, а вполне привержены лечению – не более 20%. Выглядит такая статистика удручающе, поскольку демонстрирует фактически бесполезные трудозатраты врача: только каждый пятый пациент выносит для себя что-то действительно полезное из приема. А в остальных случаях? Профессиональные знания, время, усилия, переживания врача будто уходят в песок…

Существует множество не зависящих от врача обстоятельств, которые вносят вклад в неприверженность пациента лечению: это психические нарушения, стресс, личностные особенности, недоступность для него социальной поддержки и т.д. Но и многочисленные исследования, и житейский опыт говорят о том, что поведение пациента зависит и от поведения врача.

ПОВЕДЕНИЕ ВРАЧА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Известно, что у врачей, обладающих навыками эффективной коммуникации (грамотного общения), приверженность пациентов лечению в 1,5 раза выше, независимо от других факторов. Учитывая, насколько в целом инертно поведение человека, эффект поведения врача оказывается впечатляющим.

Будьте понимающими и сочувствующими

Читайте также

Будьте понятными.

КАК РЕШАТЬ ВОПРОСЫ ПРИВЕРЖЕННОСТИ

И еще: будьте готовы к тому, что и выполнение всех этих правил не гарантирует приверженности пациента лечению. И это естественно. Человек – не барабан: ударил – услышал звук. Но определенно, общение с пациентом заметно повысит шансы на возникновение желания лечиться.

Практикующие в первичном звене врачи скажут, что за 10-15-минутный прием при постоянных помехах и перегруженности документацией воплотить в жизнь эти рекомендации практически невозможно. И правда, объективные обстоятельства часто сводят на нет наши самые лучшие намерения. Но, помня о том, что слово, поведение врача – это тоже лечебное средство, причем очень сильное, надо пытаться использовать все имеющиеся возможности для общения, что случаются все же на приеме, и сделать это общение не только более полезным, но и интересным.

Материал подготовлен Ассоциацией медицинских (клинических) психологов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *