что нужно добавить в пвтр в 2021 году
N 4 (308) АПРЕЛЬ 2021
Правила внутреннего трудового распорядка и договор транспортной экспедиции
Теперь с помощью «Конструктора договоров» можно быстро составить важные для организации правила внутреннего трудового распорядка. Список договоров пополнен договором транспортной экспедиции
Правила внутреннего трудового распорядка
«Конструктор договоров» поможет составить ПВТР, в которых будут учтены не только стандартные условия, но и особенности:
Договор транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции заключают, когда нужно получить услуги, связанные с перевозкой груза, или организовать их выполнение. В этом его отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязуется совершить саму перевозку груза.
С помощью «Конструктора договоров» вы сможете:
О «Конструкторе договоров»
«Конструктор договоров» нужен для создания договоров и проверки договоров контрагентов. Он содержит наиболее востребованные договоры: аренды, поставки, подряда, возмездного оказания услуг, трудовой и др. (всего 47 договоров).
Широкий выбор условий позволяет составить договор с учетом особенностей конкретной сделки. Можно изменять условия и создавать много вариантов одного и того же договора. В ходе составления появляются предупреждения о рисках. Конструктор отслеживает изменения законодательства и предупреждает о необходимости обновить договор.
К каждому договору конструктор автоматически формирует пакет дополнительных документов, которые могут потребоваться для договора (акты, отчеты, заявки и т.д.).
Как составить договор в конструкторе:
Как составить правила внутреннего трудового распорядка с помощью конструктора
Электронные трудовые книжки: правила и нюансы
Электронным трудовым книжкам чуть больше года. Переходный период закончился. Напомним основные правила и важные особенности
Переход на электронную трудовую
Основная масса работников выбрали вариант ведения книжки: по старинке, бумажную, или новую, электронную.
Молчуны и работники, выбравшие бумажную трудовую, могут отказаться от нее в любое время. Кадровику нужно оформить в книжке запись об этом и выдать трудовую на руки сотруднику. Желательно сделать все день в день. Передумать и вернуться к бумажному варианту работник больше не сможет.
Читайте в «Путеводителе по кадровым вопросам. Трудовая книжка» подробные разъяснения о том, как внести запись в трудовую книжку об отказе работника от ее ведения и как заполнить книгу учета движения трудовых книжек на таких работников.
Как подать сведения о трудовой деятельности
Подавать сведения о трудовой деятельности на каждого работника нужно по форме СЗВ-ТД. О приеме и увольнении нужно сообщать не позднее следующего рабочего дня после издания приказа. Остальные сведения надо подать не позднее 15 числа месяца, идущего за отчетным.
Рекомендуем по теме:
Указывайте точные сведения и подавайте форму вовремя, чтобы не получить штраф.
За непредставление или нарушение срока сдачи СЗВ-ТД, а также за подачу неполных или недостоверных сведений для должностных лиц установлен штраф в размере от 300 до 500 руб. либо предупреждение. За несоблюдение обязательной электронной формы СЗВ-ТД штраф для организаций и ИП составит 1 000 руб.
Подробнее о штрафах за нарушения при сдаче СЗВ-ТД расскажет Готовое решение.
Увольнение работника с электронной трудовой
При увольнении работника, отказавшегося от ведения трудовой книжки, предоставьте ему справку СТД-Р. Такой сотрудник может запросить эту справку и в период работы.
Нюанс: полезно завести журнал учета выдачи СТД-Р, чтобы работники подписью подтверждали получение документа. Это может стать весомым аргументом в споре с сотрудником или проверяющими органами.
В Путеводителе есть подробная информация о том, в каких случаях и как предоставить сведения о трудовой деятельности работнику, как заполнить форму СТД-Р. По ссылке можно перейти к образцу заполнения этой формы.
Подпишитесь на профильные рассылки новостей из КонсультантПлюс
Эксперты КонсультантПлюс каждый день готовят новости об изменениях законодательства и новых разъяснениях ведомств и судов. Можно подписаться на рассылку новостей и получать самое важное прямо на почту
Подписаться просто, выберите удобный для себя вариант
Система предложит выбрать тематику рассылок (бухгалтеру, юристу, кадровику…), вы можете отметить одну или несколько. После подписки вы начнете получать письма с новостями из системы
Нарушения при работе с онлайн-кассами: судебная практика
В прошлом году из-за пандемии проверки ККТ были заморожены. Но суды продолжали разбираться, когда штрафовать за нарушения, а когда нет. Самые интересные споры – в обзоре
Фискальный накопитель заменили, но в инспекцию не сообщили
При замене фискального накопителя кассу нужно перерегистрировать. Заявление подается не позднее следующего дня. По какой норме накажут, если заявления не было, а чеки продолжили пробивать: по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ или более суровой ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ? Инспекторы часто выбирают более строгий вариант, но суды встают на сторону организаций.
Судебная практика: полумиллионный штраф удалось заменить предупреждением.
Организации грозил штраф на сумму около 500 тыс. руб. Однако суд обратил внимание на то, что касса:
Спор дошел до Верховного суда, но дело не стали пересматривать. Для организации все закончилось предупреждением, а руководителю выписали штраф 2 тыс. руб. (Определение Верховного суда РФ от 26.10.2020 N 308-ЭС20-15845).
Налоговая сняла кассу с учета, но организация продолжила ее использовать
Судебная практика: работа с ККТ, снятой с учета, может обернуться штрафом в несколько миллионов.
Чек пробили не в момент расчета
Кассовый чек нужно печатать в момент расчета. Даже небольшие задержки инспекторы могут расценить как неприменение ККТ, но в судах иногда удается снизить штраф или отменить его.
Судебная практика: три ситуации.
Ситуация первая. За задержку с чеком на 41 секунду инспекция потребовала штраф 30 тыс. руб. Чек на АЗС пробили не в момент приема денег, а уже после заправки автомобиля.
Разница составила меньше минуты, но инспекция все равно выписала штраф. Суд поддержал организацию и отменил штраф (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 05.03.2020 N Ф08-1623/2020).
Ситуация вторая. Чек пробили через 5 минут: это обернулось штрафом в 5 тыс. руб.
У посетителя приняли заказ, выдали сдачу, но по кассе расчет провели через 5 минут. Проверяющие заявили в суде, что чек был пробит только после того, как они предъявили удостоверения.
Ситуация третья. За промедление с чеком ресторан оштрафовали на 30 тыс. руб.
Официант приняла банковскую карту, произвела оплату через терминал и выдала квитанцию по эквайрингу. Чек был пробит после того, как инспекторы сняли Z-отчет и стали составлять протокол. Суд согласился со штрафом 30 тыс. руб. за неприменение кассы (Постановление Девятого ААС от 19.02.2020 N 09АП-80886/2019).
Чек не прошел проверку в приложении ФНС
Чтобы обычный покупатель мог проверить действительность чека, ФНС выпустила мобильное приложение. Оно позволяет получать и хранить чеки в электронном виде, проверять их легальность и сообщать о нарушении.
Продавец напечатал и выдал чек, но мобильное приложение ФНС его забраковало. Выяснилось, что касса не записывала данные в фискальный накопитель и не передавала их в налоговую. Это равнозначно неприменению ККТ (Постановление Девятого ААС от 12.11.2020 N 09АП-35569/2020).
Рекомендуем по теме
Важные изменения апреля: изучаем с КонсультантПлюс
В систему КонсультантПлюс включен «Правовой календарь на II квартал 2021 года». В нем по датам и сферам деятельности представлены важные изменения в законодательстве. Расскажем о ключевых событиях апреля
Налоги
Трудовые отношения
С 1 апреля работодателям рекомендовано, исходя из складывающейся обстановки, связанной с распространением COVID-19, в приоритетном порядке переводить работников в возрасте 65 лет и старше на дистанционную (удаленную) работу.
Охрана труда
С 1 апреля вступает в силу новый порядок обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Кроме того, обновлен перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Контрактная система закупок
Транспорт
С 1 апреля изменяются правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений. Практический экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством исключен. Проверка указанных навыков включена в практический экзамен в условиях дорожного движения.
Защита прав потребителей
Электронная подпись
С 1 апреля детализированы способы идентификации заявителей на выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи.
Маркировка товаров
С 1 апреля 2021 г. по 31 августа 2022 г. на территории РФ предусматривается проведение эксперимента по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков.
Безопасность
Контрольно-кассовая техника
С 20 апреля при оказании услуг курьерской (почтовой) доставки маркированного товара в кассовом чеке необходимо указывать реквизит «код товара».
ЕГРЮЛ/ЕГРИП
С 26 апреля до 7 рабочих дней увеличен срок, в течение которого юридические лица и ИП обязаны сообщать об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Исполнительное производство
30 апреля истекает предельный срок предъявления к исполнению исполнительных документов, в отношении которых малый и средний бизнес из пострадавших отраслей может требовать бесплатную рассрочку.
Материалы номера подготовили: Светлана Агаева, Ольга Бебко, Анатолий Волин, Ольга Ершова, Елена Пальчикова, Ольга Серебряная
Готовимся к 2021 году: кадровые мероприятия
Автор: Комиссарова Т. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В 2020 году кадровикам пришлось нелегко. Нужно было изменять графики работы, переводить сотрудников на удаленную работу, следить за выдачей им СИЗ, заключать допсоглашения и т. д. Однако обычные рабочие задачи никто не отменял – в конце года кадровикам необходимо навести порядок в кадровой документации. Конечно, если в течение года она велась аккуратно, работа заметно облегчится, но некоторые обязательные мероприятия провести все равно надо. А наша консультация поможет вам ничего не забыть.
Действие 1. Утверждение графика отпусков
График отпусков должен быть утвержден не позднее чем за 2 недели до наступления календарного года (ч. 1 ст. 123 ТК РФ), то есть в 2000 году до 17 декабря. Государственные учреждения используют унифицированную форму графика Т-7, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Издайте приказ о составлении графика и укажите в нем срок составления графика, поручения ответственным лицам и срок их исполнения.
При составлении графика отпусков обязательно учтите, что некоторые работники имеют право использовать отпуск в удобное для них время, в том числе до истечения шести месяцев непрерывной работы в вашей организации, или в иные периоды, установленные нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 122, ч. 4 ст. 123 ТК РФ).
Включайте в график все работников, которые у вас есть на тот момент. Новичков, оформленных на работу после утверждения графика, включать в него постфактум не нужно. Их отпуска войдут в график на следующий, 2022 год. А в 2021 году отпуск таким сотрудникам предоставляйте на основании заявлений.
Внешних совместителей можно включить в график, если они успели предоставить справку или выписку из графика отпусков с основной работы. При этом укажите тот же период отпуска, что и на основной работе (ст. 286 ТК РФ).
В график должны быть отражены все дни основных и дополнительных отпусков. В этом году их нужно особенно внимательно посчитать, поскольку из-за пандемии кто-то свой отпуск многократно дробил, кто-то использовал авансом, кто-то, наоборот, использовал не все дни. О неиспользованных днях отпуска сделайте пометку в графе «Примечание», например: «5 календарных дней – перенос с прошлого года».
Если у вас есть профсоюз, направьте ему проект графика в течение 5 рабочих дней со дня составления (то есть до утверждения). Если профсоюз не согласен с проектом графика и подготовил предложения по его совершенствованию, можете принять их либо в течение 3 дней после получения этих предложений провести с профсоюзом дополнительные консультации для достижения взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия оформляется протокол разногласий, после чего можно график все же утвердить. При этом профсоюз, в свою очередь, может обжаловать график в ГИТ или в суд, а также начать процедуру коллективного трудового спора (ст. 372 ТК РФ).
Предоставьте график отпусков руководителю кадровой службы для подписания и руководителю организации для утверждения. В графе формы Т-7 «Номер документа» укажите порядковый номер в соответствии с принятой в организации нумерацией для таких документов. Конкретную дату утверждения проставьте в графе «Дата составления».
Несмотря на отсутствие в законодательстве прямого требования об этом, утвержденный график отпусков доведите до сведения всех работников под подпись, в частности, заранее можно дополнить таблицу формы Т-7 графика графой 11 или завести отдельный журнал ознакомления с графиками отпусков.
Вносимые в график изменения должны быть оформлены приказом работодателя.
Действие 2. Обновление локальных нормативных актов
Поскольку в Трудовой кодекс периодически вносятся изменения, актуализировать нужно и локальные акты организации. В противном случае работодателя привлекут к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Поэтому в конце года проверьте, все ли локальные акты вы привели в соответствие с законодательством.
К сведению: в локальные акты не вносите временные изменения. Их достаточно объявить, издав приказ.
Одним из основных документов каждой организации являются правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Они регламентируют порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ст. 189 ТК РФ).
Изменения, которые следовало внести в ПВТР в 2020 году, в частности, касаются введения электронной трудовой книжки. Так, если в ПВТР есть положения, описывающие порядок приема и увольнения, выдачу документов (их копий), связанных с работой, данные положения корректируются с учетом изменений, внесенных в Трудовой кодекс Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ.
Еще изменения затронули порядок предоставления дней для прохождения диспансеризации. Сейчас работники старше 40 лет могут брать оплачиваемый день ежегодно, а не раз в 3 года, как раньше. Кроме того, работодатель может потребовать подтвердить целевое использование этого дня соответствующей справкой, но данное требование обязательно надо прописать в ПВТР. Если не пропишете – запрашивать справку будет незаконно.
Следует учесть и такие моменты:
определены особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений. Их могут рассмотреть в комиссиях по трудовым спорам, судах либо передать в арбитраж;
установлен новый порядок выплаты выходных пособий работникам при ликвидации организации и сокращении штата.
К сведению: значительные изменения планируется внести в гл. 49.1 ТК РФ, регулирующую дистанционный труд. Они будут приняты уже после 01.01.2021, но уже сейчас можно исключить из ПВТР положения о дистанционных работниках, дублирующие нормы ТК РФ, а после принятия изменений утвердить отдельное положение о дистанционной работе.
Кроме ПВТР, изменения, возможно, придется внести в положения об оплате труда, о персональных данных, об аттестации и др.
Обратите внимание: проверяя локальные нормативные акты, обратите внимание на их содержание. Если найдутся нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством, исключайте их.
Изменения вносите в том же порядке, в котором локальный нормативный акт разрабатывался и утверждался первоначально. Если локальные нормативные акты принимались с учетом мнения профсоюза, изменения могут быть внесены только при соблюдении порядка учета мнения этого органа (ст. 372 ТК РФ).
Сначала издайте приказ о внесении изменений. В нем укажите:
информацию о причинах изменений (например, в связи с изменением законодательства);
дату, с которой вводятся изменения;
дополнительные мероприятия в связи с изменением локального акта, например внесение изменений в трудовые договоры с работниками;
перечень изменений, если их мало. Если их много, лучше принять новую редакцию документа;
лиц, ответственных за ознакомление работников с изменениями.
Локальный нормативный акт в новой редакции утверждается приказом руководителя организации или путем проставления им грифа «УТВЕРЖДАЮ» и подписи на титульном листе документа.
Ознакомьте работников под подпись со всеми новыми (обновленными) локальными нормативными актами (абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Еще одним документом, актуальность которого нужно проверить, является штатное расписание. Проверьте соответствие реальной численности работников количеству, установленному штатным расписанием. Возможна такая ситуация: работник уволился, нового не взяли, должность долгое время вакантна, а нового работника не ищут. Или должность вакантна, а обязанности по ней исполняет лицо по гражданско-правовому договору. Поскольку штатное расписание – это один из наиболее часто запрашиваемых контролерами документов, в подобных случаях обязательно возникнут вопросы.
О выявлении подобных фактов сообщите руководству. Не исключено, что придется вносить в штатное расписание изменения или утвердить новый документ.
Ну и конечно, если в штатном расписании отражается вся зарплата, то есть и оклад, и все доплаты и надбавки, она не может быть меньше МРОТ. На федеральном уровне с 01.01.2021 МРОТ пока не принят, но предлагается выплачивать его в размере не ниже 12 792 руб. при условии, что человек отработал полный месяц.
Действие 3. Проверка трудовых договоров и трудовых книжек
Проверить в большой организации все трудовые договоры в конце года, конечно, проблематично, поэтому можно взять за правило каждый год просматривать трудовые договоры, заключенные в текущем году. В первую очередь проверьте, на всех ли работников они оформлены, есть ли в договорах подписи, в том числе подписи, подтверждающие получение второго экземпляра договора.
Также проверьте, не указана ли у кого-то зарплата ниже МРОТ.
Убедитесь, что имеются все необходимые дополнительные соглашения к трудовым договорам, в частности с теми, кого перевели на удаленную работу, кому изменили режим рабочего времени.
Следующее, на что обратим внимание, – трудовые книжки. Напомним, что в силу ст. 66 ТК РФ работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого проработавшего у него свыше 5 дней, если работа у данного работодателя является для сотрудника основной. Значит, нужно проверить наличие записи о приеме на работу и ее правильность.
С начала 2021 года заводить трудовые книжки не придется, если человек принимается на работу впервые. Продолжать вести их нужно будет, только если работник написал соответствующее заявление или не написал ни заявление о выборе бумажной трудовой книжки, ни заявление о предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
Действие 4. Составление плана обучения в 2021 году
Прежде всего вам надо проверить сроки удостоверений о прохождении обязательного обучения, повышения квалификации и аттестации ответственных лиц и руководителей в области охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и др. Как и остальные работники, при необходимости эти лица могут быть направлены на курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку по результатам аттестации или в случаях, установленных законодательством.
Составьте план обучения работников на следующий год. В плане определите перечень работников, подлежащих обучению, стоимость и место его проведения. В большинстве случаев обучение сейчас проходит и в новом году будет проходить дистанционно, выбор программ довольно большой, придется затратить время и на поиски наиболее качественных курсов.
Действие 5. Готовимся к проверкам
До конца года, а точнее, до 31 декабря генпрокуратура формирует и размещает на своем сайте сводный план проведения плановых проверок. Чтобы узнать, попала ли ваша организация в план проверок, которые проводятся ГИТ, ФСС, ФНС, прокуратурой и иными контролирующими органами, зайдите на этот сайт либо на сайты самих органов.
В план проверок в 2021 году могут попасть работодатели с высоким, значительным, средним и умеренным риском.
К сведению: перечни работодателей, чья деятельность отнесена к имеющей значительный или высокий риск, размещены в открытом доступе на сайте Роструда.
Если вы попали в план проверки ГИТ, работы у вас прибавится. Напомним, что ГИТ обязаны контролировать:
исполнение работодателями законодательства о труде;
соблюдение процесса расследования и учета несчастных случаев на производстве;
расчет и выплату заработной платы, льгот, пособий, страховых взносов и т. п.
При проверке инспекторы затребуют:
внутренние локальные акты в которых содержатся нормы трудового права;
документы, устанавливающие организационно-правовую форму, права и обязанности предприятий или предпринимателя;
трудовые договоры и допсоглашения к ним;
приказы по личному составу, личные карточки;
документы, подтверждающие прохождение медосмотров, если этого требует работа на предприятии;
документы, подтверждающие расчет и выплату заработной платы, льгот, гарантий, компенсаций, пособий, взносов и т. п.
Для подготовки к проверке вы можете пройти самопроверку на сайте ГИТ.
Также в конце года подведите итоги:
по квотам рабочих мест для инвалидов;
по сдаче отчетности и форм в службу статистики (в соответствии с календарем, опубликованным на сайте Федеральной службы государственной статистики).
Если кадровик осуществляет воинский учет, придется проверить и документы воинского учета для военкомата (местной администрации).
Помимо отчетов, проверьте различные книги, журналы учета и регистрации, ведущиеся в отделе кадров. Если какой-либо из них подходит к завершению или в организации они ведутся по годам, необходимо завершить эти журналы и подготовить новые.
Действие 6. Подготовка документов в архив
Как обычно, в конце года начинается работа с архивом кадровых документов. В частности, организуйте хранение отработанных документов за предыдущий год и уничтожение документов с устаревшими сроками хранения.
Если в организации нет номенклатуры дел – документа, представляющего собой систематизированный перечень заголовков дел, создаваемых в организации, с указанием сроков их хранения, – или она уже устарела, то составьте новую. Этот документ значительно облегчит подготовку дел к архивному хранению.
Действие 7. Подготовка к работе в новогодние праздники
Если кому-то из сотрудников придется работать во время новогодних праздников, подготовьте заранее его письменное согласие на работу в праздники и приказ о привлечении к работе в эти дни.
Если в организации пропускной режим, составьте график дежурств и список привлекаемых работников и передайте его на проходную (охраннику или другому лицу).
Мы перечислили основные мероприятия в кадровом делопроизводстве в конце года. Понятно, что проверить всю кадровую документацию за короткий срок невозможно. В этом плане полезен кадровый аудит, который можно спокойно провести в любое время в течение года. Ну а если он не проводился, придется напряженно поработать. Особенно если ваша организация включена в план проверок на 2021 год. Впрочем, если подготовить четкий план действий и запастись спокойствием, решить все эти задачи будет не так уж сложно. У вас все получится!