что нужно для заключения договора на вывоз мусора
Что нужно для заключения договора на вывоз мусора
Договоры с собственниками на сбор и вывоз ТКО действуют до заключения договора с региональным оператором. К заключенным до 01.01.2016 госконтрактам по обращению с ТКО на срок более 10 лет применяются правила ч. 9 ст. 23 ФЗ от 29.12.2014 N 458-ФЗ.
Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
4. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
6. Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
(п. 6 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
Как заключить договор на вывоз мусора?
Заключить такой договор обязаны все граждане. За жильцов многоквартирных домов это сделает управляющая компания. А как быть предпринимателю, арендующему помещение? Сколько придется платить за вывоз отходов и что будет, если договор на оказание этой услуги не заключить?
Кто заключает договор на вывоз мусора?
Не всем приходится заботиться о таких договорах. Скажем, договор на вывоз мусора жильцов многоквартирных домов обычно заключает управляющая компания, после чего в их квитанциях появляется отдельная строка: «Оплата ТБО».
А как быть, если речь идет о бизнесе и помещение арендуется? В этом случае договор заключает арендатор – при условии, что иное не предусмотрено в договоре аренды. Арендатор и арендодатель могут договориться, что договор на вывоз твердых коммунальных отходов заключает арендодатель (Письмо Минприроды России от 9 июля 2020 г. № 25-47/17005). В этом случае в договор аренды включается примерно такая формулировка: «Арендодатель обязан заключить с региональным оператором договор на вывоз ТКО из арендуемого помещения и самостоятельно вносить плату. Арендатор компенсирует расходы на вывоз ТКО согласно выставленным арендодателем счетам».
Обязательно ли заключать договор на вывоз ТКО?
Да, заключение договора на вывоз твердых коммунальных отходов обязательно.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с этими отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого ТКО образуются и находятся места их накопления.
К твердым коммунальным отходам относятся:
В соответствии с Правилами обращения с ТКО, установленными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном законом и постановлением.
В каждом регионе избран свой региональный оператор, например:
Как заключаются договоры на вывоз ТКО?
Порядок заключения такого договора урегулирован Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156. Упрощенно он выглядит так:
Перечень документов, необходимых для заключения договора, можно найти на сайте регионального оператора (например, перечень документов с сайта регоператора ООО «ЦКС»). Обычно это: регистрационные документы, в том числе свидетельство о постановке предприятия на учет; документы, подтверждающие внесение данных в ЕГРЮЛ; план участка организации с указанием места под контейнеры и схема путей; заявление (заявка) на заключение договора.
Что будет, если не направить заявку и уклониться от заключения договора?
В случае если заявка не направлена, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором на своем сайте предложения о заключении указанного договора.
Заключение с регоператором договора на вывоз ТКО становится обязательным для всех граждан после утверждения единого тарифа для регионального оператора.
Как рассчитывается тариф?
Для юрлиц и ИП плата за вывоз ТКО рассчитывается двумя способами: исходя из нормативов накопления или по фактическому образованию отходов. По нормативу платят те, кто не подал заявку на заключение договора с региональным оператором или не может подтвердить реальные объемы отходов.
Данный вопрос урегулирован п. 5 Постановления Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505, согласно которому коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
Как рассчитать плату по нормативу?
Плата рассчитывается следующим образом: расчетная единица (количество посадочных мест, машино-мест, квадратных метров и т.д.) * единый тариф регоператора * норматив накопления/12 месяцев = ежемесячная плата.
Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделены субъекты РФ. Нормы и тарифы утверждает региональная служба по тарифам. Единицей для расчета в зависимости от вида деятельности организации будет являться «сотрудник», «квадратный метр», «машино-место» или «домовладение».
Например, Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 31 августа 2017 г. № 47/1 утверждены нормативы для Челябинской области. Для организации, оказывающей консультационные услуги, норматив рассчитывается исходя из количества работающих сотрудников и составляет 1,466 куб. м на человека в год. Следовательно, при штате в 10 человек норматив накопления за год составит 14,66 куб. м.
Величина предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на период с 1 июля по 31 декабря 2021 г. составляет 530,21 руб. за кубометр (НДС не облагается), согласно Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики от 17 декабря 2020 г. № 63/130 (действует для юрлиц и собственников нежилых помещений).
Итого: (14,66 * 530,21) / 12 = 647,74 руб. в месяц.
Как рассчитать плату по фактическому объему отходов?
Плата за вывоз отходов по фактическому объему может осуществляться исходя из количества контейнеров, их объема и графика вывоза.
Например: 2 контейнера * 1,1 куб. м (их объем) * 156 (вывоз ТКО – трижды в неделю) = 343,2 куб. м будет вывезено за год. Дальше расчет такой же: умножаем на тариф и делим на 12.
Расчет платы по фактическому объему отходов возможен только в том случае, если на полигоне установлены средства измерения, а складирование ТКО осуществляется в специально отведенные баки, которые используются исключительно этим юрлицом. Возможность такого учета, его порядок и перечень необходимых документов рекомендуем обсудить с региональным оператором.
Договор с региональным оператором на обращение с ТКО: ловушки договора и как их избежать
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) заключается между управляющей домом организацией и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и расположены места (площадки) их накопления. Эти договора являются обязательными, имеют сложную структуру и относятся к категории публичных договоров с регулируемым тарифом. Для любой управляющей организации крайне важно избежать отдельных «ловушек», которые региональный оператор стремится включить в договор.
Договор с региональным оператором при прямых договорах
ТКО – не является коммунальным ресурсом, а региональный оператор формально не является ресурсоснабжающей организацией. Между тем, с поставщиком коммунального ресурса регионального оператора роднит очень много: монополизм, регулируемый тариф и примерно схожий механизм договорного регулирования. Более того, ст. 157.2 ЖК РФ называется «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами», т.е. она полностью объединяет и регионального оператора, и поставщика ресурса.
Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами установлен в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Порядок № 1156).
В соответствии с п. 2 Порядка № 1156, «потребитель» – это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Управляющие организации и ТСЖ не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ст. 157.2 ЖК РФ. Таким образом, при переходе на прямые договора формальной обязанности по заключению договоров с региональным оператором не возникает, поскольку именно он будет являться исполнителем коммунальной услуги.
Вместе с тем, практика идет по такому пути, при котором региональный оператор, потребители которого перешли на прямые договора, часто предлагает заключить управляющей организации соглашение о сотрудничестве. Целесообразность заключения подобных соглашений для управляющих организаций сомнительна, поскольку в них обычно прописывается снятие ответственности с регионального оператора при расплывчатых форс-мажорах (например, при невозможности вывезти мусор из-за перекрытого машиной доступа к контейнерам). Поэтому в заключении таких соглашений нужно быть предельно аккуратным, чтобы не взять на себя дополнительную ответственность за услугу, которую оказывает постороннее лицо (региональный оператор).
Одновременно следует помнить, что переходу на прямые договора предшествует направление в адрес поставщика ресурса пакета сведений, состоящего из 8 пунктов и приводимого в п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (например, ФИО собственника, паспортные данные и пр.). Передавать эти сведения региональному оператору у управляющей организации обязанностей нет. Эти сведения предоставляются лишь «соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях», а региональный оператор ресурсоснабжающей организацией не является (хотя порой требует от управляющей организации заполнения так называемого «транспортного файла», не желая выполнять эту работу самостоятельно).
Общий алгоритм заключения договора с региональным оператором
Согласно общей норме, при смене способа управления новая управляющая организация в 3-дневный срок обязана уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 8.2 Порядка 1156). При этом основанием для заключения договора также может выступать предложение регионального оператора в виде оферты договора на обращение с ТКО (п. 8.4 Порядка 1156).
По общей схеме управляющая организация направляет в управляющую организацию заявку на заключение договора, в которой указываются:
визиты потребителя (по данным из ЕГРЮЛ, банковские реквизиты, доверенность);
б) адрес многоквартирного дома;
в) сведения об ОКВЭД (виде хозяйственной деятельности), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год (п. 8.6 Порядка 1156).
Просчитать сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год может быть весьма затруднительным, поэтому часто они указываются примерно (формально).
К заявке потребителя прилагаются следующие документы:
— копия решения органа государственного жилищного надзора об управлении многоквартирным домом данной управляющей организацией (либо данные с сайта ГИС ЖКХ);
— протокол общего собрания о создании ТСЖ (для управляющей организации – лицензия);
— данные о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами) (п. 8.7 Порядка 1156).
Ловушки договора, которые важно избежать управляющей организации
«Мусорную реформу» делали в большой спешке, подгоняя под нее соответствующее законодательство. Поэтому порядок заключения договоров на обращение с ТКО отличается от порядка заключения договоров ресурсоснабжения.
Типовые оферты от регионального оператора содержат ряд ловушек, которые важно избежать.
1. Сроки заключения договора
В ГК РФ есть норма о том, что стороны могут передать спор на рассмотрение суда спустя 30 дней после направления протокола разногласий на договор, если он не был согласован второй стороной. В случае обращения с ТКО сроки иные.
Если вместе с заявкой сведения были поданы не все, то региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя их дозапрашивает (одновременно приостанавливая рассмотрение заявки). Если в течение последующих 15 рабочих дней недостающие сведения представлены не будут, то региональный оператор возвращает заявку с указанием причин возврата (п. 8.8 Порядка 1156).
После (или в случае) направления управляющей организацией комплектной заявки на заключение договора, региональный оператор рассматривает ее 15 рабочих дней со дня поступления и направляет потребителю 2 экземпляра, подписанного со своей стороны проекта договора. Данный договор – типовая форма, приведенная в Приложении к Порядку 1156.
Затем (после получения договора) у управляющей организации есть 15 рабочих дней (а не 30!) на то, чтобы рассмотреть данный договор, подписать его и направить 1 экземпляр договора региональному оператору.
Допускается направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ (то есть, подготовить протокол разногласий) (п. 8.11 Порядка 1156). Региональный оператор будет обязан рассмотреть протокол разногласий в течение 10 рабочих дней (п. 8.16 Порядка 1156).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления типового проекта договора, управляющая организация не направит ответ, то произойдёт акцепт. Даже не подписанный договор будет считаться заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора (п. 8.12 Порядка 1156).
Интересно то, что в рамках преддоговорного спора региональный оператор «всегда прав». Если управляющая организация сделала протокол разногласий и направила его региональному оператору, а разногласия не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий, то договор считается заключенным на условиях типового договора (то есть, в редакции регионального оператора) (п. 8.15 Порядка 1156).
Если же региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий, то потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения (п. 8.16 Порядка 1156).
То есть варианта, при котором можно было бы оспорить какие-то условия в Порядке 1156 – нет, что до известной степени противоречит ст. 445-446 ГК РФ о преддоговорных спорах. Однако все это не означает, что управляющей организации не нужно заявлять о своих возражениях на условия договора.
2. Акцепт акта приема-передачи оказанных услуг
Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами (п. 7 Приложения 1 к Порядку 1156).
Региональные операторы обычно дополняют это условие следующим образом:
— меняют 10 рабочих дней на 3 или 5;
— указывают про акцепт не только сверки (в случае ее невозврата), но и акта приема-передачи оказанных услуг (чтобы им было проще взыскивать задолженность).
Такое условие мы также не принимаем, сверяясь с типовой формой договора, указанной в Приложении к Порядку 1156.
3. Завышение фактически не оказанных услуг
Довольно часто региональный оператор включает в договор условие о своем праве на одностороннее увеличение вывезенных им объемов ТКО. Это может звучать так: «В случае отсутствия со стороны Исполнителя коммунальных услуг в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документальна подтвержденных возражений относительно объема и качества оказанных Региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по настоящему договору, услуги считаются оказанными и подлежат оплате Исполнителем коммунальных услуг в полном объеме».
Важно не только наличие возражений, но их мотивированность с документальным подтверждением. При этом бремя доказывания в этом случае лежит на управляющей организации. Такое условие противоречит Приложению к Порядку 1156 и его надо исключать, чтобы не принимать на себя эти риски.
4. Необоснованное освобождение от ответственности
В типовом договоре есть раздел VII «Обстоятельства непреодолимой силы». В нем приводится общая формулировка о том, что «Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы».
Между тем, региональные операторы «выворачивают» это условие следующим образом: «Региональный оператор освобождается от ответственности за полное и (или) частичное неисполнение своих обязательств по настоящему договору при наличии обстоятельств, делающих исполнение невозможным, а именно: отсутствие беспрепятственного доступа мусоровоза к месту накопления отходов (в том числе из-за парковки автотранспорта, и иных объектов, ограничивающих подъезд мусоровоза к месту накопления ТКО)».
То есть фактически, своим договором региональный оператор стремится отнести на управляющую организацию ответственность за действия третьих лиц (автомобилистов) и не отвечать за несвоевременный вывоз мусора.
В любом договоре по обращению с ТКО есть порядка 15-20 всевозможных ловушек, которые нужно выверять, чтобы не принимать на себя дополнительные риски. Это непростая, но важная работа, которая требует ответственного подхода и понимания собственных интересов управляющей организацией.
Заключение договора на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО)
Соблюдение чистоты и порядка на подконтрольной территории – обязанность каждого гражданина. Для этого со сторонней организацией заключается договор на вывоз мусора, который обе стороны должны неукоснительно соблюдать. Не все довольны таким порядком вещей, особенно в свете подъема тарифов на вывоз ТБО. Давайте разберемся, с кем заключить договор на вывоз мусора, и какие нюансы при этом стоит учитывать.
Что такое договор на вывоз мусора и для чего он нужен
Индивидуальный договор на вывоз твердого бытового мусора – бумага, посредством которой регулируется порядок утилизации мусора между жильцами и исполнителем. В соглашение могут быть включены условия по:
Второй пункт рассматривается в отдельном порядке между жильцом и транспортной компанией. Документ закрепляется в письменной форме, в двух экземплярах. Один остается на руках заказчика, а другой – у исполнителя.
Вывоз нужен для того, чтобы отходы не загрязняли окружающую территорию и экологию. Так как граждане не могут осуществлять это самостоятельно, данная обязанность делегирована сторонним организациям.
Обязательно ли заключать договор на вывоз мусора
Заключить договор на вывоз мусора обязаны:
Обратите внимание! В отдельных регионах РФ прописано наказание, которое вступает в силу в случае загрязнения окружающей среды, располагающейся неподалеку от вашего участка.
Основания заключения договора
Заключение соглашения о вывозе мусора, происходит на основании следующих постановлений правительства:
Существенные условия
В качестве дополнительных условий, обговариваемых сторонами отдельно, зачастую относят:
С кем заключить такого рода договор
Заключить соглашение об утилизации промышленных и бытовых отходов можно с:
Каждый договор имеет определенные нюансы при составлении, которые стоит рассмотреть отдельно.
С юридическим лицом
Необходимо подготовить большое количество регистрационных документов, в число которых входят:
При оформлении надлежащих документов, не забудьте о:
Обратите внимание! Эта документация необходима для предоставления проверяющим лицам из Роспотребнадзора.
С физическим лицом
По закону, физические лица имеют право заниматься вывозом мусора, принадлежащего к 5 группе опасности. Работать с остальным мусором им запрещено. В качестве заказчика, желающего подписать договор с физическим лицом, выступают:
С индивидуальным предпринимателем
При заключении договора с частным лицом все делается по стандартной процедуре, без серьезных дополнений или изменений в тексте документа. Достаточным условием будет указание в документе данных, касающихся постановки на учет в Федеральную Налоговую службу.
Как лучше заключить договор
Сложно выбрать форму заключения договора, так как одни жильцы склоняются в пользу прямого договора, другие рекомендуют заключать соглашение с ТШЗ. Исходя из статистических данных, около 40 % долгов ЖКХ составляет расчет с региональными операторами, вывозящими мусор. То есть деньги от жильцов поступают, но до исполнителя не доходят.
При прямом расчете деньги доходят до оператора в полном объеме, что позволяет ему модернизировать собственные мощности, улучшая качество оборудования. Да, придется затратить больше усилий на оформление документов и прочей мелочи, но и волноваться о не вывезенном мусоре больше не придется.
Какие документы нужны для заключения договора
Для тех, кто не знает, какие документы нужны для заключения письменного договора на вывоз мусора с индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами, представлен следующий список:
При составлении с населением договора об утилизации предоставляют:
Содержание договора на вывоз ТБО
В документе, используемом при заключении большинства сделок между заказчиком и поставщиком, оговариваются следующие нюансы:
Договор заключается в письменной форме или составляется, как оплачиваемая квитанция, которая выдается исполнителю по факту оказания услуг.
Размер оплаты
Зависит от места проживания. В среднем, с одного человека берется от 100 до 150 рублей. Расчет осуществляется в зависимости от количества человек, проживающих на жилплощади. В случае, когда в квартире нет зарегистрированных граждан, расчет идет в зависимости от количества собственников жилища.
Образец для заключения договора
Договор на вывоз мусора, который можно использовать, как действующий образец:
Образец договора на вывоз твердых бытовых отходов
Город 1 января 2019 года
«Имя заказчика», действующего на основании должностных полномочий и «имя исполнителя», действующего на основании должностных полномочий, заключили настоящий договор о нижеследующем:
Подписи и реквизиты сторон
Обратите внимание! Подробную форму договора, с заполненными пунктами и конкретными данными, можно скачать ниже.
Меры по обеспечению экологической безопасности окружающей среды – задача не только государства, но и каждого отдельного гражданина, проживающего на его территории. Если не следить за уборкой и переработкой отходов, нам в скором времени будет негде жить. Помните об этом и не экономьте на здоровье планеты, которая является домом для нас, а также наших потомков.
Действующий сотрудник управляющей компании. Пишу, помогаю, консультирую. Обращайтесь, помогу. Мой профиль ВКонтакте.