что нужно для юридического института

Вне конкурса: как поступить на юрфак, минуя основной поток

что нужно для юридического института. Смотреть фото что нужно для юридического института. Смотреть картинку что нужно для юридического института. Картинка про что нужно для юридического института. Фото что нужно для юридического института
Roman Samborskyi / Shutterstock.com

Приближается 1 сентября. Для старшеклассников, которые серьезно задумываются о своем будущем, это не только начало нового учебного года, но и причина настроиться на поступление в вуз. Многие из них предпочтут получить юридическое образование – конкурс на данную специальность остается стабильно высоким, а значит, есть и большой спрос на профессию юриста.

Самый очевидный путь к зачислению на юрфак – как следует готовиться к ЕГЭ (как правило, требуется сдать русский язык, историю и обществознание) и, возможно, к дополнительным вступительным испытаниям, если их ввел конкретный вуз. А в итоге – надеяться попасть в первую или вторую волну зачисления.

Однако существуют способы поступить в вуз, в том числе в престижное учебное заведение, вне конкурса, через особые списки зачисленных, а в отдельных случаях – даже без вступительных испытаний. Для этого, возможно, потребуется гораздо больше усилий, чем для подготовки к ЕГЭ, но зато заветное место на юридическом факультете может стать гарантированным для абитуриента. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался, какие пути поступления на юрфак открыты перед старшеклассниками и в каких испытаниях, помимо единого госэкзамена, можно попробовать свои силы.

Участие в олимпиадах школьников

Какие существуют виды вузов? Узнайте из материала «Высшие учебные заведения (вузы)» в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Любая ученическая олимпиада потребует от учащегося вдумчивого подхода, глубоких знаний и, соответственно, предварительной подготовки. Но оцениваются эти интеллектуальные вложения весьма достойно – по закону право на прием без вступительных испытаний имеют победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников (п. 1 ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – закон об образовании). То же касается членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам (правда, необходимо, чтобы они соответствовали профилю всероссийской олимпиады). Данная норма распространяется на все без исключения вузы.

К слову, по данным приемных комиссий вузов, без экзаменов в 2017 году, например, в МГУ имени М.В. Ломоносова поступило 33 абитуриента, а в НИУ ВШЭ – 6 человек.

Однако следует отметить, что поступление без вступительных экзаменов не означает, что сдавать ЕГЭ вообще не надо. Как минимум, требуется сдать обязательные предметы (русский язык и математику), чтобы получить аттестат. Кроме того, в этом году действовало правило, по которому победителям и призерам олимпиад школьников нужно подтвердить результаты олимпиады 75 баллами ЕГЭ по профильному предмету (п. 42 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры).

«Всеросс» всему голова

Всероссийская олимпиада школьников, победа или призерство в которой дает право поступить без экзаменов в любой вуз страны, проводится ежегодно в рамках учебного года в период с 1 сентября по 30 апреля (п. 22 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, далее – Порядок). Учащиеся 4-11 классов могут поучаствовать в испытаниях по 18 предметам и 6 иностранным языкам (п. 3 Порядка). Но потенциальных студентов юрфаков должно в первую очередь интересовать право – победитель или призер именно по этому предмету претендует на приоритетное зачисление в выбранный им вуз.

Можно попробовать принять участие и в других испытаниях в рамках всероссийской олимпиады, например, по русскому языку, обществознанию или истории. Призовое место по одной из них позволит получить дополнительные баллы при поступлении в вуз. К примеру, 100 баллов ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, насчитают ее победителю или призеру в МГУ.

Напомним, что всероссийская олимпиада делится на четыре этапа, для каждого из которых определен период проведения: школьный (не позднее 1 ноября), муниципальный (не позднее 25 декабря), региональный (не позднее 25 февраля) и заключительный (не позднее 30 апреля). Участие в ней является бесплатным и добровольным (п. 10, п. 37 Порядка).

Что интересно, школьникам можно выполнить и задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они обучаются, и если удастся выиграть на одном этапе – участник переходит на следующий и решает задания для выбранного им класса (п. 38 Порядка).

К слову об этапах – участвовать в муниципальном, региональном или заключительном этапах могут не только те, кто набрал необходимое количество баллов на предыдущем уровне. Если школьнику, к примеру, удалось занять призовое место в прошлом году на определенном этапе олимпиады, допустим, региональном, то в следующем он может сразу прийти на тот же региональный этап, не проходя предыдущие (п. 46, п. 54, п. 64 Порядка).

«Высшая проба», «Ломоносов» и другие

Существуют и другие олимпиады, благодаря которым можно получить бонусы при поступлении в вуз. Особенности их проведения также определены нормативно. Олимпиады школьников проводятся ежегодно с 1 сентября по 1 апреля и включают не менее двух этапов, причем заключительный проводится в очной форме (п. 3 Порядка проведения олимпиад школьников). Они также являются бесплатными.

В то же время для таких испытаний предусмотрена своя специфика – перечень олимпиад и их уровни утверждает Минобрнауки России на предстоящий учебный год до 1 сентября. Такой перечень для грядущего учебного года существует пока только в виде проекта документа. В соответствии с данным проектом, в будущем году в число олимпиад войдут такие, как Московская олимпиада школьников, Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников «Умницы и умники», Олимпиада школьников «Ломоносов», Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!», Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба», олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета и другие.

Данные испытания позволяют либо получить 100 баллов ЕГЭ, либо поступить в вуз без экзаменов. Но конкретные преимущества определены только в документах определенного вуза.

Так, например, в 2017 году право на прием без вступительных испытаний в МГУ имели победители и призеры олимпиады школьников 2017 года «Ломоносов» по праву за 11 класс. Однако данную льготу можно было реализовать при наличии не менее 75 баллов за ЕГЭ по обществознанию. Кроме того, максимальное количество баллов ЕГЭ по обществознанию при поступлении в данный университет могли получить победители или призеры Олимпиады школьников «Покори Воробевы горы!», Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба», Олимпиады школьников Санкт-Петербургского государственного университета.

В МГЮА котировались уже перечисленные, а также Кутафинская олимпиада школьников по праву, Междисциплинарная олимпиада школьников имени В.И. Вернадского, Межрегиональная олимпиада по праву «ФЕМИДА», Московская олимпиада школьников, Олимпиада МГИМО МИД России для школьников, Олимпиада школьников «Россия в электронном мире», Олимпиада школьников Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников «Умницы и умники». Как правило, они давали преимущество в виде 100 баллов по ЕГЭ.

А, например, в НИУ ВШЭ учитывались результаты Олимпиады «Высшая проба», Олимпиады НИУ ВШЭ для студентов и выпускников, Московской олимпиады школьников «Ступени», Конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» и Международной олимпиады молодежи.

Задания «со звездочкой»: как подготовиться к олимпиаде

Система олимпиад предполагает отбор школьников с творческими способностями, заинтересованных в какой-либо области знаний. На это и ориентированы олимпиадные задания – их уровень предполагает, что учащийся специально готовился к испытанию. Однако задания не являются тайной – вопросы прошлых лет находятся в открытом доступе. Более того, организаторы олимпиад школьников в срок до 1 сентября обязаны разработать, утвердить и опубликовать на своем официальном сайте или официальном сайте олимпиады условия и требования по ее проведению, олимпиадные задания прошлых лет и критерии их оценивания (п. 14 Порядка проведения олимпиад школьников).

Поскольку олимпиад школьников достаточно много, задания могут друг от друга отличаться. Поэтому разберем, как составляются вопросы для всероссийской олимпиады – на примере методических рекомендаций, разработанных для использования в 2017 году.

Так, на школьном, муниципальном и региональном этапах олимпиады по праву учащимся предстоит выполнять различные письменные задания. Анализ вопросов прошлых лет показал, что «олимпийцам», нацеленным на победу, нужно ориентироваться в конституционном, гражданском, трудовом, налоговом, уголовном и процессуальном законодательстве. От них потребуются знания, касающиеся государственного устройства страны. Могут встретиться и задания, связанные с международными отношениями, в частности, с внешней торговлей – один из вопросов затрагивал ИНКОТЕРМС (международные правила, содержащие толкование торговых терминов).

В числе прочего, участникам олимпиады нужно было определить правильность или ошибочность утверждений – выбрать один верный вариант ответа из предложенных. Например, право собственности – это право: а) вещное, б) обязательственное, в) исключительное, г) относительное. Также могут попасться задания на установление соответствия (соотнести, какие родственники могут быть наследниками 1, 2 и 3 очередей).

Кроме того, от школьников ждут правильного написания и раскрытия правовых терминов (что такое аллонж – лист, прикрепленный к векселю, на котором воспроизводятся передаточные надписи ), а также перечисления признаков какого-либо института права, например, местного самоуправления. Наряду с этим в число олимпиадных заданий входят такие, как заполнение пропущенных слов и словосочетаний в текстах нормативно-правовых актов, анализ текста и правовые задачи. Школьники могут столкнуться с необходимостью расшифровать аббревиатуры (МКАС при ТПП РФ, ОБХСС, УИК РФ) и перевести латинские выражения (Imperitia pro culpa habetur – Незнание вменяется в вину).

Заключительный этап несколько отличается от остальных – он состоит из трех туров, причем первые два письменные, а последний, заключительный, представляет собой устную защиту эссе. В целом типы заданий финальной стадии сходны с уже рассмотренными – от участников требуется выбрать один или несколько правильных ответов, определить ошибочно или верно какое-либо утверждение, установить соответствие. Также могут встретиться задания, требующие заполнить пропуски в схемах (например, в схеме форм предварительного расследования), указать правовые термины для представленных определений, заполнить пропуски в тексте, разгадать правовой кроссворд. Потребуются и навыки работы с текстом, его анализа и толкования.

В то же время задания заключительного этапа можно назвать гораздо более сложными, чем вопросы предыдущих стадий олимпиады – это показывает анализ материалов олимпиады по праву прошлых лет. Так, в частности, не исключено, что, проанализировав отрывок из исторического правового акта, участнику нужно будет указать название документа и год его принятия. Возможно, наряду с этим придется проанализировать и сопоставить с современными реалиями и сам документ. Для этого школьникам потребуются хотя бы базовые знания истории государства и права, как зарубежной, так и отечественной, причем в последнем случае можно столкнуться и с историческим законодательством – от Русской правды до норм, действовавших в Российской империи.

Однако, несмотря на значительный объем необходимой для усвоения информации, подготовиться к олимпиаде хотя и непросто, но вполне реально, учитывая, что в тех же методических рекомендациях содержатся рекомендуемая литература и сайты.

Так, школьникам помогут учебники по обществознанию и основам права, специальные издания, посвященные всероссийской олимпиаде школьников по праву (куда входят методические пособия, материалы и комментарии), а также вузовские учебники по теории государства и права и по гражданскому праву. Опираться на учебники теории государства и права можно без сомнений. Но стоит отметить, что учебники по праву, касающиеся динамично развивающихся отраслей (например, по гражданскому праву), имеют свойство достаточно быстро устаревать в связи с частыми изменениями законодательства. Поэтому целесообразным будет обращаться к актуальным версиям нормативно-правовых актов, приведенных в учебном пособии.

В числе сайтов, которые рекомендованы к использованию школьниками, указаны портал ГАРАНТ.РУ, официальный сайт Президента РФ (www.kremlin.ru), сервер органов государственной власти (www.gov.ru), федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru), федеральный портал российских олимпиад школьников (www.rosolymp.ru) и некоторые другие.

Целевое обучение

В общих чертах суть такой формы обучения заключается в том, что государственный орган или организация обеспечивают абитуриенту бюджетное место в вузе, а он взамен должен, закончив учебное заведение, отработать в данной организации определенный срок – как правило, несколько лет. Например, «целевики» от прокуратуры должны работать в ней после выпуска из вуза не менее пяти лет (п. 3 ст. 43.5 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Учебные заведения вправе проводить целевой прием в пределах определенных контрольных цифр, квота устанавливается ежегодно (ч. 1-2 ст. 56 закона об образовании). Это означает, что абитуриенты зачисляются по отдельным спискам – вне общего потока.

Права и обязанности сторон

Оформляются отношения в рамках целевого набора следующим образом – между вузом и госорганом или организацией заключается договор о целевом приеме, а орган или организация уже заключают договор о целевом обучении непосредственно с гражданином (ч. 3 ст. 56 закона об образовании).

Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

То есть такого рода отношения предполагают, что гражданина, который отучился, но отказался работать в организации, обеспечившей ему целевое место, ждут неблагоприятные последствия, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении. Он будет обязан возместить в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере указанных расходов (ч. 7 ст. 56 закона об образовании).

Но с другой стороны, если орган не обеспечит гражданину трудоустройство, то он в свою очередь должен будет выплатить ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.

Договор о целевом обучении может заключаться как с абитуриентом, так и с уже обучающимся – на любом этапе учебы (п. 10-11 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении»; далее – Постановление № 1076). При этом несовершеннолетние граждане и обучающиеся заключают договор о целевом обучении с письменного согласия родителей или законных представителей (п. 12 Постановления № 1076).

Цели «целевика»

Обеспечить заинтересованному абитуриенту бюджетное место в вузе может и государственный, и региональный органы, и орган местного самоуправления, заключившие договор с тем или иным вузом. Соответственно, число учебных заведений с целевыми местами довольно велико, в их числе – ведущие юридические вузы страны. Так, в этом году в рамках целевого набора в МГУ было зачислено 38 абитуриентов, в МГЮА – 140, а в Высшую школу экономики – 10, о чем сообщается на официальных сайтах вузов.

Анализ списков поступивших показал, что целевыми местами на юридическом факультете МГУ располагают, в частности, Генеральная прокуратура РФ, Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Московский областной суд, Следственный комитет РФ, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Управление делами Президента РФ, ФНС России и некоторые другие органы.

А, например, в МГЮА были предусмотрены целевые места от Генеральной прокуратуры РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии, ФАС России, ФСИН России, ФССП России, Девятого арбитражного апелляционного суда, Московского областного суда и других органов.

Конкурс вне конкурса: как получить целевое место

В рамках целевого набора существует свой, отдельный конкурс, участие в котором также потребует от абитуриента времени и сил. В частности, чтобы получить целевое место от прокуратуры, кандидату необходимо собрать документы (в числе которых автобиография, школьный аттестат или справка об успеваемости, характеристика с последнего места учебы, медицинские справки).

Кроме того, кандидаты, поступающие в институты прокуратуры по целевому обучению (такой институт есть, к примеру, в МГЮА), проходят профессиональный психологический отбор для определения их профпригодности к прохождению службы в органах прокуратуры и целевому обучению. Направления для поступления выдаются на основании комплексной оценки деловых, личных качеств кандидатов, а также результатов ЕГЭ.

Соискателю скорее всего придется также пройти собеседования – с прокурором и в управлении кадров. В ряде случаев (например, такое требование выдвигает прокуратура Москвы), нужно будет после собеседования написать небольшой диктант, а также мини-сочинение о прокуратуре.

В прошлом году сбор документов и собеседования в прокуратуре начинались в феврале, однако целесообразным будет узнать о целевом наборе в интересующем госоргане заранее.

К слову, в прошлом году портал ГАРАНТ.РУ рассказывал, каким характеристикам должны соответствовать граждане, которые хотели бы поучаствовать в конкурсе на целевое обучение от Минюста России. В октябре 2016 года министерство организовало его для студентов третьего курса бакалавриата и студентов третьего и четвертого курсов специалитета. Предполагалось, что по итогам конкурса со студентами будут заключены договоры о целевом обучении с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в Минюсте России.

В числе прочего от кандидатов требовалось пройти тестирование и индивидуальное собеседование для оценки их теоретических знаний и личностных качеств. В рамках тестирования участникам предстояло продемонстрировать свои знания русского языка и культуры речи, теории государства и права, а также конституционного права России. Для удачного прохождения тестирования участники должны были ответить правильно на 80% вопросов и более.

Поступление в вуз – важный этап жизни, требующий от старшеклассника сознательного подхода и напряженной предварительной подготовки. Не исключено, что тем, кто хочет попасть в вуз гарантированно, вне общего конкурса, придется потратить не намного меньше усилий, чем тем, кто попытается поступить в общем потоке. Победа в олимпиаде требует от школьника высокого уровня знаний и творческого подхода, а целевой набор – готовности впоследствии несколько лет проработать в определенном государственном органе. Однако оба пути открыты для целеустремленных абитуриентов, готовых успешно закончить вуз и стать востребованными на рынке специалистами.

Источник

К чему готовиться студенту-юристу?

что нужно для юридического института. Смотреть фото что нужно для юридического института. Смотреть картинку что нужно для юридического института. Картинка про что нужно для юридического института. Фото что нужно для юридического института
Ollyy / Shutterstock.com

25 января отмечается День российского студенчества. В честь этого праздника практикующие юристы и адвокаты поделились с ГАРАНТ.РУ своими мнениями относительно текущего состояния юридического образования в России, а также перспектив выпускников, его получивших.

В юридическом образовании пытаются ужиться две противоположности – консерватизм и современность. Консервативный подход, по крайней мере, в теории права, в целом закономерен – у классического юридического образования богатая история. Так, римское право изучали в Болонском университете еще в XII веке, а, к примеру, юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова был основан в 1755 году и стал одним из первых в Московском университете.

Но с другой стороны, право регулирует общественные отношения, которые постоянно меняются, а значит, оно вынуждено не отставать от современных тенденций и технологий. Это ему, впрочем, не всегда удается, как считают некоторые эксперты.

Именно по этой причине, надо полагать, мнения опрошенных юристов разделились – практически ни по одному вопросу, касающемуся образования, нет однозначной и четкой позиции. Хотя в этом можно найти и положительную сторону – абитуриенты, студенты и те, кто интересуется юридическим образованием, могут ознакомиться с несколькими мнениями и выработать собственное.


Проблемы юридического образования

Эксперты назвали целый ряд проблем, с которыми могут столкнуться студенты-юристы в вузах – к ним стоит быть заранее готовыми. Отмечается падение качества юридического образования, по сравнению в том числе с тем, каким оно было в СССР, снижение уровня преподавания, оторванность от современных реалий и технологий. При этом, отмечают практики, выпускники многих коммерческих учебных заведений покидают их с «корочками диплома», но без необходимых знаний. Предположительно, цель таких вузов – только получение от студентов платы за обучение.

Однако и крупные государственные вузы неидеальны. В них, в частности, можно обнаружить существенный недостаток практики.

Теория vs. практика

что нужно для юридического института. Смотреть фото что нужно для юридического института. Смотреть картинку что нужно для юридического института. Картинка про что нужно для юридического института. Фото что нужно для юридического института
Владимир Постанюк

Эксперты признают, что практики в юридических вузах недостаточно, но однозначного решения данной проблемы, как представляется, нет. В первую очередь из-за того, что перейти сразу к практике, не имея фундаментальных теоретических знаний, не получится. «Никакой практической подготовкой невозможно восполнить даже малейший теоретический пробел в знаниях», – отметил адвокат Владимир Постанюк.

В то же время, по словам коуча и тренера для юристов Юрия Зачека, упор на практику позволил бы облегчить жизнь молодым юристам и работодателям, поскольку как раз с развитием юридической науки сегодня дела обстоят намного лучше. Адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Дмитрий Егоров в связи с этим даже считает, что дисциплины по фундаментальным наукам – теория государства и права, философия, история государства и права должны быть сокращены в пользу как можно большего количества практических занятий, посещений судебных процессов, общения с практикующими юристами.

что нужно для юридического института. Смотреть фото что нужно для юридического института. Смотреть картинку что нужно для юридического института. Картинка про что нужно для юридического института. Фото что нужно для юридического института
Виталий Субботин

Не исключено, что это решило бы некоторые проблемы начинающих специалистов. Юристам, по словам руководителя направления «Право» Русской Школы Управления Виталия Субботина, сегодня не хватает практики составления документов, навыков ведения переговоров, медиации и выступления в судебном заседании, практических знаний по сбору и применению доказательств, управленческих навыков.

Правда, когда речь заходит о прохождении практики в рамках образовательного процесса, выявляется другая проблема. «А какова эта практика и какие требования выставлены для ее прохождения?», – поставил вопрос адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Сергей Романовский. Сегодня требования в данной области, по его словам, минимальны, ведь достаточно печати организации в дневнике прохождения практики, а это может быть печать любого юрлица или ИП, где якобы есть юридический отдел. И такой способ прохождения практики студенты используют часто. В связи с этим важно, считают эксперты, чтобы юридический факультет взаимодействовал с действующими юридическими компаниями, адвокатскими образованиями и госорганами, где студент действительно сможет получить практические навыки, а возможно и рассчитывать на дальнейшее трудоустройство.

В то же время отмечается, что формирование сознания юриста только на практических примерах также чревато проблемами. «Юрист, сформировавшийся исключительно или преимущественно на практике, превращается в робота, способного совершать определенные действия по заученным шаблонам», – заявил адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Евгений Семьянов. Он добавил, что исключительно практико-ориентированный подход в обучении юристов приводит к утрате уважения к юридическому сообществу со стороны общества и государства.

Баланс учебных дисциплин и методы обучения

что нужно для юридического института. Смотреть фото что нужно для юридического института. Смотреть картинку что нужно для юридического института. Картинка про что нужно для юридического института. Фото что нужно для юридического института
Олег Головчанский

Хороший юрист должен обладать глубокими знаниями и фундаментальных, и прикладных дисциплин – с этим согласно большинство профессионалов. «Как показывает практика, современный юридический рынок требует от молодого специалиста глубокого погружения в отдельные, специфические отрасли права и актуальные тенденции. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что на настоящий момент «прикладные» дисциплины становятся не менее важны, чем фундаментальные», – отметил ведущий юрист «Пепеляев Групп» Олег Головчанский.

Однако эксперты не рекомендуют студентам чрезмерно увлекаться слишком узкими направлениями практики. По словам Дмитрия Егорова, большой перекос в область конкретных, слишком узких специальностей при обучении может сыграть со студентами «злую шутку», если после окончания вуза выбранные направления окажутся невостребованными.

При этом учебные дисциплины, как обращают внимание юристы, не должны быть слишком оторваны от практики. «Нужна некая матрица для студентов, которая покажет, как та или иная учебная дисциплина применяется на практике, для чего она нужна юристу, клиентам, обществу. К примеру, где конкретно применяется налоговое право (юридические и аудиторские фирмы, налоговые отделы компаний, налоговые органы и т. д.)», – предположил Юрий Зачек.

К слову о теории, нередко в юридических вузах студентам дают представление о неких правовых идеалах, рассказывают, «как должно быть», в то время как на практике дела обстоят иначе. Эксперты отнеслись к этому явлению по-разному. «Такой подход является в корне неверным», – считает Дмитрий Егоров. По его словам, получается, что студенты сдают зачеты и экзамены по теоретическим дисциплинам, а на первой работе их просят «забыть все, чему учили в университете». В итоге, указал эксперт, выпускники на протяжении нескольких лет являются по сути лишь стажерами и помощниками юристов. Владимир Постанюк и Виталий Субботин, напротив, сочли такой подход правильным. Знание о том, «как должно быть», по их мнению, заложит представление о том, к чему нужно стремиться – юрист должен применять именно то, что прописано в законе. И в то же время, признали эксперты, без изучения реального положения вещей такие знания окажутся оторванными от действительности.

что нужно для юридического института. Смотреть фото что нужно для юридического института. Смотреть картинку что нужно для юридического института. Картинка про что нужно для юридического института. Фото что нужно для юридического института
Юрий Зачек

Поэтому, как отметил Юрий Зачек, уже начиная со 2-3 курса студентов должны готовить к тому, что система правосудия и правоохранительная система в современной России далеки от идеала. Чтобы реализовать такую идею, пояснил эксперт, нужно приглашать практикующих юристов и не пытаться «причесывать» реальность. «Ситуация, когда выпускники выходят с искаженным пониманием того, как работает право на практике, приводит к стрессу и дальнейшей ломке личности при столкновении с реальностью», – добавил он. Эксперт также выступил за введение обязательной психофизической подготовки будущих юристов для того, чтобы учить их работать с негативом, под давлением, в жестких временных рамках и в стрессовых ситуациях.

Опрошенные ГАРАНТ.РУ юристы также не пришли к единому мнению относительно того, насколько применимы новые форматы обучения к юридическому образованию. Например, такие, как case study (метод кейсов) или дистанционное взаимодействие преподавателей и студентов. «Личный контакт профессора и студента не может быть заменен ничем, этот метод апробирован веками», – высказал мнение Владимир Постанюк. А Юрий Зачек и Дмитрий Егоров считают, что вузам, наоборот, следует не только экспериментировать с новыми форматами, но и активно внедрять их. «Все ведущие мировые вузы уже оцифровали свои программы, и их образование и дипломы уже можно получить, не отходя от экрана собственного компьютера. Границ больше не существует», – отметил первый. «Метод кейсов является весьма прогрессивной и интересной формой обучения, которая может совмещать в себе полученные теоретические знания с импровизированной практической ситуацией, тем самым постепенно готовить студентов к самостоятельному анализу юридических ситуаций и ведению практических дел», – добавил второй.

Сергей Романовский при этом обратил внимание на возможные риски новых форматов образования. Дистанционное обучение, по его мнению, стали выбирать студенты, проходящие обучение «для галочки» либо «потому что мама заставила». Поэтому, полагает адвокат, необходим тщательный контроль при сдаче зачетов и экзаменов по такой форме обучения.

В целом восприятие новых тенденций обучения и современных технологий, как представляется, зависит от конкретного вуза. «Существуют вузы, которые «идут в ногу со временем», а есть и такие, которые считают, что консервативное образование, как вино, со временем становится лишь более востребованным», – резюмировал Дмитрий Егоров.

Профессорско-преподавательский состав и учебная литература

По наблюдениям одних юристов, в вузах слишком много теоретиков, в том числе не способных качественно преподавать прикладные дисциплины, другие считают, что хороших теоретиков, наоборот, мало. В данном вопросе важен, скорее, разумный баланс, то есть профессорско-преподавательский состав вузов, как отметил Евгений Семьянов, должен быть разным. Причем практиков, по его мнению, не стоит допускать к чтению теоретических дисциплин, а вот практико-ориентированные дисциплины могут читать теоретики и практики совместно. Следует учесть, добавил Дмитрий Егоров, что знания привлекаемых к работе вузов практиков безусловно не должны быть поверхностными и полностью приобретенными за счет практических навыков.

«Что касается возрастного состава вузов, он должен обновляться. Это естественно. Однако для роста конкуренции в этой сфере необходимо создать материально-технические условия для повышения привлекательности преподавательской работы, повышения ее престижа в общественном сознании», – указал на еще одну проблему Семьянов.

Важным вопросом образования является не только «у кого учиться», но и «по чему учиться». Современная юридическая литература, по словам некоторых экспертов, не отличается высоким качеством – «давно неэффективна» и даже «не выдерживает никакой критики». Основная проблема заключается в том, что учебники, основанные на законодательстве, быстро устаревают, что приводит к частым переизданиям и потере качества. «Переиздают каждые 2-3 года почти все учебники, практически не меняя их содержания», – поделился Евгений Семьянов, пояснив, что издание учебной литературы стало еще одним источником получения дохода.

Это, впрочем, касается не всей литературы. Дмитрий Егоров высказал мнение, что на достаточно высоком уровне находится специализированная литература, написанная опытными юристами в своей области. В то же время, по словам Виталия Субботина, нужно искать новые инструменты преподнесения юридической информации – к ним он отнес информационно-правовые системы.

Что интересно, эксперты не исключают – на качество юридического образования в будущем может повлиять введение адвокатской монополии. Так, Олег Головчанский предположил, что появление требования об обязательном наличии статуса адвоката для допуска к профессии может привести к качественному скачку в сфере юридического образования. С ним согласился Дмитрий Егоров, но при этом не исключил, что юридические вузы могут использовать заявление о перспективах адвокатского статуса в целях рекламы, причем не всегда правдивой. Он также допустил, что повысятся возможности коррупционной составляющей при обучении.


Портрет идеального выпускника юрфака

Студенту-юристу, скорее всего, придется столкнуться с перечисленными проблемами российского образования. И в этих условиях ему предстоит также решить сверх-задачу – стать молодым востребованным специалистом при высокой конкуренции. Эксперты констатируют, что выпускников юридических вузов очень много, но при этом не считают необходимым вводить ограничения, чтобы образование в данной сфере стало «элитарным».

Совсем наоборот, юристы отметили, что такое нововведение ограничило бы конкуренцию. Они напомнили о недостатках монополизации той или иной сферы: качество падает, а цены растут. Но вместе с тем, считают практики, необходимо повышать уровень юридического образования. А это формирует повышенные требования к студентам.

Кто нужен на рынке юридических услуг?

что нужно для юридического института. Смотреть фото что нужно для юридического института. Смотреть картинку что нужно для юридического института. Картинка про что нужно для юридического института. Фото что нужно для юридического института
Дмитрий Ястребов

«Как показывает практика последних лет, работодателей можно условно разделить на два основных типа: первый тип – интересует «юрист-многостаночник», в принципе готовый «закрывать» все возможные правовые вопросы, второй тип – интересует юрист-отраслевик, способный «решить» сложные задачи в конкретной области», – рассказал о ситуации на рынке главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», к. ю. н. Дмитрий Ястребов. На собеседованиях работодателей, по словам эксперта, теперь интересует, не какое учебное заведение закончил соискатель, а какие задачи он способен успешно решать и какой метод он при этом выберет.

Нетрудно заключить, что выпускнику юрфака, желающему успешно начать карьеру, не хватит лишь теоретических знаний. Восполнить пробелы и получить представление о практике Дмитрий Ястребов рекомендует посредством:

Крайне важным эксперты считают изучение иностранных языков. «Сегодня знание иностранного языка, как минимум одного, предполагается. Для образованного молодого человека это должно быть нормой, для юриста особенно», – констатировал Владимир Постанюк. В идеале, обеспечить такое знание – задача вуза. В частности, Виталий Субботин отметил, что студентам нужно преподавать не только разговорный, но и юридический английский или даже англо-американское право на английском языке. Но если такие знания не были получены в университете, очевидно, студентам придется компенсировать этот недостаток своими силами.

что нужно для юридического института. Смотреть фото что нужно для юридического института. Смотреть картинку что нужно для юридического института. Картинка про что нужно для юридического института. Фото что нужно для юридического института
Максим Крупышев

Эксперты также считают, что выпускники юрфаков должны иметь представление о ведении бизнеса, причем с использованием современных инструментов. «Стоит осваивать такие навыки, как умение развивать бизнес и привлекать клиентов, ориентироваться в новейших информационных технологиях и законодательных инструментах – в частности, big data и онлайн-правосудие», – перечислил владелец фирмы «Юристы России» Максим Крупышев. Он также рассказал, что наиболее актуальными сейчас являются такие направления практики, как корпоративное, международное право, защита прав интеллектуальной собственности, разрешение налоговых споров, реструктуризация долгов и практика банкротства.

что нужно для юридического института. Смотреть фото что нужно для юридического института. Смотреть картинку что нужно для юридического института. Картинка про что нужно для юридического института. Фото что нужно для юридического института
Алексей Головченко

К «джентльменскому набору» в виде знаний о работе бизнеса и профессиональному владению английским языком Олег Головчанский добавил навыки в сфере программирования. По его наблюдениям, в последние годы они также требуются юристам.

Юристам также, по мнению Юрия Зачека, необходимо знание о том, как обращаться с личными финансами. «Иначе возникает ситуация, когда юристы попадают в финансовую ловушку или так называемые «золотые наручники»: работа уже не в радость, но уйти с нее не можешь, потому что ты привык к высокой зарплате, у тебя масса невыплаченных кредитов, платиновые кредитные карты, ипотеки, и т. д.», – отметил он.

Пригодится будущим практикам, по мнению управляющего партнера юридической компании «ЭНСО» Алексея Головченко, также и владение ораторским искусством. Нелишними будут дополнительные знания в сферах психологии и межличностных коммуникаций. Легко догадаться, что такой массив знаний вряд ли обеспечит даже самый лучший юридический вуз, а значит, конкурентным преимуществом выпускника должна стать активная самостоятельная работа над собой.

«Я, робот», или К чему готовиться студенту, живущему в мире технологий?

что нужно для юридического института. Смотреть фото что нужно для юридического института. Смотреть картинку что нужно для юридического института. Картинка про что нужно для юридического института. Фото что нужно для юридического института
Виктор Садовничий

Активно обсуждаемый сегодня тезис – «юристов заменят роботы». Его, разумеется, не стоит воспринимать буквально. «Никогда, мне кажется, [разрабатывая технологии. – Ред.] мы не достигнем того уровня, которым обладает человек, его мозг», – дал комментарий порталу ГАРАНТ.РУ ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. То есть в данном контексте речь идет не о каком-либо фантастическом сюжете, а о современных технологиях, которые способны выполнять рутинную работу, не требующую активного участия человека. Помощь «юриста-робота», как считает Дмитрий Егоров, действительно возможна по простым, однотипным юридическим делам: бракоразводный процесс при обоюдном согласии, взыскание долга по расписке, долгов со стороны банков и т. д.

То есть на сегодняшний день действительно беспокоиться за свое будущее стоит только тем выпускникам, которые рассчитывают составлять однотипные договоры или заполнять шаблоны исковых заявлений, меняя лишь фамилии клиентов. Виктор Садовничий обратил внимание, что за счет роботизации может измениться ситуация на рынке занятости, и это должны уловить университеты. Тем же, кто собирается стать профессионалом, готовым в том числе подходить к работе творчески, технологии должны только помогать.

Однако качества, которые действительно требуются в новых условиях от юристов, и с этим согласны многие из опрошенных профессионалов, – это гибкость и острый ум. Юрий Зачек обратил внимание, что сегодня нужно постоянно учиться, развиваться и перепрофилироваться, а также следить за новыми технологиями. Данный тезис касается, кстати, не только молодых специалистов, но и опытных. «Нам придется соответствовать, хотим мы этого или нет. Так что, пристегните ремни и держитесь крепко: будет трясти!», – призвал Зачек. По его представлениям, в будущем основными навыками юриста станут продажи, общение, коммуникации и презентации. «Юристы будут работать в максимально гибкой среде, в большей степени в виде фрилансеров, подключающихся то к одному, то к другому проекту или к той или иной фирме. У всех будут свои персональные рейтинги, и клиенты смогут сами выбирать, с кем им работать на основании отзывов», – предположил он.

Если попробовать спрогнозировать будущее и дальше, можно сказать, что юридическая профессия все же претерпит изменения, несмотря на сопутствующий консерватизм. Виталий Субботин не исключил, что скоро появится много новых специализаций юристов (например, связанных с отношениями в сфере Интернета вещей) и, если это понять сейчас, то возможно, есть шанс занять пока пустующую, но высокодоходную нишу юридической практики.

Не исключено, что за практикой подтянется и образование. Дмитрий Егоров уверен, что уже в краткосрочной перспективе в нашей стране появятся вузы, которые станут обучать студентов-юристов новым IT-технологиям, в том числе робототехнике.

Учитывая все вышеизложенное, кратко ответить на вопрос, к чему готовиться студенту-юристу, не получится. Но очевидно, будущим профессионалам нужно готовиться далеко не только к зачетам и экзаменам, но еще и к конкурентной борьбе, к меняющимся реалиям и к внедрению новых технологий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *