что нужно для яхтинга
Советы начинающим яхтсменам
Яхтинг – это не просто увлечение, а настоящий образ жизни. Избрав море в качестве своей родной стихии, стоит учитывать те правила, которые оно диктует, и сознательно подходить к освоению искусства управления яхтой, чтобы добиться успеха на его просторах.
Важность определения цели в яхтинге
Тем, кто решил приобщиться к миру яхтинга, стоит изначально определиться со своей главной целью. Заинтересованность этим увлечением можно условно разделить на 4 основные направления:
2) спортивный интерес – участие в регатах;
4) возможность заниматься увлекательным хобби в команде единомышленников, но при этом самому не управлять яхтой.
Хорошая морская практика – стать членом команды яхты во время участия в каких-либо морских фестивалях или соревнованиях. Парусная школа – идеальный вариант предоставить своё обучение квалифицированным специалистам и самому получить сертификат на управление яхтой. Аренда судна с командой позволит совместить отдых с пользой. Покупка собственной яхты – наиболее дорогой вариант обучения, но если вы всерьёз планируете заниматься яхтингом профессионально, то это будет наиболее удачный вариант. Быть лишь членом экипажа яхты или же обладать возможностью аренды яхты и в одиночку или с компанией друзей бороздить морские просторы планеты – вопрос, на который в первую очередь стоит ответить себе. Определившись со своими целями в яхтинге, вы сможете выбрать наиболее подходящий вам курс обучения.
Выбор школы для обучения яхтингу
Самостоятельно осилить яхтинг возможно, но сложно и не очень эффективно. Поэтому желающим не только соприкоснуться с этим увлекательным морским миром, а и сделать его частью своей жизни, стоит задуматься об инвестициях в качественное обучение искусству хождения на яхте и уделить особое внимание выбору лучшей школы, где можно пройти такое обучение.
Стоит обратить особое внимание на многие детали: выяснить, есть ли у данного учреждения лицензия, и владельцем каких сертификатов вы станете после прохождения обучения в нём. Важно, чтобы это были документы международного уровня, ведь при свидетельстве отечественного образца об яхтенном чартере за границей придётся позабыть. Также стоит выяснить, сколько человек в группе, на каких яхтах проводится обучение, где именно проходит практика, и какие преимущества вы получите после окончания обучения. Естественно, у школы должна быть хорошая репутация, а её инструктора должны обладать богатым опытом хождения на яхте.
Не стоит вестись на предложения мгновенных курсов. Не рассчитывайте, что за 3 дня или же за неделю овладеете искусством полноценного управления яхтой, поэтому выбирайте ступенчатую программу обучения в зависимости от ваших целей в яхтинге.
Сочетание теории и практики – залог успеха
Начинающим яхтсменам стоит уделять внимание и тщательному изучению теории, и постоянной морской практике. Яхтинг – не то место, где можно пожертвовать теоретическим багажом или же, наоборот, на одной лишь теории изучать азы этого морского искусства. Здесь важно полноценное освоение всех знаний и навыков, поскольку от этого в дальнейшем будет зависеть безопасность и яхты, и находящихся на ней людей. Важно освоить все морские термины перед тем, как приступать к обучению управлению яхтой.
Начальная практика в идеальных условиях
Новичкам-яхтсменам также не стоит стремиться в миг покорить вершины мастерства управления яхтой. На первых порах очень важно обучаться этим навыкам в почти идеальных условиях. Такие практические занятия лучше всего проводить в свободной от иных судов акватории и при отсутствии каких-либо помех, при слабом ветре и незначительных волнах. Какой бы прекрасной не казалась практика в условиях, близких к наиболее опасным, на начальном этапе обучения яхтингу максимальный эффект будет достигнут лишь в контролируемых условиях безопасного обучения.
В море лишь подготовленными выходить!
Новичкам-яхтсменам стоит усвоить одну из важнейших в морском деле заповедей: в море неподготовленными не выходить! Море, как и небо и горы, не прощает халатности и небрежного отношения при подготовке к отправлению на его просторы. Истина, которую должен зарубить на носу каждый новичок: путешествие на яхте начинается с идеальной подготовки на суше. Перед выходом в море важно всегда тщательно изучать прогноз погоды, ветровых условий и приливов, чтобы максимально эффективно подготовиться к безопасному плаванию.
Что брать с собой на яхту
Для новичков-яхтсменов одним из наиболее актуальных затруднений становится вопрос о том, что же брать с собой на яхту. Во-первых, яхта представляет собой жизненное пространство, в котором не должно быть ничего лишнего, поэтому это должны быть самые важные и жизненно необходимые вещи. Во-вторых, это пространство довольно ограниченное, поэтому всё с лёгкостью должно компактно упаковываться и занимать как можно меньше места. Важно наличие сменной и непромокаемой одежды. В остальном стоит ориентироваться на зону плавания и в зависимости от климата комплектовать набор нужной для путешествия на яхте одежды.
Яхтсменов по обуви встречают.
Соблюдение морского этикета
Новичкам, привыкшим к сухопутной жизни, порой сложно понять определённые традиции морского этикета, кажущиеся несуразными. Тем не менее, большая часть таких правил сложилась исторически и обладает своим смыслом, именно поэтому стоит запомнить простую истину: на борту яхты уважайте и соблюдайте правила морского этикета – и будет вам счастье. Одно из главных таких правил: капитан всегда прав! Оно мало чем отличается от сухопутного: кто управляет, тот и прав. Особым элементом морской вежливости является правило спроса разрешения для вступления на борт яхты и приветствие проходящих мимо яхт во время переходов.
Порядок во всём – часть яхтинга
Экономия должна стать частью жизни начинающего яхтсмена. Во время морских переходов на яхте принято рационально использовать пресную воду и электроэнергию. Также рационально использоваться должно и общественное пространство на яхте. Все вещи должны быть компактно уложены и не занимать пространство других членов команды. Всё должно быть строго на своих местах, и на яхте повсюду должна царствовать чистота. Одна из морских поговорок не зря гласит, что как к яхте отнесёшься, так тем же она тебе и ответит.
Преодоление морской болезни
Если вы всерьёз планируете заниматься яхтингом, то стоит научиться бороться с морской болезнью. Новичкам во избежание этого недуга следует планировать маршрут так, чтобы переходы занимали не более суток, что позволит постепенно привыкнуть к морю. Также желательно избегать переходов в шторм, при сильных ветрах и высоких волнах. Таблетки от укачивания лучше принимать до появления первых симптомов, оптимально – за сутки до осуществления морского перехода. Во время пути на яхте стоит больше времени уделять работе, что позволяет сконцентрироваться на своём занятии и слегка смягчает приступы болезни. Большинство новичков в состоянии за несколько дней адаптироваться к морскому путешествию на яхте.
Как собрать правильный комплект яхтенной одежды
Вы не найдете идеальных рекомендаций “что взять с собой на яхту” пока сами не поживете какое-то время на лодке. Да и “что взять” — зависит от многих факторов, поэтому обычно советы либо сильно упрощенные, либо крайне излишние.
Как собрать правильный комплект яхтенной одежды
Человеку, который впервые собирается в путешествие на яхте сложно сообразить, что ему понадобиться, а что вообще просто не уместно на яхте. Учитывая разную погоду в море и на берегу, разные регионы и сезоны и многое другое, мы постарается собрать правильный комплект яхтенной одежды для чартера или первой морской практики, которые могут удовлетворить все ваши потребности на борту, в зависимости еще и от вашей роли на яхте – шкипер вы, член экипажа или чартерный турист.
Есть базовые правила, как правильно одеваться на яхте с точки зрения здоровья и безопасности, и это то, что возглавит список необходимых вещей, еще есть вещи неуместные, так как яхта – это достаточно ограниченное пространство, и ее возможности хранения ограничены.
Как собрать правильный комплект яхтенной одежды
Для начала, как правильно упаковать вещи
Первое важное уточнение, поскольку новички вообще могут не подумать об этом. Яхтенный отдых все-таки ближе к активному туризму. В идеале, упаковать вещи на яхту лучше в рюкзак, дорожную сумку, мягкую сумку на колесах или максимум в маленький мягкий чемодан. На яхте удобнее размещать багаж небольших размеров, поэтому если вы путешествуете вдвоем, вместо одного большого чемодана на двоих, лучше взять два небольших мягких чемоданчика, сумки или два рюкзака.
Специальная яхтенная обувь
В целях безопасности, чтобы не повредить пальцы о металлические части палубы, и чтобы не поскользнуться на мокрой поверхности нужна специальная яхтенная обувь. Она необходима, когда яхта на ходу и вы передвигаетесь по палубе, особенно при сильном волнении и ветре. Яхтенная обувь – это, пожалуй, главная вещь на которой не стоит экономить. Главное в яхтенной обуви — это то, что она не оставляет следы от подошвы, то есть подошва должна быть белой, либо с пометкой “not-marking”, она не должна скользить по пластиковой палубе и мокрому тиковому покрытию палубы, а также иметь хорошую вентиляцию, быстро высыхать, сидеть плотно на ноге, чтобы нога не выскальзывала, но не жать, а также должна быстро сниматься и одеваться. Обувь не обязательно должна быть известного яхтенного бренда, но она должна отвечать этим критериям.
Существуют несколько типов яхтенной обуви для разной погоды:
Топcайдеры подходят для сухой теплой погоды. Они производятся из мягкой кожи и обрабатываются водоотталкивающей пропиткой, а специальные шнурки, которые протянуты по окружности, надежно фиксируют пятку. Сейчас яхтенные бренды выпускают кеды для яхтинга, которые выглядят более современно.
Топсайдеры MUSTO x Clarks
Яхтенные кроссовки Sperry
Яхтенные кроссовки – самый оптимальный вариант, достаточно закрытые, теплые, с высокой степенью гибкости, с более высокой подошвой, с быстросохнущей синтетической дышащей сеткой и т.д.
Яхтенные сапоги, необходимы для длительных океанских переходов, в условиях сильного волнения и шторма, они в основном резиновые, хотя есть и кожаные — более дышащие и дорогие.
Водонепроницаемые носки в переходе также являются необходимостью. Носки из хлопка не подходят для яхты, они сильно впитывают влагу, и очень долго высыхают. В этом случае ваши ноги замерзнут очень быстро. Вообще на яхте очень важно, чтобы голень и щиколотка были в тепле, поэтому высокие яхтенные носки из шерсти, весной и осенью лишними точно не будут.
Яхтенные кроссовки MUSTO
Дополнительная яхтенная обувь, обувь для выхода на берег
В дополнение к специальной яхтенной обуви, вам понадобятся сланцы для душевых в маринах, а также удобная обувь для прогулок на берегу. Если вы занимаетесь трекингом, хайкингом, собираетесь подниматься на местные вершины гор или вулканов, посещать дикие национальные парки о выборе обуви нужно подумать заранее при планировании, так как обычные кроссовки не всегда подходят для таких целей. Это также касается потребности в аквашузах для кораллов или специфических местных пляжей.
В хорошую погоду, а также на якорных стоянках, на яхте можно ходить босиком. Также важно знать яхтенный “обувной” этикет, согласно которому нельзя заходить на лодку в уличной обуви. Ее оставляют при входе на яхту на понтоне, или в кокпите.
Яхтенная одежда Helly Hansen
Яхтенная одежда: базовый принцип
Что касается одежды, первое правило яхтенной экипировки – это многослойность. Да, это не касается летних чартеров на Средиземке, но нужно понять базовый принцип.
Первый слой, самый близкий к телу – это термобелье, которое отводит влагу. Термобелье должно быть правильного размера и плотно прилегать к телу.
Второй слой служит утеплителем – это должна быть одежда из флиса. Флисовая кофта – это необходимость в переходах весной и осенью и в ночные вахты. Даже на голом теле флис хорошо удерживает тепло, причем даже когда он мокрый, и сохнет он очень быстро в отличии от хлопка. Флисовая одежда очень мягкая и теплая, в ней не будет жарко на ветру при температуре выше 20 градусов, но будет очень тепло в холодную погоду, если под ней будет термобелье, а сверху куртка, которая защитит от влаги.
Яхтенная одежда Decathlon Tribord
Третий слой — водонепроницаемый, он состоит из штанов или комбинезона, и куртки, которые отталкивают всю влагу – дождь, брызги, и служат защитой от ветра. Для шкипера важно иметь яхтенные штаны или комбез с усиленными вставками, на коленях и сзади. Чартерным туристам подойдут простые водонепроницаемые штаны, которые должны быть достаточно широкими, чтобы одеть их в обуви прямо и на теплые штаны прямо в кокпите, при резком ухудшении погоды. Водонепроницаемая куртка должна быть удобная, обязательно с капюшоном. Даже летом, на яхте необходимо иметь ветровку, виндстопер или легкую водонепроницаемую куртку.
Многослойность актуальна для холодных и влажных погодных условий. В море погода часто меняется, и по мере потепления снимаются слои, а затем одеваются легкие вещи и т.д.
Шапки, кепки, очки и перчатки для яхтинга
Защищать голову от солнца, ветра, дождя и брызг на борту яхты очень важно. Панамки хорошо защищают от солнца, и не только голову, но также уши и шею и частично плечи. Подойдет также бейсболка со шнурком, чтобы не улетела. В зависимости от региона и сезона, вам может понадобиться шапка, которая закрывает уши. В ветровке или куртке должен быть капюшон, который полностью закрывает голову, уши и шею, но не ограничивает обзор по сторонам.
Головные уборы для яхты
Яхтенные солнцезащитные очки лучше купить специализированные, потому что они обладают поляризующим эффектом, имеют специальную форму и мягкие резиновые вставки, которые крепко держат их на лице и защищают глаза от бокового освещения. Поскольку на яхте, кроме сна, вы всегда находитесь в кокпите или на палубе нужно обязательно защитить зрение. В любом случае очки нужны, даже если они будут не яхтенные. Кстати, для техники — телефона, планшета и камеры, желательно купить водонепроницаемые чехлы.
Яхтенные перчатки лучше покупать с шероховатой кожаной поверхностью на ладони и с хорошей липучкой для фиксации. Веревки не должны скользить по перчатке – это можно проверить сразу в яхтенном магазине. При работе со шкотами, мурингами и лебедками, можно получить не только множество мозолей, но и ожоги. Если дешевые перчатки постоянно стираются до дыр, то дешевле по итогу обойдутся хорошие перчатки подороже. Перчатки с длинными пальцами не очень удобные при работе с такелажем, но незаменимые в работе с мурингами, которые обычно мокрые и грязные. Такие перчатки также спасут вас от ожогов швартовыми концами. Перчатки с укороченными пальцами подходят для безопасной работы с лебедками.
Легкая летняя одежда для яхты
Комплект одежды для прогулок на берегу или отдыха на пляже всеми выбирается исходя из собственных привычек и потребностей. Но летом на яхте также понадобятся легкие вещи. Футболки лучше иметь легкие, с длинным рукавом, белого цвета – это лучшая защита от солнца, чем солнцезащитный крем. Шорты должны быть удобные, с карманами на липучке или на молнии, желательно в темных тонах – поскольку палуба яхты не всегда чистая. Само собой, нужно иметь купальник или шорты для купания.
Легкая летняя одежда для яхты
Защита от ультрафиолета
Как правило, туристический яхтинг проходит в теплое время года и тропических широтах, но ветер, вода, соль и солнце могут быть нещадные к вашей коже. Среди обязательных вещей для всех, и женщин, и мужчин, должен быть солнцезащитный крем со степенью защиты 30+ — 50+, гигиеническая помада для губ, или детский крем. Что касается самых распространённых препаратов, можно взять Пантенол, но помните, что он наносится только вокруг открытой раны или ожога, а вот Мирамистин или Хлоргексидин можно нанести на кожу для лучшего заживления перед нанесением мази или крема. Обязательно нужно взять личные лекарства, если вы такие принимаете, например от аллергии, витамины и т.д.
Яхтинг — это может быть недорого
При поездке от четырёх человек, если среди вас есть шкипер, это выходит один в один в сравнении с обычным туристическим выездом. Если шкипера нет, то ездить уже надо хотя бы всемером, чтобы всё было сравнимо с турпоездкой.
Потому что нет цены проживания в отеле и всех проездов на машинах-автобусах, но добавляется стоимость аренды яхты.
В двадцать первом веке можно очень чётко скоординироваться и с лодками в аренду, и с лодками, которые просто идут мимо (и им нужны волонтёры или они не против платных пассажиров), и вообще с кем угодно.
Если вы всё же хотите свою яхту на неделю, то парусная яхта на шесть человек стоит примерно от 1 500 евро в неделю (и до бесконечности в зависимости от региона, красоты и комфорта), а шкипер начинается со 150 евро в день.
В общем, это немного оффтопик, но вы просили рассказать про яхты, и вот я выполняю обещание.
С чего начать
Сначала идите на yachtbooker.com — это большой агрегатор аренды лодок. Там можно выбрать направления, посмотреть цены и вообще понять, стоит или не стоит, например, ехать на Новый год в Малайзию.
Мы пользовались ещё брокерами с regattafortuna.com. Эта ссылка — один из примеров того, как можно быстро организовать путешествие сразу на много человек, чтобы не подбирать вариантов и не переписываться с кучей разных людей.
После того как вы примерно просчитали поездку, стоит начать смотреть форумы и специализированные сайты именно по выбранной стране. Во-первых, скорее всего, удастся найти марину, где лодки сдаются напрямую без посредников. Во-вторых, вас интересуют всякие особенности локали, которых на глобальном сайте нет. В каждом регионе свои нюансы.
Потом вам понадобится проверить погоду (статистическую) на выбранный период, чтобы случайно не попасть в сезон дождей или штилей. Обращайте внимание на ветер и волнение. Конкретные данные всё равно доступны только за 2–3 дня, поэтому вас больше интересует, что было в прошлом году в это же время и что говорят опытные люди на форумах.
Дальше просто берите билеты с запасом в один день в начале поездки (чтобы приехать из аэропорта и принять лодку, ночевать лучше сразу на ней в марине), и ещё 2–3 дня запаса заложите в конце. Потому что переходы по воде не очень хорошо предсказываются из-за изменений ветра, и планируемая дата возвращения и сдачи лодки может отличаться от фактической.
У меня началось так. Ко мне прихошел коллега и показывал фотографии — ну да, заряд жизни, ну да, острова, ну да, свобода. Но это же ужас и кошмарно дорого! Мы потрепались: в следующем году, мол, давай ещё раз, только вместе сгоняем.
Приходит через год и говорит: «Собирайся».
По поводу выбора места и лодки
Если вы едете парами, то берите не яхту, а катамаран. В яхте чаще всего — две-три каюты, и они очень общие. У катамарана — два корпуса, поэтому его меньше качает (что вам важно поначалу), плюс есть четыре изолированные каюты: спереди и сзади каждого корпуса. И вообще больше места. Да, у катамарана есть особенности управления, которые лучше знать заранее, но если ваш шкипер опытный (или вообще вы его нанимаете), то проблем быть не должно.
Мы как-то выезжали на четырёх катамаранах в 32 человека, когда устраивали свою собственную регату. Капитанами были наёмники, причём все четверо — сработанная команда, которая хорошо знает акваторию. Один, кстати, был почти земляк: киевлянин. На фрахте мы брали не местных шкиперов, а именно команду, покупали им авиабилеты. Так получается практичнее и надёжнее. По деньгам на такое количество людей вполне адекватно.
Не планируйте первый раз что-то долгое, больше недели точно не надо. Потому что есть люди, которые почти сразу влюбляются в этот образ жизни, а есть те, кто хочет домой в уютную тёплую кроватку, которая прочно стоит на бетонном фундаменте. И качается только при землетрясениях и взрывах, то есть почти никогда.
У нас после пары выездов примерно каждый шестой получает документы шкипера, это не очень сложно: можно уложиться за довольно быстрое обучение и две недели практики. Я пока не созрел. Менеджмента мне хватает на работе, а шкипер — это именно профессия менеджера, а не специалиста. Под руководство встать — пожалуйста, да, результата добиться — да, но управлять не хочу. Вообще круто, когда есть капитан и всё устроено так, что ты реально должен подчиняться (такие правила хотя бы по ТБ). И дальше так:
— Кранец-кранец, твою мать! Яхта 10 миллионов!
— А-а-а-а.
Плавать уметь не обязательно, но ТБ надо соблюдать железно. В частности, носить жилет. Он яркий и лёгкий. Его дают вместе с лодкой. Современные жилеты не стесняют движений, потому что в них — баллоны со сжатым воздухом, которые надувают жилет при контакте с водой. Можете осмотреть такой в любом самолёте, достав его из-под сиденья. Только, пожалуйста, делайте это до вылета или после посадки, чтобы не напугать пассажиров.
Самое интересное в импровизированных гонках — манёвры. Это не просто планирование маршрута, а конкретная работа команды. На парусе можно висеть, лежать, тянуть, расправлять, поворачивать вручную. Это даёт конкретный эффект. На средней скорости при среднем ветре катамаран у нас шёл 12 узлов. Были дни, когда весь день шли на 5 узлов, был день, когда даже узла не показывали, потом были дни, когда доходило и до 18.
Когда выбираете места, смотрите две вещи:
1. Где есть достойный флот, то есть можно найти подходящую лодку (новую).
2. И из этого множества — где есть интересные места. Советую в приоритет ставить исторические места, природные заповедники, скопления островов или побережья, где много интересного.
Не советую Лазурный берег: это демо-зал дорогих и больших лодок. Всё заставлено суперяхтами. Швартоваться приходится чёрт знает где. Оттуда потом добираться. Есть в паре мест оплачиваемые муниципалитетами дорогие машины (они ездят кругами по городу, чтобы поддерживать лакшери-имидж места).
По технике безопасности
Обычно есть желание отпраздновать прибытие на лодку алкоголем. По крайней мере, у нас один раз случился трагический день рождения члена экипажа. Так вот, такого делать не стоит, потому что потом кого-то на следующий день точно очень сильно укачает. Приключения с алкоголем оставьте на конец поездки.
Слушайте шкипера. И точно делайте, как он говорит. Всегда. Это травмоопасный спорт, и часто травмы совсем не там, где вы ждёте. Например, когда говорят не ходить босиком — это значит, что не надо ходить босиком на лодке — и точка. Но люди всё равно реально ломают пальцы. Там вроде негде, но у нас сломали. Есть всякие мелкие уголочки. Две регаты — два сломанных пальца. После первого обычно все начинают ходить в обуви. Ещё обувь защищает от падений. Падение — это риск сломать шею или вылететь за борт. А если вы вылетите за борт, то есть шанс, что за вами кто-то прыгнет на автопилоте. Делать этого тоже не надо. Особенно если вы вдвоём на вахте.
У нас никто не выпадал, но вещи за борт мы роняли.
Из опыта: когда ты спускаешь тузик (это аналог причального шаттла большого космического корабля, малая лодка) и быстро стартуешь, проверь, вкручена ли пробка для слива воды. И есть ли она вообще на борту. Второе — не стоит курить в резиновой лодке. На яхте — тоже: это довольно дорого. Пепел слегка портит покрытие. Есть шанс прожечь диван. Всё это покрывается страховкой, но там довольно дорогая франшиза.
Пластиком надо пользоваться меньше. Лучший трап — это доска. Встроенные складные трапы делаются одноразовыми на большинстве лодок.
Если вы — про комфорт, то старайтесь убедиться, что на борту есть (в порядке приоритета):
1. Аналог мясорубки, только для гальюна: измельчитель отходов. Иначе всё придётся делать вручную, что не добавляет радости дамам.
2. Опреснитель воды. Очень полезная штука, чтобы не думать о расходе пресной воды.
3. Миниатюрная стиральная машина. В путешествиях между частыми маринами она не нужна, а вот на выходах по маршрутам, где цивилизацией слабо пахнет, пригодится.
Электрическое питание на лодке обычно бывает USB 5 В постоянно (от аккумулятора — 12 В), 220 В — от генератора (если он есть) или через конвертер при работе двигателя. На маринах подключается городская сеть.
Паруса могут управляться электрическими лебёдками или вручную. Бывают комбинированные варианты. Я — за комбо: это и возможность нормально делать что-то маленькой командой (актуально ночью), и эмоции от ручного управления, если надо.
Ещё из опыта: не приваливайтесь к движущимся частям лодки, чтобы отдохнуть. Не вешайте вещи на ограждения. Не прыгайте на свою лодку с причала.
И помните про гик. Он ждёт, когда вы расслабитесь и отвернётесь!
Что надо знать пассажирам
Нужна яхтенная обувь (лучше всего — топсайдеры или немаркие кеды), ни в коем случае нельзя носить на яхте туфли на каблуках.
Надо взять: зарядку для телефона, переходник с автомобильного прикуривателя на USB (часто порты питания оформлены именно так), ветровку (она нужна даже в тёплом климате, потому что ветер будет сильный), красивый яхтенный свитер и брюки или вечернее платье: на лодке можно подходить ко многим городам, и там будет нужна цивилизованная одежда, в частности, чтобы проходить по дресс-коду в рестораны. Дамам ещё стоит взять сплошной купальный костюм: если вам захочется кататься на фале, то помните, что обычные купальники почти гарантированно слетают. Это приятный бонус для шкипера, поэтому он молчит и делает своё дело.
Можно взять маску для подводного плавания, фотоаппарат (хороший, потому что, например, очень сложно сфотографировать светящийся планктон в Малайзии) и дрон (только всегда взлетайте с кормы и при неподвижной лодке). Цветные фонари (при их свете прикольно ночью ловить рыбу).
Из этикета: коврик у трапа — обязательно вытирайте ноги. Нельзя шуметь на марине: рядом кто-то спит в своей лодке, звук над водой летит очень далеко. Нельзя заходить на чужую лодку без разрешения капитана, невежливо заглядывать в люки и иллюминаторы снаружи. Мусор выбрасывается только в мусорный бак, но не за борт. Проверьте радиоэтикет, например, нажатие кнопки MOB (тревога) может стоить вам штрафа за вылет вертолёта.
Работать на борту можно, если вы можете пользоваться ноутбуком на заднем сиденье такси. Если вас так укачивает — постоянная качка даже на якоре и у причала будет вас беспокоить всё время. Интернет где-то есть, где-то нет. В Азии брали местную симку одну на лодку и модем, всё хорошо работало. На Сейшелах в открытом море ничего нет, у островов — пожалуйста. Во Франции просто подключили роуминг российских операторов, всё прекрасно зацепилось и работало до конца.
Немного ещё про экономию в Европе. В Ницце, например, можно поесть вот так на лодке:
И это в три раза дешевле, чем в ресторане. Там ходят лодочки, можно заказать пиццу, морепродукты. На лодке телефон — прямо на борту, звоните и заказываете. Подъезжает и выгружает из ледяных контейнеров. Потом забирает всю посуду и мусор. Сервис — как в ресторане, только официант один на всех. Три русские яхты опустошили дневной запас одного такого дядечки. Мы были счастливы, а дядечка вообще был в восторге! Сказал все известные ему русские слова. Потом сообщил, что остаток дня будет отдыхать, а не работать. Он некий план выполнил — и всё.
Как это бывает
Хочу поделиться историей регаты в прошлом году. Итак, мы поехали во Францию в пятницу, 13-го. Нас все спрашивали, всё ли мы купили. Мы отмахивались: отплывать послезавтра, успеется. Оказалось, на следующий день у французов — День взятия Бастилии, и закрыто вообще всё. Страна out of service.
Мы решили поехать в другой город после обеда и закупиться уже там. Через день был финал Чемпионата мира по футболу, поэтому во Франции все встречали победу национальной сборной. Их всех чуть не порвало от неожиданной радости. Французы, когда узнавали, что мы из Москвы, то прям радовались и лезли обниматься: «Так классно, у нас там друзья, спасибо за такой чемпионат!»
Помню, мы стояли на каком-то перекрёстке, и французы орали вместе с нами: «Рос-си-я!»
И вот на следующее утро нам всё же удалось купить всё необходимое.
У нас оставалось еще пару свободных дней, и мы решили сходить на какой-нибудь концерт или в театр и взяли первые попавшиеся билеты. Это оказалось не абы что, а мировое турне в Ницце Джей Зи и Бьонсе. Суперожидаемое мероприятие. А мы просто взяли и пошли на концерт. Огромное шоу на огромном стадионе. Мне дико понравилось, хотя имена исполнителей я узнал только от остальной команды. Дальше мне повезло: поскольку я не хотел слушать до последнего, то выбрался за 20 минут до конца. А у тех, кто дождался окончания концерта, потом три с половиной часа ушло на возвращение к лодке.
Еще мы устраивали кинотеатр на дикой стоянке: проектор с одной лодки направляли на парус другой. Но если решите повторить то же самое, то проверяйте погоду. Когда дует ветер, то просмотр фильма сильно затрудняется. Начинаются развязывание и спасение судёнышек. Мы очень хотели досмотреть фильм, но сделать это так и не удалось.
Ещё случай: на Сейшелах мы чуть не потеряли якорь. На одной из стоянок зацепились якорем за крепёж буя внизу. Отшвартовывались оттуда, выкорчевать свой якорь пробовали часа четыре. Местные фридайверы с фонариками ночью освободили нас за 250 долларов. Просто нырнули и отцепили якорь. Позднее от местных мы узнали, чтонекоторые якоря не случайно зацепляются. Аквалангисты ночью их таскают по дну, а днём за деньги таскают обратно.
Ещё не надо ловить рыбу-луну. Рыба-луна — это круглая плоская дура. В воде она серо-синяя или жёлтая с полосками или кружками, а когда вынимаешь — как блюдце. Эта рыба очень легко ловится на разные предметы, но есть ее невозможно. По ощущениям, она как будто состоит из кости.