в чем разница между однозонным и двухзонным климатом
Трехзонный климат-контроль в автомобиле: так ли он крут, как обещают?
Трехзонный климат контроль — это одна из разновидностей климатической системы, позволяющая устанавливать индивидуальный температурный режим в трех разных зонах: возле водителя, кресла переднего пассажира и заднего дивана (кресел). Ниже рассмотрим, в чем особенности этой системы, как она работает, в чем отличия, и о каких плюсам-минусах необходимо знать.
Что это такое
Для начала разберемся с особенностями трехзонного климат контроля, что это такое в автомобиле. По сути, это стандартная климатическая установка, в которой объединяется группа элементов и устройств, взаимодействующих между собой, обеспечивающих оптимальный температурный режим и влажность. В состав входит отопительная система, фильтры, кондиционер, разные датчики и электронный блок управления.
Конструктивно трехзонный климат контроль в автомобиле может отличаться, но на практике его функции остаются неизменными — возможность установки индивидуальной температуры в трех разных точках машины. Как правило, это водительское кресло, сиденье пассажира, а также задний диван. Получается, в каждом из участков салона будет создан собственный микроклимат, что очень удобно для больших семей.
Как работает трехзонный вариант
3 зонный климат контроль имеет весьма сложное устройство, что объясняет более высокую цену автомобиля с таким оборудованием. В состав входят десятки разных элементов, отвечающих за выполнение установок водителя. К основной группе устройств трехзонного климат контроля стоит отнести:
Такая особенность конструкции трехзонного климат контроля обеспечивает высокую эффективность работы и возможность создания оптимального микроклимата в любых погодных условиях. Оборудование нагревает или охлаждает воздух до установленной температуры / влажности с последующей поддержкой этого параметра на требуемой уровне. Работа выполняется до момента отключения или изменения настроек пользователем.
В процессе работы 3х зонный климат контроль смешивает разные воздушные потоки: горячий от двигателя и холодный для получения оптимальной температуры. При этом водителю доступно два варианта управления аппаратурой:
Если рассматривать принцип работы трехзонного климат контроля, можно выделить следующий алгоритм действий:
Как видно, трехзонный климат контроль имеет весьма простую систему организацию. При этом дальнейшая настройка зависит от самих пользователей. В зависимости от предпочтений можно установить зону обогрева (на стекло, лицо, ноги и т. д), уровень температуры (общий для всех зон или по отдельности), а также скорость подачи воздушного потока.
В чем отличие от однозонного и двухзонного
Зная особенности 3 зонного климат контроля, что это и как работает, несложно разобраться с его отличиями от других систем с одной или двумя зонами. Главная особенность — возможность установки индивидуального температурного режима для трех разных зон. К примеру, однозонный вариант подразумевает выбор температуры для всего салона, двухзонный — для переднего пассажира и водителя, а трехзонный — дополнительно еще и для заднего дивана.
Особенность 3-зонной версии и в том, что на задней части подлокотника, установленного между передними креслами, имеется специальный регулятор. Пассажиры на заднем ряду могут самостоятельно устанавливать оптимальный параметр без привлечения водителя. При этом спереди климат контроль может быть вообще выключен, или же установлена другая температура.
Плюсы и минусы
С учетом сказанного можно подвести итог, чем же так хорош или плохо трехзонный климат контроль. К его преимуществам стоит отнести:
Главным недостатком трехзонного климат контроля стоит назвать его высокую цену. При покупке новой машины наличие такой опции оказывает существенное влияние на стоимость. Вот почему многие автовладельцы отдают предпочтение более простым вариантам с одной или двумя зонами.
В комментариях расскажите, приходилось ли вам работать с трехзонным климат контролем, и какие возникали трудности.
Что такое и как работает система климат-контроля в автомобиле
Современный автомобиль сложно представить без системы кондиционирования. Если раньше водителям приходилось мириться с температурой в салоне в жаркое и холодное время года, то теперь машины оснащают климатическими устройствами. Логическим продолжением стандартного кондиционера стала система климат-контроля, которая сочетает сложные технологии для управления температурой внутри транспортного средства.
Что такое климат-контроль?
Автомобильный климат-контроль — инженерное решение, направленное на поддержания комфортного микроклимата внутри машины независимо от параметров окружающей среды. Стандартная система состоит из таких элементов, как:
Водителю достаточно настроить параметры работы устройства с помощью электронного блока управления. Зафиксировав стационарную температуру в различных участках салона, климат-контроль начнет работать до тех пор, пока не будут достигнуты нужные параметры. Затем система будет периодически включаться для поддержания заданного температурного режима.
Функциональные особенности системы
Количество возможных функций климат-контроля зависит от модели автомобиля, его типа и используемых датчиков. В список возможностей входит:
В дорогих автомобилях предусмотрены дополнительные опции, например, ионизация воздуха.
Большое количество водителей отдают предпочтение климат-контролю вместо кондиционера. Оба решения предназначены для единственной цели — поддержание комфортного температурного режима в салоне. Но кондиционер нужно настраивать вручную, а система климата автоматически регулирует параметры работы.
Виды климат-контроля
Системы климат-контроля классифицируют в зависимости от таких параметров, как мощность, способ управления, количество функций и рабочих зон. Последний фактор является наиболее важным, поскольку влияет на комфорт пассажиров в салоне.
Инженеры разработали климат-контроль:
Они отличаются между собой количеством рабочих зон, а также особенностями управления их работой. Однозонное решение считается наиболее простым, поскольку устройство позволяет регулировать температуру только передней зоны салона, где сидит водитель и пассажир. Если говорить о том, как работает штатный двухзонный климат-контроль, то необходимо выделить возможность установки раздельного температурного режима для водителя и переднего пассажира.
Трехзонные и четырехзонные системы выполняют аналогичные функции, но количество настраиваемых параметров увеличивается. Климат-контроль управляет температурой для каждого из задних пассажиров.
Климатическая техника позволяет охлаждать и увеличивать температуру в зоне ног и головы, обогревать и осушать ветровое стекло. Многозонное оборудование имеет конкурентное преимущество, поскольку позволяет индивидуально настраивать климат для каждого пассажира.
Конструкция и принцип работы
Устройство системы достаточно сложное и состоит из десятков исполнительных элементов. В стандартную конструкцию контроля климата входят:
Принцип работы достаточно простой. Водитель с помощью блока управления настраивает температурные параметры, после чего показатели датчиков сравниваются с номинальными. Если они не соответствуют, включается обогрев или кондиционер для изменения параметров воздуха до нужного значения. После этого система переходит в режим ожидания, а когда в температурном режиме происходят изменения — оборудование автоматически включается заново.
Посмотреть состояние датчиков в системе кондиционирования, как и всего автомобиля в целом, можно с помощью недорогого универсального сканера Rokodil ScanX.
Помимо отображения состояния датчиков, сканер способен диагностировать неисправности двигателя, коробки передач, трансмиссии, ABS, SRS, AirBag и прочих узлов и агрегатов автомобиля. Rokodil ScanX совместим с большинством отечественных и импортных автомобилей начиная с 1996 года выпуска.
Особенности использования
Как правильно пользоваться установленным климат контролем зависит от личных предпочтений водителя и пассажиров. В стандартную комплектацию всех автомобилей входит инструкция по эксплуатации, хотя разобраться с настройками можно интуитивно. Панель управления содержит механические или сенсорные кнопки, которые позволяют выбрать:
Многозонные системы климата содержат аналогичные параметры, но они устанавливаются отдельно для каждой из зон. При этом возможно наличие и других функций, например, проветривание салона.
Что такое кнопки Econ и Sync?
В некоторых автомобилях системы климат-контроля содержат кнопки Econ и Sync. Среди автомобилистов достаточно много мифов об их предназначении. Особенности работы режимов:
Преимущества и недостатки
Перед окончательной покупкой опции для автомобиля необходимо ознакомиться со всеми плюсами и минусами. Среди преимуществ выделяют:
Несмотря на большое количество преимуществ, у климат-контроля есть существенные недостатки. К ним относят высокую стоимость оборудования для установки системы, а также дороговизну обслуживания техники. Самостоятельный ремонт или восстановление работы практически невозможно осуществить из-за сложности конструкции.
Цена на климат-контроль постепенно снижается. Изначально опцию использовали исключительно в дорогих автомобилях, после чего производители начали разрабатывать массовые решения. Чем больше растет спрос, тем ниже стоимость оборудования и лучше функциональность. С помощью климатической системы водители могут забыть о потребности регулировать температуру вручную, поскольку все действия выполняются автоматически.
Принцип работы двухзонного климат-контроля
С появлением в автомобилях такой системы, как климат контроль, уровень комфорта водителя и пассажиров вышел на новый уровень. Это даже больше, чем кондиционер. Система отвечает не только за обогрев или охлаждение воздуха в салоне авто, но также – за уровень влажности, вентиляцию, фильтрацию воздуха от пыли и многое другое.
Но на этом прогресс не остановился, и со временем появился двухзонный, трехзонный и четырехзонный климат-контроль. Как можно судить из названия – система в данном случае контролирует все необходимые показатели для каждого ряда пассажиров или даже для каждого пассажира.
В данном случае речь пойдет именно про двухзонный климат-контроль, что это и как работает подобная система.
История появления
Чтобы немного разобраться в том, как работает климат-контроль, следует рассмотреть основные его компоненты – это система нагрева воздуха, охлаждения, вентиляции и его циркуляции внутри автомобиля. Но все эти составляющие собрались воедино не так давно.
Сначала появился простой нагреватель в салоне автомобиля. Такие «печки» можно встретить в старых автомобилях и сегодня. Небольшой радиатор расположен под передней панелью. Он нагревает воздух, который циркулирует по всему салону. Чуть позже появились обогреватели с выходом в заднюю часть салона. Контроль работы печкой осуществляется исключительно вручную.
Кондиционеры в автомобилях – не новое изобретение, оно появилось еще в начале восемнадцатого века. Тем не менее, широко применять в автомобилях его начали сравнительно недавно. Кондиционер отвечает только за охлаждение салона.
Климат контроль объединяет в себе эти функции, а также отвечает за качество и циркуляцию воздушных потоков внутри салона автомобиля. Системы работают в зависимости от показателей различных датчиков полностью автоматически. Но при желании определенные показатели можно настроить и вручную. Таким образом, электронный блок – это сердце климат-контроля, а все остальные компоненты подстраиваются под настройки программы.
Что такое двухзонный климат-контроль
Многие водители при покупке автомобиля, оснащенного данным достижением инженерной мысли, долгое время не могут разобраться в особенностях его работы. В первую очередь, такая ситуация возникает по незнанию того, как именно работает климат-контроль и, в целом, на что он способен. Потому постараемся немного подробнее разобраться в том, что собой представляет климат-контроль.
В его основе лежат такие составляющие:
Управление климатическим контролем включает в себя и датчики. Они определяют уровень давления в системе кондиционирования, температуру внутри салона и за бортом, уровень естественного освещения.
Блок управления осуществляет прием сигналов от датчиков и преобразовывает их в температурные и другие показатели, которые должны быть достигнуты. Они передаются на исполнительные устройства, после чего обеспечиваются нужные климатические условия внутри салона.
В этом и состоит принцип работы климат-контроля. Когда речь идет о двухзонной системе, то она контролирует показатели зоны водительского места и пассажирского сидения. Ведь идеальный температурный режим не может быть одинаковым для всех обитателей автомобиля. А климат-контроль заботится еще и о том, чтобы никто не переохладился, никому не было жарко или душно. Вам остается только настроить программу электронного блока управления под себя.
Составляющие климат-контроля
Как уже было сказано ранее, в сердце всей системы расположен ЭБУ, то есть электронный блок управления. Именно он контролирует работу всех исполнительных компонентов, в результате чего достигаются необходимые климатические условия для водителя и пассажиров.
Но исполнительные компоненты – это интересная и сложная система, работа которой налажена до мелочей. Все они исполняют свои функции, но совместная работа различных систем составляет практически единый организм. Каждый климат-контроль состоит из следующих комплектующих:
Вся эта сложная система обеспечивает оптимальные температурные показатели в зависимости от того, какой задан режим на ЭБУ.
Как работает двухзонный климат-контроль
С основными принципами работы этой сложной системы разобрались. Осталось понять, какие именно функции она выполняет. Для наглядности можно привести пример, чем отличается климат-контроль от обычного кондиционера.
Во-первых, он направляет потоки воздуха именно туда, где это необходимо, потому никогда не возникнет ситуации, когда мерзнут ноги, а в верхней части салона буквально нечем дышать. Так бывает, когда при помощи кондиционера пытаешься нагреть воздух в машине. Во-вторых, система заботится о том, чтобы человек не мог переохладиться даже в том случае, если режим настройки предполагает слишком низкую температуру в салоне, когда на улице достаточно жарко.
Климат-контроль – умная система, поддерживающая необходимый уровень комфорта одновременно предотвращая возможность простудиться. Климат-контроль выполняет следующие функции:
Работа системы может быть направлена на контроль таких зон:
Особенности эксплуатации климат-контроля
Интерфейс дисплея на ЭБУ в различных системах, как правило, доступен и понятен. Для поддержания постоянного температурного и других режимов водитель должен задать определенный уровень, после чего система будет контролировать все необходимые показатели. Компьютерная программа данную задачу берет на себя.
Тем не менее, выбирать нужные направления потоков воздуха водитель должен самостоятельно, для этого придется вручную перекрывать дефлекторы. Кроме того, режим охлаждения должен постоянно оставаться включенным. В противном случае на испарителе может образоваться конденсат. Как результат – появление неприятного запаха в салоне, а если достаточно длительное время система будет работать в таком режиме, она может и вовсе выйти из строя.
Ручной и автоматический режимы
Любой климат контроль предполагает ручное и автоматическое управление системой. Правда, в первом случае нужно будет хорошо разобраться в тонкостях ее работы.
Разобраться в особенностях работы климат-контроля достаточно просто, но изучение инструкции перед ее эксплуатацией все-таки не помешает. Если придерживаться определенных правил при использовании системы, она прослужит без сбоев долгие годы, и ее компоненты не будут требовать ремонта или замены.
Ниже предоставлено видео о том, как работает система двухзонного климат-контроля:
Раздельный двухзонный климат контроль взамен обычного кондиционера
В общем началось всё с того, что давно хотелось избавления от крутилок газовой печки в салоне — тут пришли на помощь китайцы о чем я писал ранее.
www.drive2.ru/l/463741844954546645/
Но это было все не то и я все чаще читал записи и тему на форуме о раздельном климат контроле и его установке.Вот в один момент решился купить комплект у perhapsthisme
за 6000р ну и + пересылка вроде 800р.В комплекте получаем проводку торпеды, все 6 датчиков, блок управления серый (чумазый, но в оч хорошем состоянии), печки корпус с радиаторами и бонусом трубка охлаждения бардачка (её потом продал за 500р 😁 ), правда не было рамки магнитолы.У меня она штатная сони овал и как потом я понял найти рамку с климатом и в цвет как надо оч трудно.Но мне удалось всего за 500р))
Как всякая полезная, нужная и интересная вещь перед установкой она должна полежать. Пока комплект лежал и ждал часа я познакомился с dimanager
Который тоже загорелся идеей установки климата (о чем он надеюсь ещё напишет в своем бж) и вдвоем благополучно перебрали его авто, выяснили тонкости, нюансы и то, что мой блок печки хоть коса и от рестайл, но расположение трубок испарителя кондиционера не такое как мне надо и я попадаю на замену фреона в системе…Но и зато выпал шанс сменить свой блок климата с серебра на чёрный (без хрома).
В общем выбрав солнечный день договорился с naum-nslab
поковыряться у него в гараже и послушать советов бывалых)) Вечером накануне начал дербан пластика (китайские лопатки очень выручили)
Далее подумал, что все доработки косы (пока комплект лежал) надо бы проверить и накинул это дело.
И едем следующим днём в гараж к Сергею.
Травим фреон, скидываем клемму и начинаем дальше разборку, двери, торпедо такое, сякое, куча винтиков…
Менять радиатор испарителя кондиционера конечно не хотелось — мой в идеале, проверен (а если купленный не гермет?это ж такой гемор!) тем не менее разобрать всё и перебирать из двух печек одну путем вырезания всех сервоприводов и прочего тоже не хотелось.Значит меняем 🙂
Фото и без жёсткого не делал — как то забылось в пылу борьбы со змеями.
Дима принялся курочить под датчик солнечной активности сразу, а я готовлюсь укрощать змей.
Благополучно сменив проводки, радиаторы, пообедав принялись за сборку.
В итоге начав с 10-10:30 управились часам к 21 (попутно в соседнем гараже шаманили вмятинку на двери и не хотели отдавать😁 )
Пластик по салону я конечно дособирал уже позже у дома.На следующий день и заправил систему за 1500р с опрессовкой, диагностикой и всё показало очень хорошо.Холодит на ура!)
З.Ы. в проводке пришлось сделать перемычку с врезными предом на 10А (вместо преда #29 под капотом), т.к. тащить проводку совсем не улыбалось и я не готовился к этому.Возможно сделаю это потом как нибудь.
В общем в продаже комплект для установки кондея: печка с радиаторами рестайл (трубки испарителя кондея на разных уровнях), блок управления, рамка титаниум овал, коса торпедная.Цена договорная — в лс.
Таким образом выражаю благодарность Диме и Сергею за помощь в установке, как словом, так и делом и поддержку в этом не совсем простом для меня деле.(жалко ж так вот тачку разбирать до винтиков😂)
Что такое климат контроль в авто – различные типы систем
Автор: Дмитрий Сапко
С точки зрения управления климат-контроль является одним из простейших узлов современного автомобиля. Водителю достаточно поставить нужную температуру и выставить другие коррекционные настройки при желании, а машина сама будет поддерживать комфортную обстановку в салоне. Но в техническом плане эта система достаточно сложная, она основана на большом количестве датчиков, блоков управления и автоматики. С помощью датчиков температуры и прочих важных узлов автоматика контролирует весь микроклимат в салоне машины и позволяет без особых проблем создавать нужные условия для поездки. Сегодня чудо техники способно создавать целых четыре зоны с отдельным климатом, но об этом речь пойдет дальше в публикации. Мы поговорим об устройстве климат-контроля, постараемся разъяснить принцип работы всех механизмов простым языком.
Сложно представить современную машину в среднем или высшем ценовом классе без такого важного параметра, как климат-контроль. Это один из самых востребованных узлов, который предпочитают установить на свой автомобиль практически все покупатели новых машин. Даже в бюджетных автомобилях производители начали предлагать качественные системы автоматического контроля климата в опциональном оборудовании. То есть, за дополнительные деньги можно поставить климат-контроль даже на машину со скромным ценником и отсутствием невероятно богатой комплектации.
Основные принципы работы современной системы климат-контроля
В контексте разговора об автоматической настройке климата в машине стоит выделить дешевые и дорогие варианты климат-контроля. Дешевая конструкция состоит из одного датчика, который обычно располагается на крыше. Это не самый эффективный способ измерить температуру в салоне, да и сопоставление внутренней и внешней температуры будет полезным делом. Пока температура в верхней части салона наберет настроенное значение, в ногах пассажиров будет очень холодно (или жарко, если речь идет о зиме). Такие системы не слишком эффективны, они чаще всего применяются в китайских автомобилях. В дорогом климат-контроле работает целая группа датчиков:
Это значит, что водителю достаточно указать только желаемую температуру, а кондиционер или отопитель с помощью автоматики сам включится в нужный режим работы. Для этого автоматика использует показания всех датчиков, анализирует и сопоставляет данные и отдает команды климатическим модулям. Подобные решения позволяют без труда наладить необходимые режимы в условиях работы кондиционера и отопителя. Также в некоторых авто происходит автоматическая вентиляция воздуха и увлажнение при необходимости. Впрочем, увлажнители включаются в зависимости от выставленной температуры.
Что такое двухзонный или трехзонный климат-контроль?
Многие дорогие автомобили сегодня оснащены такой диковинной опцией, как климат-контроль на несколько зон. Это значит, что водитель может настроить определенные параметры для себя, а пассажир на переднем сидении вполне может выполнить иные настройки и создать собственный микроклимат. Конечно, разница температур в двух зонах часто не может превышать 2-4 градуса, но согласитесь, это весьма интересное техническое нововведение. Есть машины с трехзонным климат-контролем, когда водитель, передний пассажир и весь ряд задних пассажиров могут самостоятельно управлять климатом. Также есть машины с четырьмя зонами климат-контроля. Эта опция важна в таких случаях:
Сегодня эта опция необходима лишь в некоторых ситуациях, но устанавливают дорогой узел практически не все топовые комплектации дорогих машин. Это делает авто дороже, но часто отличает от конкурентов выгодным дополнением, технологической новинкой. Если раньше вообще какой-нибудь контроль климата был диковинкой, то сегодня экзотика заключается в создании отдельного микроклимата для каждого пассажира. И пока люди готовы платить за это немалые деньги, опция будет оставаться в классе премиального оснащения. Эксперты же считают, что через несколько лет практически все машины в любых комплектациях будут оснащаться именно таким устройством контроля внутреннего климата. Впрочем, нет никаких оснований не верить в такие утверждения, ведь обычный кондиционер с ручным управлением уже давно вышел из разряда экзотических дополнений в комплектации машины.
Сколько стоит климат-контроль для вашего автомобиля?
Стоимость любого узла комплектации в основном зависит от производителя. Чем выше статус бренда, чем лучше его положение на рынке, тем выше цену каждого элемента комплектации компания может себе позволить. Потому многие корпорации сегодня предлагают вполне адекватные цены на устройство климат-контроля в автомобилях. Но многие дорогие бренды, такие как Lexus или Cadillac за свои инновации требуют с покупателей невероятные деньги. Сравним несколько моделей и стоимость комплектаций с климат-контролем:
Как видите, стоимость климата у разных производителей не оказалась одинаковой. В Рено, к примеру, вам готовы предоставить эту важную опцию всего за 30 000 рублей. А вот в очень дорогом Volkswagen, утратившем свое звание народного автомобиля, климат-контроль будет стоить целых 100 000 рублей. Форд также несколько переоценил важность этого оборудования, выставили за него цену в 60 000 рублей, а у General Motors климатическая установка обойдется в 70 000. Такие цены явно не порадуют экономного покупателя, но для приобретения действительно современного авто сохранять деньги на этом узле не стоит. Предлагаем посмотреть видео о работе климат-контроля в автомобиле:
Подводим итоги
Отличные характеристики поездки и комфорта в эксплуатации вам предлагает климат-контроль. Эта опция может стоить от 30 до 200 тысяч рублей, но в большинстве случаев вы не пожалеете об ее приобретении. Пользоваться автоматическим контролем климата намного удобнее, чем отвлекаться от дороги и пытаться настроить ручной кондиционер. Впрочем, для непривередливых водителей и обычной установки для охлаждения воздуха в салоне достаточно. Если вы не готовы платить за климат, остановите свой выбор на более дешевой версии без этого дорогого устройства.
Интересно, что во многих современных авто премиальных производителей климат-контроль уже является базовой технологией, которая делает цену машины выше. Но на то они и премиальные автомобили, чтобы быть недоступными для рядового покупателя. Если у вас есть возможность и желание приобрести дорогостоящую комплектацию автомобиля с климат-контролем, обязательно сделайте это и подарите себе больше комфорта в каждой поездке. А что вы думаете об использовании климата, а не обычного кондиционера?