что нужно для выступления
Публичные выступления. Что? Как? Зачем?
Доброго времени суток, хабролюди!
Ценность умения публично выступать сложно переоценить, но многие обходят сторонной вопросы ораторского искусства. А потом удивляются, почему их не слушают, а если и слушают, то не заинтересовываются темой. Если вам хочется научиться общаться с аудиторией, если вы хотите узнать немного больше об ораторском искусстве, то добро пожаловать под кат.
Прежде чем начать изучать что-то нужно попытать структуировать это «что-то».
Итак, начнем с простого вопроса: на какие части делится публичное выступление?
a) Вступление
b) Основная часть
c) Заключение
И все? Вы ничего не забыли. Правильно! Одной из самых важных стадий публичного выступления является d) Подготовка. Пройдемся в хронологическом порядке по каждой из составных частей публичного выступления.
1. Подготовка.
а) Во время подготовки к публичному выступлению нужно уделить огромное внимание внешнему виду. Вы должны быть опрятно одеты, гладко выбриты и т.д. Помните, внимание аудитории должно быть направлено на вас и слушателям должно быть приятно на вас смотреть.
б) Проанализируйте аудиторию! Выступление перед академиками и детсадовцами не может быть одинаковым. Акцентируйте внимание на той части вашего доклада, которая интересна именно вашей аудитории.
Пример: презентуя ваш проект перед инвесторами стоит обратить внимание на финансовую сторону. Презентуя его же перед учеными/экспертами стоит показать именно научную, идейную составляющую (финансовая сторона им безразлична) Банальное наблюдение! Но удивительно как много молодых стартаперов, поступают неверно.
в) Подготовить материалы к своему выступлению. Это может быть презентация, веселые картинки, раздаточные материалы. Не хочется сейчас затрагивать тему составления презентации, заслуживающую отдельной статьи. Скажу лишь одно, слайды вашей презентации должны содержать минимальное количество текста.
г) Отрепетировать выступление. Со временем вам нужно будет все меньше и меньше времени на репетиции. Но сначала нужно тщательно отрабатывать ваши выступления перед зеркалом, друзьями, домашними животными.
д) Настроиться на выступление. У многих сохранилось тяжелое отношение к выступлениям. Помните, как в школьные годы вы не хотели, чтобы вас вызвали к доске? Помните, как хотелось “пережить” свое выступление на научной конференции? Самым важным аспектом успешного выступления является самонастройка. Получите удовольствие от выступления! (чем бы вы не занимались, если вы не будете получать удовольствие от этого достичь высоких результатов невозможно).
2. Вступление
Очень важно запомниться, привлечь внимание аудитории. Сделайте что-нибудь необычное в начале выступления. Постарайтесь удивить их.
Отличный пример привлечения внимания. Реклама сети закусочных «SubWay».
Про что нужно говорить во вступлении?
Во-первых, очень важно представится. Многие сразу переходят к делу – не надо! Скажите пару слов о себе. Только коротко. Объясните аудитории, почему именно вы: почему вы лучший в этой области, почему они должны вам верить.
Дальше есть несколько вариантов:
a) Анонс. Введите слушателей в курс дела. Кратко. Почему проблема актуальна именно сейчас? Можно наметить краткий план дальнейшего повествования.
b) Благодарность. Поблагодарите людей, из-за которых вы попали на эту лекцию. Поблагодарите аудиторию.
с) Комплимент. Похвалите слушателей. Скажите, что такой интересной аудитории у вас еще не было. Скажите, что давно хотели прочитать лекцию для таких умных людей. Вариантов море!
d) История. Расскажите поучительную историю. Эта история должна продемонстрировать слушателям важность вашего выступления. (вообще использование разных историй / собственного опыта – одно из важнейших отличий успешного оратора от новичка)
e) Взаимодействие с аудиторией. Это может быть голосование, игра или что-нибудь еще. (Вообще мне нравится, когда оратор активно взаимодействует со своей аудиторией с начала до конца выступления)
… Варианты могут быть самыми разными, проявите фантазию или комбинируйте приведенные выше.
Помните: вступление – это первое впечатление об ораторе, а произвести хорошее первое впечатление крайне важно.
3. Основная часть.
Здесь вы должны ярко раскрыть тему. Общие рекомендации дать сложно. Постарайтесь организовать взаимодействие со слушателями. Помните: лекция – устаревший формат. Голосования, опросы, игры с аудиторией придадут Вашей лекции шарм.
Про конкретные приемы, я напишу ниже. Очень важно грамотно разделить ваше выступление на части. Каждая часть должна представлять собой логически законченный фрагмент. Так он запомнится слушателям.
Итак, со структурой публичного выступления разобрались, а это уже половина пути к успеху. Теперь разберем некоторые типичные приемы, отметим на что важно обратить во время публичного выступления.
1. Жесты, мимика.
В первую очередь жесты и мимика должны соответствовать вашим словам.(называется это очень умным словом конгруэнтность).
Ни в коем случае не планируйте ваши жесты заранее (это добавит неестевственность, которой нужно избегать во время публичного выступления).
Жесты должны быть открытыми, покажите, что вы активны, заинтересованы в том, что говорите. Думаю после просмотра фильма про Стива Джобса приложенного ниже у вас не останется вопросов по этой части.
2. Интонация, голос.
Научитесь играть голосом. Если хотите, чтобы что-то запомнилось слушателям говорите чуть ниже. Хотите высмеять что-то? Говорите повыше.
Упражнение.
Читайте стихи. То высоким голосом, то низким. То быстро, то медленно. А теперь верх мастерства: начинайте медленно и низко и постепенно до конца стихотворения ускоряйтесь и делайте голос выше. Это поможет вам научиться управлять интонацией и голосом.
3. Личные истории.
Подкрепляя сказанное историями из личного опыта, вы сильно увеличиваете вес ваших слов. Поэтому, подготовьте истории по вашей тематике. Короткие, интересные, запоминающиеся.
4. Эксперименты.
Помните, публичное выступление – творческий процесс. Поэтому ищите новые форматы, пробуйте что-то оригинальное. Не бойтесь выглядеть глупо. (для последнего нужно очень постараться уж поверьте)
Теперь хочется рассказать о том, как следует учиться выступать публично.
1. Выступать
Что нужно делать, чтобы хорошо бегать? Правильно, бегать! А что нужно делать, чтобы хорошо выступать. Выступайте, выступайте ище раз выступайте. Перед друзьями, на конференциях, в университе и т.д. Предоставился случай выступить? Не упускайте его.
2. Учиться у мастеров.
Смотрите записи, ходите на мастер-классы и выступления, анализируйте их речь и жесты. У каждого из великих ораторов можно что-то постичь и тем самым улучшить свои навыки.
Учиться нужно у
a)Радислав Гандапас – если, кто-то не знает, самый крутой Российский бизнес-тренер. Специализируется на публичных выступлениях, лидерстве и т.п. Он великолепен. Также он написал хорошие книги по ораторскому искусству, которые вы можете приобрести. Все подробности на сайте www.radislavgandapas.com.
b) Стив Джобс. В представлении не нуждается.
c) Барак Обама. (из всех политических деятелей особенно хочется выделить Барака Обаму. Он великолепно выступает. Думаю, навыки у него появились еще в университетские годы, когда он активно занимался дебатами).
d) Известные политики. (без умения публично выступать невозможно стать успешным на политической арене)
3. Ходить на собрания людей, которые занимаются публичными выступлениями.
Если поищите, то скорее всего найдете такие у себя в городе. Если нет, организуйте сами! Выступайте там, смотрите выступления других людей. Подходите к ним с критикой. Таким образом вы получите крайне полезный для вас опыт.
И на десерт, обещанное видео про Стива Джобса.
Мне будет очень интересно прочитать ваши отзывы о статье в комментариях или личных сообщениях.
Выступайте, получайте удовольствие от выступлений и будьте счастливы!
Хорошее публичное выступление: 11 простых советов
Дисклеймер
Это список не конечен и не претендует на истину в последней инстанции — я структурировал свой опыт публичных выступлений и выбрал самые универсальные советы, выполнение которых позволит почти гарантированно сделать выступление как минимум неплохим.
1. Структура доклада
Парадоксально, но многие докладчики даже на крутых конференциях зачастую не делят своё выступление на три основные части – формулировка проблемы, предпринятые шаги, выводы. Структура может быть сложнее, но базовая она почти всегда такая, даже если вывод – «у нас ничего не получилось».
Ключевая проблема для слушателя – отсутствие вводной части. Выводы он может сделать и сам, а вот стартовать с опозданием сложно и неприятно. Он ещё не понял, что вы будете про пищеварение, а уже нужно вникать в строение эпителия тонкого кишечника. Результат – ваш доклад попадает в слушателя не на все 100%, а имеет шансы и вовсе пролететь мимо.
2. Тайминг
Увы, далеко не все репетируют, чтобы понять, сколько времени понадобится на рассказ. По длине презентации и даже напечатанного доклада определить время выступления крайне сложно, если не попробовать его рассказать зеркалу/жене/спящему ребёнку/содокладчику.
Не попадать в тайминг неприятно – чувствуешь себя неудобно, не уважая право других выступить (а иногда и успеть захватить пирожки с мясом!), начинаешь торопиться и просто портишь своё выступление
В порядке самобичевания – я это тоже совершенно не умею. Все мои доклады пробивают любые временные ограничения. Потому я всегда стараюсь выступать последним, если это возможно))
3. С кем он говорит?
Докладчики обожают разговаривать с аудиторией задницей и затылком, в лучшем случае бедренной костью и виском.
Существует только одно правильное расположение докладчика – лицом к аудитории. Чтобы понять, что происходит на экране, или подать сигнал переключить слайд (если вдруг кликера нет), достаточно бросить туда один взгляд и один кивок головы.
Есть проблема – а куда смотреть? Там люди, а смотреть им в глаза психологически тяжело и для докладчика, и для жертвы. Лайфхак – выберите одного человека по центру в заднем ряду и смотрите ему в лоб. Почему в заднем – так он не поймёт, что вы смотрите именно на него, то же положение глаз будет для всего центра задней части аудитории. Почему в лоб – контакта глаз не будет, и вы никого не смутите, и при этом для всей аудитории вы будете смотреть в зал, а не на стену/потолок.
Да, да, из этого вытекает следующий пункт…
4. Не читать с экрана
Помимо упомянутого минуса с неправильным расположением докладчика, чтение с экрана тащит за собой два неприятных следствия.
Первое – докладчик теряет контакт с аудиторией. Если вы рассказываете людям без деменции, они про себя читают быстрее, чем вы вслух, и они вас не ждут. Вы читаете второй пункт из пяти и пытаетесь его комментировать, а они читают четвёртый и вас не слушают – просто не могут делать два дела одновременно. Выход – замените текст образами, они воспринимаются быстро, и слушатель весь ваш. «Я нарисовал тут бобра, потому что наш новый компонент точит также быстро».
Второе – доклад становится безликим. Нечего запомнить, не за что зацепиться глазом. «Помнишь доклад про лёгочный тромб?» — «А, это который с картинками из «Доктора Хауса»?» — «Ага!». Вот это работает! «Тот, который с синими буквами на сером фоне?». Камооон…
5. Подсказки
Говорить 20 минут на заданную тему, ориентируясь только на картинки на слайдах, сложно. У меня опыт нескольких сотен выступлений, и я каждый раз забываю какую-то из хороших мыслей, записанных заранее в заметках к слайду. Но я забываю одну из двадцати, и потому желание жестикулировать и вообще иметь свободные руки побеждают. Вполне верю, что неопытный докладчик может забыть половину, а это значит, что без подсказок никак.
Если чтение с экрана – харам, то тогда что? От худшего к лучшему:
6. Качество картинок на слайдах
Сделали слайд – отошли на четыре метра от экрана ноутбука и на восемь от монитора. Если не видно деталей – со слайдом что-то пошло не так.
7. Демонстрация вживую и вообще про «я сам всё сделаю»
Докладчик + оператор демонстрации софта вживую = дохлый номер. «Тааааак, щас мы нажмём сюда…» — плохо. Запрашивайте помощь друга, едва ли ваша команда откажется помочь.
Использование видеороликов вместо живой демонстрации – неплохой вариант, но и для него нужен отдельный оператор, ведь как минимум на этапе вопросов может понадобиться перемотка. Докладчик вообще не должен пользоваться ничем, кроме кликера для переключения слайдов.
8. Качество речи
Плавная, связная, красивая речь – одна из главных целей публичных выступлений (наряду с покрасоваться). У всех разный стартовый скилл, но он быстро прокачивается на первых порах, так что мучения стоят того.
Если вы не уверены, что сможете обойтись без «ээээ», «нууу» и пауз по 16 секунд для подбора слова – идите дальше. Если нет – напишите доклад на бумажке. У всех письменная речь лучше, чем устная, ведь написанное можно перечитать и поправить, а слово не воробей.
Что дальше – решать каждому, но в идеале порепетировать перед взрослым человеком (зеркало и спящий ребёнок не подойдут, нужен фидбек) и решить, чего вам хватит – скиллов и опыта жечь с листа, карточек с ключевыми словами или всё же нужно в дополнение к подсказкам раз 10-15 прочитать доклад, чтобы его основа улеглась в голове.
9. Кто моя аудитория?
Докладчик должен задавать себе этот вопрос и оценивать, попадает ли его рассказ в аудиторию.
Точно нужно тут копать очень глубоко до уровня кода или стоит просто рассказать про профиты (чтоб аналитики и менеджеры поняли, зачем оно) и пригласить заинтересованных программистов во время кофе-брейка перетереть о деталях? Зависит от того, на какой вы конференции.
Стоит ли в докладе об основах инвестирования для неподготовленной аудитории использовать слова «эмитент», «зашортить» и рассказывать про позиции кандидатов в президенты США в отношении нефтедобычи? Нет это выглядит самопиаром, а пользы несёт ноль.
10. Контакт с аудиторией
Возможно, в эту сторону стоит ползти не сразу, но доклады уровня «выше среднего» должны сопровождаться диалогом с аудиторией. Провоцируйте смешки и вздохи, задавайте риторические и вполне конкретные вопросы, не бойтесь в ответ получить тишину – недоумение тоже реакция. Так ваш доклад лучше уляжется в головах, а вы получите гораздо больше кайфа. Диалог всегда приятней монолога, а получить подпитку невербального одобрения от десятков глаз в середине рассказа – бесценно, это впрыск дофамина напрямую в иссыхающий мозг.
11. Авторский стиль
Если вы чувствуете, что ваши скиллы находятся на добротном среднем уровне, или вам просто этого хочется – вырабатывайте свои правила оформления презентации и доклада.
Это касается всего – как вставлять картинки и ровнять элементы на слайдах, каким шрифтом/цветом делать заголовки, как оформлять изменение контента на страницах и тому подобное. Совет – не увлекайтесь сильно гифками, они излишне отвлекают от ваших слов, особенно если они правда смешные. Одна-две на доклад, и желательно либо на заставку (пока вы не говорите что-то важное), или там, где они действительно очень хорошо иллюстрируют мысль.
И, конечно, это касается речи (хотя тут сильно сложнее) – как вы будете шутить, как вы будете коверкать язык в своих целях, какие обороты речи и мемасики станут вашим фирменным знаком и вообще кого вы будете играть (ведь это сцена, и потому немного актёрство).
16 правил успешного публичного выступления
В этой статье поговорим об основных правилах выступлений, а также о том, как снизить страх перед выходом на публику.
Публичные выступления – это неотъемлемая часть профессиональной жизни практически всех руководителей и людей, ведущих активную общественную деятельность.
Публичные выступления могут носить разную форму:
Цель выступления – побудить людей сделать что-либо (например, совершить покупку), стимулировать интерес, уточнить и прояснить информацию (например, при выступлениях перед СМИ) и другое. Практически все спикеры испытывают страх, новичков иногда он буквально парализует. И это неудивительно, ведь публичность предполагает выражение своих мыслей и идей, которые могут быть не приняты или неверно поняты слушателями, а это неизбежно скажется на репутации оратора.
Именно поэтому, готовясь к выступлению, важно соблюдать базовые правила, которые могут снизить уровень страха и быть убедительным.
Базовые правила публичного выступления
Правило 1. Подготовка – это основа успеха
Любое выступление, даже если предполагается импровизация, требует подготовки. Выход на публику без понимания спикера того, о чем он будет говорить, практически обречен на провал.
Вот несколько этапов подготовки:
Рис. 1. Пример mind map выступления
Правило 2. Оцените уровень и определите интересы целевой аудитории
Для разной аудитории нужна разная терминология и глубина погружения в тему. Если спикер много выступает, он крайне редко использует один и тот же доклад и презентацию, он адаптирует их под запросы и особенности целевой аудитории. Поэтому при подготовке обязательно уточните у организаторов предварительный список участников или портрет целевой аудитории мероприятия. Это позволит выстроить доклад, делая акценты на наиболее интересные и актуальные для слушателей моменты. Также рекомендую изучить список спикеров и заявленные ими темы, чтобы сделать мероприятие в целом наиболее интересным для аудитории.
Правило 3. Заранее изучите место выступления
Если есть возможность, посетите место проведения мероприятия, чтобы своими глазами увидеть помещение, рассадку зала, оборудование и т.п. Если мероприятие проводится в другом городе, попросите у организаторов фотографии, найдите их в интернете, запросите перечень оборудования и обозначьте свои пожелания (например, флипчарт и разноцветные маркеры). Понимание обстановки, в которой будет проходить выступление, позволит вам подготовиться и избежать неприятных сюрпризов. Если есть возможность, отрепетируйте свое выступление в помещении, где оно будет проходить.
Правило 4. Нельзя два раза произвести первое впечатление
Первые пару минут участники мероприятия будут оценивать вас по внешнему виду, поэтому тщательно продумайте свой внешний образ. Обязательно учитывайте формат мероприятия – ваша уверенность может пошатнуться, если предполагается casual-формат, а вы придете в строгом деловом костюме. Также уделите внимание фразам, с которых вы начнете выступление. Помимо приветствия это может быть хорошая шутка или пара интересных фактов.
Правило 5. Обратная связь (реакция слушателей)
В процессе выступления пытайтесь не только увидеть, но и почувствовать обратную связь от слушателей. Интересно ли им? Не слишком ли быстрый темп доклада вы взяли? Уходят ли участники из зала? Записывают ли за вами тезисы? Фотографируют ли слайды? Оперативно подстраивайтесь, чтобы удержать внимание людей и не дать им заскучать. Используйте паузы, задавайте залу вопросы, уместно шутите, включайте видеоролики и другое.
Правило 6. Помните про цель выступления
Как правило, слушатели запоминают наиболее яркие моменты выступления или его финал. Поэтому заранее подготовьте фразы, которыми закончите выступление. Всегда помните о том, для чего вы вышли к аудитории. Если целью является получение новых клиентов, включите в текст доклада информацию о конкурентных преимуществах компании, а в финале пригласите к сотрудничеству и оставьте свои контактные данные на последнем слайде. Если вы презентуете проект, попросите участников мероприятия высказать свое мнение о нем и указать зоны развития. Если хотите привлечь внимание к своей экспертной позиции, пригласите людей стать друзьями в социальных сетях или подписаться на рассылку на сайте.
Как преодолеть страх перед публичным выступлением
Обобщая мой 17-летний опыт публичных выступлений, хочу дать несколько рекомендаций, которые позволят вам перебороть свой страх и повысить уверенность перед выступлениями. Именно уверенность в себе опытные спикеры считают ключевым элементом успешных публичных выступлений.
1. Не бойтесь ошибиться Страх что-то сказать или сделать не так сковывает вас. Но идеальных людей, которые выступают без помарок, не бывает. Презентация может не включиться, на слайде найдётся ошибка или вы случайно оговорились — если это произошло, остановитесь, извинитесь перед участниками, пошутите и спокойно продолжайте дальше.
2. Просите обратную связь Ваши слушатели могут помочь вам стать лучше и эффективнее. Рассматривайте рекомендации не как критику и принижение ваших достоинств, а как зону роста.
3. Анализируйте свои выступления Делайте видеозаписи ваших выступлений. Так вы увидите, используете ли слова-паразиты, нет ли излишней жестикуляции, в какие моменты вы «проваливаетесь», а что вам удается лучше всего.
4. Постоянное тренируйтесь Используйте любую возможность для повышения уровня ораторского мастерства, не бойтесь заявляться спикером на мероприятия, принимайте приглашения выступить бесплатно. Чем больше выступлений будет и чем разнообразнее будет аудитория слушателей, тем быстрее вы обретете уверенность.
5. Помните о главном Если вы знаете, для чего вы будете выступать, и эта цель действительно для вас важна, страх выступления отступит. Например, 10-минутная защита диплома – это новые профессиональные перспективы, презентация проекта перед инвесторами – получение денег на развитие бизнеса, доклад на деловом мероприятии – усиление вашей экспертности, привлечение партнеров или клиентов.
6. Получайте удовольствие Первые шаги в публичных выступлениях – это стресс, о драйве речи не идет. Однако трясущиеся колени и потные ладони – это не навсегда. Постарайтесь находить позитивные моменты в каждом выходе на публику, тогда по мере роста уровня ораторского мастерства вы начнете видеть больше преимуществ от публичности
7. Избавьтесь от синдрома самозванца В какой-то мере он есть у всех людей, стремящихся к профессиональным высотам. Чтобы оценить свой уровень сомнений, воспользуйтесь чек-листом.
Если вы выявили у себя два и более регулярно проявляющихся симптома, вам необходимо проработать синдром самозванца, чтобы повысить эффективность выступлений. Для этого можно воспользоваться рекомендациями из статьи.
8. Будьте экспертом в теме выступления Недостаточно сохранять достигнутый уровень профессионализма. Чтобы побеждать в конкурентной борьбе с другими, важно постоянно расти «вглубь и вширь». Повышение квалификации, наращивание экспертности, развитие в нескольких смежных профессиональных сферах – залог интересных, ярких и полезных для слушателей выступлений.
9. Готовьтесь к вопросам Начинающие спикеры боятся вопросов, но их отсутствие – еще страшнее. В большинстве случаев это значит, что вы не смогли зацепить аудиторию. Поэтому рассматривайте любые вопросы как признак неравнодушия людей к сказанному вами. Чаще всего встречается пять типов вопросов:
Все вопросы, кроме провокационных – это ваша зона роста, они позволяют увидеть ваши недоработки и наметить пути развития в предметной области.
10. Выступайте без предварительно полученных вопросов Часто организаторы, особенно при проведении круглых столов, заранее предлагают участникам вопросы, которые будут озвучиваться на мероприятии. Если вопросы не требуют подготовки презентации и предполагают формат блица, попробуйте не готовиться заранее или продумайте только общую канву ответа. Такие экспромты в начале – серьезный выход из зоны комфорта. Чем больше вы будете выступать, тем лучше будут работать импровизации. Они очень пригодятся вам, если однажды придется выступать на дебатах, на серьезной пресс-конференции или вести сложные переговоры.
Как выступать на публике? 10 Секретных правил успешного публичного выступления
Сцена. Тёмный зал и слившиеся в одно пятно люди. Вы стоите в свете прожекторов и думаете о том, не видно ли трясущихся коленок под брюками и нервно подёргивающегося правого глаза. А впереди ещё ваша речь. Но как? Вы уже готовы всё бросить и убежать со сцены.
Стоп, стоп, стоп. Выдохните. Ваше выступление пройдёт идеально. Нужно лишь знать несколько правил речи на публике.
Из статьи вы узнаете:
Если вы хотите освоить технику успешного публичного выступления с профессиональным тренером, приходите на курсы ораторского мастерства в Санкт-Петербурге или в Москве.
Статья полезна не только начинающим ораторам, но и тем, кто не собирается выступать, ведь сейчас 90% дел решаются по формуле «человек-человек» — при встрече, по телефону или скайпу. Ваша речь — это вы.
Советами о выступлениях на публике с нами поделилась оратор с 15-летним стажем, руководитель школы риторики и дипломатии Екатерина Гальчук.
Какие бывают виды публичных выступлений?
Немного теории. Без неё нет смысла идти дальше, потому что вид выступления связан с целью, а значит, и с тактикой «ораторского боя».
2. Торжественная речь по поводу событий, например, свадьбы или открытия фестиваля. Её цель — выразить отношение.
3. Научная речь. К ней относятся лекции, семинары и тренинги. Вашей целью станет объяснить тему, причём так, чтобы аудитория поняла, как применить информацию в жизни.
4. Побудительная речь. Например, презентация самомоящихся окон (вот бы они существовали в реальности) с целью их продажи или просьба ребёнку сделать уроки. Побудительная речь всегда требует действий от аудитории.
Как подготовиться к публичному выступлению?
Поверьте, чем тщательнее вы подготовитесь, тем будете увереннее себя чувствовать на публике, и аудитории будет приятнее вас слушать. Не ленитесь и ответьте на вопросы ниже не мысленно, а вслух.
Что вы хотите сказать вашим выступлением?
Другими словами — ваша цель. Задайте себе вопросы: зачем я выступаю и чего хочу от аудитории? Оратор никогда не делится информацией просто так, ему нужно получить определённые действия или эмоции от аудитории.
Курсы ораторского мастерства в Москве
Курсы ораторского мастерства в Петербурге
Обучение актёров в Москве
Курсы вокала в Петербурге
Для кого вы выступаете?
Изучите слушателей, чтобы говорить с ними на одном языке. Каковы их возраст, пол, профессия? Чем они увлекаются? Что любят, а за какие высказывания могут закидать тухлыми помидорами?
По какому плану вы будете говорить?
Запомните, это должен быть именно план, а не огромное количество листов, исписанных мелким шрифтом. Почему? Когда вы пишите речь и заучиваете её слово в слово, то в 90% случаев в какой-то момент забудете следующее слово. А дальше по цепочке: потеря мысли, белый лист перед глазами, паника и провал. Именно поэтому надейтесь на импровизацию и составляйте не рассказ, а план успешного публичного выступления.
Как репетировать речь?
Здесь есть несколько важных моментов:
3 правила публичного выступления
1.Ориентируйтесь на аудиторию, а не на себя. При подготовке к выступлению думайте о том, что понравится слушателям, а не о том, чем вам хочется с ними поделиться. Именно для этого при подготовке нужно проанализировать аудиторию: её пол, возраст, страхи, желания, социальный статус и финансовое положение.
2. Будьте живее. Жестикулируйте, проявляйте эмоции, меняйте позы, передвигайтесь по сцене. Люди плохо реагируют на статичные предметы, поэтому если вы будете стоять солдатиком, внимание аудитории вам не удержать.
Чтобы слушатели не заскучали, привлеките их жестами и поддерживайте зрительный контакт, задерживая внимание то на одном, то на другом человеке.
Люди должны видеть, что вы общаетесь именно с ними, а не рассматриваете свои новенькие ботинки. Конечно, во всем стоит придерживаться золотой середины. Без остановки махать руками перед глазами слушателей и бегать лишь для того, чтобы не стоять на месте, не нужно. Поберегите свои силы и нервы аудитории.
3. Хорошо подготовьтесь. Это правило касается даже ассов в публичных выступлениях. Не думайте, что вы всегда сможете выкрутиться и выдать речь экспромтом. Уважайте аудиторию и всегда готовьтесь к публичному выступлению. Но помните: нельзя записывать речь слово в слово.
7 приёмов для успешного публичного выступления
Ваше выступление на публике будет ярким и запоминающимся, если вы овладеете несколькими приёмами и будете знать, как привлечь внимание аудитории, что стоит говорить, а о чем лучше помалкивать.
Эти 7 лёгких правил — это киты, на которых держится запоминающееся публичное выступление.
1. Добавляйте в рассказ истории. Когда на «галёрке» достали телефоны, а передние ряды зазевали и заёрзали на стульях, это сигнал, что нужно рассказать интересный случай. Истории всегда привлекают внимание слушателей. Любопытно ведь взглянуть на мир другого человека словно через замочную скважину!
Например, в знаменитой речи перед выпускниками Стэнфордского университета Стив Джобс рассказал историю о своём пути и поделился личным опытом. Искренний рассказ произвёл настолько сильное впечатление, что речь вошла в ТОП-5 самых ярких выступлений.
2. Больше картинок. Используя презентацию с иллюстрациями, вы задействуете ещё один орган чувств — зрение, поэтому аудитории запомнится больше информации. Главное правило: не пишите на слайдах текст. Можно лишь продублировать главную мысль в 3-5 словах.
3. Не стройте заумных фраз. Они никому не нужны. И длинные предложения. А ещё обороты, метафоры и сравнения. Никто не хочет напрягаться и мысленно переводить ваш великий и могучий на простой и понятный русский язык. Не делайте вид, что вы самый умный. Люди не любят, когда их настойчиво чему-то учат. Ваши слушатели тоже считают себя самыми умными, ведь нам всем в детстве об этом говорила мама. Не хотите конфликтовать со слушателями и их мамами — не умничайте.
4. Будьте похожим на свою аудиторию. Вы успели только поздороваться, а она уже оценила вас с точки зрения «свой-чужой». Чтобы быть со слушателями на одной волне, пользуйтесь её словарным запасом, рассказывайте о том, что ей близко, следите за тем, чем она интересуется, цепляйте за живое. Но в первую очередь, отталкивайтесь от своего удобства. Например, если вы преподаватель истории и ведёте урок перед семиклассниками, школьники ваши робкие «эщкере» и «флекс» не поймут. Публика обязательно клюнет на естественность.
5. Не мямлите. Говорите внятно и чётко. Аудитория никогда не будет напрягать слух, если вы не мега-авторитетная личность. Как только начнёте говорить тихо, внимание зала моментально пропадёт.
6. Установите зрительный контакт. Старайтесь не уводить взгляд в сторону и не смотреть в пол. Общайтесь со слушателями, смотря им в глаза.
Как не бояться выступать перед публикой?
Не беда, это исправимо. Страх публичного выступления — это нормально, его испытывают все. Он может действовать по-разному: заставлять ваш мозг работать ещё активнее или, наоборот, запутывать мысли в огромный клубок. Если страх перерастает в панику и сковывает разум так, что вы не в состоянии думать, для успешного публичного выступления нужно с ним бороться.
Самый лучший способ — начать говорить перед выступлением.
Наш мозг устроен так, что лучший результат достигается в середине процесса. Как же не воспользоваться этой особенностью? Начинайте говорить примерно за 20 минут до выступления. Можете проговаривать речь, а можете произносить всё, что приходит в голову. Главное — говорите вслух.
Тогда слова на сцене родятся не из комка нервов и полного молчания, они станут продолжением речи.
«Я смотрю на ослепляющие прожекторы, какой смешной парень сидит на первом ряду, как хорошо жить… Итак, здравствуйте! Сегодня мы с вами будем говорить о том, как подготовиться к публичному выступлению». Вуаля! Вы уже в потоке, а слова льются сами собой.
Книги об ораторском искусстве
Книги — это выжимка лучших мыслей и приёмов, это разговор с опытным человеком. С ними ваше развитие ускорится в несколько раз. Мы собрали лучшие книги об искусстве общения и публичных выступлениях. Но помните, что знания будут полезны, только если вы будете их применять на практике.
Узнал и забыл — провальная схема.
На что обратить внимание при выборе курсов ораторского мастерства?
Стоимость курсов ораторского искусства начинается с 2 000 рублей и доходит до 25 000 рублей. Цена зависит от количества часов обучения, программы, размера группы и квалификации преподавателя.
Навык выступления на публике поможет везде и всегда. Вам станет легче вести переговоры и проходить собеседование, а знакомиться и вливаться в коллектив — проще простого!