что нужно для торговли сигаретами для ип
Розничная торговля табачными изделиями
Табак и табачные изделия — ходовой товар, который может принести владельцу бизнеса большую прибыль. Но вместе с тем торговля сигаретами и другими табачными изделиями подвержена целому ряду ограничений и запретов, хотя сам товар запрещенным не является. Давайте разбираться, какие запреты существуют на сегодня, и как правильно организовать продажу табачных изделий, не нарушая закон.
Юридические вопросы: регистрация ИП, лицензии
Если вы решили заняться торговлей, и в частности, торговлей сигаретами и другими табачными изделиями, вам придется зарегистрировать свой бизнес: открыть ИП или ООО и зарегистрироваться в местных органах ФНС. Регистрация ИП или ООО особых сложностей, как правило, не вызывает.
Табачный бизнес, торговля табаком и табачными изделиями не относится к числу занятий, требующих обязательной регистрации, так что лицензирование табачной продукции необязательно. Продавать сигареты имеет право розничный продавец, который занят торговлей продуктами питания и схожей продукции.
Регистрируя предприятие (ИП или ООО) нужно верно выбрать основной и дополнительные коды ОКВЭД для этого вида деятельности и указать их при регистрации.
Основной код ОКВЭД для розничной торговли табаком — 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах. Кроме этого основного кода, возможно, вам потребуется внести в свой список ОКВЭД следующие индексы:
47.11.2 Торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах
47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах
Для специализированного табачного магазина
47.2 Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах
47.26 Торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах На рынках
47.81 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией
47.81.1 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах напитками и табачной продукцией
47.81.2 Торговля розничная на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией
Для оптовой торговли табачными изделиями:
46.3 Торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями
46.35 Торговля оптовая табачными изделиями
46.39 Торговля оптовая неспециализированная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями
Система налогообложения для торговли сигаретами
Сигареты и прочие табачные изделия — товар, подлежащий обязательной маркировке. А значит, для их реализации налоговое законодательство не разрешает использовать патентную систему (ПСН). К тому же, эти системы налогообложения планируется отменить в ближайшем будущем. Поэтому, регистрируя свой бизнес в налоговых органах, выбирайте либо УСН, либо основную систему налогообложения (ОСНО).
Правила розничной торговли табачными изделиями
Табачные изделия — вредный для здоровья товар, к которому предъявляются особые требования. Так, например, запрещена поштучная реализация сигарет и папирос, табачные изделия запрещается продавать лицам, не достигшим возраста 18 лет. Каждая пачка сигарет должна быть снабжена предупреждением Минздрава и иллюстрацией с последствиями курения. Эти правила знают все, кто торгует сигаретами. Но есть еще некоторые правила, которые нужно соблюдать при реализации табака и электронных сигарет.
сигареты и табачные изделия разрешается продавать только в местах, которые подходят под определение стационарной торговой точки — с торговым залом, продавцами, кассирами и т.д., либо в специализированных табачных киосках.
запрещено законодательством торговать табачными изделиями методом развозной торговли: на выставках, ярмарках и т.д.
табакосодержащие товары запрещено выкладывать на витрины и демонстрировать сигареты: покупатель может видеть только распечатанный прайс с ассортиментом табачных изделий и ценами
нельзя продавать сигареты в розницу поштучно и в пачках, в которых меньше 20 сигарет
строго запрещается торговать табачными изделиями в образовательных, культурно-спортивных и медицинских учреждениях, в общественном транспорте и в государственных учреждениях, в зданиях вокзалов, аэропортов, автовокзалов.
если магазин или торговый павильон располагается менее чем в 100 метрах от образовательного учреждения, реализация табака в таком магазине запрещена
запрещено продавать табачные изделия в гостиницах, хостелах, в местах оказания бытовых услуг,
запрещена продажа сигарет несовершеннолетним и лицам моложе 18 лет: продавец обязан, в случае сомнений, попросить покупателя предоставить документ,подтверждающий его возраст,
запрещается продажа табачных изделий по ценам, которые ниже минимально установленных: рекомендованная стоимость пачки обычно устанавливается производителем.
Это основные правила, которые действуют на всей территории России. Однако в регионах могут устанавливаться и свои, дополнительные правила торговли табачными изделиями. Чтобы не оказаться оштрафованным, проконсультируйтесь насчет этих правил в местных муниципальных органах.
Маркировка табачных изделий: что понадобится в розничном магазине
С 1 июля 2020 года введен запрет на продажу немаркированного табака и табачных изделий (сигарет и папирос). С 1 июля 2021 года будет запрещен оборот и остальных табачных изделий без маркировки.
А с 11 января 2021 года в России начался эксперимент по маркировке никотиносодержащей продукции. Срок окончания – 28 февраля 2022 года (постановление Правительства РФ №2273 от 25.12.2020 года). Будут маркироваться табачные стики и смеси для кальяна, не содержащие табак.
Для реализации маркированного табака в розничной торговой точке вам понадобится:
онлайн-касса с кассовой программой, которая умеет распознавать код маркировки:
поддерживает тег 1162,
включает в чек код товара,
отправляет код вместе с фискальными данными в ОФД.
2D-сканер для считывания кодов маркировки (в некоторые модели онлайн-касс сканер уже встроен)
За торговлю нелегальным товаром (немаркированными табачными изделиями, продажу нелегальных сигарет), предусмотрена административная ответственность. Игнорируя этот запрет, можно получить административный штраф за продажу немаркированных пачек сигарет. Если сигареты или другая табакосодержащая продукция без маркировки поступила в продажу по вине конкретного должностного лица, например, продавца или товароведа, его оштрафуют на 10–15 тыс. руб. На юрлицо за такое нарушение торговли налагается штраф 200–300 тыс. руб.
В список товаров, подлежащих обязательной маркировке, кроме сигарет входят сигары, сигариллы, папиросы, индийские биди и кретек, фасованный трубочный и кальянный табак, жевательный, нюхательный табак и т.д.
Для того чтобы начать работу с маркировкой табака и продавать подакцизный товар, нужно зарегистрироваться в системе маркировки “Честный знак”.
Заполнить анкету и зарегистрироваться системе цифровой маркировки “Честный знак”.
Внести в систему сведения о торговой точке через личный кабинет участника табачного оборота.
Кроме того, для приемки и подписания универсальных передаточных документов (УПД) на табачную продукцию от поставщиков в системе ЭДО, вам понадобится квалифицированная электронная подпись.
Основные проблемы розницы, торгующей сигаретами
Переход на маркировку и электронный документооборот ставит перед розницей сразу несколько проблем:
Проблема 1: приемка тормозит работу магазина. У предпринимателей появилась необходимость принимать универсальные передаточные документы (УПД) на табачные изделия только через систему электронного документооборота (ЭДО). По сравнению со старыми бумажными накладными, это занимает больше времени. После этого товар сразу же надо ставить на баланс, а это тоже занимает время.
Проблема 2: нет уверенности в безопасности поставки. Хорошо, если поставщик давно известен, и нет нужды сомневаться в его добросовестности. В случае с новыми поставщиками убедиться, что полученный товар верно промаркирован и соответствует заявленной в УПД информации, нельзя при приемке напрямую через ЭДО. Графический код на сигаретных пачках сложно сверять с кодами в УПД.
Проблема 3: приемка ломает привычный процесс работы магазина. Обычно в торговой точке товар принимает продавец по накладной, сверяя данные в ней с полученным товаром. Для приемки маркированного табака придется устанавливать в каждую торговую точку отдельный компьютер с системой ЭДО, где продавец будет принимать УПД. Это и дорого, и затратно по времени: придется обучить продавца работе с ЭДО и дать ему доступ в систему.
Проблема 4: потеря контроля над продажами. Здесь вступает в силу человеческий фактор: товар могут принимать разные продавцы, они же и будут управлять ЭДО в магазине. Во время насыщенного рабочего дня кто-то может не закрыть УПД, кто-то принять товар, не сверив его в документами.
Как рознице упростить работу с сигаретами
Разработчики современных кассовых сервисов позаботились о том, чтобы пользователю было удобно работать с маркированным товаром. Чтобы упростить предпринимателю работу с УПД и ускорить процедуру приемки маркированного товара в торговых точках, они интегрировали кассовый сервис с ЭДО.
Что это дает пользователю?
Теперь для приемки товара и УПД в магазине вовсе не обязательно устанавливать в каждую точку ПК. Сотрудник магазина может с кассы получить и подтвердить УПД.
Полученный товар автоматически ставится на баланс. Не нужно заносить его вручную для постановки на баланс в свою товароучетную программу.
Товарооборот сигарет будет под контролем: если применить соответствующие настройки в кассе, кассир не сможет продать сигареты, марки которых не были поставили на баланс при приемке УПД.
В МТС Кассе добавлен еще и дополнительный функционал, который делает работу более удобной для розничного продавца:
Упрощен поиск нужных вам УПД. Вы сможете сортировать их по любым признакам: по поставщику, дате, виду продукции, статусу и т.д..
Добавлена возможность проверки подлинности поставки. Во время приемки УПД, вы можете выборочно сканировать коды с упаковок, а кассовый сервис сам будет сверять их с теми кодами, которые указаны в передаточном документе.
Кассовый сервис МТС автоматически создает в системе карточки для новых контрагентов и для новых товаров. Доступна приемка большими упаковками. Вам достаточно считать штрихкод блока, а МТС Касса поставит на баланс магазина каждую пачку с ее собственным идентификатором.
Ведение складского учета — прием, оприходование, перемещения, продажи и т.д., оформление остатков и их учет.
Не хотите полностью доверять процесс работы с УПД кассиру? Есть решение. Работать с документами не обязательно только на кассе, можно делать это и в личном кабинете кассового сервиса МТС. Во время приема товара кассир проведет проверку поставки с кассы, а подписывать документы вы будете самостоятельно в личном кабинете.
Более подробно о маркировке табачных изделий можно прочитать в нашей специальной статье на эту тему.
Онлайн-касса для торговли табачными изделиями
Для реализации табака и сигарет потребуется онлайн-касса с модулем маркировки и сканером для считывания кода Data Matrix.
К выбору кассы для розничной торговли сигаретами нужно подходить крайне ответственно, чтобы потом не столкнуться с непредвиденными расходами на модернизацию кассы, на обновление ПО или сервисную поддержку.
Учтите 9 основных критериев
Определитесь, какая касса для вас будет оптимальным вариантом: мобильная или стационарная, с каким типом интернет-соединения.
Сможете ли вы оперативно менять номенклатуру и цены на товар прямо на кассе.
Платно или бесплатно: нужно ли платить за кассовый сервис, за дополнительный функционал
Как происходит обновление ПО, сколько это стоит и как быстро обновляется ПО
Как организована работа с маркировкой, и сколько стоит такой функционал
Как работает техподдержка: каналы связи, формат и время работы поддержки. Платная или нет.
Есть ли возможность подключения к кассе товароучетного сервиса. Сколько это стоит.
Кто разработчик кассовой программы и дополнительного ПО. Не будет ли программного конфликта между кассовой программой и другими сервисами.
Можно ли настроить обмен данными с интернет-магазином и бухгалтерией.
Про чек-лист для выбора кассы и более подробно обо всех критериях оценки мы рассказали в этой статье.
МТС Кассы всех моделей уже умеют работать с маркированным товаром, а 2D-сканер для считывания кодов маркировки уже встроен в некоторые модели.Более подробно о решении для продажи маркированных сигарет мы написали здесь.
Покупка онлайн кассы и затраты на обязательные регистрации в ОФД и ФНС могут оказаться слишком большими, особенно для тех, кто только начинает бизнес. В этом случае МТС Кассу можно взять напрокат — в аренду. За небольшую ежемесячную плату вы получите подключенную и настроенную, готовую к работе кассу. Впоследствии арендованную кассу можно будет выкупить в собственность.
МТС Касса предлагает вам полный пакет решений для старта любого бизнеса
Если вы только открываете свой бизнес, то наша помощь может вам пригодиться и существенно сэкономит время.
Начинающим предпринимателям мы помогаем
Бесплатная регистрация ИП или ОО в ФНС, помощь в оформлении документов и оформлении необходимых разрешений.
Открытие РКО и помощь индивидуальным предпринимателям в выборе банка для обслуживания
Бухгалтерское сопровождение ИП и ООО
Круглосуточные сервис и техподдержка
Мобильное приложение “МТС Касса. Мой Бизнес” для предпринимателей позволит вам контролировать бизнес удаленно из любого уголка мира.
Вам будет доступна статистика по каждой кассе в режиме реального времени: начало и закрытие смен, остаток денег в кассе, приход и т.д.
Приложение абсолютно бесплатно и доступно для пользователей на любом тарифе.
Доступно для скачивания
Дата публикации: 06.11.2020
Как правильно продавать табак и сигареты в 2020 году
Как правильно продавать табак в 2020 году
Маркировка табака осуществляется на основании положений правительственного Постановления № 224 от 28 февраля 2019 г. Общая информационная база для мониторинга товарооборота табачной продукции носит название МОТП.
Алгоритм учета товарооборота сигарет и табака в России уже определен и активно работает. А с 01.07.2020 на оборот немаркированных сигарет и табака вводится запрет.
Основные принципы маркировки
Продажа промаркированного табака осуществляется при помощи онлайн касс, передающих данные через ОФД в налоговую инспекцию. Поштучная продажа сигарет запрещена, минимальная упаковка для продажи – 20 шт. Специфические кассы для продажи табачной продукции подбирать не требуется, однако, нужно учитывать особенность точки продаж: проходимость, доступность сети интернет, необходимости работать в автономном режиме.
Для небольших торговых точек, специализацией которых может быть продажа табачных изделий, производитель касс Атол разработал модель Sigma 10 со встроенным принтером и автоматическим обрезчиком ленты. Компактная и надежная ККТ может быть сравнима с большими POS-терминалами, однако по размерам она меньше аналогов в несколько раз.
Кроме того, понадобится 2D-сканер для учета оборота маркировочных штрих-кодов и соответствующее ПО. Таким образом, существование и работа любой торговой точки, реализующей сигареты, невозможно без подключения к ЭДО.
Учет оборота маркированного табака ведется через приемку-передачу электронных ТТН при логистике и электронных документов принятия и выбытия при продажах.
С 1 июля 2020 года в случаях, если информация о сигаретах или папиросах отсутствует в МОТП, их реализация не разрешена. Торговцев в данном случае будут наказывать по законодательству, привлекать к административной ответственности.
Регистрация в ГИС табачного мониторинга
Чтобы зарегистрироваться в системе мониторинга, необходимо совершить несколько простых действий:
Первый этап — отправление заявки на создание личного кабинета. Заявителю приходит на электронную почту ссылка на заполнение регистрационных данных. Чтобы регистрировать и затем продавать табачную продукцию, а также подписывать электронные универсальные передаточные документы (УПД), необходима электронно-цифровая подпись. Оформлением усиленной квалифицированной электронной подписи занимаются специальные удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязи РФ. Получить электронную подпись можно в нашем УЦ «Калуга Астрал».
Регистрация заявителя осуществляется на официальном сайте системы «Честный знак». Результатом успешного внесения данных является присвоение кода ID. С открытием личного кабинета в ГИС пользователь может пользоваться всем функционалом сайта. Продавцы и импортеры папирос и сигарет обязаны сдавать специальную декларацию по аналогии с ЕГАИС. Систему учета маркированного табака еще называют ЕГАИС табака, что по сути, одно и то же.
Правила приемки табачной продукции
Разработчики системы продумали все нюансы внесения информации в базу данных. Отечественная табачная продукция маркировка Data Matrix наносится производителем на фабрике. Нанесение Data Matrix на импортные товары осуществляется в стране изготовителя или непосредственно перед прохождением таможни. В Россию табак должен ввозиться уже подготовленным к реализации.
Обязанность производителя и импортера — сообщение системе мониторинга информации обо всех упаковках маркированной табачной продукции. Сделать это можно путем загрузки в ГИС электронных универсальных документов отгрузки товара. Таким образом, права собственности на табак зафиксируются. Переход этого права от одного участника к другому можно будет проследить по цепочке введения УПД.
Важный момент — если к началу июля 2020 г. у импортера или производителя остался товарный запас без маркировки или с поврежденными кодами Data Matrix, остатки придется кодировать. Заявку на выпуск контрольно-идентификационных знаков пользователь системы сможет отправить прямо из своего Личного кабинета. Генерация новых кодов в виде строчки подлежит преобразованию в квадратный код. Его наносят на немаркированный товар, впоследствии — сканируют считывающим устройством.
Приемка продукции на реализацию производится с использованием 2D-сканера. Так продавец лишний раз страхуется от пересортицы. Ведь информация о производстве папирос или сигарет уже занесена в базу, когда производилась маркировка табака изготовителем или импортером. Принимать табак лучше пачками, но при оптовой продаже допускается сканирование блоков. Впоследствии при обнаружении несоответствий между данными ГИС и фактическим остатком в магазине необходимо внести изменения. Тем более, что допустимы технические ошибки, особенно при масштабном производстве. Выход при обнаружении несоответствий — вернуть товар, не найденный в информационной базе, поставщику.
Особенности перемещения и возврата табачной продукции
В случае если продавец будет перемещать табачную продукцию между своими торговыми точками, фиксировать данное движение в системе не придется. Мониторинг планируется осуществлять по ИНН организации. Это облегчит и упростит учет, дополнительных документов на перемещение продукции регистрировать в МОТП не придется.
При возврате табака поставщику данная операция должна найти отражение в базе данных. С 01.07.2020 г. в УПД появятся новые реквизиты — КИЗ с табачных упаковок. При возврате полной партии необходимо будет сформировать возвратный документ, за основу которого берется первоначальный бланк о приходе ценностей.
Детали розничной продажи сигарет в 2020 году
Все сигареты и папиросы относятся к категории подакцизной продукции, поэтому в чеках на продажу обязательно должны указываться их наименования. Это правило касается как юридических лиц-компаний, так и индивидуальных предпринимателей (ИП). С 2021 года все предприниматели на ЕНВД переводятся на ОСНО, т.к. сам ЕНВД ликвидируют. Важно понимать, что в 2020 году продажи маркированных товаров на ЕНВД запрещены. Все изменения законов, действующих в сфере регулирования оборота маркированной продукции, можно найти на сайтах с нормативно-правовыми актами РФ. Данные интернет-ресурсы имеют общий доступ, все материалы регулярно обновляются и дополняются.
Относительно отчетности по движению табачных изделий законодательством пока не предусмотрено четких указаний.
Фиксировать какие-либо изменения в системе мониторинга необходимо в 2 случаях:
Многие программные продукты, используемые торговыми точками для реализации товаров, впоследствии будут доработаны в соответствии с новыми правилами маркировки табака. Автоматизированная обработка информации и отправка ее в Личный кабинет ЕГАИС сигарет ускорит процедуры обязательного учета.
Продавцов интересует, как при продаже блоков можно будет понять, какие коды стояли на пачках? Система мониторинга разрабатывается таким образом, чтобы через API можно будет сформировать соответствующий запрос и получить корректный ответ от базы данных. Кроме того, при продаже сигарет блоками информация о КИЗ отдельных пачек не потребуется, учет будет вестись в обобщенных единицах.
Торговые точки, испытывающие проблемы с энергоснабжением, столкнуться с необходимостью остановки продаж при отключении света. Дело в том, что каждая покупка должна завершаться выдачей покупателю чека. Отсутствие этого документального подтверждения сделки является серьезным нарушением правил торговли независимо от того, маркированный товар реализуется или нет.
Многих владельцев бизнеса интересует и вопрос введения специальных кодов для сигарет по аналогии с алкогольной продукцией. Но такого нововведения не планируется, каждая пачка будет иметь свой обычный штрих-код, называемый EAN. Внешний вид такой кодировки останется, но будет немного различаться для маркированных и немаркированных изделий.
Сверка остатков с данными ГИС мониторинга
Каждый продавец должен будет вести точный учет остатков табачной продукции. Существуют точные формы, используемые при перемещении между участниками товарного процесса и выведении из оборота при продаже на кассе.
Все табачные изделия, которые сохранились у продавцов в остатках на 1 июля 2020 необходимо поставить на баланс маркировочной системы. Реализация немаркированного табака с этой даты запрещена. Кроме того, все участники товарооборота вынуждены будут начать работу с УПД.
Все торговые точки, продающие маркированные товары, сканируют нанесенный код и фиксируют данные сделки в МОТП. По результатам необходимо провести сверку и, возможно, инвентаризацию.
Своевременное внесение информации в систему ЭДО избавит продавцов табака от многочисленных вопросов со стороны регулятора данного рынка сбыта.
Об особенностях формирования УПД и внедрении электронного документооборота
Сложности бухгалтерского учета маркированной и немаркированной табачной продукции встречаются при поступлении бумажных накладных, в которых разбивки изделий на несколько видов не предусмотрено. Ситуацию спасет использование универсальных платежных документов, которые должны иметь в числе обязательных реквизитов данные о КИЗ с упаковок. При заполнении соответствующего поля УПД сведениями о маркировке речь идет о движении именно этой продукции. Если поля документа остаются пустыми, перемещается немаркированная партия товаров. Если продавец принимает маркированный товар без информации о КИЗ, регулятором данное действие будет рассматриваться как приемка немаркированных изделий.
Казалось бы, зачем бухгалтеру знание о маркировке табака? Ведь на величину прибыли это никоим образом не влияет. Обязанность сканирования кодов при продаже лежит только на кассире, к бухгалтерским функциям данная операция также не имеет отношения. Но при реализации табака с нанесенной маркировкой с 1 июля 2020 г. обязанность оформления УПД ложится абсолютно на всех участников товарооборота.
Многие программные продукты, используемые для организации учета в компаниях, будут настроены на автоматический прием и оформление УПД. Формат данного документа пока не утвержден на законодательном уровне, но его применение уже четко узаконено. С обменом данными универсальными документами между участниками электронного документооборота технических проблем возникнуть не должно.
Оператор фискальных данных в цепочке движения табака
Некоторые продавцы работают в отдельных местностях, где нет постоянного интернет подключения и, соответственно, не отправляют сведения о реализации через оператора фискальных данных. Им регулятор рекомендует использовать следующий алгоритм внесения данных о выбытии табачной продукции: собирать информацию обо всех проданных пачках или блоках за день и вносить ее в ГИС в автономном режиме. Даже при отсутствии у продавца обязанности внедрения ЭДО отчитываться о движении товара в системе мониторинга все равно придется.
Оператор фискальных данных, с которым продавец работает по алкоголю, может передавать сведения и по табаку в систему мониторинга. Самое главное, чтобы ОФД обладал такой технической возможностью. Наш интернет магазин подключает к собственному оператору фискальных данных – ОФД Калуга Астрал. Обратите внимание, что при покупке кассы «под ключ» стоимость подключения к ОФД значительно ниже.
Правила для оптовых организаций
Своевременная подготовка к началу работы по новым правилам с 01.07.2020 существенно упростит дальнейшие продажи табачной продукции. Для оптовых продавцов единственным ограничителем данной инициативы может стать техническая неготовность розничных организаций для внедрения ЭДО.
Владельцам крупных торговых точек, занимающихся и розничными, и оптовыми продажами, мы рекомендуем АТОЛ Fprint 22-ПТК. «Рабочая лошадка», способная напечатать 100 км. чеков и подходящая под все режимы налогообложения.
Подведем резюме вышесказанному.
С 1 июля 2020 года все табачные изделия должны быть промаркированы кодом Data Matrix. Все производители обязаны использовать УПД при отгрузке товаров. Реализация сигарет без маркировки и регистрации их в системе «Честный знак» запрещена. Все продажи табачных изделий в магазинах должны быть произведены с помощью онлайн-касс.
Наша компания ККТ Астрал Предлагает универсальные решения для любого размера бизнеса. Обращайтесь к нам прямо сейчас и получите специальное предложение.
Остались вопросы по продаже табака?
Напишите нашим менеджерам уже сейчас, и получите ответы на Ваши вопросы!