что нужно для торговли фруктами и овощами на улице
«Это было похоже на тонущий „Титаник“»: как я открыл магазин фруктов, но ушел в минус
Меня зовут Александр Дмитриев. В 2017 году я открыл суперуспешный магазин для города с населением в 60 тысяч человек и закрываю в 2021 году с нулем в кармане. Все началось с того, что один мой родственник обзавелся цокольным помещением в центре города и не знал, что с ним делать. Я проявил инициативу и открыл в нем магазин по продаже фруктов.
Как все начиналось
Вклад был минимальным, а за аренду родственник пообещал не брать аж целый год. Это все мне сыграло на руку. В «Икее» были закуплены деревянные стеллажи, которые я покрасил морилкой, купил красивые корзины, ящики и немного аксессуаров для дополнения стиля. Всего у меня ушло на приведение магазина в порядок около 90 тысяч рублей. Все я делал сам: красил стены, собирал витрины, наводил красоту… Завел страницу во «Вконтакте», сообщил о скором открытии и будоражил «аппетит» громким заявлением: «6 сентября открытие года в нашем городе».
У меня был выход на отличный закуп фруктов, в том числе и экзотических, и, соответственно, я мог предложить отличные цены. И вот состоялось долгожданное открытие — без шаров и прочего, но несмотря на это, выручка в этот день была в районе 5 тысяч рублей. Дела шли хорошо, к фруктам добавлялись экзотические соусы, затем и вовсе экзотические для маленького городка продукты: киноа, корица, какао, кокосовое молоко, семена чиа.
Открытие магазина
Через полгода я стал понимать, что с фруктами очень много возни, а прибыли как таковой нет. И начал сокращать ассортимент. Люди охотно брали экзотические продукты, фрукты, напитки. И я быстро понял, что пользуется спросом. Через два года произошел первый, так скажем, ребрендинг. Мы сменили название, убрали полностью классические фрукты и сделали акцент на экзотику. В течение месяца мы пополняли ассортимент, все казалось интересным, все шло на ура. Магазин приносил 30-40 тысяч рублей выручки в день. В итоге я выкупил помещение у родственника.
Вскоре магазин разделился на двойной формат: экзотика и ЗОЖ продукты. Мы были первыми в городе, кто был концептуально нацелен на продажу ЗОЖ и в то же время не боялись продавать острые соусы из Таиланда. Забегая вперед скажу, что мы до сих пор не имеем ни одного конкурента, хотя пробовали открывать такой формат еще как минимум три человека, но они просто копировали нас, не внося новинок, а мы же не боялись и завозили новое.
К 2020 году мы были одним из самых интересных магазинов не только в нашем городе, но и на сотни километров в округе. У нас заказывали доставку, к нам приезжали из других городов… Мало того, мы практиковали оптовую продажу. В феврале 2020 года мы открыли второй магазин в соседнем городе, сделали очень крутой ремонт, взяв кредит на эти цели.
Почему пришлось закрыться
Но пришел черный март 2020 года. На всех надели маски, запретили выходить из дома. Резко прекратились поставки экзотических фруктов, клубника дорожала каждый день, а производители ЗОЖ подняли цены. Чтобы продолжать работу, мы стали продавать антисептики и маски, но народу стало приходить все меньше и меньше. До декабря я себя успокаивал, ведь все были в таком положении, а когда выручка с 26 по 31 декабря была на уровне 2-3 тысяч в день, я понял, что мы приехали… Второй магазин пришлось закрывать в спешном порядке, отдавать кредит. Покупателей не было весь январь 2021 года, а выручка за февраль еле подошла к 40 тысячам рублей которые ушли на зарплату, ничем не лучше выдался март и апрель…Второй год мы работали в минус.
Это было похоже на тонущий «Титаник», который раньше казался непотопляемым. И вот сейчас на двери объявление о продаже помещения, распродаже остатков по ценам ниже себестоимости. Не помогает уже и восстановившийся трафик экзотических фруктов, а все остальное есть на маркетплейсах, на которые вышли сами производители, не дав шанс рознице продавать их же товар по сходной цене.
Интересная вкусная свеча потухла, а в голове родились новые планы…
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Уличная торговля: нужно ли разрешение, онлайн‑касса и регистрация?
В России запрещена стихийная торговля. Нельзя просто так выйти на проходную улицу, поставить табуретку и продавать товар. Хотя в своём городе вы наверняка видели и такое. В этой статье расскажем, как оформить точку в городской администрации и не нарваться на штрафы.
🥴 К сожалению, получить желаемое место на улице непросто, а иногда совсем невозможно. Это настоящий квест для упорных. Когда мы готовили материал, сами удивились, как много административных барьеров и сколько грозит штрафов. Но благодаря жёсткому закону на улицах порядок.
Где написано, что нельзя свободно торговать на улице, и какой штраф
Любое место на улице кому-то принадлежит: самому городу или коммерческой организации — магазину, торговому центру, рынку, хостелу.
У коммерческих организаций место под точку берут в субаренду. Как правило, это небольшой участок рядом с крыльцом. Например, у входа в хостел размещают прокат велосипедов. Для этого договариваются с владельцем об оплате и подписывают договор. Тут дело договорённости двух предпринимателей. То же самое делают, чтобы получить место на рынке.
Но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Это набережные, центральные улицы и парки. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона от 09.12.1998 № 29.
Чтобы законно торговать на улице, договариваются с местной администрацией. Вариантов два по ст. 10 и 11 381-ФЗ:
— Арендовать место под нестационарный торговый объект в специально отведённом месте. Так можно поставить палатку или лоток на длительный срок;
— Выкупить место на ярмарке. Это формат торговли от случая к случаю, потому что ярмарки работают непостоянно и тоже в строго отведённых местах.
Городские власти борются со стихийной торговлей. Полиция и чиновники из администрации устраивают рейды и проверяют точки по жалобам людей. Если поймают, выпишут штраф — размер прописан в местном законе об административных правонарушениях. В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2500 до 500 000 ₽ по ст. 11.13 КоАП Москвы. Вот реальные примеры:
Предприниматель оказывал услуги мобильного шиномонтажа из своего автомобиля. Об этом узнали чиновники из районной управы и оштрафовали на 2500 ₽ — дело № А40-95352/2019.
Предприниматель продавал кофе из машины. К нему пришли полицейские и выписали штраф 2500 ₽ — дело № 7-1533/2018.
Женщина торговала одеждой в подземном переходе метро. Её поймал полицейский патруль и оштрафовал на 5000 ₽ — дело № 7-14728/2019.
Чтобы торговать на улице, надо зарегистрировать бизнес. Онлайн-касса нужна не всем
До обращения в администрацию надо легализоваться.
Зарегистрировать бизнес
Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой. Варианты следующие:
Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.
Открыть ООО. Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.
Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.
За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю.
Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов.
Уведомить Роспотребнадзор, если нужно
Если планируете торговать в розницу, готовить еду или ваша деятельность на улице связана со спортом, нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так сказано в Постановлении Правительства от 16.07.2009г. № 584.
Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ.
Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.
Разобраться с онлайн-кассой
В большинстве случаев уличные торговцы освобождены от онлайн-касс по ст. 2 54-ФЗ. Можно работать без кассы, когда:
— торгуете с лотков, тележек или в вагонах пассажирских поездов;
— торгуете на рынках вне крытых помещений непродовольственными товарами, кроме товаров из этого перечня — там есть одежда, изделия из резины и пластмассы и спортивные товары;
— торгуете мороженым или напитками через киоск без торгового зала;
— ремонтируете обувь или делаете ключи;
— зарегистрированы как самозанятый.
При продаже товаров собственного производства (и оказании услуг) для ИП без сотрудников действовала отсрочка до 1 июля 2021 года.
Подключить и зарегистрировать кассу поможет Контур.ОФД — сервис для передачи чеков в налоговую.
За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтенной выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как заключить договор с администрацией на размещение уличной торговой точки
Уличная точка на языке закона называется «нестационарный торговый объект» или НТО. Это те самые киоски, тележки, палатки, лотки, прицепы, автомагазины и прилавки.
В каждом городе местные власти утверждают схему размещения нестационарных торговых объектов. Схему разрабатывают так, чтобы торговые точки распределялись по городу равномерно, не мешали транспорту и пешеходам и не портили облик города. Не менее 60 % точек должны отдавать малому и среднему бизнесу. Схему выкладывают в общий доступ в интернете. Например, так выглядит схема НТО Центрального округа Москвы.
Чтобы получить место в схеме НТО, предприниматель участвует в аукционе в электронной форме. Узнать, какие места в городе свободны и выставлены на аукцион можно в местной администрации. Отдел, который занимается НТО, в каждом городе называется по-разному. Например, в Москве это Департамент по конкурентной политике. В Перми — Департамент экономики и промышленной политики. Еще список НТО, выставленных на аукцион, публикуют на сайтах администрации. Такой список аукционов есть в Москве.
Для участия в аукционе предприниматель подаёт заявку, платит задаток и отправляет в администрацию документы. Форму заявки и точный список нужно узнавать у них же.
Если предприниматель выиграл конкурс, с ним заключают договор на размещение нестационарного торгового объекта и выдают свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта. Свидетельство — это тот самый документ, который подтверждает законность торговли на уличной точке. Его в случае проблем показывают полиции.
Если желаемого места нет в городской схеме, предприниматель подаёт заявление о включении в неё нового места для НТО. Администрация его рассматривает. Если новая точка безопасна и не нарушает градостроительные нормы, ее включат в схему. А с предпринимателем заключат договор. Но такое получается не всегда.
На какой срок разрешат разместить точку, зависит от вида товара или услуги, которые продаёт предприниматель. Обычно предельный срок — 5 лет, но для мелкой розницы он часто меньше. Если это сезонный товар, договор заключают на соответствующие месяцы. Например, в Москве точку под овощи, фрукты и мороженое дадут на период с 1 мая по 1 октября. На новогодние ёлки — с 20 по 31 декабря. Для остальных товаров — на год. Так сказано в п. 6 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП.
Как заключить договор на участие в ярмарке
Чтобы упорядочить мелкорозничную торговлю, городские власти проводят ярмарки. Они бывают платные и бесплатные. Часто организаторы разрешают торговать на ярмарках даже физическим лицам без регистрации бизнеса.
План ярмарок на год публикуют на сайте администрации. Предприниматель заранее подаёт заявку и получает место. Организатор заключает договор на участие в ярмарке. Скорее всего, от участника попросят сертификаты качества на товар, а если планируется торговля едой — медкнижки.
В Москве ярмарки организует ГБУ «Московские ярмарки». Конечно, во время пандемии их работу прекратили, но планируют возобновить во II квартале 2021 года. На этом сайте должно появиться расписание.
Найти план ярмарок своего города можно в поисковике по запросу «план ярмарок на 2021 год» + город.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Торговля овощами и фруктами как бизнес: с чего начать и как преуспеть
Если человек планирует начало своего бизнеса, то он должен заранее определиться с направлением деятельности. Наиболее часто начинающими предпринимателями выбирается сфера продаж, которая предполагает оказание посреднических услуг. Торговля овощами и фруктами как бизнес считается выгодной деятельностью, которая может приносить высокий доход на протяжении всего года. Обычно она осуществляется на рынке или в отдельном магазине. Продавать можно разные виды овощей и фруктов, на которые устанавливается высокий спрос в течение всего года. Рентабельность такого бизнеса при грамотном выборе места торговли и оптимальном ценообразовании может достигать 60 %.
Выгодно ли заниматься данной деятельностью?
Розничная и оптовая торговля фруктами и овощами – это действительно выгодная и интересная деятельность. Но недостатком такого направления бизнеса является то, что продаваемые продукты питания обладают коротким сроком годности, поэтому достаточно быстро увядают и теряют свой привлекательный товарный вид.
Но даже при наличии высоких рисков и опасностей данный вид деятельности может приносить хороший доход. Для этого учитываются некоторые нюансы:
Самым актуальным считается открытие продуктового магазина, причем в нем можно предлагать покупателям не только овощи или фрукты, но и многие другие товары.
Если выбирается для работы широкая торговля большими партиями, то работать придется с магазинами. Для этого целесообразно открывать полноценный оптово-розничный центр. Такая оптовая торговля фруктами и овощами может стать источником высокого дохода. Однако для начинающих предпринимателей эту перспективу лучше оставить на будущее, поскольку здесь уже нужен достаточный опыт.
Плюсы бизнеса
Торговля овощами и фруктами имеет свои преимущества. Она обладает следующими плюсами:
Если открыть небольшой магазинчик, специализирующийся на продаже товаров растительного происхождения, то можно ожидать окупаемости буквально в течение трех месяцев.
Недостатки
Торговля овощами и фруктами как бизнес имеет и некоторые значимые недостатки. К ним относится:
Поэтому к ведению этого бизнеса следует подходить ответственно и обдуманно.
Анализ рыночной ситуации
Перед вложением средств в бизнес следует тщательно проанализировать рынок. Полученная информация даст возможность определить, будет ли эффективной торговля овощами и фруктами на улице или целесообразно вести ее в павильоне или магазине. Стандартно анализ рынка показывает:
Жители крупных городов обычно доверяют магазинам, поэтому продажа на рынке становится убыточной с каждым годом. Пользуются спросом павильоны для торговли овощами и фруктами, в которых предлагается свежая продукция и хороший ассортимент.
Правила регистрации бизнеса
Чтобы деятельность, связанная с розничной торговлей овощами и фруктами, была законной, необходимо учитывать следующие требования:
Регистрация ИП осуществляется в отделении ФНС по месту проживания предпринимателя. Требуются стандартные документы для торговли овощами и фруктами, поэтому следует только иметь свидетельство о регистрации ИП, а также разрешения от разных государственных инстанций.
Нюансы выбора кодов ОКВЭД
Важно грамотно выбрать коды ОКВЭД для торговли овощами и фруктами. К ним относится:
Все вышеуказанные данные следует перечислить в заявлении, которое с копией паспорта и квитанцией об уплате пошлины передается в отделение ФНС по месту жительства будущего предпринимателя.
Как выбрать место для работы?
Доходность бизнеса, связанного с розничной торговлей, зависит от грамотного определения места для ведения деятельности. Для этого можно выбрать несколько вариантов:
Более комфортной и приятной работой считается деятельность, осуществляемая в полноценно оснащенном всем необходимым помещении. Можно обустроить магазин на первом этаже жилого дома или использовать отдельное строение. Спросом пользуется продукция, предлагающаяся в небольших павильонах. Но продуктовый магазин должен располагаться в месте высокой проходимости.
Правила создания оптимального ассортимента
Чем больше разных овощей и фруктов будет предлагаться, тем выше вероятность получить от такой деятельности действительно значительный доход. При составлении списка учитывайте следующие рекомендации:
Наиболее востребованными считаются огурцы и помидоры, которые приобретаются как летом, так и зимой. Поэтому для них используется высокая наценка.
Какое требуется оборудование?
Торговля овощами и фруктами как бизнес подразумевает установку специального оборудования. Только так она будет успешной и выгодной. К торговому оборудованию относятся:
Все оборудование должно быть высококачественным и купленным у официальных производителей или дилеров. В ином случае велика вероятность, что техника по своим характеристикам не будет подходить для планируемой деятельности.
Нюансы привлечения покупателей
Для развития ларька или магазина не требуется проводить полноценную рекламную кампанию. Чтобы привлечь покупателей, можно пользоваться следующими способами:
Сарафанное радио считается наиболее эффективным способом рекламы, поэтому предприниматель должен стараться, чтобы все покупатели остались довольны предлагаемым ассортиментом и услугами.
Какие конкурентные преимущества можно создать?
Достаточно выгодным и интересным способом заработка считается торговля овощами и фруктами. ИП, занимающийся данной деятельностью, должен создавать определенные конкурентные преимущества, позволяющие ему выделиться среди основных соперников. Для этого могут использоваться следующие уловки:
Привлечь покупателей можно доступными ценами, хорошим ассортиментом или наисвежайшей продукцией.
Выбор работников
Существует много правил торговли фруктами и овощами, но для успешной деятельности важно грамотно подбирать работников. Продавцы должны обладать следующими качествами:
В небольшом магазине достаточно только одного работника, выполняющего функции продавца, кассира, уборщика и консультанта.
Затраты на открытие бизнеса
Для открытия такого дела понадобится потратить около 756 тыс. руб. Такая сумма необходима для следующих целей:
Ежемесячные расходы составляют около 200 тыс. руб.
Окупаемость бизнеса
Средний чек в таком магазине составляет примерно 300 руб. В день количество покупателей находится в пределах 45 человек. Темп роста продаж составляет 15 % в год. Наценка на продаваемые товары равна примерно 60 %.
Ежемесячная выручка в среднем составляет 405 тыс. руб. Поэтому средняя чистая прибыль равна 205 тыс. руб. Такой доход считается достаточно высоким и оптимальным для многих предпринимателей.
Советы начинающим бизнесменам
При открытии бизнеса, основанного на торговле разными овощами и фруктами, следует помнить о некоторых рисках, которые негативно сказываются на результатах деятельности. Чтобы их предотвратить, следует придерживаться определенных правил:
Окупаемость такого бизнеса варьируется от 5 до 12 месяцев. Если учитывать советы опытных предпринимателей, то можно рассчитывать на создание действительно актуального и выгодного магазина, приносящего значительный доход.
Заключение
Бизнес, основанный на продаже фруктов и овощей, считается выгодной деятельностью, если грамотно подобрать ассортимент, выбрать оптимальное место для работы, а также продавать товары по доступным ценам. Для работы подойдет точка на рынке или отдельное помещение, необходимое для формирования полноценного магазина.
Для получения высокой прибыли важно приобрести качественное оборудование, а также выбрать проверенных поставщиков. Применяя советы опытных предпринимателей, можно окупить вложенные средства буквально за несколько месяцев.
Сезонная торговля: как работать без штрафов
Каждое лето вокруг нас вырастает огромное количество разных лотков с мороженым, прокатом велосипедов и роликов, батуты и прочие радости жизни. Зимой появляется пиротехника, прокат карнавальных костюмов, Дед Мороз со Снегурочкой. Все это — сезонный бизнес, который ничуть не отличается от бизнеса, который функционирует круглый год с точки зрения его организации и законности. Давайте сегодня разбираться как быть тем, кто работает от сезона к сезону, и что им нужно для работы по всем правилам.
Как зарегистрировать сезонный бизнес
На самом деле так же, как и не сезонный. Определиться с организационно-правовой формой и подать заявление на регистрацию. Для сезонного бизнеса чаще подходят более простые формы:
Где можно осуществлять сезонную торговлю
Стихийная торговля в Российской Федерации запрещена, поэтому собираясь вести сезонную деятельность нужно убедиться, что вы не нарушаете ни чьи права. Как это сделать:
В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2 500 до 500 000 руб. по ст. 11.13 КоАП Москвы.
К тому же, если вы планируете продавать в розницу, готовить еду или ваш сезонный бизнес связан со спортивной деятельностью, то нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так указано в Постановлении Правительства от 16.07.2009 № 584.
Для торговли нужна касса
Если вы планируете использовать и безналичный расчет (т. е. оплату картами, Apple Pay, Google Pay и т. п.), тогда выбирайте или кассу, в которую уже встроен эквайринг или дополнительно установите обычный эквайринговый терминал. Безналичная оплата пользуется невероятной популярностью, поэтому должна быть возможность принимать как наличные, так и безналичные платежи.
Терминалы и решения для онлайн-касс от Калуга Астрал.
Электронная подпись тоже нужна?
Электронная цифровая подпись заменяет обычную подпись. Многие предприниматели используют электронный документооборот при котором ЭЦП просто необходима.
Новый сервис электронного документооборота от Астрал.ЭДО.
В сезонной торговле вам тоже не обойтись без ЭЦП. Как минимум, чтобы зарегистрировать онлайн-кассу вам понадобиться цифровой аналог вашей подписи.
ЭЦП нужна для работы с маркированными товарами, например, мороженым. Ведь обмен документами при маркировке происходит в электронном виде.
Директор или предприниматель может получить ЭЦП в ФНС, бесплатно.
Если вам нужно несколько подписей — для сотрудников, то им придется получать их в специальных удостоверяющих центрах. Обратите внимание, что хоть сама ЭЦП в ФНС выдается бесплатно, однако чтобы ее получить, нужно прийти со своим носителем. Приобретать носитель нужно самостоятельно. Обычная флешка для этой цели не подойдет! ФНС РФ исключила возможность записи квалифицированного сертификата на обычный флеш-накопитель.
Купить электронную цифровую подпись Астрал-ЭТ от 900 руб.
Маркировка и прослеживание
С 1 июля начала работать система прослеживаемости товаров. Если вы решили заниматься продажей маркированных или прослеживаемых товаров, то учтите, что есть необходимые требования к работе с ними.
Маркировка товара — это регистрация и учёт продукции в государственной системе «Честный ЗНАК». Она помогает отслеживать весь путь товара от производства до продажи конечному покупателю. Маркировке на сегодняшний день подлежат:
Перечень товаров также будет расширяться, поэтому обязательно необходимо следить не попадает ли ваш товар под маркировку.
Готовые решения Астрал.Маркировка — все для работы с маркированными товарами.
Сезонная торговля, как и несезонная требует соблюдения обязательных требований. Задумались об открытии в жару точки по продаже лимонада, устраиваете новогодние праздники или печете по праздникам торты — обязательно убедитесь, что вы соблюдаете все требования и у вас есть все необходимое для работы по закону.