в чем заключались первоначальные обязанности славянских князей

Князь в системе управления Древней Руси

Вы будете перенаправлены на Автор24

Функции князя в Древней Руси

Особая роль в системе власти и управления в Древней Руси принадлежала киевскому князю, власть которого была индивидуально наследственной.

Великий князь держал в своих руках власть:

Наиболее значимой была законодательная функция киевских князей, которые в своей деятельности опирались на обычное право славян или «русское право». Ряд статей появился в начале XI века. В период правления князя Ярослава Мудрого в первом своде русских законов «Русской правде» прямо говорилось, что законы устанавливались самими князьями, являлись «судом» князя. Сыновья Ярослава Святослав, Изяслав и Всеволод совместно решили заменить месть за убийство штрафом. В «Русской правде» также упоминается, что князья сами занимались уголовными делами, тем самым выполняя судебные функции. Например, в одной из статей «Правды», которая устанавливала штраф в размере 80 гривен за убийство княжеского всадника, прямо говорилось, что эту меру определял сам князь.

Можно сказать, что княжеская власть в Древней Руси является тем непременным атрибутом и ключевым элементом государственного строя, без которого невозможно представить государственные отношения между древними русичами. Князь символизировал единство древнерусского общества, способствовал укреплению отношений с соседними народами, а также защищал от внешних врагов. И, наоборот, у большинства населения «отсутствие князей» ассоциировалось с нарушением общественного порядка: «наша земля большая и изобильная, но нет в ней порядка». Этот стереотип существовал долгое время. Его глубокий смысл находит наиболее яркое подтверждение в призыве князей в Новгородской республике, в князьях-землевладельцах во времена феодальной раздробленности.

Функции князя в основном были связаны с:

Готовые работы на аналогичную тему

По словам В.О. Ключевского, князь был «наемным вооруженным охранником Руси». Он отвечал за налаживание торговых связей и внешнеэкономических отношений. Основной задачей администрации был сбор дани, которую киевские князья собирали для продажи. Дань была важным средством политического и экономического влияния киевских князей. В трудах К. Багрянородного можно найти интересные подробности того, как князь и его посадники ездили по волостям, совершая правосудие и наказывая виновных, собирая дань деньгами или натурой (в основном ценными мехами). Такой объезд территорий назывался «полюдье» и совершался по зимней дороге. Весной собранная князем дань вывозилась в речные доки, погружалась на корабли, а весной плыла в Киев. Из тех мест, куда не успели выехать сами князья со своими воинами, крестьяне-общинники «везли повоз», отдавая дань уважения Киеву. Таким образом, в руках киевских князей были сосредоточены крупные запасы товаров общего назначения, которые князья обменивали, отправляя их от своего имени в основном в Византию или к хазарам, иногда (как Святослав) на Дунай.

Кроме того, князья отвечали за защиту государства от внешних врагов. К слову, Киевское государство сформировалось в борьбе против окружающих кочевых племен, стремящихся закрепиться на богатых плодородных землях Восточно-европейской равнины, где селились славянские земледельцы. Совместная борьба фактически была одной из главных предпосылок объединения восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. Согласно древним источникам, «степняки» совершали многочисленные нападения не только на границы Руси, но и на ее столицу – Киев, который был расположен достаточно близко к степному пространству. В связи с этим киевские князья стремились окружить столицу крепостями, построить города на краю степи и укрепить границу валами и другими сооружениями.

Роль княжеской власти в системе управления

Все это привело к росту престижа великокняжеской власти, а также ее общественному признанию и, прежде всего, укрепило власть Великого князя в контексте его отношений с местными племенными князьями, находившимися по договору в подчинении («под рукой») Великого Князя Киевского. В то же время процесс усиления власти киевского князя был далеко не односторонним, он развивался через преодоление и модернизацию родовых систем правления, осложненных противодействием центральной власти, олицетворяемой великокняжеской династией Рюриковичей, местной племенной аристократией.

С Х века в Киевской Руси начала укореняться система «кормления», ранее практиковавшаяся киевскими князьями, которую следует рассматривать как первую историческую систему местного самоуправления в формирующемся едином государстве. Ее формирование проходило в острой борьбе киевских князей против сепаратизма местных племенных князей и подготовило окончательную замену родовой организации общества территориальным принципом государственного строительства. Новизна этой системы заключалась в том, что отныне представители династии (Рюриковичи) назначались посадниками всех крупных городов и волостей, которые имели право собирать дань (или ее часть) в свою пользу, не владея самой волостью. Если ранним русским князьям еще приходилось преодолевать рецидивы родового владычества в упорной борьбе, то Владимир I уже мог беспрепятственно расселять своих сыновей во всех крупных городах Руси. Важным шагом на пути к укреплению власти Киева над местными племенами явилась административно-налоговая реформа, проведенная княгиней Ольгой после убийства князя Игоря древлянами в 945 году, заменив полюдье систематической уплатой дани (урока) в специально предназначенных для этого центрах (погостах).

Источник

Государственный аппарат Киевской Руси. Княжеская власть

Функции князей первого и второго этапа развития Киевской Руси отличаются друг от друга. В IХ-Х веках функции первых князей сводились:

Княжеского законодательства в этот период еще не было (только финансово-административные распоряжения), не было и средств обнародования общих норм. Если бы князь и пожелал издать законы, он не имел никакой возможности проследить за их выполнением. Из-за отсутствия современных форм законодательства, средств сообщения и связи доводить законы до сведения населения было практически невозможно. И кроме того, немногочисленные должностные лица княжеского управления не могли проверить исполнение законов населением. Функции князей – наместников и племенных князей были сходны с функциями киевских князей.

Таким образом, на этапе становления Киевского государства преобладали такие ведущие функции, как обеспечение внешней безопасности, внутренней стабильности, общественного порядка и фискальной, но непосредственный экономический интерес объединю земли.

Управлял государством, в основном, великий князь со своей дружиной: князь ходил на полюдье и собирал дань, судил население, отражал с дружиной нападение врагов, шел на них походом, заключал международные договоры.

Специфика геополитической ситуации – давление степных кочевых народов, агрессивные устремления соседних европейских государств, слабые культурные и политические контакты с ними, ограниченность выходов к морским торговым путям – влияла на развитие государственности Руси, постепенно превращая ее в «оборонное общество». Военные расходы при ограниченных людских и материальных ресурсах тяжким грузом ложились на население. Недаром именно у нас оформилось понятие «половник» (от половины урожая). Говоря экономическим языком, норма эксплуатации трудового люда нередко доходила до 50%.

Военные силы князей состояли:

Дружина составляла основу государственного аппарата и военной организации Древнерусского государства. Первоначально дружина проживала на княжеском дворе (гриднице) на полном содержании князя и делилась на старшую и младшую.

В старшую дружину входили хорошо обученные привилегированные воины, некоторые нередко служили еще отцу князя. Из них назначались наиболее важные чины княжеской администрации (тысяцкие, сотские, волостели). Верхушку старшей дружины называли боярами, «мужами».

Младшая дружина (в которую входили «отроки», «пасынки», «детские») постоянно находилась при князе и сливалась с несвободной челядью. В эту дружину могли входить как дети самого князя, так и дети светлых князей или дружинников. Так они получали своего рода образование и приобщались к власти.

Дружинники выполняли множество функций:

Таким образом, дружина состояла из ближайшего окружения князя и была постоянно действующим органом государства. Став носителем и охранителем общего экономического интереса, она превратилась в политическую силу.

В IХ-Х веках существовал совет при князе, в который входили наиболее влиятельные дружинники и представители родоплеменной знати «старцы градские» и «совет лучших» (старшие дружинники). Они не составляли какого-либо постоянного учреждения с определенными правами, обязанностями, компетенцией. В XI-XII веках совет при князе стали называть Думой.

Любопытно, что из 22 митрополитов домонгольской Руси 19 были греками, а большинство мелкого и среднего духовенства составляли уже выходцы из местного населения.

Все главные вопросы (войны, мира, управления) решались великим князем по совету с боярами, однако Дума все-таки была советом при князе и носила совещательный характер.

Вече, существовавшее еще до образования государства, продолжало действовать в Древнерусском государстве Из племенной сходки древних славян вече превратилось в собрание горожан, на котором решающая роль принадлежала городским феодальным верхам: боярам и старцам градским.

Каковы были точные функции этого органа власти в IХ-Х веках, неизвестно. Можно предположить, что в каждом племенном центре было свое вече. Суть вечевого общения состояла в совещании правящей верхушки и народа. В этот период вече еще играло роль в политической жизни древней Руси, являясь одним из основных органов государства при решении важных споров. Довольно часто вече избирало князей.

Из 50-ти князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены вечем.

В конце X века вече стало направляться феодальной верхушкой, его созыв и ведение были упорядочены. В вече имели право принимать участие полноправные граждане (не холопы) и не подчиненные семейной власти, то есть домохозяева.

Укрепление власти князей, рост княжеского аппарата управления привели к сокращению роли и значения веча. С середины XII века вечевые собрания перестали приглашать князей. Одной из сохранившихся функций веча было комплектование народного ополчения и выбор его предводителей – тысяцкого, сотских, десятских.

Тысяцкий возглавлял народное ополчение и выбирался, а затем назначался князем из феодальной верхушки. С течением времени эта должность приобрела наследственный характер. В мирное время тысяцкий и сотские выполняли разнообразные поручения, чаше всего полицейского характера. Уставная грамота князя Всеволода Новгороду в 1136 г. определяла, что тысяцкий должен «управливати всякие дела торговые и гостинные и суд торговый». С помощью тысяцких князья «примучивали дань».

Роль веча в разных княжествах была различной (в Новгороде – огромна, в Галицко-Волынском княжестве – минимальна) и зависела от политической обстановки. В истории были моменты, когда вече созывалось часто, принимало решения и имело большое значение, а потом долго не созывалось.

Тем не менее, четко прослеживается общая тенденция – по мере расширения процесса феодализации вече утрачивало свое значение и наконец прекратило свое существование. Это произошло потому, что феодальные группы стали настолько сильными, что перестали нуждаться в поддержке народного собрания.

Феодальные съезды были еще одним органом власти, созывавшимся в исключительных случаях, когда нужно было решить важнейшие политические вопросы, затрагивавшие интересы многих княжеств. Иногда феодальные съезды имели общеземский характер.

Феодальные съезды могли решать вопросы об избрании и изгнании князей, о принятии мер против тех князей, которые нарушают договор, о заключении союзов, об объявлении войны и мира, об издании новых законов и отмене старых. Их компетенция не была ограничена какими-либо нормами. Если князья поддерживали решения, то выполняли их, а если нет, то не выполняли.

Территория Киевской Руси была огромна, и, находясь в стольном городе Киеве, князь назначал в другие центры государства своих посадников.

Согласно Начальной летописи» еще легендарный Рюрик в 864 г. после смерти братьев «раздал мужем своим грады, оцому Полотеск, овому Ростов, овому Белоозеро». После своих походов Олег в 882 году повсюду в завоеванных землях «посади мужи свои», Олег Святославич в 1096 г., завоевав Муромскую и Ростовскую земли, «посажаща посадники своя по городам и дани поча имати».

Посадник следил за сохранением общественного порядка, вел борьбу с ворами и разбойниками, судил местное население, собирал дань и пошлины. Часть собранных средств поступала на содержание посадника и его дружины. С середины XII в. должность посадника постепенно стала вытесняться должностью наместника.

При князьях и посадниках находились тиуны, назначаемые часто из дворовых слуг князя. Тиуны присутствовали на суде князя и посадника, нередко даже замещали их в суде. Им поручалось заведование княжеским хозяйством в селах и на княжеском дворе. Различались тиуны: княжеский; огнищный, заведовавший княжеским двором – огнищем (с XII века назначался из бояр и назывался дворским), в его подчинении находился ключник, конюшный, ратайный (пашенный).

С XI в. появились особые чиновники князя по сбору дани – данщики. В Древнерусском государстве встречаются и другие должностные лица:

В Киевской Руси параллельно существовали две системы управления: численная и дворцово-вотчинная.

Численная (десятичная) система была обычной для многих народов, Еще до образования Киевской Руси войско подразделялось на части: тьмы, тысячи, сотни, десятки, и князю помогал управлять не только совет, но и тысяцкие, сотские, десятские. С расширением и укреплением государства их функции видоизменялись, войска оседали в укрепленных городах, составляя там гарнизоны, а названия были перенесены из военного времени в мирное. Так стали называть начальников гарнизонов и командный состав. Тысяцкий превратился в командующего войсками, в княжеского воеводу. К ХI-ХII векам десятичная система утратила свое реальное математическое содержание. «Тысяча» стала не военным, а территориальным понятием – «округ». Подчинялся этот округ тысяцкому, который «держал в нем воеводство».

Таким образом, в ХI-ХII веках тысяцкие были руководителями военных сил определенного княжества или округа и сосредоточивали в своих руках всю административную власть: финансовую, судебную, полицейскую. Они были носителями власти князя на местах, его помощниками по управлению. Сотские были прямыми помощниками тысяцких, командовали сотнями как военными подразделениями. С превращением тысяч в территориальные округа, они стали выполнять финансово-административные функции. Процесс феодализации обусловил вытеснение органов десятичной системы в волостях.

Дворцово-вотчинная система состояла в управлении отдельными отраслями княжеского хозяйства особыми придворными чинами. Система кормления коренилась в ранних формах организации управления и надолго пережила Киевскую Русь.

В Киевской Руси не было принципиального различия между органами государственного управления и органами управления частными делами князя. Каждый, кто входил в состав княжеского двора, уже в силу этого считался годным для выполнения общеадминистративных функций. Назначенные на административные должности чины двора сохраняли за собой наименований, которые принадлежали им в хозяйстве князя. Центром, откуда тянулись все нити управления, был княжеский двор.

После того, как дружина осела на земле, основные административные должности стали занимать низшие дворцовые слуги, которые зачастую набирались из княжеских холопов, тиунов, мечников. В XI веке тиуны играли важную роль, их численность возрастала. Стала выделяться верхушка тиунов, которые обзаводились хозяйством, домами, селами. Должности могли передаваться по наследству. Со временем эта верхушка смыкалась с верхушкой бояр. Формировавшаяся правящая элита постепенно консолидировалась вокруг князей.

Подвижность общественной жизни, связанная с частыми перемещениями людей, колонизацией, нашествиями кочевников, княжескими усобицами, предопределила преобладание идущих сверху вертикальных связей. Если в средневековой Европе государства были относительно слабыми и обществу самому приходилось решать многие проблемы, на Руси, наоборот, государство постепенно превращалось в верховного законодателя общественной жизни.

Слабее, чем в Европе, шел процесс дифференциации по социальному и профессиональному признакам. Огромные территории, обилие лесов и болот делало местность труднопроходимой, так что не было и разветвленной системы коммуникаций. Обмен товарами и услугами в связи с этим развивался медленнее, горизонтальные общественные связи не укреплялись.

Колонизация в трудных природных условиях приучила древнерусского человека довольствоваться элементарными технологиями (типа «подсечного», или, как его часто называют, «кочевого», земледелия). В правосознании тружеников не могла в этих условиях оформиться идея о том, что приложение труда к земле является основой собственности на нее и продукты ее обработки.

В таких условиях не могло сложиться и западноевропейское понятие собственности, такое как в римском праве. Поскольку даже у крупных землевладельцев из числа лиц узкого боярского круга приближенных к князю это право было узурпировано государством в лице правителя, смотревшего на всю страну как на свою вотчину.

Источник – глава из учебного пособия:

Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.

Источник

Права и обязанности Великого князя в Древней Руси

Великий князь (сидящий на коне, предводитель войска) – государь олицетворял в Древней Руси высшую государственную власть. Его полномочия в IX – X веках включали в себя:

В рамках этих полномочий права и обязанности высшего должностного лица были почти не различимы.

Начиная с последней четверти X века (во времена правления Владимира I Великого) произошло усложнение военной структуры. К дружине и ополчению прибавились войска вассалов. Это значительно увеличило поле княжеских функций. Кроме практики полководца, защитника границ и устроителя внешних отношений появились новый круг обязанностей:

Организация строительства инфраструктуры (укреплений, дорог, мостов и др.).

Сохранение устоев государства

Подавление недовольства внутри государства (усмирение народных восстаний и сопротивления угнетенных).

Накопление княжеской казны

Взимание с подданных дополнительных (к дани) налогов, сборов, штрафов и пошлин (торговых и судебных).

Развитие русской государственности в геополитической реальности XI – XII веков требовало усиления власти государя. В этой ситуации повысилась роль законодательной функции Великого князя. Специфические условия жизни в Древней Руси заставляли князя привлекать к законотворчеству советников из числа бояр, дружины, или выслушать мнение вече. Но, в любом случае, окончательное решение оставалось за князем.

Таким образом, Великий князь в древней Руси исполнял обязанности главы государства. Он занимался законодательной, исполнительной и судебной деятельностью, со всеми вытекающими из этого полномочиями. Государь имел почти ничем не ограниченные права и обязанности. Главным правом князя было право на власть в государстве, а власть накладывала на него широкие обязанности.

Интересно, но судя по всему, можно былобыть князем и ничегоне делать. Есть много источников, что на самом деле правил Русью не князь, а бояре и дружина. По сути, так и было. Князь лишь числился, а все делали бояре и дружина. Да и сам князь зависел от их мнения и решения, часто они говорили что и как делать, а он слушал их.

Источник

Княжеская власть. Статус, полномочия, функции князя в Киевской Руси

Вече было старее князя. У летописца мы читаем: «Новгородцы бо изначала и смольняне и кыяне, и полочане и вся власти яко же на думу на вече сходятся, и на что же старшие думают, на том и пригороды станут». Смысл этих слов такой: изначала города и волости («сласти») управлялись вечами и вече старшего города управляло не только городом, но и всею его волостью. Рядом с этими вечами, на которых правом голоса пользовались все главы семейств, появилась власть князей, но князья не упразднили веча, а правили землею иногда при содействии, а иногда и с противодействием последнего. Отношения князя к вечу и, наоборот, веча к князю многие историки пытались определить с точки зрения наших политических понятий, но это приводило только к натяжкам. Факты вечевой деятельности, собранные в книге В. И. Сергеевича «Князь и вече», прежде всего не позволяют установить самой формы веча, которое очень легко спутать с простыми народными сходками, и неопределенность формы часто заставляла исследователей различать вече законное и незаконное. Законным называлось вече, созванное князем; вече же, собранное против воли князя, мятежнически, считалось незаконным. Следствием юридической неопределенности положения веча было то, что последнее было в большой зависимости от условий чисто местных или временных: политическое значение его понижалось при сильном князе, имевшем большую дружину, и, наоборот, усиливалось при слабом; кроме того, в больших городах оно имело большее политическое значение, чем в малых. Изучение этого вопроса заставляет нас убедиться в том, что отношения между князем и вечем постоянно колеблются. Так, при Ярославе и его сыновьях вече далеко не имело той силы, как при его внуках и правнуках. Когда власть князей усилилась и определилась, вече от политической деятельности перешло к хозяйственной – стало заниматься делами внутреннего быта города. Но когда род Рюриковичей размножился и наследственные счеты запутались, – городские веча стремились возвратить себе политическое значение. Пользуясь смутой, они сами призывали к себе того князя, которого хотели, и заключали с ним «ряды». Мало-помалу вече почувствовало себя настолько сильным, что решалось спорить с князем: случалось, что князь стоял за одно, а вече за другое, и тогда вече зачастую «указывает князю путь», т. е. изгоняет его.

Политика Владимира I.

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, когда удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми, а Владимир при этом известии бежал к королю Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.

Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родня, запугав мятёжом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года.

Языческое правление

Новый князь киевский (величался также хазарским титулом каган) принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества также есть сведения, что князь ввёл, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам.Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг Крещение

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.

Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».

В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Отправившись в Константинополь, Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове.

Военные походы

В 981 году (по другой версии, исходящей из более ранней даты вокняжения Владимира и политической обстановки в Польше — 979) Владимир воевал с польским княземМешко I за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля.

В 981—982 Владимир совершил поход на вятичей, который закончился обложениемданью.

В 983 Владимир покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике.

В 984 Владимир совершил поход на радимичей, чьи земли лежали между Киевом и Новгородскими землями. Покорение радимичей объединило северные и южные регионы Руси.

В 985 Владимир воевал с «болгарами». Некоторые исследователи идентифицируют их с дунайскими болгарами, однако по «Памяти и похвале» противником Владимира были «серебряные», то есть волжские булгары. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях. В том же 985 он обложил данью Хазарию.

В 988 году Владимир предположительно покорил земли Таманского полуострова и посадил своего сына Мстислава (Храброго) на княжение в Тмутаракани.

В 988—989 осада Корсуня в Крыму. По ПВЛ город сдался после длительной осады, когда русские перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. Затем византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Владимира, после чего он вернул город Византии и по возвращении в Киев приступил к крещению народа.

В 991 году поход в днестровские земли против белых хорватов.

В 992 успешная война с Польшей за Червенскую русь.

В 994—997 Владимир повторил поход против волжско-камских булгар и двинулся на Северный Кавказ.

Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 состоялась битва у Василево, в997 нападение на Киев, в 1001, в 1013 состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси, а также сплошная стена (частокол) на земляной насыпи, называемыйЗмиевы валы. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По свидетельству византийского императораКонстантина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.

аконодательство и чеканка монеты

Владимир начал также чеканку монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени.

Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Только на них сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами.

По монетам известен и княжеский знак Владимира — знаменитый трезубец, принятый в XX в. Украиной в качестве государственного герба. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно:

Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие.

Политика Ярослава Мудрого.

Остановимся на основных направлениях его внутренней политики.

2. укрепление православия.Во время правления Ярослава был построен ряд церквей и храмов, из которых самый замечательный – храм Св. Софии в Киеве. Он был построен как аналог самому известному на тот момент православному храму в мире – храму Cв. Софии в Константинополе. К правлению Ярослава необходимо отнести и зарождение монашеской обители в пещерах над Днепром – будущей Печерской обители, современной Киево-Печерской лавры. Также было устроено первое на Руси книгохранилище (библиотека). При Ярославе Мудром появился и 1-й русский митрополит – Илларион (1051 г.). До этого времени все митрополиты на Руси были из числа приезжих греков (византийцев).

3. подавление восстания в Суздале (1024 г.). В тот год в Суздальской земле случился неурожай и начался голод. Тогда большинство местного населения, при подстрекательстве языческих волхвов, подняли восстание против зажиточного населения, обвинив их в колдовстве, что те «задерживают изобилие». Для волхвов это была попытка вернуть себе утраченные с принятием христианства позиции. Тем более что в этом регионе христианство было еще очень непрочным. Народ пошел по селам, истребляя местных богачей как колдунов. Восстание достигло таких размеров, чтоЯрославу пришлось самому прибыть для подавления мятежа. Восстание было подавленно, но что характерно – Ярослав карал не за веру, а за уголовное преступление. Однако после этого началось активное внедрение христианства в данном регионе (строились церкви, отправлялись в те земли проповедники и т. п.).

4. активное градостроительство. При Ярославе Русь стала покрываться новыми городами, такими как Ярославль, Юрьев (Дерпт), Волок Ламский (будущийВолоколамск) и др. Шло активное строительство и в уже существующих городах, особенно в Киеве. Он вообще становится одним из крупнейших европейских городов того времени. Когда дочь ЯрославаАнна приехала в Париж, то он ей показался маленьким городишкой по сравнению с русской столицей. Чего только стоили знаменитые Золотые ворота, построенные в Киеве именно при Ярославе.

5. начало создания летописного свода – «Повести временных лет». Летопись – запись событий по годам («летам»). Авторство первой русской летописи приписывают монаху Нестору. Видимо это не совсем верно. Летопись явно создавала целая группа монахов, Нестор же ее либо возглавлял, либо его имя просто единственное из дошедших до нас соавторов этой работы. Кстати, первоначальный вариант ПВЛ до нас не дошел, мы располагаем лишь ее поздними копиями. Это дает основание ряду историков вообще отрицать достоверность текста летописи. Однако, зная трепетное отношение тогдашнего человека к книжному слову, мы вряд ли имеем дело с позднейшей фальшивкой. Другое дело, что переписываемые копии несут на себе всевозможные описки и неточности, что естественно при переписывании текста вручную. Поэтому к этому источнику необходимо относиться осторожно, но не в коем случае не отказываться от его дальнейшего изучения.

6. создание первого письменного сборника законов на Руси – «Русской Правды». Законы естественно были и раньше. Однако они не были записаны, были ориентированны на традицию, так называемое «устное право». С усложнением государственного управления появилась необходимость в законах письменных. Этот процесс был свойственен всей тогдашней Западное Европе, там появляются свои письменные своды законов («варварские правды»: «Салическая Правда»франков,«Саксонская Правда» и т. п.). К середине XI века дело дошло и до Руси. «Русская Правда» во многом отражала старые обычаи славян. Однако это не была простая фиксация норм «устного права». Во-первых, в новом законе был ограничен обычай кровной мести. Пока еще речь не идет об его отмене, настолько он укоренился в русском праве (как и в других «варварских» правах). Однако теперь кровная месть была ограниченна только кругом ближайших родственников. Уже сыновья и внукиЯрослава начали активную борьбу с этим обычаем. Во-вторых, «Русская Правда» не вводила за совершенные преступления жестокие меры наказания, ограничиваясь штрафами, которые назывались «виры». В-третьих, текст законов отражает существующее социальное расслоение в обществе, которое с усложнением государства, только прогрессировало. К примеру, «вира» за преступления против одних социальных слоев отличалась от «виры» за преступление против других слоев. Таким образом, на основе «Русской Правды» мы можем делать выводы о социально-экономическом развитии Руси в данный период.

Внешняя политика Ярослава Мудрого. Теперь перейдем к основным направлениям внешней политики Ярослава Мудрого.

1. укрепление династических связей.Ярослав, сам женатый на дочери шведского короля, стремился устроить брачные дела своих детей с иноземными монархами.

2. Польша.Мы уже останавливались на роли поляков во время междоусобицы1015-1019 гг.После ее окончания возникла проблема возвращения «Червенских городов». В 1031 году Ярослав и Мстислав предприняли совместный поход против поляков, в ходе которого «Червенские города» были возвращены Руси. Однако в дальнейшем взаимоотношения между Русью и Польшей меняются. Польша, испытывая мощное давление со стороны Германской империи и Чехии, стала искать союза с Русью. Союз был заключен и укреплен династическими браками (см. таблицу выше). В дальнейшем Ярослав оказывал помощь польскому королю Казимиру I в войнах с Чехией и прибалтийскими славянскими языческими племенами.

4. Византия. После длительного периода мира между Русью и Византией последовала новая, последняя война между этими государствами. Поводом послужило убийство нескольких русских купцов в Константинополе. Вновь были затронуты торговые интересы Руси, и Ярослав в 1043 году начал войну. Война в целом для Руси была неуспешной, однако и греки понесли серьезные потери. Мирный договор был подписан в 1046 году. Он был скреплен династическим браком (см. таблицу выше). От этого брака в 1053 году был рожден будущий великий киевский князь Владимир Мономах, речь о котором пойдет в следующих лекциях.

Таким образом, за годы правления Ярослава Мудрого международный престиж Руси резко возрос. С ее политикой считались ведущие европейские державы того времени.

Ярослав Мудрый умер в 1054 году в возрасте 76 лет. Умирая, он вновь разделил Русь между оставшимися в живых сыновьями: Изяславу достался, на правах старшего в роду, Киев, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль, а Вячеславу – Смоленск. В результате предпосылки для новых междоусобиц были созданы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *