что нужно для того чтобы учиться в чехии
Как я самостоятельно поступила в чешский вуз
И потратила на это три года и 3000 €
В июле 2018 года я поступила в Карлов университет на медицинский факультет.
Теперь я буду учиться там шесть лет бесплатно.
Выбор университета
Я закончила школу в 2007 году. Успела получить диплом юриста, закончить медицинское училище, поработать в роддоме. В 2013 году я решила, что хочу переехать в Европу и работать там врачом, а сначала поступить в Карлов университет на медицинское отделение.
Карлов университет — один из самых старых в Европе, он работает с 1348 года. По Академическому рейтингу университетов мира Карлов входит в третью сотню списка лучших мировых вузов.
У меня столько денег не было, поэтому я решила поступать самостоятельно.
Выучить чешский язык
государственная валюта Чехии — чешская крона
Я начала учить язык за полтора года до первой попытки поступить, в 2013 году. Чешский — непростой. Его легко понять при чтении и медленной речи, потому что многие слова похожи на украинские и русские, но вот правописание сложное. Часто написание слов не подчиняется правилам, нужно просто запоминать. Я учила язык всеми возможными способами.
Групповые курсы. Сначала я записалась на курсы чешского для начинающих. В моем городе они были одни. Это было недорого — около 400 Р в месяц — и бесполезно. За три месяца я научилась немного читать, заказывать еду в кафе и узнавать, как добраться до пражского зоопарка. Для туриста это подходит, для абитуриента нет.
Индивидуальные уроки с русскоязычным преподавателем. Я начала заниматься с частным преподавателем три раза в неделю. Занятие длилось час и стоило 100 крон (на тот момент примерно 400 Р ).
Почти все занятия проходят по стандартному учебнику чешского — Holá Lida «Český krok za krokem» («Чешский шаг за шагом»)
В таком ритме мне понадобился год (120 часов), чтобы дойти до уровня B1 — уверенный средний. Если вы можете платить за 6 часов занятий в неделю, то потратите на это полгода, если за 12 — три месяца.
Занятия в пражских языковых центрах стоят еще дороже — 620 Kč за час
К каждому занятию я писала эссе на чешском, а преподаватель проверяла и комментировала. Если бы мне позволяли сроки и средства, я бы взяла все 30 занятий и чувствовала бы себя намного увереннее на экзамене.
Самостоятельная работа. Как только я начала заниматься с чешским преподавателем, я максимально включила иностранный язык и в свою повседневную жизнь: стала читать новостные порталы на чешском, слушать радио, смотреть сериалы на чешском. Я пересмотрела все сезоны сериала «Как я встретил вашу маму». Каждое мытье посуды, зарядка и уборка сопровождались подкастами на чешском.
Основная задача при изучении языка для поступления — расширить словарный запас по специальности. Чтобы поступить на медицинский, мне нужно было сдать экзамены по физике, химии и биологии. Я купила обычные школьные учебники по этим предметам: они продаются в любом книжном в Праге. Можно заказать через интернет, но доставка дорогая.
я потратила на книги для подготовки к языковому экзамену и поступлению
Большинство вузов для поступления требуют уровня знания языка В2, но это зависит от выбранной специальности: для творческих специальностей часто достаточно В1, а на многие гуманитарные нужен С1. Мне пришлось отказаться от поступления на один из факультетов, потому что он требовал сертификата уровня С1 — свободного владения чешским языком.
Сдать экзамен CCE на знание чешского
Некоторые чешские вузы требуют от абитуриентов сертификата CCE — это экзамен на знание чешского. Я ездила сдавать его в Чехию.
Сдавать CCE нужно заранее, до подачи документов. Документы от абитуриентов университеты в Чехии обычно принимают в июле, как и в России
Я планировала поступать в несколько вузов сразу, поэтому воспользовалась услугами UJOP — это Институт языковой подготовки Карлова университета, который проводит экзамены для иностранцев. Сертификат UJOP признают все вузы Чехии. Регистрироваться на сайте нужно заранее — не позже, чем за месяц до даты экзамена. Ждать его результатов тоже придется мучительные 30 дней.
Экзамен состоит из пяти частей: чтение, аудирование, грамматически-лексикальный тест, письмо и разговор. Если начать учить чешский летом, то, например, в мае следующего года можно попробовать сдать экзамен на уровень В2. 22 апреля 2014 года я первый раз сдавала CCE на уровень В2. 21 мая я получила результат — «neuspěla», то есть «не сдала». Я подала документы на ближайший экзамен и успешно сдала его 6 июня, незадолго до подачи документов.
Экзамен на уровень В2 можно сдать и в Чешском центре в Москве, но стоит это дороже: 20 000 Р для тех, кто готовится самостоятельно, и от 12 000 Р для тех, кто учится на курсах в Чешском центре. Сессию экзаменов проводят раз в полгода, записываться на февральский экзамен нужно в ноябре.
Нострифицировать школьный аттестат
Чтобы в чешском университете признали ваше образование, аттестат нужно нострифицировать. Для этого нужно собрать документы, перевести их, подать на процедуру нострификации (можно по доверенности) и сдать дополнительные экзамены — тоже в Чехии. Без нострификации в чешский вуз поступить невозможно.
Нострификацию нужно делать заранее. Обычно это длится от месяца до трех, но у меня растянулось на целые полгода из-за потерянных в Чехии документов
Перевести аттестат. Нужно взять школьный аттестат, приложение с оценками и выписку из школы о количестве часов по каждому предмету. Перевести на чешский и заверить.
Подать документы. Все вопросы нострификации иностранного образования в Чехии решает пражский магистрат. Сюда нужно принести переведенные документы из школы и заявление на нострификацию. Еще нужно оплатить пошлину в кассе магистрата — 1000 крон.
Рекомендую перед тем, как отдавать на нострификацию оригиналы документов, сделать несколько копий и заверить их.
Дождаться письма. Чтобы сэкономить и не приезжать лишний раз в Чехию, я попросила знакомую знакомых из Чехии подать мои документы на нострификацию по доверенности. Документы она подала без проблем, а потом переехала без предупреждения. Мой ответ по нострификации пришел на ее старый адрес и потерялся. Мне пришлось разыскивать контакты специалиста, который рассматривал мой вопрос, и написать ему личное письмо.
В Чехии все документы и официальные ответы отправляют только обычной почтой. И это не зависит от того, в какой стране вы живете. Половина моих писем из Чехии на Украину так и не дошла
Вместо стандартных трех месяцев я ждала свою нострификацию целых полгода. Лучше бы я не экономила, а подала документы лично или через проверенных друзей.
Сдать экзамен. Для нострификации нужно сдать экзамен по одному из школьных предметов. В последние годы чаще всего назначают географию, химию или обществознание. Я подала на нострификацию аттестат из медицинского училища. Мне назначили экзамен по лечебному делу и уходу за больными. Список вопросов для подготовки прислали заранее.
У меня принимала экзамен приветливая комиссия из двух преподавателей медицинской школы. Я вытянула билеты и отвечала на украинском с переводчиком. Экзаменаторы сказали, что и так меня понимают. Когда услышали, как я говорю на чешском, сказали, что из меня получится хороший врач и что мне можно было и не брать переводчика.
Выбрать университет и подать заявку
Мне было просто выбрать вуз для поступления. В Чехии всего семь медицинских факультетов. Я поступала почти на все. Приоритетным для меня оставались медфаки Карлова университета в Праге — их всего три, я подавала документы на два. Еще я поступала в Университет Палацкого в Оломоуце, в филиалы Карлова университета в Пльзене и Градце Кралове, а также в Масариков университет в Брно. Сдавать везде надо было одни и те же предметы — биологию, химию и физику.
Чтобы стать абитуриентом, нужно подать заявку — «приглашку» на чешском. На каждый факультет каждого вуза нужна отдельная заявка, ее подают через информационные системы на сайтах университетов.
я потратила на заявки за три года
Поступать можно в любое количество вузов, но нужно следить за датами экзаменов, чтобы они не пересекались. Если экзамены совпадут, никто не вернет вам деньги за поданные заявки и не перенесет экзамены.
Приглашения на экзамены присылают по почте, к счастью, большинство университетов дублируют их еще и по электронной. Это главный документ для допуска на экзамен.
Подготовиться к экзаменам
Дальше все дело в знаниях. На то, чтобы успешно подготовиться, я потратила три года. Но можно было уложиться и в один.
Экзамен на каждый медицинский факультет в Чехии состоит из теста по трем предметам: биологии, химии и физике. На один вопрос в среднем отводится минута. Тесты на всех факультетах различаются числом правильных ответов, формулировкой заданий, количеством вопросов.
Факультеты каждый год издают сборники тестовых заданий. Их можно купить на сайтах факультетов, в книжных магазинах, на дне открытых дверей или у поступивших в прошлом году — таких объявлений много по запросу «koupit modelové otázky» на сайтах-барахолках sbazar.cz, burzaucebnic.cz, bazoš.cz
Сам тест — это не просто вопрос с пятью вариантами ответа. Бывают задания вроде «соедините понятия с их определениями» или «определите правдивость суждений». Иногда один вопрос превращается в четыре, но получить за него все равно можно всего 1 балл.
На некоторых факультетах есть второй тур. Туда попадают триста-четыреста человек из двух-трех тысяч абитуриентов. Второй тур проходит в форме собеседования. Экзаменаторов интересует мотивация к обучению, способность аргументированно выражать свои мысли и быстро воспринимать незнакомый научный текст.
Как я поступала три года подряд
В первый год я положилась на свою интуицию и силу эрудиции. Читала рекомендованные учебники сначала на русском, потом на чешском, зубрила по три книги по каждому предмету. Но это не сработало. Я не смогла дать четких ответов на вопросы на экзаменах и не поступила ни на один факультет.
Я снова не поступила. На факультет в Пльзене от проходных 107 баллов меня отделяли 9. На других факультетах еще больше.
я потратила на интернет-курс Карлова университета
В третий раз вступительные экзамены я сдала намного лучше. Больше всего помогли примеры тестов с каждого факультета. Многие из них попадаются в видоизмененном варианте на вступительных экзаменах. Их можно выучить, считай, наизусть.
Я набрала прошлогодний проходной балл в Пльзене — но в этом году он оказался на 4 балла больше, то есть мне все равно не хватило. В Оломоуце у меня были неплохие результаты, но хуже, чем у других поступающих. Для поступления в Карлов университет в Праге мне не хватило одного балла. Я уехала домой разочарованная, но уверенная в том, что в следующем году буду поступать снова.
Поездки в Чехию
я потратила на все поездки в Чехию за три года
Каждый свой приезд в Чехию на каникулы или для сдачи нострификационных экзаменов я использовала как можно плодотворнее: докупала литературу, посещала дни открытых дверей, делала переводы документов, ходила на консультации и интенсивы по физике.
Ну, что я могу сказать
Основа подготовки — самостоятельная работа. Все другие инструменты только вспомогательные. Я как любой иностранец поступала в университет на тех же основаниях, что и чехи, но работать мне для этого пришлось намного больше.
Не все ситуации можно предусмотреть. Я не была готова к отказу в визе для учебы на курсах. Знакомые, почта и вузы могут потерять ваши документы. Подавайте все лично и планируйте все заранее. Любой приезд в Чехию используйте по максимуму: покупайте книжки, делайте переводы документов, посещайте дни открытых дверей и семинары в вузах.
Как наша дочь пыталась уехать учиться за границу после 9 класса
Варианты поступления в Чехии и Финляндии и почему в итоге не сложилось
Даша мечтала о заграничном образовании и сначала хотела в Великобританию.
Но учебные учреждения Великобритании оказались слишком дорогими, а Канада и США — чересчур далеко. Решили сконцентрироваться на остальной Европе.
До четвертого класса дочка училась в частной школе Магнитогорска, потом еще четыре года в государственном лицее Челябинской области. В июне 2020 года мы переехали в Санкт-Петербург, и программу девятого класса она окончила в онлайн-школе. Аттестат с преобладанием пятерок получала в московской гимназии. О сравнении этих трех систем образования я уже писала в Т—Ж.
Для поступления в зарубежные учреждения Даша учила английский, чешский, а потом финский языки. В 2021 году она успела поучаствовать в двух приемных кампаниях.
Даша не поступила, но мы получили немало информации, которая, надеюсь, многим пригодится.
Мы потратили на подготовку к поступлению 116 900 Р
Статья расхода | Сумма |
---|---|
Уроки чешского | 30 000 Р |
Уроки финского | 22 000 Р |
Сопровождение поступления в финский лицей | 21 000 Р |
Уроки по IELTS | 20 000 Р |
Оплата IELTS | 14 000 Р |
Сопровождение поступления в финский колледж | 9900 Р |
Курс о больших делах
Идея о поступлении в Чехию
Причины выбора. Осенью 2019 года дочь пошла в восьмой класс магнитогорского лицея и начала искать образовательные учреждения в Чехии. Выбор был во многом связан с тем, что мы отдыхали в Праге. Понравились доброжелательные, спокойные люди, старинные замки и площади, необычный зоопарк, милые посиделки в ботаническом саду и дегустация чая на Хеллоуин.
Вдобавок дочь моего коллеги уехала на языковые курсы в Чехию. Жила в Брно и, кажется, была совершенно счастлива. Потом она подала «приглашки», то есть заявления, в несколько университетов. Поступила и с удовольствием училась — бесплатно. Жаловалась разве что на излишне спокойную и тихую обстановку.
Квартиру девушка снимала вместе с подругой, которую нашла в Чехии, на двоих получалось 24 тысячи рублей. Под конец первого курса подрабатывала в магазине — забирала вещи из кабинок для переодевания и развешивала. За пару недель получала около 13 тысяч рублей и уже сама, без помощи родителей, могла оплачивать свою часть аренды. Пример был притягательным, но дочь хотела уехать раньше, уже после 9 класса.
Нам сначала казалось, что 16 лет — слишком рано для самостоятельной жизни. Потом муж вспомнил, что примерно в этом возрасте перебрался от родителей в другой город: учился в университете и жил в общежитии. А я после 10 класса работала в археологической экспедиции в Ханты-Мансийском автономном округе, глубоко в Сибири.
Школы и колледжи. Даша смотрела условия поступления и обучения в старших классах средних школ и в колледжах. Сначала делала это на сайте Министерства образования, молодежи и спорта Чешской Республики. Там публикуют новости и много информации обо всех видах образования. Разобраться оказалось непросто — на этом сайте слишком много всего.
Потом удалось найти сайт средних школ, гимназий и колледжей Чехии, где в более упорядоченном виде выложены списки учреждений, описание и ссылки.
Одновременно с этим нам стала попадаться реклама компаний, которые предлагали помощь желающим учиться в Европе. С профессией дочь тогда не определилась, поэтому выбор был разнообразный. Исходя из данных учебных центров и правительственных сайтов, она наметила для поступления:
Подумывала также об учебе в Колледже международных отношений в Праге. Искала подходящие варианты в Остраве. Но это были лишь идеи, до конкретики мы так и не дошли. Дальше расскажу почему.
Следом обратили внимание на годовые языковые курсы при вузах Чехии — в 2019 году цены были такими:
Курсы рассчитаны на выпускников 11-го класса — чтобы учиться, надо было жить в Чехии. Подумали, что в течение 8-го и 9-го классов Даша все-таки сможет выучить язык с репетиторами. Репетиторы на profi.ru и других сайтах просили минимум 900 Р за час. Чаще встречалась цена от 1000 и выше. Мы тогда жили в Магнитогорске, где цены на образовательные услуги значительно ниже, чем в Москве и за рубежом. Правда, неожиданно выяснилось, что в местных школах иностранных языков легче найти китайский, чем чешский.
В конце концов помог языковой центр DoGlobal, ее сотрудники нашли девушку, которая недавно окончила вуз в Чехии. Для Даши составили таблицу занятий с указанием дат, времени и тем.
Смешки по поводу похожих слов с противоположным значением в русском и чешском быстро закончились: pozornost по-чешски — «внимание», а čerstvý — «свежий». Убеждение о простоте славянских языков оказалось мифом. Язык сложный, с массой разнообразных окончаний, которые зависят от пола, падежа, единственного и множественного числа. Тем не менее обучение продвигалось вполне успешно. Даша до сих общается на языке с онлайн-друзьями из Чехии.
Особенности поступления. Больше всего полезной информации нашли в закрытой группе «Альма-матер Чехия» во «Вконтакте». Она работает и сейчас, чтобы туда попасть, нужно рассказать о себе, написать причины вступления в сообщество.
Оказалось, некоторым не понравилось — попросились домой. Трудно было в первые недели понимать учителей и одноклассников, которые говорили слишком быстро. Возникали сложности со знакомствами, не хватало друзей. То, что в России казалось мелочью, в Чехии приобрело большую важность. Например, очень серьезным делом оказался сбор гербария — незачет равносилен отчислению. Еще родители жаловались на излишнюю бюрократию различных ведомств в Чехии и рекомендовали поступать все-таки после 11-го класса.
Из разговоров в группе мы выделили для себя несколько осложняющих обстоятельств:
Образовательные учреждения Чехии подразделяются на частные и государственные. В первые поступить проще, но образование платное. В государственных учатся бесплатно, но нужно сдавать экзамены. Обычно это математика, география или физика. Впрочем, могут быть и другие экзамены: количество зависит от специфики образовательного учреждения и зачастую определяется по справке с количеством часов обучения по всем предметам за четыре последних года. Если часов не хватает, ученикам дают дополнительные испытания. Чехия выдвигает следующие требования:
Финская попытка
Причины выбора. К осени 2020 года мы просмотрели много информации о зарубежных учебных заведениях. После Чехии остановились на Финляндии, потому что привлекла возможность бесплатного обучения в лицеях и колледжах на английском языке, который дочь хорошо знала: смотрела на нем фильмы, пела песни и общалась с заграничными друзьями.
Иностранным учащимся Финляндия дает не учебную визу, как в Чехии, а вид на жительство. Родители несовершеннолетних тоже могут получить ВНЖ. Обычно сначала ВНЖ получает ребенок, потом заявления подают родители. Можно попробовать даже сделать это одновременно, но специалисты говорят, что лучше последовательно. Информация об этом опубликована в открытом доступе на сайте Миграционной службы Финляндии.
Вариант казался неплохим. Тем более что мы ездили в Финляндию в 2019 году. Жили в городке Вантаа и Кумпуле, зеленом районе Хельсинки. Конечно, гуляли по столице. Люди оказались приятными и отзывчивыми, жизнь вполне комфортной. Понравилось обилие парков и велодорожек. Пригороды порою выглядели скучновато и по-северному сурово, но это не смущало.
Где хотели учиться. После девятого класса иностранцы, в том числе россияне, могут выбрать для поступления:
Сначала Даша обращала внимание только на лицеи. Мы пытались найти нужные учреждения на сайте Национального агентства образования Финляндии. Потом изучали портал с международными образовательными программами IB. Попытки оказались не очень успешными. К тому же узнали, что для поступления несовершеннолетним нужен опекун. Руководство образовательных учреждений Финляндии, в отличие от Чехии, не заключает подобные договоры. Все это показалось сложным.
Начали выбирать компанию, которая специализируется на сопровождении абитуриентов. Цены порадовали — если за помощь с Чехией просили 50—80 тысяч рублей, то с Финляндией ситуация в 2020 оказалась другой:
После заключения договора компания предоставила контакты опекуна, информацию о периодах приемных кампаний и способах отправки документов. А также следующие услуги:
Менеджер предложила выбрать пять лукио и рассказала об особенностях каждого учебного заведения. Убрали из списка лицеи с обязательным знанием финского и техническим уклоном. В перечне оказались:
Документы. В пандемию многие лицеи Финляндии ограничились отбором по документам и онлайн-собеседованиями. Подать заявки нужно было с 23 февраля до 15 марта, а первые испытания намечались только в апреле.
Вот список необходимых документов:
У мотивационного письма в финские образовательные учреждения есть существенное отличие по сравнению со многими другими странами. Там можно признаться, что хочешь жить, учиться и работать в Финляндии. В Чехии о подобных желаниях нельзя даже намекать. Письмо Даша написала без проблем. А вот с получением документов из школы возникли сложности.
Дочь, как я уже писала, занималась в онлайн-школе, жила в Санкт-Петербурге, а числилась в московской гимназии. Для получения аттестата за 9 класс нужно быть зачисленным в обычную школу хотя бы формально. Проблематично оказалось получить даже справку о принадлежности к учебному заведению. Руководители опасались проверок и одновременно наших жалоб в вышестоящие органы. В итоге справку дали, а за рекомендациями мы обратились в лицей Магнитогорска, где Даша училась с пятого по восьмой класс. Преподаватели выслали характеристики с подписями. Дочь сама перевела все на английский язык и вставила в анкеты.
Два финских лицея ждали заявки и анкеты с электронной почты учебного заведения. И пришлось вновь уговаривать руководителей московской гимназии, которые не хотели ничего отправлять. Впрочем, в итоге все было сделано.
Переписывались с ним через «Вотсап». Отправили предоставленный компанией бланк, в который Иван вписал ФИО, адрес проживания, контакты и поставил подпись. Заплатили 50 €. Это было уже в конце 2020 года. В рублях получилось примерно 4000. В дальнейшем опекун, видимо, подписывает и другие документы, но нам это не понадобилось.
в месяц мы планировали отправлять дочери на расходы
Для подготовки мы выбрали занятия с преподавателем от Unif. Они проходили по «Скайпу» два раза в неделю — с графиками, экономическим анализом, публицистикой, рассуждениями на актуальные темы и написанием эссе. Готовились ко всем частям грядущего экзамена: аудированию, чтению, письму, говорению.
Сборники типовых заданий есть в свободном доступе. Можно скачать и заниматься, но без преподавателя обойтись сложно. Должен же кто-то контролировать правильность выполнения и подсказывать корректные варианты. Вдобавок регулярные занятия дисциплинируют.
В идеале преподаватель должен иметь опыт прохождения IELTS — чтобы подготовить именно к формату экзамена. Даша посчитала, что у преподавателя от Unif такого опыта не было. Впрочем, подготовила она все равно хорошо. Правда, до конца намеченной программы дойти не удалось: преподавательница начала спорить с дочкой о политике, причем на русском, и Даша отказалась с ней учиться. Дальше занималась самостоятельно.
Тест на устную речь, который проводили отдельно, показался дочери веселым развлечением. Остальные задания пришлось делать на следующий день в течение трех часов, что само по себе утомительно. Через две недели пришло сообщение с приглашением забрать сертификат. Результат — 6,5, уровень B2. Дашу это несколько расстроило: она ожидала, что будет больше. Впрочем, с подобным уровнем можно поступать сразу в университет.
Отбор абитуриентов. Лицей Лахти не стал мучить поступающих и сразу сообщил, что не возьмет тех, кто не поставил учреждение первым в перечне. У дочери лидировала Вааса, так что один вариант исчез быстро.
Лукио Ваасы назначило онлайн-собеседование по «Скайпу» в конце апреля. В испытании принимали участие сразу пять школьников и двое преподавателей. Были обязательные вопросы и темы для добровольного обсуждения. Говорили о любимых книгах и фильмах, волонтерстве, учебе и дружбе. В одном из заданий предложили назвать, что важнее: телефон, самолет, поезд или колесо, а потом обосновать свою позицию. Три человека оказались активными, в том числе моя дочь. Одна девочка с трудом говорила на английском и, похоже, плохо понимала вопросы. И был абитуриент, который предпочитал просто молчать.
Преподаватели много улыбались, подбадривали участников собеседования. Вроде все прошло отлично. Учится дочь в основном на пятерки. Казалось, что можно паковать чемоданы и уже не ждать лицеи, где проходит конкурс документов.
Но ответ пришел только через два месяца, во второй половине июня. В письме от департамента образования Финляндии содержалась информация сразу по всем лукио. Увы, было написано, что студент «не выбран». Для нас это, конечно, стало большим разочарованием.
Дополнительный набор в колледжи. Летом в колледжи Финляндии принимают документы на дополнительный набор, где не нужно сдавать экзамены, достаточно собеседования. Только испытания проходят на финском. Изначально мы не рассматривали колледжи: были уверены, что дочка поступит в лицей.
Дочь начала неторопливо учить язык весной, но в июне мы делали перерыв. Преподаватель был тоже от компании из Петрозаводска, студент финского вуза. Объяснял все очень доходчиво, стиль общения Даше нравился. Через некоторое время студент отказался от преподавания в компании, сославшись на экзамены.
После него уроки вела женщина из Unif. Сначала все было нормально, но в начале августа репетитор решила не ограничиваться прямыми обязанностями. Начала рассказывать дочери о том, что в 16 лет рано красить волосы, а жить и учиться надо в родной стране. Отвлечь преподавателя от процесса воспитания и вернуться к формату урока не удалось.
Затея с быстрым изучением финского языка была авантюрной, но мы читали рассказы учащихся, которые поступили с уровнем А2 и даже ниже. Да и в компании заверили, что все может получиться. Дочь была настроена на учебу именно в Финляндии. Кроме того, в колледжах с обучением на финском много преимуществ:
Компания Unif уточнила интересующие дочь направления. Ее привлекал дизайн и графика. Нам предоставили соответствующие списки колледжей, выделив желтым учреждения, куда поступить проще.
Колледжей, как и школ, надо было выбрать пять. В одном отказались принимать документы — не устроил указанный уровень А2. Осталось четыре учреждения:
Собеседования в колледжах. Встречи проходили онлайн в Microsoft Teams, который похож на «Скайп» и «Зум». Собеседования начались 9 августа. К этому времени уровень знания языка у дочери превысил А2, но еще не дошел до В1.
Колледж Riveria представляла комиссия из трех человек. В основном говорила одна представительница — очень быстро и тихо. Надо было ответить на вопросы и выполнить задания: прочитать текст, пересказать, проанализировать. В общем, проводился настоящий языковой экзамен, который во многом превосходил знания дочери по финскому. Отказ пришел быстро, уже через пару дней.
Собеседование с представителями Ylä-Savon ammattiopisto длилось больше часа. Первые 30 минут дочь отвечала довольно бодро, о чем-то шутила на финском. Потом явно устала. С трудом рассказала о городах и достопримечательностях страны. Последние 10 минут уже отвечала только «да», «нет», «не знаю». Отказ пришел со списком рекомендуемых языковых курсов.
Оставался еще один колледж — Koulutuskeskus JEDU. Преподаватель этого учреждения написала дочери на почту и предложила пообщаться просто по «Вотсапу». Пару раз переносила собеседования. Потом задержалась на часок. В итоге они созвонились по видео. Преподаватель улыбнулась, сказала, что вообще-то занята, но ладно, «давай пообщаемся». Они поболтали минут десять. Решение было принято только к ноябрю, через два месяца после собеседования. Даше сообщили, что нужно еще поучить финский.
Преподаватель колледжа Ammattiopisto Tavastia оказалась неторопливой и доброжелательной. Даша рассказала о разных видах дизайна и возможностях, которые дает обучение в этой сфере. Поговорили о Финляндии и самом колледже. Потом была приятная беседа об увлечениях и образовании в целом. Даше казалось, что в этот колледж ее точно примут. Тем более менеджер компании неожиданно расстаралась и подала в это учреждение не одну, а несколько заявок на разные факультеты. Сейчас начало ноября, но ответа мы так и не получили. Сотрудники колледжа пишут, что заявка все еще на рассмотрении.
Итоги
Поступить после девятого класса в зарубежные лицеи и колледжи возможно, но к вопросу подготовки нужно подойти тщательнее. Важен и фактор везения.
Приемная кампания в финские образовательные учреждения непрозрачная. Только после подведения итогов мы узнали о существовании балльной системы. Баллы были указаны в письме с результатами. Не поняли, сколько надо было набрать для приема, к чему они вообще привязаны и как выставлялись. Плюс проще поступить на программы с финским языком. Он сложный, но выйти на уровень А2 можно месяца за четыре. В идеале для поступления в колледж необходим уровень В1, а лучше В2.
После поступления в школу или колледж Чехии процесс получения визы в Чехию может затянуться. В период пандемии он стал еще длиннее. Вдобавок в школах обычно нет общежитий, или они не подходят иностранцам. Нужно снимать жилье, и тут могут возникнуть проблемы: никто не будет сдавать квартиру несовершеннолетнему. Чешская матурита по отзывам студентов и их родителей не легче российского ЕГЭ. Если в России ребенок был отличником или близко к этому уровню, то в другой стране успеваемость может снизиться из-за неродного языка.
Важна психологическая устойчивость семьи. Нужно быть готовым к любым поворотам событий и разрабатывать запасные варианты. Ведь можно потерять деньги, время и остаться без полного среднего образования. Мы это предусмотрели. В середине сентября дочь продолжила учебу в онлайн-школе. Выбрала ускоренное обучение с прохождением программ 10 и 11 классов за один год. Так что теперь ее не волнует еще один ответ из Финляндии, как, в общем, и среднее образование.
Мастерству дизайнера Даша уже учится дистанционно на 9-месячных курсах в России. Рассматривает эту специальность в качестве подработки. В июне будет поступать в вуз на английском или поедет на языковые курсы, чтобы на этот раз никуда не торопиться. В какую именно страну поступать — мы еще думаем.