что нужно для того чтобы работать в следственном комитете
Как поступить на следователя: факультеты, предметы и особенности обучения
Все что нужно знать о профессии следователя
Специалист расследует уголовные, экономические, политические преступления, возглавляет следственно-оперативную группу (СОГ), координирует работу ее участников. Юрист возбуждает и ведет дело от момента поступления заявления до подачи в суд. Он знает законодательство, уголовно-процессуальный кодекс, криминалистику, психологию, экономику.
Обязанности должностного лица:
Девушке, чтобы изучать профессию следователя, не нужно предоставлять дополнительные справки, проходить специальные проверки. Ко всем кандидатам предъявляют единые требования:
Сначала выпускник выполняет обязанности помощника. Допуск к основной должности получает после прохождения военно-врачебной комиссии, наркологического, психологического освидетельствования. Репутация соискателя, его родственников должна быть безупречной (зависимости, судимости).
Следователь работает с ворами, насильниками и убийцами. Ненормированный рабочий день, высокая нагрузка, постоянное столкновение с человеческим горем приводит к эмоциональному стрессу и выгоранию.
Сотрудник следственного отдела может дослужиться до начальника, перейти в судебную систему, адвокатуру. Доступна работа частным детективом, юристом коммерческой или государственной организации.
На какой факультет поступать, чтобы стать следователем
Профессия изучается на факультете «Юриспруденция» гуманитарного, экономического или юридического высшего учебного заведения. Подготовиться к получению профильного образования можно на базе 9 классов, поступив в колледж по любому направлению, связанному с правоохранительной деятельностью и организацией социального обеспечения. Выпускникам колледжей предлагают льготные условия поступления.
В вузе доступны следующие специальности:
Экзамены для поступления
Список экзаменов вуз (колледж) определяет самостоятельно. Стандартный перечень предметов — русский язык, обществознание, история. Математика и английский язык — необязательные дисциплины. Они понадобятся при выборе других направлений правового профиля.
Абитуриент сдает внутренние экзамены или проходит ЕГЭ (ОГЭ). Некоторые образовательные организации выполняют психологическое тестирование и оценивают физическую выносливость поступающих.
Сколько длится обучение?
Средняя профессиональная подготовка длится от 1 года 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев. В вузе специальность изучают 5 лет. Первые 2 курса студент проходит общеобразовательные дисциплины и общепрофессиональный цикл. На 3 курсе нужно выбрать конкретную сферу: уголовное, гражданское право, юридическое направление. Магистратура длится 2−2,5 года, аспирантура — 2 года.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
Приказ СК России от 04.05.2011 N 74 (ред. от 01.10.2020) «Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации»)
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 мая 2011 г. N 74
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПОМОЩНИКАМИ СЛЕДОВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях реализации кадровой политики, направленной на обеспечение отбора квалифицированных кадров, повышение эффективности практической подготовки резерва кадров, более полного изучения кандидатур лиц, зачисляемых в резерв кадров Следственного комитета Российской Федерации, а также успешной профессиональной адаптации кандидатов к следственной работе, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», приказываю:
1. Развивать и совершенствовать институт общественных помощников следователей в системе Следственного комитета Российской Федерации (Следственный комитет).
2. Утвердить прилагаемое Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации.
4. Управлению кадров:
осуществлять координацию деятельности следственных органов Следственного комитета по отбору и привлечению к работе следственных органов на общественных началах студентов старших курсов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования и иных лиц, которые в дальнейшем могут быть зачислены в резерв кадров Следственного комитета;
разработать образцы документов, необходимых для оформления кандидата в общественные помощники следователя и ведения его личного дела, а также методические рекомендации по вопросам оформления кандидатов в общественные помощники следователя, учета и контроля деятельности общественных помощников следователей в период исполнения полномочий;
организовать получение по итогам каждого полугодия отчетных документов следственных органов Следственного комитета по организации работы с общественными помощниками следователя, проводить их анализ и составлять полугодовые отчеты (аналитические справки) о состоянии работы с общественными помощниками следователей и контроля за их деятельностью, а также эффективности использования этого института в формировании кадрового резерва.
5. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета:
в приоритетном порядке по направлению ректоров привлекать к участию в работе следственных органов Следственного комитета на общественных началах студентов образовательных организаций высшего образования Следственного комитета после второго года обучения;
допускать граждан, имеющих высшее юридическое образование, студентов юридических факультетов организаций высшего образования после второго года обучения, к выполнению функций общественных помощников следователя после тщательного отбора кандидатов и проведения надлежащей проверки; исключать случаи назначения общественными помощниками следователя лиц, не соответствующих предъявляемым требованиям;
вести строгий контроль за деятельностью общественных помощников следователя, качеством и порядком выполнения ими порученных мероприятий;
осуществлять оформление, выдачу и учет удостоверений общественного помощника следователя, контроль за их использованием; при выявлении фактов использования удостоверений Следственного комитета в личных целях решать вопрос о целесообразности дальнейшего участия конкретного общественного помощника следователя в деятельности данного следственного органа Следственного комитета;
положительно зарекомендовавших себя общественных помощников следователя, проявивших интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающих поступить на службу в следственные органы, зачислять в резерв кадров для последующего трудоустройства;
каждое полугодие к 15 февраля и 15 июля представлять в управление кадров и отдел кадров Главного военного следственного управления сведения о количестве и составе общественных помощников следователей, о состоянии работы с ними, а также о зачислении их в резерв кадров следственного органа.
6. Считать утратившим силу Приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 15.05.2008 N 50 «Об утверждении Положения об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.
Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
А.И.БАСТРЫКИН
Утверждено
Приказом
Следственного комитета
Российской Федерации
от 04.05.2011 N 74
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПОМОЩНИКЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО
КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. Привлечение общественных помощников к участию в деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (Следственный комитет) представляет собой одну из форм взаимодействия с общественностью в целях реализации кадровой политики, а также оказания организационно-технической помощи следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений и выявления обстоятельств, способствовавших их совершению. Она создает условия для изучения и подбора кандидатов в резерв кадров следственных органов Следственного комитета из числа граждан, имеющих юридическое образование, или студентов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования, допущенных к исполнению обязанностей общественного помощника следователя, изучения и проверки их личных и деловых качеств.
Работа в качестве общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую готовность к напряженной следственной работе; учиться применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса; углубленно изучать правоприменительную практику; вырабатывать профессиональные навыки.
3. К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:
имеющее гражданство Российской Федерации;
не имеющее гражданство другого государства;
достигшее возраста 18 лет;
имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;
в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);
которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);
годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;
имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа Следственного комитета на общественных началах.
4. Общественный помощник в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Следственном комитете Российской Федерации, нормативными правовыми актами Следственного комитета, в том числе настоящим Положением, и осуществляет ее в соответствии с требованиями законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, неразглашения данных предварительного следствия.
5. Деятельность общественного помощника носит безвозмездный характер и осуществляется на общественных началах.
Работа в качестве общественного помощника должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить психологическую адаптацию заинтересованных лиц к профессиональной деятельности следователя, информирование будущих молодых специалистов об особенностях следственной работы, формирование у них осознанного желания работать в этой области.
6. Общественный помощник не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для его жизни и здоровья.
7. Не допускается поручать общественному помощнику выполнение процессуальных полномочий следователя или другого сотрудника Следственного комитета, а также привлекать его к участию в уголовном процессе в качестве иного участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого и др.) по уголовным делам (проверкам сообщений о преступлениях), находящимся в производстве следственного органа, в котором он осуществляет свою деятельность.
II. Организация деятельности общественных
помощников следователей
9. Количество общественных помощников, необходимое для следственного органа Следственного комитета и входящих в его структуру следственных подразделений, определяется руководителем следственного органа Следственного комитета с учетом установленной юрисдикции и конкретных условий работы.
10. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в кадровое подразделение следственного органа Следственного комитета представляются:
рапорт следователя следственного органа Следственного комитета о согласии с допуском лица к исполнению обязанностей его общественного помощника, завизированный руководителем следственного подразделения Следственного комитета, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник;
личное заявление кандидата в общественные помощники на имя руководителя соответствующего следственного органа Следственного комитета;
справка-объективка со сведениями о личности кандидата в общественные помощники, его образовании, месте работы или учебы;
личный листок по учету общественных помощников установленного образца (заверяется работником кадрового подразделения или соответствующим работником следственного отдела, на которого возложены обязанности формирования документов кандидата в общественные помощники);
автобиография кандидата в общественные помощники;
копия паспорта гражданина Российской Федерации (с отметками, подтверждающими место жительства (регистрации) кандидата в общественные помощники);
копия военного билета или приписного свидетельства с необходимыми отметками;
копии диплома или свидетельства об образовании либо справка из учебного заведения с указанием формы и курса обучения, а также сведения об успеваемости;
копия трудовой книжки (при наличии);
характеристика с последнего места работы или учебы;
две фотографии установленного образца;
медицинское заключение о состоянии здоровья (форма N 086/у, справки из психоневрологического и наркологического диспансеров) ;
Обучающимися образовательных организаций высшего образования Следственного комитета Российской Федерации медицинское заключение о состоянии здоровья может быть представлено в копии, в случае, если срок действия указанного заключения на момент их представления не истек.
заявление о согласии на проведение проверочных мероприятий;
письменное согласие на обработку персональных данных;
справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, выданная Министерством внутренних дел Российской Федерации;
документ из дипломатического представительства или консульского учреждения государства прежнего проживания об утрате (прекращении) гражданства государства прежнего проживания (для лиц, проживавших после распада СССР на территории бывших союзных республик);
письменное обязательство гражданина, являющегося общественным помощником, о неразглашении персональных данных граждан и сотрудников Следственного комитета, а также данных предварительного расследования, ставших известными ему при осуществлении своих обязанностей.
11. При поступлении указанных документов кадровое подразделение Следственного комитета либо должностное лицо Следственного комитета, в должностные обязанности которого входят вопросы кадрового обеспечения:
проводит дополнительную проверку сведений о кандидате в общественные помощники с учетом возможностей других правоохранительных и иных государственных органов;
организовывает проведение психологического и психофизиологического исследований кандидата в общественные помощники с использованием полиграфа.
12. По результатам проверочных мероприятий, а также психологического и психофизиологического исследований кадровое подразделение Следственного комитета готовит заключение о возможности или невозможности допуска данного лица к осуществлению деятельности общественного помощника.
13. Общественный помощник приступает к исполнению обязанностей на основании приказа руководителя следственного органа Следственного комитета о допуске к деятельности в качестве общественного помощника следователя.
В приказе о допуске к деятельности в качестве общественного помощника устанавливаются:
срок полномочий общественного помощника следователя, который не может превышать двух лет;
следственное подразделение Следственного комитета, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник, а также его конкретные обязанности;
возложение на конкретного следователя руководства работой общественного помощника и контроля за его деятельностью, а также персональной ответственности за соответствие его действий законодательству Российской Федерации при осуществлении практической помощи следственному органу.
14. Общественному помощнику оформляется и выдается удостоверение в соответствии с порядком, установленным организационно-распорядительным документом Следственного комитета в отношении хранения, оформления, учета, выдачи и уничтожения служебных и иных удостоверений Следственного комитета, на срок полномочий, установленный приказом руководителя следственного органа Следственного комитета.
Удостоверение вручается общественному помощнику лично под расписку в книге учета удостоверений.
В случае утраты удостоверения общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом руководителю соответствующего следственного органа Следственного комитета.
В связи с прекращением полномочий общественного помощника его удостоверение подлежит возврату в кадровое подразделение следственного органа Следственного комитета.
15. Удостоверение общественного помощника дает право беспрепятственного прохода при его предъявлении в здание следственного органа Следственного комитета, в котором осуществляется деятельность общественного помощника.
Запрещается использовать удостоверение общественного помощника следователя в личных целях, не связанных с исполнением поручений следователя.
16. Общественный помощник утрачивает свой статус, и его полномочия прекращаются на основании приказа руководителя следственного органа Следственного комитета, которым принималось решение о допуске его к осуществлению деятельности общественного помощника, по следующим основаниям:
в связи с истечением установленного срока полномочий;
по письменному заявлению общественного помощника следователя;
по инициативе руководителя следственного органа Следственного комитета, в котором общественный помощник следователя оказывал практическую помощь, в случаях:
поступления рапорта следователя, руководителя следственного подразделения о ненадлежащем исполнении общественным помощником возложенных на него обязанностей либо о злоупотреблении правами, предоставленными настоящим Положением;
возникновения иных обстоятельств, препятствующих допуску лица к исполнению полномочий общественного помощника следователя.
Общественный помощник, в отношении которого осуществляется производство об административном правонарушении либо возбуждено уголовное дело, на период расследования отстраняется от исполнения возложенных на него полномочий.
16.1. Следственный орган Следственного комитета, формирующий дело кандидата к осуществлению деятельности общественного помощника, в случае заключения о невозможности допуска обучающегося в образовательной организации высшего образования Следственного комитета к деятельности в качестве общественного помощника, незамедлительно направляет указанную информацию в управление кадров Следственного комитета и образовательную организацию высшего образования Следственного комитета, в которой проходит обучение кандидат.
Ректорам образовательных организаций высшего образования Следственного комитета необходимо своевременно направлять дела кандидатов к осуществлению деятельности общественного помощника (из числа обучающихся по программам специалитета) в следственные органы Следственного комитета, в которых планируется осуществление их деятельности в качестве общественных помощников.
III. Полномочия и обязанности общественных помощников
17. Общественный помощник:
оказывает техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе;
готовит в соответствии с поручением следователя проекты документов.
18. Общественный помощник должен оперативно информировать следователя и руководителя следственного подразделения Следственного комитета, в котором он осуществляет деятельность, о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (привлечение к административной ответственности, возбуждение в отношении его уголовного преследования и др.).
19. Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также за ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу Следственного комитета либо правам и законным интересам граждан и организаций.
20. Общественный помощник не может привлекаться к участию в мероприятиях, для выполнения которых необходимо наличие допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.
21. Общественному помощнику следователя запрещается:
разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу;
лично или через других лиц получать от заинтересованных в результатах расследования уголовных дел физических или юридических лиц в качестве вознаграждения какие-либо материальные ценности (в виде денежных средств, подарков, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) или не выраженные материально выгоды имущественного характера, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях.
IV. Координация деятельности общественных
помощников следователей
22. Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет следователь, который согласно приказу руководителя следственного органа Следственного комитета руководит его работой.
Общественный помощник следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовит письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного подразделения Следственного комитета, в котором осуществляется его деятельность.
23. Координацию работы общественных помощников, закрепленных за несколькими следователями, осуществляет руководитель следственного подразделения Следственного комитета, в котором осуществляется деятельность указанных общественных помощников, а также руководители следственных органов Следственного комитета, издавшие приказы о допуске общественных помощников к осуществлению установленных полномочий.
24. Руководитель следственного подразделения Следственного комитета и следователь обязаны помогать общественным помощникам получать практические навыки применения основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства в следственной работе, не реже одного раза в квартал проводить совещания по подведению итогов деятельности общественных помощников следователя.
25. За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник следователя может быть поощрен руководителем следственного органа Следственного комитета мерами, не предусматривающими материальные затраты.
По представлению руководителя следственного подразделения Следственного комитета общественный помощник, имеющий высшее юридическое образование, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающий поступить на службу в Следственный комитет, может быть зачислен в резерв кадров для последующего трудоустройства.
26. Учет общественных помощников, а также оформление, хранение, выдача, учет и изъятие удостоверений общественного помощника следователя осуществляются в установленном порядке кадровыми подразделениями следственных органов Следственного комитета, в которых они допущены к осуществлению деятельности общественного помощника.
О чем говорят следователи: истории и правила жизни сотрудников СК
О чем говорят следователи: истории и правила жизни сотрудников СК
Портал Amic.ru ко дню образования Следственного комитета узнал, каково быть настоящим следователем
Работники органов следствия отмечали накануне свой профессиональный праздник, приуроченный к созданию Следственного комитета как отдельной структуры в российской правоохранительной системе.
Хорошо известно, что сегодня СКР занимается наиболее сложными и резонансными уголовными делами и сотрудникам именно этой государственной организации приходится распутывать самые опасные преступления – от убийств до первостепенных коррупционных дел.
Портал Amic.ru в контексте профессионального праздника работников Следственного комитета пообщался с десятью следователями краевого управления СКР, которые рассказали о том, что такое следственная работа, каких усилий она требует, и поделились своими правилами жизни.
Сергей Викторович Чесноков, следователь по особо важным делам третьего отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СКР по Алтайскому краю.
В Следственном комитете я работаю с момента его образования, то есть с 2007 года, а вообще в органах следствия – с 2002 года. Сначала был следователем районного звена, а с 2005 года – следователем краевой прокуратуры. Выбор профессии произошел еще в студенчестве. Думаю, эта стезя более интересна для мужчины. Почти 15 лет работы следователем приучили к большому терпению и моральной устойчивости. Во время того, как я формировался в качестве следователя, самым непростым было планирование своего рабочего дня. Нельзя хвататься за все подряд, всегда нужно расставлять приоритеты. Если говорить о своей практике, то мне пришлось заниматься одним из первых наиболее громких коррупционных дел в крае с момента образования Следственного комитета, которое было связано с чиновником Фонда федерального имущества. В итоге нам удалось доказать шесть эпизодов преступной деятельности. Это было очень трудоемкое дело, потребовавшее больших усилий. Главным качеством следователя, как мне кажется, должна быть требовательность к самому себе. Лучше самого себя никто не дисциплинирует. Кроме того, нужно понимать ответственность своих шагов и всегда действовать взвешенно.
Александр Юрьевич Лобов, ветеран следственного управления СКР, легендарный следователь, недавно ушедший на пенсию с должности заместителя руководителя первого отдела по расследованию особо важных дел.
В органах следствия я работал с 20 декабря 1994 года, а 1 октября 2016 года вышел на пенсию. Отец мой был кадровым офицером, оба деда были военными. Мне тоже хотелось выбрать мужскую профессию. Когда учился на юридическом факультете, у меня уже был «прицел» на правоохранительную работу. Могу сказать, что между поколениями следователей большие различия. Изменилось время, страна. Сейчас другой психотип мышления. Раньше люди были более простые и тяготы службы переносили попроще. Мне приходилось наблюдать большой всплеск преступности. Когда я пришел на работу, «старики» рассказывали, что в 80-е годы в Алтайском крае было от 40 до 60 убийств ежегодно. А вот в 90-е годы количество убийств доходило до 800! Это привело к зверской нагрузке на следователей. Если вспоминать наиболее энергозатратное дело, то мне приходит на ум история с бандой в 2001–2002 годах, которая действовала в Барнауле с «выездами» в отдаленные места края. В банду входило восемь человек, а по делу проходило 11. Так вот, они совершили 16 разбойных нападений с пятью убийствами, в том числе заказными, кражи и так далее. Вот это дело было очень энергозатратным. А еще мне запомнился случай, когда по делу, которое я расследовал, был вынесен смертный приговор. Было это в 1996 году, за несколько месяцев до моратория. Дело связано с убийством целой семьи. Очень у меня отложилось в памяти, что во время суда мать обвиняемого сама настаивала на смертной казни для своего сына. Смертный приговор в исполнение приведен не был, но спустя два года преступник умер в тюрьме от туберкулеза. Кстати, я являюсь сторонником смертной казни. Конечно, я не призываю к тому, что за каждое убийство следует казнить. Но есть преступления из ряда вон. Нет никакого рецепта, как стать следователем. Эту работу надо просто любить. Она вытягивает столько сил и энергии, что если не тянуться к ней самому, то ничего не получится. То есть профессия сама вытесняет лишних людей. Быть немножко беременным здесь никак не получится.
Вадим Сергеевич Марьин, следователь следственного отдела по Рубцовску следственного управления СКР по Алтайскому краю.
Работаю в СКР с декабря 2013 года. До этого почти пять лет был дознавателем в службе судебных приставов. Решение перейти в Следственный комитет принял во многом в связи с тем, что мой отец отдал три десятка лет службе в органах следствия. Незаменимое качество в нашей работе – терпение. Никуда не уйдешь и от того, что необходима предрасположенность к такой работе. Дела, как правило, всегда внутренне делятся на более сложные и простые. Зачастую это понятно уже на стадии возбуждения уголовного дела. Конечно, в процессе могут появиться дополнительные сложности, поэтому необходимо быть готовым ко всему. По мере расследования возникают самые разные ситуации, и на это необходимо отвечать с точки зрения закона. Всегда приходится учиться, осваивать новое. Это сложно, но интересно и позволяет всегда развиваться. Удовлетворение приносит сама работа и когда говорят короткое «спасибо» за вложенные силы, душу и время.
Ирина Васильевна Каткова, следователь по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СКР по Алтайскому краю.
В Следственном комитете тружусь с октября 2011 года, а если говорить о карьере в правоохранительных органах, то она началась в МВД в августе 2002 года. Службу в СКР выбрала в связи с тем, что законодательство не стоит на месте – Следственному комитету передается в подследственность все больше статей, более серьезные, резонансные и значимые дела. Если отмотать поколения назад, то мой дед служил в милиции, а затем его сын, мой родной дядя, также работал в ГУВД. Ну а представителем следующего поколения выпало стать мне. Конечно, принято считать, что работа в правоохранительных органах – для мужчин. Да, иногда женщинам приходится непросто, но коллеги приходят на помощь. Наверное, следователем надо родиться. Эта тяжелая работа должна нравиться. Ты должен любить свое дело и всегда быть готовым к расширению кругозора. И, конечно, надо понимать, что следователь ложится спать с мыслью о деле, которое он расследует, и встает с мыслью о нем же. Это требует очень большого напряжения. Я уверена, что каждый следователь нацелен на то, что по мере его работы права потерпевших должны быть восстановлены, преступники наказаны, а ущерб возмещен.
Антон Иванович Рурич, следователь по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СКР по Алтайскому краю.
В Следственном комитете работаю с момента его образования в 2007 году. До этого был следователем в прокуратуре, куда пришел еще на пятом курсе университета. Еще на юрфаке у меня сразу вызвало интерес именно уголовное право и криминалистика. Если говорить о том, как перенимается опыт в Следственном комитете, то в первую очередь это происходит при работе в следственных группах, которые создаются для расследования какого-либо объемного дела. Как правило, в такие группы привлекаются молодые следователи, которые, глядя на старших товарищей, учатся непосредственно на практике. Конечно, есть и другие механизмы, но работа в группе дает действительно неоценимый опыт. Естественно, в работе следователя ценится гибкость ума. Как стать хорошим следователем? Необходима самоподготовка и самосовершенствование. Ну а главное – полная самоотдача. Дело в том, что основная сложность – это почти полное отсутствие свободного времени. Чтобы к этому привыкнуть, нужны не месяцы, а годы. Конечно, главным образом, чувство удовлетворения от работы получаешь, когда человек получает заслуженное наказание за совершенное им преступление. Как говорил герой Высоцкого в известном кинофильме: «Вор должен сидеть в тюрьме». Когда потерпевшие или их родственники говорят «спасибо», чувствуешь, что делаешь полезное и нужное дело. Есть и некий соревновательный момент, который заключается в том, что тебе нужно «передумать» преступника. Это такая интеллектуальная битва, то есть чисто профессиональный интерес – обыграть противника.
Павел Викторович Дрожжин, следователь следственного отдела по Железнодорожному району Барнаула следственного управления СКР по Алтайскому краю.
В Следственном комитете я работаю с 28 февраля 2012 года, то есть почти уже пять лет. До этого учился на юридическом факультете Алтайского госуниверситета и был общественным помощником в Следственном комитете. То есть опыта набирался еще в студенческие годы. Можно сказать, что я являюсь потомственным правоохранителем. Мой отец служил в полиции, был заместителем начальника отдела по борьбе с организованной преступностью. Что касается расследования уголовных дел, то, конечно, существует определенная градация – некое деление дел на сложные и, скажем так, не очень сложные. Во многом это связано с количеством эпизодов преступной деятельности. Если говорить о последнем энергозатратном расследовании, то буквально в декабре 2016 года я сдавал дело, касающееся 38 эпизодов преступной деятельности. На него, конечно, уходило очень много сил и времени. Короткий рецепт, как стать следователем? К такого рода профессии необходима тяга и то, что называется призванием. Чем горжусь? Доказанными преступлениями, расследованными делами. Ведь хочется верить в то, что наказание для преступников является неотвратимым. Ради этого все мы и работаем.
Станислав Алексеевич Арзамасцев, следователь следственного отдела по Ленинскому району Барнаула следственного управления СКР по Алтайскому краю.
В органах Следственного комитета я работаю с октября 2012 года. До этого, с 2010 года, работал следователем в наркоконтроле. О службе в Следственном комитете я мечтал еще с момента поступления на юридический факультет. Получив определенный опыт и базу знаний в наркоконтроле, поступил на службу в Следственный комитет. Уверен, что именно следователи являются ключевым звеном всей правоохранительной системы и правосудия. Чтобы стать хорошим следователем, необходимо быть ответственным, исполнительным, трудолюбивым и, конечно, разбираться в психологии людей. От нашей работы зависят судьбы людей, а это огромная ответственность. Самое сложное в нашей профессии – это овладевать новой практикой. Мне вспоминается уголовное дело, которое было одним из первых в своем роде не только у нас в крае, но и в России в целом. Начинали мы его расследовать в 2015 году, и было оно связано с деятельностью незаконного игорного заведения. Речь шла об организованной группе из пяти лиц. Тогда приходилось одним из первых в стране овладевать практикой расследования такого рода преступлений. Уверен, работа следователем всегда считалась престижной, интересной, разнообразной и способствующей умственному и моральному развитию.
Марина Николаевна Островская, следователь по особо важным делам четвертого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СКР по Алтайскому краю.
Петр Петрович Пархоменко, следователь Славгородского межрайонного следственного отдела следственного управления СКР по Алтайскому краю.
По всем параметрам я считаюсь молодым следователем. В органах СКР работаю с 6 июня 2016 года. Наше ведомство я выбрал в связи с тем, что именно Следственный комитет ведет самые сложные и резонансные дела и находится на передовой борьбы с преступностью. Окончательно решение пойти в СКР у меня сформировалось, когда я проходил службу в воздушно-десантных войсках. Чтобы стать следователем, конечно, необходимо ориентироваться в уголовно-процессуальном праве. Уже со студенческой скамьи нужно расставлять приоритеты. Кроме того, необходимо понимать, что для работы в Следственном комитете человек должен обладать определенным набором качеств – иметь достойное прошлое, твердость, вести положительный образ жизни, быть настойчивым. В моей практике имел место такой случай. Поступило сообщение о совершении преступления в отношении взрослого человека. Изначально не было установлено, что преступление было совершено в отношении детей. Но по ходу следствия мною было раскрыто несколько эпизодов преступной деятельности в отношении несовершеннолетних. Это говорит о том, что зачастую бдительность следователя и детали требуют самого тщательного изучения и внимания. То, что мне доверили такое важное и общественно значимое дело, как расследование тяжких и особо тяжких преступлений, у меня вызывает чувство гордости и за себя, и за ведомство, в котором я работаю. Конечно, я чувствую огромную ответственность, но благодаря этому я абсолютно замотивирован и нацелен на выполнение поставленных задач.
Артем Александрович Дорожкин, старший следователь четвертого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СКР по Алтайскому краю.