что нужно для того чтобы дискуссия была успешной
Что такое дискуссия и как научиться в ней участвовать?
Чем полезны обсуждения?
Способствуют более глубокому пониманию предмета или изучаемой темы
Позволяют делиться идеями и обмениваться полезной информацией, помогают расширить кругозор
Повышают уверенность в себе при публичных выступлениях
Могут изменить вашу точку зрения
Помогают группе людей принять единое решение или прийти к общему заключению
Помните утверждение, что в споре рождается истина?
Развиваем навык ведения дискуссии
Если вам сложно выступать на семинарах или задавать вопросы на публике, вот несколько советов.
Практика, практика и еще раз практика. Практикуйтесь в обсуждении учебных тем не только в классе, но и за его пределами. Поговорите с кем-то из одноклассников. Вы можете задать коллегам вопросы по материалу курса, узнать их мнение о теме предстоящего занятия, а также попросить совет или поделиться своими переживаниями.
Тренируйтесь выражать собственное мнение и учитесь слушать оппонентов. Используйте как можно больше специализированной лексики и обменивайтесь информацией с коллегами. Благодаря постоянной практике вы привыкнете выражать свое мнение перед собеседниками, что поможет вам и на занятии чувствовать себя уверенно.
Если вы чувствуете, что вам все еще трудно принимать участие в дискуссиях, попробуйте ставить себе определенные цели и с каждым разом постепенно увеличивать свою вовлеченность.
6 условий для успешного участия в групповой дискуссии
Вы прошли все предварительные этапы отбора: отбор резюме, тесты, первичное собеседование. Следующий этап – ассессмент (центр оценки), где проверятся ваши навыки командной работы, коммуникации и решения проблем. По статистике на этапе ассессмента отсеивается до 75% всех соискателей, дошедших до этого этапа. Особенно жесткая конкуренция наблюдается в отборе участников программ Management trainee в ведущих компаниях FMCG – P&G, ABinBev, Heineken, MARS и других компания, а также на полуфинале и финале конкурса Лидеры России. На этих этапах конкуренция составляет до 1000 человек на одно место, а после этапа ассесментов и собеседования отбирается всего по 3-4 человека, которые и становятся будущими управленцами в этих компаниях. В этой статье мы рассмотрим групповые дискуссии, и то, что требуется для их успешного прохождения.
Ассесменты обычно включают четыре основные части:
Групповые дискуссии — это первый основной этап, и ему уделяется очень большое внимание. На этом этапе вы либо можете сразу заявить о себе как лидере и потенциальном руководителе, либо вы сразу получите ярлык ведомого исполнителя со слабыми коммуникативными навыками. Второе практически закрывает перед вами дорогу в менеджмент любой компании.
Мы собрали для вас краткий список условий, которые мы считаем необходимыми для того, чтобы успешно показать себя на групповой дискуссии.
Перечисленные ниже навыки невозможно приобрести за пару дней подготовки – они нарабатываются годами. Мы рекомендуем начинать работу над их приобретением уже в школе и ВУЗе. Участие в школьной внеклассной работе, образовательных программах, кружках и программах по обмену – это начало наработки лидерских качеств. В ВУЗе этих возможностей уже на порядок больше, а при начале трудовой деятельности – еще больше.
И именно эти навыки оцениваются с помощью личностных тестов и опросников, таких как ситуационные тесты и тесты Лидеры России, а также в ходе очных оценочных упражнений на ассессментах.
Итак, успешное участие в групповом обсуждении обеспечивается наличием следующих 6 навыков и умений:
Навыки общения
Первым аспектом навыка общения выступает способность к самовыражению. Участнику группового обсуждения надо уметь убеждать других. Для этого необходимы уверенное знание предмета и способность энергичного изложения материала. Обладающий этими качествами сможет удерживать внимание аудитории и оказать на окружающих положительное влияние.
Необходимо, чтобы вы были точны в формулировках. Весьма сомнительно, что спонтанно придуманное вами слово или выражение будет оценено положительно. Оцениваться будут ваши конкретные знания предмета, ясность мысли и точность формулировок. Не относящиеся к делу разговоры ни к чему хорошему не приведут. Вы не должны допускать ничего лишнего – не стоит стремиться говорить лишь бы сказать хоть что-нибудь.
Немаловажным навыком в групповой дискуссии является умение слушать. Этот навык тоже оценивается при рассмотрении вашей способности правильно реагировать на то, что говорят другие участники. Поэтому необходимо внимательно слушать других, оценивать сказанное, и, возможно, добавлять определенную информацию в русле сказанного. Ваше поведение будет пристально рассматриваться с целью оценки вашей способности работать в команде, или для понимания того, что вы предпочитаете работать в одиночку.
Вы должны уметь полно и убедительно излагать свои мысли перед группой, при этом делать все уверенно и рассудительно. Это добавит ценности вашей презентации.
Знания и идеи относительно рассматриваемого предмета
Глубокое знание предмета – залог вашей уверенности и источник идей в групповой дискуссии. Всесторонняя готовность обеспечивается последовательной подготовкой по профильному предмету и знанием процессов общественной жизни. Глубокие знания придают уверенности и энтузиазма, что безусловно проявится в ходе дискуссии. Кроме того, мы всегда рекомендуем глубоко изучать все доступные данные по компании, в которую вы устраиваетесь. Информация по ее конкурентам, рынкам, целям и задачам, менеджменту – все это может стать очень важным знанием для вас при трудоустройстве.
Лидерские и координаторские способности
Основной целью группового обсуждения является оценка ваших лидерских качеств. Чтобы увлечь собственной идеей и суметь повлиять на других, вы должны проявить лучшие лидерские качества, глубокие знания предмета, тактичность, понимание и предприимчивость. Беспристрастный экзаменатор оценит действия каждого, и, если вы будете объективно лучшим, это получит соответствующую оценку.
Обмен мыслями
Групповые обсуждения проводятся для подбора персонала в организациях с высоким уровнем конкуренции – особенно это верно для компаний сферы FMCG. Участники обсуждения обмениваются мыслями и идеями в русле обозначенной темы. Количество участников в группе может быть от 8 до 15. Как правило, предлагается обсудить тему или ситуацию в течение 10-20 минут.
Цель обсуждения в том, чтобы за короткое время получить представление о кандидатах и оценить те их навыки и способности, которые трудно оценить на собеседовании. Эти навыки могут включать умение работать в команде, лидерские качества, навыки восприятия и артикуляции идей.
Оценивается ваш вклад в обсуждение, понимание основной идеи, взаимопонимание, выдержка, способность убеждения и адаптации, способность уступить и т. д. Важными моментами проявления человеческого общения также являются язык жестов и зрительный контакт.
Обращение к группе как к целому
На групповом обсуждении нет необходимости обращаться к кому-либо по имени, возможно, вы даже можете не знать всех по имени. Лучше всего обращаться к группе в целом.
Обращайтесь к участнику, который находится дальше всего от вас. Если он вас слышит, все остальные услышат тоже. Излишне говорить, что, как и на собеседовании, на групповое обсуждение надо приходить в официальной одежде. Язык общения должен быть достаточно формальным, а не обычным разговорным. Стоит избегать слов-паразитов и слов, выражающих сомнение. Это не значит, что вы должны использовать высокопрофессиональный педантичный язык. Избегайте крайностей, просто используйте обыкновенный, простой и понятный язык.
Немаловажно сохранять уверенность и хладнокровие при изложении своей точки зрения. Не допускайте повторения какой-либо мысли и не используйте слов больше, чем необходимо. Постарайтесь быть конкретным. Не говорите лишних слов и не преувеличивайте.
Тщательная подготовка
Начните подготовку к собеседованию и групповым обсуждениям прямо сейчас, не дожидаясь когда времени у вас останется «в обрез», его вам может просто не хватить. Важно сосредоточиться на предметных знаниях и общей компетентности. Тщательная подготовка становится вашей первоочередной задачей.
Помните, что конкуренция очень жесткая. Как мы писали выше, иногда лишь 1 из 1000 получает такую работу. Может случиться так, что вы пройдете собеседования и групповые обсуждения в нескольких организациях, но вас не выберет ни одна из них. Очевидной причиной этого будет ваша неготовность.
В групповом обсуждении вам может быть предложена тема и вы должны будете высказать свое мнение по ней. Для студентов и молодых специалистов проводится тематическое исследование в форме групповой дискуссии, в котором после прочтения задания на исследование, необходимо предложить способы решения проблемы. Для успешного участия необходимо обладать хорошими общими знаниями, быть в курсе текущих событий, регулярно читать газеты и журналы. Проверяется ваше поведение в команде и коммуникативные навыки, то есть то, насколько эффективно вы сможете убеждать других, и насколько ясно вы выражаете свою точку зрения. Вы должны будете иметь определенную позицию по заданной теме, уметь генерировать и четко формулировать идеи, не показаться скучным, позволять другим высказываться. В ходе дискуссии иногда данную установку можно и изменить, показав, что вы открыты для восприятия точек зрения других.
За начало или завершение обсуждения могут быть выставлены дополнительные оценки.
Что следует помнить
* Знание — сила. У кандидата с хорошим кругозором больше шансов на успех. Другими словами, нужны глубокие знания по различным темам, таким как политика, финансы, экономика, наука и технологии.
* Способность эффективно убеждать — еще одно качество, которое выделит вас среди других.
* Четкость и выразительность речи — еще одно важное качество.
* Если вы не вполне уверены в знаниях по теме обсуждения, лучше не инициировать выступление. Недостаток знаний или неправильный подход создают плохое впечатление. В этом случае предпочтительнее занять позицию ожидания и наблюдения. Внимательно слушайте других, возможно, вам придет дельная мысль несколько позже.
* Групповая дискуссия — это достаточно формальный вариант обсуждения, когда следует избегать любого сленга.
* Групповая дискуссия — это не этап дебатов. Участники должны ограничиться выражением своей точки зрения. Во второй части обсуждения кандидаты могут по своему выбору согласиться, не согласиться или остаться нейтральными.
* Язык дискуссии должен быть простым, прямым и понятным.
* Не прерывайте выступающего во время сеанса. Старайтесь набирать очки, увеличивая собственные шансы не в ущерб шансам других.
* Поддерживайте взаимопонимание с другими участниками. Зрительный контакт играет важную роль. Невербальные жесты, такие как очевидное внимание в отношении другого участника дискуссии или кивок при оценке чей-то точки зрения, скажут о вас немало положительного.
* Общайтесь с каждым присутствующим кандидатом. Выступая, не смотрите на какого-либо участника, обращайтесь ко всей группе в целом так, чтобы каждый чувствовал, что вы говорите именно с ним.
Рекомендуем к прочтению наши другие статьи о центрах оценки и групповых дискуссиях:
Групповые дискуссии являются лишь одной из трех частей оценочных мероприятий центров оценки. Другие это групповые решения кейсов и ролевые бизнес-игры. Читайте о бизнес кейсах и бизнес-играх в наших отдельных статьях.
Как вести дискуссию? 5 полезных советов
Участники любого спора стремятся доказать ту точку зрения, которую они считают истинной. Считается, что во время цивилизованного спора нельзя оскорблять оппонента и обсуждать его личность. При обсуждении какого-либо вопроса нужно хорошо разбираться в проблеме.
Во время дискуссии нужно помнить, что проблема может рассматриваться с совершенно разных позиций. Спор помогает понять объективную истину и собрать имеющую к ней отношение информацию. Дискуссия может проводиться открыто, чтобы в ней могли принять участие и другие люди, поддерживающие какую-либо точку зрения.
Участвуя в полемике, нужно помнить о том, что собеседник может хорошо разбираться в обсуждаемой проблеме. Старайтесь не обсуждать темы, в которых вам нечего противопоставить убедительным аргументам. Выбирайте хорошо знакомые вопросы, где ваша позиция будет подкреплена теорией и фактами.
Обычно о теме спора участники знают заранее, что позволяет найти необходимую информацию и запастись примерами из реальной жизни. Вы можете действовать более грамотно, если ознакомитесь с историей проблемы и ее изучением другими людьми. Готовясь к дискуссии, изучайте не только те доводы, которые доказывают вашу точку зрения, но и те, которые способны ее опровергнуть. Так вы поймете логику оппонента и сможете подготовиться к ответу на его аргументы.
Чтобы ваша позиция во время дискуссии была понятна окружающим, необходимо хорошо владеть речью. Нужно не бояться внимания большого количества людей и объясняться доступно для всех. Старайтесь чаще пользоваться русскоязычными терминами и описаниями, чтобы ваши доводы были ясны и понятны. Убедительная речь вполне может провалиться, если вы будете использовать слишком сложные слова и предложения.
Вступая в диалог с окружающими, ведите себя честно и не пытайтесь идти на обман и подмену фактов. Когда вы не знакомы с определенными фактами, лучше просто признаться в этом. Вы вполне можете признать правоту оппонента по некоторым проблемам, не выставляя себя абсолютным победителем. Целью дискуссии является поиск правды, а не унижение собеседника. Помните, что людей, разбирающихся во всех вопросах, просто не существует. Когда вы в чем-то ошиблись, это нужно признавать, а не стараться выбраться путем обмана. Такое поведение во время спора покажет вас хорошим и адекватным оппонентом.
Не забывайте о том, что дискуссия предполагает возникновение различных вопросов, которые обязательно нужно задавать. Изучив аргументы оппонента, вы сможете найти в них определенные пробелы и слабости. Вместо того, чтобы рассказывать об этих недочетах, вы можете задать соответствующие вопросы собеседнику. Таким образом, он самостоятельно сделает ряд ошибок, на которые можно будет обратить внимание окружающих. Такой подход позволит вам выглядеть гораздо убедительнее на фоне путающегося в своих словах оппонента.
Дискуссионные методы
Разделы: Технология
Дискуссионные методы
Среди современных дидактических поисков одно из ведущих мест принадлежит учебной дискуссии, то есть целенаправленному обмену мнениями, идеями, суждениями ради поиска истины.
Дискуссия – в переводе с латинского – рассмотрение, исследование; это динамическая диалоговая форма, способ и процесс взаимодействия при обсуждении каких-либо проблем, спорных вопросов.
Правильно проведенная дискуссия в отличие от классического метода позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.
Дискуссия оживляет неживой предмет – вместо повторения одинаково сформулированных параграфов, в дискуссии появляются собственные примеры из жизни, актуальные случаи. Дискуссия как метод дает возможность (на основе опыта диалога в классе) убедиться в необходимости принципов применения основных прав и свобод: право на выражение мнения, учет мнения меньшинства, толерантность при столкновении противоположных взглядов. Дети в таких дискуссиях учатся формулировать свое мнение, тем самым способствуя личному самопознанию и умению свободно говорить на общественно важные темы.
“Не существует единого рецепта эффективной дискуссии, какой-то определенной формы выработки мнений в группе. Здесь многое зависит от учителя. Даже если он не вмешивался активно в ход дискуссии, не говорил много, он все равно несет ответственность за эффективность дискуссии. Он должен знать, когда закончить дискуссию, что предоставить решать детям, и на основе этих знаний помочь структурировать дискуссию так, чтобы она имела смысл и давала учащимся наибольшие возможности выявить основные принципы прав и свобод человека. Кроме общего понимания, необходимо на основе собственного опыта понять и прочувствовать эти принципы и ценности”. (Д. Ондрошек).
Причины возможных неудач
Правильная организация пространства позволяет преодолеть один из самых устойчивых школьных рабочих стереотипов: учитель стоит перед классом и задает вопросы, отдельные желающие ему отвечают. Такой стиль работы позволяет устанавливать связи между взрослым и каждым (в идеале) ребенком, но не поощряет диалог между детьми. Если в сферу внимания учащегося, кроме преподавателя, будут включены его одноклассники, то вероятность проведения дискуссии, а не обмена репликами между учителем и учениками повысится.
Установка правил ведения дискуссии
Один из способов предотвращения “хаоса” во время дискуссии – это предварительное установление правил. Если учитель и ребята заранее договорятся о том, как вести себя во время обсуждения, гораздо меньше времени потребуется для решения организационных и дисциплинарных проблем, в то время как непосредственно на тему дискуссии останется гораздо больше времени. Четкие правила делают атмосферу класса более доверительной, дружелюбной и безопасной.
Проще всего начать разговор о правилах после неудавшегося, неорганизованного обсуждения, когда ребята ссорились и не проявили большого уважения друг к другу. Учитель может предложить им самостоятельно выработать правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы успешно решать проблемы. Добровольцы предлагают свои варианты, а учитель или кто-то из ребят записывает их на доске. Если ребята что-то не учли, учитель может предложить свой вариант какого-нибудь правила, Каждое из правил совместно рассматривается для того, чтобы все ребята поняли его смысл и разобрались, в самом ли деле оно необходимо. Ребята моего класса приняли правило: “Уважать всех, и в первую очередь говорящего”. Формулировка достаточно абстрактная, я спросила ребят: “Как это – “уважать”? И, подумав, ребята определили: “Не перебивать, не смеяться, внимательно слушать”.
Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список “Законов дискуссии “ и последовательно следит за их исполнением. Однако, если ребята осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их соблюдать, Так или иначе, очень многое зависит от класса, и преподаватель должен сам решить, какой из методов окажется более эффективным в работе с этими учениками.
Кстати, правила поведения при обсуждении можно расширить до правил работы в классе.
От того, как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема – все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему. Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для ребят, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформулировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой.
Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от ребят, не вызывать интереса, необходимо подготовить более эмоциональное или зрелищное начало. Учитель может прочесть небольшой яркий текст, добровольцы могут разыграть небольшую сценку. Если есть возможность, можно показать ребятам какой-то видеофрагмент (например, эпизод из художественного или специального учебного фильма). Эксперт (приглашенный или кто-то из ребят) может кратко обрисовать проблему и наметить темы для обсуждения.
Так или иначе, с помощью любого из приемов нужно постараться затронуть чувства ребят, вызвать у них интерес, показать связь предмета дискуссии с их жизнью.
Представляя тему, в зависимости от целей учителя можно будет показать несколько разных аспектов проблемы, то есть задать какие-то рамки обсуждения.
“Лучше всего написать тему и важнейшие подтемы на доске. В те моменты, когда дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать на формулировку, возвратиться к проблематике и увидеть, по чему дискуссия отошла от темы. Хорошо, если тема написана и виде вопроса или утверждения, которые предлагают множество возможных ответов.” (Д. Ондрошек).
Приемы для упорядочивания свободной дискуссии
Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию.
“Если дискуссия “не выровнена”, появляется несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова, Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активировать молчаливых. Для этого существует много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других) “. (Д. Ондрошек).
Когда дискуссия проводится в свободной форме, то есть говорят все, кто хочет высказаться, один за другим, может помочь следующее.
Голоса
Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень активных ребят, которые обычно подавляют остальных.
Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-голосов. Одна карточка – одно высказывание. Высказался – отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут сказать более тихие.
Карточки-сигналы
Для каждого участника дискуссии, готовится целый набор карточек-сигналов: зеленая карточка, покажет согласие с говорящим, красная – несогласие, карточка со знаком вопроса – желание задать вопрос, с восклицательным знаком – высказаться самому. А можно придумать карточку – призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг друга.
Микрофон
“Учитель вызывает учеников, которые изображают, что они говорят в микрофон. Ребята не могут вскакивать и кричать, поскольку право говорить имеет только тот, у кого микрофон (символический)”. (Д. Ондрошек).
Иначе этот прием называется “Жезл оратора”: маленькая игрушка, мячик, палочка – все это может стать “жезлом оратора”. Говорить может только тот, у кого он в руке. Сказал и передал следующему.
Речевой этикет
Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения, ребята не слушают друг друга и повторяют то, что уже было несколько раз сказано. Для того чтобы ребята слушали чужие выступления, можно ввести правило. Каждый, кто хочет что-то сказать, должен начать со слов: “Как сказал мой уважаемый коллега. ” – дальше кратко изложить суть точки зрения предыдущего оратора. “Я же считаю, что. ” – продолжает говорящий и излагает свое мнение. Обращения “мой уважаемый коллега” или “уважаемый предыдущий оратор” обычно очень нравятся детям.
Роли.
Еще один прием, позволяющий включать в работу самых разных ребят, – предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми.
К организационным ролям можно отнести роль “протоколиста “, кратко записывающего идеи на доске или бумаге; “хронометриста”, следящего за продолжительностью выступления; “ответственного за материалы”, в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или по мере надобности приводящего факты из этих материалов.
Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участники дискуссии: “во всем сомневающиеся”, “всем восторгающийся”, “постоянно задающий вопросы”, “ничего не понимающий” и т. д.
Приемы для упорядочивания структурированной дискуссии.
1. Разговор по кругу
Один из простейших способов структурирования дискуссии – организация разговора по кругу. Предлагаем вам несколько способов организации такой дискуссии.
Карусель
“Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет не больше, например, трех минут. Учитель даст инструкцию:
а) назвать вольные ассоциации по теме;
б) высказать одну из возможностей решения заданной проблемы и обосновать свое мнение;
в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем”. (Д. Ондрошек).
Общий шум
Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и за несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть “интервьюирование” своего напарника и представление его мнения остальным ребятам.
Колесо
Ребята разбиваются на две равные группы и образуют два круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга поворачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовались пары. Предлагается вопрос или задание, которое можно обсудить за 30—60 секунд. По сигналу пары начинают говорить друг с другом, второй сигнал – “колесо поворачивается” – члены обоих кругов чуть-чуть подвигаются вправо, так чтобы оказаться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму хорошо использовать для того, чтобы ребята познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу.
Информация, собранная с помощью этих приемов, может послужить для дальнейшего свободного обсуждения.
3. Работа в группах
Дума (“Аквариум “)
Участники дискуссии делятся на маленькие группы по 3-5 человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает своего представителя.
Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение и высказывания своего представителя в частности. Если члены группы не согласны с ними или хотят подсказать своему представителю новые аргументы, он посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает ее представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.
Молчаливая дискуссия
Данный способ был предложен Фондом “Образование для Демократии”.
Эту форму можно использовать перед началом обычной дискуссии для того, чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые каким-то понятием или событием. Она позволяет вовлечь в работу всех ребят и обеспечивает независимость суждений.
Ребята делятся на группы по четыре-пять человек. Каждая группа садится вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги (а можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-то понятие (например, “расизм”, “равенство”, “закон”) и просит написать на листе свои ассоциации и вообще все, что приходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Это могут быть отдельные слова или небольшой связный текст, примеры, маленькие рисунки. Все одновременно пишут (лучше фломастерами, а не ручками), соблюдая самое главное правило: “Говорить нельзя, нужно все делать молча”.
После того как кто-то записал свои мысли, он может посмотреть, что делают соседи, и, не говоря ни слова, ответить на что-то, что написано кем-то другим. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы.
Закончить “молчаливый этап” можно примерно через 10 минут или в тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно рассмотреть листы, представить общую картину и обсудить что-то из написанного.
Диспут
Участники дискуссии сразу же определяют две противоположные точки зрения по обсуждаемому вопросу и делятся на две группы – сторонников одной точки зрения и сторонников другой. Группы рассаживаются по разным концам класса.
После этого на середину выходит один из членов первой группы и приводит аргумент в защиту своей точки зрения. Затем выходит представитель второй группы, опровергает высказанный аргумент и приводит свой довод. Далее опять выходит человек из первой группы, опровергает доводы предыдущего оратора и высказывает новые аргументы. Так происходит до тех пор, пока сторонники какой-либо точки зрения не убедят сторонников другой в своей правоте.
Внутри группы участники дискуссии могут коллективно обсуждать доводы другой группы, могут устанавливать очередь выхода и высказывания аргументов в защиту своей точки зрения или предоставлять это право тому, у кого есть что сказать. Если кто-то из группы в результате дискуссии изменил свою точку зрения, он может перейти в другую группу.
Закончиться диспут можно несколькими способами. В результате подробного обсуждения сторонники обеих точек зрения получают много новой информации. Рассмотрев вопрос с разных сторон, они могут склониться к одному из мнений. Одна из групп может переубедить других. В других случаях можно пригласить судей – умных и уважаемых людей, придерживающихся нейтральной позиции. Они присуждают победу группе, чьи аргументы были более убедительны.
Внутренний круг
“Молчаливые ребята, которые в первую половину урока не получили слова, пересаживаются так, чтобы образовался внутренний крут. Им поручается роль наблюдателей. Пока внешний круг, составленный из слишком активных и говорливых участников, спорит, сидящие во внутреннем кругу запоминают и оценивают полемику, а потом должны высказать свое мнение”. (Д. Ондрошек)
Симпозиум
Каждый участник группы выступает со своим сообщением, представляющим его точку зрения, и отвечает на вопросы других, а затем идет обсуждение.
Дискуссии, использующие иерархию ценностей
Там, где для вольной дискуссии тема слишком сложна и широка, лучше использовать возможности, заложенные в упорядочивании, иерархии положений. Проблему можно выразить и в виде множества возможных решений, положений, ценностей и т. д. Перед учениками нужно поставить одну из задач:
а) выбрать одну из возможностей (которая кажется наиболее важной, правдоподобной);
б) выбрать несколько положений, которые находятся для них на первых местах и несколько положений, которые по их оценке, находятся на последних местах;
в) упорядочить все положения (на основе критерия, данного в инструкции).
Положения, которые нужно упорядочить, учитель может выбрать сам исходя из актуальных потребностей класса, на основе информированности и знаний учащихся, а также на основе сегодняшней общественной ситуации, актуального события в классе или в школе. Эти положения учителя надо заранее хорошо обдумать и подготовить. Список должен быть таким, чтобы очередность положений не была очевидной, ясной, не предполагала единое правильное решение задачи. Напротив, они должны быть выбраны так, чтобы заранее предполагалось, что разные люди по-разному будут их оценивать, отсюда – простор для дискуссии. Список положений может пополняться прямо во время урока. Ребята сами выдвинут положения и с помощью учителя, побуждающего их к дальнейшим находкам, могут создавать интересное и мотивированное вступление к дискуссии об упорядочении положений.
Дискуссию такого типа можно разделить на несколько фаз.
1. Ребята создают список положений, о которых будут дискутировать (если учитель не счел необходимым подготовить такой список заранее).
2. Каждый самостоятельно выстраивает эти положения в иерархическом порядке – исходя каждый из своего представлении о предмете.
3. В малых группах ребята посредством дискуссии (15 минут) составляют общий список. По окончании дискуссии его пишут на доске, и ведущий указывает, что, несмотря на одинаковую инструкцию, мнения разделились.
Это очень распространенная форма, используемая для решения творческих задач. Ее основной принцип – отделение этапа генерации идей от этапа окончательного принятия решения.
Задача этапа генерации идей – предложить как можно больше способов решения проблемы. Принимаются любые идеи, независимо от их серьезности или безумности. Участники должны чувствовать себя абсолютно свободно, тогда освободится дремлющая творческая энергия и среди потока предложений появятся настоящие “жемчужины”. Чтобы никого не смутить, запрещается любая критика. Один из участников назначается протоколистом, его цель – записать все, что будет названо.
На втором этапе (принятие решения) все предложенные идеи подвергаются серьезному анализу. Для начала участники могут выработать некие критерии, по которым будут отбираться подходящие идеи. Второй вариант – критерии сами вырабатываются в процессе обсуждения. Результатом этого этапа будет отбор одного или нескольких подходящих решений.
Рекомендации ведущему дискуссии
Задача ведущего дискуссии – постараться уменьшить, значимость своей роли и увеличить значимость ролей участников. Его главная цель – организовывать процесс обсуждения, поощрять ребят принимать участие в диалоге, не становясь то же время главным судьей или “истиной в последней инстанции “.
“В конце необходимо еще раз вспомнить и обобщить принципы и выводы, которые учащиеся сделали во время дискуссии. В идеальном варианте их могли бы формулировать сами дети, а учитель только подтверждал бы их решение, помогал бы им найти лучшее выражение и примерную всеобъемлющую формулировку”. (Д. Ондрошек).
Преподаватель может поблагодарить всех участников дискуссии, отметить вклад активных членов группы, сказать отдельное спасибо тем, кто внимательно слушал товарищей или вовлекал в дискуссию молчаливых. Тем самым ребята получат положительную “обратную связь “, которая поможет им закрепить цивилизованные навыки участия в дискуссии.