что нужно для того чтоб создать свой бренд одежды
«Хеппи-энд все же случился»: как я выпустила футболки с собственными принтами
Производственно-приключенческий роман читательницы Тинькофф Журнала
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Я основатель творческого бренда, в рамках которого создаю свои арт-проекты и делаю коллаборации.
Раньше я строила карьеру в диджитале и бизнес-консалтинге. Сейчас я современный художник и строю бизнес на базе искусства. В конце 2018 года я решила сделать белые футболки с собственными принтами. Искусство хотелось нести в массы, а футболки показались очень простой и быстрореализуемой затеей. Думать так было главной ошибкой, но обо всем по порядку.
Дисклеймер: сейчас футболок уже не осталось, но выводы, которые я сделала за время создания мерча, пригодятся многим.
Курс о больших делах
Все началось в октябре 2018 года. Я никогда не занималась производством одежды, поэтому начала с запроса в Гугле «где найти футболки и сделать на них принт». Оказалось, что футболки можно найти в принт-студиях, агентствах или сшить самостоятельно на производствах.
Я сформулировала важные для себя моменты, которые должны были помочь выбрать подходящего подрядчика. Критерии хорошей футболки по моей версии:
Вооружившись требованиями, я приступила к поиску.
Принт-студии. Идея простая — купить футболки и сразу напечатать принты. Я обошла семь студий, но их футболки «премиум-класса» оставляли желать лучшего по нескольким причинам:
Специализированные агентства. До футболок дело не дошло: менеджеры трех разных компаний после бесконечных переносов коммуникации на завтра просто пропадали. Одни переставали отвечать, другие спустя 3 недели тишины говорили, что не могут выполнить заказ. К тому же эти агентства находились в регионах, а это дополнительные траты на логистику и риски, что в итоге пришлют не то, что нужно, или не в том количестве.
Кроме того, у специализированных агентств было дорого. Стоимость футболки по моим техническим требованиям получалась от 1500 до 2000 Р за штуку. И я даже была готова к такой стоимости первой партии, чтобы протестировать процесс: как это в целом будет работать, как пойдут продажи, какое качество получится. Но решила изучить другие варианты.
Швейные производства. Я поняла, что найти готовую футболку, подходящую по критериям, не получается, и связалась со швейным производством. Первое знакомство не сложилось по нескольким причинам:
Со швейными производствами стоимость рассчитывалась за пошив — от 200 Р за изделие. Но еще пришлось бы отдельно оплачивать ткань, разработку лекала, принты, бирки и упаковку. Суммарно получалось дешевле, чем у специализированных агентств, но у работы с большим количеством подрядчиков есть свои риски. А специализированные агентства предлагают комплексное решение под ключ.
Кроме того, в работе со швейными производствами все-таки очень много ручного управления, а поскольку выпуск мерча — это не основной бизнес-процесс моей деятельности, тратить на него столько усилий казалось нецелесообразным.
Компания по совету знакомых. Практически отчаявшись, я вдруг услышала от знакомого в Москве о компании, которая поставляет классные футболки из качественного сырья из Европы. Образцы сильно отличались от того, что я видела ранее. Я выбрала два варианта:
Мы договорились на заказ пилотной партии из 15 штук. Все круто, ура! Я нашла то, что нужно. Но хеппи-энда не случилось. Спустя неделю после встречи с CEO проекта в Петербург приехали совершенно другие футболки. У них топорщилось плечо, была другая ткань, швы выполнили иначе.
Возможно, сбилась коммуникация между менеджерами, которые после первой встречи курировали заказ. Может быть, это мы недостаточно точно сформулировали договоренности: я ожидала « такие же футболки», а в мире агентства заказ был на «похожие футболки». Ребята заняли позицию: «Точно такие футболки мы привезти не можем, поэтому прислали что-то похожее». Вернуть деньги они тоже не могут: это был специальный авторский заказ, который не подлежит возврату. Авторство состояло в том, что футболки отшили без бирок производителя.
Я полностью продала первую партию онлайн через личные социальные сети — тогда я еще даже не выделила свой художественный бренд в отдельный аккаунт. Насколько помню, футболка стоила 1900 Р плюс оплата доставки.
Удивительным образом выяснилось, что моментов, которые меня беспокоили, люди чаще всего не замечали. Футболки все равно получились очень высокого качества: и сама ткань, и посадка, и печать значительно отличались от того, что было на рынке.
Меня до сих пор спрашивают, где купить футболки именно из первого запуска.
Я запускала первые продажи, тестируя гипотезу. Я сделала дизайн-мокап изделий, выложила в соцсети и на свой личный сайт художника информацию о том, что я открываю предзаказ на собственные футболки. Получила заказ на 10 штук, собрала предоплату и отправилась производить пробную партию из 15 изделий.
Случился сильный провал из-за того, что обещанные клиентам сроки растянулись: вместо 2 недель пошив занял 1,5—2 месяца. К моему удивлению, покупатели абсолютно корректно на это реагировали — возможно, потому, что изначально я писала, что это пилотная партия. К тому же я извинялась за задержки, много писала каждому человеку и дарила в качестве бонуса подарки при получении заказа. Например, мои авторские художественные открытки.
Что я поняла на этапе первого запуска мерча:
Второй партией мерча я занималась в мае-июне 2019 года. Так просто я не сдалась и спустя полгода решила сделать второй тираж с учетом всех шишек, набитых во время прошлого запуска. К этому моменту я лучше изучила рынок, пообщалась с разными компаниями и дизайнерами одежды.
Я увидела два пути — шить футболки самим или заказывать из Европы. В первом случае весь путь — от выбора ткани до разработки лекал — очень трудоемкий. Но и у второго варианта были ограничения: сроки поставок, таможня и итоговая себестоимость изделия.
В этот раз у меня уже был дедлайн: в сентябре 2019 года я открывала свою выставку, для которой и нужен был мерч. Я решила не полагаться на Европу и отшить все своими силами.
Разработка лекал. Чтобы сшить футболку, нужно разработать лекало, по которому она будет создана. Для этого можно обратиться к частной швее или в конструкторское бюро. Я выбрала второе и нашла агентство с многообещающим оффером: «Мы отвечаем за результат, берем полный цикл производства, помогаем дизайнерам, которые делают небольшие партии».
Что я учла в лекале после первого запуска:
Сам процесс разработки лекала очень быстрый. Сложность заключается в загруженности производства, из-за чего процесс растягивается календарно. Каждую правку могут вносить в течение одной-двух недель — просто из-за загрузки.
В целом процесс такой: вы приходите и говорите, что вам нужно. Если на производстве уже делали что-то похожее, вам показывают готовую вещь. Вы примеряете ее и смотрите, что хотелось бы в ней скорректировать. Например, опустить горловину или рукав, сделать другую обработку края, добавить оверсайза при той же посадке. Последнее, кстати, было для нас важно, потому что готовые футболки — это мужские модели, а мужская футболка не всегда хорошо сидит на девушке. Поэтому мои лекала учитывали оверсайз-посадку для девушек.
Дальше на производстве разрабатывают лекало, по которому сразу же шьют пробное изделие. Его могут сделать из тестовой ткани или сразу из той, из которой вы планируете шить всю партию.
Если при примерке все в порядке, то лекало утверждается и идет в работу. Если что-то не так, то сначала вносят коррективы непосредственно на самом изделии, а потом переносят правки в лекало. Если у производства есть возможность, то они перешивают тестовую вещь, если нет — шьют новую. Все это делают до тех пор, пока результат не удовлетворит заказчика. Если правок больше двух, это становится дополнительным чеком к стоимости разработки лекала.
Отшив тестового образца. Мы доработали лекала за несколько итераций и перешили по ним тестовый образец три раза. К концу месяца у меня был только он и утвержденные лекала. Уже позже коллеги из другого бюро скажут, что конструировать футболку в течение 2—3 месяцев — это нормально с учетом всех корректировок, отшивов тестов и стирок. К тому же это отдельное финансовое вложение: один тестовый образец может стоить как целая партия из 15 штук.
При получении изделия я смотрела, соответствует ли оно лекалу. Один раз даже просила принести лекало и прикладывала его к футболке: казалось, что длина при разработке была другая. Также я всегда внимательно изучаю швы — насколько они ровные и не торчат ли нитки. Всегда надеваю образец на себя и смотрю, как он сидит, все ли так, как договаривались, не растянула ли строчка плечо и не встало ли оно колом: так было в одной партии. Бывает, что шили по лекалу, но что-то все равно пошло не так. Затем я стираю образец минимум три раза и смотрю, как ведут себя ткань и швы.
Суммарно на разработку лекала у меня ушло 1,5 месяца. Один раз мы перешивали тест, потому что производство что-то напутало, и пару раз вносили рабочие коррективы.
Мы с бюро договорились, что они съездят на склад и проследят, чтобы ткань соответствовала той, что я выбрала, и неважно, какой у нее артикул. Через пару недель мне ответили, что такой ткани нет в наличии. Была только та, из которой мы сделали тестовый вариант. При этом по срокам мы уже не попадали в расписание отшива, которое запланировали изначально. Причина тому — сезон, во время которого производство на месяц вперед планирует перенастройку машин и дни раскроя каждой конкретной партии.
В результате я сама отправилась на склад и выбрала ткань, которая была больше всего похожа на ту, что я хотела изначально. Заказала ткань у поставщика, потому что нужного мне объема не было в наличии. Спустя несколько недель ткань пришла, но она снова была другая, хоть и по тому артикулу, который я заказывала. Я вызвала начальника цеха, который изучил под лупой плетение ткани и все остальное. И тут выяснился корень проблемы: ткань была та, просто у поставщика она продается не в метрах, а в килограммах.
В итоге я выбирала то, что меня устраивает, из тканей, которые были в наличии. Договорилась со швейным производством отшить футболки из нового материала настолько быстро, насколько это возможно.
Что я узнала о разработке лекала и выборе ткани:
Прием партии планировался на август 2019 года. Если вы еще не передумали выпускать мерч, то окажетесь здесь. Честно скажу: после того как получила партию, я готова была передумать. У футболок в посадке была ровно та же проблема, что и в самых первых изделиях, которые я выпускала полгода назад. То, из-за чего я вообще решила шить футболки, а не покупать готовые. И проблема эта была у всей партии.
Я отправила футболки обратно на производство. «Эта ткань ведет себя иначе, чем та, из которой сшит тестовый образец», — объяснили мне. Кстати, в итоге я взяла по артикулу ровно ту ткань, которую изначально выбрала для тестового образца. Тогда я просто смирилась и выбрала похожее, а оказалось, что это тот же артикул.
В итоге тест, по которому я выбирала ткань, образец, который мы отшили, и итоговая партия футболок — это три разные ткани по одному и тому же артикулу. На производстве мне сказали: «Мы ничего не можем сделать, проблема в ткани, переделывать ничего не будем».
Но хеппи-энд все же случился: мне переделали все футболки и перешили плечи.
Оказалось, дело было не только в ткани, но и в настройке оверлока, который растягивал ее при обработке края и давал искаженно вытянутые плечи. Но проблема с тканью — одна из основных засад во всем цикле производства. Поначалу я стирала ее и тестовый образец несколько раз, чтобы оценить, как она ведет себя после множества стирок. Но из-за того, что пришлось менять ткани на разных этапах, все эти стирки просто не удалось осуществить.
В моем случае перепутывали и недоделывали что-то постоянно, но, поскольку я работала только с одним производством, мне сложно сказать, как в целом обстоят дела. Мне кажется, что, как и с любыми подрядчиками, нужно проводить исследование и выборку, сравнивать и искать варианты по соотношению цена — качество — скорость — добросовестность. Но пока процесс не налажен и не выпущена хотя бы одна партия, с которой все в порядке, я бы контролировала все — вплоть до выбора ниток, которыми будут шить вещь.
Я не уверена, что все нюансы можно прописать в договоре, хотя это, конечно, было бы хорошо. Но я больше делаю ставку на человеческий фактор, ручное управление при выпуске первой партии и выстраивание долгосрочных отношений с подрядчиком.
Что я поняла при получении партии изделий:
В середине августа 2019 года я приступила к работе над бирками и упаковкой. Дополнением к принтам стали нашивные бирки и крафтовые конверты с логотипом.
Бирки. Производство бирок — пожалуй, единственное, с чем не было проблем. Несмотря на то что их делали удаленно в регионе и я ожидала косяков, бирки пришли в лучшем виде, без единой проблемы. Мы делали пришивные бирки с логотипом для внутренней части футболок, пришивную бирку с логотипом на рукав, двусоставную картонную бирку с размерами изделия, тесьмой и булавкой — абсолютно все было в порядке при получении.
Но на производстве криво пришили бирки на внутренней стороне футболок, не подворачивая их внутрь, и при сдаче изделий из бирок торчали лохмотья. На производстве сказали, что они не могут это решить: бирки толстые, пришили лучшим способом. Притом что это бюро, которое якобы отвечает за полный цикл. Я обратилась в простое ателье к швее, с которой мы совместно придумали, как все исправить, и отправили футболки обратно уже с четким техническим заданием.
Бирки на изнанку футболки и рукав тоже умудрились пришить с торчащими лохмотьями — растрепали край, пока пришивали. Производство не помогло с решением этой проблемы: «Сложить не можем, они толстые, зигзагом прошьем — будет страшно смотреться». Я снова обратилась в ближайшее ателье, где мне спокойно все объяснили и показали, как решить эту задачу.
Крафтовые конверты. У меня также была идея сделать широкие крафтовые конверты с нашим логотипом, в которые можно упаковать футболки. Конверты заказали и получили, оставалось нанести логотип и найти подрядчика, который сделает это за приемлемые деньги. Тираж был 50 штук.
Наши конверты объездили добрую половину типографий Петербурга. После каждого раза их становилось все меньше, а денег на курьеров уходило все больше. В одной типографии конверты не подходили для оборудования, в другой при печати все размазывалось, в третьей рвался клапан, в четвертой конверты склеивались. Я знала и другой способ печати именно на наших конвертах, но экономически это было целесообразно при тираже от 1000 штук, а не 50, как в нашем случае. В итоге моя ассистентка в течение двух суток сначала обзванивала типографии, потом прошла их ногами — и все-таки в одной справились.
Также у нас есть вкладка в футболку — картонка А4 с напечатанным логотипом. Пожалуй, наш самый простой элемент.
Инсайты на этапе разработки дополнительных элементов:
В конце августа 2019 года я приступила к следующему этапу. Как только наступила определенность с тканью, началась вереница цветопроб печати на футболках и стирок. Обрезы ткани заканчивались, оборудование ломалось, обстановка накалялась и на этом фронте.
Цены у всех принт-студий похожие, если рассматривать цифровую печать на ткани. Есть особенность с оборудованием: у кого-то принтер свежее, у кого-то технологичнее. Итоговую студию я нашла по рекомендации, которая звучала так: «Вот у них такой-то принтер сейчас стоит, очень хорош», — это сказал мне человек, который разбирается в таком оборудовании и знал картину принтеров в городе в определенный момент.
За пять дней до открытия выставки у меня была партия белых футболок со своими принтами, пришивными бирками, в конвертах с собственным логотипом. И семь страниц текста об этом опыте для статьи, которую вы читаете.
Выводы после второго запуска мерча:
Итоги
Резюмируя, сейчас белая футболка K-art — это:
В будущем я бы хотела вернуться к выпуску собственного мерча — возможно, даже к футболкам. Пока планирую сохранить лекала, подумать о каналах продвижения и продаж и позже вернуться к этому проекту. Думаю, в следующий раз стану искать человека из швейного мира, который сможет продюсировать производство и будет знать все нюансы и подводные камни. Или, может быть, к этому времени появятся качественные швейные мастерские, которые будут решать задачу под ключ и заботиться об интересах клиента.
Я очень ценю опыт, который получила со швейными производствами. Он дал мне в том числе понимание того, как в будущем можно поставить задачу тому же продюсеру. В то же время, если гипотеза о поиске такого продюсера не оправдается, а мерч все же захочется выпускать, я смогу организовать новый поиск среди швейных производств и сделать тестовые образцы с разными подрядчиками. И постараюсь подгадать момент, когда у швейных будет сниженный сезон.
В общем, это очень интересный и в то же время удивительный опыт. Кажется, что сейчас нет ничего проще, чем произвести белую футболку со своим напечатанным рисунком. А по факту можно писать производственно-приключенческий роман о том, как это было.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Как открыть свой бренд одежды: пошаговая инструкция
Рынок авторской одежды российского производства каждый сезон пополняется новыми марками, при этом не достигая точки насыщения и не создавая конкурентоспособной среды. Три четверти игроков уходят из ниши после первого года работы, не имея ресурсов, практических навыков, а зачастую и вдохновения для поддержания на плаву энергозатратного, но малодоходного бизнеса. Как открыть свой бренд одежды, выпустить первые коллекции и получить прибыль, пошагово описано в этой инструкции.
1. Исследование рынка и портрет покупателя
Главная ошибка начинающих собственников торговой марки одежды – неправильное понимание структуры рынка и запросов покупателя. Из этого следуют попытки охватить сразу нескольких направлений, составить конкуренцию глобальным сетевым магазинам, или, наоборот, создавать продукт очень узкой направленности, не позволяющей расширять ассортимент. Маркетинговые исследования на начальном этапе создания бизнеса помогут создать портрет покупателя, оценить уровень конкуренции и наметить особенности ниши, которые помогут сделать бренд уникальным.
Если размер начального капитала не дает позволяет разместить заказ на анализ рынка в специальном агентстве (средняя стоимость 30 000–60 000 руб.), то исследования проводятся силами предпринимателя. На этом этапе следует:
Основными преимуществами локальных торговых марок перед сетевыми брендами являются необычный дизайн, уникальная конструкция, редкая ткань, контроль качества каждого изделия. Не стоит пытаться конкурировать с гигантами индустрии по ценам, скорости реакции на модные тенденции, охвату рекламных кампаний – эти показатели имеют свойство улучшаться с увеличением спроса на продукт, без особых затрат со стороны предпринимателя.
2. Формирование концепции и разработка логотипа
Проанализировав информацию о том, кто и при каких условиях будет являться покупателем одежды, необходимо приступить к формированию концепции бренда. Этот этап необходим для правильного позиционирования компании на рынке, а значит для более точного удовлетворения нишевого спроса. Процесс описания концепции во многом похож на проведение маркетингового исследования. Только объектом анализа в этом случае выступает вновь создаваемая компания, а не клиент или конкурент. Пять вопросов, на которые нужно ответить на этом этапе:
Все принимаемые в процессе создания бренда решения должны укладываться в очерченную концепцию. В первую очередь это касается названия, логотипа и стилистики оформления печатных материалов (лукбуков, этикеток, ярлыков, стендов). При отсутствии навыков работы в графических программах и дизайнерского видения создание визуальной концепции бренда поручают агентству или художнику-фрилансеру. С даты заключения договора до получения готового графического продукта в среднем проходит около 1 месяца, затраты – от 20 000 руб.
3. Регистрация бизнеса и защита торговой марки
Для официальной работы и заключения договоров необходимо оформить ИП или ООО, если учредителей больше одного. При заполнении формы регистрации следует указать ОКВЭД-2 из следующего списка:
14 | Производство одежды |
14.11 | Производство одежды из кожи |
14.12 | Производство спецодежды |
14.13 | Производство прочей верхней одежды |
14.14 | Производство нательного белья |
14.19 | Производство прочей одежды и аксессуаров одежды |
14.20 | Производство меховых изделий |
14.31 | Производство вязаных и трикотажных чулочно-носочных изделий |
14.39 | Производство прочих вязаных и трикотажных изделий |
46 | Торговля оптовая |
46.42 | Торговля оптовая одеждой и обувью |
47 | Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
47.91 | Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет |
Одновременно следует подать заявление на применение УСН. Так как предстоят официальные затраты на покупку материалов и оплату труда работников, наиболее выгодной выглядит УСН «Доходы минус расходы» 15%. Иногда более эффективно применение патентной системы по виду деятельности «Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий». Выбор конкретного варианта зависит от региона регистрации юридического лица и количества наемных работников.
Непосредственное название бренда одежды может не иметь ничего общего с именем ИП или названием ООО, однако на этом же этапе можно заняться и регистрацией товарного знака в Патентном ведомстве. Зарегистрированная торговая марка дает преимущества в виде защиты от копирования конкурентами, свободного размещения рекламы в СМИ, возможность запуска франчайзинга.
Самостоятельная регистрация патента может занять до полугода, а суммарная стоимость госпошлин составляет около 40 тыс. руб. Работа коммерческих структур, предлагающих помощь в оформлении, обходится минимум в 10 тыс. руб. Поэтому на начальном этапе заниматься защитой авторских прав не всегда целесообразно, но это поможет избежать судебных процессов в будущем.
4. Разработка эскизов и создание ассортиментной матрицы
Разработкой эскизов одежды собственник бизнеса занимается чаще всего самостоятельно. Диплом об окончании курсов, школы или института дизайна дает много преимуществ при создании коллекции, но его наличие не является обязательным условием. Существуют примеры, когда востребованный продукт создавался специалистами смежных специальностей: байерами (профессиональными закупщиками одежды для мультибрендовых магазинов), моделями, маркетологами, журналистами изданий о моде. На следующих этапах создания коллекции первоначальные наброски обязательно дорабатываются профессионалами, поэтому для начала важна уникальность идеи, свежий взгляд и соответствие запросам рынка, определенным ранее.
Начать можно с трех моделей одежды, пошитых из различных тканей, дизайн которых укладывается в концепцию бренда. Работа с ассортиментной матрицей, как правило, начинается после первых продаж как реакция на отзывы и новые запросы покупателей. Модели, показавшие низкие продажи, выводятся из ассортимента с обязательным пониманием причин невостребованности у клиента.
5. Конструирование одежды
За разработку лекал для производства на основе созданных эскизов отвечает конструктор, которого можно нанимать по договору подряда только для фактического оказания услуг. Профессионала, способного набросок любой сложности перевести на язык выкроек и шаблонов, найти сложно, поэтому стоит озадачиться этим параллельно с выполнением самых первых шагов по созданию бренда.
На конструирование нескольких видов одежды в среднем уходит около месяца, в результате заказчик получает макеты с градацией по размерам, а также лекала в печатном виде с комментариями для технологов. Подобная работа может быть выполнена удаленно, с последующей отправкой лекал курьерской почтой, а значит место жительства модельера-конструктора при наличии хорошей репутации не так важно.
6. Закупка тканей, фурнитуры и декора
Одновременно с заказом лекал необходимо заняться поиском подходящих тканей и фурнитуры. Опытные участники рынка отзываются об этом этапе как о наиболее сложном в российских реалиях:
Лучшее соотношение качества, дизайна и закупочной цены показывают ткани из Прибалтики, которые можно купить через посредников в приграничных мегаполисах (особенно в Санкт-Петербурге и Калининграде). Закупку из других стран можно осуществить удаленно: получить образцы тканей от производителя курьером, сделать заказ, дождаться его поступления на таможню и воспользоваться услугами брокеров для таможенной очистки. В среднем этот процесс может занять до двух месяцев и серьезно скажется на себестоимости продукции.
Мелочи, о которых не стоит забывать: тканевые ярлычки с информацией об уходе, этикетка с размером, декор (бусины, стразы, пайетки) – закупаются на внутреннем рынке.
7. Пошив опытных образцов и запуск в производство
Для бренда одежды необязательно, а иногда и невыгодно иметь собственный цех по пошиву. Оборудование для пошива: раскроечные столы, швейные машины и оверлоки – не требуют больших вложений, однако цеху необходима регулярная загрузка, оплата аренды и труда наемных работников. При выпуске коллекций два раза в год такие регулярные траты ни к чему, поэтому заказы на отшив чаще всего передают сторонним производствам по договору оказания услуг.
Заказ на отшив больших партий одежды размещают на фабриках Китая и Индии, небольшие локальные бренды предпочитают российские швейные производства, расположенные в регионах. Сложность этого этапа в том, что контролировать качество пошитой одежды необходимо в процессе, а значит не избежать длительной командировки.
Возможна и удаленная работа, когда материалы, выкройки и фурнитура отправляются на фабрику транспортной компанией. Технолог швейной фабрики работает с лекалами и тканями, после чего создаются пробные образцы. Одобренные экземпляры запускаются в производство. Заказ из трех моделей по 100 шт. фабрика выполняет в среднем за две недели, еще две недели закладывают на доставку и непредвиденные проблемы. Необходимо понимать, что в таком варианте ошибки производства (кривые строчки, повреждение ткани, плохое качество оверлока) обнаружатся только после доставки готовой партии продукции на территорию заказчика, когда доказать и исправить что-либо будет невозможно.
8. Оформление декларации соответствия
После утверждения опытных образцов необходимо заняться сертификацией продукции. Небольшие компании, распространяющие свой продукт через социальные сети и локальные маркеты, часто опускают этот этап из-за дороговизны и сложности оформления документов. Однако следует помнить, что одежду без сертификатов розничные магазины к реализации не принимают, а значит их отсутствие может стать причиной отказа от сотрудничества.
Под сертификатами качества на данный момент подразумеваются два обязательных документа: протокол испытаний и сертификат соответствия (белье, детская одежда, спецодежда) или декларация соответствия (вся остальная номенклатура). Минимальный срок, на который может быть оформлена декларация – один год, так что заняться оформлением можно и после того, как первые отшитые экземпляры показали хороший уровень продаж.
Пакет документов на декларирование подается по номенклатурным группам. То есть если предполагается производство и платьев, и курток, и джемперов, то оформлять необходимо три различных документа. В общем виде одежда делится на следующие группы:
Взрослая одежда, подлежащая обязательной сертификации, а не декларированию:
Облегчить задачу может обращение в коммерческие центры сертификации, которые имеют собственные аккредитованные лаборатории для проведения испытаний. Протокол испытаний в таком случае будет стоить около 5 тыс. руб., оформление одной декларации соответствия – от 4 тыс. руб., оформление сертификата качества – от 10 тыс. руб. Максимальный срок оформления – 5-6 недель.
9. Фотосъемка и создание лукбука
Когда первые образцы готовы, организуют каталожную и творческую съемку.
Каталожная съемка направлена на фотографирование посадки каждого изделия на модели, показ особенностей кроя и фурнитуры крупным планом. Этот процесс может длиться несколько дней (в зависимости от количества отшитых моделей), требует профессионализма и максимальной отдачи всех участников процесса: профессиональных моделей различного типажа, фотографа, ретушера. Локация и интерьеры места съемки, а также работа визажиста и парикмахера в этом случае не имеют большого значения. Готовые снимки размещаются на сайтах, осуществляющих продажу коллекции, в социальных сетях, в печатных каталогах продукции.
Задача творческой фотосессии – визуальное отображение концепции и философии бренда. Для качественного результата необходимо привлечение фотографа с особым творческим взглядом, моделей, соответствующих портрету покупателя марки, работа профессиональных визажистов и парикмахеров, а также тщательная ретушь снимков и приведение их к единому стилистическому решению. Готовые изображения составляют основу лукбука – портфолио марки, в котором показано, какие тенденции и образы представлены в данной коллекции, – а также используются при создании рекламных материалов, оформлении маркетинговых акций.
В идеале техническая фотосессия, задача которой показать вещь на модели со всех сторон, должна проходить отдельно и с иной командой, нежели творческая съемка для лукбука, призванная ознакомить потенциального покупателя с концепцией бренда и новой коллекции.
10. Продажи и продвижение
Маркетинговую кампанию можно начинать еще до прихода одежды с производства и готовности фотографий. Тогда есть шанс получить первые заказы заранее и максимально быстро продать первую партию новой коллекции.
Для продаж в отсутствие розничного магазина задействуют все бесплатные и недорогие каналы сбыта, отслеживая, по каким идет наибольший отклик покупателей: социальные сети, выставки, ярмарки, маркеты, локальные магазины дизайнерской одежды. В дальнейшем продажи ведут на двух-трех площадках, показавших лучшие результаты, или добавляют к каналам сбыта интернет-магазин. Однако стоит заметить, что разработка качественного продающего сайта и регулярная его поддержка будет обходиться предпринимателю в сумму, не меньшую 50 000 руб., а значит заняться этим стоит после того, как проект покажет экономическую эффективность.
Следующим этапом может стать открытие шоу-рума, где покупатели смогут примерить одежду перед покупкой, что особенно важно для изделий в ценовом сегменте выше среднего. Относительно открытия розничного магазина мнения предпринимателей расходятся. В регионах с неразвитой системой продаж через интернет и низкой арендной ставкой их открытие экономически эффективно. В крупных городах продажи через собственный магазин не окупают расходов по ежемесячному содержанию, поэтому реализация посредством сдачи коллекций на комиссию в мультибрендовые бутики является наиболее эффективной стратегией сбыта.
Вывод
Запуск собственного бренда одежды в условиях высокой конкуренции со стороны всемирно известных марок и отсутствия качественных материалов для пошива представляется трудоемким и высокорискованным видом бизнеса. Для получения прибыли требуется сочетание нескольких факторов: тщательно продуманная концепция марки, понимание отрасли и процессов в ней собственника бизнеса, установление качественных профессиональных связей на каждом этапе развития, запас оборотных средств на создание нескольких коллекций до выхода на окупаемость.