что нужно для создания барельефа
Барельеф своими руками для начинающих
Свой дом хочется сделать красивым и оригинальным. Самый надежный способ — уникальные самодельные украшения. Один из очень интересных способов — барельеф на стене. Это объемное изображение, вылепленное из гипса или любого другого подобного материала. Гипс в чистом виде используют очень редко — он слишком быстро застывает, не давая времени на обработку. Чаще всего используют гипсовые штукатурные смеси. Они идут с добавками, которые облегчают работу. С ними сделать объемное настенное панно можно своими руками даже без наличия опыта.
Общая технология создания барельефа
Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.
Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот — сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе
Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий гипсокартон. Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.
- Сдержанные формы, четкий рельеф
Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.
Материалы для создания барельефа
Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:
Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.
Пропитки для грунтовки барельефа
Кроме того, используют такие составы:
Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.
Инструменты
Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:
Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.
Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет
Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями. Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.
Вот такой рисунок на морскую тематику для первого изготовления барельефа
Подготовительные работы
Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.
Сразу замешивайте небольшое количество раствора: гипсовая штукатурка быстро теряет эластичность (минут 15-17) и вам надо успеть весь объем не только выложить на стену, но и выровнять и придать нужные очертания. Для первого раза замесите граммов 300-400, выложите, придайте какую-то форму. Если в процессе вы почувствуете, что можете справиться с большим объемом, замесите большее количество.
Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно заглаживаем
При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.
В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.
Формирование мелких деталей
Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.
Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее…
Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой. Малейшие частицы будут оставлять царапины.
Формируем основные рельефы
При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.
Рыба и раковина имеют больший объем — в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы
В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.
Самое толстое место — голова
В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.
При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.
Для детализации прорисованы чешуйки
После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.
По той же технологи сделан осьминог на прилегающей стене
Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.
Барельеф на стене на морскую тему готов
Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.
Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, проведите проводку, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».
Барельеф на стене: фото-идеи
Без опыта очень сложно понять, что и как можно сделать при помощи обычной гипсовой штукатурки. На самом деле, объемные картины из гипса могут быть самой разной тематики, но наиболее распространенные — цветы, деревья и пейзажи (городские, загородные). В этом разделе мы собрали некоторое количество самых разноплановых барельефов на стене. С их помощью вы можете себе придумать тему для художественной лепки на стенах. По сути процесс похож на работу с пластилином.
Создание барельефа: формовка
Этот мастер-класс будет посвящён формовке.
В прошлом мастер-классе мы слепили изображение из пластилина. Получился Грифон.
Но можно слепить что-то своё, суть не в картинке, а в технологии процесса.
О ней и пойдёт речь.
Теперь нужно из пластилиновой модели сделать гипсовую отливку, чтобы её можно было покрасить и сохранить.
Нарезаем из молочного пакета (или из-под сока) полоски шириной 4 см. Крепим в кольцо и закрепляем скотчем вокруг нашей модели на расстоянии не менее 2 см от грифона.
Чтобы заливаемая форма не приклеилась к модели нам понадобится разделительная смазка. Её можно купить, но проще сделать самим. Берём немного подсолнечного масла и загущаем его солидолом (или любым аналогом). Масло должно стать гуще, но при этом не потерять своей текучести. Обязательно размешать смазку до полного её растворения.
Тщательно и аккуратно промазываем мягкой кисточкой деревянное дно и пластилиновую модель. Бортики мазать не обязательно.
Теперь приготовим смесь для формы. Но перед этим немного о терминологии, чтобы не путаться в дальнейшем. Итак, пластилиновый грифон — это наша МОДЕЛЬ. То, чем мы будем его заливать — это ФОРМА. В эту форму, когда она будет готова, мы зальём гипс и получим — ОТЛИВКУ, это и будет результатом нашей работы.
Надеюсь, объяснил понятно. Теперь готовим смесь для формы. Во-первых — вода. Она должна быть какого-нибудь насыщенного цвета. У меня синий (добавил гуашь). Потом будет понятно, для чего нужен цвет. Теперь приготовим саму смесь. Берём три части гипса (марка Г-16) и две части ротбанда. Ротбанд — это строительная штукатурка (5 кг. стоит 150 руб.). Насыпаем их в одну ёмкость и в сухом виде тщательно перемешиваем. Такая смесь нужна для придания нужных характеристик нашей форме.
У нас есть два компонента смеси. Вода и сама смесь.
Теперь пропорции. На одну часть воды добавляем полторы части смеси.
ВАЖНО! Обязательно сначала налить воду в ёмкость, а только потом насыпать в неё смесь. Тщательно перемешать (1-2 мин.), чтобы не оставалось комков. Заливаем смесь в нашу опалубку. Количества смеси должно хватить на заливку, толщиной 2-3 см. То-есть рассчитывать колличество смеси нужно самостоятельно, в зависимости от размера заливаемой модели. И чем больше ваша модель, тем толще должна быть заливаемая форма.
ВАЖНО! После заливки обязательно нужно создать вибрацию. Каким способом, решать вам, но это должна быть мелкая и интенсивная вибрация, чтобы пузырьки воздуха вышли из смеси. Так же смесь лучше проникнет во все углубления модели. Можно постучать кулаком около формы, Постучать снизу, под столом, потрясти. Воздух поднимается и если коснуться пузырьков пальцем, они лопнут. Добиваемся, чтобы все пузирьки вышли.
Теперь нашу форму оставляем сохнуть на двое суток. Замечу, что моя модель в этом мастер-классе в диаметре 17 см. Толщина пластилинового Грифона 6 мм. Это маленькие размеры и форма маленькая. Всё сохнет достаточно быстро. Если модель массивнее, то и сохнуть она будет дольше. Это нужно учитывать для правильных просушек. Через 4-5 часов, когда смесь встанет, можно снять бортик. Откроются торцы формы и она будет сохнуть быстрее. Через два дня получаем такую отливку.
Аккуратно тонким шпателем проходим по периметру таблетки и пробуем отделить её от стола. При этом стараемся не сломать, хотя если это случится просто склеиваем её клеем ПВА. Форма снята.
Берём ту же самую разделительную смазку и проходим форму изнутри. Ждём 5 мин. и промазываем повторно.
Разводим гипс ( Г-16 ). Пропорция: на одну часть воды полторы части гипса (или немного больше гипса — 1,7 части, будет прочнее). Главное, чтобы гипс был текучим. Тщательно и быстро перемешиваем, время нормальной текучести гипса около трёх минут (густой застывает быстрее).
Опять форму нужно потрясти, постучать, потормошить, всё как раньше. Когда гипс начнёт схватываться он из глянцевого (от воды на поверхности) превращается в матовый. Не пропустите этот момент, он наступает в течении 1-2 минут после заливки. Шпателем прочищаем поверхность формы.
После этого на сутки оставляем всё сохнуть. Через сутки берём нашу форму и инструменты.
Форму обильно мочим. Можно под кран, можно окунуть на пару секунд. Ножом обрезаем лишнее по краю. Форма состоит из смеси гипса и ротбанда. Она мягче чистого гипса отливки, поэтому режется хорошо.
Переворачиваем форму. Мы замешивали смесь на синей воде. Это усилило серый цвет формы. Из под неё виден белый цвет отливки. Теперь у нас видна линия разграничения.
Продолжаем счистку. Рисунок должен лежать рядом. Режем вслепую и ориентируемся по нему. Отломившиеся кусочки сразу кладём на соответствующие места на рисунке. Иначе потом будем собирать пазлы, кусочков будет много.
Во время счистки лучше сначала убирать толщину, а потом, со второго раза, доходить до формы.
Расчистили. Зверь немного погрызан, но вполне жив. Пузырьки, которые выступают, это дефекты формы. Которые наоборот —дефекты отливки. Но гипс, как материал тем и хорош, что вылечивается в любом состоянии.
Берём наш фон (отливался в прошлом мастер-классе ) и размещаем Грифона.
Тонким карандашом обводим.
Теперь клеим. Лучше всего клеить на однородные материалы. Берём гипсовую шпаклёвку (у меня Пуфас, развесовка 5 кг.). Разводим. В воду добавим немного ПВА и насыпем Пуфас. Состояние мягкой каши.
Мажем нашу заготовку и наклеиваем все части. После наклейки сразу убираем всё, что вылезло по краям и проходим мокрой кисточкой.
Получаем в собранном виде. Оставляем сохнуть до следующего дня.
Теперь прорезаем, вычищаем, дошпаклёвываем пуфасом, им же моделируем отсутствующие (потерянные) части. Торопиться нельзя. Окончание работы — самая важная часть. Если не удалось вылепить что-то с первого раза, опять просушиваем и добавляем. Опять прорезаем, дошпаклёвываем. И так до тех пор, пока не добьёмся нужного результата. Время, которое тратится на чистовую доработку изделия никогда не бывает лишним. Готово.
Добавим рамку и наш барельеф закончен.
Подведём итог мастер-класса. Любое изображение можно преобразовать в барельеф. Пусть это будет не точная копия рисунка, а стилизация с некоторой переработкой под правила барельефа. Но это будет барельеф, выполненный своими руками.
Всем творческих удач. Спасибо за просмотр.
Как сделать барельеф на стене своими руками (8 фото)
С давних времен люди пытаются украшать стены своей квартиры. Одним из видов такого декора является барельеф – «утопающие» в плоской поверхности объемные произведения искусства, части которых выступают не более чем на половину своего размера. Многие согласятся с тем, что такое украшение выглядит намного интереснее, нежели обычные крашеные или оклеенные обоями поверхности. А уж барельеф, своими руками выполненный на стене, безусловно, станет объектом любования не только самого хозяина квартиры, но и гостей.
Что можно украсить барельефом
У многих людей при мысли о барельефе сразу же всплывают в памяти фото произведений известных мастеров, украшающих фасады зданий или постаменты статуй. Однако даже в самой обычной квартире можно найти множество мест и поверхностей, на которых будет хорошо смотреться барельеф.
Помимо декоративной роли, барельеф может выполнять и практическую функцию, например, удачно маскировать неровности стены, инженерные коммуникации, создавать плавный переход от одной функциональной зоны к другой или же просто выигрышно искажать пространство.
Барельефы на стене не нуждаются в дополнительной покраске – они прекрасны сами по себе. Однако иногда после создания их покрывают лаком или росписью, чтобы подчеркнуть отдельные элементы картины или вписать в определенную стилистику интерьера.
Что нужно для создания барельефа своими руками
Создание барельефа – процесс достаточно трудоемкий и порой занимающий много времени. Поэтому мастера этого дела просят немалые деньги за свою работу. Если услуга профессионала выходит не по карману, а украсить стену очень хочется, можно попробовать создать гипсовый барельеф самому. Для этого потребуются минимальные навыки лепки, аккуратность и настойчивость. Список необходимых материалов варьируется в зависимости от того, какое изображение и на каком участке вы собрались воспроизвести. Обычно он включает следующие приспособления:
Если вы впервые приступаете к работе по созданию барельефа – лучше не браться за сложный проект большого размера. Еще проще будет создать украшение на отдельном листе из гипсокартона, а потом закрепить его на поверхности стены.
Конечно, прежде чем пытаться создать барельеф своими руками, для начинающих мастеров будет полезно посмотреть мастер-классы на видео. В интернете можно найти подробнейшие описания этапов работ по созданию настенных композиций на любой вкус с фото.
Как сделать барельеф на стене своими руками
Пошаговая инструкция, которая позволить понять, как сделать барельеф на стене своими руками, включает в себя несколько обязательных пунктов.
Полезные советы
В качестве дополнительных материалов можно использовать пенопласт, картон и даже шпагат. Из пенопласта и картона можно вырезать мелкие элементы, покрыть их штукатуркой и просто приклеить к композиции на стене, так же как и заранее загипсованный кусочек шпагата, свернутый в причудливый завиток.
Если крупные элементы отваливаются и не держатся на поверхности стены, можно попробовать укрепить их с помощью обычного гипсового бинта. Купить его можно в любой аптеке.
На фото часто можно увидеть на стенах барельефы с обилием цветов. Необязательно вылепливать каждый цветок отдельно – их можно сделать из ткани или бумаги и просто покрыть смесью из гипса и ПВА. После высыхания элементы крепятся к основной композиции с помощью густого алебастра.
Если в разгар работы вы поняли, что создание барельефа на поверхности стены своими руками слишком трудно для вас, можно попробовать обратиться за помощью к опытному специалисту. Найти такого человека в своем городе можно с помощью социальных сетей и досок объявлений. Лучше вовремя оценить свои силы и передать работу под чье-либо руководство, чем просто соскрести со стены и выбросить гору недешевой штукатурки.