что нужно для составления сметы

Как составить смету на ремонт квартиры в 2022 году

Смета – это один из первых шагов к ремонту квартиры. Независимо от того, собираетесь вы делать ремонт самостоятельно или будете нанимать бригаду, смета должна быть составлена в любом случае.

Даже, если вы не профессионал, вы сможете составить или проверить готовую смету самостоятельно, используя предлагаемый нами план действий. Мы собрали всю необходимую информацию по написанию сметы расходов, составили список программ, которые помогут составить и заполнить документ, разобрали самые распространенные ошибки, допускаемые при формировании смет.

что нужно для составления сметы. Смотреть фото что нужно для составления сметы. Смотреть картинку что нужно для составления сметы. Картинка про что нужно для составления сметы. Фото что нужно для составления сметы

Что такое смета

Смета – это расчет ваших расходов на предстоящий ремонт квартиры. В нее входят все расходы, начиная с покупки строительных материалов, включая оплату работ, при необходимости покупку мебели и аксессуаров.

Сметы применяются в различных видах человеческой деятельности, там, где требуется осуществить предварительный подсчет затрат. Ремонт жилья не является исключением.

Какие функции выполняет смета:

Составлением профессиональных смет занимаются специалисты, стоит эта работа очень недешево, мы научим вас сэкономить на этом этапе ремонта и осуществить расчет самостоятельно.

Зачем нужна смета

Смета позволит сориентироваться, хватит ли у вас денег на ремонт, подскажет, на чем можно сэкономить, какие работы можно исключить из списка, в какой последовательности их лучше выполнять.

Особенно важна правильно составленная смета, если вы привлекаете к работам специалистов.

Самостоятельно составленная смета поможет в решении следующих задач:

Когда нужно составлять смету

Смета выступает вторым шагом после принятия решения сделать ремонт в квартире. Сначала мы определяем бюджет, т. е. сколько денег мы готовы потратить, затем составляем план расходов.

Обратите внимание, при каждом ремонте существуют непредвиденные затраты – о них узнают, например, после демонтажа отделки. Поэтому должен быть необходимый финансовый запас, как минимум +20% к установленной сумме расходов.

Виды смет

Вам потребуются две основные сметы: на работы и на материалы.

Смета на работы

Смета на работы должна включать полный перечень планируемых работ с их полной расшифровкой.

Например, отделка стен – это раздел сметы, обобщающий итоговую сумму работ на отделку стен, но обязательно указываются конкретные виды:

Так вы сможете проконтролировать бюджет и ориентироваться в стоимости работ.

что нужно для составления сметы. Смотреть фото что нужно для составления сметы. Смотреть картинку что нужно для составления сметы. Картинка про что нужно для составления сметы. Фото что нужно для составления сметы

Обычно в сметах не прописывают сроки работ, это указывают в договоре, однако при необходимости этот пункт можно также включить в документ.

Смета на материалы

Смета на материалы составляется после сметы на работы. Нужно написать в соответствии с планом действий, что потребуется купить и в каком количестве.

что нужно для составления сметы. Смотреть фото что нужно для составления сметы. Смотреть картинку что нужно для составления сметы. Картинка про что нужно для составления сметы. Фото что нужно для составления сметы

Что должно быть в смете:

Нужно понимать, что сумма будет предварительной, точная величина затрат указывается в накладной при покупке материала.

Особенности составления сметы

Собственник может сделать в квартире косметический или капитальный ремонт. Они отличаются видами и объемами производимых работ. Принцип составления сметы будет одинаковым, но необходимо учитывать особенности.

На капитальный ремонт

Что может включать капремонт квартиры:

Особенность в том, что не все работы и необходимые материалы можно расписать самостоятельно, потребуется мнение специалистов. Поэтому сметы на капитальный ремонт составляются совместно с бригадой, которая будет осуществлять ремонт, или с привлечением специализированной архитектурной компании.

На косметический ремонт

Он отличается от капитального тем, что происходит изменение только внешнего вида конструкций.

Что включает косметический ремонт квартиры:

Здесь вполне можно разобраться самостоятельно, да и сделать такой ремонт можно своими руками и сэкономить собственные финансы.

Способы расчета сметы

Есть несколько способов расчета сметы:

По хронологии. В смете указываются работы в их плановой последовательности. Это удобно для контроля за ходом выполнения работ, проще планировать оплату бригаде и покупку материалов.

По этапам. Такие сметы разбиваются отдельно на каждый этап строительства, например, черновая и чистовая отделки. Это позволит оценить состояние объекта после каждого этапа и при необходимости своевременно скорректировать смету.

По комнатам. Удобно составлять смету по комнатам, если вы собираетесь сделать ремонт только в отдельных помещениях. Здесь важно рассчитать правильно расход материалов, учитывайте остатки стройматериалов после ремонта одной комнаты при составлении сметы на другую.

По видам работ. Сметы составляются отдельно: для сантехники, электрики, пола, потолка, стен и т. д.

Как выбрать оптимальный способ расчета сметы

Наиболее распространенным способом является расчет по видам работ. Это удобно для заказчика, но могут возникнуть сложности в контроле за остатками материалов и ходом работ.

Вообще выбор способа расчета сметы зависит от задачи, которая поставлена:

Кто занимается составлением сметы

Это зависит, какой ремонт вы задумали. При косметическом можно составить смету самостоятельно или доверится прорабу бригады, которая будет делать ремонт. В любом случае смета должна быть согласована между исполнителем и заказчиком.

Смета на капитальный ремонт должна согласовываться со специалистами по конкретным видам работ. Если речь идет о полной перепланировке в квартире, лучше обратиться в специализированную компанию.

Правила составления сметы

Чтобы смета стала официальным документом, могла быть предъявлена в суде (если возникнут разногласия между заказчиком и исполнителем), действительно помогала в ходе ремонта, нужно, чтобы она была составлена по следующим правилам:

Пошаговая инструкция по составлению сметы

Составление сметы состоит из нескольких этапов. Мы разберем их по видам, представим пример составления, обозначим основные нюансы формирования.

Составление предварительного списка работ

На первом этапе нужно записать, какие работы вы хотите сделать с их подробными видами.

Например, в гостиной мы планируем сделать навесной потолок, поменять обои и постелить новый линолеум. Список должен содержать и стоимость работ, для определения предварительной суммы сметы.

Распределим все работы по видам:

Демонтаж старой отделки:

Стоимость в руб. за ед.

Стоимость в руб. за ед.

Устройство натяжного потолка

Определение необходимых стройматериалов

В определении необходимых материалов все зависит от вашего бюджета и фантазии.

Мы составили бюджетный перечень стройматериалов, которыми можно сделать ремонт в жилой комнате:

Стоимость в руб. за ед.

385 (расход 1кг. – 1 кв. м.)

180 (расход 1 л. – 10 кв. м.)

1200 (длина 10 м. ширина 53 см)

700 руб. (на 30 кв. м.)

Расходные материалы, комплектующие (розетки, выключатели, кисти, перчатки и т. д.)

Составление списка мебели и техники

В этом разделе записываем, что потребуется, чтобы закончить ремонт. Если вы делаете ремонт в ванной, потребуется унитаз, душевая кабина, раковина и т. д.

При ремонте в жилом помещении потребуется приобрести люстру.

Отдельно можно спланировать бюджет на новую мебель и технику, здесь смета составляется по индивидуальным предпочтениям, исходя из финансовых возможностей хозяев квартиры.

Замеры помещений и расчет количества строительных материалов

Для получения точного расчета, с учетом окон, дверей и индивидуальных особенностей помещения, предварительно нужно произвести замер помещения.

Какие инструменты нужны

Нам потребуются рулетка, калькулятор, карандаш, блокнот.

Как выполнить замеры

Рулеткой производим замеры окон, дверей, проемов, ниш и делаем расчет площади стен, потолка и пола.

Составление плана помещений

Нарисуем приблизительный план ремонтируемого помещения с окнами и дверью, проемами и углублениями.

Для каждого вида работ лучше составить отдельные планы:

Составление сметы и уточнение цен

Применяем наши расчеты при подсчете необходимого количества материалов и объема работ.

Заключительным этапом составляем смету и уточняем стоимость материалов и работ.

Образец готовой сметы

Ниже представлен образец готовой сметы, сделанной по видам работ.

что нужно для составления сметы. Смотреть фото что нужно для составления сметы. Смотреть картинку что нужно для составления сметы. Картинка про что нужно для составления сметы. Фото что нужно для составления сметы

Обратите внимание, насколько точно и скрупулезно должны быть расписаны все виды необходимых работ.

Программы для составления и заполнения смет

Если вам сложно самостоятельно составлять смету, воспользуйтесь специальными программам, позволяющими это сделать онлайн быстро и без предварительных навыков и знаний.

Гранд-смета

Программный комплекс «ГРАНД-Смета», предназначен для автоматизации всего спектра сметных расчетов. Официальный сайт https://www.grandsmeta.ru/.

что нужно для составления сметы. Смотреть фото что нужно для составления сметы. Смотреть картинку что нужно для составления сметы. Картинка про что нужно для составления сметы. Фото что нужно для составления сметы

Стоимость базовой программы 27000 руб.

Смета-ру

Программный комплекс для сметчиков и строителей.

что нужно для составления сметы. Смотреть фото что нужно для составления сметы. Смотреть картинку что нужно для составления сметы. Картинка про что нужно для составления сметы. Фото что нужно для составления сметы

Стоимость от 25000 руб.

1С: Смета

Это программа для составления, расчета, хранения строительной документации, в т. ч. для составления смет.

Стоимость от 5000 руб.

Сметус-ком

Специальный сервис для тех, кто планирует ремонт. На сайте дизайнеры, поставщики и застройщики размещают расчет себестоимости ремонта, включая свои собственные дизайны, как для общего доступа, так и для демонстрации их своим заказчикам.

Оплата по договоренности с дизайнером.

Гибкая смета

Система для обеспечения прозрачности и оптимизации рабочего процесса во время ремонта, отделки и благоустройства.

что нужно для составления сметы. Смотреть фото что нужно для составления сметы. Смотреть картинку что нужно для составления сметы. Картинка про что нужно для составления сметы. Фото что нужно для составления сметы

Стоимость устанавливается индивидуально, есть бесплатный функционал для вновь зарегистрированных.

Какие еще программы можно использовать

Программ, помогающих в составлении смет очень много, есть и условно-бесплатные ресурсы. Ими можно пользоваться установленное время и в ограниченном функционале бесплатно.

Софт используют для составления планов на использование ресурсов, определения цен на материалы, для установления общей стоимости ремонта. Пользователям доступны готовые шаблоны документов, которые помогут ускорить рабочий процесс и индивидуальные решения.

Распространенные ошибки при составлении сметы

Мы собрали ТОП-6 самых распространенных ошибок, которые часто допускают при составлении смет.

Включение в смету не всех видов работ. Чаще всего забывают включать расходы на поднятие материалов на этаж, но это не входит в обязанности службы доставки от магазина и расходы придется оплачивать дополнительно. Также не включают в смету расходы на вывоз мусора, а строительный мусор в большом объеме придется специально вывозить, стоит услуга от 4000 руб. в Москве и от 2000 руб. в регионах.

Попытка сэкономить на отделочных материалах. Закладывайте материалы не в притык, а с запасом. В противном случае вам придется оплачивать дополнительную доставку.

Затраты на входную дверь. После ремонта или приобретя квартиру на вторичном рынке, нужно сразу поменять замок. Иногда требуется сменить обивку двери, т. к. она может быть испорчена ремонтом. Не забудьте включить этот расход в смету.

Замена счетчиков. Пока в квартире идет ремонт удобно будет поменять приборы учета, если уже подходят сроки.

Непредвиденные расходы. Часто смету делают впритык, чтобы минимизировать расходы. Вы никогда не сможете точно определить, сколько потребуется денег. Поэтому закладывайте в смету дополнительно 30–40%, тогда вы будете спокойны, что денег хватит.

Оформление. Смета может быть распечатана на специальном бланке, написана от руки, это не имеет значение, главное, чтобы она была подписана обеими сторонами, заказчиком и подрядчиком. Если подрядчиком выступает строительная компания, подписывает документ уполномоченное лицо и ставится печать.

Особенности заказа сметы в специализированных компаниях

Заказать смету можно в специализированных сметных компаниях или частных проектировщиков. Преимуществ у такого способа несколько:

Вы сможете быстро узнать онлайн стоимость ремонта, предоставляются услуги страхования во время ремонта, возможна доставка и выкуп остатков материалов.

Куда обратиться за услугой

Найти сметщика, можно через специализированные сайты в интернете, объявлениях в прессе. Перед заключением договора проверьте отзывы пользователей об исполнителе, функционал сайта.

В Москве популярными компаниями являются:

Стоимость услуги

Стоимость услуги зависит от нескольких факторов:

В среднем стоимость услуги составляет 1–2% от размера сметы или 100–120 руб. за позицию. Минимальная стоимость от 4000 руб. при заказе в компании и от 500 руб. при заказе у частника. Есть ремонтные компании, предлагающие составление сметы бесплатно, при заказе у них ремонтных услуг.

Как проверить готовую смету

Более половины смет, выполненных бригадирами или прорабами, бывают завышенными. Это могут быть намеренное «раздувание» цены на ремонт или ошибки из-за невнимания и низкой квалификации.

В ходе проверки сметы, нужно убедиться в следующем:

Если вы считаете стоимость завышенной, произведите замеры площади самостоятельно, узнайте расценки на работы или закажите две сметы в разных компаниях и сравните результаты.

Допустимо ли превышать указанные в смете цифры

Любые расхождения фактических расходов от сметных согласовываются сторонами. Если превышение обосновано, и заказчик, и подрядчик согласны с этим, можно менять смету за время ремонта сколько угодно раз, как в большую, так и в меньшую сторону.

Как доказать свою правоту при разногласиях с подрядчиком?

Нужно попробовать привести факты, обосновывающие ваши претензии, например, по стоимости материалов, по видам работ. Если достичь соглашения не удалось, можно обратиться в суд с иском. В качестве доказательства правоты можно представить отчет независимой экспертизы. Она сделает полный анализ сметы, других документов, проверит обоснованность претензий. Отчет будет являться доказательством в суде. Стоимость отчета от 80 руб. за проверку одной строчки сметы.

Что нужно учесть при планировке расходов?

Мыслить нужно стратегически, учитывая возможные изменения на будущее. Например, сейчас у вас нет средств на кондиционер или посудомоечную машину, но планируете их приобрести. Заложите в смету электрические и сантехнические выводы.

Не экономьте на электрических проводах, это ненамного увеличит стоимость ремонта, но позволит в будущем безболезненно добавлять элементы с подсветкой и дополнительными розетками.

Если вы планируете капитальный ремонт с переносом дверных проемов, делайте их стандартными, это позволит сэкономить на дверных полотнах.

Источник

Сметы

Смета – это ключевая стадия подготовки к реализации проекта. На ее основании будет формироваться календарный план проекта, график поставок материалов и инструментов. Смета фиксирует стоимость всех работ, инструментов и материалов. Она включает в себя накладные и непредвиденные расходы, прибыль подрядной компании. Это крайне важный документ. К его составлению могут привлекаться даже отдельные подразделения.

Основные особенности

Смета обычно составляется в рамках строительства. Само такое понятие появилось в плановой экономике. Но оно осталось актуальным и в рамках рыночной экономики. Смета – это ориентир для определения цены, которая устроит заказчика. Она также нужна для качественного анализа расходов обеих сторон. Документ потребуется для осуществления расчетов между участниками проекта в процессе его воплощения. Сметная стоимость – это предполагаемый объем расходов, нужных для полноценной реализации проекта.

При оформлении соглашения подряда смету составлять не обязательно. Но всегда составляется протокол, устанавливающий договорную стоимость. Но смета может быть затребована заказчиком. Как правило, она и запрашивается с целью детализации расходов на строительства. Обязательно составляется смета, если заказчик – это государственное учреждение.

Особенности установления

Сметная стоимость рассчитывается на каждой из стадий проектирования. Нужно это для дополнительной детализации, точного уточнения. Рассмотрим эти стадии:

Если проводится несколько направлений строительства, заполняется сводка затрат по этим направлениям.

Способы расчета

В РФ распространены эти методы установления стоимости:

Есть еще несколько методов установления стоимости.

Состав

Сметная стоимость подразделяется на 3 части. Рассмотрим их особенности:

К СВЕДЕНИЮ! Если строится уникальное здание, для создания сметы обычно используются укрупненные сметные нормы. Если же УСН нет, могут применяться единичные расценки.

Разновидности сметы

Смета – это практически обязательная часть подготовки к любому проекту, предполагающему денежные расходы. Это не один документ, но комплекс бумаг. К ним относится эта документация:

Состав документации, которая обычно сопровождает воплощение проекта в жизнь:

Все эти документы заполняются на базе официальной документации. Вместе с ними могут составляться другие бумаги: ведомость сметной стоимости различных объектов.

Программы для составления сметы

Обычно смета составляется посредством специальных программ. Это наиболее простой и быстрый вариант. Есть бесплатные программы с минимальным функционалом. Они подходят для простейших расчетов. Произвести их можно в обычной Microsoft Excel. Есть также профессиональные программы. К примеру, это «Смета.ру», «1С:Подрядчик».

Источник

Правила составления сметной документации

Строительство объектов разного масштаба и назначения предваряет разработка сметной документации. Целью составления сметы является определение суммарных расходов, которые понадобятся на реализацию замысла. Смета учитывает перспективы изменения цен на рынке оборудования, строительных материалов, аренды спецтехники и др. Составлением сметы может заниматься как подрядчик, так и нанятый заказчиком сметчик. Условия прописываются в договоре подряда.

Сметный расчет выполняется разными способами. Специалист учитывает затраты на ресурсы или базисные индексы цен, а также временные затраты. Каждый из подходов имеет свои нюансы. Вне зависимости от способа, полученная сметная документация — финансовый план всех затрат, связанных со строительством. Для ясности расходы учитываются по разделам, а затем выводится суммарное число, определяющее издержки по актуальным или прогнозируемым расценкам.

Разработка сметной документации на строительство преследует несколько целей одновременно:

Смета, составленная профессионалом, становится неким гарантом целенаправленного расходования средств, бесперебойных строительных работ ввиду прозрачности предварительного подсчета финансирования. Заказчик может планировать объем инвестиций, высвобождать или занимать средства без необходимости в дальнейшем изыскивать суммы на дополнительные расходы. Подрядчик заранее видит общую картину работ, ориентируется по материалам, если ему предстоит их закупать, планирует работы с учетом прогнозируемых расценок.

Чтобы рассчитать объем инвестиций в строительство, сметная документация подразделяется на прямые затраты и сметную прибыль,а также накладные расходы. К прямым затратам относят цену стройматериалов, оклад рабочих, стоимость аренды или покупки строительных механизмов и техники.К сметной прибыли относят плановые накопления, необходимые для перекрытия расходов, не связанных со строительством объекта. Речь о расходах подрядчика на уплату налогов, материальное стимулирование сотрудников, развитие инфраструктуры. Высчитывают сметную прибыль в процентном соотношении, исходя из стоимости реализации проекта (12 %) или зарплаты рабочих (50 %). К накладным расходам относят затраты на управление процессами, организацию мероприятий и обслуживание стройки. Высчитываются накладные расходы в процентном отношении от прямых затрат согласно федеральным нормам или принятым в организации подрядчика правилам.

Методы разработки сметной документации

Существующие способы оформления и разработки актуальной сметной документации различаются в подходе к обозначению затрат на стройку.

Аналоговый метод применяют в ситуациях, когда сметчик владеет информацией по ценам объектов, спроектированных либо возведенных ранее. Согласно названию, метод подходит для аналогичных по всем параметрам объектов. Это могут быть два коттеджа из одинаковых материалов. Нет нужды в полной идентичности домов, главными условиями являются аналогичные единицы измерения и стоимость.

Повременной метод сводится к расчетам цены строительства на основании затраченного рабочего времени. Не в каждом случае можно использовать данный метод, только в ситуациях с оценкой малых объемов работ на стройке (бытовой подряд, ремонт и пр.). Для крупных объектов используют иные методы.

Базисно-индексный способ разработки сметной документации учитывает индексы, указанные в специализированных базах данных. Цена работ определяется базисным и текущим уровнями. Чтобы определить актуальные расценки, используют произведение базисной цены и индекса в конкретной отрасли, регионе и видах работ.

Ресурсный метод позволяет подсчитать стоимость будущей реализации строительного проекта на базе текущих и прогнозируемых расценок на ресурсы и специализированных тарифов. Сметчик учитывает расходы на ресурсы, что наиболее понятно для подрядчика и заказчика. Такой способ годится для любого этапа разработки сметных документов. Недостатком считают серьезные затраты времени и сил специалиста на калькуляцию по сложным формулам. Для заказчика недостатком становится невозможность контролировать региональные цены, что сводится к затруднениям в контроле над освоением финансовых ресурсов подрядчиком.

Ресурсно-индексный метод подразумевает одновременное применение ресурсного метода, указанного выше, и системы индексов. Итогом становятся адекватные расценки, обоснованные использованием данных из баз, которые обновляются каждый месяц. Сметчик пользуется информацией из единых центров ценообразования.

Базисно-компенсационный способ сметных вычислений сводится к суммированию предстоящих издержек и затрат на строительные мероприятия, определенные базисным уровнем. Данные будут уточняться во время проектирования и строительства. При возникновении разницы в стоимости заказчик компенсирует издержки. Речь идет о перерасходе строительных и отделочных материалов, дополнительных расходах ввиду низкой производительности труда, непредвиденных обстоятельствах, расходах на услуги посредников и пр. Недостатком методики для подрядчика становится невозможность контроля над тратами путем сравнения суммы со средними расценками. Подрядчику способ выгоден на объектах с высокой материалоемкостью.

В каждом из случае всостав сметной документации варьируется, как и применяемые нормативы, базы данных и способы исчислений. Выбор метода зависит от профессионализма сметчика, особенностей объекта, возможно — от предпочтений заказчика.

Источник

Как составить смету

На ремонт квартиры или дома

Я потратил на ремонт в полтора раза больше денег и времени, чем рассчитывал.

Я делал ремонт без сметы: подумал, что раз бригадир огласил сумму 10 тысяч рублей за квадратный метр, то так и будет. Никогда в жизни я так не ошибался.

После того как улеглась строительная пыль, я решил разобраться, в чем ошибся и как надо было делать по уму, поэтому обратился к специалисту по составлению смет.

Лучше поздно, чем никогда. Зато теперь могу поделиться полученными знаниями с вами.

Что такое смета

Смета — документ, в котором рассчитывают затраты на проект исходя из расходов: на работы, стройматериалы, хозяйственные нужды, приобретение комплектующих и прочее.

Когда составляется смета

Нестыковку заметил замерщик компании, у которой я заказывал кухню. Для замеров он использовал высокоточное лазерное оборудование, а планы начертил в специальной программе, которая контролирует результат и не позволят ошибиться в расчетах.

Замеры делают быстро, а результат можно получить в течение нескольких дней. Я получил детальные чертежи, где указаны не только длины, площади пола, но и площади стен, которые очень сложно подсчитать самостоятельно из-за окон и дверей.

Учтите, что размеры до демонтажа, после демонтажа и после черновых работ отличаются. Это важно для заказа всего, что планируется вписывать в помещение: мебель, кухня, двери, встроенные шкафы. Ошибка даже в сантиметр здесь имеет значение. Например, мне подпиливали полочки и полировали наждачкой пластиковые вставки для света: из-за слоя штукатурки пространство между стенами стало на пару сантиметров меньше.

Для чего нужна смета

Смета лежит на пересечении интересов заказчика и исполнителя. Заказчик хочет потратить на ремонт как можно меньше, а исполнитель заработать как можно больше.

Почему важно правильно составить и оформить смету. Без сметы у вас как у заказчика меньше аргументов, чтобы защитить свой бюджет: вам могут навязать дополнительные работы или взять деньги за то, что даже не делали. Но даже идеальная смета может не уберечь от дополнительных трат. Зато она поможет решить, обоснованны эти траты или нет.

Если вы заключили договор со строительной фирмой, вы можете попросить объяснить, почему от вас требуют больше денег, чем указано в смете. Они обязаны доступно рассказать, почему нужны дополнительные работы.

Смета определяет и технологию проводимых работ. Представьте: вам звонит бригадир и требует денег. Говорит, что пришлось шпаклевать стены по другой методике, и он докупал материалы и плюмбус за свой счет.

Если правильно составили смету и согласовали ее с представителем фирмы, можете сказать: «Вы не согласовали со мной траты, изменение техпроцесса и не предупредили о дополнительных работах. Поэтому я не могу подтвердить, обоснованны эти траты или нет. А плюмбуса в смете вообще не было — я не понимаю, зачем он нужен, и платить за него не буду».

Задачи сметы

Вот какие задачи выполняет смета.

Фиксирует объем и стоимость работ. Исполнитель не сможет внезапно повысить стоимость работ или приписать новые без обсуждения с заказчиком. Смета защищает заказчика от внезапных, безосновательных изменений стоимости ремонта.

Оценивает затраты на материалы. Служит ориентиром для закупок и помогает не потратить лишние деньги.

Дает юридические гарантии. На основе сметы суды в спорах между заказчиком и исполнителем выносят решения.

Дает инструмент контроля. По смете вы сможете определить, что происходит на объекте. Легко сравнить то, что на бумаге, с тем, что сделано по факту.

Виды смет и способы расчета

В профессиональном строительстве существует множество самых разных смет, каждая со своими требованиями и особенностями. Но ремонт в квартире не будут инспектировать суровые проверяющие, так что можно ограничиться следующими видами.

Смета на работы. Предварительная смета на работы — ценник на услуги бригады. Она позволяет оценить, что должно быть сделано и сколько это будет стоить. Итоговая смета на работы отчитывается за все, что было сделано бригадой на объекте.

Смета на материалы. Точно спрогнозировать цены в магазинах невозможно: они постоянно меняются. К тому же конечные затраты зависят от вашего выбора паркета, обоев, плитки. Поэтому предварительная смета на материалы лишь служит ценовым ориентиром. Итоговая смета на материалы — по сути это сумма всех чеков.

Как выбрать оптимальный способ расчета сметы. Невозможно описать «стандартную» смету. Сколько строителей — столько смет. Каждый делает так, как ему удобнее и привычнее. Некоторые составляют сметы методом «от балды»: в таких сметах демонтаж запросто может стоять после монтажа.

Самый удобный для заказчика вариант — запрашивать смету по хронологии. Другими словами, чтобы строитель расставил работы в смете в порядке их плановой последовательности.

Такая смета снижает неопределенность и тревогу: заказчик начинает хотя бы примерно представлять себе ход работ, не становясь при этом прорабом. Если заказчик видит, что работы из конца списка почему-то выполняются сейчас, то может спросить, с чем связано изменение планов. Это помогает отследить проблему и не дать ей перерасти в потери.

Когда заказчик понимает последовательность работ, ему легче планировать оплату и поставку материалов строителю. Строителю тоже удобно — ему не нужно перестраиваться и что-то существенно менять в своей работе. Он выполняет работы последовательно по смете.

Бывает, что строители сопротивляются и спрашивают, зачем нужна такая смета. Для этого можно говорить волшебную фразу: «Мне нужно планировать время и деньги, чтобы у вас не было простоев и я вам не задерживал оплату».

Подготовка хронологической сметы занимает чуть больше времени. Многим строителям сложно разделить работы по хронологии: они привыкли сливать в одну работу несколько. Например, демонтаж и поклейку новых обоев могут написать как «сделать обои». Придется объяснять такой подход: скажите, что это позволит вам быстрее проверить ход работ и заплатить за сделанное.

Некоторые работы могут идти параллельно, так как ремонт будут делать несколько человек. Строитель может сказать, что расписать смету в хронологическом порядке не получится. В этом случае нужно сказать, чтобы работы расставили так, как будто это будет делать один человек.

Помимо сметы по хронологии можно выделить еще несколько способов расчета.

По этапам. Отдельные сметы составляют на демонтаж, монтаж, черновую и чистовую отделку. Это самый популярный способ расчета, так как позволяет оценить состояние объекта после каждого этапа и вовремя скорректировать смету.

Все корректируют сметы в среднем на 20% — это нормально. Например, после демонтажа старых обоев выяснилось, что стена сыпется и ее нужно заново выравнивать. Затраты на дополнительные материалы согласуют с заказчиком и внесут в смету на монтаж.

По комнатам. Подойдет, если вы делаете ремонт не во всей квартире. Или, наоборот, если на объекте слишком много комнат и легко запутаться, в какую сколько материалов необходимо.

Но в такой смете может быть подвох. Когда вы составляете сметы по комнатам, легко купить лишние материалы. Например, вы планируете покрасить потолок и пишете в смету каждой комнаты по ведру краски. В жизни одного ведра может хватить на несколько комнат. Еще краску выгоднее покупать большими объемами — а если брать маленькие емкости, это может выйти дороже.

По видам работ. Отдельные сметы для стен, электрики, сантехники и так далее. Такие сметы одни из самых распространенных, но заказчику сложно отслеживать остатки материалов и ход ремонта.

Кто уполномочен заниматься сметой

Сметой заказчику и подрядчику лучше заниматься сообща. Это в интересах обеих сторон.

Если нанимаете бригаду, бригадир составит смету и согласует ее с вами. Если заказали услуги у компании, смету, скорее всего, составит профессиональный сметчик. В любом случае контролировать ее исполнение вы будете вместе с подрядчиком.

Все изменения в смету бригадир вносит только с одобрения заказчика. Если необходимы материалы и работы, которые не заложены в смету, бригадир должен остановить ремонт, позвонить заказчику и получить его согласие.

Например, при плановой замене двери обнаружилось, что стена между комнатами рухнет в любой момент. Хороший бригадир пригласит вас на объект и согласует изменения в смете. Плохой — укрепит стену, а потом будет спорить и требовать оплату. Если работы, не заложенные в смету, провели без вашего ведома, вы имеете право не платить за них.

Требуйте чеки на все покупки, сверяйте чек со сметой и просите бригадира объяснять смысл покупок. Если не доверяете рукописным чекам с рынков, просите бригадира покупать материалы не на строительных рынках, а в крупных сетевых магазинах: в них чеки печатают и подделать их практически невозможно. Цены в магазинах могут быть как выше, так и ниже, чем на рынках. Но даже у крупного строительного супермаркета ассортимент будет скромнее рыночного.

Основные принципы составления сметы

Перед началом работ смету должен утвердить и заказчик, и исполнитель. Все изменения в смете должны согласовываться с заказчиком.

Обязательно нужно заложить сумму на непредвиденные расходы. Обычно она составляет 30% от планируемой сметы. В моем случае оказалось, что стены нужно демонтировать и возводить их с нуля. Это не только лишние траты на работу и материалы, но еще на доставку со склада и вывоз мусора. Для меня эти траты стали неприятной неожиданностью, так как я не закладывал на них деньги.

Чем подробнее смета — тем меньше разночтений возникнет в процессе. Лучше разбить работу «привести стены в порядок» на более мелкие задачи: «содрать старые обои», «выровнять стены», «подготовить стены к покраске» и «поклеить обои».

Правильно названные работы — это уже половина сметы

Сколько строителей, столько и формулировок работ — каждый формулирует работу так, как привык или прижилось в его документах.

Одна и та же работа у разных строителей может называться по-разному и включать в себя разные действия. Например, в понятие «выравнивание стен» каждый строитель будет вкладывать свое представление в зависимости от ситуации. Это усложняет жизнь заказчикам и приводит к недопониманию.

Неправильно сформулированная задача снижает эффективность контроля, управления, приемки. Растут ошибки в подсчетах необходимого количества материалов и оплатах, увеличивается неразбериха.

Расскажу, как определить правильно и неправильно сформулированные работы.

В одной ячейке таблицы сметы могут быть только работы, у которых общие материалы. В идеале — у каждой работы своя ячейка.

Неправильно: установка подвесного потолка, покраска.

Правильно: установка подвесного потолка — одна работа, покраска подвесного потолка — другая.

Нельзя смешивать работы, у которых разные единицы измерения.

Неправильно: поклейка обоев, установка потолочных плинтусов.

Правильно: поклейка обоев — одна работа (потому что считается в квадратных метрах), установка плинтусов — другая (потому что считается в погонных метрах).

Строители реагируют на такой запрос настороженно. Они не любят детализацию из-за того, что так стоимость их работ легче сравнить с конкурентами. Строители привыкли к собственным формулировкам и считают, что детализация увеличивает их нагрузку.

Но строители быстро и с удовольствием перестраиваются, если вы договариваетесь, что будете платить раз в неделю «за завершенные строки в смете». Тогда они заинтересованы сформулировать работы и разместить их в разных строках так, чтобы получать оплату регулярно. Потому что строитель, как и любой человек, ценит стабильность и регулярность оплат.

Как оформляется смета

Смета — это несложная таблица. В самом простом варианте она содержит следующие столбцы: наименование, единица измерения, количество, цена и сумма. Хорошо, если присутствует столбец «скидка» — это позволит указывать скидку не на всю смету, а на конкретную работу. Так будет легче понять, что именно вам обошлось дешевле. Если давать скидку на всю смету — непонятно, будет ли действовать скидка в случае, если какие-то работы придется в нее добавить и смета расширится.

Не так важно, как конкретно она оформлена и в какой программе. Важно, чтобы заказчик и исполнитель понимали смету одинаково.

Проще всего сделать смету по готовому шаблону.

Программы для составления и заполнения смет

В интернете много платных программ для составления смет: « Гранд-смета », « Смета-ру », «1С: Смета». Такие программы используют для смет на жилые дома, мосты, стадионы и подобные объекты, где необходимо подробно документировать каждую мелочь. Обучение работе с этими программами займет у вас больше времени, чем сам ремонт. Например, в таких программах нет понятия «поклеить обои». Вместо него используют термин «нанесение бумажных полотен».

Если вы никогда не составляли сметы, попробуйте сайт « Сметус-ком » или «Гибкая смета» — они более дружелюбны к новичкам.

Основные ошибки при составлении смет

Невозможно учесть все нюансы, если составляете смету самостоятельно и никогда раньше не занимались подобным. Вот основные вещи, про которые забывают чаще всего.

Доставка и подъем на этаж. Статья расходов, про которую забывают чаще всего. Обычно магазины доставляют строительные материалы только до подъезда. За подъем в квартиру придется платить либо грузчикам, либо строителям. Я живу на восьмом этаже в доме без грузового лифта и тихо плакал от расценок грузчиков каждый раз, когда заказ не помещался в тесную кабину лифта.

Вынос мусора. Выбросить строительный мусор на обычную помойку не получится — придется заказывать контейнер. Контейнер на 3 тонны не всегда получится загрузить на 3 тонны: водителям запрещено загружать контейнер выше бортов. Мне пришлось заказывать несколько машин, хотя рассчитывал только на одну.

До начала ремонта спросите бригадира или старшего строителя, сколько примерно будет стоить вывоз мусора по окончании работ. Рассчитать конечную стоимость по вывозу мусора сложно. Заложите на это минимум 10 000—15 000 Р дополнительно. Если в доме нет лифта — цена возрастет.

Входная дверь. После ремонта многие меняют замки и обивку двери. Эти траты редко включают в смету, и я тоже это не учел.

Краска. Распространенная ошибка — заложить в смету только один слой краски, а не два. Мне пришлось не только заплатить в два раза больше, чем планировал, но и раскошелиться на еще одну доставку.

Счетчики. Ремонт — хороший повод поменять счетчики. Я забыл, что стоит заложить в смету не только стоимость самих приборов, но и установку с проверкой.

Допустимо ли превышать указанные в смете цифры

Смета — это приблизительный план, а ремонт никогда не идет по плану. Менять смету по ходу ремонта нормально. Главное, чтобы все изменения в смете заранее согласовывались с заказчиком и были аргументированы. Если есть возможность — заключайте дополнительные соглашения на выходящие за смету работы.

Как правильно составить смету

Ремонт — это боль. В какой-то момент я просто закрыл глаза и давал бригадиру все, что он попросит, лишь бы это побыстрее закончилось. Меня выбили из колеи незапланированные расходы, а из-за нервов и спешки я принял несколько неправильных решений.

Вот что я понял теперь:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *