что нужно для сдачи ребенка в детдом
Отчаянный шаг: как отдать своего ребенка в детский дом временно или навсегда?
Законодательство не запрещает родителям отказываться от прав на биологического или усыновленного ребенка. Передать отпрыска на воспитание государству можно с момента его рождения и до наступления совершеннолетия.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Можно ли сдать сына или дочь в детдом?
Если родители больше не могут или не хотят обеспечивать собственного ребенка, то этим займется государство. Для добровольного отказа специальной статьи не существует. Лишение родительских прав возможно исключительно в судебном порядке, согласно ст. 70 СК РФ. На основании ст. 155.1. СК РФ после вынесения положительного вердикта несовершеннолетнего помещают в организацию для детей-сирот, у которых юридически нет законных представителей.
Причины и основания для подобного решения
Как отправить на время?
Постановление правительства РФ от 24 мая 2014 года №481 п.12 определяет основания и условия временного содержания и воспитания детей в специализированных учреждениях. Временное помещение детей под надзор государства разрешается только по уважительным причинам.
В силу разных причин и труднопреодолимых обстоятельств семья может не иметь возможностей для полноценного и комплексного воспитания ребенка. Но решение об отказе от родительских прав категорически не рассматривается. Статья 155.1. п. 2 СК РФ предусматривает временную передачу ребенка под надзор социальному учреждению.
Куда обращаться?
Для оформления сына или дочери на временное государственное содержание обращаются в интернат, районный отдел образования, городское представительство органов опеки и попечительства. При обращении в отдел образования родители приводят аргументы, которые повлекли за собой решение о временном переводе в детский дом. Пишут заявление в ООП, прикрепляют необходимые документы. Сотрудники организации выясняют подробности жизни семьи:
При подтверждении фактов насильственных действий возбуждается судебное разбирательство. Если сотрудники организации убедятся в целесообразности желания родителей, то их направят в определенный интернат к руководству. Разрешен самостоятельный выбор учреждения. Составляется трехстороннее соглашение между родителями, представителями ООП и администрацией интерната. Основные моменты:
Какие документы потребуются?
К заявлению прилагают список документов, на основе которых местный отдел образования выдает путевку в интернат. Список указан в п. 15 Постановления правительства №481:
Какой срок несовершеннолетний может оставаться в учреждении и почему?
В соглашении с детским домом срок нахождения ребенка строго регламентируется. Согласно нормам минимальное время — 3 месяца, максимально — 1 год.
Семья возвращает ребенка себе, когда истекает срок соглашения и все условия соблюдались в полном объеме. Для возврата раньше времени законные представители пишут заявление в органы опеки. При получении отказа они имеют право обратиться в суд.
Что будет, если вовремя не забрать?
Если законный представитель вовремя не забирает ребенка домой, то он приобретает статус оставшегося без попечения. В этом случае сотрудники детдома на основании п. 7 Приказа от 17.02.2015 №101 Минобразования и науки РФ составляют акт об оставлении ребенка, ООП готовят иск о лишении прав родителей.
Правовые последствия
Согласно статье 155.1. СК РФ временное пребывание детей в интернате не прекращает права и обязанности родителей, опекунов или усыновителей в отношении несовершеннолетнего. Родители обязаны соблюдать условия соглашения с ООП, которые подбираются индивидуально.
Разрешается забрать раньше срока по заявлению в органы опеки. Несовершеннолетние, находящиеся на временном проживании в детдоме, как и на постоянном, имеют право на опекунов или приемную семью.
Информацию о «родительских детях» органы опеки обязаны передать в региональный банк данных сведений об оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 121 и 145 СК РФ они приобретают полный статус оставшихся без попечения для передачи на опеку, когда их откажутся забирать в семью обратно.
Процедура сдачи навсегда
Отдать сына или дочь в детдом навсегда возможно при лишении прав обоих родителей (какие основания для лишения родительских прав бывают?). Если другие родственники, которые подходят под статус опекунов или усыновителей, не желают брать их себе, то несовершеннолетний признается сиротой.
Лишение прав
Добровольное как и принудительное лишение родительских прав допустимо законом, реализуется на практике достаточно часто. Процедура лишения прав согласовывается со всеми лицами, имеющими отношение к несовершеннолетнему: родители, усыновители, лицо, желающее стать опекуном.
При рассмотрении добровольного отказа суд опирается на статьи 69, 70, 71 СК РФ, которые присущи вынужденному прекращению прав одного или всех законных представителей детей.
Бумага заверяется нотариусом, передается в органы опеки для проверки условий жизни семьи и подписания заявления. Иск подают в районный суд, по месту проживания. Перед его подачей оплачивают госпошлину — 300 р, квитанцию также прикладывают к общему пакету документов. Для суда потребуется:
Суд имеет право запросить показания свидетелей, характеристики на родителей.
Последствия
Основное последствие отказа от родительских прав — аннулирование всех юридических аспектов, возникших на почве родства двух людей. Последующие события:
Родители после лишения прав на воспитание детей продолжают нести материальную ответственность. Они обязаны выплачивать алименты до достижения ребенком 18 лет. Допускается возможность встреч биологических родителей или бывших опекунов с несовершеннолетним, пока его не усыновят. Обо всех обязанностях и правах, которые сохраняются для родителей и детей после лишения родительских прав, мы писали отдельно.
Зачастую помещение детей в интернат спасает их от проживания в невыносимых условиях. Родителям трудных подростков следует тщательно взвесить последствия их решения, рассмотреть альтернативные возможности: военные училища, специализированные и спортивные школы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)
Как сдать ребенка в интернат?
Интернат – учреждение не только для детей-сирот. В подобном учебном заведении, которое предоставляет место для проживания, могут оставаться и дети, чьи родители или попечители не лишены родительских прав. Органы опеки допускают временную отправку детей в интернат. Это разрешено в тех случаях, когда семейные обстоятельства не позволяют оказывать должный уход и внимание малышу или подростку. Обо всех подробностях сдачи ребенка в интернат без лишения родительских прав рассказано далее.
В каких случаях допускается сдача ребенка в интернат
Оформить чадо в интернат можно через органы опеки и районный отдел образования. Официально существует несколько поводов, достаточных для перевода ребенка:
Все перечисленные проблемы должны быть временными, если родители не хотят лишиться родительских прав. При обращении в ООП они должны подчеркнуть, что отдают ребенка в специальное учреждение лишь на определенный срок, по истечению которого обязуются забрать его и предоставить все необходимые условия для проживания, учебы и развития.
Если этого не произойдет, будет возбуждено судебное разбирательство с возможностью лишения родительских прав. Представителям несовершеннолетнего необходимо соблюдать осторожность, чтобы не довести до этого этапа. Впрочем, при соблюдении правил о том, что ребенка могут забрать, не стоит волноваться.
Что касается неофициальных причин сдать ребенка в интернат, чаще всего родители идут на такой шаг в целях перевоспитания. Если подросток проявляет агрессию по отношению к старшим родственникам, ворует, злоупотребляет спиртными напитками, особенно плохо учится, целесообразно будет отправить его в учреждение постоянного пребывания. Резкая смена обстановки, отсутствие попечительства родителей, строгие правила – все это позволит улучшить уровень дисциплины. Конечно, прибегать к такому варианту следует в крайнем случае, если все другие возможности уже были испробованы.
Особенности проживания в интернате
Интернаты бывают различных типов. Зачастую детей без лишения родительских прав сдают в учреждения пятидневного ночного пребывания. На выходных ребенок отправляется обратно к родителям, а в будни круглые сутки, в том числе ночью, остается в школе или детском саду. Конечно, в учебном учреждении несовершеннолетнему предоставляют питание и место для сна.
Возможен и вариант семидневного пребывания, когда ученики интерната отправляются к родителям лишь 2-3 раза в месяц. Такой вариант целесообразен, если родители проживают в небольшом населенном пункте, а ближайший интернат находится в нескольких часах езды.
Важно помнить, если родители сдают ребенка в учреждение семидневного пребывания без основательных аргументов, таких как расстояние, встает вопрос о лишении родительских прав.
В период пребывания в интернате ребенок, если он уже достиг 6-7 лет, продолжает свое обучение в рамках общеобразовательной программы. Возможно обучение и по специальным системам, если речь идет о детях-инвалидах или несовершеннолетних с отклонениями умственного и психического развития. Детям с хроническими заболеваниями или степенью инвалидности в обязательном порядке предлагаются восстановительные меры: лечебная физкультура, занятия с психологом, логопедом и другими специалистами.
Порядок оформления в интернат
Чтобы сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, для начала необходимо обговорить этот момент с самим несовершеннолетним. Если ему уже исполнилось 10 лет, согласие ребенка обязательно. Если несовершеннолетний в возрасте от 10 до 18 лет отказывается проживать в учреждении постоянного пребывания, отправить его в интернат, скорее всего, не получится. Эта процедура возможна только в случае лишения родительских прав, что в рассматриваемой ситуации является нежелательным.
После получения согласия со стороны ребенка, необходимо обратиться сразу в несколько органов: ООП или органы опеки и попечительства, интернат, в который родители собираются определить ребенка, а также в районный отдел образования.
Порядок действий следующий:
Теперь о нюансах. Чтобы районное отделение образования выдало путевку, необходимо предоставить ряд документов:
Если ребенок страдает от хронических заболеваний, является инвалидом, обязательно необходимо представить справку об имеющихся нарушениях, а также программу реабилитации. На основании этих документов несовершеннолетний будет направлен в то учреждение, где ему могут оказать необходимую медицинскую и реабилитационную поддержку.
Сроки пребывания ребенка в интернате
Сроки нахождения ребенка в специальном учреждении строго регламентированы. Согласно нормам, они должны составлять минимум 3 месяца, максимум – один год. Сроки четко прописываются в соглашении с интернатом. Помимо сроков пребывания в учреждении, указываются также обязанности всех сторон, в том числе и родителей.
Если родители не будут выполнять свои обязанности (забрать ребенка на выходные, оплатить обучение и проживание, поддерживать с ним связи и т.д., условия выбираются индивидуально), после истечении срока договора они лишаются родительских прав.
Есть возможность оставить ребенка в интернате дольше, чем на один год. Для этого по истечении 12 мес. после отправки необходимо продлить соглашение. Для этого придется снова привлечь ООП и подписать уже новый договор. Такая мера целесообразна только в том случае, если родители за время пребывания несовершеннолетнего в интернате уже начали улучшать жилищные условия, получили более высокооплачиваемую работу и т.д. Если положение семьи остается таким же бедственным, возможно лишение родительских прав.
Альтернативы
Не обязательно переводить несовершеннолетнего в интернат, если в семье возникли проблемы. Существуют дополнительные возможности.
Самый оптимальный вариант и для ребенка, и для родителей – это узкоспециализированные школы, направленные на воспитание спортсменов, кадетов или же гениев в определенной отрасли науки. Попасть в такие учреждения сложнее, чем в интернат – необходимо успешно сдать экзамены и пройти отбор. Но плюсы перевешивают:
Родителям с проблемными отпрысками следует обратить особое внимание на военные училища. В них детям привьют основы дисциплины, что во многих случаях поможет справиться с тяжелым характером подростка.
Сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав можно, но, прежде чем идти на такую меру, следует взвесить все «за» и «против». Отправка интернат должна быть крайней мерой, нельзя обращаться к этой процедуре из-за небольшой провинности ребенка.
Прежде чем перевести несовершеннолетнего в учреждение постоянного пребывания, обязательно нужно провести с ним беседу, желательно с привлечением детского психолога. В период пребывания ребенка в учебном учреждении важно поддерживать с ним контакт, чтобы отношения в семье не ухудшились.
Трудных подростков должны перевоспитывать родители, психологи и время
Переходный возраст приводит к тому, что многие подростки перестают слушаться родителей. Всё, что говорят старшие, они воспринимают в штыки. Поддержку ищут у сверстников, но те, зачастую, оказывают на них только дурное влияние. Взрослые несут ответственность за воспитание отпрыска, но сами практически никак не защищены от его возможной агрессии, рассказал в интервью программе «Утро России» адвокат по семейным делам нашего правового центра Сергей Матушкин
Ярослава Журавлёва сбежала из дома прошлым летом. Родители прилагают все усилия для того, чтобы её найти, но пока всё тщетно. Причину они знают: в последнее время они никак не могли ужиться с четырнадцатилетней девушкой, которая абсолютно перестала слушаться старших, а всё свободное время предпочитала проводить с друзьями. Все попытки наладить хоть какой-то контакт, заканчивались скандалом или хамством со стороны Ярославы. Однажды та ушла из дома, даже не взяв вещи или документы.
«Родители не могут самоустраниться от воспитания детей. Неисполнение законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию или обучению, влечёт наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Кроме того, возникает перспектива и вовсе лишиться родительских прав, если органы опеки найдут достаточные основания для этого», — говорит адвокат по семейным делам Сергей Матушкин.
Многие родители не могут понять что дети, достигнув определенного возраста, уже начинают считать себя взрослыми. Когда подростки не видят поддержки внутри семьи, они начинают искать её среди друзей и сверстников. Папы и мамы не должны пускать процесс воспитания на самотёк. Существуют школьные психологи, к которым можно обратиться за советом.
«За содержание и воспитание ребенка несут ответственность родители, которые сами практически никак не защищены от агрессии с его стороны. Сурово наказывать или жестоко бить подростка нельзя, это может оттолкнуть его еще больше. Тем более, что органы опеки рано или поздно обратят внимание на такую обстановку внутри семьи и примут соответствующие меры», — считает адвокат по семейным делам Сергей Матушкин.
Накопившееся чувство несправедливости может привести к настоящим взрывам ненависти. Они могут быть направлены на сверстников и даже представителей старшего поколения. Подростки позволяют себе нападать с кулаками на учителей и даже родителей. Влияние нехороших компаний и алкоголя вместе с огрехами в воспитании, могут привести молодого человека с пока ещё неокрепшей психикой на скамью подсудимых. Чаще всего, дети совершают преступления небольшой и средней тяжести, считая, что им, в силу юного возраста, всё может сойти с рук.
«Возраст привлечения к уголовной ответственности в нашей стране наступает с 14 лет. Подростка могут отправить в колонию для несовершеннолетних. Часто суды подходят к выбору меры наказания исходя из принципов гуманизма. Имеется ряд оговорок, которые влияют на приговор. В целом, и правоохранительные органы и судебная власть стремятся скорее перевоспитать, а не наказать малолетнего преступника», — уверен адвокат по семейным делам Сергей Матушкин.
Чего ждать от ребенка из детского дома. Особенности психики и полезные упражнения
Любая семья, которая планирует принять ребенка из детского дома, сталкивается со стереотипами: вам будут говорить, что «после детского дома невозможно жить в семье», «а что если он будет курить и воровать», «вдруг у него плохая генетика». Воспитывать приемного ребенка — не то же самое, что воспитывать родного, но в этом нет ничего страшного. Вместе с психологом ресурсного центра «Отрадное» Светланой Даниловой, которая работает с приемными родителями и их детьми, мы разобрались, чего ожидать в период адаптации, какие особенности стоит учитывать и какие упражнения можно делать, чтобы установить доверительную связь с ребенком. Многое из этого списка пригодится и родителям неприемных детей
Они не доверяют взрослым
Главное, чем отличаются дети из детского дома, — у них нет базового доверия к взрослым и вообще к миру. Оно формируется в первые годы жизни, и если в этот момент ребенок оказался без попечения родителей, задуманная природой схема нарушается. Младенец должен удовлетворять свои базовые потребности мгновенно: как только родитель слышит, что ребенок закряхтел или заплакал, он подлетает и разбирается, в чем дело, помогает справиться с проблемой — меняет памперс, кормит, укачивает. Когда это происходит изо дня в день, ребенок усваивает, что он в безопасности, о нем обязательно позаботятся. В учреждении детей тоже кормят, пеленают и купают, но там все происходит в определенные часы, по расписанию нянечек. Младенцы же испытывают потребности не одновременно и не по часам, поэтому часто получается, что ребенок получает необходимое уже после того, как он поплакал и заснул в одиночестве. К сожалению, так ребенок усваивает, что никому не нужен.
Человеческая психика устроена так, что обида и злость переносится на того, кто находится в поле зрения. Хотя ребенка оставила родная мама, сердится он на воспитателей или приемных родителей. Казалось бы, что они могут помнить, такие маленькие, до года? Но это не интеллектуальное знание, а чувственное. Оно закладывается еще внутриутробно, а накапливается после рождения. Младенец хорошо запоминает тот ужас и холод, которые он испытывал, когда лежал в кроватке и плакал один. Это очень трудно компенсировать, когда ребенок уже подрос, но возможно.
У них могут быть проблемы с границами
Когда с ребенком мало взаимодействуют взрослые, не берут на руки, не обнимают, у него плохо формируется понимание границ собственного тела — и это сказывается на поведении в дальнейшем. Чтобы человек понял, что хорошо, а что плохо, он должен для начала осознать свои собственные границы — телесные. Обычно новорожденные все время находятся в контакте с мамой, а сироты этого лишены, и образ тела у них формируется позже. У них не «плохая генетика» — просто они не прошли необходимые этапы эмоционального развития.
В школе приемных родителей учат, как компенсировать эти пробелы и как бы заново пройти период, когда ребенок не получил поддержки родителей. С помощью разговоров это сделать сложно, поэтому психологи придумывают разные игры и метафоры для процессов, которые происходят между родителями и ребенком.
Упражнение первое — знакомство с собой. Посмотрите в документах, какой у ребенка был вес и рост при рождении (обычно эти данные есть у опеки). Чтобы восстановить свою историю и заново прожить ее с вами, ребенку важно узнать о себе всю эту информацию и, например, потрогать бирочку из роддома. Психологи предлагают показывать, а не проговаривать словами: вместе с ребенком отмерить 50 сантиметров, сделать сверток из одеяла, объяснить: «Смотри, вот такой ты был, когда родился». Отмерить вес младенца на кухонном безмене, дать подержать этот сверток ребенку. И маме тоже: «Мамы же с тобой тогда не было, но давай представим, как бы это было, она бы очень хотела уже тогда тебя обнять и о тебе позаботиться». Многие родители смущаются, говорят, что ребенок уже большой и в этих играх нет смысла, но на деле и 7—8-летних, и язвительных подростков, и даже совсем взрослых людей интересуют такие вещи.
У него есть биологические корни, их нужно принять
Приемным родителям важно почувствовать благодарность к биологической матери ребенка. Ведь, какой бы она ни была и где бы она ни находилась, она родила человека, который теперь стал частью их семьи. Если бы эта мама жила благополучно и отлично справлялась, ее не лишили бы родительских прав, и сына или дочери у вас бы не было. Ребенок тоже должен принять свои корни — тогда он не будет срываться на родителей. Иногда в приемной семье плохо отзываются о биологических родителях: «Понятно, в кого ты такой!» Это недопустимо. Детская психика устроена так, что в любой ситуации ребенок будет винить себя: родители разводятся — значит я сделал что-то не так, мама оставила меня в детдоме — значит я плохой. А когда ребенок считает себя плохим, он и вести себя будет плохо — подтверждать свою идентичность.
Задача приемных родителей — избавить ребенка от чувства вины и злости на биологическую мать. Одно из упражнений, которое предлагают психологи, называется «домики жизни»: вся семья садится вместе и рисует домики, в которых успел побывать ребенок, и на каждом этапе благодарит тех, кто о нем заботился. Первый домик — у мамы в животе: даже если у биологической мамы не получилось заботиться о малыше, она его как минимум родила, и это уже хорошо. Нужно не реабилитировать родителей, а показать ребенку, что это не он плохой, а просто взрослые не справились, не смогли о нем как следует заботиться, ведь быть мамой и папой трудно. Потом нужно вместе вспомнить и нарисовать другие домики — детский дом, другой детский дом, а в конце приемная семья. Это отличная профилактика любых проблем с воспитанием: родители понимают, сколько всего пережил ребенок, а он осознает, что семья принимает его со всей предысторией.
Им труднее сформировать привязанность
Механизмы привязанности формируются в первые месяцы и годы жизни, но если в это время ребенок находится в учреждении, у него нет близкого взрослого, который о нем постоянно заботится. Нянечки, врачи и воспитатели мелькают перед младенцем, как вагоны проходящего поезда, сформировать привязанность к кому-то из них невозможно. А чтобы научиться доверять вообще, надо сначала довериться хотя бы одному человеку — обычно это мама.
Все дети проходят через возрастные кризисы — не стоит винить в этом генетику. Однако проблемы с привязанностью могут усугубить проблемы в отношениях подростка с родителями и сделать их по-настоящему невыносимыми. Воспитание детей — это педагогический процесс, одной любви тут недостаточно, нужно знание. Многие родители говорят, что любят своего ребенка, но при этом не знают особенности возраста, не могут описать характер ребенка, не играют с ним. В чем же тогда заключается любовь — в дорогих игрушках и секциях? К сожалению, этого недостаточно, чтобы появилась доверительная связь.
Они привыкли к подаркам
Воспитанники детских домов, особенно столичных, неплохо обеспечены и часто получают подарки от спонсоров и благодетелей — неудивительно, что дети привыкают компенсировать недостаток любви материальными благами. В эмоциональную дыру можно «забросить» не только подарок, но и вкусную еду — часто приемные дети удивляют родителей своим аппетитом. И дело не в том, что малыши голодали — они привыкли так получать положительные эмоции. В этом нет ничего хорошего: удовольствие от шоколадки или новой игрушки мимолетно, и настоящую проблему они не решают. Эффект примерно такой же, как от импульсивной покупки: новое платье у вас появится, а стресс никуда не денется.
Ребенка нужно учить, что любовь проявляется не только через подарки. Когда мама любит ребенка, она обнимает его, заботится о нем, следит, чтобы он был тепло одет и хорошо ел. Это звучит странно, но дети из детских домов не умеют обниматься. Подростки могут даже отпрыгивать, когда вы пытаетесь к ним прикоснуться. Оставаясь в семье, понемногу они учатся и оттаивают. Можно прямо так и говорить: в нашей семье принято обнимать маму утром, когда проснешься, днем, когда придешь из школы, и перед сном. Сначала придется внедрять эти правила искусственно, а потом все привыкнут, и объятия будут абсолютно естественными и искренними.
Им нужны понятные правила и рутина
Понятный распорядок дня и режим нужны всем детям, да и взрослым, в общем-то, тоже. Приемного ребенка очень важно сразу же познакомить с правилами, по которым он будет жить в вашей семье, и рассказать, как все устроено. Некоторые семьи во время гостевых визитов (это «пробный период», когда ребенок приезжает на время пожить в семье потенциальных родителей) хотят позволить ребенку все, чтобы он почувствовал себя хорошо, но это ошибка. Ведь потом, в обычной жизни правила будут другими, и ребенок почувствует себя обманутым. Лучше сразу выяснить, впишется ли воспитанник в правила вашего дома, чем решать эту проблему позже и отдавать его обратно в детский дом. Психологи школы приемных родителей советуют не препираться с ребенком по вопросам, которые находятся вне вашего контроля: например, когда подросток кричит, что не хочет ходить в школу, родители могут лишь объяснить, что получать образование все равно придется, ведь это не их личный каприз, а требование государства. Вы не можете отменить домашние задания, но всегда можете посочувствовать — это ребенку и нужно.
Они будут проверять вас на прочность
После «медового месяца» обычно наступает менее радостный период адаптации, когда ребенок начинает проверять родителей на прочность и отстаивать свои границы. Пока происходит притирка, ребенок может провоцировать родителей, делая разные вещи, за которые его теоретически могут вернуть в детдом. По логике ребенка, раз собственная мама когда-то его оставила, значит, и новая семья может поступить так же. И, чтобы довериться взрослым, ребенку нужно быть уверенным в том, что его не вернут, что его готовы принять любым. Тут родителям важно дать понять, что в жизни ребенка будут определенные запреты и правила, но вообще-то они рассчитывают жить с ним вместе долго и счастливо: «Играть в футбол в квартире мы, конечно, не разрешаем, но и отдавать тебя за это никуда не собираемся».
Они будут бороться за ваше внимание
В любой семье братья и сестры борются за внимание родителей — и это нормально. Главное, чтобы в семье были одинаковые требования к детям и логичная иерархия: главный ребенок тот, кто появился в семье первый. Если вы сначала взяли ребенка из детдома, а потом родили второго, старший не должен чувствовать себя брошенным и ненужным. Хорошее упражнение, которое поможет семьям с любым составом: договориться, что у каждого ребенка есть 15 минут или полчаса, когда мама полностью принадлежит ему. В это время можно заниматься чем угодно, главное — не уроками и не делами по хозяйству. Даже очень короткий промежуток времени каждый день или каждую неделю, проведенный с мамой наедине, даст ребенку уверенность в том, что он не менее нужен и важен, чем его братья и сестры.