что нужно для раскроя
Раскладка выкройки на ткани: полное руководство
Подготовка к раскрою
Прежде чем приступать к раскладке выкройки на ткани, следует провести влажно-тепловую обработку материала. Если ВТО не проводить, в дальнейшем готовое изделие может преподнести ряд неприятных сюрпризов — например, усесть, поэтому этот шаг нельзя пропускать.
Подробнее о том, как правильно провести декатировку ткани перед раскроем, можно почитать в нашем мастер-классе:
Как декатировать ткань
Долевая нить
Для правильной раскладки направление долевой нити имеет важнейшее значение. Долевая (или нить основы) всегда параллельна кромке, однако бывают случаи, когда кромка уже отрезана, и определить направление долевой можно лишь по косвенным признакам. Если вы новичок в шитье, рекомендуем углубиться в эту тему:
Что такое долевая нить и как ее определить
На выкройках Burda всегда указано направление долевой нити, но если вдруг вы шьете по выкройке, где направление нити основы не отмечено, имейте в виду: долевая нить ткани при раскладке должна быть строго параллельна позвоночнику — если только ваша модель не предполагает крой по косой. В этом случае мы раскладываем детали так, чтобы они шли под углом 45 градусов к долевой нити.
Основные правила раскладки выкройки на ткани
Самый главный принцип — раскладка выкройки на ткани должна быть рациональной. Это значит, что вы должны найти оптимальное расположение деталей на ткани, оставляя минимальное количество пустот между ними с учетом припусков. Такие пустоты называются межлекальными выпадами, и ваша задача — минимизировать межлекальные потери ткани.
Сначала раскладываются крупные детали, после чего детали пояса, кокеток, обтачки, клапаны раскладывают в промежутках между основными деталями, соблюдая направление долевой нити. Вы можете менять расположение деталей в зависимости от размера конкретного отреза ткани.
Следующий важный этап — анализ материала, на котором будут раскладываться детали. Для нас будут иметь ключевой значение: наличие рисунка, раппорт, ворс, оттеночность в разном направлении.
Однотонные ткани
Если материал однотонный и не имеет ни ворса, ни оттеночности, выкройки можно располагать как угодно, главное соблюсти направление нити основы, указанное на выкройке, не забывая о главном принципе рациональности.
Ткани с рисунком
Если рисунок имеется, его также необходимо проанализировать. Рисунок может быть направленным или ненаправленным.
Если рисунок ненаправленный и ткань не имеет ворса и оттеночности, вы можете смело раскладывать детали как в одном направлении, так и в другом, а также для экономии материала валетом.
Если рисунок направленный, нужно во‑первых, сразу решить, куда будет направлен узор, например, к плечевому шву или к низу изделия, и, во‑вторых, соблюдать этот выбор при раскладке.
Мы также анализируем крупность рисунка. Если он мелкий, скорее всего, нет необходимости стыковать детали, но если рисунок крупный, вам нужно подумать о грамотном совмещении деталей, к примеру, если вы хотите, чтобы цветы шли строго по линии талии. Расход ткани в этом случае по естественным причинам увеличивается. Лучше всего, если вы сможете взять выкройку с собой в магазин, и на месте до покупки ткани прикинуть раскладку.
Ткани в полоску
Полоска может быть продольной (то есть идти вдоль долевой кромки) или поперечной. В первом случае раскраивать детали нужно, ни в коем случае не отклоняясь от направления нити основы, иначе на выходе вы получите брак. В этом случае вам также следует подумать будете ли вы стыковать полоску по плечевому шву. Раскрой с учетом совмещения увеличит расход ткани.
Если полоска идет поперек нити основы, раскладку и раскрой деталей необходимо выполнять с учетом совмещения полосок в боковых и средних швах спинки и полочки.
Ткани в клетку
Зачастую совмещение мелкой клетки оказывается нерационально сложным, но с некоторыми видами клетки это все-таки возможно. Если клетка на вашем материале четкая и хорошо видна, то ее нужно совмещать.
Несмотря на кажущуюся простоту, клетка может быть очень непростым узором для раскроя, поэтому подробнее ознакомиться с различными тонкостями этой задачи вы можете в нашем отдельном материале:
Как кроить из ткани в клетку
Ткани с ворсом
При разном направлении ворса один и тот же материал может выглядеть очень по‑разному! При раскрое бархата или вельвета детали выкладывают таким образом, чтобы ворс шел снизу вверх. Допустимо и обратное направление ворса, но этот вопрос следует решать в частном порядке в зависимости от качества материала и длины ворса: приложите ткань к себе и, глядя в зеркало, оцените, как выглядит ворс в том или ином направлении.
Во всех остальных материалах костюмной и пальтовой группы, которые имеют ворс, детали раскладываются таким образом, чтобы ворс шел от плечевого среза в направлении низа изделия.
Основные виды раскладок выкройки на ткани
Проанализировав материал, приступаем к непосредственной раскладке. Решая, как разложить ткань при раскрое, учтите, что выбор варианта раскладки определяется, исходя из рациональности и экономичности в каждом конкретном случае.
Продольный сгиб
В этом случае ткань складывается кромка к кромке, по долевой нити, лицевыми сторонами внутрь.
Поперечный сгиб
Ткань складывается поперек долевой линии, срез к срезу, лицевыми сторонами внутрь.
Частичный сгиб
Ткань складывается лишь с одной стороны по долевой, лицевыми сторонами внутрь. Этот способ позволяет максимально рационально использовать ткань для любой ширины.
В два сгиба
В таком варианте края ткани укладываются по нити основы к середине полотна, лицевыми сторонами внутрь.
В разворот
Ткань раскладывается в один слой, без сгибов, лицевой или изнаночной стороной вверх. Такой вариант подходит, если вы кроите по косой, а также если ваша ткань имеет рисунок или узор, который необходимо совместить. Этот способ удобен для тонких тканей (например, для шифон) и объемных, толстых. В этом случае детали выкройки раскладывают в зеркальном отображении, если они сшивные, или в разворот, если цельнокроеные.
Выбрав способ раскладки, укладываем детали на материал, оставляя свободное пространство для припусков на обработку. Не следует сразу же намелять — ищите наиболее рациональную раскладку до тех пор, пока не убедитесь, что потери ткани будут минимальными!
После окончательной раскладки на ткани всех деталей приколите их булавками и обведите по контуру портновским мелком или специальным маркером. Подробнее о способах разметки вы можете почитать в нашем специальном материале:
Способы разметки деталей выкройки на ткани
Далее нанесите припуски на обработку — по 1,5 см, по низу деталей — 3−4 см и отметьте все контрольные линии.
Ответить на вопрос, как правильно разложить выкройку на ткани, не так уж и сложно — куда сложнее разобраться в каждом конкретном случае с учетом особенностей вашей ткани. Но это умение приходит с опытом! А все возникшие вопросы вы можете задать в комментариях, мы постараемся на них ответить.
Шить с нуля!
Пошаговые инструкции. От новичка к мастеру.
Как правильно раскроить ткань?
Правильный крой для красивой одежды
Одежда должна радовать человека. В ней хорошо, когда ты одет по погоде, когда она к месту, когда используется красивая и качественная ткань, когда она сидит на тебе хорошо. Говорят: «Театр начинается с вешалки, а красивое изделие с кроя. И какая бы красивая ткань не была, но если изделие сидит на фигуре плохо, то его уже ничего не спасет. Посадка изделия на фигуре зависит и от качества построения выкройки, и от качества раскроя: подготовки ткани, положения выкройки относительно долевой нити, наличию контрольных меток и т. д. Поэтому мы сегодня узнаем, как правильно раскроить ткань, чтобы изделие было качественным?
Сегодня мы освоим профессию портного на стадии кроя, то есть профессию закройщика.
Правила раскроя для любого изделия универсальны. И их нужно соблюдать.
Правила раскроя
Подготовка ткани к раскрою
Большая часть тканей при увлажнении дает усадку по длине и несколько меньшую по ширине, что влечет за собой изменение размеров и искажение формы одежды при носке или после стирки. Усадке подвержены натуральные ткани: хлопок, лен, шерстяные ткани. Натуральные шелковые ткани тоже усаживаются при стирке, но декатировать их нельзя – они не любят влагу и высокую температуру.
Процесс декатирования заключается в увлажнении ткани, пропаривании ее и в последующем просушивании.
В домашних условиях декатирование производят следующим образом: шерстяную ткань равномерно увлажняют с помощью, например, пульверизатора, а затем проутюживают через влажный проутюжильник в долевом направлении до полного просыхания. Еще существуют рекомендации по замачиванию в воде тканей из искусственного волокна с последующим высушиванием в сухой простыне и проглаживании утюгом по изнаночной стороне. Я этого не делаю и вам советовать не буду.
Перед декатированием тканей с набивным рисунком рекомендуется проверить стойкость красителя путем замачивания образца.
Также есть рекомендации НЕ декатировать хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани, а только проглаживать для удаления помятостей и сгибов. Я, кстати, именно х/б ткани для личного применения перед пошивом намачиваю полностью в воде для принудительной усадки, затем сушу и проглаживаю. При этом хочу отметить, что в качественных тканях значительной усадки не происходит: до 2-х см. на метр длинны, но чем реже и мягче ткань, тем усадка больше.
Особо хочу остановиться на одном примере. Это было давно. Я как-то купила трикотаж с ангоркой. Материал в то время такой не выпускался, это была новинка. Трикотаж шерстяной с синтетикой, я и не подумала, что он может дать усадку. Когда дело дошло до утюжки в процессе пошива, то материал «уселся» вдвое, что ввергло меня в шок. Мне пришлось дошить свое модное платье и продать соседке, которая была на два размера меньше и на 30 см. ниже меня. Поэтому перед раскроем весьма рекомендую проверить материал на действие воды и температуры.
Рисунок ткани.
Ткани с рисунком в клетку или в полоску относятся к числу трудных для раскроя, так как подгонка клеток или полосок при последующем соединении деталей изделия требует от исполнителя внимательности и известного опыта. кроме того, необходимость подгонки полосок и клеток влечет за собой дополнительный расход ткани, и это необходимо учитывать, приобретая материал в магазине.
Ткани с крупнофигурным цветочным или геометрическим рисунком тоже вызывают трудности в раскрое. Раскладывая выкройки на такой ткани, необходимо заботиться уже не только о совпадении частей рисунка в швах, но и внимательно следить за правильным размещением рисунка на деталях выкроек: центры рисунков должны совмещаться с центральными линиями изделия или располагаться симметрично относительно них. Желательно вообще не резать рисунки на видных местах изделия.
Раскладка на ткани с односторонним рисунком
На тканях с направленным рисунком выкройки всех деталей должны быть расположены в одном направлении. Такое расположен выкроек обычно несколько увеличивает расход ткани. Однако детали изделия, раскроенные без соблюдения этого правила, т. е. без учета направленности рисунка, значительно снижает качество изделия.
Цветочные рисунки на тканях могут быть направленными и разносторонними. Первые характерны тем, что стебельки цветов у них направлены в одну сторону, тогда как у вторых — в разные стороны.
Разносторонний рисунок на ткани
На тканях с разносторонним цветочным рисунком, также гладкокрашеных или с мелкофигурным рисунком (в горошек и т. п.) выкройки можно раскладывать в любом направлении.
В изделиях из длинноворсовых тканей, таких, как вельвет, бархат, панбархат, плюш и бобрик, ворс должен быть направлен снизу вверх. Напротив, коротковорсовые ткани (фланель, байка, замша, шерстяная с ворсом) раскраиваются с таким расчетом, чтобы в готовом изделии ворс на всех деталях был направлен сверху вниз.
Также при раскрое атласных тканей выкройки деталей должны располагаться на тканях в одном направлении, так как различное направление переплетение нитей основы на соединенных деталях изделия влечет за собой разнооттеночность.
5. Мы уже знаем, как определить долевую нить. Все ткани в направлении нитей основы оказывают наибольшее сопротивление растяжению. Поэтому направление нитей основы на выкройках основных деталей, как правило, намечают по длине. В этом случае изделие меньше вытягивается при носке и не теряет со временем своей формы.
Направление нитей основы всегда обозначается на выкройках соответствующими линиями (ДН- долевая нить). Долевая нить всегда идет вдоль кромки и вдоль рулона новой ткани. Положить ткань долевой нитью вдоль стола, так чтобы она не свисала и не скатывалась со стола. Лишнюю ткань закатать в рулон с одного края.
Настил ткани.
В условиях индивидуального изготовления одежды чаще всего применяют первый из этих способов — настил в сгиб, при котором ткань складывается по длине лицевой стороной внутрь. При этом способе настила выкраивают парные и симметричные детали.
При настиле в разворот ткань расстилают во всю ширину и длину лицевой стороной вниз. Этим способом пользуются при небольшой ширине ткани, при ассиметричных выкройках, в случаях более экономной раскладки выкроек, при наличии дефектов на ткани, а также в том случае, когда ткань имеет сложный, крупный рисунок, требующий подгонки. Также этот способ настила используют при раскрое тканей с ворсом. Во втором случае настила лекала дважды зеркально накладывают для обмеловки. Ткань в разворот можно настилать сразу в два слоя лицевыми сторонами друг к другу, и тогда симметричные детали нужно выкраивать один раз.
При первом и последнем способе сложить ткань лицевой стороной внутрь, выровнять кромки.
Раскладка выкроек.
Если деталь не разрезная, то сгиб ткани должен совмещаться с центральной линией выкройки.
Обмеловка выкроек. Припуски на швы.
15. Обмеловку выкроек выполняют тонкой четкой линией остро заточенным мелом или мылом двойными линиями: первые линии проводят точно по контурам выкроек, вторыми обрисовывают припуски на швы. Мелом же переносят на ткань все имеющиеся на выкройках контрольные надсечки, а через вырезанные треугольники (на рисунке с раскладкой выкроек) намечают положение вершин вытачек. Стороны вытачек проводят после снятия выкроек с ткани по линейке.
Припуски на швы для всех участков разные. При использовании выкройки впервые рекомендуется дать дополнительный припуск на швы — до 2-х см., такие как, плечевые, линии притачивания лифа к юбке, боковые, рельефные, проймы. Также в индивидуальном пошиве дается больший припуск на подгибку низа изделия.
Подробнее о припусках на швы вы можете прочитать здесь.
Правильная подрезка припусков имеет существенное значение для последующего стачивания деталей. Так, например, после соединения плечевых срезов полочек и спинки запасы на шов направляются на спинку, плечевые и боковые швы впоследствии втачиваются в шов горловины и пройм. Чтобы эти запасы смогли лежать свободно и не «затягивать» швы, нужно припуски срезать под углом к линии шва, который в точности «зеркально» повторит форму проймы и горловины, то есть, того участка, к которому дается припуск, как показано на рисунке.
Разрезание ткани.
В домашних условиях ткань разрезают ножницами таким образом, чтобы широкое лезвие их тыльной стороны опиралось на стол.
При разрезании скользких тканей, сложенных вдвойне, надо следить за тем, чтобы не произошло сдвига слоев ткани. С этой целью оба слоя рекомендуется скрепить булавками.
К первой примерке вырезают только крупные, основные детали (спинку, полочки, рукава). Мелкие детали рекомендуется вырезать лишь после того, как на них будут перенесены все уточнения и сделаны необходимые изменения, выявленные при примерке.
Я лично вообще вычерчиваю все мелкие детали в оставшихся выпадах только после примерки. Это называется подрезкой мелких деталей.
Мелкие детали: подборта, обтачки, манжеты, воротник и прочее, выкраивают только после примерки и уточнения изделия на фигуре. Может измениться вырез горловины, глубина проймы, ширина борта и другое.
Наглядно можно посмотреть видео « как научиться кроить» на примере юбки. Позже уроки по раскрою блузки, платья и другие будут содержать видео, которые будут наглядно дополнять этот урок.
В этой статье мы ответили на вопрос: «Как правильно раскроить ткань»? Мы сегодня побывали в роли закройщика и узнали все тонкости и правила раскроя для пошива качественного изделия.
Что было для вас нового, а может, вы — новичок, и для вас открылся новый мир портновских знаний? Напишите в комментариях. Задавайте вопросы.
Если статья была полезной, делитесь ею с друзьями, ставьте лайки, подписывайтесь на новости и получайте книгу в подарок «Швейная машинка домашнего использования».
Последовательность раскроя швейного изделия: 8 этапов
Раскрой является важнейшим этапом в процессе изготовления абсолютно любого текстильного изделия. От соблюдения правил раскроя зависит качество готового изделия, поэтому их необходимо знать и неукоснительно соблюдать.
Раскрой включает несколько этапов. Рассмотрим каждый из них.
1 этап. Подготовка инструментов
Раскрой производится при помощи специальных инструментов.
2 этап. Декатировка ткани
Ткани из натуральных волокон рекомендуется постирать, высушить и затем проутюжить. Синтетические ткани достаточно проутюжить с паром.
Загрязнённые ткани тоже следует выстирать, высушить и отутюжить.
3 этап. Проверка качества ткани
И лицевую, и изнаночную стороны ткани следует тщательным образом просмотреть на наличие разных видов брака. Это могут быть непрокрасы, дыры, пятна, непроплетины и другие ткацкие дефекты. Материал желательно просмотреть в горизонтальном расправленном виде и на просвет.
Все выявленные недочёты следует обвести мелом на изнанке ткани, чтобы затем учесть их при раскрое.
4 этап. Выявление специфических особенностей ткани
5 этап. Настилание ткани
Для раскроя желательно использовать большой стол. Ткань возможно настилать 2 способами: всгиб и вразворот. В первом случае ткань складывают пополам по длине, лицевой стороной внутрь, уравнивая кромки. Во втором – ткань кладут на стол в развёрнутом виде лицевой стороной вниз.
Первый способ подходит для изделий с симметричной конструкцией, второй – с асимметричной.
6 этап. Раскладка лекал
Лекала раскладывают на ткани последовательно, сначала все крупные, затем между ними – все мелкие. При раскладке следует соблюдать направление нити основы, ворса, рисунка, оттеночность ткани. Детали, имеющие сгиб, целесообразно положить к сгибу ткани. Лекала, имеющие ровные вертикальные срезы (подборта, полочки, или спинки со средним швом) правильным будет расположить вдоль кромки ткани.
Разложенные лекала для удобства последующей обмеловки можно прижать небольшими грузами.
7 этап. Обмеловка деталей кроя
Обмеловка деталей кроя производится остро заточенным мелом, строго по контурам лекал, с нанесением всех контрольных меток и линий.
После того, как все лекала будут обмелены, их следует убрать, а ткань внутри контуров деталей заколоть булавками. Так слои ткани не сместятся в процессе раскроя, а сам крой получится симметричным.
Ко всем деталям изделия при помощи линейки дорисовывают припуски на обработку. Их ширина напрямую зависит от вида ткани и планируемой технологии обработки.
8 этап. Раскрой
Перед тем, как произвести раскрой, следует ещё раз проверить комплектность кроя, соответствие направлению долевой нити, проверить направление ворса, рисунка, оттеночность, ширину припусков на швы.
Только после проверки можно вырезать детали. Резать нужно по внешним контурам деталей, ограничивающим припуски на швы. Одновременно нужно проставлять контрольные знаки (рассечки), где это необходимо. Глубина рассечки не должна быть более 3 мм.
Ножницы в процессе раскроя должны идти по плоскости стола, и ни в коем случае не висеть в воздухе.
Соблюдение этих несложных, но очень важных правил раскроя позволит получить качественный крой, с которым будет легко и приятно работать.