что нужно для работы в ювелирном магазине
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Памятка потребителю «Что нужно знать при покупке ювелирных изделий»
Памятка потребителю «Что нужно знать при покупке ювелирных изделий»
Памятка потребителю «Что нужно знать при покупке ювелирных изделий»
31 декабря 2020 года Правительство РФ утвердило новые Правила розничной продажи (в том числе ювелирных изделий). 09 января 2021 на сайте правовой информации было опубликовано соответствующее Постановление Правительства РФот 31 декабря 2020 г. № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
При продаже ювелирных изделий по договору розничной купли-продажи требуется:
— наличие ценников (не путать с бирками и ярлыками);
— наличие опломбированных ярлыков с указанием всей необходимой информации:
— наличие средств измерения (весов):
по требованию потребителя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного ювелирного и другого изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней с применением средств измерений, находящихся в исправном состоянии и соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
— наличие оттисков государственного пробирного клейма для серебряных изделий российского производства – не обязательно;
— при продаже ювелирного изделия продавец обязан выдать кассовый чек.
Пробирное клеймо представляет собой (последовательно):
— шифр пробирной инспекции (одна буква);
— знак удостоверения, представляющий из себя женскую голову в кокошнике в профиль, повернутую направо;
В Российской Федерации установлены следующие пробы:
— платиновые – 950, 900, 850;
— золотые – 999, 958, 750, 585, 500, 375;
— серебряная – 999, 960, 925, 875, 830, 800;
— палладиевая – 850, 500.
Все производимые в России ювелирные изделия из драгоценных металлов должны отвечать единым требованиям, изложенным в документе ОСТ 117-3-002-95 «Ювелирные изделия из драгоценных металлов. Общие технические условия».
Парные изделия (серьги, запонки) в случае, если иные требования не предусмотрены техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом, должны быть подобраны по размерам, форме, виду огранки, цвету вставок, а также характеру рисунка вставок.
Незначительные различия в цветовых оттенках вставок браковочными признаком не являются. Если полупары имеют асимметричную конструкцию верхушки, то они должны быть подобраны в пару по принципу «зеркального» отображения.
Поверхности изделий должны быть:
шлифованные и кварцованные – равномерно шлифованными и кварцованными;
полированными – доведенными до блеска;
матовые – равномерно матовыми и бархатистыми на вид;
фактурные – неполированными или частично полированными.
На поверхностях изделий (кроме поверхностей с эмалевыми покрытиями) не должно быть трещин, раковин и заусенцев.
Кроме того, следов инструмента, облоя, волнистости, следов клея, пятен и потертостей (кроме натиров на пробирном камне, не являющихся браковочным признаком), а также не ухудшающих внешнего вида изделий:
— более трех рассредоточенных пор на крупногабаритных предметах сервировки стола и украшения интерьера (подносах, блюдах, тарелках, подсвечниках и т. п);
— более двух одновременно находящихся в поле зрения рассредоточенных пор на объемных изделиях (вазах, кувшинах, кубках и т. п);
— более двух рассредоточенных пор на других предметах сервировки стола и украшения интерьера;
— более одной поры на личных украшениях.
На нелицевой поверхности допускаются незначительные пористость, волнистость и следы инструмента, не ухудшающие внешний вид изделия.
Эмалевые покрытия изделий должны быть гладкими, блестящими, без сколов, трещин, пропусков, просветов, пятен и видимых под прозрачной эмалью дефектов металла. Кроме того, на эмалевых покрытиях изделий (кроме предметов сервировки стола и украшения интерьера) не должно быть царапин, пузырей (включений), пор, наплывов на канты и перегородки.
на эмалевых покрытиях изделий (кроме предметов сервировки стола и украшения интерьера) незначительная волнистость эмали, а также наличие волосовидной черты соединений эмали с перегородками и кантами;
на эмалевых покрытиях предметов сервировки стола и украшения интерьера незначительная волнистость и разнотропность слоя эмали, а также не более трех рассредоточенных пузырей (включений) в виде точек и трех незначительных царапин на крупногабаритных изделиях (подносах, блюдах, тарелках, подсвечниках и т. п); не более одновременно находящихся в поле зрения двух рассредоточенных пузырей (включений) в виде точек и двух незначительных царапин на объемных изделиях (вазах, кувшинах, кубках и т. п.) и изделиях с двусторонней эмалью; не более одного пузыря (включения) в виде точки и двух незначительных царапин на остальных изделиях.
НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ разносная торговля ювелирными изделиями (на дому, по месту работы, учебы, на транспорте, на улице и в иных местах).
В течение гарантийного срока покупатель имеет право вернуть ювелирное изделие продавцу при обнаружении серьезных недостатков в товаре. Речь идет только об украшениях с браком.
В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, в соответствии с нормами п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», покупатель по своему выбору вправе потребовать:
— отремонтировать изделие за счет продавца;
— вернуть товар и получить уплаченную сумму.
Ювелирные изделия также относятся к товарам длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о предоставлении аналогичного товара на период ремонта или замены (постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463).
Согласно ст. 476 ГК РФ продавец не отвечает за недостатки товара, которые возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Гарантийным случаем не является: деформация и нарушение целостности конструкции вследствие физического воздействия; изменение цвета изделия вследствие воздействия на него химических и косметических средств; разбитые вставки.
Если же Вы решили вернуть или обменять ювелирное изделие по иным причинам (неподходящий цвет, размер и т.д.), в этом случае ювелирный магазин имеет полное право отказать Вам в просьбе. Так как, согласно Постановлению Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020 г. ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни возврату и обмену не подлежат.
Однако, при ДИСТАНЦИОННОМ СПОСОБЕ ПРОДАЖИ товара возврат ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца, и потребительская упаковка. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней у этого продавца.
Уважаемые предприниматели!
Уведомление представляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) в соответствии с перечнем работ и услуг (приложение № 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений).
С 12 февраля 2013 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 №42 «О внесении изменений в правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений», перечень видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых представляется уведомление юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, дополнен следующим пунктом:
— деятельность туристических агентств.
Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности можно направить:
· почтой в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия по адресу: 358000, г. Элиста, ул. Балакаева, 8;
· непосредственно представить в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия:
в понедельник-четверг: 09.00-13.00, 14.00-17.45; в пятницу: 09.00-13.00, 14.00-16.45. Телефон для справок: 8 (84722) 25694;
· в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя на электронный адрес Управления: rpnrk1@yandex.ru
С информацией о получении электронной цифровой подписи можно ознакомиться в информационно-справочном разделе Единого портала государственных и муниципальных услуг по адресу: www.gosuslugi.ru и на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ по адресу: www.minsvyaz.ru.
· через Единый портал государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru. Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает единую точку доступа ко всей справочной информации о государственных и муниципальных услугах через интернет, а также предоставляет возможность направить уведомление о начале осуществления отдельных видов работ и услуг в электронном виде и получить информацию о регистрации уведомления в реестре. Для получения данной услуги указанным способом необходимо пройти регистрацию на Портале и создать учетную запись пользователя. После чего в ближайшем отделении ОАО «Ростелеком» при наличии документа, удостоверяющего личность, получить код авторизации.
Уведомление направляется в двух экземплярах, по форме установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 год № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (приложение № 2).
С реестром зарегистрированных Управлением Роспотребнадзора по Республике Калмыкия уведомлений можно ознакомиться здесь.
Сиюля 2011 года действует алгоритм, позволяющий осуществить проверку правильности заполнения уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в электронном виде.
Алгоритм действий для заполнения шаблона можно получить по адресу: http://egov.rospotrebnadzor.ru.
Заполненный заявителем электронный шаблон уведомления поступает в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия и проверяется в течение 1 рабочего дня.
В случае отсутствия ошибок, заявитель получает по электронной почте сообщение о том, что уведомление может быть направлено в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в порядке, установленном законодательством.
В случае неправильного заполнения шаблона уведомления, заявитель будет проинформирован о необходимости внесения соответствующих поправок.
В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, зарегистрировавшее уведомление, сведения о следующих изменениях:
а) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
б) изменение места жительства индивидуального предпринимателя и (или) места фактического осуществления деятельности;
в) реорганизация юридического лица.
Внимание!
В соответствии со ст. 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
— непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления (в случае, если представление такого уведомления является обязательным), влечет наложение административного штрафа:
• на должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей;
• на юридических лиц от десяти до двадцати тысяч рублей.
— за представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления, содержащего недостоверные сведения (в случае, если представление такого уведомления является обязательным), влечет наложение административного штрафа:
• на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей;
• на юридических лиц от двадцати до тридцати тысяч рублей.
О формировании электронного вида санитарно-эпидемиологических заключений
Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия информирует о возможности получения в электронном виде результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений.
Роспотребнадзором разработан единый ресурс: http://epgu.edoc.rospotrebnadzor.ru на котором можно получить электронный вид документа и проверить полученный электронный вид документа.
Заявитель может получить ЭВ СЭЗ, указав реквизиты заявки и оформленного документа, информация о которых автоматически предоставляется заявителю по факту закрытия заявки.
Бизнес: ювелирный бренд в Москве
Как начать свое производство украшений
Дарья Хлопкина прошла путь от перепродажи тайской бижутерии до собственного ювелирного бренда.
Предпринимательница делится опытом, как рассчитать бюджет своей первой коллекции, зачем снимать лукбук и на каких расходах она сэкономила.
Первый бизнес: перепродавала украшения из Таиланда
Я получила диплом переводчика и работала в сфере дизайна и архитектуры. В конце 2010 года закрыла проект по большой поставке итальянской мебели в Москву. Вместе с хорошей премией заработала эмоциональное выгорание. Чтобы справиться с ним, я уволилась и уехала на Бали учиться серфингу.
После месяца на острове взяла обратный билет через Бангкок. Там случайно попала на местный рынок, где закупилась сувенирами для друзей и родственников. После того как все раздарила, осталось много украшений. Разместила фотографии в «Живом журнале», и в итоге покупатели чуть не подрались. Я подумала, почему бы не привезти украшения на продажу. Тем более что на Бали поняла, что не хочу работать в офисе.
В 2010 году открыла интернет-магазин Bangkokshowroom, а подруга-программист сделала сайт. Я летала в Таиланд три-четыре раза в год и заполняла чемодан 30 килограммами украшений.
Единственное изделие, которое я не покупала, а заказала у мастера по своему эскизу, была брошь с мифическим животным — «которусалкой». Она олицетворяла концепцию моего проекта: это были оригинальные, яркие и иногда ироничные вещи.
Украшения я продавала через соцсети, сайт, городские маркеты и партнерские магазины. Для официальной работы оформила ИП. Смешно, но я была уверена, что продаю ювелирку, поэтому и код ОКВЭД сделала для розничной торговли ювелирными изделиями.
Со временем я поняла, что не разбиралась в терминологии, а в моем чемодане была бижутерия. Ко мне не применили никаких санкций, потому что фактически я не занималась драгоценностями, а значит, и не должна была отчитываться за них.
Что считается ювелирным изделием с точки зрения закона
Ювелирными считаются изделия из драгоценных металлов и их сплавов, на которых стоит проба не ниже минимального значения. Значения проб устанавливает Правительство РФ. К ювелирным относятся и изделия со вставками из драгоценных камней или любых других материалов.
Например, недрагоценный фианит в кольце из золота 585 пробы не делает изделие бижутерией, оно остается ювелирным изделием. И наоборот — кольцо из дерева со вставкой из алмаза тоже будет считаться ювелирным.
Выручка за квартал — 400 000 Р
Прибыль за квартал — 182 000 Р
Расходы за квартал — 218 000 Р
Покупка бижутерии | 100 000 Р |
Билеты Москва — Бангкок — Москва | 30 000 Р |
Две недели в Бангкоке | 40 000 Р |
Налоги | 28 000 Р |
Участие в 1 маркете | 20 000 Р |
Через три года мне стало скучно. Каждую поездку я все больше повторялась, и в один момент мне стало неудобно за товар. Сейчас я понимаю, что такой бизнес был возможен только в то время. На рынке был абсолютный вакуум, люди хотели интересных вещей. Мой проект заполнил нишу fast fashion — ультрамодных, недорогих и ярких штуковин. В нынешних условиях я бы не выдержала конкуренции с крупными сетевыми магазинами ни по ассортименту, ни по ценам.
Свой ювелирный бренд, и как перейти от бижутерии к серебру
Энергию, которую я тратила на поиск, направила на создание украшений. Так в 2014 году появился urban island. Для названия я выбрала латиницу, потому что на ней слова звучат лаконично и емко. О международном рынке никогда не думала, хотела, чтобы людям было понятно, что забивать в поисковик.
Концепция появилась сама. Я устала от тайской агрессивной мишуры и захотела спокойствия. Свою первую коллекцию так и назвала — Minimal, вдохновившись торговой сетью COS. Все подруги, планируя поездку в другой город, смотрели, есть ли там этот магазин. Российские магазины тогда торговали хиппи-трешем или люксовыми брендами по заоблачным ценам. Минимализма по приемлемой цене почти не было.
Все предметы в первой коллекции были бижутерией. Мне было удобно начать с нее, потому что затраты на фурнитуру и поделочные камни минимальны.
стоили материалы для первой коллекции бижутерии
Минус бижутерии в том, что она ограничивает творческий процесс, потому что похожа на конструктор. Перед автором лежит 50 деталей, и он выбирает всего пять, чтобы за пару минут скомпоновать новый аксессуар.
После первой коллекции бижутерии я захотела делать кольца. Из материалов, которые у меня были — цепочек, камней и фурнитуры — я не могла их создать, поэтому обратилась к серебру. Оно не ограничивало меня в плане формы, но это был уже другой уровень ювелирных изделий, который требовал профессиональных навыков и оборудования. Нужно было либо уметь все делать своими руками и иметь оборудованную мастерскую, либо отдавать производство на аутсорс.
Где покупают драгоценные металлы
Я покупаю серебро у авторизированных заводов, которые заключили договор на поставку драгоценных металлов с государством. Их мне посоветовали мои друзья-ювелиры. Если честно, я никогда не проверяла чистоту металла у моих поставщиков: эта деятельность настолько серьезно контролируется, что обмануть кого-то просто невозможно.
Закупка происходит примерно так: пишу менеджеру, что я, индивидуальный предприниматель Хлопкина Д. М., хочу купить килограмм серебра. Затем оплачиваю выставленный счет и приезжаю с паспортом, чтобы забрать покупку. Она выглядит как пакет из гранул серебра 999 пробы.
Как работать с ювелиркой по закону
Чтобы продавать серебро и любые другие драгоценные металлы, нужно открыть ИП и встать на учет в Пробирной палате России. Пробирная палата следит за оборотом ювелирных изделий, там на украшения ставят пробу и именник.
Проба показывает, сколько драгоценного металла находится в сплаве. Серебро и золото очень мягкие, поэтому для придания им твердости в них добавляют лигатуру — примеси меди или других металлов. Например, проба 925 означает, что на 1000 граммов серебра я использую 75 граммов меди. До 2020 года нанесение пробы на серебряные украшения было обязательным, но теперь ювелиры могут делать это по желанию.
стоит маркировка одного украшения в Пробирной палате
Что грозит ювелирам, которые не встали на учет в Пробирной палате
Раз в квартал я отправляю отчет в Росфинмониторинг: подаю данные о количестве своих клиентов. У меня эти данные почти не меняются, так что успеваю оформить отчет за 15 минут. Регламент всей отчетности есть на сайте Росфинмониторинга.
Отчеты нужны, чтобы случайно не стать участником схемы отмывания. Например, мошенники за украденные деньги официально покупают драгоценности, затем продают их и таким образом легализуют. Украшения при перепродаже почти не теряют в цене, поэтому для мошенников такая схема выгодна.
Еще на сайте Росфинмониторинга я пару раз в неделю должна смотреть перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности и терроризму и проверять, нет ли среди них моих клиентов. Изделия из драгоценных металлов, как и серебро, — это самая универсальная и крепкая валюта в мире. Преступники могут рассчитываться серебром в любой стране, и их не должно быть в списке моих партнеров.
На сайте еще есть тесты, которые проверяют, как я слежу за обновлениями в законодательстве. Тест занимает около часа, за прилежность мне присваивают зеленый и красный рейтинги. При красном рейтинге могут прийти с проверкой и оштрафовать, потому что если ты не знаешь закон, то с большой вероятностью нарушаешь его.
Зачем ювелиру передавать данные в Росфинмониторинг
Ювелиры обязаны контролировать операции своих клиентов и через личный кабинет сообщать о некоторых из них в Росфинмониторинг. Кроме этого, они должны проходить обучение, проводить самопроверки и многое другое. Штрафы за несоблюдение требований достигают миллиона рублей.
Каждый ювелир предоставляет сведения о своей деятельности и взамен получает оценку в виде фигуры, которую прозвали «ромашкой». Если все ее части зеленого цвета, значит, организация добросовестно выполняет свои обязанности. Если есть желтый цвет — это может послужить причиной проверок. Красные части фигуры говорят о том, что организация не контролирует свою работу. Это может привести к проверкам и штрафам.
Как устроено ювелирное производство и сколько стоит создать коллекцию
Процесс производства на примере кольца выглядит так:
У каждой коллекции есть пилотный выпуск, то есть создание всех изделий коллекции в одном экземпляре перед производством тиража. Он нужен для того, чтобы проверить правильность наших расчетов на всех этапах производства, а еще удобство и функциональность финального изделия.
Однажды я делала коллекцию, где все поверхности были специально небрежно выпуклыми. У ювелира был новый помощник, и он решил, что это не очень красиво, поэтому отполировал все изделия, сделав их идеально ровными. Я заметила это на пилотном выпуске, и пришлось все переделывать. В другой раз 3Д-дизайнер ошибся с размерами, и сережка получилась настолько гигантской, что пришлось переделать ее в заколку.
я потратила на пилотный выпуск из 9 предметов
Бюджет на производство пилотного выпуска коллекции из 9 предметов — 34 052 Р
3Д-макет | 9000 Р |
3Д-печать | 9000 Р |
Силиконовая форма | 9000 Р |
Литье и полировка | 5600 Р |
Серебро | 1452 Р |
В обязательные расходы я всегда включаю упаковку. Наша базовая упаковка состоит из прозрачного конверта с вложенной карточкой бренда в бумажном пакете. В последнее время заметила, что все больше покупателей отказываются от пакета и вообще от упаковки, даже бесплатной.
Сколько стоит сделать лукбук с украшениями
Для ювелирного бренда важна визуальная коммуникация, поэтому я снимаю и рассылаю лукбуки. В них раскрываются идея и настроение коллекции: партнеры лучше понимают, какие именно изделия у меня заказать, а любопытные клиенты разбираются в скрытых символах и смотрят, с чем носить украшения. Пока что я выпускала одну коллекцию и снимала один лукбук в год.
Раньше я отправляла лукбуки в редакции изданий, но получала в ответ тишину. В какой-то момент сами журналисты начали мне писать, и я поняла, что мои письма читали. Недавно попросили прокомментировать моду на агендерные украшения.
Свою первую коллекцию я снимала бесплатно в оранжерее ботанического сада. Модель Женя и фотограф Софи были моими приятельницами. Они были рады помочь моему старту, все это делалось на энтузиазме.
Нужно ли предпринимателю специальное образование
Создателю ювелирного бренда достаточно уметь объяснять то, что он хочет, остальное за него сделают дизайнеры и ювелиры. Можно просто показать серию фотографий и сказать: «Хочу что-то такое». Но и результат может быть неожиданным.
Я отношусь к ювелирному бизнесу как к творческому процессу, поэтому сама придумываю и рисую эскизы, а также подробно их комментирую. Все технические вещи я отдаю на аутсорс: 3Д-модельер переводит мои рисунки в электронный вид, а ювелир воспроизводит их в серебре.
После года с запуска urban island стало стыдно, что у меня нет ювелирного образования. Я многое не понимала из профессиональной терминологии, а процесс изготовления серебряных украшений представляла только в общих чертах. Мне нужно было говорить с подрядчиками на одном языке. Например, чтобы понимать, какое крепление возможно технически сделать, а какое нет.
я заплатила за девятидневный интенсив
За девять дней каждый из нас придумал концепцию и дизайн коллекции, обсудил это с преподавателем и известным ювелиром Катей Сисфонтес. Затем нас познакомили с разными техниками изготовления ювелирных украшений. Ориентируясь на них, мы изготовили коллекцию и построили стенд с визуальной презентацией. Все это проходило параллельно с лекциями по истории, праву и брендингу.
Интенсив был полезен больше практическими навыками, в теоретических знаниях для меня было мало нового. Не потому что, Британка плохая, просто все остальное — теорию, тренды, историю ювелирных домов — заинтересованный ювелир обычно получает ежедневно из десятков онлайн-ресурсов.
Главный навык, который я получила в Британке, это производство серебра от начала до конца. После учебы я могла изготовить руками практически любое изделие. Но поняла, что совершенно не хочу заниматься производством, потому что трачу на это слишком много времени.
Так что я избавилась от синдрома самозванца, выбрала масштабирование и спокойно продолжила работать со специалистами на аутсорсе.
Цена на украшение зависит от его популярности
Чтобы сформировать цену, я рассчитываю продажный потенциал — то есть прикидываю, сколько покупатель психологически готов заплатить за конкретное изделие.
В среднем умножаю себестоимость вещи на четыре: такая наценка позволяет заработать даже в том случае, если ювелир продает через партнерские магазины, которые обычно забирают себе 50% от продаж. Но наценка может быть в два раза и в десять раз.
Теперь возьмем суперлегкий клаймбер из коллекции Mythology — это такая сережка, которая поднимается от точки прокола немного вбок и вверх по мочке уха. Мы долго бились над тем, чтобы сделать вес клаймбера минимальным — не для того, чтобы снизить себестоимость, а чтобы украшение было комфортно носить.
Зачем нужны дорогие украшения с небольшой наценкой. Мои коллекции состоят из базовых и артовых вещей. Первые универсальны и нацелены на массового клиента, а вторые — на имидж бренда.
Это аксиома модных домов. Многие помнят невероятные показы Александра Маккуина на неделях моды. Мы восхищаемся гипертрофированным образами, которые создает дизайнер, но не оденемся так на работу или прогулку. Вместо этого мы пойдем в магазин и купим простые очки из этой коллекции, чтобы почувствовать себя частью любимого бренда.
Кроме серийного производства у меня есть индивидуальные заказы, это примерно 10% от всех заказов. Они бывают двух видов: концептуальные и кастомные.
Концептуальные украшения основаны на образе марки. Бали изменил мою жизнь, поэтому я решила использовать в названии слово «остров», а потом выпустила коллекцию с очертаниями островов. Люди увидели название и коллекцию, поэтому стали заказывать свои сюжеты, связанные с островами. Таких заказов примерно пять в месяц.
Кастомизация украшений — это когда клиент просит изменить мое изделие или поменять материал. Таких заявок еще пять-десять в месяц, но больше и не надо. Этим я не зарабатываю, а поддерживаю отношения. Это высшая степень доверия, когда клиент заказывает обручальные кольца в золоте на основе моего дизайна. На индивидуальные заказы я не делаю наценки, только беру таксу 1500 Р за хлопоты.
Где продавать ювелирку: в интернете или в магазине
в год плачу за сайт на конструкторе
Сайт приносит около 15% продаж, еще 5% приходит от разных контрагентов и магазинов, остальные 80% дает шоурум «Двенадцать». Там используют программу «Мой склад», поэтому статистику для анализа спроса беру оттуда. Бухгалтерскую отчетность веду в сервисе «Мое дело».
Путь большинства клиентов проходит через «Инстаграм» или сайт шоурума, но сайт бренда я оставляю по нескольким причинам. Через него я могу самовыражаться: сама решать, что и как должно выглядеть. Он более гибок к изменениям, которые я могу вносить без совещаний и договоренностей. И он придает вес бренду, показывая, что это серьезная организация, а не фирма-однодневка.
«Инстаграм». Для ювелира эта площадка важна не меньше, чем сайт. Люди проводят много времени в соцсетях и все реже посещают сайты.
Инстаграм своего бренда веду сама. Я не делаю развлекательные, продающие, полезные посты, как советуют во всех экспертных статьях. Считаю, что ювелирные украшения завязаны вокруг красоты и естественности, поэтому человеку сразу нужно понимать, куда он попал, без игр и опросов «Какая ты сегодня сережка».
Почти все фотографии взяты либо из съемок лукбуков, либо прошу у клиентов — когда покупатель самостоятельно фотографируется и получается красиво. Я часто записываю видео в IGTV, где рассказываю о коллекции, украшении или о том, как за ним ухаживать. С каждой съемки или мероприятия обязательно транслирую бэкстейдж.
Раньше делала предпраздничные рекламные кампании в соцсетях. Три года назад в «Фейсбуке» к 14 февраля продвигала кольцо Love is blind. Все прошло успешно. Сделала то же самое к 8 Марта, но эффект был почти нулевой. До сих пор не понимаю, что произошло, ведь я все делала абсолютно одинаково.
В самом начале я вкладывала много времени и сил в продвижение: проводила конкурсы с другими брендами, сотрудничала с блогерами по бартеру или покупала у них рекламу. Пробовала масс-лайкинг — это бот, который автоматически ставит лайки вашей целевой аудитории. Пару лет назад я закончила с агрессивным продвижением — сегодня у меня уже есть своя аудитория постоянных клиентов.
Городские маркеты и ярмарки. Начинающим ювелирам лучше начинать с них. Через маркеты проходит большой поток людей: за день можно получить хорошую обратную связь и увидеть, насколько правильно бренд выстроил экономику и сформировал сообщение для аудитории. Заодно можно изучить своих конкурентов: посмотреть, какие у них цены, как они себя презентуют. В итоге получается маркетинговое исследование рынка и своих клиентов.
Свой шоурум с партнерами. В 2016 году я и еще шесть ювелирных марок открыли магазин «Двенадцать». Каждый хотел красивый шоурум, надежный пункт самовывоза и приличную примерочную, поэтому мы решили вместе организовать такое место и объединить нашу аудиторию. Получился «коммунальный» бизнес, и это стало лучшим решением: все затраты на аренду и ремонт делятся на семь человек. А еще мы прилично сэкономили, потому что трое из семи участников были архитекторами и многое сделали своими руками. В магазин мы наняли трех сотрудников: двух продавцов, которые работают посменно, и СММ-менеджера.
Из-за пандемии мы закрыли шоурум в конце марта, но активизировали онлайн-продажи. Забрали весь товар к себе домой, потому что интернет-магазин продавал даже в кризис. Из шоурума нам пришлось уволить второго продавца, но мы выплатили ему компенсацию. Оставили СММ-менеджера и попросили активнее вести соцсети.
Мы ввели в продажу сертификаты со скидкой 20% с возможностью воспользоваться ими только после конца самоизоляции. Доставка стала бесплатной. Благодаря этим решениям мы пережили кризис. Собянин выпустил разрешение работать с 1 июня, и 2 июня мы уже открылись.
Сотрудничество с другими магазинами. Я поставляю украшения в универмаг «Цветной», Gate 31 и некоторые магазины в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Перми. Магазины из регионов вышли на меня сами. Я стараюсь не отказывать магазинам, потому что везде разная аудитория. Например, регионы сильно отличаются своим вкусом — там могут неожиданно выстрелить старые коллекции или отдельные украшения.
За все время существования бизнеса я писала первая только «Цветному» и Gate 31 — в самом начале это казалось престижным. Я всегда считала универмаг «Цветной» храмом моды и мечтала попасть туда еще с тайскими украшениями, но мне отказывали. Как только я предложила собственную коллекцию, универмаг согласился взять их на продажу в корнер с украшениями разных дизайнеров.
К сожалению, эта история плохо закончилась. Через два месяца нашего сотрудничества случился коронавирус, и у «Республики» начались проблемы. Я читала, что несколько издательств хотели подавать в суд, потому что сеть не возвращает процент с проданных книг. Так же было с нами — мы до сих пор ждем часть товара и около 200 000 Р выручки.
С крупными магазинами и универмагами важно учитывать потенциал наполняемости, то есть сможете ли вы пополнять ассортимент так часто, как того требуют внутренние правила торговой точки. Даже если у вас хватает средств, чтобы оплачивать комиссию магазину, вы физически можете не осилить постоянные поставки нового товара. Для этого нужно либо крупное производство, либо несколько ювелиров-партнеров.
Шоурум «Двенадцать» забирает в среднем от 20% до 50% с выручки. Это зависит от того, как идут дела. Например, максимальный процент был во время ремонта или самоизоляции, когда оборот упал, но нужно было оплачивать сотрудников и аренду. В сентябре все наладилось, и я отдала 25% выручки.