что нужно для работы склада
Как организовать складской учет в компании
Независимо от того, какие товары производит предприятие, для успешной его работы нужно грамотно организовать его складское хозяйство. Товары до отправки на реализацию нужно где-то хранить, при этом необходим постоянный учет их динамики. Если учет организован правильно, это поможет сохранить весь товарный объем и быть в курсе о том, какой именно товар и в каком количестве имеется в наличии на данный момент.
Проанализируем нюансы организации складского хозяйства на предприятии и учета проданных и остающихся товаров.
На каких законодательных актах основан складской учет
Учет материальных запасов на складе регламентируется распоряжениями Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 года №44н, а конкретней – Положением по бухучету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации. Исключение составляют кредитные и бюджетные организации, подчиняющиеся иному регламенту.
Согласно этому акту, заниматься складским учетом должен специально назначенный материально ответственный работник. Этот же документ уточняет список материальных ценностей, которые можно отнести к материально-производственным запасам (МПЗ), которые полагается хранить на складах.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Еще несколько десятилетий назад учет складского хозяйства производился исключительно вручную. Сейчас этот процесс в основном автоматизирован: для этой цели существует обширное программное обеспечение.
Важные определения
Склад – специальное помещение, оборудованное для хранения материально-производственных запасов и подготовки их к производственному использованию или доставке покупателю.
Материально-производственные запасы (МПЗ) – ценности, которые проходят таковыми по бухгалтерскому учету на основании п.2 ПБУ 5/01. К ним относятся:
К МПЗ не принято относить:
Область применения складов
На складе хранят и готовят к отправке в производственный цикл или дальнейшему потребителю МПЗ. Чаще всего склады применяются для сбережения в течение определенного срока:
Разновидности складов
Складское хозяйство, обеспечивая разнообразные функции, связанные с ранением и передачей товарно-материальных ценностей, может быть по-разному классифицировано.
ВНИМАНИЕ! Каждому складскому помещению в приказе по организации присваивается собственный номер, его помещают на всей учетной документации, относящейся к этому складу.
Кто обеспечивает работу склада
Складское хозяйство должно быть укомплектовано квалифицированным штатом, в который входят:
Нюансы хранения
Чтобы в системе функционирования складского хозяйства всегда был порядок, то есть ценности могли быть найдены и выданы по первому требованию, а также не утрачивались вследствие нарушений условий хранения, следует соблюдать ряд важных условий:
Документация для складского учета
Любая операция, производимая на складе с МПЗ, должна правильно отражаться в соответствующих документах.
Первичная документация оформляет все процедуры, производимые с активами на складе. Ее регламентирует федеральное законодательство РФ. Основные документы для обеспечения сделок с МПЗ на складе приведены в таблице.
№ п/п | Название документа | Какую операцию с МПЗ он отражает | |
---|---|---|---|
1 | Акт по форме МХ-1 | При приеме товарно-материальных ценностей на хранение | |
2 | Акт по форме МХ-3 | При возврате ранее сданных на хранение активов | |
3 | Складское свидетельство | Оформляются при передаче ценного актива на ответственное хранение | Это ценная бумага на предъявителя, то есть выдать товар нужно будет только по предъявлении свидетельства |
4 | Складская квитанция | Выдается непосредственно тому, кто сдал товар на хранение, удостоверяет его принятие | |
5 | Доверенность по форме М-2 или М-2а | Документ, позволяющий выдать со склада определенные ценности представителям другого предприятия | |
6 | Приходный ордер по форме М-4 | Учет МПЗ, поступивших от поставщиков | |
7 | Акт приемки активов по форме М-7 | Все сведения об активе, только что поступившем на склад | |
8 | Лимитно-заборная карта по форме М-8 | Текущий контроль над соблюдением норм выдачи со склада определенных лимитированных МПЗ – активов на нужды производства. | |
9 | Накладная-требование по форме М-11 | Учет динамики МПЗ внутри предприятия между его подразделениями | |
10 | Накладная по форме М-15 | Сопровождает отпуск ценностей другим организациям | |
11 | Учетная карточка по форме М-17 | Учет материальных ценностей внутри склада | |
12 | Акт приходования по форме М-35 | Сопровождает демонтаж основных средств |
Кроме первичной документации, работники склада должны регулярно оформлять:
Ответственность за складской учет
Поскольку МПЗ, часто называемые товарно-материальными ценностями, являются серьезной долей активов предприятия, уполномоченные лица несут материальную ответственность за возможные проблемы и допущенные нарушения в работе с ними. Эти моменты четко зафиксированы в трудовом договоре, заключаемом с ответственными работниками склада.
Соответствующие денежные санкции регламентируются:
ВАЖНО! Если был допущен рецидив нарушения в том же отчетном году, сумма штрафов возрастает.
Какая техника и оборудование необходимы для склада?
Ищите варианты организации эффективного склада? Не просто создать условия, когда сохранность, поиск, складирование, погрузка и разгрузка происходят в считанные мгновения.
Как правильно организовать пространство, выбрать необходимый парк техники, подобрать надежное оборудование и обеспечить безупречную логистику склада?
Виды оборудования для склада и их назначение
Чтобы превратить складское помещение в современный распределительный центр и обеспечить достойный сервис, важно иметь соответствующее оборудование. В задачи склада входит не банальная сохранность груза. Здесь осуществляется его обработка, подготовка к отгрузке, возможно, фасовка. Для этого потребуются:
Стеллажи
Классический складской стеллаж имеет универсальную разборную конструкцию с возможностью доукомплектации.
Самым массовым видом, является полочный стеллаж с разнообразной несущей способностью. Характеризуется максимальной нагрузкой на полку в диапазоне от 80 до 1500 кг. Используется, преимущественно, для размещения штучных товаров.
Паллетные стеллажные конструкции с фронтальной, набивной или глубинной загрузкой рассчитаны на применение стандартных поддонов. Многоярусный монтаж гарантирует полноценное использование площади. Секции могут иметь габариты до 4 м в длину и 2 м в глубину. Максимальная допустимая нагрузка на секцию 40 т.
Для хранения грузов нестандартных длинных размеров, используются консольные стеллажи.
Поддоны
Для механизированного перемещения продукции применяются поддоны стандартных размеров или европоддоны. Это многооборотная тара с габаритами площадки 800×1200×144 мм.
Масса европоддона 18-22 кг, в зависимости от сорта древесины. Грузоподъемность до 2000 кг.
Поддон с размещенным на нем грузом называют паллетой.
Для штабелирования и перемещения внутри склада, применяют пластиковые композитные поддоны.
Контейнеры и резервуары
Для хранения штучной продукции мелких размеров удобно использовать пластиковые контейнеры различных размеров и конструкции, лотки, ящики. Ассортимент подобной тары разнообразен. Выбирать следует в зависимости от характера грузов, предназначенных для складирования.
Промышленная мебель
Мелкие партии грузов, документацию, расходные материалы практично хранить в металлических ячеечных шкафах. Для подготовки к отгрузке, маркировки, фасовки понадобятся верстаки, столы, инструментальные тумбы.
Оборудование для упаковки
Термоусадочная машина позволяют упаковать продукцию в различные виды пленки (ПВХ, ПОФ, ПЭ), как поштучно, так и партиями.
Горизонтальный обмотчик обеспечивает обработку стрейч-пленкой длинномерных предметов, включая трубы, деревянный брус, рулоны текстиля…
Паллетообмотчик, оборудованный поворотным столом, многократно упрощает подготовку паллет, обеспечивает упаковку готовую к перемещению, экономный расход стрейч-пленки.
В зоне комплектации необходимы весы и средства маркировки — это упрощает контроль.
От грамотной организации складского пространства напрямую зависит уровень сервиса, предлагаемого складом. Учет, зонирование площадей, маркировка, упаковка и своевременная подготовка к отгрузке обеспечиваются сбалансированным комплектом складского оборудования.
Техника для склада
Безопасное, оперативное перемещение грузов реализуется техническими средствами. В зависимости от массы, габаритов и количества продукции используются следующие виды техники:
Транспортировка между зонами хранения и комплектации мелких партий клади производится на двух или четырехколесных платформенных тележках.
Для перемещение поддонов на малые расстояния практичнее использовать гидравлическую тележку (рохлю). Грузоподъемность устройства до 3 т, большая маневренность, возможность подъема платформы до 195 мм делают её незаменимой в локальных операция с паллетами.
Хранение грузов на многоярусных стеллажах предусматривает наличие штабелера. В ручном варианте, перемещение и паллетирование производится усилиями оператора. Вилы поднимаются гидравлическим механизмом, который накачивается педалью.
Электрический штабелер оборудован электроподъемником, более эффективен, значительно ускоряет процесс обработки.
Самоходный вариант, отличается тем, что перемещается по складу за счет электротяги, а не силами оператора, как в предыдущих случаях. Универсальная техника для обслуживания небольших партий грузов.
Интенсивная ускоренная транспортировка поддонов требует наличия погрузчика.
В зависимости от типа силовой установки, погрузчики обладают разной мощностью. Максимальной производительностью (до 25 т) владеют дизельные агрегаты, но их использование возможно только на открытом воздухе или в хорошо вентилируемых хранилищах.
Для внутренних перемещений более приспособлены погрузчики с электроприводом. Их особенности: грузоподъемность до 4500 кг, низкий уровень шума, высокая маневренность, до 8 часов работы на одном заряде батареи, отсутствие выхлопных газов.
Высший уровень производительности возможен при использовании автоматической системы складирования. Это самый дорогостоящий вид оборудования, но он предоставляет полную механизацию, выводит логистику склада на качественно новый уровень.
При расчете комплекта оборудования, учитываются особенности периметра складских площадей, характер и объемы грузов. Автоматизация сводит к минимуму влияние человеческого фактора на сервисное обслуживание клиента.
Рациональный выбор техники и оборудования для склада во многом определяет производительность работы хранилища, снижает потери.
Складская логистика: что это такое? Функции, выбор помещения, персонал
Важной составляющей любого производства является система складских помещений, в которой осуществляется накопление, хранение и распределение готовой продукции. Оптимизацией и управлением этих процессов занимается складская логистика. Каждой динамично развивающейся компании не обойтись без помещения для временного хранения товара. От грамотно организованного складского помещения и уровня профессионализма персонала зависит продуктивность всей логистической цепи.
Содержание
Что это такое
Сегодня склад представляет собой сложный технологический объект, разделенный на секции, выполняющий функции по управлению материальным потоком (продуктом компании).
В свою очередь склад включен в систему более сложного уровня – цепочку логистики, которая диктует правила складской организации, а также планирует стратегическое направление и критерии его деятельности.
Складская логистика – это совокупность организационных мероприятий, направленных на управление запасами для оптимизации финансовых и информационных потоков. В рамках складской деятельности осуществляется концентрации продукции, правильного хранения и бесперебойной отгрузки товара для отправки потребителю.
К основным функциям склада относят:
Принцип работы склада
Активная задействованность склада в процессе продвижения товара начинается во время исполнения логистических операций.
Работа заключается в следующих манипуляциях:
Началом логистического процесса на складе являются разгрузочные работы. Способ их проведения может отличаться, что зависит от характера продукции, вида транспортировки и технического оснащения складского помещения. Следующим этапом является приемка товара в соответствии с количеством и габаритами, которые указаны в сопроводительных накладных.
Далее продукция сортируется и распределяется по секциям склада. При необходимости продукция распаковывается и комплектуется в соответствии с заявленными требованиями. В зоне хранения запасы раскладываются по стеллажам.
В случае если производитель осуществляет доставку собственными силами, на складе нужна секция для кратковременного хранения небольшого количества товара, укомплектованного и подготовленного к отправке потребителю.
Виды складских помещений
Важной частью складской логистики является комплекс складских помещений.
Помещения, обустроенные для хранения запасов, делятся по следующим критериям:
Организация работы на складе
Складская логистика «зарождается» еще на этапе стартапа, когда предпринимателю следует определиться с количеством складских помещений. Начальный этап точного расчета является одним из определяющих, ведь если складов будет много – это ненужные траты, а если недостаточно – увеличатся расходы на транспортировку и доставку продукции.
После определения с количеством и площадью помещений для хранения товара и организации складской логистики понадобится пройти следующие этапы:
Выбор между арендой и собственностью
Для эффективной работы предприятия, предпринимателю следует определиться, будет он оборудовать собственные складские помещениями, арендовать место в складе общего пользования.
Еще один вариант — воспользоваться услугами другой компании и передать складскую логистику на аутсорсинг.
Для предприятия, занимающегося производством товара, важно иметь собственные складские помещения, которые располагаются в непосредственной близости от производственных цехов.
В некоторых случаях целесообразно рассмотреть комбинированный вариант использования своего склада и помещения для общего пользования. Это целесообразно при расширении рынка в отдельном регионе или при производстве сезонного товара.
Основной критерий, на который нужно ориентироваться, выбирая между арендуемым и собственным помещением – уровень товарооборота. Если предполагается производство больших объемов продукции, выгоднее иметь собственный склад и свою складскую логистику, при незначительных поступлениях – правильнее заключить договор аренды на время хранения товара.
Еще одним значимым фактором является стабильность выпуска продукции. Непрерывное производство и стабильный спрос на потребительском рынке требует постоянное накопление и распределение готовой продукции.
Чего не скажешь о редких партиях производства. В этом случае содержание собственного склада не оправдано.
Какой нужен склад
Расчет необходимой складской площади проводится по следующим критериям:
Недостаточное количество складов приведет к дополнительным издержкам для компании и повышению стоимости продукции. Выбирая площадь складского помещения, важно ориентироваться на сегодняшние показатели производственного процесса.
При увеличении объемов продукции в будущем, всегда существует возможность корректировки данного показателя за счет:
Решение о расширении складской площади должно основываться не на прогнозах и предположениях, а на точных расчетах при расширении производства или увеличения рыночного пространства. Вопрос о структуре склада решается просто. Достаточно обратить внимание на специфику хранения, чтобы определиться какие технические характеристики учитывать при организации складской логистики.
Выбор арендодателя
Решив вопрос при организации складской логистики в пользу аутсорсинга, выбирать компанию необходимо, учитывая следующие критерии:
Определяясь с компанией для аренды склада, важно провести анализ нескольких организаций.
Сравнить цены на услуги, проверить надежность компании. Арендуя склад, вы доверяете важное звено бизнеса и управление вашими запасами. Поэтому, чтобы не возникало дополнительных трат, а также для исключения рисков, нужно подобрать самого выгодного и надежного арендодателя.
Ключевое значение при принятии решения имеет вычисление величины « грузооборота безразличия», при котором финансирование содержания своего складского помещения не должны превышать тариф за арендуемое помещение. Оценка издержек работы собственной складской логистики складывается из трат на выполнение операций по управлению запасами, включая заработную плату сотрудникам.
Расположение склада
Когда возникает вопрос о размещении склада и разработки складской логистики, следует обратить внимание на следующие факторы:
Если планируется постройка склада, уточните стоимость земельного участка под строительство, близость к водным коммуникациям, как получить разрешение экологической службы города и другие нюансы. Идеально, если будут расположены в соседнем здании с производственным цехом, что позволит сэкономить на транспортировке продукции до места хранения.
Система складирования
Складская логистика должна функционировать слаженно и четко.
Для этого необходимо заранее продумать организацию работы. Для этого:
Чтобы оптимизировать этап комплектации заказа, нужно определить:
Оборудование склада
Для рационального использования складского помещения, повышения эффективности складской логистики, а также облегчения условий труда персоналу, понадобится следующее оборудование:
При оборудовании нового склада, важно учитывать какой способ хранения предусмотрен для разного вида продукции:
Складывая продукцию, не загромождайте проходы, контролируйте влажность и температуру в помещении.
Поддерживайте чистоту, для складской техники отведите отдельную зону. Помните о санитарных нормах и оборудовании подсобного помещения для удобства работы персонала.
Освещение
Согласно установленным нормам, склад оборудуют тремя видами освещения:
Рабочее освещение предназначается для внутренней части склада и за его пределами, там, где проводятся логистические работы. В закрытых помещениях чаще оборудуют общее освещение, располагая лампы в верхней части, чаще под потолком. При использовании стеллажей для складирования товара, необходимы локальные осветительные приборы в местах скопления товара.
Аварийная система делится на безопасное и эвакуационное освещение.
Безопасное предназначается для работы персонала, а эвакуационное – для эвакуации в случае отсутствия освещения для рабочего процесса. Обычно, при выборе светильников, предпочтение отдается люминесцентным лампам, а для аварийного освещения разрешены только лампы накаливания.
Персонал
Складская логистика может насчитывать от 1-2 до тысячи сотрудников. Это зависит от размеров складской системы и объема выполняемых работ. Основные должности:
В большинстве случаев рабочий персонал состоит из людей без высшего образования. Обычно, это люди, прошедшие начальную профессиональную подготовку или получившие навыки в процессе практики при выполнении аналогичной работы.
Контроль деятельности склада
Чтобы работа складской логистики была эффективной, ее необходимо контролировать на каждом этапе.
Для этого существуют автоматизированные программы, что позволяет достоверно оценить рабочую ситуацию.
Запуск
Работа в складском помещении начинается после внутреннего обустройства и подготовки кадров. Каждый этап, от разгрузки до погрузки товара, должен быть продуман до мелочей. Это позволит уменьшить затраты на складскую логистику и облегчить труд сотрудникам системы хранения и распределения запасов.
Если на каждом уровне будет выполняться инструкция и план, потребитель вовремя и в достаточном объеме получит необходимый продукт, а предприятие – стабильную прибыль.
Вывод
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что складская логистика – важная составляющая в работе предприятия. И насколько грамотно будет организован рабочий процесс, зависят расходы на доставку, хранение, сортировку, внутреннее передвижение и комплектацию заказов. Больше того, от этого зависит и имидж компании, так как именно от организации склада зависит оперативность доставки товара и удовлетворение запросов конечного потребителя.
Вне зависимости от типа деятельности и вида производимых товаров, руководство любой компании сталкивается с правильным устройством хозяйства. Поэтому крайне важно знать правила ведения и организации складского учета (склада) материалов на предприятии, так как это позволит точно контролировать товарное передвижение и всегда быть в курсе любых изменений. Правильный подход к решению этого вопроса поможет предотвратить денежные потери и даже приумножить прибыль. Более того, это благотворно влияет на конкурентоспособность и привлекает новых партнеров или инвесторов.
Определение
Этот термин необходим для уточнения постоянного и количественного учета, осуществляемого в помещениях, созданных для хранения товаров. Для реализации привлекаются специальные учетные карты, которые утверждены законом РФ и позволяют свободно фиксировать различные материалы в кладовой. Их заполнением занимается МОЛ (заведующий или кладовщик), подписывающийся составленный договор о трудоустройстве. В этом контракте сразу указываются объемы выполняемой работы и уровень ответственности, который накладывается на работника при появлении потерь хранящихся объектов.
Законодательные акты
Главным документом, регулирующим этот вопрос, является распоряжение Министерства финансов РФ от 09.06.2001 №44н. Однако кредитные и бюджетные фирмы не пополняют список тех, кто ему подчиняется. Основываясь на этом акте, проводить учет складов может только специально назначенное материально ответственное физическое лицо. Это постановление дополнительно вносит уточнения в перечень ценностей, относящихся к МПЗ и нуждающихся в хранении.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Важные определения
Учет складских операций: что это такое, как его вести, какие у него нюансы, требования, регулирующие факторы и особенности? Это далеко не полный список вопросов, которые необходимо знать любой фирме, планирующей осуществлять успешную деятельность на современном рынке. Но перед тем как разобрать такие моменты, необходимо уяснить следующие термины, составляющие основу этой отрасли:
В качестве МПЗ могут выступать:
Для чего это необходимо
Организация складского учета товарно-материальных ценностей нужна для контролирования таких параметров:
Помимо этого, учет позволяет предотвратить потери, убытки и порчу имущества. Любые финансовые вложения, потраченные на создание автоматизированных систем, окупаются уже в первые дни внедрения.
Организация
Грамотные организационные мероприятия — это залог успешной деятельности любого предприятия. Для долговременной стабильности и эффективности работы используются партионные и сортовые учетные системы. Сегодня существует несколько способов создания максимально удобных условий для хранения, благодаря чему удается сэкономить время и повысить производительность.
Использование карточек
Если основу учета складов составляют оборотные ведомости, то одновременно привлекаются две вышеуказанные стратегии. Первая подразумевает под собой применение карточки, открывающейся на любую разновидность ТМЦ. Она отображает количественно-суммовую информацию, где заполняется наименование первичной учетной документации. Применение карточек также необходимо для указания остатков на первое число и оборотный месячный расчет. Это дает возможность составить ведомости по обороту и сверить карточные данные с тем, что предоставляет бухгалтерия.
Ее отличительной чертой является отсутствие необходимости привлечения бухгалтеров и составления оборотных бумаг. Она реализуется в разрезе субрасчетов, товарных групп и балансных счетов, применяемых в денежном эквиваленте. Все манипуляции осуществляются МОЛ, которое заполняет учетную книгу или журнал. Бух. отдел отвечает за прием первичной документации и сопоставление полученных сведений.
Партионная
Ее отличие — это обособленное хранение каждой партии, имеющей собственную карту в 2 экземплярах. Одна из них высылается в бухгалтерию, а вторая остаётся в кладовой и расценивается как учитывающий регистр. Заполняя этот акт, работник обязан указать дату и время, его номер, тип перевозки, реквизиты поставщика, имя продукта, место отправки, вес и сорт. При израсходовании всех партийных запасов заведующий и товаровед оставляют личные подписи на карточке и отправляют ее бухгалтеру для дальнейшей проверки. Если будет найдена недостача, она спишется на издержки обращения (только если ее показатель не превысил норму допустимой убыли).
Где применяются складские помещения
Склад нужен для хранения и реализации подготовительных мероприятий к отправлению в производственный цикл или потребительскому сбыту. Как правило, он используется для сбережения на протяжении определенного времени:
Разновидности складов
Сегодня выделяют 3 основных типа складского хозяйства. Первый основывается на функционировании:
Исходя из вида хранящихся ресурсов они бывают следующих типов:
Последняя классификация основана на месте расположения:
Кто несет ответственность
Обязательный рабочий штат включает в себя следующие квалифицированные специальности:
Нюансы хранения
Для обеспечения стабильности и правильности работы необходимо учитывать множество важных моментов, среди которых: