что нужно для прокачки тачки
8 способов прокачать свой автомобиль
Иногда тюнинг — это не прихоть, а необходимость. Есть немало примеров, когда компании из-за размера транспортного налога искусственно занижают мощность двигателя.
Сегодня ты узнаешь о нескольких способах прокачать автомобиль, о которых рассказали ребята из компании «АДАКТ». В статье не будет колхозных вариантов тюнинга от «гениев» из российских глубинок — только нормальные варианты с реальным эффектом.
1. Модификация или замена двигателя
Чаще всего при модификации двигателя меняют стоковые поршни, шатуны и клапаны на спортивные, создающие меньшее сопротивление и уменьшающие потери.
Раньше вместе с заменой подвижных частей растачивали цилиндры до большего диаметра для повышения объёма. Часто это был «колхозный» тюнинг, в результате которого вместо увеличения мощности появлялся обратный эффект из-за несоответствия соотношения топливо-воздушной смеси и объёма двигателя. Кроме того, расточка цилиндров повышает износ движимых частей из-за менее равномерной детонации, что сокращает ресурс мотора.
Если пользоваться услугами опытных мастеров и расточить цилиндры в разумных пределах, то можно действительно получить хороший прирост мощности. Также для увеличения рабочего объёма можно заменить коленвал. Аналогичного прироста без расточки или замены коленвала можно достичь с помощью чип-тюнинга, но только на турбированных моторах.
Другой вариант — свап. Это замена стокового двигателя на аналогичный по габаритам, но более мощный. Чаще всего проводится замена атмосферного движка на турбированный. Это достаточно дорогой вид тюнинга, даже если покупать контрактный двигатель.
2. Турбирование
В обычных ДВС энергия газов выходит через выхлопную систему. В турбированных она вращает ротор турбины, расположенный в нагнетателе. Он в свою очередь приводит в действие компрессор, нагнетающий дополнительный воздух в цилиндры и повышающий эффективность двигателя.
Турбонаддув может дать несколько десятков процентов мощности. Однако нужно учитывать, что криворукий монтаж может привести к капиталке.
3. Чип-тюнинг
Популярный способ из-за того, что не нужно залезать внутрь двигателя или других подвижных частей. Суть чип-тюнинга в том, что стандартное программное обеспечение электронного блока управления меняется на усовершенствованное.
Возьмём для примера чип-тюнинг от «АДАКТ», после которого повысится мощность и крутящий момент двигателя. Для бензиновых атмосферных двигателей достигается повышение мощности до 11 %, для турбированных — до 17 %.
4. «Доработка напильником»
Практически в прямом смысле. А если точнее — изменения в газодинамике. Для этого убираются дефекты — заусенцы, уступы, острые углы и другие выступающие элементы на впускных и выпускных каналах. Это принесёт незначительный прирост в динамике и может снизить расход топлива за счёт более плавного хода поршней и повышения качества детонации топлива.
5. Мелочёвка
В этот список мы не включили закись азота. Она хоть и даёт значительный прирост мощности, но только на короткое время. Такому тюнингу место на гоночных трассах, а не в городе. При сгорании закиси азота выделяется в 1,7 раз больше кислорода, чем из воздуха. Это способствует повышению мощности, а также ускоренному износу поршней и образованию нагара на стенках цилиндров.
6. Трансмиссия
Обычно модернизируют передаточный коэффициент главной пары на более высокий, что повышает динамику. Вместе с чип-тюнингом это даёт значительное улучшение динамики.
Ещё один вариант улучшения — модификация сцепления. Есть несколько вариантов: к примеру, монтаж облегчённого маховика или керамического сцепления. Естественно, что такой тюнинг доступен на МКПП — на АКПП придётся довольствоваться незначительными модификациями.
7. Подвеска
Самое частое улучшение — монтаж спортивных амортизаторов с большей жёсткостью. Это уменьшает вертикальный ход колёс и крен в поворотах, а также снижает раскачку и колебания кузова при наборе скорости. Проще говоря, улучшается управляемость, повышается безопасность и манёвренность.
«Колхозный» тюнинг со срезанием пружин — это полный провал, который не стоит делать. Если хочется занизить автомобиль без потери управляемости, устанавливают короткие пружины, которые улучшают аэродинамику на асфальтированной дороге.
Также можно установить регулируемые стойки амортизаторов с двойными пружинами, которые делают езду по асфальту и неровной местности одинаково комфортной и для водителя, и для пассажиров. Для большей устойчивости можно расширить колею автомобиля с помощью проставок в ступицах колёс.
8. Тормоза
Самый простой способ — установка высокотемпературных колодок. Если нужно лучшее торможение, то устанавливают мягкие колодки. Их недостаток в том, что они быстро изнашиваются. Твёрдые колодки обеспечивают менее эффективное торможение, зато служат дольше, но при этом быстрее изнашивают диски. Для повседневных целей подойдут колодки средней жёсткости.
Также можно заменить стоковые суппорты на спортивные, а стандартные диски — на вентилируемые, перфорированные диски или на диски с насечками с большим диаметром. Благодаря этому сократится тормозной путь.
Как изменить конструкцию автомобиля и не стать нарушителем
Тачки на прокачке
Когда мотор не дышит пламенем
Старенький по возрасту, но весьма бодрый по состоянию «Мерседес» 44-летнего минчанина Виктора подвергался многим усовершенствованиям. Рукастый хозяин поменял в нем бампер, колесные диски, пороги, фары, с помощью специалистов обновил видавший виды салон, обтянув слегка просевшие сиденья красивой бежевой экокожей. Вместо штатной была установлена шикарная аудиосистема с отдельным усилителем и сабвуфером в багажнике — как говорится, езди и получай удовольствие.
Серьезно задумался хозяин и о «сердце» своего автомобиля — двигателе. Дело в том, что установленный с завода бензиновый трехлитровый мотор только у Виктора отходил 300 тысяч километров, а какие были пробеги у прежних владельцев, никто уже не узнает. Реальная цифра запросто может приближаться к 600 тысячам, если не больше. Об этом говорили и некоторые признаки поведения двигателя, указывающие на необходимость выполнения дорогостоящих ремонтных работ. Да и расход топлива изначально далеко не радовал — бензиновая версия этой модели отличается чрезмерным аппетитом. Вот и появилась у технически подкованного шофера идея: а почему бы не поменять силовой агрегат на более экономичный, дизельный? Тем более что на фирме, управляющим менеджером которой работал друг, оказался такой экземпляр в отличном состоянии и с гарантией. Приятель уверял: движок войдет как родной и с трансмиссией проблем не будет. Но могут возникнуть вопросы на техосмотре: почему стоит дизельный агрегат? А у Виктора, наоборот, не было сомнений — какая разница, какой двигатель, если он проходит тест по дымности и соответствует другим показателям? В конце концов, кто там знает, что на этой модели должен стоять именно бензиновый вариант?
Но оказалось, сотрудники станции техосмотра знают многое, и это стало для Виктора большим откровением. Пришлось все возвращать в исходное состояние. И средства, потраченные на демонтаж и монтаж силовых агрегатов, никто уже не вернет…
Как сообщили в Управлении ГАИ ГУВД Мингорисполкома, любое переоборудование транспортных средств должно быть согласовано. Замена двигателя также считается переоборудованием, и такие действия могут быть вполне законны, но в определенном случае. А этот случай один: если на конкретную модель автомобиля на заводе-изготовителе устанавливался, например, дизельный силовой агрегат определенной модификации, то его смело можно поставить взамен бензинового. Ведь мотор должен соответствовать по нагрузкам конкретной трансмиссии, элементам тормозной системы и другим узлам и агрегатам, напрямую связанным с безопасностью эксплуатации машины. Поэтому, чтобы не попасть впросак при очередном техосмотре или переоформлении, следует заранее проконсультироваться по подобным вопросам у специалистов.
Подсветка днища запрещена
Как отметили в ГАИ, понятия «тюнинг» как такового с точки зрения закона не существует, есть лишь конкретные изменения конструкции автомобиля или его внешнего вида. При этом если одни преобразования допустимы без каких-либо ограничений, то для других необходимо получать разрешения и вписывать их в графу «Особые отметки» свидетельства о регистрации, а некоторые модернизации и вовсе запрещены.
Наибольшие разногласия при прохождении государственного техосмотра или регистрации транспортных средств вызывает видимая часть тюнинга, рассказал Владимир Шмарловский, технический директор одной из столичных компаний. Речь идет об изменении окраски автомобиля и его отдельных частей, установке дополнительных элементов и световых приборов или модернизации уже имеющихся.
Согласно существующим нормативам, изображения на машине, независимо от того, реклама это или аэрография, не должны занимать более 40 % кузова. А правила оклейки автомобиля пленкой зависят исключительно от ее цвета. По правилам МРЭО определяется только один основной цвет автомобиля, который указывается в свидетельстве о регистрации. Серьезным переоборудованием считается и замена бампера. Что касается других внешних изменений, таких, например, как установка незаводской решетки радиатора, увеличенных по объему колесных арок и антикрыла, однозначного мнения нет даже в официальных структурах, считает Владимир Шмарловский. Кто-то полагает, что такие навороты надо регистрировать, а кто-то придерживается мнения, что нет, так как водитель должен следить за должным состоянием подобных элементов своего авто и за их травмобезопасностью для пешеходов. Это регламентируется Правилом ЕЭК ООН № 26.
Довольно грустно обстоят дела для тех, кто решил почудить со световым оборудованием. Дело в том, что Правила не разрешают изменять как их тип, так и количество. Например, нельзя менять установленные лампы на более мощные, а также изменять их тип. Здесь возможна лишь одна новация: установка противотуманных фар. Подсветка днища, стеклоомывателей, антенн и контуров фургонов светодиодами также категорически запрещена, а вот нештатные светодиоды в габариты, «стопы» и указатели поворотов могут появиться лишь с разрешения завода-изготовителя или ГАИ. На это есть серьезные основания: «новый свет» может быть чрезмерно ярким и вызвать ослепление других участников дорожного движения. Автомобили нельзя оборудовать и нештатными дневными ходовыми огнями (ДХО) — причина та же. С одной стороны, справедливо, считает Владимир Шмарловский. Но с другой, получается, хочешь ДХО — купи новый автомобиль?
Прицепы везут в лабораторию
Рассматривая очередного «монстра» на дороге с так называемыми кенгурятниками, далеко выступающими подножками, целой люстрой мощных прожекторов на крыше и огромными колесами явно не заводской модификации, часто задаешь себе вопрос: как такой автомобиль удалось зарегистрировать в ГАИ? Чтобы было все законно, необходимо легализовать свои переделки. В этом автоэнтузиастам часто помогает научно-исследовательская лаборатория транспортных средств филиала БНТУ «Научно-исследовательский политехнический институт». Лаборатория занимается сертификацией в рамках Таможенного союза ЕАЭС.
Как рассказал заведующий лабораторией эксперт-аудитор Олег Сонич, в 2015 году был введен технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», согласно которому сегодня проводится сертификация, переоборудование и испытания. В составе организации действует специализированный испытательный центр «Белавтосертика». Руководит им Юрий Курильчик. Он рассказал, что существует такое понятие, как «единичное транспортное средство». Это и есть все то, что наши автолюбители создают собственными руками в домашних условиях.
Как отмечает Юрий Владимирович, с самодельными автомобилями испытательный центр пока не сталкивался. Но со всевозможными прицепами приходится работать достаточно часто — автолюбители изготавливают их для перевозки грузов, лодок, катеров, мотоциклов, квадроциклов и т.д. Привозят для испытаний и переоборудованные на разный лад прицепы-дачи, или кемперы. Сразу поставить их на учет в МРЭО не получится — там попросят свидетельство о безопасности конструкции, хотя до 2015 года это решалось при помощи ГАИ, которая в необходимых случаях выдавала направление для обращения в испытательный центр.
С введением Технического регламента Таможенного союза в 2015 году физические лица, изготовившие прицеп или автомобиль, имеют право напрямую обращаться в лабораторию с целью получения свидетельства о безопасности конструкции. После осмотра и необходимых испытаний транспортного средства для идентификации ему присваивается индивидуальный VIN-код. С полученным свидетельством владелец уже сможет обращаться в МРЭО ГАИ для регистрации. Что касается стоимости услуг, выдача свидетельства о безопасности конструкции для прицепов массой до 750 кг составляет 358 рублей. В эту сумму включается стоимость всех необходимых испытаний, нанесение VIN-кода и оформление. Что касается тюнинга, то, как правило, ГАИ самостоятельно принимает решение о том, соответствует определенная переделка требованиям безопасности или нет. Однако в самых спорных ситуациях, как отметил Олег Сонич, она может направить транспортное средство для экспертизы в лабораторию.
Заявительный принцип
Процедуру легализации проведенных изменений в конструкции автомобиля можно несколько упростить и ускорить, если предъявить при осмотре сотрудниками ГАИ некоторые документы, делится опытом Владимир Шмарловский и говорит, что с радикальным тюнингом спешить не стоит, чтобы не тратить деньги впустую. Но если уж решились, то сначала необходимо поставить в известность ГАИ: подать заявление на внесение изменений в конструкцию автомобиля. В документе надо указать все, что вы намерены сделать, а также приложить к нему сертификаты и техпаспорта на комплектующие. Заявление рассмотрят и вынесут вердикт о возможности или невозможности желаемых изменений.
И еще один важный совет от Владимира Шмарловского: для тюнинга всегда стоит обращаться в те компании, которые имеют сертификаты для проведения этих видов работ. И лучше не связываться с непонятными фирмами, согласными делать с машинами все что угодно, лишь бы взять с клиента деньги, и немалые. Порядочные мастера, имея опыт, всегда будут советовать автовладельцам варианты, которые не вызовут сомнений у ГАИ, экономя тем самым их деньги и время.
С 1 февраля этого года в России начали действовать новые нормы внесения изменений в конструкцию автомобилей и других транспортных средств. Речь идет не о запрете, а о необходимости регистрировать все изменения в конструкции автомобиля по-новому. Без одобрения лабораториями и регистрации все изменения будут считаться незаконными.
В развитых зарубежных странах самодеятельное техническое творчество не поощряется. Любителей нестандартных решений во всем цивилизованном мире отправляют на хорошо проверенный путь — в «придворные» тюнинг-ателье. Для BMW, например, это AC Schnitzer и Alpina, для «Мерседеса» — AMG и Brabus, чья продукция поставляется заводским дилерам. Все, что они делают, сертифицировано изначально и не считается переделками, так как внесено до, а не после выпуска транспортного средства в обращение. И это подтверждается специальным документом — одобрением типа транспортного средства.
Рисунок Олега Попова
Игорь Комаровский, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи:
— С вопросами, связанными с проблемами тюнинга автомобилей, к членам комиссии активно граждане не обращались. Но это, конечно, не значит, что в этой области у нас все решено. Сейчас, при разработке изменений в Закон «О дорожном движении», вносятся нормы, инициированные Минсельхозпродом в отношении колесных тракторов и самоходных машин: люди переоборудуют имеющиеся у них тракторы без разрешений. Что касается механических транспортных средств (автотранспорта), то в этом сегменте действуют только требования Госавтоинспекции, а прохождение гостехосмотра регулируется Техническим регламентом Таможенного союза. Я думаю, что проблемы переоборудования могут серьезно стоять в случае реставрации старых автомобилей. Но коллекционеры-реставраторы, как правило, тесно взаимодействуют с ГАИ, согласовывая требуемые изменения. Тем более что раритетные машины чаще всего не эксплуатируются на дорогах общего пользования.
Юрий Важник, руководитель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте:
— Автомобили на заводе делают профессионалы. Устройство и правила монтажа его узлов и агрегатов обусловлены многолетним опытом производства и новейшими технологиями. В современных машинах есть все, что нужно для комфорта и престижа. Зачем дополнительно заниматься какими-то переделками? Я к автомобилю отношусь как к необходимому инструменту для выполнения конкретных задач по передвижению. В быту существуют такие помощники, как пылесос, утюг, кофеварка. Скажите, вам приходит в голову мысль их тюнинговать? Какой в этом смысл? Простите, но я считаю, что в сторонниках таких идей сидят какие-то комплексы. В мире есть тысячи способов себя проявить как личность, но тюнинг авто не лучший из них.
Сергей Марецкий, профессиональный водитель:
— Все, что связано с тюнингом, не должно противоречить принципам безопасности при эксплуатации автомобиля. И это главное. Но мне кажется, что законодательство можно сделать несколько лояльным к этому вопросу. Если человеку что-то нравится и это не мешает ему и другим участникам движения чувствовать себя уверенно на дороге, то почему бы и нет? Я не беру, конечно, примеры, когда видишь на трассе не автомобиль, а разноцветную новогоднюю гирлянду, которая слепит машины во всех направлениях. Такого, безусловно, не должно быть. Но золотой середины, думаю, придерживаться можно, ведь на то она и техника, чтобы ее усовершенствовали.
Антонина Пальчех, автолюбитель:
— Ничего не вижу плохого в том, что некоторые автовладельцы делают свои машины более красивыми, удобными и функциональными. Я сама в свое время поменяла колесные диски на несколько размеров больше, молдинги на все двери наклеила фирменные — что тут такого? От этого машина не стала хуже, наоборот. Надо, чтобы на техосмотре к таким авто относились с пониманием, а то наблюдаю иногда, как людей заставляют срывать разные наклейки со стекол, кому они мешают в углах? Или жиклеры стеклоомывателя со светодиодами — какая в них опасность? Мне кажется, все, что напрямую не связано с безопасностью, можно смело разрешать.
Ситуация с автотюнингом в Беларуси неоднозначна. С одной стороны, существует немало машин, владельцы которых с гордостью демонстрируют на клубных встречах и фестивалях свои детища. Работает достаточное количество торговых точек, предлагающих разнообразные комплектующие. А грамотных фирм и специалистов, которые могут качественно и легально установить желаемое оборудование, можно сосчитать по пальцам. Спрос рождает предложение — с этим не поспорить. Получается, таким видом деятельности специализированные компании не очень-то хотят заниматься, отдавая все на откуп подпольным энтузиастам-одиночкам. Пришло время задуматься почему. Ситуацию нужно менять.
Александр Б., инженер из Могилева:
— Смастерил небольшой трактор своими руками, езжу только по проселочной дороге, на трассу не выезжаю. Вообще, такие самоделки, особенно в деревнях, время от времени встречаются. Во всяком случае я знаю несколько. Конечно, за исправность транспортного средства должен нести ответственность его хозяин: выехал на неисправной технике — получи на всю катушку. С другой стороны, очень хотелось бы, чтобы порядок регистрации таких самоделок сделали попроще и в последующем к ним предъявляли требования, как к обычным транспортным средствам.
Владимир Янукович, мастер станции техобслуживания автомобилей:
— Владельцы внедорожников иногда устанавливают на своих «проходимцах» дифференциалы самоблокировки. Существует достаточно много вариантов реализации этой идеи, но особенную опасность представляют собой устройства кустарного изготовления с применением стальных шариков. В принципе, такое решение позволит довольно уверенно чувствовать себя на бездорожье — автомобиль без проблем проходит через глубокие грязь и песок. И срок службы подобного узла достаточно длительный. Однако владельцы джипов во многих случаях даже не знают, что такие агрегаты должны обязательно проходить обкатку перед серьезным использованием. В противном случае при резких ускорениях срабатывание этого узла может привести к серьезному ДТП — на скользких участках дороги дифференциал резко замыкается, вызывая тем самым блокировку колес. Любят водители джипов и особенную резину с высоким рисунком протектора. Да, она часто спасает на бездорожье, но при езде по асфальту на большой скорости нередко ведет себя непредсказуемо и может вызвать занос машины при поворотах — кювет обеспечен. Такие покрышки надо эксплуатировать исключительно на небольшой скорости. Также владельцы внедорожников довольно часто в целях обеспечения равномерного распределения тяги между колесами и улучшения ходовых качеств заваривают редуктор. Но надо помнить, что заблокированный мост плохо влияет на общую управляемость и пользоваться таким автомобилем в городских условиях очень опасно.