что нужно для приемки детского сада к новому учебному году
Приемка-2020: какие новые требования выполнить школе и детскому саду
Подготовьте к приемке новый документ – план профилактических мероприятий в условиях коронавируса. Образцы плана для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – особенности новых форматов приемки – дистанционного и заочного, новое направление контроля и чек-листы для самопроверки.
Юлия Патееваюрист-редактор Системы Образование
РЕКОМЕНДАЦИИ
Приемка-2020: какие новые требования выполнить школе и детскому саду
Когда пройдет приемка
Приемка пройдет по графику органа власти. В нем указаны дата или период, когда межведомственная комиссия оценит готовность организации к учебному году. Возможные сроки – с начала июня по 20 августа (п. 3 рекомендаций к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). Смотрите график на сайте регионального или местного органа власти. На сайте Генпрокуратуры или контролирующих органов его не размещают.
В каком формате пройдет приемка
Приемка может пройти в очном, заочном и дистанционном форматах. Если в регионе благоприятная эпидситуация по COVID-19, приемку проведут очно, если нет – дистанционно или заочно. Формат определит региональный или местный орган власти и укажет в своем нормативном акте (подп. 3.1 п. 3 рекомендаций к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). В таблице – особенности каждого формата приемки.
Особенности форматов приемки
Формат
Особенности
Нормативный акт
Межведомственная комиссия приедет в образовательную организацию, обследует ее и проверит документы. Члены комиссии вправе:
Комиссия проведет приемку с применением средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Члены комиссии обладают теми же правами, что и при приемке в очном формате
Комиссия запросит пакет документов, которые подтвердят готовность или неготовность детского сада и школы к началу учебного года
Кто проведет приемку
Приемку проведет межведомственная комиссия. Состав определит региональный орган исполнительной власти в сфере образования, а утвердит руководитель этого органа или органа местного самоуправления (п. 3.1 рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). В комиссию могут войти представители органа власти, которому поднадзорны школа и детский сад; органов контроля – ГИТ, МЧС, МВД, Роспотребнадзора; коммунальных служб по направлениям энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; профессиональных служб и их объединений.
Для школ и детских садов, расположенных в разных муниципальных районах и городских округах, численность и состав межведомственной комиссии могут быть разными. Это связано с тем, что Минпросвещения не устанавливает к ним требований (письмо Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03).
Какие документы и сведения представить комиссии
Представьте комиссии документы о готовности детского сада и школы к новому учебному году. Конкретного перечня нет – комиссия определит его индивидуально. При этом обязательно запросит план мероприятий по профилактике коронавируса и две справки. План надо разработать из-за сохранения угрозы заболевания в новом учебном году (письмо Минпросвещения от 03.06.2020 № ВБ-1194/03). Требований к структуре и содержанию документа нет, поэтому составьте его в свободной форме. Например, в виде таблицы с тремя графами: наименование мероприятия, срок, исполнитель. Мероприятия формулируйте совместно с медработником и завхозом на основе рекомендаций Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24. О том, как выполнить требования ведомства, читайте в рекомендации. Используйте готовые образцы плана.
Образцы планов мероприятий по профилактике COVID-19
ДЕТСКИЙ САД
ШКОЛА
Заполните справку о состоянии деятельности образовательной организации. Используйте форму из приложения 3 к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03. Внесите в нее сведения о численности обучающихся, работников, вакантных местах и обеспечении детей горячим питанием. Указывайте сведения по состоянию на 1 сентября 2020 года. Скачайте готовый образец справки.
Образцы справок о состоянии деятельности
ДЕТСКИЙ САД
ШКОЛА
Поручите бухгалтеру подготовить справку о средствах, которые потратили на подготовку к 2020/21 учебному году (п. 5 приложения 4 к письму Минпросвещения от 11.03.2020 № ВБ-593/03). При необходимости предварительно перераспределите средства или уточните информацию о финансах у учредителя. Смотрите готовый образец.
На какие вопросы отвечать в ходе приемки
В ходе приемки отвечайте на вопросы, которые позволят оценить готовность образовательной организации к новому учебному году. В 2020-м комиссия задаст вопросы по восьми направлениям. Семь из них Минпросвещения продублировало с прошлого года и добавило одно новое – санитарное и медицинское обеспечение (письмо от 11.03.2020 № ВБ-593/03). Вопросы по каждому направлению – в чек-листах. Используйте их для самопроверки и подготовки к приемке.
Чек-листы для приемки и самопроверки детского сада и школы
1. Территория
2. Здание
3. Помещения
4. Условия для обучения
5. Гигиеническое состояние
6. Безопасность в случае ЧС и пожара
7. Защищенность от терактов
8. Санитарное и медицинское обеспечение
СИТУАЦИЯ
Есть ли способы подготовиться к приемке
Какие результаты приемки получить
После приемки получите устное заключение комиссии о готовности или неготовности вашей организации к началу учебного года. Так как приемка не относится ни к одному виду проверки, а Минпросвещения не требует письменно оформлять решение комиссии, составлять акты и иные документы не будут.
Однако государственные органы власти и органы местного самоуправления вправе самостоятельно утвердить форму акта и других документов.
Подготовка детского сада к новому 2020-2021 учебному году
Каждый год все дошкольные образовательные учреждения проходят один, очень важный и ответственный экзамен – приемку учреждения к новому учебному году. Но не все знают, какой это невероятный, творческий и очень важный труд. Весь коллектив работает, вкладывая свою частичку души. А сколько работы сделано!
Во всех группах детского сада обновлена развивающая предметно-пространственная среда. Созданы центры STEM-образования, природные уголки трансформированы в центры экспериментирования, а также экологические центры.
Все математические центры групп пополнены новым дидактическим игровым материалом. С целью обеспечения вариативности образования через дополнительные общеразвивающие образовательные программы приобретены конструкторы LEGO, ТИКО-конструкторы.
Изменен подход к созданию предметно-развивающей среды на территории детского сада. На прогулочных участках организованы центры экспериментирования с водой и песком, природным материалом, сенсорные дорожки, экологические тропы, метеостанции. Изготовлены новые игровые элементы.
На участке детского сада по адресу: ул.Королева,22-а. демонтировано старое игровое оборудование.
Проведен косметический ремонт музыкального зала с заменой штор и пошивом нового ламбрекена для сцены (ул.Королева,22-а).
Проведен косметический ремонт в кабинете музыкального руководителя с установлением металлических стеллажей в соответствии с нормами пожарной безопасности (ул.Горняков,31).
Во всех группах детского сада по адресу: ул.Горняков,31 произведена замена штор. Обновлены театральные зоны групп, а также изготовлены новые передвижные театральные ширмы (гр.№ 1, гр. № 4, ул.Горняков, 31).
Для комплектования группы детей в возрасте с 1 года приобретены кровати, соответствующие санитарным нормам СаНПиН, а также стулья, горшечница и детская ванна. Обновлена предметно-развивающая среда группы с учетом возраста детей, а это значит, что у детей в возрасте с 1 года в детском саду появятся новые пирамидки, куклы, машинки, сенсорные развивающие игры, передвижные мобили.
Также в группу малышей с 2 до 3 лет по адресу: ул.Королева,22-а приобретены кровати в соответствии с санитарными нормами, новые элементы игровой мебели.
А в группу малышей с 2 до 3 лет по адресу: ул.Горняков, 31 приобретены детские столы, соответствующие санитарным нормам СаНПиН.
Произведена замена деревянных оконных конструкций на пластиковые окна (полностью в музыкальном зале, в приемной гр. № 4 по адресу: ул.Горняков,31, в спальне, в медицинском кабинете по адресу: ул.Королева,22-а).
Во всех группах детского сада, а также входных группах обоих зданий, на всех прогулочных участках, на лестничных маршах обоих зданий проведены лакокрасочные работы.Покрашены все шкафчики в раздевалках, защитные экраны радиаторов отопления, оконные рамы и подоконники, все спортивные и игровые элементы на территории детского сада, а также на пищеблоках и складах учреждения по адресу: ул.Королева,22-а, ул.Горняков,31.
Полный косметический ремонт (групповая комната, приемная, умывальная) произведен в группе № 2 (ул.Горняков,31), а также в группе № 3 (ул.Королева,22-а).
Проведен полный косметический ремонт пищеблока и склада по адресу: ул.Горняков,31.
Администрация детского сада выражает благодарность всем, кто принимал участие в подготовке детского сада к открытию.
Что нужно для приемки детского сада к новому учебному году
Органы власти подготавливают график для принятия документов.
В них содержатся следующие данные:
Подаваемые документы принимает межведомственная комиссия.
Она характеризуется следующими свойствами:
Члены комиссии получают карточки, на которых указаны поручения. Их раздают на оперативном совещании.
Проверяют следующие данные:
Образовательные учреждения до проверки собирают справки о состоянии образовательного учреждения. Их передают комиссии, которая оценивает готовность к началу учебного года.
Требуется следующее количество справок для разных учреждений:
предназначение (медицинский кабинет, спортивная площадка, кабинет для обучения).
Образец можно скачать здесь.
Комиссия должна понять, требуется ли подвозить детей в учебное учреждение.
Подсчитывают следующие данные:
Требуется вычислить процент подвозимых детей в соотношении со всеми учениками или воспитанниками. Автобусы подбирают до начала учебного года 2021.
В конце справки указывают источник денежных средств, направленных на эти потребности. Прописывают конечную сумму, которая была потрачена.
Образец справки «Спортивные объекты и клубы» можно скачайте здесь.
В некоторых образовательных учреждениях выявляют нарушения.
Тогда организация должна выполнить следующие действия:
После проведение работ готовые документы направляют в Министерство Просвещения. Чтобы они были составлены по требованиям, используют образец по ссылке.
Оценка готовности организаций к началу учебного года
Автор: Марова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Перед началом учебного года все образовательные организации проходят проверку готовности к ведению образовательного процесса. Эту проверку осуществляют представители МЧС, МВД, Роспотребнадзора и других заинтересованных органов власти. Минобрнауки в Письме от 16.06.2017 № ТС-186/08 довело Методические рекомендации по организации проведения приемки организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу учебного года (далее – Рекомендации). Представляем вашему вниманию основные положения данного документа.
Рекомендации разработаны Минобрнауки совместно с МЧС, МВД, Роспотребнадзором в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 № 30. Они определяют порядок взаимодействия указанных структур и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при организации и проведении приемки организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу учебного года.
Подготовка образовательной организации к учебному году
Подготовка организаций к началу учебного года проводится в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в текущем году и завершается не позднее 20 августа.
При подготовке должен быть выполнен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение:
безопасности в случае чрезвычайных ситуаций;
санитарных норм и правил;
требований к состоянию защищенности организаций от угроз криминального характера и террористических угроз;
необходимости проведения текущего и капитального ремонта и других хозяйственных работ;
других мероприятий, непосредственно связанных с подготовкой организации к началу учебного года.
Типовой перечень (план) мероприятий по подготовке организации, осуществляющей образовательную деятельность, к началу учебного года представлен в приложении 7 к Рекомендациям. Считаем необходимым привести его полностью. Следует обратить внимание, что для каждого мероприятия должны быть установлены исполнитель и срок исполнения, а также сделана отметка об исполнении. Все мероприятия разделены на группы.
Группа мероприятий
Мероприятия
Приобретение (замена, перезарядка) первичных средств пожаротушения
Установка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения при пожаре, а также их техническое обслуживание
Установка системы тревожной сигнализации
Установка системы дымоудаления
Пропитка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений
Оборудование путей эвакуации
Монтаж и техническое обслуживание систем противопожарного водоснабжения
Оборудование аварийного освещения зданий
Санитарные, гигиенические и медицинские мероприятия
Оснащение пищеблоков технологическим и иным оборудованием
Оборудование (ремонт) систем канализации и водоснабжения
Оборудование (ремонт) систем отопления
Оборудование (ремонт) систем электроснабжения по соблюдению уровней освещенности
Организация горячего питания
Оборудование медицинских кабинетов
Прохождение медицинского осмотра персоналом
Оборудование учебных кабинетов мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям учащихся
Выполнение мероприятий по обеспечению санитарного состояния и содержания помещений установленным требованиям
Установка ограждения по периметру организации
Установка систем видеонаблюдения
Установка тревожной сигнализации
Проведение капитального ремонта
Проведение текущего ремонта
Поставка школьных автобусов
Поставка учебно-наглядного оборудования
Подключение к Интернету
Установка оборудования, обеспечивающего доступность зданий и сооружений для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Разработка организационно-распорядительных документов по пожарной безопасности (приказов о назначении должностных лиц, ответственных за противопожарную организацию, инструкций по мерам пожарной безопасности, планов эвакуации и др.)
Проведение занятий по курсу ОБЖ – безопасность дорожного движения
Проведение занятий по курсу ОБЖ – пожарная безопасность
В ходе подготовки организации к учебному году руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций:
а) проводят мероприятия по разработке, утверждению и согласованию с соответствующими структурами МЧС, МВД, Роспотребнадзора, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций нормативных правовых актов, устанавливающих порядок организации и проведения приемки организаций к началу учебного года;
б) организуют и проводят объективную оценку готовности организаций к началу учебного года с обоснованием дальнейшего принятия решения о функционировании или приостановлении деятельности образовательных организаций;
в) докладывают о результатах приемок по подчиненности.
Работа комиссии по приемке
Приемка организаций, их филиалов к началу учебного года осуществляется ежегодно до 20 августа комиссией по организации и проведению оценки готовности образовательных организаций к началу учебного года (далее – комиссия). Комиссия создается по решению руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации).
В состав комиссии включаются (п. 3.2 Рекомендаций):
руководитель органа (организации), осуществляющего функции и полномочия учредителя образовательных организаций, или его заместитель (председатель комиссии);
представители МЧС, МВД и Роспотребнадзора.
Кроме этого, к приемке организаций к началу учебного года могут также привлекаться представители:
заинтересованных органов исполнительной власти;
коммунальных служб по направлениям энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения;
профессиональных союзов и их объединений;
комиссий по делам несовершеннолетних.
Перечень представителей, привлекаемых к приемке организаций, может быть расширен исходя из особенностей субъекта РФ и самой организации и определяется непосредственно при создании комиссии.
Персональный состав комиссий утверждается совместным приказом органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, территориальных органов МВД, МЧС и Роспотребнадзора (п. 3.4 Рекомендаций).
Основными задачами комиссии являются (п. 3.5 Рекомендаций):
а) организация своевременного представления сведений в Минобрнауки по подготовке к учебному году:
сведения о назначении должностного лица представляются к 1 июня текущего года по форме в соответствии с приложением 1 к Рекомендациям;
сведения о составе комиссии представляются в срок до 1 июля текущего года по форме в соответствии с приложением 2 к Рекомендациям;
б) определение порядка, форм и сроков представления сведений о результатах работы комиссий органов местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования;
в) организация приемки и оценки готовности организаций, находящихся в ведении органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего государственное управление в сфере образования;
г) организация контроля и оказание помощи руководителям подведомственных организаций в устранении недостатков, выявленных в ходе приемки;
д) координация деятельности работы комиссий органов местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования, по приемке подведомственных им организаций;
е) сбор, анализ, обобщение сведений о результатах приемки организаций субъекта РФ;
ж) ежедневное информирование Минобрнауки до 15 часов (время московское) по состоянию на 18 часов предыдущего дня с даты начала приемки образовательных организаций по 20 августа по форме в соответствии с приложениями 3, 4 к Рекомендациям. Итоговый доклад о готовности организаций к учебному году представляется также к 20 августа по формам в соответствии с приложением 5.
Комиссии управления в сфере образования на уровне местного самоуправления, муниципального района и городского округа должны осуществлять:
организацию приемки и оценки готовности образовательных организаций, находящихся в их ведении;
организацию контроля и оказание помощи руководителям подведомственных организаций в устранении недостатков, выявленных в ходе приемки;
сбор, анализ, обобщение сведений о результатах приемки подведомственных организаций;
представление в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, сведений о ходе работы комиссии по форме, срокам и в порядке, определенным органом управления образования субъекта РФ.
Мероприятия по приемке
Работа комиссий по оценке готовности организаций к учебному году проводится в соответствии с планом мероприятий конкретной организации по подготовке к началу учебного года и включает в себя (п. 4 Рекомендаций):
1) анализ результатов приемки и устранения нарушений, выявленных в ходе оценки готовности организации к предыдущему учебному году;
2) анализ выполнения мероприятий плана исходя из реального состояния дел с учетом перспективного планирования, исполнения мероприятий типового перечня (плана) по подготовке организаций к учебному году, изложенных в приложении 7 к Рекомендациям, включая вопросы финансового, материально-технического и иных видов обеспечения, в рамках бюджетного финансирования, реализации федеральных и региональных целевых программ и иных способов практической организации выполнения мероприятий перечня (плана);
3) проверку обеспечения доступности зданий и сооружений образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями;
4) проверку вопросов организации безопасной эксплуатации энергоустановок (электротеплоустановок), их технического состояния, в том числе:
обеспечение надежности схемы электротеплоснабжения, ее соответствия категории энергоприемников;
содержание энергоустановок в работоспособном состоянии и их безопасная эксплуатация;
проведение своевременного и качественного технического обслуживания, ремонта, испытаний энергоустановок и энергооборудования;
5) соблюдение требований к персоналу и его подготовку;
6) соблюдение требований охраны труда электротеплотехнического и электротехнологического персонала;
7) укомплектование рабочих мест обязательной документацией;
8) укомплектование рабочих мест средствами индивидуальной защиты, пожаротушения и инструментом;
9) проверку вопросов организации мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
10) работоспособность и обеспечение обслуживания систем автоматической противопожарной защиты;
11) наличие и исправность первичных средств пожаротушения;
12) проверку состояния путей эвакуации и эвакуационных выходов;
13) размещение наглядной агитации по вопросам соблюдения мер безопасности и умения действовать на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
14) выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора).
В случае выявления в ходе работы комиссии нарушений принимаемая организация разрабатывает и согласовывает с комиссией мероприятия по устранению нарушений, выявленных в результате приемки, с указанием конкретных сроков их реализации. После выполнения названных мероприятий принимаемая образовательная организация представляет в установленные комиссией сроки отчеты о принятых мерах по устранению нарушений.
Оформление результатов приемки
Результаты приемки готовности организации к учебному году оформляются актом приемки готовности организации по форме в соответствии с приложением 8 Рекомендаций (п. 5 Рекомендаций).
Акт приемки оформляется в двух экземплярах и регистрируется в принимаемой организации.
Первый экземпляр акта приемки хранится в образовательной организации. Второй – направляется в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, орган местного самоуправления, муниципального района и городского округа, осуществляющий управление в сфере образования.
В соответствии с п. 6 Рекомендаций все сведения представляются в Минобрнауки с использованием информационно-аналитической системы «Мониторинг». Кроме этого, в Рекомендациях приведен перечень контактов Минобрнауки, по которым можно проконсультироваться по вопросам заполнения соответствующих форм, представленных в приложениях к Рекомендациям.
Согласно Рекомендациям подготовка организаций к началу учебного года осуществляется с учетом:
соблюдения санитарных норм и правил, а также требований по обеспечению безопасности в случае ЧС;
требований к состоянию защищенности организаций от угроз криминального характера и террористических угроз;
необходимости проведения текущего и капитального ремонта и других хозяйственных работ.
В ходе подготовки организации к учебному году руководители региональных и местных органов власти в сфере образования и образовательные организации:
а) осуществляют мероприятия по разработке, утверждению и согласованию с соответствующими структурами МЧС, МВД, Роспотребнадзора, других заинтересованных органов власти и организаций нормативных правовых актов, устанавливающих порядок организации и проведения приемки организаций к началу учебного года;
б) организуют и проводят объективную оценку готовности организаций к началу учебного года с обоснованием дальнейшего принятия решения о функционировании или приостановлении деятельности образовательных организаций;
в) докладывают о результатах приемок по подчиненности.
По решению руководителей органов власти в сфере образования создаются комиссии по организации и проведению оценки готовности образовательных организаций к началу учебного года.
Результаты приемки оформляются соответствующим актом установленной формы.