что нужно для повышения квалификации
Что такое переподготовка?
Для чего нужна профессиональная переподготовка? Допустим, вы выбрали не ту профессию. Возможно, в силу жизненных обстоятельств вы трудоустроены не по специальности и хотите стать профессионалом в новой сфере деятельности. А бывает, что профессия нравится, но в век современных технологий она устарела и больше не востребована на рынке труда.
Профпереподготовка нужна как раз для решения таких проблем. Это отличная возможность за небольшой срок изменить свою жизнь к лучшему, устроиться на новую работу, которая будет приносить доход и позволит заниматься любимым делом.
Из этой статьи Вы узнаете:
Что значит «профессиональная переподготовка»?
Это дополнительное профессиональное образование, направленное на получение компетенций (знаний и навыков), необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
В настоящее время переподготовку считают достойной альтернативой второму высшему образованию.
возможность получить новую профессию за небольшой срок;
доступная стоимость обучения (на порядок ниже стоимости второго высшего образования);
практикоориентированность (программы содержат только профильные дисциплины и стажировку, что позволяет приобрести актуальные знания и навыки, которые действительно пригодятся в трудовой деятельности).
подготовка работника в соответствии с требованиями действующих профстандартов;
диплом о профессиональной переподготовке может стать весомым преимуществом в вашем резюме. Ведь он подтверждает не только профессионализм, но и ваше желание учиться новому, стремление развиваться и расширять свои возможности.
Работодатели лояльны к соискателям с дипломом о профессиональной переподготовке. Как правило, с трудоустройством проблем не возникает.
Как пройти профпереподготовку
В первую очередь, Вы должны правильно выбрать новую профессию. Собрать как можно больше информации: какие трудовые функции вы будете исполнять на работе, в каких организациях будете работать, насколько эта профессия востребована на рынке труда, особенно в вашем регионе.
Следующий шаг – посмотреть, в каких учебных заведениях есть программа профпереподготовки по данной профессии (вузы, организации ДПО). С учётом ваших предпочтений и финансов, выбрать организацию и подать заявку. Обучение начинается после оформления документов и оплаты. Зачисление происходит без вступительных испытаний.
Что такое диплом о профессиональной переподготовке
После освоения образовательной программы и успешной сдачи итогового экзамена вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца – документ, который даёт право вести профессиональную деятельность по изученной специальности.
Некоторые специалисты обязаны проходить профессиональную переподготовку, чтобы соответствовать требованиям действующих профессиональных стандартов. Например, воспитатель. Чтобы устроиться на работу воспитателем, надо иметь высшее или среднее педагогическое образование или любое высшее или среднее профессиональное образование и диплом о профессиональной переподготовке в сфере педагогики дошкольного образования.
Действующие воспитатели, которые проходили обучение очень давно, должны регулярно проходить повышение квалификации, чтобы соответствовать современным федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.
Кто может пройти переподготовку (требования)
Вы можете пройти обучение по программам профессиональной переподготовки, если:
имеете высшее или среднее профессиональное образование;
находитесь в процессе получения высшего или среднего профессионального образования.
Обратите внимание: некоторые программы профпереподготовки требуют определенной квалификации! Например, обучение медицинских сестер по программе «Диетология» возможно только при наличии среднего профессионального образования по специальностям «Акушерское дело», «Лечебное дело», «Сестринское дело».
Чтобы не запутаться в этих нюансах, советуем обращаться к помощи специалистов учреждения ДПО, где собираетесь пройти обучение. Они смогут подобрать программу, подходящую вашему уровню образования и предпочтениям.
Чем отличается переподготовка от повышения квалификации
Если вы хотите актуализировать знания по уже имеющейся профессии, усовершенствовать навыки, не повышая при этом образовательного уровня, для вас существуют программы повышения квалификации.
дает возможность внедрять и использовать в трудовой деятельности новые методы и современные технологии, что повышает качество работы и в целом производительность труда;
позволяет быть в курсе последних изменений в законодательстве, регламентирующих вашу сферу деятельности;
повышает вашу конкурентоспособность на рынке труда;
позволяет соответствовать требованиям действующих профстандартов (некоторые специалисты обязаны проходить регулярное обучение по программе повышения квалификации).
Чем отличается второе высшее от переподготовки
Второе высшее образование – это сокращенная форма высшего образования. Именно поэтому некоторые её ошибочно отождествляют с дополнительным профессиональным образованием.
Чтобы избежать путаницы, выделим основные отличия второго ВО от переподготовки:
Задачи обучения
Задача второго высшего образования – подготовка специалистов высокой квалификации. Задача профпереподготовки – обучить новым навыкам и компетенциям, необходимым для выполнения новой трудовой деятельности. Поэтому получить второе высшее можно исключительно на основе высшего образования. А профессиональная переподготовка доступна тем, кто имеет высшее среднее профессиональное образование.
Структура учебной программы
Программы второго высшего образования делятся на общую и специальную части. Изучение общей части программы по закону обязательно для всех, кто получает среднее профессиональное или высшее образование. Вам необходимо будет изучить следующие предметы: культура речи, философия и история, безопасность жизнедеятельности, логика, математика, экономика и т.д. Специальная часть включает учебные предметы, непосредственно связанные с профессией.
Стоимость обучения
Цены на программы переподготовки значительно ниже, чем на программы второго ВО (второе высшее – в среднем от 25 000 р, профпереподготовка – в среднем от 6000).
Форма обучения
Вузы предлагают в основном очную форму обучения и заочную – с обязательным посещением учебного заведения для сдачи экзаменов. В то же время в учреждении дополнительного профессионального образования вы можете пройти переподготовку дистанционно. Дистанционная форма позволяет слушателям учиться без отрыва от работы, из любого города и в любое удобное время. Без посещения учебного заведения. Сдача тестов и итогового экзамена происходит в системе дистанционного обучения.
Где можно пройти профессиональную переподготовку
Обучиться по программе переподготовки можно в учреждении дополнительного профессионального образования, которое имеет лицензию на ведение образовательной деятельности.
Как выбрать среди огромного количества учебных заведений ДПО? Советуем определить, какие параметры для вас наиболее важны. Большинство людей считают важными: качество образовательной программы, стоимость обучения, репутацию образовательной организации и возможность обучаться дистанционно.
АБиУС полностью соответствует перечисленным параметрам.
Преимущества обучения в АБиУС
20-летний опыт в сфере образования;
Дипломы и удостоверения установленного образца, с обязательным внесением данных о них в государственную систему ФИС ФРДО;
Востребованные и актуальные программы, подготовленные в соответствии с профстандартами;
Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.;
Доступные цены (скидки, рассрочка, программа лояльности);
Преимущества повышения квалификации
Чтобы в полной мере использовать умения и навыки персонала, ваша организация должна обеспечить возможности для его развития и самосовершенствования, чтобы соответствовать технологическим и организационным изменениям. Существует пять основных причин того, почему развитие и повышение квалификации персонала в настоящее время приобрело особенно большое значение.
1. Век информации — быстрые технологические изменения.
2. Изменения требований к рабочей силе.
3. Недостаток навыков, особенно в высокотехнологичных и наукоемких областях.
4. Постоянные организационные изменения.
Век информации
Век информации, то есть технологическая революция, основанная на развитии информационных технологий, сопровождается существенными изменениями в экономике и рабочих обязанностях. Мы перешли от промышленной системы изготовления и перемещения продукции к системе сервисного обслуживания и решения наукоемких задач. Традиционные требования к рабочим и служащим изменились, возникли новые рабочие места, особенно в сфере обслуживания, телекоммуникации и сфере информационных технологий. Сейчас в Европе и Северной Америке примерно 70% рабочих мест предполагают умственный труд и менее 30% — физический, тогда как пятьдесят лет назад соотношение было обратным. Следовательно, готовность меняться, приспосабливаться становится важнейшим требованием к работнику.
По данным департамента труда США, среднестатистический американец, вступающий сейчас в ряды рабочей силы, будет не менее трех раз в течение своей трудовой деятельности менять ее вид. В сходных обстоятельствах находятся и трудовые ресурсы европейских стран, «работа на всю жизнь» становится редкостью. Таким образом, людям необходимо развивать и приобретать универсальные знания и навыки, которые помогут устроиться на новую работу при изменении рабочей ситуации.
Изменение требований к рабочей силе
В прошлом люди могли надеяться на то, что полученное ими образование и подготовка окажутся достаточными на всю жизнь. Однако сейчас базовое обучение создает лишь основу для профессиональной карьеры. Достаточные навыки и опыт при приеме на работу отнюдь не гарантируют того, что в связи с изменением обстоятельств и рабочей ситуации не потребуется совершенствовать имеющиеся у работника навыки. Работа и учеба должны стать неразрывными, ведь если сотрудники не имеют возможности повышать квалификацию на рабочем месте, их навыки постепенно устаревают. Аналогичным образом, если руководство компании не вкладывает достаточно средств в обучение и переквалификацию кадров, производство неизбежно тормозится.
Традиционно термин «развитие» (повышение квалификации) относилось к сравнительно небольшому по численности управленческому звену в крупных компаниях, менеджеров считали «мозгом» организации. Однако сейчас возникла необходимость в распределении руководства, то есть большее число людей теперь должно владеть соответствующими навыками. Численность и удельный вес руководителей и специалистов возросли, что усилило потребность в повышении профессиональной квалификации. Действительно, постоянное повышение профессиональной квалификации теперь выдвигается в качестве обязательного требования большинством профессиональных ассоциаций.
Необходимость в дополнительном обучении и повышении квалификации сначала затронула менеджеров и узких специалистов, а теперь это касается персонала всех уровней.
Недостаток навыков
Технологическое развитие привело к росту числа квалифицированных и наукоемких работ и потребности в специалистах, обученных соответствующим образом. Недостаток квалифицированных кадров сдерживает развитие бизнеса, однако это вполне естественное явление, вызванное временным расхождением в развитии новых технологий и процессов и обучения им кадров. Осуществить переподготовку работников старшего возраста часто можно гораздо быстрее. Очевидно, первым шагом в преодолении несовершенства навыков должно стать использование существующих кадров и их умений.
Сиюминутные последствия отсутствия необходимых навыков вполне очевидны, однако отсроченный эффект пренебрежительного отношения к повышению квалификации персонала может проявиться, когда ситуация станет критической. Традиционно, когда у компании большой «портфель заказов», руководство не находит времени на обучение персонала; вместе с тем, когда дел становится меньше, на обучение зачастую не хватает денег. Исследования показывают, что наибольших успехов добиваются те организации, которые систематически занимаются повышением квалификации своих сотрудников и расходуют на обучение достаточно средств. Расширяя внутренние возможности и повышая гибкость кадров, компания предотвращает дефицит квалифицированных сотрудников и меньше подвержена краткосрочным изменениям в экономике.
Постоянные организационные изменения
За последнее десятилетие большинство организаций претерпели значительные изменения. Как правило, это связано с переходом от иерархических пирамид к коллективам, работающим по принципу команды. Отметим некоторые последствия этого процесса для менеджеров и персонала.
Некоторые из вышеупомянутых изменений, вероятно, вас пока не коснулись. Вместе с тем менеджерам следует быть готовыми к значительным переменам, которые, несомненно, грядут. Забота о повышении квалификации персонала даст людям необходимые навыки и уверенность в своих силах, чтобы пробовать новые роли и преодолевать периоды неопределенности.
Причины необходимости развития персонала
Менеджеры часто считают наиболее важными для себя профессиональные и технические аспекты работы. Когда эти функции «осложняются» дополнительными обязанностями, например повышением квалификации персонала, реальная работа иногда страдает. За последнее десятилетие, однако, идея о том, что менеджеры и руководители должны способствовать росту и развитию своих сотрудников, укрепилась и стала ключевой обязанностью этих лиц. Их участие в повышении квалификации кадров важно по следующим причинам.
Несмотря на насущную необходимость, некоторые менеджеры неохотно тратят время на повышение квалификации персонала. Ниже приведены четыре наиболее типичных довода, некоторые из них, возможно, вам знакомы. После каждого довода дается возможный ответ инертному менеджеру, исповедующему подобные взгляды.
1. Я очень занят(а), мне с трудом удается должным образом справляться с текущей работой. У меня просто нет времени на то, чтобы кого-то учить. У меня достаточно своих обязанностей.
Ответ: Вы действительно перегружены, так что давайте обсудим, как помочь вам разрешить некоторые проблемы, перепоручив их другим сотрудникам. Вас не просят непосредственно заниматься обучением сотрудников, хотя иногда и это помогает; вам предлагается позаботиться о повышении квалификации кадров, чтобы они смогли избавить вас от части обязанностей.
Исходите из того, что кадры — самый ценный и дорогостоящий ресурс каждой организации: эффективность управления определяется преимущественно тем, что делают ваши сотрудники, а не тем, чем занимаетесь вы. Эффективность собственной работы и продуктивность деятельности зависят от умения побудить свою команду к добросовестному производительному труду. Однако существуют всего два способа повышения продуктивности — расширение возможностей персонала и повышение желания трудиться с высокой самоотдачей. Забота об обучении и повышении квалификации своих сотрудников не только расширяет их возможности, но и усиливает мотивацию.
Повышение квалификации персонала требует времени, но увеличивает эффективность работы команды и качество производимой продукции или оказываемых услуг. Следовательно, необходимо найти на это время.
2. Опыт — лучший учитель. Мой начальник никогда мне не помогал и никогда не показывал, как и что нужно делать. Я учился управлять сам, на собственных ошибках, так почему я должен беспокоиться об обучении своих сотрудников?
Ответ: Многое можно узнать на собственном опыте, но для этого требуется большое количество времени, а само обучение сопровождается рядом ошибок. Помимо всего прочего, таким образом не всегда можно узнать, как лучше что-либо сделать. Плохое усвоение основ сильно затрудняет «уроки опыта»: иногда люди в процессе трудовой деятельности закрепляют собственные ошибки. В конце концов, один год неэффективной работы, помноженный на 35, даст сотруднику право на получение наград, но принесет мало пользы организации.
Ваш начальник, возможно, вам не помогал, но неужели вы не хотели бы поддержки и руководства с его стороны? Все мы должны заботиться о развитии своих сотрудников, поскольку в этом случае их работа быстрее становится качественной и безопасной. Вы же не станете рекомендовать учиться вождению на личном опыте. Сначала следует пройти курсы, выучить основные правила и сдать экзамен.
3. Я принимаю на работу квалифицированных сотрудников. У нас не учебное заведение — учиться нужно было раньше. Здесь люди работают.
Ответ: Ваши сотрудники получили соответствующую подготовку, однако с развитием организации требования к работе изменились. Работа будет выполняться быстрее и с более высоким качеством, если дать людям возможность развиваться и совершенствовать свои навыки. Когда работник видит, что попал в тупик, что не сможет учиться и повышать свою квалификацию, продуктивность его труда падает, а сам он стремится сменить работу при первой же возможности.
Преимущества повышения квалификации персонала для организации
Повышение квалификации персонала поможет по следующим ключевым направлениям.
Преимущества повышения квалификации персонала для руководителей
Личное участие в повышении квалификации сотрудников способствует самосовершенствованию в следующих направлениях.
Преимущества повышения квалификации для сотрудников
По данным опросов, размер оплаты имеет гораздо меньшее значение, чем принято считать. Исследователи сделали важное наблюдение: люди хотят интересной и увлекательной работы, хотят работать с удовольствием и гордиться результатами своего труда. Менеджеры и руководители имеют большое влияние на работу своих сотрудников и их отношение к ней. Следует больше заботиться о повышении удовлетворенности работой.
Типичные ситуации
Когда вы приступаете к чему-либо новому или что-то меняете, возможно возникновение определенных трудностей. Ниже описаны несколько ситуаций, которые иногда возникают, если уделять внимание развитию своих сотрудников. После каждого описания предлагается возможная реакция на ситуацию.
Ситуация. Люди ранее прошли курс обучения, но отнеслись к нему не слишком серьезно ввиду отсутствия преемственности.
Реакция. Поставьте их в известность, что у вас есть особый метод подготовки и контроля после окончания курсов. Подготовка включает обсуждение с сотрудником предстоящего курса обучения и ваших с ним ожиданий. К контролирующим относятся следующие мероприятия: 1) обсуждение с вами пройденного курса обучения, при этом акцент делается на том, как применить приобретенные знания в текущей работе; 2) краткое выступление сотрудника на собрании трудового коллектива, чтобы коллеги получили представление о пользе обучения и, возможно, помогли воплотить в жизнь новые идеи.
Ситуация. Вы годами не обращали внимания на своих сотрудников и внезапно решили заняться их обучением и развитием. Некоторые из них озадачены, скептически относятся к новым веяниям.
Реакция. На обычном собрании трудового коллектива отметьте, что собираетесь развить собственные навыки и хотите, чтобы сотрудники обдумали пути повышения своей продуктивности. Большинство людей одобрительно воспримут эту идею. Некоторые «ветераны производства» будут нуждаться в заверениях, что новая политика не представляет для них угрозы. Встретьтесь с каждым из них лично, пусть они предложат направления повышения квалификации, обсудите способы их реализации. Для тех, кто работает в организации длительное время, курс обучения с отрывом от работы окажется более интересным и полезным, чем обучение на рабочем месте.
Ситуация. Вы заинтересованы в развитии собственных навыков и умений ваших сотрудников, но должны заручиться поддержкой начальства.
Реакция. Анализ результатов работы дает возможность обсудить с начальником перспективы развития своих сотрудников и свои собственные. Дайте начальнику понять, что собираетесь заняться повышением квалификации персонала, а также упомяните связанные с этим выгоды для организации.
Повышение квалификации как ключ к успеху
Главная / Статьи о MBA / Повышение квалификации как ключ к успеху
“Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте”
Современный ритм жизни диктует для бизнеса все новые правила игры: для сохранения конкурентоспособности одним из важнейших условий становится регулярное повышение квалификации управленцев, в том числе и директора по персоналу.
Такое явление объясняется вполне естественными причинами:
Поэтому в своеобразной “гонке вооружений” выигрывают те компании, которые могут соответствовать скорости изменений рынка — наращивают компетенции команды, внедряют новые технологии, следят за тенденциями и быстро адаптируются.
Кому это нужно?
Управленческое образование, в частности – знание современных трендов и методов управления персоналом, необходимы в нескольких случаях:
Повышение квалификации директора по персоналу
На сегодняшний день сама парадигма работы с персоналом крайне изменилась, как и состояние рынка, его взаимодействие с обществом.
И это лишь один пример, демонстрирующий довольно кардинальные изменения на кадровом рынке.
Сегодня нужен совершенно иной подход. HR должен не просто выполнять базовые кадровые функции, а знать бизнес от и до, понимать все его процессы и уметь выстраивать грамотную стратегию подбора персонала/команды.
В российской действительности понимание функционала директора по персоналу зачастую сильно размыто, и чаще всего ассоциируется только с классическими задачами по обеспечению бизнеса сотрудниками:
При этом в ситуации, когда к вопросу управления персоналом подходят системно, то в ведении HR-директора находятся как минимум еще два направления:
Стратегия, организация бизнес-процессов:
Бизнес успешен и адаптируется ко всем внешним изменениям именно тогда, когда руководители, особенно директор по персоналу, находятся на острие современных трендов в управлении. И как раз для этого необходимо повышение квалификации и дополнительное образование.
Аналогичные особенности присущи и тренингам: как правило, они дают поверхностные теоретические знания, а эффект вдохновленности, нагнетаемый на самих занятиях, длится несколько дней, постепенно сходя на нет. Такие программы для управленцев практической выгоды почти не несут и по факту носят больше развлекательный характер, хоть и в деловой среде.
Как выбрать курсы повышения квалификации для руководителей?
Когда речь идет о качественном бизнес-образовании, будь то профпереподготовка, курсы повышения квалификации или MBA, в первую очередь нужно обращать внимание на репутацию как самой бизнес-школы, так и ее выпускников.
Разберем несколько ключевых факторов выбора:
ИБДА является несомненным лидером в сфере бизнес-образования в России. РАНХиГС, в состав которой входит ИБДА, стала признанной кузницей бизнес-элиты страны, дающая как хороший старт начинающим руководителям, так и мощный рывок уже опытным собственникам крупных бизнесов.
Что будет на обучении?
Программа учитывает пять основных блоков, присутствующих в работе HR-директора:
1. Кадровое планирование
Как говорилось выше, современные тренды диктуют больший упор на выращивание внутренних сотрудников ввиду дефицита высококвалифицированных специалистов “в свободном плавании”. Это требует глобальной и грамотной перестройки стратегического планирования как распределения должностей, “срока жизни” на каждом этапе, продуманной системы удержания сотрудников оптимальными для компании способами и ресурсами.
2. Подбор, найм и адаптация
Важно не только определять действительно лучших и талантливых “на входе”, но и выстроить такую систему адаптации и удержания, при которой сотрудники будут в рядах компании надолго ценой оптимальных ресурсов.
3. Корпоративная культура
4. Мотивация персонала
Для искренней заинтересованности и роста как самого сотрудника, так и компании, необходим грамотный и при этом не перегруженный подход к мотивации, сонаправленность мотивации всех сотрудников целям компании.
5. Обучение и развитие персонала
Актуальные инструменты и методы обучения, методы определения необходимости обучения, а также составления плана обучения сотрудников.
Что входит в программу обучения?
Программа повышения квалификации управление персоналом, входящая как модуль в программу MBA ИБДА РАНХиГС, посвящена изучению эффективных технологий управления людьми и трудовыми коллективами на всех стадиях движения трудовых ресурсов: отбор и наем, обучение и развития, управление результатами, подготовка кадрового резерва, планирование карьеры, увольнение. Особое внимание уделяется психологическим технологиям управления людьми и вопросам построения эффективной системы мотивации.
Аудиторная работа в рамках обучения предполагает акцент на поиске лучших решений и проработке практических ситуаций и кейсов, основываясь на знании инструментов и подходов к эффективному управлению.
В учебный план входят такие дисциплины как: Развитие кадрового потенциала, Психология управления, Внутреннее консультирование и коммуникации с персоналом, Администрирование процессов по управлению персоналом, Стратегия управления человеческими ресурсами, а так же тренинг: «Профессиональный путь: из Прошлого в Будущее».
С содержанием и описанием дисциплин можно ознакомиться на нашем сайте.
В каком формате проходит программа повышения квалификации?
Обучение в ИБДА РАНХиГС по программе повышения квалификации по направлению “Управление персоналом” возможно в модульной форме, позволяющей комфортно совмещать учебу и работу, а также включать достаточный объем практического материала для слушателей курса.
Список рекомендуемой литературы:
Подводя итоги
Изменения внешней среды и рынка диктуют необходимость изменений и в бизнесе, в том числе и в стратегических подходах подбора и управления персоналом. В этой связи даже самым успешным и опытным HR-директорам и собственникам бизнеса необходим “глоток свежего воздуха” для того, чтобы оставаться на гребне волны, на острие трендов для большей устойчивости и развития компании.