Реставраторы чаще всего имеют узкую специализацию, например, восстанавливают предметы декоративно-прикладного искусства, картины (живопись), книги и многое другое. Программы для реставраторов реализуют средние профессиональные и высшие учебные заведения. Стать реставратором можно после окончания 9 или 11 класса, а также на базе первого высшего образования или колледжа.
Высшие учебные заведения
Поступление в вуз возможно на базе полного общего среднего (11 классов), первого высшего или среднего профессионального образования. Программы для реставраторов открыты в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, Санкт-Петербургском институте искусств и реставрации, Вологодском государственном университете, РГУ им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) и других образовательных заведениях высшего уровня. Специалисты, имеющие первое высшее образование, могут стать реставратором после прохождения курсов профессиональной переподготовки, например, в Едином центре дополнительного профессионального образования.
Направление подготовки
Профили подготовки
Код
Форма обучения
Срок обучения
«Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства»
«Реставрация скульптуры» и др.
Колледжи
В колледжи можно поступать на базе как 9, так и 11 класса, а также среднего профессионального или высшего образования. Программы для будущих реставраторов открыты в Колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 (КАДР), Художественно-гуманитарном колледже, Московском художественном академическом училище и других ссузах.
Направление
Специализация
Код
Форма обучения
Срок обучения
«Реставрация масляной и темперной живописи»
«Реставрация произведений из дерева и декоративно-прикладного искусства» и др.
После 9 класса: 3 года 10 месяцев
«Реставратор штукатурок и лепных изделий»
«Реставратор декоративно-художественных покрасок» и др.
После 9 класса: 3 года
После 11 класса: 10 месяцев
Вступительные испытания
Реставрация требует определенных художественных навыков, поэтому все абитуриенты колледжей и вузов в обязательном порядке проходят дополнительные вступительные испытания.
Если абитуриент поступает в вуз на базе колледжа или первой вышки, то он может не проходить ЕГЭ, а сдать нужные предметы в вузе. Дополнительные вступительные испытания обязательны для всех поступающих, независимо от уровня подготовки.
Направление подготовки
Предметы ЕГЭ
Русский язык (обязательный)
* Последние три предмета могут быть профилирующими для направления Реставрация, решение принимается локально на базе вуза.
Ссузы
В заключение
При поступлении в вуз будущие реставраторы сдают 2 предмета ЕГЭ и проходят ДВИ. Условия поступления для абитуриентов колледжей ограничиваются дополнительными вступительными испытаниями и успешным преодолением конкурса аттестатов, в котором принимают участие оценки, полученные в 9 классе. До поступления в вуз или колледж важно уделить внимание развитию художественных навыков и подготовке нескольких домашних работ, которые абитуриент представит вниманию приемной комиссии.
Произведения искусства и предметы, представляющие историческую ценность, тоже подвержены старению. Однако они очень важны для культуры и общество не может позволить себе их потерять, поэтому их восстановлением занимаются реставраторы. Профессия реставратор близка профессии художника. Получить ее можно в высшем или среднем специальном учебном заведении, а также на курсах.
Кто такой реставратор: что нужно знать о профессии?
Под реставрацией понимают деятельность по принятию мер, способствующих сохранению памятников культуры и обеспечению их сохранности на протяжении как можно более длительного времени, а также восстановление таких памятников после получения ими физических повреждений или повреждений вследствие воздействия времени и неблагоприятных внешних условий. Человека, который занимается такой работой, называют реставратором.
В современном виде профессия реставратор оформилась в Европе в эпоху Возрождения в XVI-XVII веках. Тогда у людей появился интерес к античным произведениям искусства, а многие из них находились в плачевном состоянии, поэтому художники того времени взялись за их восстановление.
Сегодня существует множество разновидностей профессии. Вот некоторые из них:
Реставрируют в наше время даже части человеческого тела, например, зубы. Примером того, кто это делает, может служить известный стоматолог по восстановлению зубов Денис Крутиков.
Таково краткое описание профессии.
Задачи и обязанности
Вот какие обязанности обычно выполняет реставратор (на примере художника-реставратора).
Работа и зарплата
В Москве и Санкт-Петербурге реставраторы имеют весьма неплохой доход. Независимо от направления их деятельности он составляет от 50 000 до 120 000 рублей. В регионах их заработок куда меньше: от 20 000 до 40 000 рублей.
Карьерный рост для представителя профессии возможен только при работе в музейных и иных учреждениях, занимающихся реставрацией. Там специалист может занять вышестоящую должность и начать выполнять административные функции, взяв в свое подчинение других сотрудников организации.
Кроме того, для реставратора существует возможность открыть свою собственную мастерскую, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя. Это существенно повысит его заработок.
Найти работу представителю профессии сложно даже в Москве. А в регионах специалисты почти не нужны.
Плюсы и минусы профессии
Вот что можно отнести к достоинствам профессии:
А это – ее недостатки:
Как стать реставратором?
Какие навыки нужны?
Вот какие навыки потребуются реставратору.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Профессию можно получить в:
Какие экзамены нужно сдавать?
Для поступления в ВУЗ потребуется сдать следующие предметы:
Для поступления в ССУЗ сдают всего два экзамена:
А для учебы на курсах и вовсе не проводят вступительных испытаний: необходимо только заключить договор оказания образовательных услуг и оплатить обучение.
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
В среднем специальном учебном заведении учеба после одиннадцатого класса занимает два года и десять месяцев, а после девятого – три года и десять месяцев.
Возможно ли дистанционное обучение реставраторов?
Сегодня существуют в том числе и дистанционные онлайн-курсы реставраторов. Они выдают официальный сертификат о прохождении обучения и дают теоретические знания. Однако у таких программ обучения есть один существенный недостаток: на расстоянии невозможно провести практические занятия. А в получении этой профессии они очень важны. Поэтому для ее получения лучше воспользоваться традиционным, «живым» обучением.
Что касается ВУЗов и ССУЗов, в них тоже можно учиться дистанционно. Для этого образовательные организации имеют заочные отделения. Правда, учеба в них длится на один год больше, чем очная.
Где учиться на реставратора?
ВУЗы и академии
Это – список из пяти столичных ВУЗов, где можно получить профессию реставратора.
А это список из художественных ВУЗов Санкт-Петербурга, где можно получить специальность.
Продолжительность обучения в каждом из перечисленных ВУЗов составляет четыре года для бакалавров и шесть лет для магистров.
Колледжи и техникумы
Вот пять московских колледжей и техникумов, где готовят реставраторов.
А это – аналогичные ССУЗы СПб.
Во всех указанных ССУЗах срок обучения составляет два года и десять месяцев при поступлении после окончания одиннадцати классов школы и на один год больше, если абитуриент окончил всего девять классов.
Все перечисленные ССУЗы – государственные, что дает возможность пройти в них обучение бесплатно.
Курсы и тренинги
Ниже приведены пять московских курсов по реставрации.
Есть аналогичные курсы и в северной столице.
Реставратор – высокооплачиваемая профессия, требующая проявления творческого подхода, внимательности, ответственности. Получить ее можно, окончив ВУЗ, ССУЗ или курсы. Однако если выбор выпускника пал на эту специальность, он должен помнить о том, что она не востребована на рынке труда и найти работу по ней будет очень трудно даже в Москве.
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Наша история хранится не только в летописях, учебниках и человеческой памяти. Свидетелями и хранителями памяти о выдающихся исторических событиях являются многочисленные произведения искусства: памятники, картины, архитектурные сооружения, вбирающие в себя особенности конкретной исторической эпохи. Однако, время неумолимо и по его истечению рано или поздно происходит утрата произведениями искусства своего первозданного вида. В задачи реставраторов входит возращение вещи первоначального вида, предотвращение дальнейших разрушений, сохранение художественного и исторического значения уникальных культурных памятников: от старинных картин до величественных замков. Профессия реставратора появилась еще в эпоху Средневековья и по сегодняшний день не утрачивает своей актуальности, способствуя сохранению и преумножению культурного достояния нашей страны и всего человечества.
Условия поступления
Деятельность будущего специалиста осуществляется в двух направлениях: реконструкции (возвращении первозданного вида) и консервации (сохранении в существующем виде).
Реализация профессиональной деятельности требует детальных знаний следующих дисциплин, которые выступают в качестве вступительных экзаменов:
Будущая профессия
Выделяют несколько различных направлений профессиональной деятельности:
Для успешной реализации профессиональной деятельности будущему специалисту необходимо совмещать в себе талант художника с фундаментальными знаниями ученого-историка.
Восстановительные работы требуют применения современных материалов, технологий, оборудования физической и химической отрасли. Немаловажным является наличие таких личностных качеств, как аккуратность, терпение, внимательность, осторожность. Исключительно ремесленных навыков для работы с произведениями искусства недостаточно, будущему специалисту необходимо обладать художественным вкусом и чувством прекрасного.
Куда поступать
Подготовку специалистов данного направления на сегодняшний день осуществляют следующие отечественные вузы:
Сроки обучения
Срок обучения на очной форме составляет 4 года.
Изучаемые дисциплины
Начальным этапом восстановительных работ выступает всестороннее исследование объекта – установление его первоначального вида, выявление причин и характера разрушений. Параллельно производится фотофиксация объекта. Полученные во время диагностики сведения определяют выбор методики и объем предстоящих работ, а также ориентируют в плане подбора материалов для проведения восстановительных работ. Осуществление указанных процедур требует от будущего специалиста знания ряда дисциплин, включая:
Приобретаемые навыки
В процессе своей деятельности будущему специалисту необходимо руководствоваться целым сводом правил, изучаемых в вузе, помнить, что каждый предмет искусства требует к себе особого подхода.
Профессиональное изучение объекта, выбор методики его восстановления или консервации требует от будущего реставратора высокого уровня сформированности таких ключевых компетенций, как:
Перспективы трудоустройства по профессии
После завершения обучения выпускник может успешно занимать должности:
Молодые специалисты могут начать карьеру в исторических хранилищах или государственных музеях, что позволит научиться у опытных мастеров навыкам исследования произведений искусства. Многие выпускники открывают собственные мастерские, занимаясь приобретением и последующей реставрацией предметов искусства для их продажи коллекционерам либо музеям. Опытные мастера востребованы в крупных городах РФ, где заказы на проведение реставрационных работ составляют 40% от всего объема строительно-восстановительных работ.
Средняя заработная плата реставратора составляет 25-30 тыс. руб.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Актуальность специалистов данного направления на отечественном рынке труда возросла лишь в последние годы.
Продолжение обучения в магистратуре позволит изучить новейшие методы восстановления произведений искусства, памятников культуры, углубить теоретические знания и совершенствовать профессиональные навыки под руководством научного руководителя.
Написание магистерской диссертации позволит осуществлять педагогическую деятельность, а также получить диплом магистра международного образца. Магистерская диссертация может стать основой для последующей научной деятельности при продолжении обучения в аспирантуре и докторантуре.
Реставратор (от лат. restavratio, восстановление) – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры). Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Профессиональная реставрация появилась еще в Средневековье, вместе с частными коллекциями произведений искусства. И поначалу от реставратора требовалось одно: по возможности сохранить хороший внешний вид картины или скульптуры, чтобы она была как новенькая. Но со временем пришло понимание, что главное в предмете старины – не его функциональность и даже не красота.
Современная научная (музейная) реставрация, в отличие от простого ремонта, предполагает другой подход. Её цель – не воссоздать, а сохранить. Причем сохранить художественные или исторические особенности предмета, дух времени, в котором он появился и существовал.
Неотъемлемая часть современной реставрации – консервация (от лат. conservatio, сохранение). Собственно реставрация (реставрационное вмешательство) – это восстановление или восполнение утрат (сколов, разрывов, разломов и т.д.). А консервация направлена на то, чтобы сохранить предмет как можно дольше в его текущем состоянии. Для этого могут использовать химическую обработку, регулирование влажности воздуха, выбор светового режима и др.
В консервации нуждаются не только отреставрированные предметы. Например, гвозди, вынутые при раскопках из земли, могут стремительно заржаветь и разрушиться, если не принять экстренных мер. И реставрационные действия, и консервация составляют работу реставратора.
Реставраторы обычно специализируются на определённых видах предметов искусства (на живописи, книгах, скульптуре, изделиях из стекла, металла, текстиля и т.д.). Но зачастую специалистам приходится работать сообща, т.к. многие произведения включают в себя разнообразные материалы. Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом реставрационных работ всегда проводятся исследования. С их помощью определяют степень повреждения, материалы, из которых предмет сделан, рассматривают следы былых реставрационных работ. При этом реставраторы стараются обойтись наименьшим вмешательством. По возможности они используют неразрушающие методы исследования.
Например, рентген или рамановскую спектрометрию, которая может определить состав вещества очень быстро и бесконтактно, т.е. без взятия пробы. Затем реставратор (или команда реставраторов) выбирает способы реставрации. Предпочтение отдаётся таким методам, которые не влекут за собой необратимых изменений (принцип обратимости вмешательства). Намечая стратегию реставрации, специалист консультируется с историками, искусствоведами, археологами, химиками, физиками и др. экспертами.
Драма российской реставрации
В российском обществе нет настоящего понимания, что же такое реставрация, что такое историческая ценность и для чего нужны исторические памятники. Отцы российских городов не понимают, для чего нужно беречь здание XVIII века, если его можно снести, а на его месте построить «такое же», только из современных материалов. А если здание сохраняется, то в нём чаще всего проводится варварский ремонт и уничтожаются последние следы былой красоты. Такое бестрепетное отношение к прошлому – свойство не только власть имущих или коварных застройщиков. Разницы между подлинником и имитацией не видят очень многие. Поэтому в России реставрация как явление культуры находится в плачевном положении. А положение самих памятников старины трагично.
Научную реставрацию нельзя путать с поновлением, когда предмету любыми способами возвращается «первозданный вид». Если потускневшую или обветшавшую картину известного мастера при каждой реставрации подрисовывать свежими красочными мазками, первоначальная живопись со временем окажется под слоем так называемой записи. В этом случае настоящая картина становится никому не видна – её вытесняет работа поновителя, который, в меру своего вкуса может «улучшить» цвета, удалить «лишние» детали» и т.д. Научный реставратор не занимается подделкой, он действует как историк. Например, если невозможно вернуть на место отслоившийся фрагмент живописи, реставратор может его восполнить – тонировать место выпавшего фрагмента. В результате посетитель картинной галереи увидит перед собой именно подлинную работу, а не имитацию. При этом он чётко будет видеть следы утрат.
Помимо научной реставрации существует реставрация коммерческая. Её главная задача – придать произведению товарный вид, вернуть предмету функциональность. Например, коммерческая реставрация антикварной мебели в первую очередь учитывает пожелания заказчика, который обычно стремится не просто хранить в доме старинные вещи, но и пользоваться ими. В антикварном кресле он намерен сидеть, а значит, оно должно быть достаточно крепким. Реставратор может укрепить каркас, сменить обивку, обновить лак и пр. Эти действия по восстановлению мебели можно смело назвать ремонтом. Однако коммерческим реставраторам также доводится работать с действительно ценными предметами, а они требуют высокопрофессионального подхода.
Суть отличия музейной реставрации от коммерческой – сам подход. Предметы, которые коммерческая реставрация рассматривает как антикварный товар, научная рассматривает как культурное наследие.
Рабочее место
Реставраторы работают в музеях, в государственных учреждениях, таких, как Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр имени академика И.Э. Грабаря. А также в частных реставрационных мастерских, занимающихся коммерческой реставрацией.
Сохранять и восстанавливать: главное о профессии реставратора
Не только в памяти человека хранится история. Не только учебники и летописи рассказывают о былых временах. Огромное значение для исторической науки и понимания культуры имеют археологические находки, памятники архитектуры, скульптуры, картины и другие произведения искусства.
Однако время одинаково безжалостно даже к самым ценным экспонатам. Внешние факторы, такие как войны, стихийные бедствия, а также некачественное хранение только добавляют вероятности потерять свидетельства ушедших эпох. Эта статья посвящена профессии реставратора ― специалиста, который знает все о том, как сохранить и восстановить редкие и интереснейшие произведения искусства и исторические находки. Как стать реставратором, куда пойти учиться ― обо всем этом читайте далее.
Чем занимается реставратор
Сам термин «реставрация» не слишком древний, хотя сохранять внешний вид произведениям искусства научились давно. В Средневековье, когда богатые феодалы начали собирать личные коллекции, суть работы реставратора сводилась к «подновлению», возвращению предметам (картине или скульптуре) их первоначального вида. С современной точки зрения безупречный внешний вид ― не самое главное для ценного экспоната.
Сегодня в реставрации выделяют два направления: музейная или научная и коммерческая. Второе направление подразумевает работу с предметами мебели, ювелирного искусства и другими вещами, не имеющими научной (как археологические находки) или музейной (как предметы искусства) ценности, но представляющими собой дорогой товар, который должен выглядеть соответствующим образом.
В основном это касается антиквариата, который, во-первых, используется по назначению, а во-вторых, стоит достаточно дорого, чтобы можно было отказаться от ремонта или отнести его в любую ближайшую мастерскую. Если речь идет, скажем, об антикварной мебели, задача реставратора укрепить ее, поменять обивку, обновить лаковое покрытие. Словом, вернуть товарный вид. Это безусловно важная, кропотливая и требующая профессионального подхода работа. Но сегодня речь пойдет о научной реставрации.
Цель этого направления ― не столько воссоздать и уж тем более не имитировать, но и сохранить как можно лучше и как можно дольше. При чем речь идет не только о внешнем виде предмета, но и о материалах, из которых он сделан. Таким образом, музейный экспонат должен после реставрации оставаться максимально подлинным.
Большую часть в реставрации занимает собственно консервация ― действия, направленные на восстановление предмета. Осколки, разрывы, трещины аккуратно убираются, чтобы предмет остался в первозданном виде. В своей работе реставраторы используют специальные составы (клей и краски), которые зачастую придумывают сами, следят за влажностью и температурой воздуха, а также интенсивностью и направлением света в хранилищах и музейных залах.
Как любые специалисты, реставраторы не занимаются всем сразу. Кто-то реставрирует картины, другие занимаются восстановлением предметов керамики или металла, третьи специализируются на восстановлении росписей на ткани. Отдельное направление ― восстановление и сохранение старинных книг и рукописей. Работа реставратора кропотлива и точна, при этом они стараются как можно меньше вмешиваться и изменять первоначальный вид предмета.
Прежде чем начать реставрационные работы, специалисты проводят многочисленные исследования, в том числе лабораторные, чтобы определить:
Часто реставраторы совмещают в себе профессию историка, исследователя, так как приходится прибегать к помощи первоисточников: иллюстраций, гравюр, фотографий. Выстраивая план реставрационных работ, реставратор работает не один. Ему помогают историки, археологи, искусствоведы, а еще химики и другие специалисты.
Крупные реставрационные работы
Для того, чтобы оценить всю важность и сложность профессии реставратора, достаточно побывать в лучших музеях России. Русская школа реставраторов — одна из сильнейших, а масштаб проведенных работ поистине поражает воображение. И по сей день привлекают туристов со всего света деревянный комплекс Кижи и старинные фрески в монастырях Золотого кольца, поражают воображения находки археологов, выставленные в Эрмитаже.
Одним из крупнейших реставрационных успехов стало восстановление знаменитой Янтарной комнаты в Царскосельском дворце. Шедевр XVIII века, кабинет, отделка которого была выполнена полностью из янтаря, был утерян в конце Великой Отечественной войны и впоследствии полностью восстановлен российскими реставраторами.
Янтарная комната была выполнена мастерами при дворе прусского короля Фридриха I. Когда король умер, оказалось, что его преемнику Фридриху Вильгельму янтарный кабинет не нужен, и он преподнес его в дар русскому царю Петру I, который очень хотел получить его для Кунсткамеры. Окончательно свое пристанище в Екатерининском дворце комната нашла в 1770 году. В то время, конечно, никто не мог обеспечить идеальные условия хранения бесценных янтарных панелей. Поэтому первые реставрации не заставили себя ждать и были проведены уже в 1833 году.
Но самое главное испытание ждало комнату во время Великой Отечественной войны. В силу многих причин комната не была эвакуирована в Новосибирск в 1941 году вместе со всеми остальными ценными экспонатами. Во дворце на тот момент осталось всего пять сотрудников, все ― женщины, ведь мужчины ушли на фронт. Демонтировать огромные и тяжелые панели им было не под силу, поэтому все закрыли фанерой, ватой и тканью. К сожалению, это не помогло. Есть свидетельства, что панели были демонтированы буквально за пару часов. Янтарную комнату вывезли в Кенисберг, где она была выставлена в городском дворце.
Дальнейшая история Янтарной комнаты столь же интересна, сколь противоречива. Есть множество версий ее исчезновения. Но еще интереснее то, как терпеливо и тщательно восстанавливали кабинет. Работы были начаты в 1981 году командой специалистов: искусствоведов, химиков, историков, реставраторов и даже криминалистов. Несколько лет потратили только на то, чтобы разработать концепцию проекта и воссоздать рецептуры и технологии обработки янтаря, а также подготовку и обучение коллектива. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга Янтарная комната была восстановлена, и теперь любой желающий может увидеть это удивительное произведение искусства.
К сожалению, не всем музейным и историческим объектам везет так, как повезло Янтарной комнате. Большего всего от непонимания сути реставрации и консервации страдают памятники архитектуры, в частности, старая городская застройка, городские усадьбы и другие подобные объекты. Снеси старое, чтобы построить новое в том же стиле ― популярный способ придания городу ухоженности и пристойного вида. Увы, это приводит к безвозвратному уничтожению примеров архитектурных стилей и ремесел.
Куда поступать на реставратора
Столь кропотливая и искусная работа требует, безусловно, серьезного обучения. Чтобы стать настоящим экспертом нужно постоянно учиться, осваивать новые техники и способы восстановления предметов искусства, читать профессиональную литературу и исторические материалы. Не обойтись без участия в стажировках, семинарах и конференциях. И конечно, необходимо владеть иностранными языками. Без этого невозможно быть полностью в курсе всего, что происходит в научном сообществе.
Для того, чтобы начать обучение после 11 класса, следует поступать в те вузы, которые специализируются на художественном и искусствоведческом образовании. В Москве такими являются Университет технологии, дизайна и искусства им. Косыгина, где обучают восстановлению художественного текстиля, например, обивки мебели и иной тканевой отделки, а также Российский государственный гуманитарный институт, где есть целый ряд профильных факультетов, Художественно-промышленная академия им. Строганова и Институт искусства реставрации.
Ряд вузов ждет абитуриентов и в Санкт-Петербурге: Архитектурно-строительный университет, Академический институт им. Репина при Академии Художеств и Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Штиглица.
Получить второе высшее образование и пройти курсы повышения квалификации можно в МАРХИ, Казанском Федеральном университете, Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова. Кроме высшего образования, есть курсы реставраторов, например, при Российской государственной библиотеке, где специализируются на восстановлении и сохранении книг.
После 9 класса также возможно обучение в области реставрации в профильных колледжах, например, в колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 или политехническом техникуме №2.
Для поступления в профильные учебные заведения сдавать нужно русский язык, литературу, историю, обществознание, иностранный язык.
Где работает и сколько зарабатывает реставратор
Прежде чем посмотреть, где работают реставраторы, отметим, какие качества важны для освоения этой профессии:
Местом работы реставраторов можно назвать музеи, хранилища, реставрационные мастерские, как частные, так и государственные, а также сами объекты, нуждающиеся в реставрации. В коммерческой реставрации такие специалисты также востребованы, чтобы восстанавливать антикварную мебель и предметы интерьера, ювелирные и кожаные изделия, предметы из дерева.
Отдельное направление ― научная деятельность. Свои достижения и открытия нужно передать следующим поколениям реставраторов. Написание научных и методических работ, участие в научно-практических конференциях, преподавание и практические занятия, наставничество ― все это тоже часть работы опытного специалиста.
Зарплата реставратора начинается от 70–80 тысяч рублей и может достигать 120 тысяч рублей и выше. Реставрационные работы сложны и трудоемки, выполнить их качественно может только профессионал, поэтому их труд оплачивается достаточно хорошо. Впрочем, отметим, что речь идет об опытных специалистах, заработок стажера начинается с 30 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии реставратора
Главное преимущество — работа по призванию. В реставрации едва ли окажутся случайные люди. В эту отрасль идут те, кто по-настоящему увлечен искусством и историей. Для них это интересная и привлекательная работа, в которой есть место и творчеству, и научным изысканиям, и практике.
Еще одним плюсом станут командировки в разные интересные места, знакомство с единомышленниками со всего света, посещение малодоступных культурных объектов, участие в раскопках. При желании и возможностях можно подумать над открытием собственного реставрационного бюро.
В качестве минуса отметим высокий уровень ответственности, ведь часто специалисты работают с уникальными объектами, огромной исторической ценности, существующими в единственном экземпляре, и не имеют права на ошибку.
Еще один минус ― некоторые сложности в начале карьерного пути. Молодому специалисту придется долго учиться, а потом еще дольше работать с наставником, прежде чем ему доверят по-настоящему важную работу. Это огромные трудозатраты и невысокий доход, поскольку работа подмастерья ценится не слишком высоко.
Однако для тех, кто действительно хочет развиваться в этой области, такие аспекты вряд ли станут препятствием. Профессия реставратора почетна и уважаема, поскольку сложно переоценить труд тех, кто сохраняет для нас культурное и историческое наследие.