что нужно для перевода на другую специальность внутри вуза
Перевод из одного факультета на другой внутри ВУЗа: инструкция для студентов
Выбор специальности – важный этап в жизни каждого человека. Притом далеко не всегда осваиваемая специальность оказывается подходящей для индивида. Порой уже в процессе обучения или в начале практической деятельности специалист понимает, что выбрал вовсе не ту профессию.
Выбор специальности – важный этап в жизни каждого человека. Притом далеко не всегда осваиваемая специальность оказывается подходящей для индивида. Порой уже в процессе обучения или в начале практической деятельности специалист понимает, что выбрал вовсе не ту профессию.
На самом деле у человека всегда есть выбор и второй шанс. Даже если вы уже поступили в СУЗ или ВУЗ на конкретный профиль, начали учиться, то не стоит отчаиваться, если поняли, что «попали не туда». На самом деле каждый студент имеет право сменить профессию на любом (кроме последнего) курсе! Сделать это можно разными вариантами: перевод внутри одного и того же учебного центра или перевод между равносильными образовательными заведениями.
Сегодня специалисты Дисхелп расскажут, в каких случаях и как можно перевестись из одного факультета на другой внутри одного СУЗа или ВУЗа. Скажем прямо, данная процедура носит больше бюрократический характер и может усложнить учебный процесс. Но это не пугает студентов, находящихся в поисках «своей специальности».
В каких случаях допустим перевод студентов из одного факультета на другой?
Смена профессии в рамках одного и того же СУЗа или Вуза – самый простой и быстрый способ сменить профиль. Здесь не потребуется бегать между разными учебными центрами и узнавать детали перевода, собирать дополнительные документы. Достаточно направить соответствующее заявление в деканат и ожидать результата. Все остальные документы и запросы заведующие факультетов выполнят самостоятельно, тем более сделать это в одном и том же заведении легко.
На что следует обратить внимание при смене специальности?
Перевод из одного факультета на дугой возможен не всегда. Согласно действующим законодательным нормам данная процедура реализуется, если:
Что нужно для перевода?
Для начала студенту необходимо уточнить, есть ли свободные места в группах по новой специальности. Для этого достаточно обратиться в деканат или на нужный факультет, побеседовать с администрацией. Также возможно направить электронный запрос через личный кабинет учащегося или официальный сайт ВУЗа.
Процедура перевода студента на другую специальность или форму обучения
Далее предстоит тщательно проанализировать собственные возможности: посильна ли академическая разница в предметах, каковы шансы на успешное завершение учебы по новой специальности и пр.
Самым важным является «бюрократический этап»: сбор справок, характеристики с текущего факультета, копии зачетной книжки и пр. Самым важным является подача заявления, где будет отражена четкая причина перевода.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Узнать списки вакантных мест можно в конце учебного года. Обычно в это время деканат размещает данную информацию на информационных стендах, официальном сайте. В любое время года можно уточнить данный вопрос непосредственно у декана или ректора. Данная информация обновляется в конце каждого семестра или года, когда по итогам сессии ряд студентов подлежит отчислению.
Важно отметить, что на «высвободившиеся места» проводится конкурсный отбор среди желающих перевестись. Поэтому, чем лучше успеваемость. Меньше академическая разница в предметах, тем лучше!
Что требуется для успешного перевода внутри одного СУЗа или ВУЗа?
Чтобы осуществить перевод без проблем, студент должен удовлетворять конкретным требованиям:
Перевод осуществляется только после предоставления необходимых документов, но в рамках одного учебного заведения большая часть файлов доступна в электронном формате, что облегчает документооборот и сокращает время на их изучение.
Важно не только документально подтвердить перевод, но и пойти собеседование. Нередко его результаты позволяют специальной комиссии или декану определить уровень компетентности целесообразность и посильность новой специальности для студента, его готовность к «новому становлению».
Самые распространенные формы перевода
Чаще всего студенты переводятся с очного отделения на заочное, а также с бюджетной основы на платную. Важно отметить, что в целом количество переводов не ограничено но администрацию ВУЗа может насторожить «ежегодная смена обстановки».
Варианты перевода внутри одного учебного заведения
Бывают ситуации, когда студенты первых курсов переводятся с очного на заочное отделение, а ближе к выпуску вновь меняются с заочников на очников.
Команда Дисхелп готова смягчить последствия перевода и сдачу академической разницы в или преодоление сессии. Наши специалисты подготовят ответы на экзаменационные и зачетные вопросы, выполнят любой письменный проект независимо от дисциплины и уровня сложности. Мы гарантируем высокое качество услуг, индивидуальный подход и соблюдение установленных сроков! Оформить заявку можно на нашем сайте.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Как перевестись на другой факультет или специальность внутри ВУЗа
Бывают ситуации, когда студент понимает, что обучается совсем не тому, чему бы хотел, выбрал не ту специальность. «Крепкие орешки» грызут гранит науки до конца, стараясь «втереться» в выбранную профессию. Те, кто знает, что не сможет «прижиться» в данной области, вынуждены принимать более серьезные решения: отчисляться из ВУЗа или менять профессию.
Бывают ситуации, когда студент понимает, что обучается совсем не тому, чему бы хотел, выбрал не ту специальность. «Крепкие орешки» грызут гранит науки до конца, стараясь «втереться» в выбранную профессию. Те, кто знает, что не сможет «прижиться» в данной области, вынуждены принимать более серьезные решения: отчисляться из ВУЗа или менять профессию.
Структура ВУЗа
Сегодня мы Вам расскажет как с минимальными потерями и затратами сменить профессию или факультет, обучаясь при этом в первоначальном ВУЗе.
Как перевестись на другую специальность внутри ВУЗа?
Если Вы осознали, что выбрали профессию не по душе, многое не получается, то самое время задуматься о смене специальности. Для начала необходимо точно решить: кем Вы хотите стать?
Только после очередного подбора профессии стоит задумываться о том, как же ее освоить и что для этого нужно предпринять. Неужели придется заново «с ноля» поступать в ВУЗ и терять целый год? На самом деле есть менее «ущербный» вариант – перевод.
Этапы перевода
Этап №1. С чего начать?
Для начала проштудируйте все специальности на вашем факультете или в ВУЗе в целом. Возможно, что-то Вам да подойдет. Если такая специальность есть, то можно попытаться перевестись на нее. Следует только учесть, что придется пересдать всю «учебную (академическую) разницу» в предметах.
Академическая разница представляет собой количество тех предметов, которые студент ранее не изучал в рамках изначально выбранной специальности. Закрыть «новоиспеченные долги» следует в течение ближайшей зимней сессии.
Если предстоит самостоятельно освоить и пересдать более 50% предметов, предусмотренных образовательной программой, то задумайтесь: посильна ли Вам такая нагрузка?
Этап №2. Обращаемся к декану и методистам
Затем следует уточнить в ВУЗе, есть ли «вакантные» места в группах. Подобные места возникают неслучайно, а в определенных случаях: при отчислении студента по любой и причин, если учащийся не вышел их академического отпуска или были нарушены условия договора (это затрагивает только студентов коммерческой формы обучения).
Если деканат одобряет перевод студента на другую специальность, то ему необходимо заполнить соответствующее заявление, приложив к нему копию зачетной книжки. Учтите, что далеко не всем учащимся идут навстречу: в большинстве случаев перевод одобряют «отличникам» и «хорошистам».
Заявление о переводе будет рассмотрено специальной комиссией, которая оценит реальные условия и личность студента, его успехи в учебе и прочие факторы, а затем примет окончательное решение.
Иногда комиссия проводит дополнительное собеседование, чтобы оценить реальные намерения учащегося, уровень его подготовки и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этап №3. Перевод
Если комиссия одобрила перевод, то деканат готовит дополнительные документы. Студент может приступать к обучению по новой специальности после выхода соответствующего приказа. С этого же момента он может приступать к ликвидации академической задолженности (разницы в предметах).
Данный вариант легко проходит, если студент решает просто сменить специальность, оставаясь при этом на том же факультете, что и был изначально.
Как сменить факультет внутри ВУЗа?
Перевод внутри ВУЗа с учетом смены факультета – процедура непростая. Ее поводят только по мере закрытия летней сессии. По сути, студент принимает решение о кардинальной смене профессии и направления деятельности. Он выбирает даже не смежную специальность, а совершенно иную отрасль, в которой фактически толком не ориентируется.
Самый оптимальный варрант такого перевода, когда еще не приступили к тотальному изучению профильных предметов, то есть на 1 или 2 курсе обучения. В дальнейшем академическая разница слишком велика, и деканат просто не пропустит такой перевод.
Поэтому, чем раньше Вы поймете, что решили сменить не просто профессию, а факультет и направление обучения, тем лучше.
В дальнейшем сама процедура смены факультета схожа с механизмом по стандартной смене профессии. Студенту необходимо уточнить в ВУЗе наличие вакантных мест по новой профессии, возможность перевода, необходимые документы, академическую разницу. Если шансы для перевода есть, то достаточно подать соответствующее заявление и дождаться решения комиссии.
Переводимся с очного на заочное отделение
Каждый студент имеет право сменить специальность и/или форму обучения. Нередко на 2-3 курсе учащиеся стремятся к независимости, устраиваются на работу. Чтобы облегчить свое бремя, они переводятся на заочное отделение.
Виды обучения в ВУЗе
Подобный перевод также возможен только с разрешения деканата. Учтите, что при желании снова перевестись на очное отделение, может последовать отказ. Но в 60% случаев студенты переводятся на заочную форму обучения на 2-3 курсе, а в конце 4-начале 5 курса возвращаются в «родную» группу.
Уточните, есть ли данная или выбранная специальность на заочном отделении, вакантные места и пр. Вся процедура будет аналогичной обычному переводу внутри ВУЗа.
Из «контрактников» в «бюджетники»
В некоторых ВУЗах практикуют перевод в зависимости от вида обучения: на бюджетной или коммерческой основе.
Виды обучения по стоимости
Если Вы изначально «контрактник», то тщательно изучите договор с ВУЗом и уточните, есть ли возможность перевода на бюджетное место и при каких условиях. Чаще всего для этого требуется иметь хорошую (отличную!) успеваемость, заслуги перед заведением (участие в конференциях, соревнованиях и пр.).
Если же Вы обучаетесь на бюджетной основе, то перевод на «контрактную» ступень будет проще. Достаточно, чтобы было свободное место в группе, а дальше администрация ВУЗа выполнит любой каприз, ведь деньги на образование будет выделять уже не государство, а Вы сами (родители).
Таким образом, если студент принял решение о смене специальности или факультета, то не обязательно отчисляться и ВУЗа и терять целый год. Он может уточнить все необходимые данные и условия в деканате и просто перевестись. Главное, все тщательно обдумать и взвесить.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Перевод студентов на другую образовательную программу внутри НИУ ВШЭ (включая перевод между кампусами)
Перевод с одной образовательной программой на другую (обучение на одной ОП)
Перевод на другую образовательную программу
Для обучения на одной образовательной программе (далее- ОП) студент НИУ ВШЭ может перевестись с одной ОП на другую с одновременным отчислением с той ОП, на которой он обучается в момент перевода.
Можно ли перевестись с одной образовательной программы на другую внутри Вышки на первом курсе?
Кто принимает решение о переводе?
Готовность студента к переводу на определенную образовательную программу определяет аттестационная комиссия образовательной программы, состав и сроки работы которой утверждаются деканом факультета на один учебный год; либо менеджер образовательной программы в случаях, установленных Положением об аттестационных комиссиях образовательных программ высшего образования и порядке проведения аттестации в НИУ ВШЭ. Решение о переводе принимает проректор, координирующий учебную работу.
Какие факторы влияют на решение о переводе?
Какие дисциплины могут быть перезачтены при переводе студента на другую программу?
Могут быть перезачтены результаты дисциплин, совпадающих по названию и объёму в зачетных единицах, либо аналогичных по содержанию. Возможность перезачета определяется аттестационной комиссией.
Что нужно сделать для перевода на другую ОП?
1. Убедиться в наличии периода перевода и вакантных мест
Информация публикуется накануне периода перевода (не позднее 1 декабря и 1 июня) на сайте каждой образовательной программы в разделе «Число студентов и вакантные места»
2. Подать заявку на перевод
Подать заявку на перевод можно в модуле «Перевод» в личном кабинете системы LMS в установленный образовательной программой период подачи заявок
Дата подачи заявки не является датой подачи заявления
Заявка рассматривается в течение 3-х рабочих дней
3. Получить информационное письмо с бланком заявления
В случае положительного результата первичной экспертизы заявки Вам будет направлен бланк заявления с информацией о дальнейших шагах
4. Направить заявление академическому руководителю и менеджерам ОП
Со своей корпоративной электронной почты необходимо направить письмо, приложив заявление, академическому руководителю и менеджеру своей ОП. В копию письма необходимо в обязательном порядке поставить менеджера ОП, на которую Вы планируете переводиться (данное условие распространяется на период ограничительных мер)
В случае невозможности направить заявление в отсканированном виде с подписью допускается отправка заявления в формате Word (данное условие распространяется на период ограничительных мер)
5. Дождаться решения академического руководителя
Академический руководитель по электронной почте направит Вам и менеджеру ОП, на которую планируется перевод, информацию о согласовании / мотивированном отказе Вашего перевода на другую ОП (данное условие распространяется на период ограничительных мер)
6. Пройти аттестационные испытания (при наличии) и дождаться решения о переводе
Получить от менеджера программы информацию о принятом с учетом аттестации решении (включая курс (модуль), место, на которые возможен перевод, и проект индивидуального учебного плана.
В случае положительного решения аттестационная комиссия определяет:
Количество зачетных единиц (кредитов), которое может быть включено в ИУП студента на один год, определяет образовательный стандарт, согласно которому разработана образовательная программа. Как правило, эта сумма не превышает 75 зачетных единиц (кредитов) в год. Если дисциплины не могут быть перезачтены студенту или обнаруживаются неизученные дисциплины (разделы дисциплин), в ИУП студента включаются эти дисциплины дополнительно к стандартному списку элементов учебного плана того курса, на который переводится студент.
7. Принять решение о переводе
Принять решение: продолжить процедуру перевода или отозвать заявление. Сообщить о принятом решении менеджеру образовательной программы
8. Согласовать ИУП (в случае положительного решения о переводе)
В случае положительного решения согласовать проект ИУП, полученный от менеджера программы и заключить договор об оказании платных образовательных услуг (при переводе на коммерческое место).
9. Дождаться выхода приказа и приступить к занятиям
Дождаться издания приказа о переводе на образовательную программу и приступить к занятиям
До издания приказа о переводе декан факультета имеет право допустить студента к занятиям своим распоряжением
Перевод на образовательную программу (обучение на нескольких ОП)
Обучение на нескольких образовательных программах
Для обучения на двух и более образовательных программах студент НИУ ВШЭ может перевестись на образовательную программу без отчисления с той ОП, студентом которой он является в момент перевода.
Можно ли перевестись на образовательную программу внутри Вышки на первом курсе (для обучения на нескольких ОП)?
Да. Перевод на образовательную программу (без отчисления с той ОП, на которой студент обучается в момент перевода) возможен без результатов промежуточной аттестации, то есть ранее декабря первого года обучения.
Что необходимо сделать для перевода с целью обучения на нескольких программах?
Необходимо заполнить заявление о переводе и предоставить его в учебный офис образовательной программы на которую Вы желаете перевестись.
Сроки приема заявления для таких переводов не предусмотрены, поэтому заявления рассматриваются в любое время (в отличие от перевода с одной ОП на другую с отчислением).
На какое место возможен перевод?
Перевод на программу без отчисления с ОП, на которой студент обучается в момент перевода, возможен только на вакантное платное место для перевода.
Как перевестись из одного ВУЗа в другой?
Как перевестись из одного ВУЗа в другой?
Студенты имеют право на перевод из образовательной организации, в которой они обучаются (исходного вуза), в другую образовательную организацию (принимающий вуз). При этом перевод может осуществляться в соответствии с общим порядком, а также с учетом особенностей, предусмотренных законом (п. 3 ч. 1 ст. 33, п. 15 ч. 1 ст. 34 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Следует отметить, что образовательные организации могут принимать локальные акты в том числе о порядке и основаниях перевода, однако нормы данных актов, ухудшающие положение обучающихся по сравнению с установленным законодательством об образовании, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией (ст. 30 Закона N 273-ФЗ).
Общий порядок перевода из исходного вуза в принимающий
По общему правилу перевод из исходного вуза в принимающий допускается не ранее, чем после прохождения первой промежуточной аттестации в исходном вузе (п. 9 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 10.02.2017 N 124).
Для перевода из исходного вуза в принимающий рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Получите справку о периоде обучения в исходном вузе
По вашему заявлению исходный вуз в течение пяти рабочих дней выдаст вам справку о периоде обучения. В данной справке в том числе указывается перечень и объем изученных учебных дисциплин, оценки, выставленные при проведении промежуточной аттестации (п. 11 Порядка).
Шаг 2. Обратитесь в принимающий вуз с заявлением о переводе
Подайте в принимающий вуз заявление о переводе с приложением вышеуказанной справки, а также иные документы (по вашему усмотрению), подтверждающие ваши образовательные достижения. При переводе на обучение за счет бюджетных средств в заявлении о переводе необходимо зафиксировать факт того, что студент соответствует требованиям для такого перевода (п. 11 Порядка).
Шаг 3. Дождитесь решения принимающего вуза
Принимающий вуз в течение 14 календарных дней со дня представления заявления о переводе оценивает полученные документы, определяет дисциплины, которые будут вам перезачтены или переаттестованы, а также период, с которого вы в случае перевода будете допущены к обучению. В случае если заявлений о переводе представлено больше количества вакантных мест, принимающий вуз проводит конкурсный отбор среди лиц, представивших такие заявления (п. п. 12, 13 Порядка).
В течение пяти календарных дней со дня принятия решения о зачислении принимающий вуз выдаст вам справку о переводе с приложением перечня изученных учебных дисциплин, пройденных практик, выполненных научных исследований, которые будут перезачтены или переаттестованы вам при переводе (п. 14 Порядка).
Шаг 4. Оформите отчисление из исходного вуза
Для этого напишите заявление об отчислении вас из исходного вуза в порядке перевода с приложением справки о переводе. В течение трех рабочих дней со дня поступления этих документов исходный вуз издаст приказ о вашем отчислении в связи с переводом в другой вуз (п. п. 15, 16 Порядка).
При этом вам потребуется сдать в исходный вуз студенческий билет и зачетную книжку (абз. 2 п. 17 Порядка).
Шаг 5. Оформите зачисление в принимающий вуз
Представьте в принимающий вуз выписку из приказа исходного вуза об отчислении в связи с переводом и полученный документ о предшествующем образовании (оригинал или заверенную копию) (п. 19 Порядка).
В течение трех рабочих дней после поступления данных документов принимающий вуз издаст приказ о вашем зачислении в связи с переводом. Если вы поступаете на платное обучение, до издания приказа о вашем зачислении с вами должен быть заключен договор об образовании. В течение пяти рабочих дней со дня издания приказа о зачислении вам выдадут студенческий билет и зачетную книжку (п. 20 Порядка).
Примечание. Перевод студента, получающего образование за рубежом, осуществляется в ином порядке (п. п. 18, 19 Порядка).
Особенности перевода студентов по образовательной программе с использованием сетевой формы
Зачисление в вуз при реализации в сетевой форме основных и дополнительных образовательных программ осуществляется путем перевода в указанный вуз без отчисления из исходного вуза в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации (ч. 1 ст. 15 Закона N 273-ФЗ; п. 9 Порядка N 124; Приказ Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020).
Перевод студентов допускается в любое предусмотренное образовательной программой время. Перевод осуществляется на основании письма исходного вуза в принимающий в соответствии с договором о сетевой форме между указанными вузами. К письму прикладываются список студентов и копии личных дел (п. п. 9, 21 Порядка N 124).
Результаты промежуточной аттестации, проводимой исходным вузом, являются результатами промежуточной аттестации по сетевой образовательной программе и не требуют зачета в принимающем вузе (п. 12 Порядка, утв. Приказом N 882/391).
В течение пяти рабочих дней со дня поступления указанного письма принимающий вуз издает приказ о зачислении студентов в порядке перевода. При этом до получения письма принимающий вуз своим распорядительным актом может допустить студентов к обучению. В течение 10 рабочих дней со дня издания приказа о зачислении студента в порядке перевода принимающий вуз выдаст ему студенческий билет и зачетную книжку (п. п. 22, 25 Порядка N 124).
Особенности перевода, связанные с невозможностью осуществления деятельности вуза
Причиной перевода из исходного вуза в принимающий может также стать прекращение деятельности вуза; приостановление или аннулирование лицензии; приостановление, лишение или истечение срока действия у вуза государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе. Перевод студентов по указанным основаниям осуществляется в специально установленном порядке (ч. 9 ст. 34 Закона N 273-ФЗ; п. 1 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 14.08.2013 N 957; п. 1 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.10.2013 N 1122).
В таких случаях учредитель исходного вуза или уполномоченный им орган управления выбирает принимающий вуз. Перевод студентов осуществляется на ту же профессию, специальность, направление подготовки высшего образования с сохранением формы, курса и основы обучения, а также его стоимости (в случае платного обучения). При этом перевод не зависит от периода (времени) учебного года (п. п. 3, 7 Порядка N 957; п. п. 3, 7 Порядка N 1122; Письмо Минобрнауки России от 28.03.2017 N 05-ПГ-МОН-8938).
Следует учитывать, что перевод студента с изменением профессии, специальности, направления подготовки высшего образования или в выбранный им иной принимающий вуз осуществляется в соответствии с общим порядком перевода (п. 4 Порядка N 957; п. 4 Порядка N 1122).
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.