что нужно для открытия типографии с нуля
Идея бизнеса: как открыть типографию с нуля
Даже небольшая типография может приносить владельцу солидный доход. Для достижения успеха важны профессиональные сотрудники, качественное оборудование и активный маркетинг.
Перед тем, как начнем
Изучите спрос на печатную продукцию в своем регионе, ограничиваться деятельностью в пределах города однозначно не стоит. Определитесь с направлением. В типографии существует разделение: выполнение небольших объемов с высоким качеством и большие объемы с небольшим спектром услуг. Если вы сможете обеспечить выполнение заказов в больших объемах, предлагая высокий уровень качества и предоставляя широкий выбор услуг, успех гарантирован.
Найдите опытного полиграфиста, любыми способами добейтесь его согласия работать в вашей фирме. Специалист поможет подобрать качественное оборудование и создать реальный бизнес-план, организует продуктивную работу типографии.
Основные риски
Чаще всего новички совершают ошибки в процессе приобретения оборудования, неправильно рассчитывая его мощность. Это проявляется в процессе выполнения крупного заказа. В результате, сроки сдачи срываются, приходится выплачивать неустойку и долго восстанавливать репутацию. Экономить на оборудовании нельзя. Высокое качество, возможности для печати в больших объемах и широкий спектр современных услуг значительно повышают шансы получить солидных клиентов и сократить срок окупаемости за счет крупных заказов.
Местоположение
Важнейший момент в выборе места для типографии – отсутствие поблизости конкурирующих фирм. В небольшом городе можно арендовать помещение в центре или в некотором отдалении от него. В мегаполисе стоимость аренды в центральных районах поглотит львиную часть прибылей молодой компании.
Отличными соседями для типографии станут школы, ВУЗы, нотариальные конторы и рекламные агентства. Расположение на оживленных улицах, в местах с большой проходимостью людей всегда повышает шансы на успех компаний, работающих в сфере обслуживания. Эксперты не рекомендуют арендовать помещение в жилых домах – даже при идеальной звукоизоляции и соблюдении всех санитарных норм обязательно найдутся жильцы, недовольные подобным соседством.
Непосредственно помещение может иметь площадь 30-40 м². Печатный цех с оборудованием должен быть отделен от офиса и кабинета дизайнера. Также, следует предусмотреть место под склад сырья и готовой печатной продукции. Наличие санузла и помещения для персонала являются обязательными условиями для получения разрешений санитарных служб.
В здании должна быть мощная вентиляционная система, канализация и возможность провести электроснабжение, необходимое для бесперебойной работы оборудования.
Оборудование
Полный комплект необходимого оборудования будет стоить около 250 000 рублей. При ограниченных средствах можно купить технику, бывшую в употреблении. Но лучше все же не экономить на оборудовании и приобретать модели, обеспечивающие высокую производительность.
Примерный набор выглядит следующим образом:
1. Ризограф должен предоставлять широкие возможности для реализации сложных дизайнерских проектов. Приблизительные технические характеристики:
Скорость печати 60-130 копий в минуту.
Формат А4.
Масштабирование – от 50 до 200%.
Мастер-пленка рассчитана на 4 000-5 000 копий.
2. Копировальное устройство для формата А3.
3. Лазерный принтер для формата A3.
Скорость печати страниц А4 – 8 копий в минуту.
Тонер и фото-барабан рассчитаны на 7 500 страниц.
Этот список оборудования ориентиром для выбора минимальных характеристик, позволяющих обеспечить выполнение крупных заказов. Также, для работы нужны мощные компьютеры с современными видеокартами, мощными процессорами и лицензионным программным обеспечением для дизайна.
Полный комплект офисного оборудования также является необходимостью. Успешная типография не ограничивается работой в своем городе, для работы с клиентами в других населенных пунктах и регионах офис необходимо оснастить качественной телефонной связью и доступом к сети Интернет.
Также, до получения первых прибылей важно обеспечить типографию средствами на покупку расходных материалов и запчастей для машин. Для этих целей рекомендуется иметь в запасе около 140 000 рублей.
Кадры
Владельцы типографий отмечают наличие больших трудностей в поиске квалифицированных и опытных специалистов в данной сфере. Обязательно постарайтесь найти грамотного полиграфиста, который сможет обучить секретам работы подсобных рабочих, контролировать производственный процесс и давать советы по вопросам приобретения оборудования и закупки расходных материалов. Также, для полноценной работы типографии нужны:
— Оператор – зарплата около 30 000 руб.
— Переплетчик – зарплата около 20 000 руб.
— Дизайнер – зарплата около 30 000 руб. или определенный процент от прибыли с использованием его работы. Если получится найти хорошего и креативного человека на эту должность, не скупитесь на оплате его труда. Оригинальный дизайн может стать значительным преимуществом перед конкурентами.
— Менеджер по работе с клиентами – зарплата около 25 000 руб.
Такой состав коллектива для начала работы фирмы. Число сотрудников зависит от загруженности типографии заказами. Если у вас намечается крупный заказ, постарайтесь нанять новых работников, чтобы своевременно выполнить объем работы.
Ведение финансовой документации на начальном этапе можно доверить специализированной фирме по договору. Для доставки заказов также можно заключить договор с транспортной фирмой.
Документы и лицензии
Для изготовления печатной продукции специальная лицензия не нужна. В налоговой инспекции можно оформить ИП или ООО. ИП подойдет для мини-типографии, владелец которой не планирует расширяться и в качестве целевой аудитории выбирает частных клиентов. Если вы стремитесь сотрудничать с юридическими лицами и настроены на выполнение оптовых заказов, лучше выбрать форму ООО.
Наличие наемных сотрудников подразумевает регистрацию в пенсионном фонде, службе занятости и других внебюджетных организациях. Для начала работы необходимо получить разрешения от пожарной охраны и службы надзора за соблюдением правил охраны труда.
Окупаемость
На протяжении года при нормальном количестве заказов средний доход небольшой типографии составляет 1 200 000-1 500 000 рублей. Общая сумма текущих расходов в течение года колеблется в пределах 1 000 000-1 300 000 рублей. Выход на окупаемость достигается через 12-14 месяцев.
Маркетинг
Первых клиентов, как правило, найти довольно сложно. Используйте любые методы: телефонные звонки во все фирмы и организации, которым могут понадобиться услуги типографии, личные визиты к руководителям. Очень важно подготовить образцы продукции, создать буклет с заготовками дизайнерского оформления, цветовой гаммой и демонстрацией качества бумаги. Изучите стиль работы ближайших конкурентов и подчеркивайте свои преимущества.
Рекламу стоит разместить в печатных изданиях, на различных платформах в сети Интернет. Ваши баннеры и рекламные вывески должны присутствовать возле самых популярных заведений. Оказывайте широкий спектр услуг: сканирование, переплет, ксерокопирование, ламинирование, качественные и доступные услуги цветной полиграфии.
Предложите свои услуги учебным заведениям. Изготовление в любых объемах методических и обучающих пособий, наглядных материалов не только принесет прибыль, но и позволит обрести репутацию серьезной фирмы. Сделайте коммерческие предложения всем организациям в городе – печать бланков, брошюр, бюллетеней, разнообразных форм для оформления документов, как правило, заказывается в больших объемах.
Всегда выполняйте заказы вовремя и максимально качественно. Предлагайте разумные скидки в зависимости от объемов печати. Широкий спектр услуг предлагают немногие. Если вы сможете предоставить клиентам множество вариантов, это станет значительным преимуществом. Предлагайте современные услуги – печать на одежде, кружках также приносит неплохой доход.
Резюме
Качественное и современное оборудование, коллектив профессионалов и широкий спектр уникальных услуг позволят типографии быстро выйти на получение высоких прибылей. Грамотный менеджмент и разумная ценовая политика обеспечат неиссякаемый поток клиентов.
Как «РокетПринт» превращает полиграфию в онлайн-бизнес
Максим Сторожев несколько лет назад запустил полиграфическую компанию «ЛемонПринт», которая распределяет заказы через сеть частных типографий по всей стране. В результате разногласий с партнерами Максим ушел из компании и решил запустить аналогичный проект с собственным производством — так появилась компания «РокетПринт».
В интервью Контур.Журналу Максим Сторожев рассказал, почему обычные типографии обречены на вымирание, как поддерживать спрос с помощью кросс-продаж и как уравновесить недостатки российской логистики с помощью распределенного производства.
Повторить успех голландской компании
Я учился на математико-механическом факультете СПбГУ, а позже получил второе образование — экономическое. Перед тем как запустить полиграфический бизнес, я почти пять лет работал в издательстве и шесть лет посвятил автоматизации банковской деятельности, поэтому я хорошо разбираюсь в полиграфии и знаю, как автоматизировать бизнес.
Несколько лет назад вместе с двумя партнерами я основал «ЛемонПринт». Со временем я понял, что если мы хотим увеличить маржу от каждого заказа, нужно открывать производство, причем чем быстрее, тем лучше. В «ЛемонПринте» мы не шли по классическому пути русского бизнеса, который сначала вкладывает в производство, а потом ищет, будут ли продажи. Как бы то ни было, наши пути разошлись и я создал свою компанию – «РокетПринт». Кажется, что обе компании идентичны, на самом деле разница в том, что «ЛемонПринт» использовал чужие мощности, из-за чего из бизнеса уходили все деньги, а «РокетПринт» — это мой проект на собственном оборудовании.
«ЛемонПринт» сотрудничал с типографиями в разных городах. Сайт существует и принимает заказы и сейчас, но, к сожалению, доходность у компании довольно низкая. Мы его пытались спасти какими-то инвестициями, в итоге мнения основателей разошлись, и конкретно я пошел делать полный цикл со своими производственными мощностями.
В основе обоих компаний лежит история успеха голландской компании Vistaprint, с которой знаком каждый полиграфист и в России, и за рубежом. Они начали в 2000 году и за очень короткое время прошли путь от небольшой компании до многомиллиардного бизнеса. В итоге их акции стали торговаться на бирже NASDAQ в Нью-Йорке. Суть бизнеса Vistaprint заключалась в объединении функции дизайнера и типографии.
Все дизайны этой компании выложены на сайте в виде большой галереи, их можно индивидуализировать и посмотреть, как будут выглядеть листовки, буклеты, кепки и футболки с выбранным дизайном. Также это производственная компания, цеха которой обслуживают всю Европу. Модель с централизованным крупным производством, совмещающая функции дизайнера и типографии, перевернула рынок. До сих пор Vistaprint входит в тройку лидеров отрасли по всему миру. Такой впечатляющий опыт побудил многих типографистов создать аналог и в нашей стране.
Оцифровать типографский бизнес
«РокетПринт» я запустил 1 августа 2015 года, но до этого готовил запуск полтора года. На старте я продал свою Audi А4. Полмиллиона рублей были потрачены на программирование, дизайн, запуск сайта и на покупку в лизинг полиграфического оборудования.
Фактически онлайн-бизнесом мы занимаемся уже больше трех лет. На производстве занято двое сотрудников: один печатник в Москве и один — в Петербурге. Заказы со всей страны обрабатывает один менеджер — уровень автоматизации позволяет это делать. Я руковожу процессом. Наши производственные площадки одинаково оборудованы, используют одинаковые расходные материалы, мы одинаково обучаем сотрудников — это и есть стандарт качества. Мы также работаем с дизайнерами-фрилансерами. Штатные дизайнеры — сегодня большая редкость.
Мы размещаем производства не в клиентских зонах, поэтому можем экономить на аренде, что выгодно отличает нас от обычных небольших типографий.
Для выдачи готовых заказов мы используем пункты выдачи и местную курьерскую доставку. В Петербурге есть сеть, которая выдает любой товар на следующий день в 15 пунктах выдачи, а в Москве — в 120. Логистика внутри города стоит недорого и заменяет до 30 копицентров-типографий. Держать такие сети сегодня невыгодно: это подтвердил тот факт, что крупнейшая московская сеть копицентров была недавно выставлена на продажу. Проще заменить копицентры пунктами выдачи, а заказы принимать через интернет.
Через несколько лет все полиграфисты будут вынуждены уйти в интернет. Офлайн-типографии будут вымирать, вывеска на двери перестанет притягивать клиентов. Поскольку мы первые на пути оцифровывания типографского бизнеса, это и есть ключ к нашему успеху.
Переманить клиентов у копицентров у метро
Самым первым моим клиентом в 2012 году стал мой последний работодатель — банк. Им понравилось заказывать полиграфию через сайт. На самом деле такой клиент нетипичный, потому что классический клиент онлайн-типографии — это небольшой бизнес. Крупному бизнесу нужен выделенный менеджер, который будет постоянно вести переписку и договариваться о сложных заказах у крупных организаций.
Пока что крупные клиенты не пользуются услугами онлайн-типографий.
Особую нашу гордость составляют клиенты в возрасте, которые могут оценить преимущество нашей компании по сравнению с традиционным копицентром у метро. Постоянных клиентов несколько десятков тысяч, все это малый бизнес. Мы работаем с ними столько, сколько живут сами наши клиенты, ведь у небольших компаний короткий цикл жизни. В среднем мы с клиентом работаем полтора года, после этого он или закрывается, или переключается на другой проект. Возвратность клиентов мы оцениваем в 1,2, то есть 20% клиентов к нам возвращаются. Надо отметить, что в Европе этот показатель выше — 1,7, то есть 70% клиентов возвращается, потому что малый бизнес более устойчив.
Мы информируем клиента о каждом этапе работы с помощью e-mail и SMS. Когда заказ принят в работу, мы обговариваем его по телефону. Дальше клиент получает уведомление, что заказ в печати, чтобы он знал, что про него не забыли. Когда заказ выдается, клиенту приходит сообщение.
Мы хотим открыть производство в Екатеринбурге. Логистика в России пока не позволяет очень быстро доставлять продукцию, как в Европе, поэтому необходимо строить распределенное производство. Кроме того, европейский клиент готов подождать доставку до пяти рабочих дней, у нас заказ всегда нужен уже на следующий день. Именно поэтому, несмотря на то, что доставка из Петербурга в Москву занимает один день, нам все равно нужно производство в Москве.
Помимо копицентров у метро, наш основной конкурент, использующий централизованную модель производства в Московской области, — это «Принтклик». Их сроки доставки могут устроить клиентов из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, но совершенно неприемлемы для Новосибирска, Краснодара или Ростова-на-Дону. Чтобы победить логистику, приходится идти по модели распределённого производства. Я знаю, что в «Принтклик» тоже про это думают и частично организовали промежуточное производство, чтобы сократить эту логистику. Модель Vistaprint в России начинает хромать и требует модификации.
Кросс-продажи помогают поддерживать спрос
Первая статья расходов — это маркетинг, вторая — зарплата сотрудников, третья — расходные материалы. Мы используем только онлайн-каналы продвижения. Это Яндекс.Директ, SEO, Google AdWords. Последний, кстати, всегда дает пользователей Apple, как правило, более требовательных клиентов. Конверсия из социальных сетей достаточно низкая. На мой взгляд, они больше подходят для отдыха, а не для покупок. Сарафанное радио тоже не работает. Небольшой прирост дают справочные системы: 2ГИС и «Желтые страницы».
К сожалению, в полиграфии используются только импортные товары: бумага, картон, тонер для профессиональных принтеров. Стоимость расходной части растет пропорционально росту курса доллара и евро. К счастью, в структуре затрат в полиграфии достаточно большую часть составляют собственно работы, соответственно, картон нужно порезать, отпечатать, порезать на готовые изделия, упаковать, доставить. Эта составляющая затрат не растет.
Кризис сказывается на полиграфической отрасли как таковой. Спрос снижается, ведь это рекламная продукция, а также уменьшается тиражность, соответственно снижается общий чек. Раньше было принято заказывать по несколько тысяч листовок, а сейчас заказывают несколько сотен, смотрят, как они работают, и только после этого решаются на другой тираж. В таких обстоятельствах онлайн-типография более устойчива, чем обычная. Последним приходится закрывать часть офисов, оставляя только самые проходные.
Нам приходится показывать клиентам, что мы умеем делать не только листовки и делаем упор на так называемые кросс-продажи: рассказываем, какие могут быть эффективные способы привлечения клиентов. Показываем другие рекламные материалы с аналогичным дизайном: наклейки на автомобили и ноутбуки, крючки на дверные ручки. Приходится расширять ассортимент, чтобы нейтрализовать сокращение тиражей.
Главная трудность, с которой мы сталкиваемся, — это неплатежи. Очень трудно брать предоплату с клиента.
Если в Европе потребитель чувствует себя очень защищенно и знает, что в любом случае сможет вернуть деньги, в России вернуть деньги — всегда проблема, поэтому покупатель боится.
Фактически полиграфия — это услуга, но многие относятся к ней, как к товару, то есть просят сначала привезти отпечатанную продукцию, а потом они подумают, платить или нет. Получается так, что полиграфист уже порезал картон, отпечатал тираж, и никому, кроме как его клиенту, эта продукция не нужна.
Приходится объяснять клиентам, что мы несем затраты, в отличие от, например, интернет-магазинов электроники, которые таких затрат не несут: телевизор, если его привезли в Екатеринбург и клиенту что-то не понравилось, можно снова запаковать и продать клиенту в Мурманске.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Свой бизнес: открываем типографию
Всего лишь за последние несколько лет типографский бизнес претерпел серьезные изменения. В конце 90-х-начале 2000-х годов в нашей стране был пик его развития: новые типографии различных масштабов открывались буквально на каждом шагу, и даже несмотря на столь большую конкуренцию, рентабельность издательского дела была очень высокой, а сам бизнес приносил его владельцам немалую прибыль. По мере распространения интернета, постепенного удешевления специальной техники, позволяющей печатать материалы форматом до А3 в черно-белом и цветном варианте в домашних условиях типографии стали терять свою популярность.
Впрочем, их услуги по-прежнему остаются актуальными, но, в основном, для компаний, производственных предприятий, заведений общественного питания, различных фирм и учреждений. А вот физические лица обращаются в типографии намного реже, нежели несколько лет назад. Типографии бывают различных масштабов и «специализаций». Стандартная небольшая типография выполняет, в основном, некрупные полиграфические заказы. Тем не менее, даже в этом случае вам понадобится специальное оборудование, включая помимо печатных станков, машины, позволяющие «обрабатывать» отпечатанную продукцию. Такие предприятия называют мини-типографиями. Их больше, чем полноценных типографий, так как для открытия в формате мини не требуется большого стартового капитала. Кроме того, бывают типографии средних и крупных размеров. Мини-типографии и средне-крупные предприятия практически не конкурируют друг с другом. Первые просто не в состоянии выполнять большие заказы, а последним невыгодно брать мелкие. Поэтому перед тем как приступать к составлению бизнес-плана и подсчету будущей прибыли и издержек, необходимо определиться с нишей, в который вы будете работать. Для этого проведите небольшое маркетинговое исследование: изучите прямых и косвенных конкурентов, предлагаемые ими услуги и их стоимость, и опросите ваших потенциальных клиентов. Если в вашем регионе есть большое количество мини-типографий и всего 1-2 крупных, не стоит спешить и открывать третье большое предприятие. Вполне возможно, что эти две типографии удовлетворяют весь спрос на типографские услуги. Если вы решили открыть небольшую типографию, не стоит приобретать оборудование мощнее, чем нужно, иначе оно просто будет зря простаивать. Подумайте, кто может воспользоваться услугами вашей типографии и, исходя из этого, определитесь с перечнем предлагаемых услуг. В него может входить печать визиток, рекламно-информационной продукции (буклетов, брошюр, проспектов, каталогов), разработка макетов и печать купонов, флаеров, билетов, пригласительных, листовок, карт, телевизионных программ, развлекательных изданий и справочников, бумажной сувенирной продукции и пр.
В зависимости от того, какие полиграфические услуги вы будете предоставлять и какую продукцию будете производить, вы можете выбрать для своей типографии один из двух форматов: оперативная типография, которая занимается срочной печатью брошюр, бланков, плакатов, листовок, визиток, папок и иной полиграфической продукции, а также ксерокопированием документов (хотя эту услугу стоит вводить лишь в некоторых случаях – при расположении в центре города или около образовательных учреждений, при отсутствии мелких точек с услугами ксерокопирования и пр.), или же типография, которая будет выполнять большие и объемные заказы, требующие участия дизайнеров, специалистов по предпечатной подготовке и пр.
На следующем этапе организации собственного бизнеса его необходимо зарегистрировать официально. Лицензирования эта деятельность не требует (конечно, если вы не собираетесь печатать бланки строгой отчетности, номерную продукцию, наносить защитные маркеры и пр.), но нужно будет оформить ООО или зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Подходящие ОКВЭД для этой деятельности: 22.22 Полиграфическая деятельность и 74.40 Реклама.
Определите необходимую площадь арендуемого помещения для будущей типографии. В идеале она должна располагаться в центре города, поблизости от бизнес-центров, образовательных и иных учреждений, иметь удобное расположение и оборудованный подъезд. Желательно, чтобы поблизости от нее располагалась большая автостоянка. Учитывайте, что ваши клиенты будут забирать от вас заказы (порой весьма габаритные и тяжелые) и нести их до машины. Кроме того, вы сами будете подвозить необходимое оборудование и расходные материалы (например, бумагу). Помещение под типографию в обязательном порядке должно быть оборудовано вентиляцией. Для удобства оно разделяется на несколько отдельных зон: зона, где принимаются заказы, рабочая зона и зона выдачи готовых заказов.
Есть и другой вариант: выбирать подходящее помещение, руководствуясь не его расположением, наличием автостоянки и другими факторами, а… ценой. В этом случае задача упрощается в разы. Однако при этом «специализация» и масштабы работы вашей типографии определяются ее месторасположением. Например, типография, расположенная в здании ВУЗа или поблизости от него, будет оказывать услуги по переплету работ, печати учебных пособий и методичек, копированию. Если же она находится рядом с различными организациями и офисными зданиями, то наиболее всего будут актуальны услуги по изготовлению визиток, печати листовок, буклетов, тиражированию технической документации и пр.
Для работы типографии понадобится определенное оборудование: компьютеры для разработки дизайна и верстки с качественными мониторами, копировальная машина, лазерные принтеры, ризограф (лучше всего формата А3), сменные барабаны для четырех цветов, сканер, ламинатор, гильотина для обрезки, степлер и брошюровщик, ламинатор, офсетная печатная машинка, офисная мебель. Часть оборудования можно приобрести в состоянии б/у. Однако, выбирая оборудование, проконсультируйтесь со специалистами, иначе велик риск потратить немало сил и средств на его ремонт, а ваше производство в это время будет простаивать. Не забудьте приобрести расходные материалы: краску для печатной машины (ризографа), офсетную бумагу плотностью от 70 до 160 г/м, мелованную бумагу, бумагу для визиток, картон, картриджи для принтеров и копировальных аппаратов, пленку для ламинирования, пружины для брошюровщика, скобы для степлера, ножи для резки бумаги.
Процесс изготовления любой печатной продукции состоит из нескольких основных этапов. Сюда входит предпечатная подготовка, печать и послепечатная обработка. На каждом из этих этапов вашего типографского производства потребуются различные работники. Главным специалистом среди них является печатник. От него зависит качество печатной продукции и популярность вашей типографии. Найти хорошего печатника – задача не из простых. Большая часть опытных специалистов уже работают на других печатных производствах. Поэтому вам придется либо переманивать их к себе, предлагая более высокую заработную плату, нежели у конкурентов, или же нанимать печатников с небольшим опытом работы или без такового, рискуя потратить немало сил и времени на их обучение и самостоятельно контролируя все этапы производства во избежание брака. Кроме того, в штат вашей типографии должен входить дизайнер (или даже два), который разрабатывает дизайны. Дизайнер должен владеть специализированными программами и знать все основные принципы хорошего дизайна. Зачастую на небольших производствах дизайнеры, помимо разработки оригинал-макетов, также занимаются подготовкой макетов к печати, версткой и даже редактурой с корректурой. Хотя, на самом деле, всем этим должны заниматься отдельные специалисты по предпечатной подготовке: верстальщики, редакторы, корректоры. Послепечатная обработка включает в себя подбор листов, фальцовку, сшивку, поклейку и обрезку страниц. Отдельный человек потребуется для работы на копировальном аппарате.
Типографский бизнес имеет ряд неоспоримых преимуществ: эти услуги по-прежнему пользуются высоким спросом (хотя немного изменилась ваша клиентская аудитория) и эту деятельность можно успешно сочетать с другими видами бизнеса. Впрочем, без недостатков тоже не обошлось. К таковым относятся высокие вложения на первом этапе (в основном, дорогостоящее оборудование), относительно низкая рентабельность и длительный срок окупаемости. Наиболее высокая конкуренция наблюдается в сегменте срочной типографии. К счастью, издательский бизнес не столь зависит от сезонных факторов, как другие производства. Однако летом и здесь тоже наблюдается небольшой спад. Но, в целом, вы можете рассчитывать на относительно стабильный доход. В день одна небольшая типография может зарабатывать до 20 тыс. рублей (при наличии постоянных клиентов и заказов).