что нужно для открытия такси в небольшом городе
Франшиза такси: стартовые вложения, идеальный город для работы, конкуренция
Если в 2008 году, по подсчетам Franshiza.ru, 80 % франшиз продавали в Москве, то в 2019 году отмечался перевес на стороне регионов — на малые города приходилось 72 % проектов. Разберемся, почему так происходит, на опыте предпринимателя, который развивает бизнес такси по франшизе на Дальнем Востоке.
Прежде чем стать франчайзи такси «Максим», Ильяс Валиев пять лет подряд развивал на Дальнем Востоке свой личный бизнес — перепродавал товары из Японии, в том числе спецтехнику. К 2015 году обвалился рубль, и вести бизнес стало невыгодно. Предприниматель рассматривал разные варианты сотрудничества и остановился на франшизе такси. В 2016 году франшизы у компании ещё не было, поэтому франчайзи и управляющая компания решили действовать сообща.
Первые два года Валиев развивал бизнес в близлежащих городах Хабаровского края: Ванино (15 000 человек), Заветы Ильича (8 000), Советская Гавань (23 000), в 2019 году к ним присоединились Спасск-Дальний (39 000) и село Черниговка (13 000), а в 2020 году — Дальнегорск (34 000), три последних — в Приморском крае.
Пионеры франчайзинга
В 2014-2015 годах компания такси «Максим» начала быстро развиваться в Хабаровске и Владивостоке, на дорогах появлялось всё больше автомобилей среднего и премиум-класса. Валиева привлекло мобильное приложение и то, что компания была у всех на слуху. В маленьких городах знали, что в этом такси водители приезжают быстро, а сервис стоит относительно недорого.
Водители в Ванино, первом городе, в котором франчайзи запустил такси, были рады новому формату работы через мобильное приложение и распределенный колл-центр в Кургане. До этого таксисты и диспетчеры работали по-другому: один-два диспетчера в городе должны были самостоятельно дозваниваться до каждого водителя.
С Валиевым заключили самый первый договор франчайзинга в России, и именно он лег в основу условий работы с последующими франчайзи. Валиев говорит, что самый частый страх потенциальных франчайзи — что как только они дадут рекламу, с ними расторгнут контракт и заберут у них компанию.
За три года условия работы менялись дважды, в том числе значительно снизилась сумма роялти. Некоторые изменения предлагал сам Валиев — например, раньше каждый звонок оператору оплачивался вне зависимости от того, был ли выполнен заказ, дополнительно за каждый заказ брали комиссию. Сейчас за заказ стоимостью 100 руб. берется комиссия в 3 % и дополнительно платится 5 руб. за звонок.
В каждый из городов нужно было вложить примерно 400 000 — 500 000 руб. Основные статьи затрат:
Все эти затраты распределяются на 5-8 месяцев.
На заработок франчайзи в сфере такси сильно влияет стоимость бензина. Когда цены на него растут, стоимость среднего чека увеличивается, а вместе с ней и фиксированная комиссия. Например, раньше заказ стоил 100 руб. с комиссией в 10 руб., сейчас 120 руб. с комиссией в 12 руб. Даже без учета рост цен на бензин в 2016 году заработок предпринимателя превысил прогноз в 2-2,5 раза.
Управляющая компания берет максимум 30 % от выручки, как только выручка достигает 130 000 руб. Дополнительно платится 5 руб. за каждый входящий звонок от клиента.
Водители получают 90 % выручки, у других агрегаторов комиссия может составлять 20-25 %. Валиев считает, что в «Максим» эффективнее всего брать количеством заказов при низкой комиссии.
Хотите открыть бизнес? Присмотритесь к франшизе. А Эльба поможет сдавать отчетность через интернет. Для начинающих ИП — год обслуживания бесплатно!
Небольшие города
Предприниматель решил сделать ставку на небольшие городах в Хабаровском и Приморском крае. На город с населением в 15 000 человек в 2016 году приходилось примерно девять компаний такси, но не было крупного игрока, который мог бы обрабатывать все заказы и передавать их водителям.
Если работа диспетчеров не автоматизирована, они обрабатывают заказы по рации, по телефону или в мессенджере. Работать быстро не получается, а в час пик невозможно вызвать автомобиль.
Узкое горлышко конкурентов в маленьких городах — диспетчеры, — говорит Валиев. — Они не могут обрабатывать сразу много заказов. Если у фирмы два диспетчера, за минуту они обработают всего два заказа, тогда как в большой компании операторы могут обрабатывать больше 100 входящих звонков одновременно. В остальные рабочие часы телефон будет занят, а мобильного приложения просто нет.
На старте Валиев ничего не знал о такси, его научили работать с приложением, дали базовые юридические знания. На все вопросы в компании отвечает куратор, юридический отдел помогает разобраться с ГИБДД, администрацией и правоохранительными органами. Юристы сами готовят ответы на запросы из правоохранительных органов, франчайзи подписывает их и отправляют обратно в юридический отдел.
Неизведанные территории
В небольших городах Валиев столкнулся с неожиданной проблемой — весь бизнес такси в них контролировался людьми из 90-х, которые считали этот рынок своим. Местные «авторитеты» били и поджигали машины и запугивали водителей, угрожая им на тот случай, если они будут работать в такси «Максим». В одном из городов конкуренты сожгли или испортили девять машин водителей. По мнению Валиева, такая ситуация скорее характерна для небольших городов с населением до 500 000 человек, и единственный способ её решить — напрямую договариваться с местными.
Эти люди — тонкие психологи, за свою жизнь прожившие не один кризис, и их бизнес до сих пор на плаву, поэтому универсального рецепта взаимодействия с ними нет, — говорит Валиев. — Нужно взять себя в руки и поговорить с ними напрямую, потому что у них тоже есть свои страхи и потребности. Нужно учиться договариваться.
Каждый город, в котором открывался предприниматель, требовал нового анализа рынка и иного подхода к продажам. «Города находятся на расстоянии 40 км, но водители как будто по-другому мыслят, — говорит Валиев. — Им говоришь, что это выгодно, они говорят, что невыгодно. Приходится придумывать новую стратегию развития города с нуля, и только через год-полтора появляются первые результаты».
Метод проб и ошибок часто требует пересмотра стратегии. Во второй город Валиев решил зайти с ценами на 20 % ниже рынка, получил забастовку водителей и потерял всех клиентов. Переубедить водителей и раскрутить бизнес пытались три месяца, но ничего не вышло. Через полгода начали заново: пересмотрели цены, сменили номер телефона, потому что репутация старого была неважной, и постепенно наладили спрос.
К сожалению, не все люди правильно оценивают свои силы при покупке франшизы, — говорит Светлана Шилкова, специалист отдела развития бизнеса такси «Максим». — Некоторые думают, что нужно лишь подписать договор и оплатить паушальный взнос, а дальше деньги сами потекут в карман. Это не так, развитие нашего сервиса заказа такси в городе — это ежедневный труд с обязательными вложениями. Кто-то становится нашим клиентом, планируя совмещать эту деятельность с основным местом работы, не имея помощников или своих сотрудников. Это крайне сложно, нужно уделять много времени размещению рекламы, сбору информации о конкурентах и тарифах, общению с клиентами и водителями, решению проблем сервиса с помощью автоматизированного рабочего места AIST.
В 2018 году франчайзи уехал из Хабаровского края в Приморский и стал развивать новый город за 1000 км от первоначальных. Последние точки, где запустилась франшиза в 2020 году, — небольшие города-спутники с населением в 15 тыс и 8 тыс человек. Развивать такси в меньшем городе было проще всего, потому что все уже знали, что в соседнем городе побольше все пользуются такси «Максим».
В каждом городе франчайзи сталкивался с новыми проблемами — в одном не сработала реклама на радио и билборды, в другом нужно было аккуратно заявлять о себе — раздавать визитки, расклеивать объявления, чтобы не злить конкурентов, в каждом из городов — обзванивать конкурентов и заново формировать тариф. Где-то минимальный заказ стоит 80 рублей, где-то 100 — на это влияют цены конкурентов.
Раньше предприниматель переезжал в новый город на один-два месяца, сейчас работает удаленно. По мнению Валиева, рынку в небольших городах все еще не хватает крупного игрока. В населенном пункте с населением 4 тыс человек может работать только один оператор такси, но даже если их десять, они необязательно справляются. Если мощности операторов ограничены, клиентов заставляют ждать и ответа на звонок, и самого автомобиля.
В таком городе можно уверенно запускаться, потому что машину можно будет подавать быстрее, а стоимость сервиса снизить на 10% благодаря оптимизации расходов, — говорит Валиев. — Так спрос вырастет.
Проблема Дальнего Востока для Валиева — совсем небольшое количество свободных малых городов. Недавно предприниматель запустил франшизу в Дальнегорске только потому, что у предыдущего франчайзи были очень низкие результаты.
Семь фактов о франшизе такси «Максим»
Сегодня партнером сервиса можно стать в 11 странах.
Всего по франшизе открыто более 400 подразделений.
В 2016 году подписан первый договор с франчайзи.
Франчайзи получает эксклюзивные права на город и подключается к удаленному офису «Ассистент». Специалисты офиса следят за качеством выполнения заказов, отвечают на вопросы пользователей.
Паушальный взнос для городов до 20 000 человек — 50 000 руб., от 20 000 — 100 000 руб. Общие вложения — до 300 000 руб.
Роялти — 0 %. Максимум 30 % и 5 руб. за каждый звонок в контакт-центр после достижения выручки в 130 000 руб.
Срок окупаемости зависит от размера города и работы франчайзи и может варьироваться от 3-х месяцев до 1,5 лет.
Советы для франчайзи
Валиев советует каждому, кто хочет открыть такую франшизу, поработать в такси самому, чтобы понять, чего хотят водители и клиенты, и научиться общаться со всеми клиентами — и с обычными офисными служащими, которые едут на работу, и с пьяными конфликтными пассажирами, которые возвращаются домой в пятницу вечером.
Прежде чем минимизировать трудозатраты и получать регулярный доход как руководитель, придется побыть исполнителем — помочь с выполнением первых заказов, проконтролировать всю рекламу, нанять всех водителей.
Предприниматель советует много работать «ногами и языком», ходить и привлекать водителей, терпеливо реагируя на отказы.
Как выстраивается работа
Водителей франчайзи подбирают сами, обращая внимание на автомобиль кандидата, то, регистрировался ли он в компании ранее, были ли у него нарушения. В маленьких городах об этом можно расспросить других водителей.
Диспетчеры работают удаленно из контактных центров в Кургане и других городах и сами круглосуточно обрабатывают и распределяют заказы, поэтому вложения франчайзи в управление заказами не требуются.
Франчайзи не могут самостоятельно изготавливать рекламные макеты. Этим занимается рекламный отдел, который подбирает и изготавливает макеты для наружной рекламы и готовит рекламные ролики и джинглы для радио. Также нельзя самостоятельно отвечать на официальные запросы из органов, этим занимаются юристы. Как привлекать клиентов и водителей, франчайзи решает самостоятельно.
По мнению Валиева, главное преимущество работы с брендом — мощности компании, которые сложно компенсировать, если ты работаешь один. В Ванино еще до запуска франшизы один из предпринимателей развивал такси «на аутсорсе», пользуясь колл-центром такси «Максим». Позже такси по франшизе победило, потому что поддержка позволяла быстро использовать шаблоны для ответов на любые вопросы водителей и клиентов.
Бренд такси «Максим» в свое время хорошо выстрелил во Владивостоке, его все знали, и оставалось только дать искру и удерживать цены на низком уровне, — говорит Валиев. — Если ты развиваешь такси сам или на аутсорсе, не используя все мощности компании, развивать бизнес сложнее.
Тем не менее, предприниматель задумывается о запуске собственного такси с использованием приложения и колл-центра такси «Максим» во Владивостоке. Одновременно с этим он хочет стать наставником для других предпринимателей. По примеру Валиева два его друга начали развивать такси в Приморском крае.
Перспективы рынка такси и риски
Эксперт по франчайзингу Артур Дмитриченков оценивает емкость рынка, плюсы и минусы франшизы такси, а также уровень конкуренции.
«За последние десять лет количество таксистов-частников выросло более чем на 20 % из-за распространения франшиз такси. Объем рынка при этом вырос на 85 %. Тем не менее рынок ещё довольно емкий, и у него есть перспективы к росту.
Самостоятельный запуск такого бизнеса предполагает большие расходы на формирование, поддержание и продвижение структуры компании: от автомобильного парка до штата персонала. Франчайзер предоставляет партнерам юридическое и бухгалтерское сопровождение бизнеса, занимается маркетингом и рекламой, обеспечивает работу колл-центра и мобильного приложения и существенно снижает затраты на открытие.
Среди плюсов франшизы такси — узнаваемое имя, бренд-бук, репутация, маркетинговое продвижение, доступ к приложениям, СМС-серверу, официальному сайту, службе диспетчеринга, поддержке в юридической и бухгалтерской деятельности, проверенной схеме становления бизнеса, возможности обучения у франчайзера. При необходимости бизнес по франшизе такси проще продать.
Среди минусов — зависимость от политики головной компании, репутации и экономической стабильности франчайзера. Банкротство головной компании приведет к автоматическому закрытию франчайзи.
Мобильные приложения для такси вызвали рост конкуренции в крупных городах, при этом большинство компаний работает по франшизе. На мой взгляд, для открытия такого бизнеса интересны города с населением от 300 000 до 1 млн человек.
Хороший узнаваемый бренд и репутация франчайзера в совокупности с активной рекламой услуг на всех этапах развития франчайзи обеспечивают быструю окупаемость проекта. В среднем в зависимости от известности и величины франчайзера инвестиции в проект составляют от 100 до 500 000 руб., а выход на точку безубыточности — 3−4 месяца. Срок окупаемости составит не более 12-14 месяцев.
Риски я вижу в появлении приложений, которые будут напрямую связывать клиента с водителем, минуя компанию франчайзера, и слиянии крупных игроков в единый агрегатор, который будет демпинговать. Если не являться франчайзи одной из этих компаний, а купить франшизу небольшого агрегатора, это отразится на финансовых показателях».
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Открытие собственного бизнеса – задача не из простых. Важно не только определиться с направлением, но и продумать все до мелочей, чтобы риски были минимальны. Открыть свое дело по предоставлению услуг такси – отличная идея. Она не требует специальных знаний, больших вложений. Организовать такой бизнес могут даже начинающие предприниматели.
Почему бизнес на такси – это выгодно?
В каждом городе можно заказать такси любого уровня – от простой поездки, до элитного такси на авто класса премиум. Количество фирм, оказывающих подобные услуги, увеличивается. Однако, спрос на услуги такси не спадает. Это обусловлено тем, что города разрастаются.
Кроме того, даже владельцы собственных автомобилей не застрахованы от необходимости обращения в службу такси, например, в случае плохого самочувствия, неполадок машины, других случаях, когда садиться за руль своей машины либо опасно, либо невозможно по другим причинам.
Как отрыть службу такси?
Следует понимать, что целью вашего сервиса в любом случае остается получение прибыли. Кроме того, необходимо знать, что это нужный бизнес, который востребован в условиях современности и будет востребован еще долго.
Можно рассматривать все варианты, как-то их комбинировать. Конечно, наиболее предпочтителен второй и третий вариант:
Для организации службы такси нужно поэтапно выполнить такие действия:
Итак, мы открываем ИП по службе такси. Нанимаем на сдельную работу водителей со своими автомобилями. Рассмотрим, что у нас все водители устроены как ИП. Все расходы на бензин, ремонт автомобиля, налоги, связанные с организацией бизнеса по службе такси на своей машине, водитель оплачивает за свой счет.
Основные этапы открытия бизнеса
Разработка бизнес-плана открытия такси – это то, что стоит сделать до регистрации предприятия. Он представляет собой пошаговую инструкцию по созданию бизнеса.
Первый этап – Организационные мероприятия.
В первую очередь, Вам потребуется для осуществления предпринимательской деятельности открыть ИП или ООО. Процедура не занимает много времени и относительно недорога. Стоимость регистрации с открытием расчетного счета, изготовлением печати для ИП – 3000 рублей, для ООО – 8000-10000 рублей. Также перед регистрацией компании или ИП следует выбрать название фирмы.
Перед подготовкой документов необходимо выбрать оптимальную систему уплаты налогов. Для ИП и ООО наиболее выгодным является упрощенная система налогообложения. При УСН можно выплачивать 15% (доходы минус расходы) или 6% только с доходов. Размер налога регламентируется местными органами. Взносы в ПФР и соцстрах для ИП составят 27990 рублей в год (рассчитаны для 2017 года при доходе до 300000 рублей).
Стоимость рации в представленном расчете для водителя учитываем в расходах на оборудование. Если потребуется разрешение от Роскомнадзора на использование частот, то можно обратиться к посредникам за такой услугой. Стоимость оформления составит от 35000 до 50000 рублей. Кроме раций сейчас чаще используют специальное приложение на смартфон для водителя.
Также необходимо получить на каждый автомобиль в министерстве транспорта своего региона специальное разрешение на осуществление перевозок на такси – от 3000 до 4000 рублей. Эту лицензию получает и оплачивает каждый автомобилист также за свой счет. Штраф за оказание услуг без разрешения 5000 рублей.
Итого, организационные расходы на ведение бизнеса на такси при открытии ИП составят 3000 рублей, при организации ООО – 10000 рублей.
Второй этап – выбор помещения для офиса
Вторым этапом подготовки к организации бизнеса станет выбор места для офиса и небольшой парковки. Это может быть арендованное помещение, имеющее небольшую прилегающую территорию, желательно расположенную таким образом, чтобы не мешать окружающим.
Условно считаем, что для нашего бизнеса мы берем в аренду офисное помещение в центре города 15м2., стоимость арендной платы 800 рублей за квадратный метр.
Третий этап – Покупка оборудования
Для организации полноценной фирмы такси понадобится офисное оборудование, телефоны, ПК. Не забудьте про приобретение программного обеспечения для организации работы такси, например, MAXIMA. Она разработана специально для служб такси, и с ней работа будет намного эффективнее и удобнее.
Желательно приобрести версию навигации (мы бы порекомендовали 2ГИС), которую следует установить на все авто Вашего автопарка. Это существенно сэкономит время водителя и клиента.
Все это нужно будет приобрести перед началом деятельности. Современная служба такси потребует приобретения следующих видов оборудования и программного обеспечения:
Всего вложений в оборудование: 550 000 рублей.
Как режиссер придумал оригинальную для рынка такси бизнес-модель
В 2013 году Сергей Целиков вместе с партнером основал небольшой таксопарк с фиксированной зарплатой для водителей. Необходимость контролировать таксистов на линии подтолкнула Целикова к созданию специализированного софта, повышающего выручку таксопарка на 15-20%. Решение превратилось в отдельное бизнес-направление, зарабатывающее более 1 млн руб. в месяц.
О поиске себя, глубоком понимании рынка и планах по международной экспансии Сергей Целиков рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Бизнес-эксперименты
Я родом из Ростова-на-Дону. В Москву приехал в 2008-м, учиться на режиссерском факультете ВГИКа. До этого у меня уже был студенческий опыт: с 2002 по 2008 годы я учился в Новороссийской морской академии на факультете судовождения. Однако за полгода до планируемого получения красного диплома я по собственному желанию отчислился из вуза. Я вдруг понял, что это не мое, а поскольку по закону РФ у меня было право только на одно бесплатное высшее образование, я решил не получать диплом моряка и ехать поступать во ВГИК.
До запуска собственного бизнеса — компании Let’s Taxi – я работал как режиссер-фрилансер. Начиная с третьего курса ВГИКа и еще два года после выпуска я занимался различными видеопроектами. У меня были довольно крупные и интересные заказчики. Однако такую деятельность сложно было поставить на поток и превратить в бизнес, поскольку качество итогового продукта полностью зависело от меня. Клиент покупал мое имя, мой бренд, но как только я самоустранялся из производственной цепочки, качество работ падало, и заказчики оставались недовольными. Поэтому мне постоянно приходилось быть включенным в эту деятельность, я даже не мог уехать из Москвы на несколько недель, потому что тут же прекращался поток заказов и по возвращении мне приходилось какое-то время сидеть без работы. Плюс сами проекты могли длиться от нескольких месяцев до полугода, ведь здесь очень много разных нюансов: сначала надо понять запрос клиента, потом предложить варианты сценария, собрать съемочную группу, провести съемки, сделать постпродакшн, монтаж, цветокоррекцию, озвучку, нарисовать графику и на каждом этапе внести миллион правок клиента.
Параллельно с видеопроектами я постоянно пытался запустить собственный бизнес. Сначала делал интернет-магазин бижутерии, потом торговал в сети кинокамерами, позже организовывал туры на яхтах. И, наконец, нащупал нужную нишу — бизнес в сфере такси. Собственно, это был лишь один из множества моих проектов, но он взлетел, а другие, к сожалению, нет. Может, из-за нехватки энтузиазма и упорства, может, в силу отсутствия опыта.
Уникальное предложение
В 2013 году мы с другом накидали в Excel бизнес-план таксопарка и решили открыть собственную диспетчерскую службу. Денег на покупку автомобилей у нас не было, и мы решили, что для начала начнем с привлечения водителей на собственных автомобилях.
В тот момент уже много компаний подключало водителей к таким сервисам получения заказов, как «Яндекс.Такси» и Gett. Но все они работали по процентной схеме: снимали с водителя фиксированную комиссию от стоимости каждого выполненного заказа. Обычно их комиссия находилась в диапазоне от 5% до 10%. Конкурировать с матерыми игроками рынка, демпингуя и понижая комиссию, мы не могли — так бы мы просто не выжили. А с высокой комиссией набрать штат водителей было практически невозможно: когда «за углом» подключают под 5%, никто не пойдет к тебе работать под 15%, а это 150 руб. с каждой заработанной тысячи. Поэтому нам необходимо было придумать что-то кардинально новое. И мы решили предложить водителям гарантированный оклад за каждый отработанный час. Так мы быстро укомплектовали штат водителями, которых привлекала стабильность. Наша маржа при этом составляла около 25% от среднесуточной выручки водителя — неслыханно много для любого таксопарка! Но это только для идеальных водителей, которые не срывают заказы и работают как пулемет. А это, как понимаете, большая редкость…
Когда водители впервые вышли на линию, я не мог спать несколько ночей и все думал о том, что скоро придется платить им зарплату, а сколько они заработают денег и хватит ли их на покрытие всех издержек, было неизвестно.
Чтобы гарантировать себе спокойный сон, мы решили разработать софт, который мог бы отслеживать работу каждого водителя: где он стоит, куда едет, не работает ли на себя? Получившаяся программа позволила нам сильно повысить выручку и начать расти. Через некоторое время мы арендовали машины и начали привлекать водителей без своего автомобиля, а потом уже взяли 50 машин в лизинг.
Параллельно с этим слух о нашей системе контроля водителей распространялся по рынку. Услышав о нашем продукте, «коллеги по цеху» стали спрашивать, можно ли им использовать в своей работе нашу программу. Так и родилась онлайн-диспетчерская Let’s Taxi.
Лекарство от мошенничества
Сегодня наша компания предлагает B2B-решение для таксопарков, которые работают с крупнейшими агрегаторами — Uber, «Яндекс.Такси» и Gett. Главная задача нашего софта — контроль водителей, работающих на линии. Благодаря внедрению нашего облачного сервиса выручка таксопарка увеличивается в среднем на 15-20%. Например, для таксопарка в 100 машин такая прибавка будет числом с шестью нулями.
Наша программа позволяет отслеживать все популярные хитрости, к которым прибегают водители. Самый простой пример: вечером в пятницу большинство заказов сконцентрировано в центре, а найти клиента в спальном районе в два часа ночи практически нереально, ведь заказы у агрегаторов всегда распределяются на ближайшие автомобили. Водители, которые работают на зарплате и получают гарантированный оклад за час нахождения на линии, очень не любят, когда их отвлекают от просмотра любимых сериалов. Но благодаря нашей системе через пять минут в окне диспетчера появится уведомление о том, что свободный водитель стоит на месте и не едет в область поступления заказов.
Иногда, напротив, водитель бомбит: везет пассажира, который платит деньги мимо кассы. Предположим, что в это время ему поступает заказ от клиента Uber. Деньги от этого заказа могли бы быть заработком его таксопарка, который заправляет его машину, проводит ее техобслуживание, платит водителю зарплату и помимо этого надеется получать какую-то прибыль. Но водитель игнорирует этот заказ — он же везет клиента с бордюра! В этот момент в окне диспетчера также отображается уведомление о проигнорированном заказе. Либо водитель может принять заказ агрегатора и продолжить удаляться от клиента. Человек, заказавший такси видит, что время прибытия машины увеличивается и отменяет заказ: формально водитель не виноват, ведь клиент сам отказался от поездки, но обнаружить эту уловку можно только с помощью специализированного софта.
Это лишь несколько простых приемов. В арсенале каждого водителя несколько десятков таких хитростей. Выявлять их Let’sTaxi может с помощью аналитической системы, отслеживая трекинг каждой машины. Мы даже можем сообщить директору таксопарка средний доход от часа работы по каждому из водителей. И если, например, один час нахождения автомобиля на линии обходится таксопарку в 350 руб. (сюда мы включим стоимость бензина, лизинговые платежи, зарплату водителя, налоги, стоимость техобслуживания и многое другое), а водитель за этот час приносит компании всего 300 руб. выручки, то компании есть смысл подумать о целесообразности содержания такого сотрудника.
Экономика бизнеса
Первый прототип программы, который позволил нам организовать зарплатную схему, мы сделали в течение двух недель. Но то была довольна примитивная система, с ограниченным набором функционала и крайне нестабильная в работе. Оценив перспективы нашего продукта, мы взяли в штат нескольких программистов и полностью переписали ядро программы. Сейчас наш сервис может работать под очень большими нагрузками с десятками тысяч одновременно находящихся на линии водителей.
Не так давно мы вывели отдел разработки программного обеспечения в отдельную структуру, разделив сферы ответственности: мой бывший партнер взял на себя управление таксопарком, а я разработку программного обеспечения.
Самой большой проблемой, как на старте проекта, так и сейчас, для меня остается формирование команды: сложно найти замотивированных людей, увлекающихся и готовых работать на благо всей компании. Эти сложности знакомы, я полагаю, каждому предпринимателю. Мы постоянно в поиске новых сотрудников с горящими глазами и желанием делать интересное дело. Каждый соискатель проходит через тщательный отбор: долгое собеседование и выполнение тестовых заданий. Мы ответственно относимся к своей работе, поэтому стараемся комплектовать штат только теми, в ком абсолютно уверены.
Сегодня наш сервис используют в своей работе более 50 таксопарков из разных городов России. Каждый месяц к нашей системе подключается от двух до четырех новых партнеров.
С самого начала самым эффективным каналом продвижения для нас оказалось сарафанное радио. Наши партнеры и коллеги, которые работали вместе с нами на рынке такси и видели реальные результаты от внедрения софта, просили развернуть для них аналогичную систему. Собственно, тогда мы и решили продавать доступ к программе по подписке.
Абонентская плата за нашу систему составляет от 15 000 до 30 000 руб. в месяц в зависимости от объема таксопарка. Сейчас мы работаем в основном через прямые продажи, наши менеджеры обзванивают потенциальных клиентов, презентуют им нашу программу. Иногда я лично езжу на такие презентации, потому что мне интересно встречаться с директорами таксопарков, узнавать их проблемы и потребности, получать ценную обратную связь. Недавно мы запустили лендинг, пока сложно оценить его эффективность, но, думаю, в будущем он будет приносить неплохие результаты.
Новые горизонты
Свято место пусто не бывает, и через какое-то время у нас появились конкуренты, скопировавшие функционал Let’s Taxi. Но мы всегда считали и продолжаем считать, что наше ключевое преимущество — это глубокое понимание потребностей рынка такси. Мы не просто команда программистов, которые вдруг увидели свободную нишу и решили: почему бы не попробовать? Весь присутствующий в программе функционал появился благодаря глубокому пониманию потребностей таксопарка. Особенно сейчас, в кризис, когда многие владельцы такси испытывают финансовые сложности, им важно повышать эффективность бизнеса и тщательнее контролировать работу водителей.
В наших ближайших планах — активное масштабирование в регионах России, а также выход на международный рынок. Пока наш софт покупают компании из Москвы, Минска, Перми, Ростова и Санкт-Петербурга. Конечно же, мы хотим расширить географию и выйти во все регионы, где работают крупнейшие агрегаторы.
Всем начинающим предпринимателям я советую никогда не сдаваться и всегда бороться до конца. Самое сложное — это справиться со страхом, сделать первый шаг и выйти из зоны комфорта. Но, как известно, дорогу осилит идущий!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.