что нужно для открытия своего бренда одежды
Как запустить свой бренд одежды на 35 000 рублей
Владелец бренда «Brier» раскручивает свой бренд одежды среди масс-маркета и крупных российских дизайнеров.
Я училась в институте и лицее на модельера-конструктора. Потом работала в свадебном салоне одновременно модельером, администратором, продавцом, расшивала платья и иногда убирала салон. Ушла в другую компанию, где моделировала и конструировала спортивные костюмы — там мои новшества не нашли понимания, и я ушла в «Инканто», оттуда — в другую крупную российскую компанию. Компания занималась производством нижнего белья и купальников, там я проработала старшим дизайнером до декрета.
Потом расписывала стены в рентгенкабинете Морозовской больницы вместе с другими волонтерами и вела занятия для детей в кафе. В это время меня ничего не связывало с созданием одежды.
В 2014 году случился кризис, вещи подорожали и я решила попробовать сама разрабатывать и шить одежду дома. Первую коллекцию сделала сама, дома, а швеей была однокурсница из лицея.
В 2015 году у меня было 35 000 рублей. На эти деньги я купила ткань на складе на пять моделей женских вещей: кардиган, жилет, два пальто, брюки, заказала минимальную партию бирок — 4500 штук, потому что — ну что за вещь без бирок.
Сшила, договорилась с фотографом, чтобы это снять. Сделали фотосессию и разместили всё это в Инстаграме.
Через полмесяца я сделала мужскую коллекцию: брюки, пальто, кардиган.
Вещи увидели мои подписчики, подписчики фотографа, подписчики людей, которые снялись в той первой сессии. Первые восемь вещей продала в течение месяца, на вырученные деньги снова закупила ткань и сшила еще два пальто одного вида.
Первые восемь вещей продала в течение месяца, на вырученные деньги снова закупила ткань и сшила еще два пальто одного вида
Дальше я делала съемки, но снимала не моделей, а простых людей: фотографа, военного, биолога, гольфиста.
Многие снимались бесплатно, поскольку хотели меня поддержать, и я им за это очень благодарна.
Искала шоурум на Чистых прудах, Китай-городе, а нашла на Хохловке
Сначала клиенты приезжали ко мне домой, и так было полгода. Нас воспринимали как ателье, где можно попросить шить на заказ. Была история, когда женщина говорит: «Мне нравятся ваши модели, я очень хочу вот такое пальто, но давайте возьмем красную ткань, сделаем бархатный черный воротник, пальто приталим и утеплим». И тут я начинала придумывать отговорки: «Простите, моя швея забеременела, ушла в декретный отпуск, уехала к себе на родину, а другую швею не могу найти, извините, пожалуйста».
Потом познакомилась с дизайнером другой российской марки одежды, и года два мы вместе снимали квартиру на Чистых прудах в доме мечты — это дом с животными. У нас было два балкона, один выходил на Чистые пруды, а с другой стороны были видны звездочки Кремля и несколько высоток. Когда к нам приходили заказчики, их не смущало, что это коммуналка и в прихожей стоят тапочки соседей.
Когда к нам приходили заказчики, их не смущало, что это коммуналка и в прихожей стоят тапочки соседей
Для многих было счастьем оказаться в том доме и посмотреть, как там внутри. Квартиру снимали на троих, и каждый платил по 20 000 рублей, но третий постоянно отваливался.
Я переехала на Хохловку. Сейчас окна магазина выходят на улицу, но вход со двора — зато теперь к нам можно приходить без звонка, и у меня в шоуруме есть чай с сушками.
Магазин обставляла сама
Площадь шоурума — 20 квадратных метров, аренда — 32 000 рублей в месяц. В помещении есть примерочная, шкаф-склад и основной зал с вещами и диваном.
Примерочная у меня открытого типа. Когда приходит покупатель и решает примерить вещь, я закрываю примерочную ширмой. В остальное время ширма открыта, и это дает дополнительный объем.
В основном зале стоят шесть стоек с одеждой. Я развешиваю вещи не по цветам или размерам, а по ассортименту.
У меня есть стойки с рубашками, с легкими пальто, с теплыми пальто, пиджаками, жилетами, платьями и кардиганами.
И еще одна важная деталь — диван с маленьким столиком.
Когда человек приходит один, он может отдохнуть на этом диване. Когда приходят пары, один примеряет вещи, другой отдыхает. Мужчины не очень любят ходить по магазинам: вот он приходит уставший, садится на диван, ему предлагают чай или кофе. Он отдыхает, а дальше включается и помогает с выбором одежды женщине. Мы создаем ощущение, что у нас уютно, как дома.
Еще есть небольшой склад-контейнер площадью 2 х 2 квадратных метра, который арендую за 3000 рублей в месяц. Там храню рулоны тканей, вещи, которые могут понадобиться в магазине. Контейнер арендовала рядом с домом, чтобы можно было заезжать по пути на работу или с работы.
Если мне нужно что-то раскроить и сшить, я делаю это дома, в своей квартире. У меня в планах сделать мастерскую, где можно хранить вещи, которые сейчас в контейнере, кроить, шить и чтобы это не мешало моей семье.
Градацию по размерам делаю не как полагается, а ориентируюсь на своих клиентов и на себя. Я шью одежду на разные типы фигур. Например, у меня есть линия брюк размера S на мужчин ростом 196 сантиметров. Пиджаки я тоже шью с длинными рукавами, при необходимости их всегда можно укоротить.
Маленькие партии невыгодно шить в Китае
Сейчас отшиваю вещи в мастерских в Москве и в Подмосковье. У меня маленькие партии — на все размеры 10—15 единиц вещей. В Китае отшивают только большие партии, иначе невыгодно.
Я рассматриваю вариант шить вещи в других городах России — возможно там фабрики и мастерские не такие сытые, как в Москве и Подмосковье. Но тогда встает вопрос логистики и возможности контроля качества пошива, потому что даже у самой идеальной фабрики будут проблемы. И если мастерская в другом городе, а мне приходит партия, где что-то перекошено или неправильно сшито, тогда мне надо искать возможность отправлять вещи снова на фабрику.
Каждую вещь в партии проверяю сама. Я знаю, в какой модели и какие ошибки могут быть, например у пальто:
Вещи с недочетами оставляю на исправление, чтобы не тратить время и не возить их из магазина на производство и назад. Всегда надо закладывать время на то, чтобы проверить партию после обшивки.
Сезонность — это боль
Если разрабатываю новое пальто, на его запуск уходит минимум 30 000 рублей:
Потом эту сумму делю на всю партию и делаю наценку: партия в 20 штук — значит, на каждое пальто сверху накину 1500 рублей. Если планирую продавать еще партию из десяти штук этого же пальто, тогда наценку считаю на 30 штук.
В стоимость вещей также входит аренда шоурума, расходники и зарплата. Одно пальто стоит от 18 000 рублей, а все рубашки по 6500 рублей. Цены на сайте и в шоуруме одинаковые.
Я запускала марку сама и точно знаю, что не хочу привлекать инвесторов со стороны, потому что для меня важна та свобода, которой я владею. Я сама принимаю решения, распоряжаюсь заработанными деньгами, но мне нужен хороший финансовый консультант — человек, который посчитал бы все мои доходы и расходы, сделал рекомендации и сказал, что можно улучшить, на что тратить меньше, во что вложить побольше. Я, конечно, стараюсь всё записывать, но вот анализировать не получается. И это моя проблема.
Ткань с дырками, пять пар брюк — в брак
Поставщик отматывает ткань, я привожу ее на производство, выкраиваем вещи, а оказывается, что ткань неравномерно прокрашена или на ней дырки. И тогда в брак уходит пять пар брюк — это недобросовестность поставщиков.
В мастерских тоже бывают проблемы: могут нашить бирку «100% шерсть» на хлопковые брюки, а на шерстяные пришить «100% хлопок». На рубашках путают лён с хлопком. Когда вижу такое, либо зачеркиваю, либо отрезаю бирку, либо говорю покупателям, что всё в порядке, это путаница.
Или вместо бирки «ручная стирка» могут пришить бирку «химчистка». На шерстяные пальто мы пришиваем «Химчистку», а на брюки пришиваем «100% шерсть, ручная стирка». Однажды звонит клиентка и в волнении спрашивает: «Неужели придется относить брюки в химчистку?» Говорю: «Не волнуйтесь, просто производство перепутало, можно стирать дома».
В одной партии брюк были некачественные нитки, и постоянный клиент, который покупал уже третьи брюки, позвонил и сказал, что у него на брюках лопнул шов. Я починила брюки и отвезла всю партию в мастерскую, где переделали швы.
Самое сложное — структурировать работу
Мне сложно четко структурировать работу, расставлять приоритеты и находить людей, которым я могла бы полностью доверить свои дела. Они есть, но их услуги стоят дорого.
Трудно найти производство. Я сменила семь или восемь мастерских и каждый раз говорю, что для меня самое важное — сроки. Без ошибок в пошиве мы точно не обойдемся, но мне нужны реальные сроки, когда мне отдадут коллекцию или партию вещей. И вот сроки постоянно срывают на несколько дней, на неделю, на две — и это одна из главных причин стресса.
Сложно найти помощника, потому что многие претенденты думают, что работа с модельером — это прекрасные съемки с моделями, с актерами, с интересными людьми, но они упускают, что помощник дизайнера — это работа с поставками, с отчетами, с клиентами. Нужно не забывать сообщать клиентам про новые коллекции, про то, что надо что-то отдать подшить или забрать уже готовое.
Своя работа — это стресс в удовольствие, я даю себе нагрузку как испытание: смогу я это сделать или не смогу. Я могу в любое время поехать в отпуск, взять выходной или уйти на больничный. Когда работала в офисе, я так не могла. Самое крутое в предпринимательстве — возможность выбирать дорогу, и я не хотела бы работать на кого-то. Сейчас меня никто не ограничивает — я совершаю ошибки, но это мои ошибки.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
10 шагов, как за три месяца запустить бренд одежды
Основатель бренда Skin of Angel и «Школы Модного Бизнеса»
Каждый второй россиянин готов покупать одежду российского производства, говорится в исследовании Fashion Consulting Group. По информации ТАСС, за 2020 год продажи российских товаров на Wildberries выросли на 111%, большая часть из них в сегменте fashion.
Анна Куцылло, основатель бренда спортивной одежды и купальников Skin of Angel, поделилась пошаговой инструкцией, как за три месяцы открыть свой бренд одежды.
Я выпускаю спортивную одежду и купальники под брендом Skin of Angel с 2018 года. Начинала бизнес с пошива комбинезонов для йоги прямо у себя дома. За три года модельный ряд вырос в 17 раз, до 150 вариантов одежды в четырех сегментах: комбинезоны, одежда для фитнеса, купальники и детская спортивная одежда. Сейчас работают два швейных цеха Skin of Angel в Москве и Санкт-Петербурге. С момента продажи первой коллекции ежемесячная выручка выросла в 10 раз. В 2020 году я запустила школу для начинающих fashion-предпринимателей. Больше 100 учеников открыли свои магазины.
От идеи до первой продажи 3 месяца
Любой бизнес начинается с идеи. Идея Skin of Angel появилась на занятиях аэростретчингом — йогой в гамаках. В обычном спортивном костюме было неудобно: штаны цеплялись за гамак, а майка постоянно задиралась. Однажды на занятия пришла девушка в обтягивающем комбинезоне, как у воздушных гимнастов. Она сказала, что сшила комбинезон сама. Я попросила сшить и мне. Оказалось, ничего подобного спортивные бренды не предлагали. В этот момент решила действовать. Купила оборудование и вместе со швеей, с которой познакомилась на аэростретчинге, за три месяца сделала первую коллекцию комбинезонов. Потратила 335 тысяч рублей, а выручила 650 тысяч.
Некоторые мои ученики выпускают первые коллекции с затратами в 50 тысяч рублей. Вот пример бюджета на запуск коллекции худи одной из моих студенток — 45 150 руб. Ассортимент: 23 изделия — три худи с разными принтами в трех цветах, в размерах S и M.
Этап | Затраты, руб. |
Разработка образца худи с градацией | 3000 |
Лекало | 2500 |
Ткань для 23 изделий | 13800 |
Отшив 23 изделий | 9200 |
Разработка принта | Бесплатно, своими силами |
Нанесение принта, производство силиконовых бирок | 7900 |
Услуги фотографа | 6000 |
Аренда фотостудии (2 часа) | 2000 |
Услуги моделей | Бартерные условия |
Создание сайта на «Тильде» (абонентская плата) | 750 |
Итого: | 45150 |
Когда вы определись с идеей для fashion-бренда, заложите еще три месяца на подготовку.
Создайте концепцию бренда
1. Проанализируйте рынок и конкурентов
Затраченное время — 7 дней
Тест: привлечёт ли твой стартап финансирование?
Рынок. Изучите популярные бренды в вашей и смежных нишах в России и мире. Проанализируйте, в чем особенность одежды, как выглядят страницы в интернете, какие сообщения и визуальное оформление используют бренды. Идеи, которые понравятся, сможете адаптировать для своего бренда. Проанализируйте спрос на одежду, которую хотите шить. Например, в Yandex.Wordstat можно посмотреть, сколько раз за месяц люди искали нужный вам товар.
Конкуренты. Cделайте список прямых и косвенных конкурентов. Изучите, что они выпускают, их особенности, маркетинговую стратегию. На основе этого подберите свое уникальное предложение для клиентов. Анализируйте конкурентов постоянно, не реже одного раза в месяц.
Ценовой сегмент. Выберите, в каком ценовом сегменте представляете одежду: premium, bridge, medium-pluse, medium, mass-market. Учитывайте нишу, когда будете писать маркетинговую и коммуникационную стратегии.
2. Составьте портрет целевой аудитории
Затраченное время — 3 дня
Главная задача на этом этапе — понять, какие потребности клиента удовлетворяет ваш продукт. Опишите целевого клиента так, как будто говорите о конкретном человеке: сколько ему лет, где живет, чем увлекается, взгляды на жизнь, что он ценит больше всего. Проведите количественные (например, опросы в Instagram) и качественные исследования. Один из самых эффективных способов — фокус-группы. Чем больше информации соберете, тем точнее подберете предложение.
3. Составьте бизнес-план и зарегистрируйте юридическое лицо
Затраченное время — 10 дней
Составьте финансовый план с доходами и расходами, напишите реалистичные цели и разделите их на период составления плана. Например, если через полгода вы хотите продавать 100 платьев в месяц, посчитайте, насколько каждый месяц должны расти продажи и что для этого надо. В Skin of Angel я закладываю рост продаж на 30% каждый месяц (в сезоны распродаж корректирую планы).
Важно правильно посчитать цену на свою продукцию. Когда только начинала бизнес, не учла в стоимости комбинезонов капитальные вложения (например, расходы на амортизацию оборудования) и возможные скидки. Когда поняла ошибку, была вынуждена поднять цену. Потом объяснялась с клиентами. Скидки нужно закладывать еще на этапе планирования коллекции. Например, 70% одежды продаете по полной стоимости, а 30% — со скидками. После этого вы будете четко понимать, сколько заработаете после продажи коллекции.
Когда убедитесь, что идея принесет прибыль, зарегистрируйте ИП. Подробная инструкция есть на сайте «Госуслуг». До 2024 года в некоторых регионах РФ действуют налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП на УСН или ПСН. При этом не стоит забывать, если оборот за год составил 0 руб., ИП все равно платит налоги, около 40 тыс. руб. Учитывайте это, когда назначаете цену на свой продукт.
4. Придумайте название, логотип и концепцию позиционирования
Затраченное время — 7 дней
Есть больше 30 вариантов составления названий. Например, аббревиатуры, составные названия из двух слов, ассоциации, рифмы. Список вариантов легко найти по запросу «категории имен брендов». Если идеи так и нет, рекомендую придумать по одному варианту каждого типа. Из них выбрать 4 и попросить целевую аудиторию проголосовать.
Логотип можно сделать в приложениях Logaster, Canva, Free Logo Design или вместе с брендбуком заказать на сайтах фрилансеров. В брендбуке нужно отрисовать цветовую схему для сайта, соцсетей и розничных точек, бирки, этикетки, упаковку и примеры информационных материалов.
5. Разработайте коллекцию, сделайте эскизы одежды
Затраченное время — 7 дней
Художником быть не обязательно. Мне помогает способ рисовать схематично — получается подобие скетча. Если результат не устраивает, ищу фотографии похожих изделий и пишу подробное техническое задание для разработки лекал с моими дополнениями и идеями. Главное, чтобы конструктор разобрался.
6. Составьте ассортиментную матрицу
Затраченное время — 1 день
Сделайте таблицу со списком моделей, цветов и размеров в коллекции. Допустим, вы решили шить одну модель брюк и две модели рубашек в трех цветах. Каждая модель будет в трех размерах. В каждом размере отшиваете по пять изделий. Это и есть ассортиментная матрица. Ее нужно перенести в таблицу.
7. Разработайте модели одежды вместе с конструктором
Затраченное время — от двух недель до месяца
Разработайте с конструктором лекала. Например, если шьете спортивный костюм из футера, хватит две-три недели со всеми правками. Для первых трех комбинезонов Skin of Angel разрабатывали лекала 20 дней. Мы потратили десятки метров ткани, сделали и протестировали больше 10 вариантов. Успокоились, когда убедились, что комбинезон на разных типах фигуры будет смотреться хорошо. Конструкторов можно искать при швейном цехе, а можно на специальных ресурсах типа YouDo или «Профи.ру». Помните, что образец должен быть идеальным.
8. Сшейте коллекцию
Затраченное время — от 14 дней
Когда начинала свое дело, сразу купила оборудование за 85 тысяч рублей и организовала цех под одну швею. Я не знала, получится ли обеспечить загрузку. Своим ученикам рекомендую найти для первых изделий швею-надомницу или цех, который берется шить маленькие партии. Это дешевле, быстрее и меньше рисков. Сшейте по 2-5 единиц в разных размерах. Вы оцените спрос, соберете отзывы клиентов и выпустите вторую коллекцию уже с улучшениями. Когда объемы производства вырастут, обращайтесь в большие швейные цеха.
9. Сделайте каталог изделий и наладьте каналы сбыта
Затраченное время — от 7 дней
В первый год работы я договаривалась с фотографами на фотосессию за упоминание в сторис, а моделями были я и мои подруги. Качество получалось соответствующее: однотипные позы в кадре и блеклые фотографии. Сейчас не экономлю на фотоконтенте. Приглашаю профессиональных фотографов и моделей. Такие вложения многократно окупаются.
В Skin of Angel основной доход приносит таргетинговая реклама в Instagram, дальше по выручке идет Wildberries, затем оптовые заказы. Сейчас просчитываем рентабельность выхода еще на двух маркетплейсах. Выбирайте площадку для торговли исходя из анализа вашей ниши. Дорогая одежда не пойдет на Aliexpress, а на Farfetch нет смысла идти с простыми белыми майками noname. Для средней ценовой категории, как правило, fashion-предприниматели выбирают Wildberries.
10. Запустите рекламную кампанию
Затраченное время — 2 дня
Даже самое красивое изделие никто не купит без рекламы. О нем просто не узнают. Используйте сразу несколько инструментов. В Instagram настройте таргетинговую рекламу и ведите к себе в профиль или сразу на сайт. Сейчас еще популярно настраивать таргет на Wildberries-страницу. Не забывайте про SEO-оптимизацию и контекстную рекламу.
В своей стратегии продаж основной упор делаю на привлечение клиентов через Instagram. На таргетинговую рекламу в месяц трачу 15000-90000 рублей, в зависимости от сезона. Знаю, какая отдача от каждого рубля. Еще изучаю поведение клиентов на сайте. Если правильно настроить личный кабинет в Ads Manager на Facebook с использованием «пикселей», можно отследить, кто и что делает на конкретной странице, как долго рассматривал товар, на каком этапе сделал покупку или вышел с сайта.
Как вы видите, не нужно быть швеей в десятом поколении или миллионером, чтобы запустить бренд одежды. Я вкратце описала схему. Как и везде, могут возникнуть непредвиденные ситуации. Поэтому рекомендую искать сообщество единомышленников для обмена опытом и постоянно учиться.
Как открыть свой бренд одежды: пошаговая инструкция
Рынок авторской одежды российского производства каждый сезон пополняется новыми марками, при этом не достигая точки насыщения и не создавая конкурентоспособной среды. Три четверти игроков уходят из ниши после первого года работы, не имея ресурсов, практических навыков, а зачастую и вдохновения для поддержания на плаву энергозатратного, но малодоходного бизнеса. Как открыть свой бренд одежды, выпустить первые коллекции и получить прибыль, пошагово описано в этой инструкции.
1. Исследование рынка и портрет покупателя
Главная ошибка начинающих собственников торговой марки одежды – неправильное понимание структуры рынка и запросов покупателя. Из этого следуют попытки охватить сразу нескольких направлений, составить конкуренцию глобальным сетевым магазинам, или, наоборот, создавать продукт очень узкой направленности, не позволяющей расширять ассортимент. Маркетинговые исследования на начальном этапе создания бизнеса помогут создать портрет покупателя, оценить уровень конкуренции и наметить особенности ниши, которые помогут сделать бренд уникальным.
Если размер начального капитала не дает позволяет разместить заказ на анализ рынка в специальном агентстве (средняя стоимость 30 000–60 000 руб.), то исследования проводятся силами предпринимателя. На этом этапе следует:
Основными преимуществами локальных торговых марок перед сетевыми брендами являются необычный дизайн, уникальная конструкция, редкая ткань, контроль качества каждого изделия. Не стоит пытаться конкурировать с гигантами индустрии по ценам, скорости реакции на модные тенденции, охвату рекламных кампаний – эти показатели имеют свойство улучшаться с увеличением спроса на продукт, без особых затрат со стороны предпринимателя.
2. Формирование концепции и разработка логотипа
Проанализировав информацию о том, кто и при каких условиях будет являться покупателем одежды, необходимо приступить к формированию концепции бренда. Этот этап необходим для правильного позиционирования компании на рынке, а значит для более точного удовлетворения нишевого спроса. Процесс описания концепции во многом похож на проведение маркетингового исследования. Только объектом анализа в этом случае выступает вновь создаваемая компания, а не клиент или конкурент. Пять вопросов, на которые нужно ответить на этом этапе:
Все принимаемые в процессе создания бренда решения должны укладываться в очерченную концепцию. В первую очередь это касается названия, логотипа и стилистики оформления печатных материалов (лукбуков, этикеток, ярлыков, стендов). При отсутствии навыков работы в графических программах и дизайнерского видения создание визуальной концепции бренда поручают агентству или художнику-фрилансеру. С даты заключения договора до получения готового графического продукта в среднем проходит около 1 месяца, затраты – от 20 000 руб.
3. Регистрация бизнеса и защита торговой марки
Для официальной работы и заключения договоров необходимо оформить ИП или ООО, если учредителей больше одного. При заполнении формы регистрации следует указать ОКВЭД-2 из следующего списка:
14 | Производство одежды |
14.11 | Производство одежды из кожи |
14.12 | Производство спецодежды |
14.13 | Производство прочей верхней одежды |
14.14 | Производство нательного белья |
14.19 | Производство прочей одежды и аксессуаров одежды |
14.20 | Производство меховых изделий |
14.31 | Производство вязаных и трикотажных чулочно-носочных изделий |
14.39 | Производство прочих вязаных и трикотажных изделий |
46 | Торговля оптовая |
46.42 | Торговля оптовая одеждой и обувью |
47 | Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
47.91 | Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет |
Одновременно следует подать заявление на применение УСН. Так как предстоят официальные затраты на покупку материалов и оплату труда работников, наиболее выгодной выглядит УСН «Доходы минус расходы» 15%. Иногда более эффективно применение патентной системы по виду деятельности «Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий». Выбор конкретного варианта зависит от региона регистрации юридического лица и количества наемных работников.
Непосредственное название бренда одежды может не иметь ничего общего с именем ИП или названием ООО, однако на этом же этапе можно заняться и регистрацией товарного знака в Патентном ведомстве. Зарегистрированная торговая марка дает преимущества в виде защиты от копирования конкурентами, свободного размещения рекламы в СМИ, возможность запуска франчайзинга.
Самостоятельная регистрация патента может занять до полугода, а суммарная стоимость госпошлин составляет около 40 тыс. руб. Работа коммерческих структур, предлагающих помощь в оформлении, обходится минимум в 10 тыс. руб. Поэтому на начальном этапе заниматься защитой авторских прав не всегда целесообразно, но это поможет избежать судебных процессов в будущем.
4. Разработка эскизов и создание ассортиментной матрицы
Разработкой эскизов одежды собственник бизнеса занимается чаще всего самостоятельно. Диплом об окончании курсов, школы или института дизайна дает много преимуществ при создании коллекции, но его наличие не является обязательным условием. Существуют примеры, когда востребованный продукт создавался специалистами смежных специальностей: байерами (профессиональными закупщиками одежды для мультибрендовых магазинов), моделями, маркетологами, журналистами изданий о моде. На следующих этапах создания коллекции первоначальные наброски обязательно дорабатываются профессионалами, поэтому для начала важна уникальность идеи, свежий взгляд и соответствие запросам рынка, определенным ранее.
Начать можно с трех моделей одежды, пошитых из различных тканей, дизайн которых укладывается в концепцию бренда. Работа с ассортиментной матрицей, как правило, начинается после первых продаж как реакция на отзывы и новые запросы покупателей. Модели, показавшие низкие продажи, выводятся из ассортимента с обязательным пониманием причин невостребованности у клиента.
5. Конструирование одежды
За разработку лекал для производства на основе созданных эскизов отвечает конструктор, которого можно нанимать по договору подряда только для фактического оказания услуг. Профессионала, способного набросок любой сложности перевести на язык выкроек и шаблонов, найти сложно, поэтому стоит озадачиться этим параллельно с выполнением самых первых шагов по созданию бренда.
На конструирование нескольких видов одежды в среднем уходит около месяца, в результате заказчик получает макеты с градацией по размерам, а также лекала в печатном виде с комментариями для технологов. Подобная работа может быть выполнена удаленно, с последующей отправкой лекал курьерской почтой, а значит место жительства модельера-конструктора при наличии хорошей репутации не так важно.
6. Закупка тканей, фурнитуры и декора
Одновременно с заказом лекал необходимо заняться поиском подходящих тканей и фурнитуры. Опытные участники рынка отзываются об этом этапе как о наиболее сложном в российских реалиях:
Лучшее соотношение качества, дизайна и закупочной цены показывают ткани из Прибалтики, которые можно купить через посредников в приграничных мегаполисах (особенно в Санкт-Петербурге и Калининграде). Закупку из других стран можно осуществить удаленно: получить образцы тканей от производителя курьером, сделать заказ, дождаться его поступления на таможню и воспользоваться услугами брокеров для таможенной очистки. В среднем этот процесс может занять до двух месяцев и серьезно скажется на себестоимости продукции.
Мелочи, о которых не стоит забывать: тканевые ярлычки с информацией об уходе, этикетка с размером, декор (бусины, стразы, пайетки) – закупаются на внутреннем рынке.
7. Пошив опытных образцов и запуск в производство
Для бренда одежды необязательно, а иногда и невыгодно иметь собственный цех по пошиву. Оборудование для пошива: раскроечные столы, швейные машины и оверлоки – не требуют больших вложений, однако цеху необходима регулярная загрузка, оплата аренды и труда наемных работников. При выпуске коллекций два раза в год такие регулярные траты ни к чему, поэтому заказы на отшив чаще всего передают сторонним производствам по договору оказания услуг.
Заказ на отшив больших партий одежды размещают на фабриках Китая и Индии, небольшие локальные бренды предпочитают российские швейные производства, расположенные в регионах. Сложность этого этапа в том, что контролировать качество пошитой одежды необходимо в процессе, а значит не избежать длительной командировки.
Возможна и удаленная работа, когда материалы, выкройки и фурнитура отправляются на фабрику транспортной компанией. Технолог швейной фабрики работает с лекалами и тканями, после чего создаются пробные образцы. Одобренные экземпляры запускаются в производство. Заказ из трех моделей по 100 шт. фабрика выполняет в среднем за две недели, еще две недели закладывают на доставку и непредвиденные проблемы. Необходимо понимать, что в таком варианте ошибки производства (кривые строчки, повреждение ткани, плохое качество оверлока) обнаружатся только после доставки готовой партии продукции на территорию заказчика, когда доказать и исправить что-либо будет невозможно.
8. Оформление декларации соответствия
После утверждения опытных образцов необходимо заняться сертификацией продукции. Небольшие компании, распространяющие свой продукт через социальные сети и локальные маркеты, часто опускают этот этап из-за дороговизны и сложности оформления документов. Однако следует помнить, что одежду без сертификатов розничные магазины к реализации не принимают, а значит их отсутствие может стать причиной отказа от сотрудничества.
Под сертификатами качества на данный момент подразумеваются два обязательных документа: протокол испытаний и сертификат соответствия (белье, детская одежда, спецодежда) или декларация соответствия (вся остальная номенклатура). Минимальный срок, на который может быть оформлена декларация – один год, так что заняться оформлением можно и после того, как первые отшитые экземпляры показали хороший уровень продаж.
Пакет документов на декларирование подается по номенклатурным группам. То есть если предполагается производство и платьев, и курток, и джемперов, то оформлять необходимо три различных документа. В общем виде одежда делится на следующие группы:
Взрослая одежда, подлежащая обязательной сертификации, а не декларированию:
Облегчить задачу может обращение в коммерческие центры сертификации, которые имеют собственные аккредитованные лаборатории для проведения испытаний. Протокол испытаний в таком случае будет стоить около 5 тыс. руб., оформление одной декларации соответствия – от 4 тыс. руб., оформление сертификата качества – от 10 тыс. руб. Максимальный срок оформления – 5-6 недель.
9. Фотосъемка и создание лукбука
Когда первые образцы готовы, организуют каталожную и творческую съемку.
Каталожная съемка направлена на фотографирование посадки каждого изделия на модели, показ особенностей кроя и фурнитуры крупным планом. Этот процесс может длиться несколько дней (в зависимости от количества отшитых моделей), требует профессионализма и максимальной отдачи всех участников процесса: профессиональных моделей различного типажа, фотографа, ретушера. Локация и интерьеры места съемки, а также работа визажиста и парикмахера в этом случае не имеют большого значения. Готовые снимки размещаются на сайтах, осуществляющих продажу коллекции, в социальных сетях, в печатных каталогах продукции.
Задача творческой фотосессии – визуальное отображение концепции и философии бренда. Для качественного результата необходимо привлечение фотографа с особым творческим взглядом, моделей, соответствующих портрету покупателя марки, работа профессиональных визажистов и парикмахеров, а также тщательная ретушь снимков и приведение их к единому стилистическому решению. Готовые изображения составляют основу лукбука – портфолио марки, в котором показано, какие тенденции и образы представлены в данной коллекции, – а также используются при создании рекламных материалов, оформлении маркетинговых акций.
В идеале техническая фотосессия, задача которой показать вещь на модели со всех сторон, должна проходить отдельно и с иной командой, нежели творческая съемка для лукбука, призванная ознакомить потенциального покупателя с концепцией бренда и новой коллекции.
10. Продажи и продвижение
Маркетинговую кампанию можно начинать еще до прихода одежды с производства и готовности фотографий. Тогда есть шанс получить первые заказы заранее и максимально быстро продать первую партию новой коллекции.
Для продаж в отсутствие розничного магазина задействуют все бесплатные и недорогие каналы сбыта, отслеживая, по каким идет наибольший отклик покупателей: социальные сети, выставки, ярмарки, маркеты, локальные магазины дизайнерской одежды. В дальнейшем продажи ведут на двух-трех площадках, показавших лучшие результаты, или добавляют к каналам сбыта интернет-магазин. Однако стоит заметить, что разработка качественного продающего сайта и регулярная его поддержка будет обходиться предпринимателю в сумму, не меньшую 50 000 руб., а значит заняться этим стоит после того, как проект покажет экономическую эффективность.
Следующим этапом может стать открытие шоу-рума, где покупатели смогут примерить одежду перед покупкой, что особенно важно для изделий в ценовом сегменте выше среднего. Относительно открытия розничного магазина мнения предпринимателей расходятся. В регионах с неразвитой системой продаж через интернет и низкой арендной ставкой их открытие экономически эффективно. В крупных городах продажи через собственный магазин не окупают расходов по ежемесячному содержанию, поэтому реализация посредством сдачи коллекций на комиссию в мультибрендовые бутики является наиболее эффективной стратегией сбыта.
Вывод
Запуск собственного бренда одежды в условиях высокой конкуренции со стороны всемирно известных марок и отсутствия качественных материалов для пошива представляется трудоемким и высокорискованным видом бизнеса. Для получения прибыли требуется сочетание нескольких факторов: тщательно продуманная концепция марки, понимание отрасли и процессов в ней собственника бизнеса, установление качественных профессиональных связей на каждом этапе развития, запас оборотных средств на создание нескольких коллекций до выхода на окупаемость.