что нужно для открытия магазина табачной продукции
Розничная торговля табачными изделиями
Табак и табачные изделия — ходовой товар, который может принести владельцу бизнеса большую прибыль. Но вместе с тем торговля сигаретами и другими табачными изделиями подвержена целому ряду ограничений и запретов, хотя сам товар запрещенным не является. Давайте разбираться, какие запреты существуют на сегодня, и как правильно организовать продажу табачных изделий, не нарушая закон.
Юридические вопросы: регистрация ИП, лицензии
Если вы решили заняться торговлей, и в частности, торговлей сигаретами и другими табачными изделиями, вам придется зарегистрировать свой бизнес: открыть ИП или ООО и зарегистрироваться в местных органах ФНС. Регистрация ИП или ООО особых сложностей, как правило, не вызывает.
Табачный бизнес, торговля табаком и табачными изделиями не относится к числу занятий, требующих обязательной регистрации, так что лицензирование табачной продукции необязательно. Продавать сигареты имеет право розничный продавец, который занят торговлей продуктами питания и схожей продукции.
Регистрируя предприятие (ИП или ООО) нужно верно выбрать основной и дополнительные коды ОКВЭД для этого вида деятельности и указать их при регистрации.
Основной код ОКВЭД для розничной торговли табаком — 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах. Кроме этого основного кода, возможно, вам потребуется внести в свой список ОКВЭД следующие индексы:
47.11.2 Торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах
47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах
Для специализированного табачного магазина
47.2 Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах
47.26 Торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах На рынках
47.81 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией
47.81.1 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах напитками и табачной продукцией
47.81.2 Торговля розничная на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией
Для оптовой торговли табачными изделиями:
46.3 Торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями
46.35 Торговля оптовая табачными изделиями
46.39 Торговля оптовая неспециализированная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями
Система налогообложения для торговли сигаретами
Сигареты и прочие табачные изделия — товар, подлежащий обязательной маркировке. А значит, для их реализации налоговое законодательство не разрешает использовать патентную систему (ПСН). К тому же, эти системы налогообложения планируется отменить в ближайшем будущем. Поэтому, регистрируя свой бизнес в налоговых органах, выбирайте либо УСН, либо основную систему налогообложения (ОСНО).
Правила розничной торговли табачными изделиями
Табачные изделия — вредный для здоровья товар, к которому предъявляются особые требования. Так, например, запрещена поштучная реализация сигарет и папирос, табачные изделия запрещается продавать лицам, не достигшим возраста 18 лет. Каждая пачка сигарет должна быть снабжена предупреждением Минздрава и иллюстрацией с последствиями курения. Эти правила знают все, кто торгует сигаретами. Но есть еще некоторые правила, которые нужно соблюдать при реализации табака и электронных сигарет.
сигареты и табачные изделия разрешается продавать только в местах, которые подходят под определение стационарной торговой точки — с торговым залом, продавцами, кассирами и т.д., либо в специализированных табачных киосках.
запрещено законодательством торговать табачными изделиями методом развозной торговли: на выставках, ярмарках и т.д.
табакосодержащие товары запрещено выкладывать на витрины и демонстрировать сигареты: покупатель может видеть только распечатанный прайс с ассортиментом табачных изделий и ценами
нельзя продавать сигареты в розницу поштучно и в пачках, в которых меньше 20 сигарет
строго запрещается торговать табачными изделиями в образовательных, культурно-спортивных и медицинских учреждениях, в общественном транспорте и в государственных учреждениях, в зданиях вокзалов, аэропортов, автовокзалов.
если магазин или торговый павильон располагается менее чем в 100 метрах от образовательного учреждения, реализация табака в таком магазине запрещена
запрещено продавать табачные изделия в гостиницах, хостелах, в местах оказания бытовых услуг,
запрещена продажа сигарет несовершеннолетним и лицам моложе 18 лет: продавец обязан, в случае сомнений, попросить покупателя предоставить документ,подтверждающий его возраст,
запрещается продажа табачных изделий по ценам, которые ниже минимально установленных: рекомендованная стоимость пачки обычно устанавливается производителем.
Это основные правила, которые действуют на всей территории России. Однако в регионах могут устанавливаться и свои, дополнительные правила торговли табачными изделиями. Чтобы не оказаться оштрафованным, проконсультируйтесь насчет этих правил в местных муниципальных органах.
Маркировка табачных изделий: что понадобится в розничном магазине
С 1 июля 2020 года введен запрет на продажу немаркированного табака и табачных изделий (сигарет и папирос). С 1 июля 2021 года будет запрещен оборот и остальных табачных изделий без маркировки.
А с 11 января 2021 года в России начался эксперимент по маркировке никотиносодержащей продукции. Срок окончания – 28 февраля 2022 года (постановление Правительства РФ №2273 от 25.12.2020 года). Будут маркироваться табачные стики и смеси для кальяна, не содержащие табак.
Для реализации маркированного табака в розничной торговой точке вам понадобится:
онлайн-касса с кассовой программой, которая умеет распознавать код маркировки:
поддерживает тег 1162,
включает в чек код товара,
отправляет код вместе с фискальными данными в ОФД.
2D-сканер для считывания кодов маркировки (в некоторые модели онлайн-касс сканер уже встроен)
За торговлю нелегальным товаром (немаркированными табачными изделиями, продажу нелегальных сигарет), предусмотрена административная ответственность. Игнорируя этот запрет, можно получить административный штраф за продажу немаркированных пачек сигарет. Если сигареты или другая табакосодержащая продукция без маркировки поступила в продажу по вине конкретного должностного лица, например, продавца или товароведа, его оштрафуют на 10–15 тыс. руб. На юрлицо за такое нарушение торговли налагается штраф 200–300 тыс. руб.
В список товаров, подлежащих обязательной маркировке, кроме сигарет входят сигары, сигариллы, папиросы, индийские биди и кретек, фасованный трубочный и кальянный табак, жевательный, нюхательный табак и т.д.
Для того чтобы начать работу с маркировкой табака и продавать подакцизный товар, нужно зарегистрироваться в системе маркировки “Честный знак”.
Заполнить анкету и зарегистрироваться системе цифровой маркировки “Честный знак”.
Внести в систему сведения о торговой точке через личный кабинет участника табачного оборота.
Кроме того, для приемки и подписания универсальных передаточных документов (УПД) на табачную продукцию от поставщиков в системе ЭДО, вам понадобится квалифицированная электронная подпись.
Основные проблемы розницы, торгующей сигаретами
Переход на маркировку и электронный документооборот ставит перед розницей сразу несколько проблем:
Проблема 1: приемка тормозит работу магазина. У предпринимателей появилась необходимость принимать универсальные передаточные документы (УПД) на табачные изделия только через систему электронного документооборота (ЭДО). По сравнению со старыми бумажными накладными, это занимает больше времени. После этого товар сразу же надо ставить на баланс, а это тоже занимает время.
Проблема 2: нет уверенности в безопасности поставки. Хорошо, если поставщик давно известен, и нет нужды сомневаться в его добросовестности. В случае с новыми поставщиками убедиться, что полученный товар верно промаркирован и соответствует заявленной в УПД информации, нельзя при приемке напрямую через ЭДО. Графический код на сигаретных пачках сложно сверять с кодами в УПД.
Проблема 3: приемка ломает привычный процесс работы магазина. Обычно в торговой точке товар принимает продавец по накладной, сверяя данные в ней с полученным товаром. Для приемки маркированного табака придется устанавливать в каждую торговую точку отдельный компьютер с системой ЭДО, где продавец будет принимать УПД. Это и дорого, и затратно по времени: придется обучить продавца работе с ЭДО и дать ему доступ в систему.
Проблема 4: потеря контроля над продажами. Здесь вступает в силу человеческий фактор: товар могут принимать разные продавцы, они же и будут управлять ЭДО в магазине. Во время насыщенного рабочего дня кто-то может не закрыть УПД, кто-то принять товар, не сверив его в документами.
Как рознице упростить работу с сигаретами
Разработчики современных кассовых сервисов позаботились о том, чтобы пользователю было удобно работать с маркированным товаром. Чтобы упростить предпринимателю работу с УПД и ускорить процедуру приемки маркированного товара в торговых точках, они интегрировали кассовый сервис с ЭДО.
Что это дает пользователю?
Теперь для приемки товара и УПД в магазине вовсе не обязательно устанавливать в каждую точку ПК. Сотрудник магазина может с кассы получить и подтвердить УПД.
Полученный товар автоматически ставится на баланс. Не нужно заносить его вручную для постановки на баланс в свою товароучетную программу.
Товарооборот сигарет будет под контролем: если применить соответствующие настройки в кассе, кассир не сможет продать сигареты, марки которых не были поставили на баланс при приемке УПД.
В МТС Кассе добавлен еще и дополнительный функционал, который делает работу более удобной для розничного продавца:
Упрощен поиск нужных вам УПД. Вы сможете сортировать их по любым признакам: по поставщику, дате, виду продукции, статусу и т.д..
Добавлена возможность проверки подлинности поставки. Во время приемки УПД, вы можете выборочно сканировать коды с упаковок, а кассовый сервис сам будет сверять их с теми кодами, которые указаны в передаточном документе.
Кассовый сервис МТС автоматически создает в системе карточки для новых контрагентов и для новых товаров. Доступна приемка большими упаковками. Вам достаточно считать штрихкод блока, а МТС Касса поставит на баланс магазина каждую пачку с ее собственным идентификатором.
Ведение складского учета — прием, оприходование, перемещения, продажи и т.д., оформление остатков и их учет.
Не хотите полностью доверять процесс работы с УПД кассиру? Есть решение. Работать с документами не обязательно только на кассе, можно делать это и в личном кабинете кассового сервиса МТС. Во время приема товара кассир проведет проверку поставки с кассы, а подписывать документы вы будете самостоятельно в личном кабинете.
Более подробно о маркировке табачных изделий можно прочитать в нашей специальной статье на эту тему.
Онлайн-касса для торговли табачными изделиями
Для реализации табака и сигарет потребуется онлайн-касса с модулем маркировки и сканером для считывания кода Data Matrix.
К выбору кассы для розничной торговли сигаретами нужно подходить крайне ответственно, чтобы потом не столкнуться с непредвиденными расходами на модернизацию кассы, на обновление ПО или сервисную поддержку.
Учтите 9 основных критериев
Определитесь, какая касса для вас будет оптимальным вариантом: мобильная или стационарная, с каким типом интернет-соединения.
Сможете ли вы оперативно менять номенклатуру и цены на товар прямо на кассе.
Платно или бесплатно: нужно ли платить за кассовый сервис, за дополнительный функционал
Как происходит обновление ПО, сколько это стоит и как быстро обновляется ПО
Как организована работа с маркировкой, и сколько стоит такой функционал
Как работает техподдержка: каналы связи, формат и время работы поддержки. Платная или нет.
Есть ли возможность подключения к кассе товароучетного сервиса. Сколько это стоит.
Кто разработчик кассовой программы и дополнительного ПО. Не будет ли программного конфликта между кассовой программой и другими сервисами.
Можно ли настроить обмен данными с интернет-магазином и бухгалтерией.
Про чек-лист для выбора кассы и более подробно обо всех критериях оценки мы рассказали в этой статье.
МТС Кассы всех моделей уже умеют работать с маркированным товаром, а 2D-сканер для считывания кодов маркировки уже встроен в некоторые модели.Более подробно о решении для продажи маркированных сигарет мы написали здесь.
Покупка онлайн кассы и затраты на обязательные регистрации в ОФД и ФНС могут оказаться слишком большими, особенно для тех, кто только начинает бизнес. В этом случае МТС Кассу можно взять напрокат — в аренду. За небольшую ежемесячную плату вы получите подключенную и настроенную, готовую к работе кассу. Впоследствии арендованную кассу можно будет выкупить в собственность.
МТС Касса предлагает вам полный пакет решений для старта любого бизнеса
Если вы только открываете свой бизнес, то наша помощь может вам пригодиться и существенно сэкономит время.
Начинающим предпринимателям мы помогаем
Бесплатная регистрация ИП или ОО в ФНС, помощь в оформлении документов и оформлении необходимых разрешений.
Открытие РКО и помощь индивидуальным предпринимателям в выборе банка для обслуживания
Бухгалтерское сопровождение ИП и ООО
Круглосуточные сервис и техподдержка
Мобильное приложение “МТС Касса. Мой Бизнес” для предпринимателей позволит вам контролировать бизнес удаленно из любого уголка мира.
Вам будет доступна статистика по каждой кассе в режиме реального времени: начало и закрытие смен, остаток денег в кассе, приход и т.д.
Приложение абсолютно бесплатно и доступно для пользователей на любом тарифе.
Доступно для скачивания
Дата публикации: 06.11.2020
Прибыль табачной лавки небольшая, но и вероятность успешного развития бизнеса довольно велика. Откровенно провалиться на рынке можно только с совсем неудачным местом, либо с сетевиками поблизости.
Каким бизнесом стоит заняться в 2021-ом, чтобы не слишком “заморачиваться” с поиском новых клиентов и при этом уложиться в небольшой бюджет? Несмотря на растущую в последнее время популярность направлений, связанных со здоровым образом жизни, бизнес на продаже табачных изделий по-прежнему остается рентабельным и при этом быстро окупаемым делом.
Основные тенденции табачного бизнеса в 2021 году
Впрочем предпринимателям, открывающим свой бизнес в табачной сфере, стоит помнить и о потенциальных угрозах, которые могут коснуться этого направления. Речь идет в первую очередь о повышении акцизов на сигареты в 2020 году.
В начале сентября Правительство РФ утвердило довольно весомую, сразу на 20%, индексацию акцизов на табачные изделия. Такой существенный рост налогов на “табачку” даст возможность государству привлечь дополнительные 70 млрд руб., однако серьезно ударит по карману как рядовых курильщиков, так и предпринимателей, задействованных в этой сфере.
Регистрация бизнеса на продаже табака
Поэтому для официального открытия табачной лавки достаточно будет пройти стандартную процедуру регистрации бизнеса. Оптимальным вариантом станет открытие ИП либо ООО на упрощенной системе налогообложения. Код ОКВЭД при этом указывается следующий:
47.2 Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах. Он включает подпункт 47.26 Торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах.
Примечательно, что для розничной торговли электронными сигаретами и испарителями (вейпами) нужен другой код ОКВЭД, который, как правило, прописываются как дополнительный:
52.45 Розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой.
Выбор помещения
Лучше всего подойдут места в спальных районах возле продуктовых магазинов, либо рядом с оживленным автомобильным трафиком (например на автобусных остановках).
Необходимо учитывать и ограничения на местоположение табачных лавок, отмеченные в части 8 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ.
Розничная табачная торговля запрещена в следующих местах:
на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
Формирование ассортимента
Наиболее популярные марки сигарет в России на момент публикации статьи, которые обязательно должны присутствовать в линейке товаров любой табачной лавки:
Rothmans Demi – 2,9% от общего рынка сигарет, популярны в основном благодаря невысокой цене. Будут пользоваться спросом в спальных районах с невысокой покупательской способностью.
Помимо традиционных сигарет необходимо учитывать и тенденцию по переходу многих потребителей на электронные сигареты. Наиболее ходовой товар, Heets Purple для устройств IQOS, по объемам продаж обходят сейчас даже лидеров рынка “табачки”, синие Winston. Данная продукция занимает 4,8% рынка табачных изделий, то есть фиолетовые стики выбирает каждый двадцатый покупатель табачных изделий, что обязательно надо учитывать при формировании ассортимента.
Также табачная лавка может приносить дополнительный доход с продажи сопутствующих товаров, например зажигалок, жевательного табака (снюса) и табака для кальянов.
Закупка мебели и оборудования
Маркетинг и продажи
Открытая реклама табачной продукции запрещена действующим российским законодательством, поэтому весь “маркетинг” у большинства торговых розничных точке сводится к вывеске “Табак” или аналогичной, которая была бы максимально видна с проезжей части и для пешеходного трафика.
Тем не менее, важно сделать упор на качество обслуживания клиентов,а потому следует обратить внимание на опрятный внешний вид продавцов и их благожелательность по отношению к клиентам. Время перейти к следующему разделу и поговорить про персонал торговой табачной точки.
Персонал табачной лавки
Для работы небольшой табачной лавки достаточно будет двух продавцов, работающих по графику “2 через 2”. Их доход складывается как правило из небольшой окладной части и процента с реализованной продукции.
Фонд заработной платы составит в среднем порядка 40 – 45 тысяч рублей на двух продавцов, при 12-часовом рабочем дне. Кстати, несмотря на то, что сигареты не являются пищевой продукцией, у продавцов табачной лавки, тем не менее, обязательно должна иметься медицинская книжка.
Ценообразование
Вообще “серый” рынок безакцизных сигарет довольно велик. По оценкам финансовых аналитиков той же JTI, он составил в 2020 году порядка 15 процентов от общего объема реализуемой продукции.
При этом с повышением акцизов количество нелегального товара может вырасти еще больше. Этот риск следует учитывать при планировании табачного бизнеса.
Мы не рекомендуем пополнять ряды продавцов безакцизных сигарет. Штрафы для табачных лавок существенные:
Гражданам, совершившим продажу, – штраф от 2 до 4 тыс. руб. с изъятием предметов правонарушения.
Финансовые показатели
Перейдем к сухим цифрам.
Вложения. Аренда торговой точки составит порядка 15 000 рублей в месяц, еще около 30 000 рублей потребуется на закупку мебели и кассового аппарата. На закупку минимального ассортимент потребуется порядка 200 000 рублей. В 20 000 рублей обойдется изготовление вывески для табачной лавки.
Итого: для открытия табачной лавки на старте понадобится 265 000 рублей.
Это порядка 90 000 рублей дохода с точки каждый месяц, из которых при этом придется отдать почти половину на зарплату продавцам (в случае если владелец не планирует самостоятельно заниматься реализацией), еще около 20 000 рублей уйдет на аренду плюс прочие расходы (электричество, интернет и т.д.).Получается, что ежемесячные затраты на работу табачной лавки составят порядка 60 000 рублей.
Чистая прибыль и окупаемость. Таким образом, ежемесячная прибыль с табачной лавки составит около 30 000 рублей. Период окупаемости табачной лавки составит, исходя из данных показателей, порядка 9 месяцев, однако мы предлагаем ориентироваться на срок около 1 года, поскольку в первые несколько месяцев точка будет приносить куда меньше.
Программа для продажи сигарет и табачных изделий
Если вы торгуете табачными изделиями, то требования по маркировке распространяются на ваши товары :
Чтобы не нарушать закон о маркировке, любой оптовый и розничный бизнес обязан:
Все это умеет бесплатная программа для работы с маркированным табаком от МоегоСклада. В ней поддерживаются любые операции с кодами и маркированными товарами.
Кассовая программа для продажи сигарет и табачных изделий
Кассиры научатся работать с маркированным табаком быстро и без ошибок
При продаже на кассе нужно отсканировать код маркировки и сообщить о выбытии в систему Честный Знак. Бесплатное приложение МойСклад это умеет.
Учет табачных изделий для розницы и опта
Любые виды упаковки и обмен накладными через ЭДО в один клик
В МоемСкладе можно работать с любыми маркированными табачными товарами:
Программа для табачного магазина
Простой учет для сложных процессов
В ассортимент табачного магазина могут входить обширные линейки вкусов одних и тех же марок табака. А еще — множество форматов сигар, которые клиенты часто покупают по одной.
Программа для кальянной
Столы и пречеки, акции, скидки и бонусные программы для гостей
Закон запрещает курение кальяна в общественных местах, включая рестораны, а кальянная — это особый вид деятельности, отдельный от общепита. У МоегоСклада есть решение под специфику такого бизнеса. Вы можете:
Как открыть табачный магазин 19
Сигареты покупает каждый 2 мужчина и каждая 5 женщина — таковы статистические данные. Спрос не падает даже после ряда мер, направленных на ограничение курения.
Нюансы организации бизнеса
В России оборот сигарет не ограничивается высокими акцизными сборами, цены по-прежнему остаются доступными для любого потребителя.
Для сравнения, пачка сигарет Marlboro в Хьюстоне (Техас) стоит около 450-480 руб., а в Москве — 130-160 руб. В США запрет на рекламу табачных изделий действует с 1970 г., в России также есть ряд запретов, о которых нужно знать, прежде чем открывать табачный магазин:
Нарушение требований законодательства влечет штрафы, поэтому рассматривая табачный магазин как бизнес, нужно изучить все возможные ограничения.
Нужна ли лицензия?
Нет, для реализации сигарет лицензия и прочие специальные разрешения не требуются. Главное, чтобы табачная продукция была акцизной, иначе это грозит её конфискацией и наложением штрафа.
Выгодно ли продавать сигареты?
Реализация табачной продукции безусловно выгодна, поскольку сигареты как товар имеют ряд преимуществ:
Изучите законодательные акты о регулировании табачного бизнеса в России, это поможет избежать лишних штрафов и проверок. Организация продаж не требует специальных навыков, образования. Это наиболее «легкий» бизнес для начинающего предпринимателя.
Первое, что нужно — бизнес-план. Можно поручить его разработку профессионалам или заняться этим самостоятельно.
Краткий план действий
Четкое следование пошаговому алгоритму действий поможет выявить основные трудности, предугадать перспективы развития, спрогнозировать затраты и прибыли. Чтобы открыть свой магазин табака, необходимо:
Выбор места дислокации
Где обычно покупают сигареты? Везде, где «на глаза» попадается табачный киоск, павильон, поэтому при выборе места размещения нужно ориентироваться на случайного покупателя, действующего интуитивно. Идеально пойдет место вблизи оживленного перекрестка, возле торгового центра или рынка.
Арендуя точку, необходимо учесть численность населения. В небольшом поселке можно установить киоск, и продажи пойдут хорошо ввиду отсутствия конкуренции.
В мегаполисе необходимо организовать продажи в магазине и павильоне, который должен находиться вдали от больниц, учебных заведений, театров и прочих мест согласно законодательству. Найти такую точку непросто, поскольку «проходимые» места быстро занимают конкуренты.
Совет! Воспользуйтесь картой, обозначьте на ней все имеющиеся табачные лавки и заведения, вблизи которых открытие невозможно, и используя получившийся план местности выбирайте оптимальное место дислокации.
С целью экономии средств можно преобразовать киоск в павильон, проделав вход для покупателя и оформив помещение подобно магазину.
Располагая табачную лавку в спальном районе, необходимо обратить внимание на тип близлежащих домов. В элитных многоэтажках квартир гораздо меньше, чем в домах старого образца. Большая плотность населения наблюдается возле новостроек с 1-2 комнатными квартирами и «студиями».
Необходимо лично посетить место предполагаемой аренды и посчитать, сколько человек проходит мимо точки в день, в какое время трафик максимальный. Исходя из полученных показателей, следует продумать график работы магазина. Если неподалеку заведение ночного типа (бар, клуб), целесообразно закрываться как можно позже, но только если следуя из заведения, посетители проходят мимо точки торговли.
Оформление, разрешительная документация
Чтобы начать табачный бизнес с нуля, необходимо зарегистрировать ИП или ООО. Начинающие предприниматели выбирают ИП, поскольку его регистрация проходит проще и дешевле. Достаточно предоставить:
Для оформления ООО нужно провести собрание акционеров, запротоколировать результаты; оформить устав и внести уставной капитал в размере от 10 тыс. руб. Преимущество ООО в том, что учредитель не отвечает собственным имуществом в случае возникновения долгов, банкротства.
Основная сложность при заполнении документов — выбор кода деятельности. Прибегать к помощи консультантов не обязательно. В 2019 г. действует классификатор, утвержденный в 2017 г. Чтобы торговать табачными изделиями, нужно указать код:
Если формат бизнеса предполагает одновременную продажу пищевой продукции, напитков, необходимо выбрать код:
Всего можно выбрать до 57 кодов, но проявлять чрезмерное усердие не рекомендуется, ведь для каждого вида деятельности существуют определенные санитарные нормы, правила МЧС, которые придется соблюсти.
Легализуя торговлю, необходимо:
Поскольку деятельность не связана с реализацией продуктов питания, не подлежит лицензированию, требования госорганов к организации торговли минимальны. В целом на подготовку документации к открытию уйдет 2-3 недели.
Ассортимент, товарное наполнение
Грамотная выкладка товара и узнаваемость марок на витрине — преимущества магазина перед конкурентами. Прежде чем сделать первую закупку, следует проанализировать, что лучше продается в конкретном регионе, выделить ходовую группу сигарет и более дорогостоящие марки, которые могут приобретать для личного использования и на подарок.
Обратите внимание! 90-95% ассортимента должны составлять товар средней ценовой категории.
Предпринимателю необходимо закупать товар с учетом его принадлежности к определенной ценовой категории:
Марки в вышеуказанных группах — наиболее ходовые, их запасы необходимо постоянно пополнять. Более дешевые и дорогие сигареты закупаются в меньшем количестве. К ним относится:
Под одним брендом также могут выпускаться более дешевые или дорогие сигареты. Так, например, в линейке Glamour к продаже предлагается Glamour blues, стоимость которых около 45 руб., и Glamour amber по цене от 140 руб. Необходимо проанализировать ассортимент и выбрать оптимальное сочетание цена-качество.
Помимо стандартного ассортимента, в наличии должно быть несколько видов электронных сигарет. Наибольшим спросом пользуется товар производителей: Vergy, Pons, Organic.
Т.к. наценка на популярные сигареты составляет всего лишь около 10% (о ней подробнее ниже), следует сразу же расширить ассортимент товаров, предлагая:
На них наценка может составлять в разы выше.
Поставщики и примеры цен
Более выгодно поставлять товар непосредственно от производителя, но с мелкими сетями они не работают. Поэтому остаются различные поставщики в виде оптово-розничных продавцов и дистрибуторов. Начиная работать с новым поставщиком, следует проверить сертификаты качества, рассчитать зазор в цене между стоимостью, выставленной оптовиком, и максимальной розничной цене (МРЦ), указанной на упаковке. Чем больше разница, тем выше доход.
В РФ завышение розничным (оптовым) продавцом максимальной розничной цены, указанной производителем табачных изделий на каждой упаковке (пачке) сигарет, влечет наложение административного штрафа:
Помимо максимальной установленной цены существует еще и минимальная, ниже которой тоже нельзя продавать сигареты. Минимальная розничная цена = 75% от максимальной розничной цены. Актуальные ММРЦ вы можете посмотреть через специальный сервис налоговой. При проверке должна выходить такая таблица:
В РФ действуют два крупных поставщика-дистрибутора, реализующих продукцию крупнейших фабрик РФ: ТК «Мегаполис» и ГК «СНС». По каким же ценам они реализуют продукцию? Приведем пример отпускных цен ТК «Мегаполис» с указанием МРЦ на 09.01.2020 год:
В Интернете существуют предложения с гораздо низкими отпускными ценами, но, как правило, это цены на ненастоящую продукцию — сигареты дубликаты.
Некоторые предприниматели стараются избежать сложностей с поиском поставщиков, выбором ассортимента, и приобретают франшизу. Готовый бизнес предлагают: Styler, Havana Smoke, Ассорти-Табак. Стоимость — от 200 тыс. руб., однако проблема в том, что в итоге стартапер получает товар, который ему нужно реализовать во чтобы это ни стало. На практике продавец франшизы мало заботиться о поддержке начинающего бизнесмена, и в конечном итоге развивать продажи приходится в одиночку, соблюдая установленные требования.
Закупка оборудования, прибыль и затраты
До начала продаж необходимо произвести выкладку товара, обустроить рабочее место продавца. Для этого необходимо закупить:
Итого затраты на обустройство торговой точки составят 57 тыс. руб.
Иные виды бизнеса требуют больших капиталовложений, а при продаже сигарет львиная доля трат приходится на формирование товарного запаса.
Желательно закупить товар на 1-2 дня. В случае возникновения непредсказуемой ситуации, когда продукция по разным причинам изымается, потери будут не столь велики. К владельцу табачного бизнеса нередко заходят с проверками представители органов правопорядка, поэтому всегда под рукой должны быть разрешительные документы на осуществление деятельности.
В ассортименте табачного магазина должно быть не менее 100 наименований сигарет, а учитывая, что средняя цена блока составляет около 700 руб., придется потратить около 140 тыс. руб., закупив по 2 блока каждого из видов сигарет. Предположим, что наценка на проданный товар (сигареты и прочее) составила около 35%, прибыль от продажи первой партии условно составит 49 000 руб. Этого достаточно, чтобы покрыть текущие расходы:
Дополнительно можно зарабатывать на продаже аксессуаров. Для получения стабильной прибыли необходимо продать несколько партий наиболее ходового товара в месяц.
Персонал
Оплата труда — значительная статья расходов. Минимальная зарплата составляет 15-20 тыс. руб. Дополнительно можно ввести систему бонусов и платить процент от продаж. Это будет для работников стимулом к продвижению товара и получению знаний об особенностях различных видов сигарет.
Количество сотрудников напрямую зависит от графика работы павильона. Точку, работающую с 8 утра до 22 вечера, обслужит 2 человека, для круглосуточного магазина необходимо нанять 3х сотрудников, работающих посменно.
Сначала можно взять функции продавца на себя. Это поможет выявить потребности покупателя, выслушать их отзывы и лучше ориентироваться в ассортименте, а после — передать обязанности сменщику.
Торговля табачными изделиями обязывает иметь у персонала санитарные книжки.
Реклама
Действия предпринимателя, направленные на организацию рекламной деятельности, очень ограничены. В соответствии ст. 16 закона № 15-ФЗ запрещено:
Поскольку рекламировать сигареты нельзя, единственное, что может сделать владелец для привлечения внимания — оформить магазин так, чтобы он был заметен издалека. Вывеска должна быть яркой, оснащенной иллюминацией, а название — говорящим, например — «Табачок». Также необходимо следить за поддержанием высокого качества обслуживания, ценовой политикой. Цены должны быть не выше конкурентных, поскольку любители табака выбирают для постоянных покупок точку с более низкими ценами, даже если разница составляет до 5 руб.
Табачный магазин — бизнес стабильный, но не сулит больших прибылей при работе только одной точки. В дальнейшем необходимо стремиться к открытию нескольких небольших табачных лавок, создавая собственную торговую сеть.