что нужно для открытия магазина детского питания
Документы, чтобы открыть детский магазин
Еще о документах мы писали:
Какие документы нужны, чтобы открыть детский магазин
Документ
Как получить
Свидетельство о регистрации ИП или компании
Свидетельство выдают в налоговой, но его можно получить и в МФЦ
Договор аренды или свидетельство о собственности
Если помещение свое, нужно свидетельство о собственности. Его выдают в МФЦ и в Росреестре
Разрешение на торговлю
Разрешение на торговлю получают магазины, которые продают еду или алкоголь, торгуют на выезде или улице.
В случае с детским магазином разрешение подтверждает, что государство разрешило продавать детские игрушки, вещи и питание.
В Москве такие разрешения выдает префектура административного округа. В других городах документ можно получить в местной администрации
Программа по производственно-санитарному контролю
В эту программу входит всё: санитарные правила и как их контролировать, кто за это отвечает, как создают безопасные условия труда.
Программу можно заказать в специализированной фирме. В Москве и Санкт-Петербурге это стоит от 4 000 рублей.
Она обязательна, чтобы пройти следующий квест: без нее Роспотребнадзор не выдаст заключение на вид деятельности.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности
Это еще один документ о санитарных правилах. В нем Роспотребнадзор подтверждает, что здание им соответствует (или не соответствует).
Получить его можно в региональном отделении Роспотребнадзора за 20-30 дней
Договор на утилизацию люминесцентных ламп
Утилизировать люминесцентные лампы могут только специальные компании. Вывоз стоит от 16 рублей за лампу, если их меньше 300 штук
Договоры на дезинфекцию магазина и склада
В магазине могут завестись тараканы и мыши. Чтобы с ними бороться, магазин заключает договор с компанией, которая занимается дезинфекцией. Можно пойти в частную фирму или в СЭС.
Договор на вывоз мусора
Мусор вывозит мусоровывозящая компания. Магазин заключает с ней договор, выкупает или арендует контейнер и платит за вывоз мусора. Как правильно утилизировать мусор, мы рассказали в статье на Деле
Договор на чистку одежды сотрудников магазина, если они носят униформу
Магазин заключает договор с химчисткой или прачечной на чистку одежды сотрудников. Почистить 20 комплектов в Москве и Санкт-Петербурге стоит порядка 15 000 рублей
Договор на дезинфекцию автотранспорта
Если детское питание перевозят в машине, транспорт надо дезинфицировать, даже если это личный автомобиль директора.
Для этого заключают договор с компанией, которая дезинфицирует машины внутри и снаружи. Если товар привозит поставщик, тогда он заботится о дезинфекции
Если магазин продает детское питание, у всех сотрудников должны быть медицинские книжки. Их можно получить в поликлинике или частном медцентре.
А если магазин торгует только книжками и игрушками — можно медкнижки не оформлять
Уголок потребителя можно заказать в типографии и оформить самому или купить готовый. На стенде должны быть:
Еще для каждой игрушки должен быть сертификат соответствия — документ, который подтверждает, что мячик безопасный, нетоксичный и подходит по возрасту.
Сертификацию проходят производители и поставщики. Копии сертификатов они должны отдавать каждый раз, когда отгружают новую партию.
Бизнес план магазина детского питания
Финансовая модель магазина детского питания
1. Краткий инвестиционный меморандум
Продажа детских продуктов — один из самых рентабельных видов бизнеса. Подобные магазины не подвержены экономическим спадам. Родители покупают для детей только лучшее. Поэтому спрос на детские продукты остается высоким.
Срок окупаемости магазина по продаже детского питания — 9 месяцев.
Точка безубыточности — на 4 месяц работы.
Для открытия магазина потребуется арендовать торговое помещение площадью 50 м2 и нанять 4-х сотрудников. Оптимальное местоположение — микрорайоны с развитой инфраструктурой, где живут семьи с детьми. Правильное местоположение обеспечит поток клиентов.
Ассортимент продукции для продажи в магазине: молочные товары, пюре, смеси, соки и вода, аксессуары для кормления: соски, пустышки.
При ежемесячных продажах до 3 820 единиц продукции с наценкой 200% финансовые показатели будут такие:
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Для открытия магазина детского питания потребуется арендовать помещение площадью 50 м2 и сделать ремонт. 70% помещения займёт торговый зал, оставшиеся 30% — склад, санузел и помещение для персонала.
Клиентам приятнее находиться в чистом магазине с аккуратно расставленной на полках продукцией. Внешний вид повысит лояльность клиентов и повлияет на продажи.
Затем нужно выбрать поставщиков продукции. Ассортимент часто зависит от города и местоположения магазина. Наиболее популярна продукция от российских производителей.
Кроме того, потребуется купить оборудование, чтобы выставить товар и осуществлять продажи:
Также нужно получить разрешения от санитарно-эпидемиологической службы и пожарной инспекции. У продавцов должны быть санитарные книжки.
3. Описание рынка сбыта
Ключевой рынок сбыта — родители с детьми до 9 лет, которые регулярно покупают продукты для детей.
Для повышения лояльности клиентов можно использовать скидочные карты, купоны и акции.
4. Продажи и маркетинг
Чтобы успешно развивать бизнес потребуется рекламная кампания как на этапе открыти. так и для привлечения клиентов в будущем. Для подготовки рекламной кампании потребуется маркетолог. Он настроит рекламу и посоветует идеи для привлечения целевой аудитории.
Каналы для рекламы магазина детского питания:
5. План производства
Для того, чтобы открыть магазин детского питания потребуется:
На открытие магазина уйдет 7 недель.
Оптимальная форма регистрации — ИП. ОКВЭД: 47.29.39 «Торговля розничными прочими пищевыми продуктами». Средний срок регистрации ИП — 1 неделя. Система налогообложения — УСН. Налоговая ставка 15%.
После оформления документов потребуется подобрать помещение. Можно обратиться к риелтору. Он подберёт варианты с лучшими арендными ставками.
После подписания договора аренды, наймите ремонтную бригаду и приступайте к ремонту.
Затем подберите поставщиков, купите оборудование, обратитесь в надзорные органы для получения разрешений на ведение деятельности и начинайте работу.
6. Организационная структура
Директор, он же собственник, нанимает сотрудников, контролирует работу бухгалтера на аутсорсинге и ищет поставщиков.
Продавцы обслуживают клиентов, принимают оплату и контролируют остатки продукции на складе.
Уборщица убирает помещение несколько раз в день.
Постоянные расходы
Оклад
Количество сотрудников
Сумма
Средняя з/п в месяц на сотрудника
Как открыть магазин детского питания с нуля?
Эксперты считают, что любой бизнес, связанный с детскими товарами или продуктами, приносит высокую прибыль. Хорошие родители стараются дать своему малышу все самое лучшее, поэтому не жалеют денег и не экономят на покупках. К тому же товары для малышей круглый год пользуются спросом. Их продажи не зависят от сезона или кризиса, как например в случае организации бизнеса в сфере выращивания овощей и фруктов.
Но, перед тем как открыть магазин детского питания, следует вникнуть во все нюансы этого бизнеса, которые могут повлиять на его успешность.
Оформление документов
Для открытия магазина детского питания потребуются такие же документы, как и для организации любой торговой точки. В первую очередь, следует зарегистрироваться в налоговой инспекции, как ООО или ИП. После этого, следует согласовать открытие магазина с пожарным надзором, а также получить разрешение в СЭС. Все продавцы должны иметь санитарные книжки. Лицензию на этот вид деятельности получать не нужно, что существенно опрощает ведение бизнеса.
Выбор помещения
В первую очередь, нужно выбрать удачное месторасположение и определиться, что нужно чтобы открыть магазин детского питания. От этого во многом зависит количество постоянных клиентов и посещаемость торговой точки.
Основная масса покупателей – это родители и дети, поэтому магазин лучше открыть рядом с детской поликлиникой, больницей, развлекательным центром, книжным магазином. Первое впечатление посетителей зависит от обстановки, интерьера, а также людей, которые в нем работают. Самое главное, чтобы люди чувствовали себя комфортно и могли спокойно рассмотреть весь ассортимент. Если торговые прилавки грязные и в помещении стоит неприятный запах, второй раз в него никто не придет.
Оборудование
Для обстановки понадобятся:
Большая часть ассортимента детского питания может храниться определенное время при комнатной температуре. Если вы поставите холодильник, можно также продавать скоропортящиеся детские творожки и йогурты, которые пользуются огромной популярностью. Кроме того, торговая точка с холодильниками вызывает больше доверия у покупателей. Если вы планируете открыть магазин детского питания то бизнес план должен быть составлен с учетом покупки этого оборудования.
Интерьер помещения
После ремонта можно приступить к декорированию помещения. Предприниматели, которые хотят сделать бизнес на детском питании, должны знать, что за этими продуктами обычно приходят мамы с детьми. Чтобы маленькие покупатели не тянули родителей на улицу, необходимо их чем-то заинтересовать. В таком случае мама не будет спешить и сможет сделать все нужные покупки, не откладывая их на следующий раз.
Можно поставить в торговом зале небольшой диванчик и сделать там детский уголок. Кроме того, советуем поставить телевизор и включить интересные мультфильмы. Таким образом, дети смогут спокойно дожидаться своих родителей и не капризничать.
Выбор ассортимента
Схема: детские смеси
После того как вы приготовите помещение, можно приступать к завозу товара. Ознакомьтесь с предложениями от разных производителей. Обратите внимание на сырье, которое они используют для изготовления детского питания.
Товар лучше заказать непосредственно у производителя. Можно связаться с его торговыми представителями и договорится о поставках. Открыть магазин детского питания выгодно даже в том случае, если вы ничего не знаете об этом бизнесе.
Персонал – лицо магазина
К выбору продавцов-консультантов следует отнестись серьезно и ответственно, поскольку от этого во многом зависит ваш успех. Продавцы должны встречать каждого покупателя с улыбкой. Консультанту необходимо обладать определенными знаниями, поскольку он будет помогать родителя выбирать питание для малышей. Если клиенты чувствуют заботу и внимание, они обязательно придут за покупками еще раз.
Зарплата продавца составляет примерно 20 тыс. рублей, все зависит от города и средних заработных плат в нем. Вести бухгалтерию можно собственными силами, чтобы сэкономить на оплате труда бухгалтера. Чистоту могут поддерживать продавцы либо обратитесь к услугам клининговой компании.
Реклама
Если магазин открыт, но покупателей в нем мало, нужно срочно организовать рекламную кампанию. Это самый эффективный и распространенный способ раскрутки любой торговой точки.
Закажите рекламные листовки и брошюры с описанием товара. Распространяйте их в тех местах, куда ходят ваши потенциальные клиенты – в развлекательных центрах, больницах, магазинах детской обуви и одежды, то есть везде, где могут быть мамы с маленькими детьми.
Кроме того, можно создать собственный сайт в интернете, на страницах которого будет выложено описание товаров, цены, фото и адрес.
Как найти деньги?
Под магазин детского питания целевой кредит, скорее всего, не дадут. К этому делу трудно привлечь и инвесторов. Если у вас на руках нет нужной суммы, можно оформить нецелевой кредит. Первые выплаты по кредиту лучше назначить через полгода, когда магазин начнет приносить доход. Более подробно о том, как открыть магазин детского питания с нуля, можно узнать из специальной литературы или в интернете.
Главные проблемы
Розничные торговцы детским питанием могут сильно пострадать от крупных сетевых продуктовых магазинов. Они предлагают слишком низкие цены, «перебить» которые практически невозможно. Желательно поискать помещение, которое находится вдали от супермаркетов либо предлагать клиентам товар, которого нет у сетевиков.
Поставщики
Ассортимент небольшого магазина можно пополнять собственными силами. Но если речь идет о более крупной торговой точке, придется налаживать связи с поставщиками.
В магазине детского питания можно также продавать:
Поскольку уследить за большим ассортиментом непросто, нужно найти надежных поставщиков, которые будут периодически пополнять запасы товара. Чтобы попробовать, идет товар или нет, нужно сначала заказать небольшую партию. Это позволит вам минимизировать риски. После того как вы проверите поставщика и убедитесь в том, что он поставляет вам товар в указанные сроки и по доступной стоимости, можно заключить с ним договор о сотрудничестве.
Критерии успешности и уровень конкуренции
В сегменте детского питания наблюдается средняя конкуренция. Поскольку такую продукцию в основном реализуют через региональные торговые сети, самостоятельных магазинов в этой области немного.
Успешность магазина во многом зависит от следующих факторов:
Подведем итог
Магазин детского питания – это не простой вид бизнес-деятельности. Торговля детскими смесями требует внимательного и серьезного отношения.
Главные этапы организации торговли детским питанием:
На открытие магазина вы потратите в среднем 300–500 тыс. рублей. Чем больше стартовый капитал, тем меньше срок окупаемости.
Чтобы успешно работать в непростых условиях повышенной конкуренции, не стоит ограничивать ассортимент детским питанием. Можно предлагать покупателям подгузники, детские погремушки или другие товары.
Мы желаем вам успеха и быстрой прибыли.
Готовый бизнес-план продуктового магазина
780 000 ₽
365 000 ₽
9,5 месяца
Разбираемся, сколько денег нужно вложить в продуктовый магазин, какое оборудование потребуется и как быстро окупится такой бизнес.
780 000 ₽ — инвестиции в магазин
Чтобы открыть небольшой продуктовый магазин, нужно арендовать помещение, сделать там ремонт и закупить оборудование. Рассказываем подробнее о каждом пункте.
Аренда. Помещение для продуктового магазина должно быть светлым, чистым, с инженерными коммуникациями. Лучше арендовать помещение в спальном районе, рядом с остановкой метро, общественного транспорта или дорожными развязками.
Подходят помещения от 20 м², но если бюджет позволяет, лучше взять 50 м².
При выборе помещения для продуктового магазина важно смотреть на конкурентов: если рядом есть такие же магазины или сетевые супермаркеты, помещение не подойдет. Также не стоит брать помещение, которое требует капитального ремонта: привести его в порядок будет сложно и дорого.
В Москве аренда подходящего помещения стоит от 150 000 до 200 000 рублей в месяц. В Подмосковье можно арендовать за 100 000 рублей. В регионах помещение обойдется в 50 000 — 70 000 рублей.
Ремонт. В продуктовом магазине нужно сделать косметический ремонт, положить плитку на пол и обновить освещение — это обойдется примерно в 275 000 рублей.
Если помещение будет неподходящим и придется проводить электричество или делать вытяжку, стоимость ремонта увеличится до миллиона рублей. Поэтому важно сразу выбрать помещение с готовой системой вытяжки и кондиционирования и электрической проводкой.
К стоимости ремонта нужно прибавить затраты на вывеску.
Оборудование. Оборудование можно купить новое или б/у. Если покупать б/у, нужно, чтобы на него давали гарантию или перед покупкой специалист провел технический осмотр. Для магазина потребуются:
Как открыть магазин продуктов
Даем пошаговую инструкцию, как выбрать налоговый режим, подготовить помещение и собрать документы для открытия продуктового магазина
Михаил Кратов
Чтобы открыть продуктовый магазин с нуля, нужно собрать много документов и соблюсти санитарные требования. Подготовили пошаговую инструкцию, как действовать и на что обратить внимание.
Шаг 1. Выбрать вид магазина
Продуктовые магазины могут решать разные задачи покупателей: в один магазин люди зайдут за хлебом по пути с работы, в другом будут выбирать сорта сыра и элитное вино.
Обычно выделяют такие виды магазинов:
Магазин у дома. Магазины в жилых кварталах, на первых этажах домов, площадью 15—20 м². Такие магазины могли быть переоборудованы из жилых квартир. Обычно в них работает один продавец-кассир. Ассортимент — товары первой необходимости, хлеб, сахар, молоко.
Мини-маркет. Это тоже магазин с небольшой площадью и ассортиментом. Отличие от магазина у дома в том, что в мини-маркетах самообслуживание. Покупатели сами выбирают товар на полках, а потом идут с ним на кассу.
Гастроном. Продуктовый магазин с разными отделами: хлебным, молочным, мясным. Товары продают прилавка, и покупатель расплачивается в каждом отделе, а не за все сразу.
Супермаркет. Магазин самообслуживания с широким ассортиментом товаров. Кроме продуктов, в супермаркетах продается бытовая химия, хозтовары.
Специализированный магазин. В нем продается узкая категория товаров, к примеру фермерские продукты, вегетарианские продукты, сладости или элитные сыры.
Шаг 2. Выбрать форму организации бизнеса
Магазин продуктов могут открыть ИП и компании — какую именно форму бизнеса выбрать, зависит от ассортимента: ИП нельзя продавать алкоголь, кроме пива, а ООО — можно.
Самозанятым обычный продуктовый магазин не подойдет, потому что они могут продавать только те товары, которые произвели сами.
Чем отличаются ООО и ИП:
ИП | ООО |
---|---|
Человек регистрирует себя как ИП | Открывает один человек или несколько соучредителей |
Стартовый капитал для регистрации ИП не нужен | При открытии нужен уставный капитал 10 000 ₽ |
По сравнению с ООО меньше отчетности. |
Например, на УСН — декларация один раз в год, а на патенте отчитываться вообще не нужно, только вести книгу учета доходов
Например, если ИП неправильно оформил трудовой договор, он может получить штраф от 5000 до 10 000 ₽. Для компании за то же нарушение штраф будет от 50 000 до 100 000 ₽
При регистрации ИП или ООО нужно выбрать коды ОКВЭД — указать основной и дополнительные виды деятельности. После регистрации бизнеса обязательно работать в соответствии с тем, какой код указали.
Для розничной торговли продуктами подходят коды группы 47.1. Полный перечень можно посмотреть в классификаторе. Обычно основной вид деятельности для продуктового магазина — 47.11, розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами.
Для торговли отдельными категориями продуктов, например хлебобулочными изделиями, фруктами, мясом, есть отдельные коды ОКВЭД. Так, для мясной лавки нужно выбрать код 47.22.22, розничная торговля мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах.
Шаг 3. Выбрать систему налогообложения
Для продуктового магазина подходят общая система налогообложения и упрощенная. ИП также могут работать на патенте.
На общей системе больше отчетности и налогов, но нет ограничений по доходу и числу сотрудников. Этот режим подходит для больших сетей и гипермаркетов, у которых доход превышает 200 млн в год или работают более 130 сотрудников. Для небольшого магазина будет выгоднее выбрать УСН или патент.
Сумма налога на упрощенке зависит от дохода, а на патенте платят фиксированную сумму — считается, что это сумма от потенциального дохода. Патент может быть более выгодным, если реальный доход будет выше потенциального, но есть риски.
Магазин торгует мясной продукцией. Если лето выдалось жарким, люди меньше готовили и меньше покупали мяса, может оказаться, что работать на упрощенке и платить налог с фактического дохода было бы выгоднее.
Чтобы платить налоги по льготной ставке УСН или использовать патент, в 2021 году нужно не превышать эти лимиты:
УСН | Патент | |
---|---|---|
Доход | До 200 млн рублей в год | До 60 млн рублей в год |
Сотрудники в штате | До 130 человек | До 15 человек |
Площадь магазина | Без ограничений | До 150 м² |
Стоимость патента для продуктового магазина можно посмотреть в калькуляторе на сайте налоговой службы. Нужно выбрать свой регион, вид деятельности — для магазина это будет «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети», площадь и количество магазинов.
Если планируете продавать в магазине выпечку своего производства или кофе с собой, патент для розничной торговли не подойдет.
Есть два способа совмещать эти виды деятельности:
1. Купить патенты для мини-пекарни или продажи кофе помимо патента для розничной торговли.
Для производства хлеба и булочек нужен патент «Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий», для продажи кофе с собой — «Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей».
2. Совмещать системы налогообложения. Для розничной торговли купить патент, а по доходам от производства булочек и кофе отчитываться и платить налог по УСН.
Шаг 4. Соблюсти требования к помещению для магазина
Магазин продуктов можно открыть только в нежилом помещении — такой статус должен быть указан в документах. Не получится, к примеру, устроить из своего загородного дома продуктовый магазин. Сначала дом нужно будет перевести в нежилой фонд.
Перечислим основные требования к помещениям магазина, полный список есть в санитарных правилах.
В магазин нужно провести холодную и горячую вода, подключить канализацию, отопление и вентиляцию. Полы и стены должны быть устойчивыми к влажной уборке и обработке дезинфицирующими средствами.
Продуктовый магазин должен быть разделен на торговую, складскую и бытовую зоны.
Торговая зона. То, что видят покупатели: прилавки с товарами, касса.
Складская зона. Здесь принимают и хранят товары и пустую тару от того, что уже продали. Еще в складской зоне может быть место, где товар расфасовывают, к примеру взвешивают конфеты по отдельным пакетам. Складская зона не должна быть проходной.
Продукты можно подвозить на склад магазина только с торцов жилых зданий и со стороны автодорог. Запрещено это делать со стороны дворов, если там есть жилые подъезды.
Если в магазине продаются не только продукты, но и, к примеру, бытовая химия, для них должны быть выделены отдельные складские помещения. Если это невозможно, разрешается хранить их в одном помещении, но так, чтобы товары не соприкасались.
Если в доме, где расположен магазин, есть жилые квартиры или другие организации, витрины в торговой зоне и складская зона не должны находиться под туалетами и ванными.
Бытовая зона. Сюда относятся санузел, подсобка, где хранится инвентарь для уборки, гардероб или комната отдыха для персонала.
Шаг 5. Собрать документы для открытия магазина продуктов
Для открытия продуктового магазина нужно собрать целый перечень документов и разрешений. Эти документы можно получить только после регистрации ИП или ООО — для их оформления понадобится ЕГРН и номер ИНН.
Документ | Где получить |
---|---|
Свидетельство на право собственности на помещение магазина, выписка из ЕГРН или договор аренды помещения | Свидетельство — на руках у собственника. С 2016 года свидетельства не выдают, только выписки. Выписка — в МФЦ или на сайте Росреестра. |
Договор — составить с арендодателем
Если арендодатель его уже заключил, дополнительно заключать не нужно
Формы заявления могут отличаться в разных регионах.
Срок внесения — до 30 дней с момента подачи заявления
Открываться можно после того, как магазин внесли в торговый реестр.
Перед фактическим открытием магазина нужно уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности — так вы сообщаете, что магазин соответствует всем требованиям.
Чтобы закупать продукты у поставщиков, платить за аренду, вывоз мусора, выдавать зарплату, понадобится открыть в банке расчетный счет. А чтобы принимать платежи — зарегистрировать онлайн-кассу. Для оплаты картами нужно подключить торговый эквайринг.
Шаг 6. Собрать документы для продажи алкоголя
Для того чтобы продавать в магазине алкоголь, нужно получить лицензию и соблюдать ряд требований.
Требования к магазину для торговли алкоголем:
Лицензии на торговлю алкоголем выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, сокращенно — Росалкогольрегулирование.
За лицензию нужно заплатить госпошлину. В 2021 году это 65 000 ₽ за каждый год действия лицензии. В зависимости от региона пошлину можно уплатить по реквизитам в банке, в МФЦ или через сайт госуслуг.
Какие документы понадобятся, чтобы получить лицензию:
Все документы подают в местный орган, который регулирует оборот алкоголя. На портале госуслуг можно узнать точное название ведомства в регионе, посмотреть адрес и контакты для связи.
Срок рассмотрения — 1—2 месяца.
Если заявление одобрили, нужно подключиться к ЕГАИС — это единая база данных обо всей алкогольной продукции на территории страны.
Шаг 7. Подготовить оборудование
В магазине должно быть оборудование, которое соответствует требованиям по хранению товара и торговле.
Торговое оборудование. Стеллажи и прилавки, холодильные установки и морозильные камеры, освещение для витрин. Требования по оборудованию и его размещению указаны в СанПиНах.
Кассовое оборудование. Онлайн-касса — это касса с фискальным накопителем, который сохраняет и передает данные о покупках в налоговую. Без нее работать нельзя.
Рекомендуем сразу установить терминал для приема оплаты картой и подключиться к Системе быстрых платежей, чтобы принимать оплату за покупки безналично.
Весы. Их можно сразу подключить к кассе, чтобы стоимость товара считалась автоматически.
Оборудование для торговли маркированными товарами. Маркированная продукция — товары, которые получают специальные штрихкоды, чтобы можно было прослеживать их перемещение при перепродажах. В России маркировка некоторых категорий товаров обязательна: из продуктовых товаров в 2021 году это молочные продукты и с декабря — упакованная вода.
Новости и требования по маркировке публикуются на сайте национальной системы маркировки «Честный знак».
Чтобы торговать маркированными товарами, нужны сканеры штрихкодов на каждое рабочее место продавца и сканер на место приемки товара — сканеры будут фиксировать, что товар был в вашем магазине.
Дополнительное оборудование для торгового зала. Видеокамеры, зеркала для наблюдения, кондиционеры устанавливают по желанию, специальных требований нет.
Шаг 8. Подготовить документы персонала
Перед устройством на работу весь персонал продуктового магазина проходит медосмотр, гигиеническую аттестацию, и получает медкнижки.
Медосмотр. Работнику нужно пройти дерматовенеролога, оториноларинголога, инфекциониста, стоматолога, сдать мазок на патогенные стафилококки, сдать анализы на гельминтозы и анализ крови на сифилис, сделать флюорографию и исследование на наличие кишечных инфекций и брюшного тифа. Штампы о прохождении врачей и результаты анализов заносят в медкнижку.
Медкнижка. Можно получить в местном центре эпидемиологии и гигиены или в частной клинике, это платно. Обычно получают медкнижку и проходят медосмотр в одной и той же клинике. Срок действия медкнижки отличается для разных профессий. Для сотрудников, которые работают с продуктами питания, она действует год. Потом нужно опять отправить персонал на медосмотр. За медосмотр и оформление медкнижки платит собственник бизнеса.
Гигиеническая аттестация. Это похоже на экзамен, на котором продавец показывает, что знает, как работать с продуктами питания, чтобы это было безопасно. Например, знает, какие продукты относятся к особо скоропортящимся. Аттестацию проводят специалисты из центра гигиены и эпидемиологии и ставят в медкнижку голографический штамп. Проходить аттестацию нужно каждые два года.
Шаг 9. Подготовить документы, которые должны находиться в магазине
В магазине обязательно должен быть план эвакуации и уголок потребителя. Специальных требований, как оформить уголок потребителя, нет. Главное — чтобы покупатель имел доступ к документам о магазине и продукции.
План эвакуации. Составляется по ГОСТу. Примеры оформления можно взять в местном пожарном отделении. Согласовать план должен начальник районной пожарной части. Если в магазине делают перепланировку, план эвакуации тоже нужно переделать и согласовать снова.
Вывеска. По закону у магазина обязательно должна быть информационная текстовая вывеска у входа или внутри: название, режим работы, контактные данные, данные о предпринимателе или компании.
Свидетельство о регистрации. Лист записи ЕГРЮЛ для ООО или лист записи ЕГРИП для ИП.
Текст закона о защите прав потребителей. Официальные издания продаются в книжных магазинах.
Медкнижки персонала. Медкнижки называются личными, но хранятся у администрации магазина или индивидуального предпринимателя. Персонал получает медкнижку на руки под расписку, когда нужно пройти медосмотр или гигиеническую аттестацию.
Правила продажи продовольственных товаров. Можно распечатать этот документ и разместить в уголке потребителя.
Правила продажи алкоголя. Требования к продаже алкоголя устанавливаются отдельным документом.
Санитарно-эпидемиологические требования. Они указаны в постановлении Главного санитарного врача РФ.
Лицензия. Номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию.
Список адресов и телефонов. Номера экстренных служб, адреса и телефоны местных отделений Роспотребнадзора, санэпидемслужбы, пожарной безопасности, антимонопольной службы. Строгого перечня в законе нет.
Книга жалоб и предложений. С 2021 года книга жалоб в розничной торговле не обязательна, но некоторые магазины еще ее используют по собственному желанию.
График уборки. В 2021 году уборку нужно делать каждые два часа и вносить об этом отметку в график.
Во время эпидемии коронавирусной инфекции продуктовые магазины должны соблюдать дополнительные требования:
К покупателям тоже есть требования, о которых нужно предупредить: сделать плакаты о том, что нужно быть в масках и соблюдать социальную дистанцию. Магазин имеет право не обслуживать покупателей без масок, об этом тоже нужно предупредить.