что нужно для открытия коворкинга
Коворкинг
Как превратить коворкинг в «долгоиграющий» бизнес?
Коворкинг — удобное место работы для фрилансеров, стартаперов и представителей малого бизнеса. Кажется, у владельцев новых офисных пространств не должно быть отбоя от клиентов. Однако бизнес этот, несмотря на всю простоту идеи (сдача в аренду рабочих мест), не совсем прост. Закрывается коворкингов не меньше, чем открывается.
Причины провалов коворкингов разные: неудобное местоположение, невысокий спрос на услугу (особенно в регионах), отсутствие дополнительных услуг, высокая стоимость аренды и др. Обычно у каждого «умершего» проекта своя печальная история. Владельцам московских коворкингов сегодня приходится особенно тяжело — конкуренция на рынке растет из года в год. В 2014 году, например, в столице планируют открыть до 10 новых государственных коворкингов. На их обустройство денег не жалеют. Как пообещал руководитель проекта по развитию сети коворкингов ГБУ «Малый бизнес Москвы» Александр Колодезный, коворкинги появятся в каждом округе столицы, что удовлетворит потребности всех жителей города.
Что необходимо учесть, чтобы коворкинг всегда был заполнен клиентами? Как удержать старых клиентов и привлечь новых? Контур.ру задал эти вопросы старожилам рынка и услышал несколько полезных советов.
1. Разумная цена
Аренда рабочего места в коворкинге обойдется в сумму от 5 000 до 30 000 руб. в месяц, в зависимости от количества рабочих мест (разумеется, для целой команды потребуется больше), от пакета услуг (кто-то хочет «застолбить» себе место, а также ящик для вещей и личный добавочный номер). Высокие цены для большого количества людей вполне оправданы, но захочет ли фрилансер платить 20 000 руб. в месяц за то, чтобы посидеть в интернете и получить заряд «рабочей атмосферы»? Вряд ли. Поэтому первый и, пожалуй, самый главный пункт, который позволит заполнить клиентами пространство коворкинга, — это разумная цена.
2. Хорошее оборудование
Коворкинг — как спортзал: многие приходят туда работать, потому что дома заставить себя не могут. А что необходимо хорошему спортзалу? Качественные и современные тренажеры. Коворкингу тоже необходимы хорошие компьютеры, принтеры и телефоны. По крайней мере, они не должны уступать по качеству тем, что есть дома у большинства людей. Крайне важно, чтобы в коворкинге был бесперебойный доступ в интернет.
3. Удачное расположение
Оно, безусловно, играет не последнюю роль. Если дорога занимает много времени, потенциальные клиенты просто не доберутся до вашего коворкинга. Необходимо помнить, что не вы платите людям за то, что они приходят к вам работать, а они платят вам. Следовательно, необходимо предоставить все условия для их удобства.
Обратите внимание на инфраструктуру рядом с коворкингом. Есть много кафе? Хорошо! Спортивная площадка? Еще лучше! Парковка? Вообще замечательно! Павел Берман, заместитель директора коворкинга «Зона действия» (Санкт-Петербург), советует отказаться от мысли, что каждому коворкеру нужно 100 кв.м. «Необходимо использовать каждую часть пространства с умом», — говорит он. Рассчитайте, сколько рядом с коворкингом окажется работоспособных людей, и, исходя из этого, определите количество рабочих мест и размер коворкинга. Если в выбранном вами районе в основном живут пенсионеры, вряд ли стоит открывать там центр.
4. Безопасность
Если кто-то из ваших клиентов вдруг обнаружит, что у него пропал телефон, это ударит по вашей репутации. Необходимо следить за сохранностью вещей клиентов, ведь посетители бывают разные.
5. Правильная планировка
Все-таки люди приходят в коворкинг работать, а в пространстве open space, заполненном незнакомыми людьми, сосредоточиться непросто. В коворкинге необходимо поддерживать рабочую атмосферу. Следовательно, в планировке необходимо соблюсти баланс между шумным открытым пространством и уютной, но «глухой» комнатой. Баланс необходим и в дизайне — нечто среднее между смелым креативным дизайном и деловым офисным помещением. Приходя работать в коворкинг, люди не хотят ощущать себя в офисе, при этом им необходимо настроиться на рабочий лад.
Александра Жиленко, бывший администратор еще одного долгожителя — московского коворкинга «Рабочая станция» в Нескучном саду, уверена, что люди приходят в коворкинг за атмосферой: «Бессмысленно открывать коворкинг в каком-нибудь бизнес-центре, это все те же скучные офисы. В случае с «Рабочей станцией» людей в восторг приводило то, что для них создана рабочая атмосфера в довольно необычных условиях: лес, окна от пола до потолка, удобные рабочие места, кухня, где можно налить себе чай и перекусить, зона отдыха с диванами и пуфами. В общем, очень удобно и приятно, на тебя не давит атмосфера офиса, в таких условиях даже от монотонной работы с бумагами можно получить удовольствие».
6. Дополнительные услуги
Коворкинг не должен ограничиваться только арендой рабочих мест. Нужно радовать клиентов и дополнительными услугами. На них тоже можно неплохо заработать. Вкусная еда, хороший кофе, просторные переговорные — это только базовый набор. Список можно пополнять — достаточно включить креативность.
Проводите различные тренинги, образовательные программы, лекции, конференции, знакомьте людей друг с другом. В коворкинги приходят люди, которые развивают бизнес, поэтому помощь для них никогда не будет лишней. Павел Бернам уверен, что без дополнительных проектов коворкингу не выжить: «Очень важно, чтобы коворкинг не был самостоятельной историей, чтобы на площадке находились еще какие-то проекты, приносящие деньги. Проверено: коворкинг сам по себе дает выход в ноль. В Питере не получится брать больше 10 000-12 000 руб. в месяц, даже если вы рассчитываете на 3-4 кв.м на человека, расходов все равно слишком много — бумага, чай, кофе, принтер. Мы в «Зоне действия» работаем еще в event-направлении и направлении образовательном: проводим курсы по event-менеджменту, интернет-маркетингу, даем советы, как запускать стартапы».
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как открыть коворкинг: бизнес-план
Добавлено в закладки: 0
Что же такое коворкинг?
В этой статье мы расскажем вам, как открыть коворкинг центр с нуля, опираясь на опыт предшественников.
Итак, первое, с чего стоит начать – это подбор надежных людей в свою команду, которые помогут вам стартовать в сфере коворкинга.
Ваша команда – это, по сути, ваши будущие сотрудники – проверенные и надежные. Они будут выполнять функции администратора зала, дизайнера по организации рабочего пространства, комнаты отдыха и кухни. Также необходим специалист в технической сфере, и человек, разбирающийся в тонкостях рекламы и эффективных способах продвижения своей услуги на рынке услуг и в интернете.
Также нужно найти толкового ивент-менеджера, который поможет в организации корпоративных мероприятий и праздников, а также специальных проектов.
Получается, что ваша основная команда будет состоять из 4-8 человек, а также нескольких волонтеров – студентов, которым необходим опыт работы в определенных сферах и которые согласны выполнять интересную, несложную, увлекательную и креативную работу за небольшую плату или вовсе безвозмездно. Таких помощников потребуется от 5 до двух десятков в зависимости от масштабов задуманного вами проекта.
Заработная плата
Друзьям необходимо платить – они в любом случае ваши сотрудники. И пусть первую плату они получат как можно скорее – это будет отличным стимулом работать добросовестно. Особенно, если эти люди – профессионалы в своей области и выполняют возложенные на них обязанности качественно и хорошо.
Коворкинг – это бизнес, который строится на мелочах. Поэтому использование вики, гугл-доков и Trello/Basecamp/Asana обязательно для эффективного начала работы.
На видео: что такое коворкинг и почему его называют “новым фрилансом”
Месторасположение зоны коворкинга
Идеальным местом для такого вида аренды офисного пространства будет помещение около станции метрополитена, в центральной части города или интересные постройки в вашем районе.
Особое внимание стоит обратить на само помещение: в нем обязательно должны быть высокие потолки для обеспечения свободного перемещения и создания атмосферы уюта и хорошее организованности рабочего пространства, качественная вентиляция и хорошие окна, а также возможность сделать освещение как можно более естественным.
Вид из окна играет важную, но второстепенную роль.
Ясно, что аренда или покупка хорошего помещения будет стоить дорого. Однако если вы решили заняться коворкингом, выбор места – это самый серьезный и важный шаг на пути к высокому доходу, поэтому необходимо подойти к этой проблеме со всей серьезностью.
В качестве креативной идеи можно предложит режим работы коворкинг центра нон-стоп – то есть 24 часа в сутки 7 дней в неделю – это будет удобно и для клиентов, и очень выгодно для вас. Культура места работы полностью меняется – ведь там будет кухня и места для досуга и отдыха. Также ваши клиенты получат возможность провести семинары, собеседования, интервью, или всевозможные мастер-классы.
Ориентация на основные потребности клиентов
Всем известно, что городское пространство состоит из множества микрокультур. Ясно, что сразу для всех оформить хорошее место не получится. Однако вы сможете угодить большинству потенциальных клиентов, если последуете нашим полезным советам, несложным в исполнении. Также необходимо привлекать клиентов пользой, которую они могут извлечь, сотрудничая с вами. Это может быть например возможность обучиться чему-то новому, обменяться опытом со старшими коллегами, начать новые деловые проекты, получить возможность рекламировать свою продукцию, и тому подобное. Заинтересуйте их выгодными предложениями.
Способы продвижения
Активно используйте контент выкладывайте в интернет фотоотчеты, вибинары, лекции, слайды – это привлечет в ваш центр еще больше клиентов.
Привлекайте местные СМИ – это будет выгодное сотрудничество – людям будет интересно узнать, что нового появилось в городе, где можно провести увлекательную фотосъемку, найти новые связи, точки распространения.
Также журналисты обретут в вашем лице хороший, а главное стабильный источник наполнения городских афиш – а вы получите дополнительный способ рекламировать свои услуги. Не забывайте также о проведении промо-акций – так вы сможете закрепиться в своей нише и дополнительно заработать на размещении афиш и раздаток на своей площади, или предоставлять площадь со скидкой на взаимовыгодных условиях.
Начинаем активную работу
Предоставление образовательных услуг в рамках коворкинг центра
Более половины выручки от создания коворкинг центра принесут образовательные программы.
Такие программы делятся на открытые – продающие курсы (дешевые или бесплатные) и платные уроки.
На старте бизнеса можно создавать как можно больше доступных клиентам программ и лекций, с целью мониторинга и выявления наиболее популярных курсов, чтобы впоследствии сконцентрировать на них повышенное внимание.
Дизайн помещений
Прежде всего необходимо разделить помещение на зоны:
Основные ремонтные работы необходимо выполнить в самом начале бизнеса – и равномерно распределить для этого соответствующую часть стартового капитала.
Создание дизайна – это трудоемкий процесс. Можно нанять опытных дизайнеров из агентства, но они возьмут большую цену за оплату своих услуг, потому лучше посоветоваться с друзьями и, засучив рукава, взяться за дело.
Будьте готовы к тому, что перестановка мебели и расположение зон может меняться в процессе работы над проектом. Ремонт – самая трудоемкая часть такого бизнеса.
Хорошо, если к открытию коворкинг центра вы найдете надежных партнеров, которые за предоставление услуг будут брать не оплату, а возможность рекламировать свой товар на территории вашего центра.Это могут быть интересные видеотрансляции, вендинг-автоматы, продающие кофе, чай или закуски для клиентов, услуга по озеленению офисов, красивые ухоженные аквариумы, графический дизайн, школы лепки, рисования, квиллинга, и тому подобное, а также удобная бескаркасная мебель, надувная мебель, настольные игры и многое другое. Все ограничивается исключительно вашей фантазией.
На видео: нестандартная модель коворкинг-центра
В первые дни работы центра вы, как директор, должны внимательно следить за тем, где охотнее всего находятся клиенты, а также обязательно прислушиваться к пожеланиям и предложениям – это позволит улучшить работу центра.
Общий стол поможет собрать сплоченную команду, а также будет центром всего, что может происходить на бизнес площадке.
Вы можете выбрать свое особое свойство, которое будет отличать вас от конкурентов. Вы можете развесить в помещении гамаки. Разместить коворкинг центр на втором этаже офисного здания или вообще в парковой зоне.
Также внимательно изучите опыт предшественников в этой нише бизнеса, и адаптируйте наиболее интересные идеи для своего проекта.
Соблюдения правил поведения в центре
Правилами будет регулироваться поведение клиентов в помещениях центра.
Рентабельность бизнеса
Возможные пути получения дополнительного дохода:
Окупаемость бизнеса наступит спустя 4 месяца после открытия. Самый длительный срок – это год. Некоторые коворкинг центры окупили вложения хозяев уже спустя полгода активнейшей работы.
Открываем собственный коворкинг — 10 советов для начала
Создатель smart-среды 4Rooms City
Александр Смуров, создатель smart-среды 4Rooms City, СЕО Smurov.Group и эксперт по коммерческой недвижимости и инвестициям, поделился опытом создания коворкинга.
Открытие 4Rooms City, первого в России smart-пространства нового формата, ожидается в конце 2021 года. В здании площадью 36 тыс. м² создали единую среду для работы, отдыха и развлечений: там расположились 13 баров, большой фуд-холл и современный коворкинг на семь тыс. мест.
Тест: привлечёт ли твой стартап финансирование?
Содержание:
Под влиянием глобальных тенденций — диджитализации и пандемии — рынок коммерческой недвижимости, как и любой другой, претерпел изменения. Перемены наблюдаются в поведенческом потреблении офисных пространств: интерес клиентов сместился с классических офисов Shell&Core Shell&Core — тип пространства, который представляет собой полное отсутствие отделки: есть только бетонные стены, пол и потолок, подведенные коммуникации и отопление, стоят стеклопакеты.
К достоинствам Shell&Core следует отнести возможность оформить офис в собственном уникальном стиле или разделить его на зоны, предоставление арендодателем на время ремонта арендных каникул либо произведение ремонта за свой счет.
Среди недостатков — серьезные временные затраты на подготовку помещения к въезду, большие затраты на материалы и ремонтные работы и значительные риски, связанные с выявлением серьезных погрешностей при строительстве, резким ростом цен на материалы или банкротством компании.
в сторону гибких локаций, офисов с качественными продуктами, созданных по принципу «все включено».
Растет спрос и на BTS-модели BTS-модели (built-to-suit) представляют собой офис под ключ. Данная модель — это целая экосистема, разработанная под потребности заказчика. В данном случае ему не нужно тратить деньги на ремонт: расходы по строительству и эксплуатации компания берет на себя. Стоимость за работу равномерно распределяется в ежемесячные платежи по договору долгосрочной аренды от трех лет.
Перспективы коворкинга в настоящее время
Многие крупные компании после пандемии решили избавиться от непрофильных активов — ресурсов, которые не относятся к осуществлению организацией ее основной деятельности. Например, для компании, у которой основная деятельность — добыча газа, газ будет профильным активом, а недвижимость, соответственно, — непрофильным.
Неправильное управление недвижимостью, как непрофильным активом, увеличивает финансовую нагрузку на компании, поскольку топ-менеджмент таких организаций обучен управлять именно профильными активами.
Отказаться от описанной финансовой нагрузки позволяет переход в гибкие офисы с готовыми продуктами: самим зданием, ремонтом, мебелью и сервисом, при котором поддержка компании-арендатора осуществляется круглосуточно.
Клиент не расходует лишних средств на закупку оборудования и обслуживание помещения, а просто платит за определенный продукт. Таким образом, компании начинают сокращать свои издержки и получать качественный сервис, при котором сотрудникам этих компаний нравится находиться в рабочем пространстве.
В настоящее время наблюдается рост интереса к коворкингам, так как пандемия ускорила процессы цифровизации и децентрализации. Большинство рабочих бизнес-процессов в различных профессиональных сферах перешли в онлайн-пространство. Сотрудники организаций привыкли работать из дома, а не ездить в центр города или на другой его конец для выполнения своих обязанностей из офиса.
Находясь в комфортной локации, человек работает более продуктивно, поскольку улучшается его эмоциональное состояние. Компании заинтересованы в повышении эффективности своих работников. Работодатели, адаптируясь под новые реалии постковидного мира, стремятся обеспечить максимально удобную рабочую обстановку. Это позволяет сделать переход в коворкинги.
Как зарабатывают коворкинг-центры
Одну из главных ролей в получении дохода от реализации коворкинга играют финансовая модель, а также создание продуктов и сервиса, которые будут предлагаться клиенту. Финансовая модель — основа любого бизнеса, включающая в себя разные показатели:
Все эти параметры влияют на доходность — за счет оптимизации каждого из показателей можно влиять на уровень заработка. В нашем проекте 4Rooms мы оптимизируем оплату труда.
Наш проект включает в себя несколько разных пространств: коворкинг, барное пространство, YouTube-зону, зону мастер-классов, food-зону. Во всех пространствах работает одна управляющая компания, обслуживающая все зоны и включающая в себя управляющего, администраторов, хаускиперов, уборщиц, техников, ремонтников, IT-специалистов.
Работа на проекте одной управляющей компании, которая занимается непосредственно всем пространством, позволяет минимизировать расходы на сам коворкинг. В этом и заключается оптимизация, что позволяет нам влиять на доходность проекта. Принцип работы коворкингов заключается в предоставлении в аренду помещения, в котором есть все необходимое оборудование.
Существует несколько разных вариантов предоставления коворкинга в аренду. Можно предоставлять в аренду одно рабочее место на определенное количество времени — это может быть как несколько часов, так и несколько месяцев. Также есть вариант предоставления в аренду определенной зоны для проведения каких-либо мероприятий: семинаров, мастер-классов, переговоров. Кроме того, коворкинги могут арендовать различные компании для организации работы своих сотрудников в комфортном пространстве, оснащенном всем необходимым.
Регистрация коворкинга
Первый шаг для открытия коворкинга — выбор взаимоотношений с собственником недвижимости. Существует три основные модели таких взаимоотношений.
Первая модель — арендная, по которой собственнику выплачивается арендная ставка за квадратный метр, а результат реализации помещения, выручка и чистая прибыль переходят к оператору коммерческой недвижимости. Во второй модели собственник недвижимости и оператор или управляющая компания несут все издержки вместе, а чистую прибыль делят в определенном ими процентном соотношении.
Третья модель представляет собой BTS-модель, в которой собственником недвижимости или иным лицом выделяются инвестиции для строительства. В финансовую модель в первую очередь закладывают возврат инвестиций. Затем доходы между собственником и оператором также делятся в конкретном процентном соотношении.
Первая модель, арендная, устаревает, так как в связи с переходом работы в онлайн-среду компаниям нет необходимости занимать большие помещения.
Собственники вынуждены проводить реконцепты своей недвижимости, чтобы получать более высокую рентабельность, поскольку при переходе сотрудников компаний на удаленную работу спрос на большие помещения упал.
Для собственника устаревшего здания, для собственника, готового вкладываться «в бетон», для инвестора выгоднее выбирать вторую и третью модели — партнерские. В таком случае собственник знает, что делает продукт для конкретного заказчика: ему понятны прибыль и маржинальность.
Такие модели выгодны как собственнику и инвестору, так и владельцу коворкинга, поскольку все они участвуют в бизнесе, внося каждый свой вклад в доход всего проекта, выстраивая партнерские отношения и разделяя прибыль в определенном ими процентном соотношении.
Выбираем правильное местоположение
После выбора модели взаимоотношений с собственником необходимо найти само коммерческое помещение. Для этого следует провести анализ локации, изучить конкуренцию в данном районе. Удачно расположенная локация с хорошим трафиком позволит увеличить средний чек, увеличить количество предлагаемых к продаже продуктов.
Важно помнить, что выбор локации — одна из главных статей расходов во всей модели. Поэтому к данной задаче стоит подойти максимально качественно и учесть все параметры для подбора локации.
Для выбора локации 4Rooms мы собирали аналитику по объему рынка, по объему потребления, по аудитории и среднему заработку аудитории, проживающей в данном районе. Эта информация помогает понять потребность, на которой мы будем зарабатывать.
Говоря о проспекте Вернадского, мы понимаем, что речь идет о спальном районе, где проживает довольно обеспеченная аудитория. Поэтому данная локация показала очень хорошие цифры. Также преимуществом в этом случае является близкое расположение станции метро.
При этом мы говорим как раз о модели взаимоотношений, когда устаревшее помещение переделывается под новую среду — осуществляется реконцепт, чтобы сделать данный объект недвижимости более рентабельным.
Дизайн коворкинг-центра
За внешний облик пространства отвечают дизайнеры. Дизайн коворкинга будет зависеть от концепции пространства. Если речь идет о дизайне проекта с целью максимально быстрого и бюджетного запуска бизнеса, то предполагается современный стандартный дизайн в минималистичном стиле: без излишеств, дополнительных украшающих пространство элементов, с комфортной и простой мебелью.
Когда мы говорим об уникальном коворкинге с оригинальной концепцией, например, оформление офиса в тематическом стиле какого-то фильма или иного произведения искусства, дизайн разрабатывается в соответствии с такой концепцией, больше внимания уделяется деталям: оригинальным световым конструкциям, росписи стен и тому подобным вещам.
Самый распространенный дизайн коворкингов выполняется в минималистичном или авангардном стиле, для которого характерны нестандартные решения в выборе цветовых гамм, предметов мебели и интерьера — отход от классики. В большинстве случаев коворкинг стараются сделать максимально простым, чтобы он подходил для более широкой аудитории.
Приобретение оборудования
Выбор оборудования будет зависеть от класса коворкинга. Они выделяются по различным параметрам: концепция пространства, аудитория коворкинга и так далее. В базовый тип коворкинга, как правило, закупается стандартный набор оборудования: классическая мебель, принтер, приборы для обеспечения доступа в интернет, кухонное оборудование и тому подобное.
Если это нестандартный вариант, то предпочтение отдается более оригинальным мебельным решениям и закупка мебели осуществляется через фабрику.
Коворкинг должен быть оборудован всей необходимой оргтехникой. Набор технических средств для работы осуществляется непосредственно автором проекта. В данный перечень могут быть включены: копировальное оборудование, ламинатор, брошюратор и другие аппараты.
Персонал коворкинга
Также следует задуматься над подбором персонала. Найти добросовестных и профессиональных сотрудников очень сложно. Причина заключается в том, что очень небольшое количество людей знает, как выполнять те или иные функции. Речь идет о менеджменте среднего звена и топ-менеджменте.
Для проекта 4Rooms мы выбрали модель оптимизации бизнеса за счет того, что персонал обслуживает все пространство целиком. Поскольку наш проект представляет собой многофункциональную среду, нам требуется персонал, который разбирается в работе коворкингов, баров и других концепций, входящих в пространство.
Все это довольно узкие специфики деятельности, и найти людей, которые, например, управляли барным пространством, сложно, поскольку их очень мало. Мы осуществляем поиск по самым разным каналам: и через HeadHunter, и через рекомендации знакомых, и через социальные сети.
Количество персонала зависит от модели работы коворкинга. Существует две такие модели. Первая — онлайн-модель, когда часть функций персонала осуществляется через приложение и, следовательно, не требуется присутствие на объекте большого количества персонала.
Вторая модель — стандартная, когда все функции по обеспечению работы коворкинга осуществляются людьми, соответственно, требуется большее количество персонала, нежели при первой модели.
Онлайн-модель обойдется дороже на начальном этапе, так как создание приложения потребует существенных затрат. Однако, в дальнейшем это позволит сократить расходы на оплату труда сотрудников, так как их на объекте будет немного, поскольку часть функций по обеспечению работы коворкинга выполняет приложение.
Стандартная модель позволит на начальном этапе не тратить большие суммы на создание приложения. При этом в дальнейшем такая модель не даст возможность сократить расходы, так как будет необходимо производить оплату труда большого количества сотрудников.
Есть модели без персонала — лайфворкинг — где все работает от приложения непосредственно на объекте. В качестве примера можно привести лайфворкинг-группы компаний «А101» и ProTech-компании Manufaqtury, которые договорились о совместном развитии коворкингов в жилых комплексах девелопера с полностью бесконтактным администрированием.
На базе IT-платформы будет реализована возможность бронировать рабочие места и переговорные, подключаться к Wi-Fi, общаться с чат-ботами технической и административной поддержки.
Также существуют коворкинги, в которых присутствуют люди, например, фудворкинг. Для такой модели понадобится физическое присутствие сотрудников на объекте: это будут администраторы, зал-менеджер и так далее.
Организация рекламы коворкинга
Реклама коворкинга осуществляется преимущественно через интернет. Никто не будет искать коворкинг офлайн. Обычно информация о коворкинге размещается на сайтах-агрегаторах, таких как «Циан» и «Авито». Предоставляются сведения о самом коворкинге, сайте, приложении и социальных сетях коворкинга.
Сайт и приложение должны быть максимально комфортны, понятны и удобны для потребителя, чтобы каждый пользователь смог разобраться и найти то, что ему необходимо. Без них в современном мире не работает ни один бизнес. Поэтому данной задаче придется уделить много времени, проанализировать потребности и отзывы потребителей.
Кроме того, рекламировать коворкинг могут партнеры — крупные компании, мероприятия которых проводятся в пространстве коворкинга.
Также не стоит забывать о системе лояльности. Ее следует предоставить своему потребителю для того, чтобы он вернулся и был заинтересован именно в вашем продукте. В основном потребителями коворкингов сейчас являются компании, которым необходимо небольшое количество квадратных метров.
75% потребителей рынка коворкинга заключают сделки, объектом которых являются помещения до тысячи квадратных метров, а это средние компании, заинтересованные в качественных и гибких офисах.
В проекте 4Rooms потребителям предоставляется возможность непосредственно в одном пространстве работать в коворкинге, отдыхать в барной зоне, питаться в фудконцепциях, ходить на различные мастер-классы, интересно организуя свой досуг. В этом и заключается основная идея многофункционального пространства и выгода для потребителя: он может удовлетворять сразу несколько своих потребностей в одном месте.
Поиск инвесторов
Привлечение инвестиций также зависит от выбранной модели взаимоотношений с собственником недвижимости: арендная модель, гибкий коворкинг или же BTS-модель. Если выбрана арендная модель, то, скорее всего, вы сами будете вкладывать в проект собственные средства, так как собственнику выплачивается арендная ставка за квадратный метр и он не участвует в самом проекте, в самом коворкинге.
Если же предпочтение отдано одной из двух других моделей, гибкому коворкингу или BTS-модели, можно вести речь о том, что собственник недвижимости будет либо частично, либо полностью инвестировать в данный бизнес, поскольку при выборе модели гибкого коворкинга происходит реконцепт объекта недвижимости, выбранного для организации коворкинга, а при выборе BTS-модели собственник или иной инвестор вкладывает средства на организацию пространства для конкретного заказчика в соответствии с его запросом.
В первую очередь в финансовой модели будет учитываться окупаемость проекта и возврат инвестиций, а потом уже совместный заработок. Об инвестициях можно говорить, когда есть созданная под определенную локацию, основанная на аналитике и предброкеридже (изучение и анализ реального спроса на имеющийся коммерческий объект, оценка готовности и желания его занять) данной локации финансовая модель с 3D-визуализацией.
Эту модель необходимо упаковать в определенный концепт и предложить инвестору. То есть чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, следует показать им свой опыт организации коворкинга, если он есть, свою идею коворкинга, презентовать именно ваш продукт, объяснить, почему именно он должен находиться на данном объекте недвижимости, продемонстрировать финансовую модель проекта.
К потенциальным инвесторам относятся собственники торговых центров, коммерческой недвижимости, а также застройщики. Владельцы коммерческой недвижимости заинтересованы в инвестировании в новые проекты, поскольку понимают, что их объект нуждается в редевелопменте и реконцепте, так как спрос на объект недвижимости по классической арендной моделе падает в связи с переходом работы в онлайн-среду.
Интерес застройщиков заключается в том, чтобы создавать объекты под конкретного потребителя: они готовы сотрудничать с командами, у которых есть качественный опыт или же новая концепция с детальной финансовой моделью.
Франчайзинг
О франшизе можно начинать говорить только в случае открытия определенного количества разных точек, которые покажут свою эффективность. Перед запуском франшизы необходимо воплотить в жизнь финансовую модель, осуществить возврат инвестиций, предложить инвестору способы увеличения дохода за счет приобретенного опыта и оптимизации рабочих процессов. После этого можно упаковывать франшизу и начать ее предлагать.
Подводя итог, следует отметить, что для открытия собственного коворкинга необходимо понимать, что вы дадите рынку своим проектом. Необходимо в первую очередь детально проработать свой продукт, свой проект. Можно собрать фокус-группу и понять, насколько ваш продукт востребован. Стоит проанализировать уже существующие коворкинги и понять, чего в них еще нет, что люди захотят купить, и включить это в свой проект.
Старайтесь внедрять новое, учитывая опыт и ошибки других проектов. Очень важно самому попробовать продукты, которые есть на рынке, исследовать уже существующие коворкинги, чтобы понимать, как работает рынок, на что есть спрос.
Самое главное не бойтесь действовать. Тренды диджитализации и децентрализации влияют на урбанистику: будут появляться кампусы разного формата, где люди будут объединяться в коворкингах в клубы по интересам, будь то бизнес-комьюнити или клуб по вязанию — рынок огромен.
Сейчас отмечается увеличение спроса на коворкинги крупных компаний, государственного сектора, вызванного переходом жизни в онлайн-среду. Возможно, для развития именно вашего проекта собственник, инвестор захочет предоставить свой объект для вашего продукта, инвестировать в строительство объекта именно под ваш продукт.