что нужно для открытия кофе с собой с нуля список
Как открыть кофе с собой?
С чего начать
90% людей уверены, что открыть кофе с собой просто. С одной стороны, они правы. Единственное уточнение — просто и легко кофе с собой можно открыть только в том случае, если знать, как правильно это сделать. Несмотря на то, что с виду формат кофе с собой кажется простым, как и любой другой бизнес, незнание тонкостей и нюансов может сделать из выгодной и перспективной бизнес-идеи убыточное предприятие, работающее в ноль и высасывающее последние гроши.
Чтобы избежать подобной ситуации необходимо знать, с чего следует начать и каким этапам бизнеса следует уделить предельное внимание.
Например, начать нужно с определения целевой аудитории кофе с собой. Задавшись вопросом, кто будет покупать ваш кофе, вы сможете подстроить и дизайн, и стратегию, и концепцию своего небольшого предприятия под потребности и запросы, интересы и желания конкретных людей — ваших будущих клиентов.
Целевая аудитория кофе с собой — это в основном молодёжь от 18 до 24 лет. В 70% случаев — это девушки.
Студенты, молодые специалисты, менеджеры низшего звена — вот ваши потенциальные клиенты. Они ценят низкие цены, приветливое обслуживание, оперативность и социальную активность. Конечно, людей более старшего возраста тоже не стоит сбрасывать со счетов, встречаются поклонники кофе с собой и среди людей старше 50-ти. Но если посмотреть правде в глаза, ответьте себе на вопрос, сколько таких поклонников будет ежедневно проходить мимо вашей точки кофе с собой и сколько из них задумаются над покупкой?
А ведь именно количество проходящих мимо людей вкупе с их «качеством» (принадлежностью к целевой аудитории) и является залогом успеха точки кофе с собой. Найти подобное место означает половину успеха для кофе с собой.
Тем не менее, не стоит забывать и о другом важном факте для бизнеса кофе с собой. Это вкус и качество самого кофе. Если вы будете готовить вкусные бодрящие напитки, то к вам будут возвращаться, будут рекомендовать друзьям и знакомым. Так вы сможете добиться того, что спонтанные покупки будут сокращаться, а число постоянных клиентов увеличиваться.
Обо всех этих тонкостях и других важных мелочах мы и расскажем далее.
Объем инвестиций
Открытие точки кофе с собой можно считать бизнесом с небольшими вложениями. По опыту предпринимателей, открывших собственные пойнты кофе с собой, уложиться можно в 200 тыс. рублей, а верхняя планка стартового капитала вряд ли превысит 400 тыс. рублей.
Такая разница в первоначальном капитале объясняется широкими возможностями сэкономить.
Конечно, необходимый для старта размер средств в большой степени будет зависеть от нескольких крупных затрат, без которых открыть точку кофе с собой просто невозможно. Во-первых, это аренда, о которой мы поговорим чуть позже. Во-вторых — оборудование.
Кофемашины для кофе с собой
Если от выбора места аренды будет зависеть поток клиентов, то именно от оборудования, на котором вы будете готовить кофе, будет зависеть способность точки быстро и качественно обслуживать этот поток.
Профессиональные кофемашина и кофемолка — основное средство приготовления и продажи кофе с собой.
Нет никакого смысла ставить на точку кофе с собой домашнюю или даже супер-автоматическую кофемашину. Во-первых, подобная техника не сможет обеспечить необходимое качество продукта, а во-вторых, она не рассчитана на постоянную и бесперебойную работу. А если кофемашина сломается — вы больше не продадите ни одной чашки кофе. Помните, скупой платит дважды: время потрачено, деньги упущены.
Именно поэтому многие предприниматели стараются закупать качественное, иностранное оборудование, стоимость которого может быть и 150, и 250 тыс. рублей, и больше. Если у Вас нет таких денег, но работать на профессиональной технике всё-таки для вас приоритетно, на выручку приходит аренда оборудования или покупка б/у кофемашин.
Обычно кофейное оборудование в аренду (даже бесплатную) предоставляют поставщики кофейных зёрен, при условии закупки определённого объёма кофе именно у них. При этом они же и консультируют в вопросах подбора необходимого перечня оборудования в зависимости от предполагаемого объёма работы (например, одно- или двухкамерные кофемашины) и предоставляют обслуживание и ремонт техники. Тем не менее, даже в случае бесплатной аренды многие компании требуют обеспечительный платёж — от 20 до 50 тыс. рублей.
Что касается б/у оборудования, то на его покупку уйдёт не более 100 тыс. рублей.
На что ещё придётся потратиться?
Потратиться придётся и на торговую стойку или оформление арендуемого киоска. Естественно, при разработке внешнего вида точки кофе с собой нужно обращать внимание на то, чтобы она привлекала внимание и притягивала взгляды. Внешний вид должен вызывать рефлекторное желание выпить кофе или чай. Название на вывеске должно не тонко намекать о том, что здесь разливают бодрящий напиток, но кричать об этом, чтобы человек с первого взгляда понял, что вы предлагаете именно кофе, а не продаёте пончики или сим-карты.
Возвращаясь к инвестициям, необходимым на открытие бизнеса кофе с собой, стоит также упомянуть и всевозможные мелочи, которые тем не менее важны для комфортной работы без сбоев и накладок.
Закупка расходных материалов для приготовления разнообразных кофейных напитков — молока, топпингов и сиропов; дополнительного ассортимента — закусок, сладостей и снеков; закупка одноразовых стаканчиков, крышек, ложек; покупка барного инвентаря.
Кстати, есть вариант сэкономить на покупке расходных материалов — например, одноразовой посуды, если вы сможете скооперироваться с другими владельцами кофе с собой, закупающими небрендированные стаканчики.
Расходные материалы следует закупать сразу на несколько месяцев. Что нельзя сказать о дополнительном ассортименте и различных сиропах. Если без кофе и стаканчиков работа точки кофе с собой просто встанет, то отсутствие сникерса или орехового сиропа никак не сможет затормозить процесс. При этом, запустив точку кофе с собой, вы сможете «по ходу дела» корректировать предлагаемый ассортимент сладостей и закусок, а также добавок кофе — в зависимости от спроса аудитории клиентов.
Помимо этого, следует сразу включить в сумму первоначального капитала расходы на аренду, коммунальные услуги, печать рекламных листовок и другой полиграфической продукции, а также на зарплату бариста.
Расходов на сотрудников на этапе запуска можно и избежать, если вы лично будете работать на точке в первый месяц. Естественно, при условии, что вы обладаете нужными знаниями и навыками и прошли хотя бы минимальный курс барсита. Но знайте, что совмещать ведение бизнеса и непосредственное общение и обслуживание клиентов — не лёгкое занятие. Когда-нибудь вам всё-таки придётся подыскивать подходящих сотрудников, обучать их и контролировать, выплачивая зарплату. Но об этом чуть дальше.
Пошаговая инструкция
Просчитав необходимую сумму вложений в бизнес кофе с собой, пора приступать к активным действиям.
Для начала — легально оформить бизнес. Лучше всего будет зарегистрировать себя в качестве ИП и подать заявление в налоговую инспекцию о выборе системы налогообложения ЕНВД. Этот налог позволит платить меньше за счёт отсутствия сотрудников и небольшой арендуемой площади, на которой ведётся деятельность. С учётом минимальной необходимой площади точки кофе с собой в несколько квадратных метров вы будете платить налог в среднем около 3 000 рублей. Кроме того, для ИП на ЕНВД кассовый аппарат не обязателен, а значит можно выдавать чек только по требованию с помощью обычной ЧПМ (чекопечатающей машины).
Код ОКВЭД для бизнеса кофе с собой — 55.30 «Деятельность ресторанов и кафе».
Несмотря на данный ОКВЭД, не нужно получать никаких разрешений, так как нет полноценной кухни, а значит, и проверять надзорным органам нечего. Всё, что от вас потребуется, это уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности. Ждать проверок от СЭС стоит лишь в том случае, если появятся жалобы. Если вам повезёт, первая встреча с проверками вам предстоит только через три года.
Внимание к рабочему месту
Заранее стоит позаботиться и о заказе торговой стойки. На её дизайн и изготовление уйдёт как минимум две недели. При условии, что у вас уже есть выбранное место аренды.
Сам процесс монтажа стойки, бара или оборудования киоска также может вызвать затруднения и проблемы, которые повлекут за собой перенос даты планируемого открытия.
Заранее, например, нужно позаботиться о должном энергообеспечении. Если его нет, придётся вызывать электрика и проводить дополнительную линию, которую необходимо будет согласовать с арендодателем. Поэтому все вопросы, касающиеся электричества, отопления или водоснабжения, нужно решать ещё на этапе подписания договора аренды. При этом сам договор не стоит заключать на продолжительный срок: ваши ожидания насчёт трафика могут быть ошибочными и на практике пешеходный поток не будет конвертироваться в покупателей и клиентов.
От кофе до печенья: как выбрать поставщика?
Естественно, параллельно нужно искать поставщиков расходных материалов и сырья.
И прежде всего определиться необходимо с поставщиком кофейных зёрен. Если ваш кофе не будет нравится клиентам — всё пропало. Вкусный кофе — одна из главных составляющих успеха бизнеса кофе с собой. Сортов кофе, которые могут предложить поставщики, огромное количество. Сориентироваться в выборе поможет как собственный вкус, так и совет самих поставщиков, и анализ конкурентов.
Если вы закупаете своё кофейное оборудование, вы не будете зависеть от определённого поставщика кофе и ассортимент предлагаемых сортов может быть намного шире.
Узнайте, подходит ли выбранный вами сорт для классических кофейных напитков, так как именно на привычных эспрессо, латте, капучино, американо и мокачино вы и будете специализироваться. Объём первоначальной закупки будет зависеть от условий, на которых вы подпишите договор с поставщиком, будете ли брать в аренду оборудование и т.д. Не нужно бояться цифры в 10 кг и более.
На небольшой стаканчик кофе в 200 мл уходит 9 г кофе, и 18 г — на стаканчик в 400 мл.
Таким образом, закупленные 10 кг кофе уйдут на чуть более 1100 небольших стаканчиков кофе. При этом, работающая точка кофе с собой в проходимом месте за месяц продаёт гораздо больше.
Кроме кофейной карты необходимо составить меню и перечень дополнительного ассортимента. Будете ли вы продавать различные шоколадки и сладости, а может быть готовые сэндвичи или даже выпечку?
При утвердительном ответе на этот вопрос следует поискать выгодных поставщиков или партнёров, которые смогли бы предоставлять вам необходимое количество продукции, обычно не слишком большое. Закупаться шоколадками или овсяным печеньем можно на оптовых рынках и базах, а также в таких магазинах как Metro, Лента и Ашан.
Конечно, главной составляющей для точки кофе с собой останется кофе как напиток, а различные сладости и «перекусы» необходимы скорее лишь для увеличения среднего чека и удобства клиента. Заработать на шоколадках или выпечке вы вряд ли сможете. Всё-таки маржинальность при перепродаже чужой продукции небольшая.
В целом объём дополнительного ассортимента не превышает 5-7% от оборота.
Ассортимент закусок и дополнений к кофе будет меняться — некоторые позиции будут исчезать, другие добавляться. Экспериментировать с ассортиментом определённо нужно, но лишь тогда, когда работа точки стабилизируется и изменения не повлекут за собой резкий спад выручки.
Бариста для кофе с собой
Важным фактором успеха точки кофе с собой является профессиональность и компетентность бариста. Этот человек должен не только готовить вкусный кофе, но и правильно обслуживать клиентов, общаться с ними, уметь допродавать, увеличивая тем самым средний чек. С поиском и наймом подобного человека могут возникнуть определённые сложности как на этапе запуска, так и в первое время работы кофе с собой.
Открывая свою первую точку кофе с собой, предприниматели частенько лично встают за стойку и обслуживают первых клиентов, работая по 12 часов без выходных и обеда. Но подобная работа на два фронта быстро истощает. Предпринимателю в любом случае станет необходим сменщик или полноценный сотрудник. При этом, нанять профессионального бариста не всегда возможно. В основном на вакансию бариста на точку кофе с собой откликается молодёжь, не имеющая ни малейшего представления о том, как правильно готовить кофе. Её привлекает гибкий график, почасовая оплата и т.д.
Нерадивые молодые бариста кофе с собой приводят на работу друзей, чтобы не было скучно. И вместо того, чтобы работать, устраивают балаган.
Особенностью работы с персоналом точки кофе с собой является большая текучка кадров — которая прекратится только тогда, когда вы наймёте подходящего человека — приветливого, честного, трудолюбивого и ответственного, который к тому же быстро овладеет искусством приготовления вкусного и качественного кофе. Согласитесь, подобные люди, особенно молодые, сегодня редкость.
Поэтому перед будущим владельцем кофе с собой в первое время будет стоять задача — найти и обучить надёжного человека, который сможет сменить вас за стойкой. В последствии, если вы не остановитесь на открытии одной точки кофе с собой, потребность в сотрудниках увеличится. Поэтому необходимо сразу определиться с этапами отбора и обучения сотрудников, а также разработать график смен, систему мотивации и контроля.
Одним из вариантов мотивации бариста являются бонусы или премии за перевыполнение плана продаж и отсутствие замечаний (процент от общей выручки или процент с каждого проданного кофе сверх плана).
Но даже система мотивации не застраховывает от недобросовестных работников, которые не выходят в свою смену, устраивают на точке балаган или просто-напросто относятся к работе поверхностно. Перед владельцем кофе с собой остро встаёт вопрос контроля сотрудника или сменщика.
Как вариант, можно установить камеру наблюдения на точку кофе с собой и таким образом контролировать сотрудника онлайн.
Вне зависимости от того, какой вариант работы с персоналом вы выберете — кнут или пряник — открывая точку кофе с собой будьте готовы, что в любой момент вы будете вынуждены лично встать за стойку и работать бариста.
Место
Если вы планируете открыть точку кофе с собой, знайте, вся ваша прибыль будет зависеть в первую очередь от места. В то же время выбор подходящего расположения точки кофе с собой может стать одной большой проблемой.
Пару лет назад, когда о кофе с собой никто ничего не слышал, арендодатели, особенно крупные торговые и бизнес-центры, не понимали, как можно готовить кофе на трёх квадратных метрах и отказывали в аренде. Сегодня же почти все лакомые места в мало-мальски крупных ТЦ и БЦ уже давно заняты.
Тем не менее, рынок аренды вполне конкурентен и подразумевает смену арендаторов. Дело лишь в цене вопроса. Если вы нашли лакомое место, но оно занято, стоит начать переговоры с собственником или отделом аренды, узнать арендную ставку и предложить платить больше, либо убедить в том, что ваша точка кофе с собой сможет генерировать дополнительный трафик и привлекать определённую аудиторию.
Кстати, точку кофе с собой можно открывать не только в мегаполисах, где стиль жизни подталкивает людей делать всё на бегу, в том числе и пить кофе, но и в небольших городах. Более того, подобрать выгодное место для кофе с собой в маленьком городе даже проще — точек с высоким пешеходным трафиком в небольших городах меньше, а значит вероятность выбрать неудачное место снижается.
Однако, ошибиться с выбором места аренды для точки кофе с собой всё же достаточно легко. Часто бывает, что у локации, казалось бы, высокая проходимость, но оценить её качество возможно лишь начав работать. Например, может выясниться, что среди проходящего мимо трафика просто нет целевой аудитории. Или же сама точка располагается не в потоке людей, как должна, а «за углом».
Рассматривая локации для кофе с собой, не нужно ограничивать себя вариантами аренды в торговых или бизнес-центрах.
Выгодное место может быть, например, и в строительном гипермаркете.
Конечно, самой доходной является аренда в торгово-развлекательных центрах. Бизнес-центры тоже перспективны, но они более подвержены влиянию экономических изменений и могут опустеть за два-три месяца, оставив точку кофе с собой без единого клиента. Не всегда точки кофе с собой приживаются и на остановках общественного транспорта, и в подземных переходах, которые, казалось бы, характеризуются высоким пешеходным трафиком. Другой разговор, если вы сможете арендовать киоск в формате «стакана» вблизи университетов, на главных пешеходных улицах города или в деловом центре.
Помните, именно от места аренды и арендной платы по большей части будут зависеть экономические показатели точки кофе с собой. Например, от места аренды будет зависеть и влияние сезона на размер получаемой прибыли. Если вы арендуете киоск рядом с университетом, падение продаж ждите во время каникул. Любой другой уличный киоск будет зависеть ещё и от погодных условий. Дождь или мороз не способствует желанию задерживаться на улице, чтобы заказать себе пусть даже и согревающий кофе. Поэтому, рассматривая места подобные локации, учитывайте и заранее планируйте свои расходы, чтобы не уйти в минус.
Чек-лист открытия
Выгодно ли открывать
Если вы думаете, что, открыв точку кофе с собой, будете получать прибыль в сотни тысяч рублей, спешим вас разочаровать. Средняя ежемесячная прибыль одной точки редко превышает 100 тыс. рублей и в среднем варьируется в диапазоне от 40 до 80 тысяч. В первый месяц работы вам вряд ли удастся выйти даже в ноль. Тем не менее, при совпадении положительных факторов и неустанной работе как над ассортиментом, так и над продвижением, даже одна точка может выйти на прибыль в 140 тыс. рублей.
Такой размер прибыли с одного пойнта кофе с собой объясняется тем, что несмотря на то, что себестоимость чашечки кофе составляет 30-40% от цены, её рентабельность составляет лишь около 20%. Большую часть выручки съедает аренда, которая, в свою очередь, и является залогом большей прибыли — замкнутый круг.
Чтобы окупить аренду и затраты на расходные материалы точке кофе с собой нужно продавать от 30 до 60 чашек кофе в день. Только после этого количества, каждая следующая проданная чашка кофе будет приносить 60-70% чистой прибыли.
Другое дело, когда вы открываете не одну точку, а сразу несколько или постепенно открываете точки одну за другой. В этом случае добиться хорошей прибыли, в несколько раз превышающей отметку в 100 тысяч, можно с 3-4 точками и хорошим управляющим. Более того, расположенные в разных местах точки кофе с собой будут уравновешивать общую выручку, компенсируя провалы в продажах одной из точек. Например, пик продаж кофе с собой в торговом центре в выходные дни будет компенсировать нулевую выручку точки в бизнес-центре.
В любом случае, открывая бизнес кофе с собой нужно понимать, что с одной стороны, для кофе с собой как товара характерны разовые, спонтанные или даже рефлекторные покупки, но, как утверждают многие владельцы подобного бизнеса, именно постоянные клиенты обеспечивают стабильную выручку.
Заработать доверие и лояльность клиентов возможно с помощью множества факторов, таких как приветливое обслуживание, различные бонусные программы (например, при покупке стаканчика капучино в 400 мл овсяное печенье в подарок), акции («Шестой кофе в подарок»), активность в социальных сетях и т.д.
И если вы хотите стать владельцем прибыльного бизнеса кофе с собой и сделать даже одну свою точку выгодной, вам необходимо не просто готовить вкусный и качественный кофе в правильном месте. Сейчас в условиях острой конкуренции, когда кофе с собой льётся из каждой двери, нужно делать ставку на сервис и маркетинг, работать с меню и ассортиментом. Если вы всем сердцем полюбите этот бизнес и будете вкладывать в него свои силы и душу, у Вас всё получится!
Свой бизнес: как открыть точку по продаже «кофе с собой»
«Кофе с собой» – это бизнес, который растет на волне потребления кофе в России. Рассмотрим, во сколько обойдется открытие кофейной точки, выясним, как найти место под аренду кофе и посчитаем прибыль.
Кофе является популярным напитком, и с каждым годом его потребление растет. В России развивается культура потребления кофе. Все больше людей предпочитают пить кофе вне дома. По данным IndexBox Russia, объем потребления кофе ежегодно увеличивается на 30-50%. В 2018 году объем кофейного рынка составлял 131 тыс. тонн.
Еще одно доказательство, что кофе сегодня популярно – рост количества потребляемого кофе на душу населения. Если в 2001 году на одного россиянина приходилось 400 грамм кофе в год, то сейчас этот показатель составляет 1,35 кг кофе в год. Тем не менее, рынку есть, куда расти. В европейских странах на человека приходится от 6 до 12 кг кофе в год.
С современным ритмом жизни наиболее актуальным становится формат «кофе с собой». В 2016 году «кофе с собой» захватил мегаполисы, а в настоящее время распространился по всей стране. Кофейные точки приживаются даже в небольших городах.
Социальный опрос, проведенный Magram Market Research, показал, что 57% россиян обязательно покупают стаканчик кофе по пути на работу или учебу. Средний возраст покупателей – от 24 до 44 лет. При этом каждодневные покупки совершают 22% респондентов, а 48% пьют кофе в стаканчиках один-два раза в неделю.
1. Анализируем местный рынок «кофе с собой»
Прежде чем предпринимать активные действия по открытию бизнеса, нужно оценить рынок, в котором вы планируете работать. Не нужно заказывать маркетинговое исследование – вы можете самостоятельно провести общий анализ. На что следует обратить внимание:
изучите уровень конкуренции в вашем городе. Кто ваши основные конкуренты и где они расположены? Воспользуйтесь сервисами типа 2ГИС, Яндекс.Карты, Google Карты. Так вы оцените количество конкурентов и определите районы, где можно разместить свою торговую точку;
проведите опрос в вашем городе и определите места, где сосредоточена ваша целевая аудитория. Вы поймете, стоит ли вообще реализовывать эту бизнес-идею. Изучите вкусовые предпочтения ваших потенциальных потребителей. На основе собранной информации вам будет проще сформировать ассортимент напитков;
рассмотрите предложение конкурентов: какие напитки и дополнительные товары они предлагают, какие фишки применяют, как рекламируют свое заведение? Так вы сможете учесть чужой опыт, переняв удачные решения и исправив ошибки;
составьте портрет вашей целевой аудитории (возраст, род занятия, интересы). Это поможет сформировать привлекательное предложение и подскажет, где искать своего потребителя;
посмотрите, что происходит сегменте «кофе с собой» за рубежом. Там можно подсмотреть новые идеи и бизнес-модели.
Чем больше информации вы соберете, тем проще будет ориентироваться на рынке и принимать решения. Анализ рынка является фундаментом, на котором вы будете строить свое дело. В противном случае пробелы, которые вы не закроете сначала, так или иначе будут мешать вам в дальнейшем.
Преимущества и недостатки бизнеса «кофе на вынос»
высокий спрос на «кофе с собой»;
быстрая окупаемость вложений;
бизнес подходит начинающему предпринимателю;
высокая рентабельность 60%;
бизнес может разместиться на площади до 10 кв.м.;
простой процесс открытия и ведения бизнеса
высокая конкуренция в в сфере;
крайне высокая зависимость бизнеса от правильно выбранного места;
предприниматель должен обладать определенными навыками и знаниями в области приготовления кофе;
высокая текучка кадров;
сезонность спроса на кофейные напитки
2. Выбираем место для кофейной точки
Одним из самых важных этапов при открытии точки «кофе с собой», от которого зависит примерно 80% успеха, является выбор расположения. Торговля в таком формате успешна за счет спонтанных продаж: «увидел – купил». От грамотно выбранного места зависит количество чеков, т.е. прибыль вашего бизнеса. Кофе в бумажном стаканчике стоит в среднем 100 рублей – цена небольшая, поэтому доход формируется за счет количества продаж.
Самые подходящие места для кофейной точки «кофе с собой»:
остановки общественного транспорта и станции метро;
пешеходные переходы и крупные перекрестки;
парки, набережные, скверы, пешеходные улицы;
территории рядом с бизнес-центрами, учебными заведениями, торговыми центрами;
сами торговые центры и бизнес-центры;
аэропорты, вокзалы, привокзальные площади.
Учебные учреждения
Бизнес-центры
Остановки, станции метро, пересадочные узлы
Пешеходные улицы, набережные, парки
Торговые центры
Главное, что следует иметь в виду: торговые центры торговым центрам рознь. Сегодня торговыми центрами могут называть себя как гипермаркеты, так и помещения на несколько сотен квадратов с двумя-тремя видами торговли и единичными клиентами. Однако при выборе торгового центра сперва следует исходить не из объема пешеходного трафика, а из других показателей: количества аудитории, готовой покупать кофе, наличия якорного арендодателя и его способностей генерировать вашу целевую аудиторию в максимальном количестве. Якорными арендодателями могут быть:
тематические якори. Для каждого отдельного бизнеса существуют свои тематические якори. Например, для услуг по ремонту одежды плюсом будет большое количество крупных магазинов одежды, а для темы кофе отлично подойдет близость пекарен, булочных, кондитерских, а также магазинов с популярными сегодня форматами кулинарий, отделами “продаем и готовим на месте” и grab-and-go (дословно, “хватай и иди”), куда люди приходят за уже готовой едой в индивидуальной упаковке. Плюс в том, что свежесваренный кофе будет служить для таких покупателей дополнением к покупкам для перекуса с собой или на месте.
нетематические якори. К нетематическим якорям можно отнести все, что генерирует трафик, но не генерирует прибыль и целевую аудиторию. Хотя кофе сегодня пьют всегда и везде, но в каких-то местах его будут пить гораздо меньше. Это могут быть мебельные и строительные магазины, всевозможная вещевая торговля и прочее. Уже упомянутые раньше продуктовые сети, при условии, что они не соседствуют с другими якорями, тоже можно отнести к нетематическим для «кофе с собой».
Автовокзалы и ж/д вокзалы
Аэропорты
Скажем прямо: разместить точку в аэропорту начинающему предпринимателю нереально. Денег и желания здесь недостаточно: чтобы размещаться в воздушных гаванях, для потенциальных арендаторов проводят конкурсы и тендеры. Величина арендной платы для размещения в аэропорту огромна, добираться персоналу до торговой точки, как правило, приходится издалека, поэтому все это приходится закладывать в цену продукции. В аэропортах можно встретить лишь крупные сетевые компании, для которых такое расположение скорее дело имиджа, нежели прибыли.
Иногда в процессе поиска помещения желающие открыть точку «кофе с собой» сталкиваются с предложениями о покупке готового бизнеса. Здесь необходимо держать в уме все то же правило: местоположение на первом месте. Вероятность того, что кто-то продает хороший и прибыльный бизнес в хлебном месте, крайне низкая. Поэтому следует “докопаться” до настоящих причин продажи бизнеса, которые обычно скрываются под стандартными формулировками вроде “переезжаю в другой город”, “развиваю другой бизнес, а этим заниматься некогда” и так далее.
Обращаем внимание, что подбирать помещение следует после регистрации бизнеса, но до оформления разрешительной документации. Чтобы заключить договор аренды, нужно быть ИП или юрлицом. А разрешительная документация выдается на основе оценки торгового помещения, которое должно соответствовать нормам. Поэтому ознакомиться со всеми требованиями нужно заранее.
3. Решаем юридический вопрос
Следующий этап – выбор системы налогообложения. Для формата такой торговой точки лучше всего подойдет ЕНВД «Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей». Физическим показателем для расчета налога будет количество работников, включая предпринимателя, с базовой доходностью 4500 рублей в месяц.
Следующий этап – самый сложный, потому что включает в себя сбор всей разрешительной документации. Несмотря на отсутствие кухни и посадочных мест, заведение «кофе на вынос», с точки зрения закона, относится не к торговле, а к общепиту. Потому что напитки, которые вы продаете, готовятся на месте. И с вас будет спрос такой же, как для любого общепита.
Чтобы получить разрешение, в Роспотребнадзор необходимо представить следующий пакет документов:
документы, удостоверяющие регистрацию ИП: свидетельство о регистрации, ИНН, выписка из ЕГРИП;
договор на аренду помещения или документ, подтверждающий право собственности на торговое помещение;
гигиенические заключения и сертификаты качества на всю продукцию (предоставляются поставщиками продукции);
санитарные книжки персонала;
договора с обслуживающими службами (вывоз мусора, пожарная служба, коммунальными службами, проведение дезинфекции помещения);
лицензия на осуществление розничной торговли (действует 1 год);
патент на ведение торговой деятельности (выдается в районном муниципалитете);
перечень реализуемой продукции;
банковские реквизиты компании, заверенные подписью и печатью;
заключение налоговой инспекции о постановке на учет кассовых аппаратов (обращаем внимание, что при налоге ЕНВД вы можете не применять ККТ, но по требованию покупателя обязаны выдать ему товарный чек или квитанцию);
внутренние документы (устав, журнал по технике безопасности, технологические карты).
С точным перечнем документов можно ознакомиться, обратившись в местный отдел Роспотребнадзор или на сайте rospotrebnadzor.ru.
Не забудьте, что в вашей торговой точке должен быть уголок потребителя. Если при проверке его не обнаружат, вам предъявят штраф в размере от 10 до 30 тыс. рублей.
В уголке потребителя должны быть:
Текст закона «О защите прав потребителей»
Книга отзывов и предложений
Данные о регистрации бизнеса
Уголок потребителя можно приобрести готовым комплектом через интернет, а также заказать услуги специалиста, который сможет заполнить бумаги и проверить все формальности. Если вы собрали всю необходимую документацию, можно считать, что вы открыли бизнес. Выбор подходящего помещения и юридическая часть в данном случае самые сложные этапы.
4. Приобретаем оборудование для точки “кофе с собой”
Главное оборудование для точки с продажей кофе – это, конечно, кофейная машина. От него зависит качество вашей продукции.
Кофемашина. Подберите хороший, надежный аппарат, имеющий различные встроенные функции. Лидерами в производстве кофейных аппаратов признаны Италия и Швейцария. Начальная цена такого оборудования составляет 160 тыс. рублей. Но для начала можно выбрать что-то попроще без ущерба качеству. Качественный кофейный аппарат будет стоить от 80 тыс. рублей. При выборе обратите внимание, что объем бака в аппарате был не менее 8 литров. Также аппарат должен вмещать одноразовые стаканчики объемом не меньше 400 мл.
Кофемолка. Не все профессиональные кофемашины оснащены функцией перемола зерен. Поэтому вам может понадобиться кофемолка. Ее стоимость составит около 10 тыс. рублей.
Небольшой холодильник. Для хранения молочной продукции понадобится мини-холодильник. Стоимость такого оборудования составит 10-15 тыс. рублей.
Одноразовая посуда. Для услуги «кофе на вынос» нужны бумажные стаканчики. Выигрышным вариантом будут стаканчики с брендовой символикой или необычным дизайном. Но за такие вещи придется заплатить больше. Цена 100 стандартных стаканов объемом 300 мл составляет 135 рублей. Добавьте к ним пластиковые крышки, удобные держатели-переноски, размешиватели, салфетки и т.п. На это придется затратить около 2000 рублей.
Помимо этого, вам потребуется мерная посуда, стойка, за которой будут готовить кофе, полки, стол. Если помещение позволяет, можно сделать несколько столиков с барными стульями, где посетители могут выпить кофе. Таким образом, дополнительные расходы составят 20-50 тыс. рублей.
5. Закупаем расходные материалы
Бизнес будет успешным, если вы предложите потребителям вкусный напиток. Это возможно только при закупке качественного сырья: зернового кофе, питьевой воды, свежего молока, топпингов, сиропов и других продуктов.
Неожиданно, но вкус кофе на 70% зависит. от качества воды. Поэтому вам придется закупать воду. Лучше брать мягкую воду – свежую, прозрачную, безвкусную, с минимальной минерализацией. Чтобы определиться с поставщиком, почитайте тематические форумы и отзывы других предпринимателей. Если хотите подойти к делу досконально, можете изучить мировой стандарт качества воды для кофе от SCAA и SCAE. В среднем, в день вам потребуется 50-60 литров воды в день.
Как выбрать поставщика кофе? Оптовой продажей кофейных зерен занимается множество компаний. Чтобы не заблудиться в названиях и выбрать достойного поставщика, обратите внимание на несколько основных параметров.
Параметры для выбора поставщиков кофе:
цена. В среднем, 1 кг кофе в зернах будет стоить 1000 рублей. Из 1 кг кофейных зерен получится приготовить около 120 чашек напитка;
ассортимент продукции и возможные объемы поставок. Если вы небольшая торговая точка, то вам нет смысла делать крупные закупки. Поэтому ищите поставщиков, которые работают с небольшими заказами;
гарантии, которые поставщик может предоставить. Обговорите вопросы возврата или обмена товара, сроков обработки претензий и прочие моменты, которые могут возникнуть при каких-либо нарушениях;
местоположение поставщика. Этот фактор влияет на скорость и стоимость доставки. Чем ближе поставщик находится к вам, тем лучше. Потому что транспортные расходы в большинстве случаев ложатся на заказчика, то есть на вас;
условия оплаты. Обязательно уточните, как работает поставщик: с предоплатой или есть возможность отсрочки платежа.
Главное требование к поставщикам – своевременная поставка качественной и свежей продукции. При этом вся продукция должны соответствовать требованиям ГОСТов и иметь сертификаты качества.
Для приготовления кофе перечисленные категории поставщиков являются основными. Также не забудьте о том, что вам нужно закупать молоко и взбитые сливки, различные топпинги (орехи, кокосовая стружка, соленая карамель), сахар в пакетиках, сиропы. Можно найти поставщика, который сможет осуществлять комплексные поставки всей этой мелочи. В месяц небольшая кофейня будет потреблять сырье общей стоимостью примерно 50 тыс. рублей.
Также неплохо, если в вашей кофейне клиент сможет приобрести какую-нибудь выпечку или что-то сладкое. Чаще всего десерты и различные хлебобулочные изделия поставляются кофейням в замороженном виде, а кофейням остается лишь разогреть их и добавить сироп. Найти поставщиков проще все по целевым запросам в поисковиках вроде “замороженная выпечка мелким оптом”, “оптовые поставщики выпечки” и т. п.
6. Подбираем персонал точки “кофе с собой”
Для функционирования точки с услугой «кофе на вынос» потребуется минимальное количество персонала. На первых пора предприниматель сам может выполнять все функции, чтобы сэкономить на зарплате. Позже он может отойти от обслуживания клиентов и заниматься только документами: бухгалтерией, отчетами для налоговых органов, договорами с поставщиками и т.д.
Для успешной кофейни, даже в формате «кофе с собой», бариста обязательно должен разбираться в типах напитков и знать, что входит в состав каждого типа, представленного в ассортименте. Он должен обладать навыками продаж, быть вежливым, аккуратным, чтобы поддерживать свое рабочее место в чистоте. И не забудьте о наличии санитарной книжки.
Если планируете нанять сотрудника, предусмотрите для него сдельную оплату труда. Это позволит нанять хорошего специалиста, мотивировать его на активные продажи и убережет вас от риска хищения продуктов. Для общепита эта угроза очень актуальна. Учтите также, что идеального кандидата с первого раза вам найти вряд ли удасться. Текучка кадров в этом бизнесе очень велика, поэтому будьте к этому готовы и просто запаситесь терпением.
7. Привлекаем клиентов
Для начала нужно составить портрет вашей целевой аудитории. Это будут люди до 17 до 40 лет (в большинстве студенты или рабочие). Поскольку продажи кофе обычно импульсивные, главной рекламой будет выступать удачное расположение. Что еще нужно делать, чтобы сделать свой бизнес популярным?
Яркая наружная реклама: вывеска, указатель, доска с меню, вывешенная на фасаде здания (Если собрались менять фасад здания, потребуется согласование в Комитете по градостроительству и архитектуре);
Продвижение через социальные сети (идеи концепций для инстаграм-аккаунтов для кофейного бизнеса можно посмотреть здесь;
Проведение различных акций (скидки, спец. предложения, купоны на разовую скидку, конкурс в рамках социальной сети, акция «пятый кофе в подарок» и т.д.);
8. Считаем расходы точки “кофе с собой”
Определяем, сколько денег потребуется, чтобы открыть точку «кофе с собой» и какими будут ежемесячные затраты на бизнес. Объединяем всю информацию и получаем такие цифры: для открытия точки нужны первоначальные вложения в размере 230 тыс. рублей, а ежемесячные траты составят примерно 151 тыс. рублей.
Первоначальные вложения (средние показатели)