в е семенов что такое трансцендентальная логика
Доминирующие парадигмы трансцендентализма в западноевропейской философии, Семенов В.Е., 2012
Доминирующие парадигмы трансцендентализма в западноевропейской философии, Семенов В.Е., 2012.
Трансцендентальная философия в различных своих модификациях является одной из фундаментальных парадигм европейской мысли. В книге доктора философских наук В. Е. Семенова осуществляется попытка историко-философской и систематической рефлексии, направленной на анализ и интерпретацию конкретных учений и реконструкцию более или менее целостной и «сквозной» картины трансценденталистского движения в западноевропейской философии. Трансцендентализм исследуется как парадигмальное течение, существующее со времен Античности. При этом автор рассматривает учения Платона, Августина, Декарта, Канта, марбургского неокантианства, Гуссерля в качестве фундаментальных и доминирующих концепций этого типа философствования. В процессе анализа эксплицируются существенные характеристики трансцендентализма, выявляются его основные разновидности, прослеживается формирование понятийного ряда, тематизируются методологические принципы этой парадигмы.
Издание рассчитано на круг читателей, интересующихся проблемами истории философии, гносеологии и онтологии, науки и культуры.
Критицизм.
Философия, как известно, есть наилучший подарок человеческому роду от богов. Однако возникает она не изначально и не вдруг. Прежде всего, боги даруют нам чувственность, в том числе зрение — источник величайшей для нас пользы. При помощи глаз люди увидели Солнце, небо и звезды. Наблюдая течение дней и ночей, круговороты месяцев и годов, равноденствия и солнцестояния, они, обладающие разумом, составили себе представление о числе, выработали понятие о времени, научились размышлять о первоначалах и сущем.
Приобретенный жизненный и умозрительный опыт позволил смертному человеку обратить взор на Космос и попытаться осознать его природу. Только после этого боги решили облегчить людям задачу и наградили их философией. Наблюдение «круговращений ума в небе» и усвоение природной правильности рассуждений должны были, по замыслу богов, упорядочить непостоянные круговращения человеческой мысли (Tim. 47b-c). Только метафизика, а точнее — ее правильное использование — сможет уподобить нашу способность рассуждения той гармонии, которая изначально свойственна Мировой душе.
Оглавление
Предисловие
Введение
Часть первая. Онтологический и гносеологический трансцендентализм Платона
Глава 1. Критицизм
§ 1. Первоначальные интенции
§ 2. Критика предшествующей натурфилософии
§ 3. Деконструкция софистики
Глава 2. Трансцендентализм
§ 1. Анамнесис идей a priori
а) «Менон»
β) «Федон»
у) «Федр»
§ 2. Нисхождение в совершенный мир, или Трансцендентальная редукция
а) «Федон»
β) «Государство»
§ 3. Восхождение
а) Трансцендентная идея Блага
β) Познание к бытию
γ) Учение о степенях Блага
б) Онтологический трансцендентализм: Платон и Кант
§ 4. Возникновение семантики трансцендентализма
а) Трансцендентное и трансцендентальное
β) От Аврелия Августина к Плотину
γ) От Плотина к Платону
б) Базовые контексты трансцендентализма
ε) Генезис терминологии трансцендентализма
ξ) Сферы трансценденталистского смысла
§ 5. Строение чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира
а) Аналогия Солнца
β) Разделённая Линия
γ) Аллегория Пещеры
Глава 3. Части души
§ 1. Трансцендентальная дедукция «главных родов»
а) Структура дедукции и стадия выведения понятий
β) Этапы и сущность трансцендентальной дедукции
γ) Итог дедукции и ее анализ
§ 2. Трансцендентальный синтез души
а) Гносеологическая интенциональность
β) Структура трансцендентального синтеза
§ 3. Античный генезис трансцендентальной философии
Часть вторая. Рефлексивный трансцендентализм Аврелия Августина
Глава 4. Критика скептицизма и натурализма
§ 1. Опровержение академиков
§ 2. Инвективы против ионийцев
Глава 5. Нисхождение и восхождение
§ 1. Трансцендентальная редукция
a) Цели редукции
b) Принципы и механизмы редукции
c) Становление трансценденталистского применения
§ 2. Ascensus: восхождение души к Богу
Глава 6. Трансцендентальные структуры познания
§ 1. Трансцендентные условия: Свет и формы
§ 2. Чистые понятия a priori
§ 3. Внимание души, или Интенциональность
§ 4. Конструирование знания
Часть третья. Восход классического трансцендентализма: Декарт
Глава 7. Обоснование метафизики как строгой науки
§ 1. Методическое сомнение как фундирующая редукция
a) Цели и задачи редукции
b) Структура методического сомнения: содержание элиминации
c) Функции методического сомнения
§ 2. Восстановление утраченного мира
Глава 8. Трансцендентальная структура мышления
§ 1. Действие познавательных способностей
a) Обращение к уму и «к самим вещам»
b) Трансцендентальное действие ума
§ 2. Система идей
a) Сущность идей a priori
b) Синтетическая функция идей a priori
c) Ноэма и ноэзис
Часть четвертая. Классический трансцендентализм И. Канта
Глава 9. Трансцендентальная семантика И. Канта
§ 1. Одиссея понятия «трансцендентный»/ «трансцендентальный» в Новое время
§ 2. Генезис трансценденталистского словоупотребления
§ 3. Применение термина в маргиналиях и рукописях
§ 4. Многообразная семантика термина
§ 5. Фундаментальная семантика термина
Глава 10. Первое применение трансцендентальной логики
§ 1. Трансцендентальная редукция
§ 2. Формальная и трансцендентальная логика
§ 3. Структура трансцендентальной логики
§ 4. Трансцендентальные суждения
§ 5. Чистый трансцендентальный синтез
§ 6. Трансцендентальные категории
§ 7. Трансцендентальная дедукция категорий
Глава 11. Второе применение трансцендентальной логики
§ 1. Функции общей и трансцендентальной логики
§ 2. Трансцендентальная функция схематизма
§ 3. Трансцендентальная логика всех основоположений
§ 4. Трансцендентально-логическая сущность аксиом созерцания
§ 5. Трансцендентальный смысл антиципаций восприятия
§ 6. Функциональные и синтетические требования аналогий опыта
§ 7. Модальная ориентация постулатов эмпирического мышления
Глава 12. Трансцендентальный функционализм
§ 1. Сущность трансцендентального принципа
§ 2. Функциональная эстетика
§ 3. Функциональная аналитика
Глава 13. Гносеологический и онтологический трансцендентализм
Часть пятая. Функциональный трансцендентализм Марбургского неокантианства
Глава 14. Обоснование функционального трансцендентализма
§ 1. «Чистота» мышления и «факт науки» versus синтетическое единство
§ 2. Путь к чистому априорному мышлению
a) Реконструкция вещи самой по себе
b) Трансформация ощущений и созерцания
Глава 15. Система трансцендентального познания
§ 1. Функционально-трансцендентальная сущность Ursprung
§ 2. Движение мышления как порождение
§ 3. Функциональное понятие как «закон ряда»
Часть шестая. Интенциональный трансцендентализм Э. Гуссерля
Глава 16. Движение к чистой субъективности
§ 1. Критика натурализма
a) Экспликация психологицистских деформаций логики
b) Типологизация психологизма и его предрассудков
§ 2. «Трансцендентальный факт» и трансцендентальная редукция
a) Сущность естественной и феноменологической установки
b) Редукция как базовое трансцендентальное действие
Глава 17. Структура и действие чистого сознания
§ 1. Трансцендентальная рефлексия
§ 2. Интенциональная форма предметности
§ 3. Трансцендентальные функции ноэмы и ноэзиса
Заключение
Список использованной литературы
Список сокращений
Указатель имен. Составитель И.И. Ремезова.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Логика трансцендентальная
Трансцендентальная логика — это философское понятие (см. Философия), введённое Иммануилом Кантом в «Критике чистого разума» (1781) для обозначения «науки о чистом, происходящем из рассудка и разума, знании, посредством которого предметы мыслятся вполне a priori» и определяющей происхождение, объём и объективное значение подобных знаний. В кантовской классификации логик трансцендентальная логика — это по существу частная логика для метафизики, которая, наряду с трансцендентальной эстетикой, составляет трансцендентальное учение о началах. Трансцендентальная логика подразделяется на трансцендентальную аналитику (аналитика понятий и аналитика основоположений) и трансцендентальную диалектику (понятия чистого разума и диалектические выводы чистого разума).
Традиционную формальную логику (см. Логика) И. Кант считал вполне законченной и совершенной наукой со времён Аристотеля; она воспринималась им как наука, «обстоятельно излагающая и строго доказывающая одни только формальные правила всякого мышления (безразлично, априорное оно или эмпирическое, безразлично, каковы его происхождение и предмет…)». (Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. С. 14).
В целом, Кант подразделял логику на общую и частную (логика той или иной дисциплины); общая же логика подразделялась им на чистую и прикладную. Если прикладная логика учитывает эмпирические условия применения логических принципов, указываемых психологией, то общая логика отвлекается от всякого содержания познания, от всякого отношения к его объекту. В свою очередь, в общей логике Кант выделял общую чистую логику, которая отвлекается от всего эмпирического, «имеет дело исключительно с априорными принципами и представляет собой канон рассудка и разума» (Там же. С. 71).
Однако, для того чтобы в логике исключить эмпирическое и оставить лишь чистое, необходимо исследовать происхождение знаний, а поэтому оказывается невозможным и абстрагирование от всякого содержания, свойственное традиционной формальной логике. Данную задачу выполняет трансцендентальная логика: наука, «определяющая происхождение, объём и объективную значимость подобных [неэмпирических, априорных] знаний, должна называться трансцендентальной логикой, потому что она имеет дело только с законами рассудка и разума, но лишь постольку, поскольку она a priori относится к предметам в отличие от общей логики» (Там же. С. 73–74).
Если в трансцендентальной эстетике Кант изолировал чувственность, то в трансцендентальной логике он обособлял рассудок, выделяя «из области наших знаний только ту часть мышления, которая имеет свой источник в рассудке» (Там же. С. 76). В то же время, даже в трансцендентальной аналитике, наряду с рассудком, Кант обособлял и трансцендентальную способность воображения, а трансцендентальную диалектику целиком посвятил не рассудку, а, прежде всего, разуму.
Кантовское деление трансцендентальной логики на трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику соответствовало некоторым логическим традициям того времени. Вместе с тем Кант придал данному делению иное звучание: если трансцендентальная аналитика была истолкована им как «логика истины», то трансцендентальная диалектика — как «логика видимости». Наибольшее влияние на дальнейшее развитие теории познания оказала трансцендентальная аналитика, включающая в себя, в частности, такие разделы, темы и понятия, как таблица категорий, трансцендентальная дедукция категорий, первоначально-синтетическое и трансцендентальное единство апперцепции, проблема синтеза и связи, трансцендентальные схемы, вторая аналогия опыта с обоснованием принципа причинности и другие. Именно на трансцендентальную аналитику как на составную часть трансцендентальной логики опирались или отталкивались от неё в своих размышлениях многие представители таких течений, как неокантианство, феноменология, неопозитивизм, аналитическая философия (см. Аналитическая философия), философия науки и другие.
Между тем более объёмная по содержанию трансцендентальная диалектика представляет не меньший материал для теоретико-познавательного осмысления. В первую очередь, это относится к проблеме границ и возможностей познания, к проблеме антиномий, к регулятивному принципу применения трансцендентальных идей, а также к вопросам каузальности, соотношения потенциальной и актуальной бесконечности и другим. Однако до сих пор трансцендентальная диалектика гораздо реже попадает в центр теоретико-познавательных размышлений, чем трансцендентальная аналитика.
В разработке трансцендентальной логики Кант проявил неудовлетворённость средствами традиционной формальной логики. Тем не менее, рассматривать трансцендентальную логику как некую ступень на пути к так называемой диалектической логике, учитывающей не только форму, но и содержание знания, было бы неоправданно. Несмотря на существенное влияние, оказанное трансцендентальной логикой на развитие теории познания и философии науки, она практически не оказала никакого воздействия на формальную логику и за исключением некоторых учебников (например, русских пособий по логике начала XIX века) не только не рассматривалась в логических компендиумах, но даже и не упоминалась в них.
После Канта трансцендентальная логика развивалась в немецком идеализме (И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель) как своеобразная альтернатива формальной логике, включающая (в отличие от кантовского подхода) принципы, противоречащие принципам формальной логики (например, утверждение противоречия). В неокантианстве (Марбургская школа) трансцендентальная диалектика развивалась в русле, более близком к кантовскому замыслу. В XX веке Э. Гуссерль пытался развить трансцендентальную логику как учение о последних, глубоких и универсальнейших принципах и нормах всей науки (см. Наука). В настоящее время предпринимаются отдельные попытки интерпретировать трансцендентальную логику как вид логики, взаимодействующей с аппаратом формальной логики при построении логических выводов (трансцендентальной дедукции).
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА
Полезное
Смотреть что такое «ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА» в других словарях:
Трансцендентальная логика — (нем. Transzendentale Logik) учение Канта о чистых правилах и понятиях рассудка, которые априори определяют наш опыт. Вторая часть Критики чистого разума. Трансцендентальная логика подразделяется на трансцендентальную аналитику и… … Википедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА — термин, введенный Кантом; обозначает логику, к рая, в отличие от обычной, формальной логики, исследует в логич. формах и функциях то, что обосновывает в них возможность синтетич. суждений a priori. В указанном здесь значении Т. л. Канта совпадает … Философская энциклопедия
“ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ” — “ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ” понятие и термин, введенные И. Кантом в “Критике чистого разума” для обозначения “науки о чистом, происходящем из рассудка и разума, знании, посредством которого предметы мыслятся вполне a priori” и определяющей… … Философская энциклопедия
«ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ» — – понятие и термин, введенные И.Кантом в «Критике чистого разума» для обозначения «науки о чистом, происходящем из рассудка и разума, знании, посредством которого предметы мыслятся вполне a priori» и определяющей происхождение, объем и… … Философская энциклопедия
ЛОГИКА — (от греч. logos слово, понятие, рассуждение, разум), или Формальная логика, наука о законах и операциях правильного мышления. Согласно основному принципу Л., правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или… … Философская энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА — часть трансцендентальной логики Канта, в которой излагается учение о рассудочном знании. ТА., по Канту, является трансцендентальной потому, что осуществляет не обычный анализ такой познавательной способности, как рассудок, а представляет собой… … История Философии: Энциклопедия
ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ — наука, изучающая мышление с т. зр. его способности быть оформленным в языке. Наиболее распространенным для пропедевтического варианта Л. ф. остается определение ее как науки о формах и законах правильного мышления. Однако именно языковая… … Современный философский словарь
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА — часть трансцендентальной логики Канта, в которой излагается учение о рассудочном знании. ТА., по Канту, является трансцендентальной потому, что осуществляет не обычный анализ такой познавательной способности, как рассудок, а представляет собой… … История Философии: Энциклопедия
логика трансцендентальная — ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ один из наиболее важных и известных разделов «Критики чистого разума» И. Канта, который, наряду с трансцендентальной эстетикой, составляет трансцендентальное учение о началах. Л. т. распадается на… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА
Полезное
Смотреть что такое «ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА» в других словарях:
Трансцендентальная логика — (нем. Transzendentale Logik) учение Канта о чистых правилах и понятиях рассудка, которые априори определяют наш опыт. Вторая часть Критики чистого разума. Трансцендентальная логика подразделяется на трансцендентальную аналитику и… … Википедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА — вторая часть трансцендентального учения о началах в ‘Критике чистого разума’ Канта ‘наука о правилах рассудка вообще’, исследующая этот рассудок под углом зрения его априорных форм и структур. До Канта эти правила мышления, без которых невозможно … История Философии: Энциклопедия
“ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ” — “ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ” понятие и термин, введенные И. Кантом в “Критике чистого разума” для обозначения “науки о чистом, происходящем из рассудка и разума, знании, посредством которого предметы мыслятся вполне a priori” и определяющей… … Философская энциклопедия
«ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ» — – понятие и термин, введенные И.Кантом в «Критике чистого разума» для обозначения «науки о чистом, происходящем из рассудка и разума, знании, посредством которого предметы мыслятся вполне a priori» и определяющей происхождение, объем и… … Философская энциклопедия
ЛОГИКА — (от греч. logos слово, понятие, рассуждение, разум), или Формальная логика, наука о законах и операциях правильного мышления. Согласно основному принципу Л., правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или… … Философская энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА — часть трансцендентальной логики Канта, в которой излагается учение о рассудочном знании. ТА., по Канту, является трансцендентальной потому, что осуществляет не обычный анализ такой познавательной способности, как рассудок, а представляет собой… … История Философии: Энциклопедия
ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ — наука, изучающая мышление с т. зр. его способности быть оформленным в языке. Наиболее распространенным для пропедевтического варианта Л. ф. остается определение ее как науки о формах и законах правильного мышления. Однако именно языковая… … Современный философский словарь
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА — часть трансцендентальной логики Канта, в которой излагается учение о рассудочном знании. ТА., по Канту, является трансцендентальной потому, что осуществляет не обычный анализ такой познавательной способности, как рассудок, а представляет собой… … История Философии: Энциклопедия
логика трансцендентальная — ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ один из наиболее важных и известных разделов «Критики чистого разума» И. Канта, который, наряду с трансцендентальной эстетикой, составляет трансцендентальное учение о началах. Л. т. распадается на… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
В е семенов что такое трансцендентальная логика
«ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ»
«ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ» – понятие и термин, введенные И.Кантом в «Критике чистого разума» для обозначения «науки о чистом, происходящем из рассудка и разума, знании, посредством которого предметы мыслятся вполне a priori» и определяющей происхождение, объем и объективное значение подобных знаний. В кантовской классификации логик трансцендентальная логика – это по существу частная логика для метафизики.
В «Критике чистого разума» трансцендентальная логика делится на трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику. Первая – это «логика истины». Она представляет собой теорию понятий (категорий) и суждений (основоположений чистого рассудка), которые описывают структуры чистого знания, его принципы и способы применения этих структур к предметам опыта. Материал для построения новой – трансцендентальной – логики у Канта дает уже существующая и, по его мнению, завершенная наука чистого разума – общая логика, классификация суждений которой (с некоторыми модификациями, напр., введением бесконечных суждений) используется в роли образца для формирования системы категорий. Трансцендентальная аналитика описывает систему категорий и условия применения их к предметам опыта. Трансцендентальная аналитика рассматривает чистые понятия как функции синтеза многообразия чистого априорного созерцания. Из этого вытекает их связь с априорными условиями опыта и невозможность их применения за пределами опыта. Вторая часть трансцендентальной аналитики – аналитика основоположений – содержит правила объективного (т.е. не выводящего за пределы возможного опыта) применения категорий. Основоположения являются описанием априорной структуры возможного опыта, с которой должно согласовываться любое эмпирическое суждение, претендующее на истину (напр., закон физики или биологии).
Трансцендентальная диалектика есть логика трансцендентальной иллюзии, т.е. иллюзии необходимым образом возникающей в ходе деятельности разума. Такие иллюзии порождаются разумом, если его принципы, которые относятся только к понятиям рассудка, применяются непосредственно к предметам. Напр., необходимость поиска условий для каждого обусловленного превращается в необходимость существования безусловного. Тогда возникают трансцендентные основоположения и трансцендентальные идеи, с необходимостью влекущие нас за пределы возможного опыта. Всего таких идей три: психологическая идея (душа), космологическая идея (мир), теологическая идея (Бог). Однако эти идеи, выводя разум за пределы опыта, порождают диалектические (т.е. ошибочные) умозаключения: трансцендентальные паралогизмы, антиномии космологической идеи и идеал чистого разума (В 398). Однако трансцендентальные идеи имеют и «превосходное» регулятивное применение как основания для синтеза понятий рассудка, приводящие к расширению и единству знания. В таком случае трансцендентальные идеи рассматриваются как эвристические принципы и могут плодотворно применяться в науке в виде принципов однородности, спецификации и сродства форм.
Трансцендентальная аналитика является каноном оценки эмпирического применения рассудка и способности суждения, трансцендентальная диалектика есть дисциплина чистого разума в его теоретическом применении.
После Канта трансцендентальная логика развивалась в немецком идеализме (Фихте, Гегель) как альтернатива формальной логике, включающая (в отличие от кантовского подхода) принципы, противоречащие принципам формальной логики (напр., утверждение противоречия). В неокантианстве (марбургская школа) трансцендентальная диалектика развивалась в русле, более близком к кантовскому замыслу. В 20 в. Э.Гуссерль пытался развить трансцендентальную логику как учение о последних, глубочайших и универсальнейших принципах и нормах всей науки. В настоящее время предпринимаются попытки интерпретировать трансцендентальную логику как вид логики, взаимодействующей с аппаратом формальной логики при построении логических выводов (трансцендентальной дедукции).